Эволюция собраний в христианской культуре до XVI в
Поскольку храмы и монастыри пользовались определенной неприкосновенностью в ходе бесконечных средневековых войн, то именно здесь накапливались уникальные культурные ценности, в том числе и более древнего — античного — происхождения. Крупнейшие центры христианства — Ватикан, монашеская республика Афон, монастырь Святой Екатерины на Синае — и сегодня сохраняют значение важнейших культурно-музейных… Читать ещё >
Эволюция собраний в христианской культуре до XVI в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие и распространение христианства в I тыс. привели к появлению монастырских и храмовых коллекций из предметов, пожертвованных прихожанами или специально созданных в особых мастерских. Хотя отцы церкви настороженно относились к собирательству «мирских благ», полагая это отвлечением от спасения души, именно религиозные институты стали первыми центрами собраний.
Первоначально храмовые коллекции включали преимущественно культовые предметы, призванные наглядно (с учетом подавляющей неграмотности паствы) демонстрировать вероучение и вечное величие Церкви. Это были богато иллюстрированные богослужебные книги, иконы, скульптуры, ризы и другие элементы облачения священнослужителей. На эти же цели работала величественная архитектура и программная фресковая роспись храмов.
Другим христианским прообразом музеев стали собрания реликвий, прежде всего — мощей святых. Паломничество и поклонение мощам были отдаленным предшественником современного туризма. Уже в X—XII вв. верующие преодолевали значительные расстояния для того, чтобы увидеть и прикоснуться к святыням. Стремление к красоте постепенно поменяло религиозный приоритет на эстетический, что и создало музей в современном понимании слова.
(!) Реликвия — сокровище, культурная ценность, от латинского reliquiae — останки, мощи.
Лирическое отступление.
На собирателя реликвий Молва идет (болтают люди всякое, А все-таки, сдается, правда есть в молве), Святой отец, что будто бы до крайности Ты рад, когда предложит продавец тебе Святителя останки досточтимые;
Что будто ты наполнил все лари свои И часто открываешь — показать друзьям Прокопия святого руки (дюжину), Феодора лодыжки… посчитать, так семь, И Несторовых челюстей десятка два И ровно восемь черепов Георгия!
Христофор Мителенский (XI в.)
Поскольку храмы и монастыри пользовались определенной неприкосновенностью в ходе бесконечных средневековых войн, то именно здесь накапливались уникальные культурные ценности, в том числе и более древнего — античного — происхождения. Крупнейшие центры христианства — Ватикан, монашеская республика Афон, монастырь Святой Екатерины на Синае — и сегодня сохраняют значение важнейших культурно-музейных центров.
Крещение Руси (988 г.) привело к накоплению культурных богатств в крупнейших монастырях. В первую очередь стоит назвать КиевоПечерский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Иосифо-Волоцкий монастыри, многочисленные обители Суздаля, Ростова, Новгорода, Пскова.
(!) Интересно сравнить христианскую традицию с развитием культуры Востока.
В исламском мире религиозные институты, как правило, не собирали коллекции в силу негативного отношения к изображениям человека и животных, считавшихся признаками идолопоклонства. Но мусульманские правители Дамаска, Багдада, Каира, Дели, Севильи, Гранады создавали придворные кружки наук и искусств, прославившиеся уникальными произведениями книжной миниатюры и декоративно-прикладного творчества.
Схожим образом в Китае императоры династий Мин и Цин сосредоточили обширные собрания искусства в пекинской резиденции — знаменитом Запретном городе.
Сравнительный анализ показывает, что религиозный характер собраний был цивилизационной особенностью средневековых христианских обществ.
Джулио Камилло (ум. 1544 г.) написал работу «Идея театра», в которой обосновал искусство памяти — ars memorativa, представив все науки и искусства в виде большого амфитеатра символических предметов (рис. 2.1). Ему последовал первый теоретик музейного дела Самуэль Киккеберг, в трактате «Надписи или титулы величайшего театра» (1565 г.) обосновавший необходимость собирательства для развития науки, воспитания и образования.
Рис. 2.1. Театр Джулио Камиллы.
По религиозным собраниям в XVI—XVII вв. значительный удар нанесла Реформация, пробудившая стремление к упрощению и отказу от роскоши. Многие произведения искусства в Северной Европе были уничтожены в ходе экспансии протестантизма и последовавших Религиозных войн. Значительная часть накопленных культурных ценностей была конфискована в пользу монарха и его придворных.
Ватикан, напротив, продолжил средневековые традиции, и католическая Контрреформация стала одним из важнейших заказчиков изысканного барочного искусства, предполагающего, в числе прочего, эклектичный синтез различных культур и стилей.
Тем не менее, и в католическом мире наметился переход к королевским собраниям. Блестящие дворы французского короля Франциска I (1494—1527 гг.), флорентийских Медичи, венецианских дожей стали центрами наук и искусств. Важной вехой стало разграбление Рима в 1527 г. войсками германского императора Карла V.
Что касается выставочного дела, то о нем до XVIII в. можно говорить весьма условно. В Средневековье и Раннее Новое время были распространены ярмарки, где наряду с прочими товарами шла торговля предметами декоративно-прикладного творчества. В Московском государстве наиболее крупной считалась Макарьевская ярмарка вблизи Нижнего Новгорода.