Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Позиции А. Ф. Лазурского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что представленная Лазурским типология характеров не получила дальнейшего развития, типологический подход к анализу характеров утвердился в психологии и даже получил дальнейшее развитие, например, в трудах К. Юнга и других психологов и клиницистов. В 1960;е гг., по мере возрождения интереса к индивидуальным особенностям человека, в том числе конституциональным, смещается… Читать ещё >

Позиции А. Ф. Лазурского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С его точки зрения, наиболее чистые типы характеров складываются, когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний, навыков, миросозерцания (экзопсихики) происходит именно в том направлении, которое диктуется особенностями его нервно-психической организации (эндопсихики), т. е. экзои эндопсихика взаимно обусловливают друг друга. А. Ф. Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде (см. главу 1). Низший уровень — это недостаточно приспособленные люди; среда накладывает на них сверхсильный отпечаток, насильственно приспособляя их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями. Средний уровень — люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях. Высший уровень — это уровень творчества, когда человек стремится переделать окружающий мир.

Классификация характеров А. Ф. Лазурского

Исходя из трех уровней приспособления и преобладания либо мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций, Лазурский предлагает следующую классификацию характеров.

I. Низкий уровень.

  • 1. Рассудочный: склонность анализировать мотивы и последствия действий, направленность на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативность, самоуверенность, самодовольство.
  • 2. Аффективный: подвижность, живость (сангвинистический темперамент), чувственность, мечтательность, сосредоточенность на внутреннем мире.
  • 3. Активный: импульсивная энергичность, склонность к риску, любовным приключениям, азартным играм, самоуверенность, неспособность к серьезному систематическому труду; покорность, выполнение директив, получаемых извне.

II. Средний уровень.

  • 1. Непрактичные теоретики-идеалисты:
    • • ученые — последовательное мышление, научные интересы;
    • • художники — развитое воображение, занятие каким-либо искусством;
    • • религиозные созерцатели (развитое воображение).
  • 2. Практики-реалисты:
    • • альтруисты (человеколюбцы) (развита способность сочувствия, симпатии);
    • • общественники — общительность и предприимчивость в общественных делах;
    • • властные — твердая воля, способность влиять на окружающих;
    • • хозяйственные — расчетливость, направленность на практические цели.

III. Высший уровень.

Этим людям присущи высшие человеческие идеалы. К их числу относятся альтруизм, знание, религия, общество и ряд других.

Несмотря на то, что представленная Лазурским типология характеров не получила дальнейшего развития, типологический подход к анализу характеров утвердился в психологии и даже получил дальнейшее развитие, например, в трудах К. Юнга и других психологов и клиницистов.

Этап педологии. В СССР в 1920—1930 гг. учение о характерах развивалось в основном в рамках педологии. В конце 1930;х гг. все эти исследования были свернуты. В советской психологии получило распространение вульгарное толкование тезиса Л. С. Выготского о раскрытии индивидуальных особенностей через взаимодействие с обществом. Стала доминировать идея, что характер есть результат воздействия общества, тогда как врожденными можно считать только различия на уровне темперамента. В неоднократно переиздававшемся учебнике Ковалева и Мясищева характерология объявляется «буржуазной лженаукой».

В 1960;е гг., по мере возрождения интереса к индивидуальным особенностям человека, в том числе конституциональным, смещается зо и акцент в их исследовании. Речь уже идет не о «характерологии», а о дифференциальной психологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой