Административное взыскание.
Административное взыскание
Согласно данной статье конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего… Читать ещё >
Административное взыскание. Административное взыскание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает понятие административного взыскания. Так, закреплено, что административное взыскание является мерой административной ответственности. То есть если лицо совершает административное правонарушение, то оно должно быть подвергнуто административному взысканию.
Следовательно, основанием для наступления административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения.
За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий, которые являются исчерпывающими:
- 1) предупреждение;
- 2) штраф;
- 3) исправительные работы;
- 4) административный арест;
- 5) лишение специального права;
- 6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
- 7) конфискация;
- 8) депортация;
- 9) взыскание стоимости [1, ст. 6.2].
Данные виды применяются к физическим лицам, которые совершили административные правонарушения. Для юридических лиц могут быть применены не все из этих видов административных взысканий.
Одной из мер административных взысканий является конфискация. Данный вид предусмотрен статьей 6.10 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Согласно данной статье конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся [1, ст. 6.10].
Независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы и других водных животных, торговля которыми осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян) [1, ст. 6.10].
Иные предметы, которые выступают орудием совершения административного правонарушения, в том числе и при совершении правонарушений против экологической безопасности и природной среды, могут выступать в качестве предмета конфискации как меры административного взыскания. Правовой режим применения данной конфискации должен соответствовать принципу личной виновной ответственности [2].
К.В. Хомич отмечает, что, несмотря на упорядочение применения конфискации как меры административного взыскания, существуют ряд проблем, касающихся применения данного вида взыскания.
Во-первых, это случаи, когда по законным основаниям (договор) передается какой-либо предмет, который в дальнейшем послужил орудием или средством совершения административного правонарушения [2].
Во-вторых, для судов большая проблема возникает в том, в каких именно случаях определенные предметы могут рассматривать как орудие и средство совершения того или иного административного правонарушения [2]. конфискация административный доход безопасность Административная ответственность должна налагаться на виновного лица. Следовательно, мы можем говорить о том, что не могут быть конфискованы предметы, являвшиеся орудием и средством совершения административного правонарушения и находились у виновного на законных основаниях, а собственник при этом не сознавал, не должен был и не мог сознавать, что переданные предметы могут быть использованы в качестве орудия или средства совершения правонарушения.
То есть, нельзя допускать ущемления прав собственника имущества, а именно лица, который не виновен в совершении данного правонарушения другим лицом. Эти предметы должны быть возвращены собственнику.
Однако, для виновного необходимы иные последствия совершения административного правонарушения в виде взыскания стоимости предмета, являвшегося орудием совершения правонарушения.
При отнесении определенных предметов к орудиям совершения административного правонарушения следует исходить из умышленно-целевого их использования для совершения действий, образующих объективную сторону соответствующего правонарушения [2].
То есть, специальная конфискация применяется независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности, а также независимо от того, будет ли данная конфискация указана в санкции статьи Особенной части КоАП.
Конфискация относится к негативной ответственности, так как она наступает за уже совершенное правонарушение. Конфискация как один из видов административного взыскания направлена на защиту публичных интересов. В этом и состоит ее отличие от неустойки, которую должен заплатить должник кредитору [4].
В свою очередь конфискации дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения имеет ряд негативных аспектов, прежде всего в том, что имущество изымается из владения. То есть государство должно своевременно и разумно распорядиться, однако это не всегда получается: например, когда скоропортящиеся продукты, приходят в негодность и их не успевают реализовать [4].
В случае конфискации предмета, явившегося непосредственным предметом административного правонарушения или орудием совершения правонарушения, то в первую очередь необходимо выяснить находится ли данный предмет в собственности правонарушителя или нет. Если же нет, то мы можем говорить о том, что конфискацией этого предмета мы причиним ущерб реальному собственнику. А данной ситуации нельзя допускать, так как при отсутствии вины настоящий собственник лишается своего имущества. И тогда есть противоречие статье 44 Конституции Республики Беларусь, которая закрепляет, что собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Данная ситуация касается именно физического лица, а в отношении юридического лица конфискация возможна, если имущество находится в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления [4].
Так, Василевич говорит о том, что на практике очень часто встречаются такого рода вопросы, что конфискуется имущество, которое не находилось в собственности правонарушителя. И в связи с этим в Конституционный Суд поступают обращения физических и юридических лиц, связанные с конфискацией судами транспортных средств, которые являлись орудием правонарушений, но не принадлежали лицам, их совершившим.
КоАП в ч. 3 ст. 6.10 закрепляет, что не подлежат конфискации товары, являющиеся предметом административного таможенного правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация таких товаров, приобретенные после его совершения лицом, не совершавшим это административное таможенное правонарушение, которые:
- 1) помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства;
- 2) приобретены на территории Республики Беларусь у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если приобретатель не знал и не мог знать о совершении этого административного правонарушения;
- 3) приобретены в розничной торговле [1].
Что же касается порядка исполнения постановлений о конфискациях, то данная процедура регламентируется главой 16 Процессуального исполнительного кодекса об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).
Так ПИКоАП закрепляет, что постановления о конфискации исполняются судебными исполнителями по месту нахождения таких предметов. Однако кодекс предусматривает и исключения в отношении огнестрельного, газового оружия и боеприпасов, так как данное постановление о конфискации исполняется уполномоченными лицами органов внутренних дел, и регулируется Инструкцией о порядке приема, учета, хранения, передачи и уничтожения изъятых, конфискованных, добровольно сданных и переданных оружия и боеприпасов, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 19.06.2006 г. № 157 (статья 16.1) [5, с. 263].
Так же закрепляется порядок исполнения постановления о конфискации. Первоначально принимается решение о конфискации, а затем осуществляется исполнение постановления путем принудительного безвозмездного обращения в собственность государства имущества (статья 16.2).
Реализация арестованного имущества должника производится судебным исполнителем через скупочные, комиссионные магазины или с публичных торгов. Данный порядок закреплен в Инструкции по исполнительному производству, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40.
ПИКоАП предусматривает случаи, когда конфискованное имущество может быть возвращено лицу. Для этого необходимо письменное ходатайство лица, подвергнутого административному взысканию, либо его представителя, и на основании этого заявления судья принимает решение о возврате этого имущества. Исключением являются орудия административного правонарушения. Однако с лица, подвергнутого административному взысканию будет взыскана стоимость этого имущества, о чем выносится мотивированное постановление, копия которого вручается лицу, повергнутому административному взысканию, либо его представителю (статья 16.2 ПИКоАП).
Статья 16.2 ПИКоАП регламентирует, что в случае принятия решения о возврате конфискованных предметов лицу, подвергнутому административному взысканию, со взысканием стоимости этих предметов лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение пяти суток обязано в установленном порядке уплатить денежную сумму, составляющую стоимость этого имущества, после чего ему возвращается конфискованное имущество. При неуплате в установленный срок денежной суммы, составляющей стоимость конфискованного имущества, постановление о его возврате отменяется судьей путем вынесения соответствующего постановления [3].
Вопрос о замене административного взыскания в виде конфискации предмета административного взыскания на взыскание его стоимости разрешается на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении по инициативе лица, в отношении которого ведется административный процесс [5, c. 263].
Нормы административного процессуального законодательства не регламентируют механизм правового регулирования определения судом стоимости возвращаемого конфискованного имущества, что также сдерживает применение судом данного института, кроме того, отсутствует механизм замены конфискации на взыскание стоимости [5, c. 264].
В законодательстве предусмотрены только отдельные нормы, которые закрепляют порядок взыскания стоимости отдельных предметов. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2001 г.№ 1073 «О взыскании стоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц» определен механизм исчисления (включая таксы для исчисления размера взыскания стоимости незаконно добытой древесины) [5, c. 264].
Соответственно, данные аспекты препятствуют широкому использованию судами механизма замены административного взыскания в виде конфискации предмета административного правонарушения на взыскание его стоимости при наличии заключений контролирующих органов о невозможности реализации изъятого, арестованного имущества.
Если же принимается решение о взыскании с лица, подвергнутого административному взысканию, стоимости скоропортящейся продукции, то она возвращается ему сразу после вынесения постановления. И в отличие от других конфискованных предметов, не может быть отменено решение о возврате конфискованной скоропортящейся продукции, если лицо отказывается от уплаты денежной суммы, составляющей стоимость конфискованной скоропортящейся продукции (16.3 ПИКоАП). В данном случае ситуация будет разрешаться следующим образом: лицу будет направлено постановление о принудительном взыскании штрафа, копия постановления о наложении административного взыскания и другие документы, согласно статье 15.4 ПИКоАП.
Основанием для окончания исполнительного производства по взысканию сумм в доход государства является уплата должником денежной суммы, подлежащей взысканию.
Доказательством исполнения исполнительных документов указанной категории может также служить представление должником в суд, орган (должностному лицу), которые выдали исполнительный документ, оригинала квитанции об уплате денежной суммы в доход государства для последующего приобщения данной квитанции к материалам исполнительного производства [5, c. 265].
В необходимых случаях должнику может быть выдана заверенная судом копия квитанции вместо оригинала квитанции.
Судебный исполнитель возвращает исполнительный документ, по которому денежные суммы в доход государства взысканы в полном объеме, с указанием в нем даты окончания исполнительного производства в суд или другой исполнительный орган, иную организацию, должностному лицу, выдавшим этот документ. При возврате исполнительное производство списывается в архив [5, c. 265].
Выданные судом исполнительные документы о взыскании денежных средств в доход государства и возвращенные на основании постановления судебного исполнителя находятся на контроле суда. Данные исполнительные документы подлежат новому предъявлению к исполнению один раз в полугодие в пределах срока давности, установленного законодательством [5, c. 265].
Право налагать административное взыскание в виде конфискации предоставлено только суду.
Конфискация чаще всего применяется как дополнительная мера взыскания, и в основном она служит прибавочной мерой к штрафу [6, c. 69].
Когда санкция статьи позволяет нам не применять конфискацию, суд будет учитывать цели административной ответственности, при определении вида и размера административного взыскания, исходит из характера совершенного лицом административного правонарушения и его соразмерности, размера причиненного данным правонарушением ущерба и т. д.
Можно выявить случаи, которые позволяют нам не применять конфискацию как дополнительную меру административного взыскания. Это такие обстоятельства как:
- — отрицательное влияние применения данной меры взыскания, так как это может сказаться на имущественном положении физического лица или на экономическое положение физического лица, в отношении которых ведется административный процесс;
- — лицо, совершившее административное правонарушение добровольно возместило вред, причиненный правонарушением.
То есть данные случаи являются как позитивными, когда лицо возместило вред, так и негативными, когда последствия применения данной меры взыскания могут оказать отрицательное воздействие на других лиц.
ПИКоАП предусматривает возможность в некоторых случаях рассрочить (на срок до шести месяцев) или отсрочить (также на срок до шести месяцев) конфискацию дохода.
Об отсрочке или рассрочке исполнения конфискации выносится постановление в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки. Постановление объявляется лицу, подвергнутому конфискации, и направляется органу, исполняющему постановление о конфискации (14.7 ПИКоАП).
Исполнение постановления о конфискации приостанавливается на время рассмотрения ходатайства об освобождении от административного взыскания. Реализация конфискованного имущества (за исключением имущества, требующего специальных условий хранения, или со сроком годности менее 60 дней) на этот период приостанавливаются (статья 14.7 ПИКоАП).
Таким образом, конфискация как мера административной ответственности состоит именно в принудительном безвозмездном обращении в собственность государств именно предмета правонарушения, дохода, полученного преступным путем. То есть конфискация ограничена предметно и может применяться только в отношении собственно предмета или орудия совершения административного правонарушения. А предметом конфискации в уголовном праве может выступать имущество, принадлежащее виновному на праве собственности, т. е. оно никак не связано с совершенным преступлением).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- 1. Кодекс об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З.
- 2. Хомич, К. В. Административное взыскание в виде конфискации.
- 3. Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З.
- 4. Василевич, С. Г. Штраф и конфискация в системе иных мер административного взыскания.
- 5. Административное процессуально-исполнительное право: учеб. пособие / Г. А. Василевич [и др.]: под ред. Г. А. Василевича, С. В. Добрияна. — Минск: Адукацыя выхаванне, 2014. — 320 с.
- 6. Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В. А. Круглов. — 3-е изд. — Минск: Амалфея, 2010. — 396 с.