Методы работы.
Основы вожатской деятельности
Метод передачи полномочий: оказание поддержки и помощи, если ребята о ней просят; избежание вмешательства в дела без особой необходимости; соизмерение возможностей ребенка и сложности задания. Стимулирование: поощрение детской инициативы, позитивной самостоятельной деятельности; хвалить детей в присутствии других; хвалить ребят как можно чаще; недостатки разбирать наедине. Принцип «Ватерлинии… Читать ещё >
Методы работы. Основы вожатской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы принятия решений: не брать всю ответственность за ход дела на себя; в основном работать с временными и творческими группами, а не со всем отрядом в целом.
Метод передачи полномочий: оказание поддержки и помощи, если ребята о ней просят; избежание вмешательства в дела без особой необходимости; соизмерение возможностей ребенка и сложности задания.
Методы управления включают распределение заданий и стимулирование.
Распределение заданий: учет в работе индивидуальности ребенка, особенностей его характера; выявление общих интересов детей; контроль за точным выполнением здания.
Стимулирование: поощрение детской инициативы, позитивной самостоятельной деятельности; хвалить детей в присутствии других; хвалить ребят как можно чаще; недостатки разбирать наедине.
Методы разрешения трудных ситуаций — предлагать свою помощь; в конфликтных ситуациях — выступать посредником в урегулировании разногласий.
Методы общения: интенсивное общение с отрядом, стремление стать «одним из них».
Из практики
Базой основного периода являются разнообразные коллективные дела. Но не следует забывать, что дети приехали в лагерь отдохнуть, набраться сил, укрепить здоровье, загореть и т. д. Все дела в лагере проводятся для детей — для того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Но ни в коем случае не превращалась в изнурительную «обязаловку».
Принципы работы педагога-вожатого Принцип в педагогике — генеральная идея, объективная норма, свод главных правил. Принципы есть то, чем руководствуется воспитатель в своей работе. Они — как правила техники безопасности.
Принцип «Ватерлинии». Это принцип меры, грани разумного и допустимого во всем: в отношениях, в управлении отрядом, в организации деятельности, качестве информации и т. д. (табл. 6).
Таблица 6
Параметр | Мера, грань | |
Допустимо | Недопустимо | |
Отношения вожатого с детьми. | Содружество. | Лжедружба. |
Приятельские контакты. | Недопустимая интимность. | |
Вольный, творческий дух. | Панибратство. |
Параметр | Мера, грань. | |
Допустимо. | Недопустимо. | |
Управление отрядом. | Субординация. | Неуправляемость, вакханалия. |
Самоуправление. | Запреты, приказной тон, отчуждение. | |
Жизнь. | Маскарад жизни. | |
Организация деятельности. | Мера. | Перегрузка. |
Безопасность. | Риск для физического здоровья, психики, жизни. | |
«Политика» активного отдыха. | «Политика» досуговых заблуждений. | |
Эстетика. | Безнравственность. | |
Информирование. | Обогащение жизненного опыта ребенка социально полезной информацией. | Некорректная трактовка, введение асоциальных «подтекстов» в раскрытие содержания социальной жизни, морали, политики и др. |
Социализация. | Дезориентация. |
Принцип «Прометея». Зажги огнем сердца людей (детей), как это сделал Прометей. Для того чтобы эффективность совместного творческого дела была наивысшей, сначала педагог должен «включить» сердце ребенка, потом голову, а затем руки, ноги. Каждый участник дела должен четко осознавать общественную или личную значимость, как своих действий, так и действий всех участников в целом. Задача досугового дела должна звучать престижно, то есть доходить до сердца каждого. Группа детей, вдохновленная сознанием важности выполняемого дела, образует высокое притяжение, здоровый психологический климат, взаимодоверие, чувство локтя и т. д.
«Принцип фельдмаршала Кутузова». Не подгонять, не форсировать события. Не суетиться. Иногда полезно набраться терпения и подождать естественного развития событий. Исключение составляют случаи, когда в опасности находится жизнь и здоровье ребенка.
Принцип «Вертикали». Неторопливые, но постоянные шаги к высоте: духовной, нравственной, культурной и т. д.
Принцип «Самодеятельности». Не ошибается (и не развивается) тот, кто ничего не делает. Формирование личности ребенка происходит в его диалогах и дискуссиях с окружающей жизнью, пробе творческих сил. Педагогу-вожатому следует отказаться от подавления личности ребенка, скуки и «зеленой тоски» организованной кем-то (но не ребенком!) деятельности, трафаретности дел.
Принцип «Кругов на воде». Если камень бросить в воду, то по воде пойдут круги. Любое дело в лагере («вода») не остается незамеченным, не проходит бесследно. Педагогу-вожатому следует стремиться к тому, чтобы «круги на воде» от его деятельности были результативными, доходили до каждого ребенка. Дети не должны бояться «воды», чем больше «кругов на воде», тем лучше.
Принцип «Что ищешь, то и находишь». В педагогике — это опора на положительное в ребенке. Если в ребенке искать и видеть хорошее, то его всегда будет больше, чем плохого (и наоборот). Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост.