Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что практическое использование методики факторного анализа себестоимости продукции, приведенной в параграфах 9.3 и 9.4, осложняется из-за отсутствия необходимой информации. На многих предприятиях не ведется учет производства (реализации) продукции в двойной оценке — в действующих ценах отчетного и базового периодов. Отсутствуют также отчетные и плановые калькуляции себестоимости… Читать ещё >

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Показатель затрат на рубль объема продукции (3) рассчитывается как отношение себестоимости © всей продукции (выпущенной или реализованной) к ее объему (ОП), выраженному в продажных ценах (без косвенных налогов):

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции. (9.7).

Показатель затрат па рубль общего объема продукции имеет следующие достоинства:

  • • позволяет измерить совокупный уровень затрат как сравнимой, так и несравнимой (новой) продукции;
  • • пригоден для анализа в динамике, так как является относительным показателем;
  • • обеспечивает увязку результатов анализа себестоимости и прибыли;
  • • является сквозным показателем и может быть рассчитан как по всему объему продукции, так и по отдельным ее видам.

Однако изменение затрат на рубль объема продукции зависит не только от изменения непосредственно затрат, но и от ряда других факторов. В связи с этим без соответствующего факторного анализа этот показатель не пригоден для оценки динамики (выполнения плана) по себестоимости продукции. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат оказывают следующие факторы:

  • • изменение структуры ассортимента продукции;
  • • изменение затрат, связанное с эффективностью использования производственных ресурсов;
  • • изменение цен и тарифов па потребляемые материальные ресурсы и услуги;
  • • изменение продажных цен.

Методика определения влияния этих факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок представлена в табл. 9.3, а конкретный пример расчета — в табл. 9.4.

Таблица 9.3

Алгоритм расчета влияния факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок

Факторы (условные обозначения).

Формула.

Номер формулы.

Изменение структуры ассортимента продукции (ЛЗа).

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции.

9.8.

Изменение затрат производственных ресурсов (ДЗзр).

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции.

9.9.

Изменение цен и тарифов на материальные ресурсы (ДЗц).

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции.

9.10.

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции.

Изменение продажных цен (ДЗц).

U.np.

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции.

9.11.

Итого (ДЗ = ДЗа +.

+ ДЗзр+ЛЗцмр + Л3ц"р).

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции.

9.12.

Таблица 9.4

Анализ факторов изменения затрат на рубль объема продукции

Показатели.

№.

стр.

Базо вый период.

Базовые данные в пересчете на отчетный объем продукции.

Отчетный период.

в базовых ценах на продукцию и базовых ценах на материальные ресурсы.

в базовых ценах на продукцию и отчетных ценах на материальные ресурсы.

в действующих отчетных ценах.

Объем продукции, тыс. руб.

30 000.

36 200.

36 200.

36 200.

47 060.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

29 000.

31 800.

41 500.

42 000.

42 000.

Затраты на рубль объема продукции, коп.

(стр. 2: стр. 1? 100).

96,67.

87,85.

114,64.

116,02.

89,25.

В приведенном примере произошло снижение уровня затрат на 7,42 коп. на каждый рубль продукции (89,25 — 96,67). Влияние отдельных факторов составило:

  • 1) изменение структуры ассортимента продукции 87,85 — 96,67 = -8,82 коп.;
  • 2) изменение непосредственно затрат 114,64 -87,85 = +26,79 коп.;
  • 3) увеличение цен на материальные ресурсы 116,02 — 114,64 = +1,38 коп.;
  • 4) увеличение продажных цен па продукцию 89,25- 116,02 = -26,77 коп.;
  • 5) проверка: -8,82 + 26,79 + 1,38 — 26,77 = -7,42 коп.

Расчеты показывают, что на снижение уровня затрат благоприятно повлияли изменение структуры ассортимента продукции (-8,82 коп.) и повышение ее цен (-26,77 коп.).

Отрицательное воздействие на рассматриваемый показатель оказал рост уровня затрат (26,79 коп.), а также повышение цен и тарифов на материальные ресурсы (1,38 коп.). Увеличение удельных затрат па 26,79 коп. на каждый рубль продукции свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов, снижении рациональности организации труда и управления. Предприятие компенсировало полученный перерасход за счет повышения цен на продукцию, а также производства более выгодных изделий, т. е. с меньшим уровнем индивидуальных базовых затрат.

Чтобы установить влияние рассматриваемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо отклонения в затратах на рубль продукции по каждому фактору умножить на отчетный объем продаж, выраженный в ценах базового периода, а полученные результаты взять с обратным знаком (табл. 9.5).

Таблица 9.5

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли

Факторы.

№.

стр.

Расчет влияния на себестоимость, тыс. руб.

Влияние на прибыль, тыс. руб. (+.-).

Изменение структуры ассортимента продукции.

— 8,82? 36 200: 100 = -3192,8.

+3193.

Изменение уровня производственных затрат.

26,79? 36 200: 100 = 9698.

— 9700.

Увеличение цен и тарифов на материальные ресурсы.

1,38? 36 200: 100 = 499,6.

— 500.

Увеличение продажных цен.

— 26,77? 36 200: 100 = -9690,7.

+9691.

Итого.

— 7,42? 36 200: 100 = -2686.

+2686.

Примечания. 1. Номер строки соответствует нумерации при расчете влияния каждого фактора, представленного после табл. 9.4.2. В данном примере суммы объема выпуска продукции и ее продаж приняты одинаковыми.

Из приведенных расчетов следует, что росту прибыли способствовали увеличение продажных цен и благоприятные структурные сдвиги в составе реализуемой продукции. На снижение прибыли повлияло удорожание цен материальных ресурсов и повышение уровня затрат производственных ресурсов.

Следует отметить, что практическое использование методики факторного анализа себестоимости продукции, приведенной в параграфах 9.3 и 9.4, осложняется из-за отсутствия необходимой информации. На многих предприятиях не ведется учет производства (реализации) продукции в двойной оценке — в действующих ценах отчетного и базового периодов. Отсутствуют также отчетные и плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой