Факторный анализ затрат на рубль объема продукции
![Реферат: Факторный анализ затрат на рубль объема продукции](https://bakalavr-info.ru/work/8849216/cover.png)
Следует отметить, что практическое использование методики факторного анализа себестоимости продукции, приведенной в параграфах 9.3 и 9.4, осложняется из-за отсутствия необходимой информации. На многих предприятиях не ведется учет производства (реализации) продукции в двойной оценке — в действующих ценах отчетного и базового периодов. Отсутствуют также отчетные и плановые калькуляции себестоимости… Читать ещё >
Факторный анализ затрат на рубль объема продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Показатель затрат на рубль объема продукции (3) рассчитывается как отношение себестоимости © всей продукции (выпущенной или реализованной) к ее объему (ОП), выраженному в продажных ценах (без косвенных налогов):
(9.7).
Показатель затрат па рубль общего объема продукции имеет следующие достоинства:
- • позволяет измерить совокупный уровень затрат как сравнимой, так и несравнимой (новой) продукции;
- • пригоден для анализа в динамике, так как является относительным показателем;
- • обеспечивает увязку результатов анализа себестоимости и прибыли;
- • является сквозным показателем и может быть рассчитан как по всему объему продукции, так и по отдельным ее видам.
Однако изменение затрат на рубль объема продукции зависит не только от изменения непосредственно затрат, но и от ряда других факторов. В связи с этим без соответствующего факторного анализа этот показатель не пригоден для оценки динамики (выполнения плана) по себестоимости продукции. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат оказывают следующие факторы:
- • изменение структуры ассортимента продукции;
- • изменение затрат, связанное с эффективностью использования производственных ресурсов;
- • изменение цен и тарифов па потребляемые материальные ресурсы и услуги;
- • изменение продажных цен.
Методика определения влияния этих факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок представлена в табл. 9.3, а конкретный пример расчета — в табл. 9.4.
Таблица 9.3
Алгоритм расчета влияния факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок
Факторы (условные обозначения). | Формула. | Номер формулы. | |
Изменение структуры ассортимента продукции (ЛЗа). | ![]() | 9.8. | |
Изменение затрат производственных ресурсов (ДЗзр). | ![]() | 9.9. | |
Изменение цен и тарифов на материальные ресурсы (ДЗц). | ![]() | 9.10. | |
![]() | |||
Изменение продажных цен (ДЗц). U.np. | ![]() | 9.11. | |
Итого (ДЗ = ДЗа +. + ДЗзр+ЛЗцмр + Л3ц"р). | ![]() | 9.12. |
Таблица 9.4
Анализ факторов изменения затрат на рубль объема продукции
Показатели. | №. стр. | Базо вый период. | Базовые данные в пересчете на отчетный объем продукции. | Отчетный период. | ||
в базовых ценах на продукцию и базовых ценах на материальные ресурсы. | в базовых ценах на продукцию и отчетных ценах на материальные ресурсы. | в действующих отчетных ценах. | ||||
Объем продукции, тыс. руб. | 30 000. | 36 200. | 36 200. | 36 200. | 47 060. | |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. | 29 000. | 31 800. | 41 500. | 42 000. | 42 000. | |
Затраты на рубль объема продукции, коп. (стр. 2: стр. 1? 100). | 96,67. | 87,85. | 114,64. | 116,02. | 89,25. |
В приведенном примере произошло снижение уровня затрат на 7,42 коп. на каждый рубль продукции (89,25 — 96,67). Влияние отдельных факторов составило:
- 1) изменение структуры ассортимента продукции 87,85 — 96,67 = -8,82 коп.;
- 2) изменение непосредственно затрат 114,64 -87,85 = +26,79 коп.;
- 3) увеличение цен на материальные ресурсы 116,02 — 114,64 = +1,38 коп.;
- 4) увеличение продажных цен па продукцию 89,25- 116,02 = -26,77 коп.;
- 5) проверка: -8,82 + 26,79 + 1,38 — 26,77 = -7,42 коп.
Расчеты показывают, что на снижение уровня затрат благоприятно повлияли изменение структуры ассортимента продукции (-8,82 коп.) и повышение ее цен (-26,77 коп.).
Отрицательное воздействие на рассматриваемый показатель оказал рост уровня затрат (26,79 коп.), а также повышение цен и тарифов на материальные ресурсы (1,38 коп.). Увеличение удельных затрат па 26,79 коп. на каждый рубль продукции свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов, снижении рациональности организации труда и управления. Предприятие компенсировало полученный перерасход за счет повышения цен на продукцию, а также производства более выгодных изделий, т. е. с меньшим уровнем индивидуальных базовых затрат.
Чтобы установить влияние рассматриваемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо отклонения в затратах на рубль продукции по каждому фактору умножить на отчетный объем продаж, выраженный в ценах базового периода, а полученные результаты взять с обратным знаком (табл. 9.5).
Таблица 9.5
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли
Факторы. | №. стр. | Расчет влияния на себестоимость, тыс. руб. | Влияние на прибыль, тыс. руб. (+.-). |
Изменение структуры ассортимента продукции. | — 8,82? 36 200: 100 = -3192,8. | +3193. | |
Изменение уровня производственных затрат. | 26,79? 36 200: 100 = 9698. | — 9700. | |
Увеличение цен и тарифов на материальные ресурсы. | 1,38? 36 200: 100 = 499,6. | — 500. | |
Увеличение продажных цен. | — 26,77? 36 200: 100 = -9690,7. | +9691. | |
Итого. | — 7,42? 36 200: 100 = -2686. | +2686. |
Примечания. 1. Номер строки соответствует нумерации при расчете влияния каждого фактора, представленного после табл. 9.4.2. В данном примере суммы объема выпуска продукции и ее продаж приняты одинаковыми.
Из приведенных расчетов следует, что росту прибыли способствовали увеличение продажных цен и благоприятные структурные сдвиги в составе реализуемой продукции. На снижение прибыли повлияло удорожание цен материальных ресурсов и повышение уровня затрат производственных ресурсов.
Следует отметить, что практическое использование методики факторного анализа себестоимости продукции, приведенной в параграфах 9.3 и 9.4, осложняется из-за отсутствия необходимой информации. На многих предприятиях не ведется учет производства (реализации) продукции в двойной оценке — в действующих ценах отчетного и базового периодов. Отсутствуют также отчетные и плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции.