Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В группе в индивидуальном порядке проводились этические беседы — это плановые, подготовленные занятия со старшими подростками. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у старших подростков с девиантным поведением закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом… Читать ещё >

Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опытно-поисковая работа показала, что процесс воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением происходит разными темпами, что обусловлено как индивидуальными особенностями старших подростков, так и педагогическим регулированием этого процесса.

Цель комплекса занятий: воспитание нравственных качеств (любовь к родному краю, справедливость, ответственность, гуманность) у старших подростков с девиантным поведением.

Задачи:

  • · Воспитание нравственного поведения;
  • · осознание старшими подростками ценности человеческой жизни;
  • · воспитание толерантности, ответственности, гуманности.

Срок реализации комплекса занятий: 5 недель.

В работе по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением применялись разнообразные развивающие технологии, обеспечивающие воспитание нравственных качеств. За основу для проведения воспитывающего эксперимента была взята программа воспитания эмоционально-нравственных способов взаимодействия старших подростков с девиантным поведением в условиях совместной деятельности, разработанная Давыдович В. Н [2]. Так же, в данную программу мы включили ролевые игры, благодаря проведению которым мы планировали улучшить уровень воспитания нравственных качеств старших подростков с девиантным поведением.

Комплекс по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением включает в себя 7 занятий.

Рассмотрим каждое из них.

  • 1. «Общечеловеческие ценности». Разъясняем старшим подросткам основные понятия. Рассказываем об общечеловеческих ценностях, которые присущи разным странам Европы.
  • 2. «Определение здорового образа жизни». Разъясняем старшим подросткам основные понятие. Интересуемся у старших подростков, что они знают о здоровом образе жизни. Как они воспитывают в себе здоровый образ жизни.
  • 3. «Что значит жить для людей?». Каждый из старших подростков рассказывает о том, какие он сделал хорошие поступки по отношению к другим людям. Что значит для него «жить для людей».
  • 4. «Вежливость». Раскрываем смысл понятия. Проводим викторину.
  • 5. «Совесть». Раскрываем сущность понятия. Дискутируем на тему «Что значит быть совестливым человеком».
  • 6. «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России». Раскрываем смысл понятий «уважение», «патриотизм», «Отечество».
  • 7. «Честь и достоинство». Раскрываем сущность понятий. Беседа на тему «А могу ли я???»

Занятия, используемые в работе по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением были отобраны из программ Липкиной А. И., Малер А. Р., Петериной С. В., Харламова И. Ф. Так же, для воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, принимавших участие в исследовании, мы использовали следующие индивидуальные методы:

1. Беседа. Беседуя со старшими подростками с девиантным поведением, мы побуждали их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, давали старшим подросткам с девиантным поведением высказаться. Это позволило нам понять, о чем думают старшие подростки с девиантным поведением, что знают из личного опыта.

В группе в индивидуальном порядке проводились этические беседы — это плановые, подготовленные занятия со старшими подростками. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у старших подростков с девиантным поведением закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С нашей помощью старшие подростки с девиантным поведением учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», ««Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым».

2. Чтение и анализ художественных произведений (Кузнецова А. «Мы поссорились», Ушинский К. Д. «Умей обождать»). Эстетическим фоном занятий служили стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу со старшими подростками с девиантным поведением.

Литературный материал незаменим в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, поскольку им легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Также мы включали старших подростков с девиантным поведением в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, они создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовывались выставки работ.

3. Игра. Несмотря на то, что в исследовании принимали участие старшие подростки с девиантным поведением, игровая деятельность оказалась им интересной. Мы применяли задания, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры [24].

Таким образом, нами было проведено исследование по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Полученные результаты указали на то, что в группе старших подростков крайне низкие показатели по уровню нравственных качеств. Эти данные обусловили необходимость подбора комплекса занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.

Для выяснения, насколько подобранные нами занятия, игры и упражнения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением оказались действенными, нами было проведено повторное обследование уровня воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением по первоначальным методикам, которые использовались при первичном обследовании. Инструкции и правила методик уже были знакомы испытуемым, поэтому при проведении повторного эксперимента мы не испытали никаких сложностей и проблем.

Исходя из результатов повторного обследования в исследовательской группе заметна значительная динамика в воспитании нравственных качеств. Мы заметили, что старшие подростки с девиантным поведением стали значительно активнее, было видно, что предложенные вопросы и задания уже знакомы старшим подросткам и отвечать на них им было значительно легче, чем при первичном обследовании.

Рекомендации учащемуся, классному руководителю, педагогам по воспитанию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования старшего подростка с девиантным поведением; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, нами было проведено повторное обследование уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что после проведения комплекса занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением была выявлена в исследовательской группе значительная динамика. В связи с этим, мы можем сделать вывод о правильном подборе комплекса занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой