Введение.
Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми, главным из которых становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего… Читать ещё >
Введение. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников как психолого-педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Модернизация российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов, формирующих смысл человеческой жизни и общечеловеческие ценности. Дошкольники, равно как школьники, и взрослые, не могут ответить на вопрос, для чего живет человек, в чем высший смысл человеческой жизни. Сведенными к минимуму оказались нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача нравственного воспитания дошкольников имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Приобретая сумму знаний, но, не имея представлений о духовности, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.
Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми, главным из которых становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка [2; 40].
Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется нормативное поведение. Получая от микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии. Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные отклонения в поведении, деформация личности в целом. Поэтому проблема повышения эффективности нравственного воспитания детей имеет большую социальную значимость.
Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения.
Постепенно, шаг за шагом формируется личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. На наш взгляд условия развития личности тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно [1;119].
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств [3;208].
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Изучением нравственности занимались такие великие мыслители античности как Платон, Сократ, Аристотель. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентируют выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики: Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Б. З. Вульфова, В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щурковой и др.
Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства), превалирование общественного интереса над личным.
Советская дошкольная педагогика формировала у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.
Сейчас проблема нравственности в России — стратегическая, недаром бывший патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Президенту России создать общественный совет по поддержке нравственности.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, оставляющих современную общечеловеческую мораль. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.