ABC и XYZ анализ
В каждом конкретном случае данная пропорция может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат. При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед магазином стоит задача провести анализ… Читать ещё >
ABC и XYZ анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ, который основывается на принципе Парето. Последний, в свою очередь, гласит, что за 20% последствий отвечают 80% причин. Данное правило, которое также получило название 80/20, означает, что в любом процессе жизненно важным является небольшой процент причин (20%), а оставшиеся причины (80%) не оказывают серьезного влияния на конечный результат.
Данное правило может быть применено к различным социально-экономическим явлениям и бизнес-процессам. Например: 80% работы выполняется за 20% времени; 80% прибыли компании обеспечивают 20% клиентов; 80% площадей склада занимают 20% товарных запасов; 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов; 80% проблем вызвано 20% дефектов и т. д.
В каждом конкретном случае данная пропорция может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат.
В рамках анализа ассортимента данное правил…
При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед магазином стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.
Рассмотрим совмещение ABCи XYZ-анализа на примере магазина по продаже продуктов питания.
В качестве объекта исследования выступают следующие товарные группы:
- — молочная продукция;
- — хлебобулочные изделия;
- — мясо и колбасы;
- — кондитерские изделия;
- — алкогольная продукция;
- -фрукты, овощи;
- — соки, воды.
Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы:
Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте магазина. Результаты анализа представлены в табл. 15.
Таблица 15. ABC-анализ.
Товарная группа. | Доля в товарообороте в порядке убывания, %. | Доля в товарообороте накопительным итогом, %. | Группа. |
Мясо, колбаса. | 26,4. | 26,4. | А. |
Молочная продукция. | 23,6. | 50,0. | А. |
Алкогольная продукция. | 15,2. | 65,2. | В. |
Хлебобулочные изделия. | 10,1. | 75,3. | В. |
Фрукты, овощи. | 9,7. | 85,0. | в. |
Соки, воды. | 7,8. | 92,8. | с. |
Кондитерские изделия. | 7,2. | с. |
Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в табл. 16.
Таблица 16. XYZ-анализ.
Товарная группа. | Доля в валовой прибыли в порядке убывания, %. | Доля в валовой прибыли накопительным итогом, %. | Группа. |
Мясо, колбасы. | 27,5. | 27,5. | X. |
Алкогольная продукция. | 22,5. | 50,0. | X. |
Молочная продукция. | 14,2. | 64,2. | Y. |
Хлебобулочные изделия. | 11,0. | 75,2. | Y. |
Соки, воды. | 9,8. | 85,0. | Y. |
Фрукты, овощи. | 7,6. | 92,6. | Z. |
Кондитерские изделия. | 7,4. | Z. |
Этап 3. Совмещенный анализ (ABCи XYZ-). Необходимо совместить результаты ABCи XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент магазина делится на 9 сегментов исходя из двух критериев — доли товарной группы в товарообороте магазина и доли товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в табл. 17.
Таблица 17. ABCи XYZ-анализ.
АХ Мясо, колбасы. | AY. Молочная продукция. | AZ. |
ВХ Алкогольная продукция. | BY. Хлебобулочные изделия. | BZ. Фрукты, овощи. |
СХ. | CY. Соки, воды. | CZ. Кондитерские изделия. |
Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.
Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются АХ, ВХ, AY — группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина.