Методика расчета НДС
Изучив нормативную и методическую базу по НДС, мы можем сделать выводы, что НДС является одним из самых сложных в учете налогов в налоговой системе Российской Федерации. Будучи при этом одним из важнейших источников финансирования бюджета, НДС требует глубокого и внимательного изучения, а так же хорошо отлаженной системы учета в рамках каждого конкретного предприятия. Обширность данной темы… Читать ещё >
Методика расчета НДС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как и все остальные действия, связанные с учетом НДС, методика расчета этого налога регламентируется 21 главой Налогового кодекса РФ.
В частности, в ней определяются способы определения налоговой базы в зависимости от вида деятельности и объекта налогообложения (статьи 153−162), а так же порядок исчисления налога на добавленную стоимость (статья 166), порядок отнесения сумм на лога на затраты при расчетах налога на прибыль организаций (статья 170), порядок определения и применения налоговых вычетов (статьи 171, 172), и порядок расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации. Рассмотрим подробнее.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате суммирования сумм НДС по различным ставкам. Такое определение дает статья 166 НК РФ. В случае, когда у налогоплательщика отсутствует бухгалтерский учет или учет объектов хозяйственной деятельности (например, при применении упрощенной системы налогообложения), налоговые органы в праве самостоятельно произвести расчет налога, подлежащего уплате, на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Помимо основных особенностей определения налоговой базы по уплате НДС, в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками для определения налоговой базы могут применяться ст.ст. 155−162 главы 21 части второй НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 170 НК РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а так же уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ не учитывается при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, указанных в пункте два статьи 170.
Налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые так и не облагаемые операции, которым предъявлены суммы налога продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, посвящен пункт 4 статьи 170. Он определяет порядок учета и принятия к вычету налога такими налогоплательщиками.
Налоговые вычеты — немаловажный фактор при расчете налога на добавленную стоимость. Фактически вычеты — это сумма, на которую налогоплательщик вправе уменьшить сумму начисленного с реализации налога. Случаи, в которых налогоплательщик вправе принять к вычету выставленные ему продавцом суммы НДС, приведены в статье 171 НК РФ. Это, например, сумма НДС, уплаченная в бюджет организацией как налоговым агентом, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации и др. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, предъявленных налогоплательщику, в суммах, отраженных в этих счетах-фактурах. Вычет осуществляется в момент определения налоговой базы в порядке, указанном в статье 167 НК РФ, которая гласит, что если иное не предусмотрено НК РФ, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из двух дат: дата отгрузки или дата получения аванса в счет будущих поставок. После определения налоговой базы, суммы налога и сумм налоговых вычетов, настает черед определить, собственно, сумму налога к уплате в бюджет. Определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, дается в статье 173 НК РФ. Это — сумма, исчисленная по итогам налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 и пунктом 3 статьи 172 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с 21 главой НК РФ.
В случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель используют свое право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по начислению и уплате НДС, необходимо обращать внимание на то, что при проверке соответствия сумм выручки указанной в пункте 1 статьи 145, налоговые органы могут взять в расчет любые три месяца, в том числе не соответствующие налоговому периоду. Еще один момент, требующий внимания, при рассмотрении применения освобождения от уплаты и исчисления НДС — это невозможность применяющими его организациями принимать к зачету «входной» НДС. Подробнее про «входной» написано в пункте 4 статьи 170 НК РФ.
Изучив нормативную и методическую базу по НДС, мы можем сделать выводы, что НДС является одним из самых сложных в учете налогов в налоговой системе Российской Федерации. Будучи при этом одним из важнейших источников финансирования бюджета, НДС требует глубокого и внимательного изучения, а так же хорошо отлаженной системы учета в рамках каждого конкретного предприятия. Обширность данной темы обеспечивает ей актуальность не только в период появления НДС в РФ, но и в наши дни, о чем говорят частые поправки в нормативные акты, регулирующие учет этого налога.
налог добавленная бухгалтерский учет.