Результаты предпроектного исследования
Другая предпосылка к проектированию новой бакалаврской программы, основана на выступлении Президента РФ В. В. Путина на Совете по науке и образованию 2015 года и ряда других ведущих представителей научного и образовательного сообщества о необходимости выделять в системе инженерного образования три основных направления подготовки: «линейные» инженеры, инженеры-конструкторы-технологи и инженерный… Читать ещё >
Результаты предпроектного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ потребностей новой образовательной программы
Оценка потребностей в обучении по направлению Металлургия в ИЦМиМ СФУ формировалась исходя из существующего состояния процесса обучения в институте. Учитывались потребности результатов обучения ОП промышленными партнерами ИЦМиМ СФУ: ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод», ОАО «Красцветмет», АО «Полюс», результаты которых приведены в приложении 1 и в кейсе «Проблемы внедрения инновационных образовательных программ подготовки инженерных кадров» [36].
Обращаясь к истории вопроса, то на красноярской земле подготовка специалистов в области металлургии осуществляется более полувека. Изначально готовили специалистов в Красноярском институте цветных металлов затем в Сибирском федеральном университете. В начале 21 века специальности направления «Металлургия» были весьма востребованными среди поступающих, несмотря на реальное сокращения фактических рабочих мест. Так в 2002 году набор только на одну специальность «Обработка металлов давлением» составлял порядка 80−90 человек (3 группы: 2 полная форма обучения — 5 лет и одна ускоренной — 3 года) и набор на пять специализаций в среднем превышал 300 человек. После организации Сибирского федерального университета (4+1 вуз города) на уровне края и вступлении России в Болонский процесс произошла реструктуризация институтов университета, произошло укрупнение и перераспределение кафедр и набора абитуриентов. Изначально был открыт набор в магистратуру и бакалавриат по кафедрам реализующим соответствующую специализацию (позже профиль), набор осуществлялся с 2011 до 2014 года включительно. Затем за специальными кафедрами остался набор на магистерские программы, а бакалавров набирали на созданные кафедры. Учитывая объективное сокращение производств, что привело к понижению контрольных цифр приема, демографический провал с 2006;2007 года, слабую привлекательность направления «Металлургия» число бюджетных мест минимум последние три года (с 2013 года) составляет порядка 120−130 мест по направлению 22.03.02 «Металлургия». При этом контингент далеко не всегда мотивирован на серьезное обучение и последующую работу именно в этой отрасли, т.к. зачисляются студенты по второму и третьему приоритету, не прошедшие по основному месту подачи заявления. Таким образом, в настоящее время осуществляется набор бакалавров на две новые кафедры — «Общая металлургия» (80 бюджетных мест) и «Инженерного бакалавриата CDIO» (50 бюджетных мест). Последняя создана для выстраивания новых подходов в инженерном образовании, основанном на международной инициативе CDIO, по направлению 22.03.02.10 «Металлургия» CDIO, как стратегический проект университета с привлечением дополнительных ресурсов. Интерес к разработке и реализации новых образовательных практик был проявлен ведущими металлургическими компаниями, что было документально оформлено в виде договоров о сетевой реализации образовательной программы и закреплением студентов за предприятием.
Опыт реализации проекта показывает, что даже после предварительного отбора студенты профиля «Металлургия» CDIO теряют мотивацию к обучению, что проявляется в понижении их результативности вплоть до отчисления из вуза за академическую неуспеваемость (до 20% к третьему курсу), при этом есть студенты с кафедры «Общей металлургии» способные и желающие обучаться по новой программе.
Другая предпосылка к проектированию новой бакалаврской программы, основана на выступлении Президента РФ В. В. Путина на Совете по науке и образованию 2015 года и ряда других ведущих представителей научного и образовательного сообщества о необходимости выделять в системе инженерного образования три основных направления подготовки: «линейные» инженеры, инженеры-конструкторы-технологи и инженерный «спецназ» [37−40]. В контексте данной работы последняя категория предлагается как «Специальные инженеры», т. е. выпускники подготовленные для упомянутого инженерного «спецназа», которого можно подготовить на спец. магистерских программах ведущих вузов страны.
Указанные данные определили цель обучения, заключающейся в качестве полученных компетенций по окончанию студентами ОП направления «Металлургия» в зависимости от их желания и способностей с учетом мнений заинтересованных сторон (администрации института цветных металлов, промышленных партнеров и заказа государства):
- — линейный инженер (ЛИ) — выпускник-управляющий (менеджер) созданным предприятием, объектом, технологией. Оно может быть старым/современным, отечественным/зарубежным, классическим/передовым-продвинутым;
- — CDIO инженер (CDIOИ) — выпускник-руководитель (конструктор-технолог) проектов (эффективных проектов);
- — специальный инженер (СИ) — выпускник-руководитель/создатель предприятий (т.н. руководитель «экстремальных» проектов, предприниматель).