Понятие об асимметрии информации
В предыдущих главах мы предполагали, что все участники рынка полностью осведомлены о качестве продаваемых товаров и услуг, т. е. мы считали, что вся информация распределяется между продавцами и покупателями симметрично. Симметричное распределение информации между продавцами и покупателями свойственно модели совершенной конкуренции. В этой модели цены, определяемые на рынке посредством взаимодействия спроса и предложения, передают точную информацию относительно альтернативной стоимости товаров. В реальной экономике мы сталкиваемся с иной ситуацией, когда информация распределяется между экономическими агентами неравномерно.
Асимметричное распределение информации в процессе обмена объясняется тем, что продавцы (или покупатели) скрывают свои истинные знания в целях получения неких преимуществ. Таким образом, возникает барьер на пути эффективного использования ресурсов, а сама информация становится редким ресурсом. Весьма часто потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, в то время как производитель располагает исчерпывающей информацией о товаре. Примером может служить рынок сложной бытовой техники, подержанных автомобилей, страховых услуг и т. д. Важным примером рынка с асимметричной информацией является рынок труда. На практике работник (продавец труда) владеет значительно большей информацией о производительности своего труда и других его важных качествах, чем работодатель. Чем больше удельный вес творческих функций в трудовом процессе, тем сложнее работодателю оценить полезный производственный результат труда наемного работника, тем менее обоснованным является предположение о симметричной информации на рынке труда.
Итак, асимметрия информации — это ситуация, при которой отдельные участники сделки обладают необходимой информацией в достаточной степени, в то время как другие участники сделки не располагают ею. Практически все рынки характеризуются той или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта степень мала, в других — значительна. Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке.