Государственное субсидирование и кредитование хозяйствующих субъектов
Согласно и. 1 ст. 78 БК РФ субсидии представляют собой денежные суммы, предоставляемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением… Читать ещё >
Государственное субсидирование и кредитование хозяйствующих субъектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рыночных условиях хозяйствования экономические агенты, не обеспечивающие финансирование за счет собственных или заемных средств, чаще всего прекращают свою деятельность, в том числе путем банкротства. Лишь в определенных, предусмотренных законом случаях они могут получить финансовую поддержку от государства. Одной из форм такой поддержки является предоставление субсидий.
Согласно и. 1 ст. 78 БК РФ субсидии представляют собой денежные суммы, предоставляемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. За счет средств федерального бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Как отмечает коллектив авторов Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, к юридически значимым фактам для получения хозяйствующим субъектом субсидии относятся[1]:
- — определенность субсидии и ее размера законом о бюджете; принятие постановления Правительства РФ о порядке предоставления субсидий;
- — заключение соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии;
- — представление получателем субсидии главному распорядителю бюджетных средств заявки на предоставление субсидии с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы или неполученные доходы, для компенсации которых предназначена субсидия, или отчета со ссылкой на соответствующие документы;
- — рассмотрение распорядителем средств документов заявителя и принятие решения о выплате субсидии либо о возврате документов заявителю с указание причин возврата;
- — поручение распорядителя средств Федеральному казначейству о перечислении средств субсидии с лицевого счета распорядителя средств в Федеральном казначействе на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.
При этом бюджетные субсидии носят строго целевой характер. В случае нецелевого использования бюджетной субсидии предусмотрено изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению.
В отличие от субсидий кредиты за счет средств бюджетов (бюджетные кредиты) предоставляются на возвратной и возмездной основе (ст. 6 БК РФ) хозяйствующим субъектам — российским юридическим лицам только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 93.2 БК РФ). Такое кредитование осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели, сумма, срок кредитования, конечный получатель кредита (сг. 93.5 БК РФ).
В настоящее время российское государство отказалось от прямого кредитования предпринимателей из бюджета, сформированного за счет внутренних источников, прежде всего налоговых платежей. Современная кредитная политика государства ориентирует на банковское кредитование, осуществляемое в том числе государственными банками и банками с государственным участием в капитале. Формами государственной поддержки предпринимателей в таких случаях являются государственные гарантии на случай невозврата кредита, субсидии на уплату части процентных ставок за пользование кредитными ресурсами.
Государственное кредитование, как и банковское, основано на принципах срочности (кредит предоставляется на определенный срок), возвратности и платности (заемщик обязан платить за пользование кредитными ресурсами).
- [1] См.: Предпринимательское право: учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отшокова.С. 260−261.