Мода — это зеркало времени. По головному убору, наличию или отсутствию кружев, длине и форме юбки или сюртука можно безошибочно определить «время», со всеми его политическими, философскими, культурными и прочими течениями. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные в живописи и архитектуре, в конструкции костюма: пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим, аксессуары.
Мода — показатель образа жизни и идеалов. И ярче всего это реализуется в одежде. Меняются политики, появляются новые веяния — меняется костюм. Общество «переодевается», меняя образ мыслей. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим.
Культуру XIX века характеризует борьба разных направлений. Это век взлетов и падений, перелом в сознании и культуре человечества; век, который отделил традиции классической и современной эпох. В культуре, идеологии, философии утверждается принцип реализма. От мифологии и религиозного мировосприятия общество двигалось в сторону утилитарного мышления и экономической выгоды.
Это смена отразилась и в одежде. Век начался со сказочной привлекательности греческой и римской культуры, с нереальных, скорее театрализованных костюмов и закончился прагматикой. К началу 20 века одежда стала настолько удобна, что в ней стало возможным работать и быстро передвигаться. Индустриализация и технический прогресс наполняют модную одежду яркими красками — открыт анилиновый краситель; появляются первые швейные машинки, что делает одежду более дешевой и доступной. В течение всего века сохраняется одна общая тенденция: законодателем женской моды стала Франция.