Коллизии в праве
В Конституции РФ (п. «п» ст. 71) говорится о том, что к ведению Российской Федерации относится «федеральное коллизионное право». О коллизионном праве упоминается также в Федеративном договоре. Но оно и призвано разрешать наиболее серьезные задачи, наиболее серьезные противоречия, особенно в межрегиональных отношениях. Однако применение коллизионных норм, т. е. непрерывное законодательное… Читать ещё >
Коллизии в праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Коллизии в праве
Для того чтобы начать свое ЭССЕ-сочинение, считаю, что будет вполне разумно дать определение этому термину.
Вообще, коллизия с латинского переводится как «столкновение». Следовательно, коллизия в праве — это столкновение норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Если говорить о российском законодательстве, которое откровенно говоря, не является идеальным, а наоборот сложное, многоотраслевое, иерархическое образование, которое содержит уйму разночтений, нестыковок, параллелизмов, всевозможных несогласованностей и противоречий норм и институтов. Поэтому, как не странно, именно в нашем, отечественном законодательстве имеет место коллизии права. Хотя не все так плохо. В последние годы законодательство обновилось: увеличилось количественно и качественно, сориентировалось на рыночные отношения, но, несмотря на это, оно существенно отстаёт от прогрессирующих общественных процессов и пока что остаётся пробельным и несовершенным. Из-за огромного количества юридических норм законодательство носит переходной характер и поэтому «болеет» такими недугами как хаотичность, спонтанность. Эту «кучу» юридических норм необходимо постоянно корректировать, приводить надлежащий стандарт. В этом законодательном массиве одновременно действуют акты разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности, в частности, старые, союзные, и новые, российские. Протекают процессы унификации и дифференциации, объединения и обособления.
С другой стороны, в практической жизни постоянно возникают такие «ситуации», которые сразу подпадают под действие ряда норм и порождают нежелательные юридические «непонятки» или лучше сказать альтернативы. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, пытаясь доказать, что каждая из них права. Они как два конкурента, борются за право регулировать те или иные правоотношения. Коллизия может выражаться также в виде правового тупика, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации. право коллизия законодательство унификация Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм. Это понятно. Более этого необходим правотолкующее и правоприменяющие лица, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственно возможного или наиболее целесообразного варианта решения. Это, само собой, сложная аналитическая задача. В огромном, труднообозримом правореализационном процессе такие противоречия встречаются постоянно. Ведь, до сих пор действует множество устаревших, но формально не отмененных норм.
Конечно, противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных норм. Но по сути, это — нормы так называемые «арбитры», они составляют своего рода коллизионное право. Верно! Поскольку условия для формирования коллизионного права действительно назрели — имеются как свой предмет, так и метод правового регулирования, т. е. два необходимых критерия для выделения любой отрасли права. Но что такое коллизионное право?
Коллизионное право — это совокупность норм, разрешающих коллизии между законами различных государств, или нормативными актами одного государства. Ну, это вполне логично.
В Конституции РФ (п. «п» ст. 71) говорится о том, что к ведению Российской Федерации относится «федеральное коллизионное право». О коллизионном праве упоминается также в Федеративном договоре. Но оно и призвано разрешать наиболее серьезные задачи, наиболее серьезные противоречия, особенно в межрегиональных отношениях. Однако применение коллизионных норм, т. е. непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, попросту невозможно. Поэтому приходится искать и использовать другие пути. Юридические коллизии, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм. Когда на один и тот же случай приходится два, три и более противоречащих друг другу актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность не исполнять ни одного (так бывает, особенно в нашей стране, иногда осознанно, иногда нет). Принимаются взаимоисключающие акты, которые как бы нейтрализуют друг друга. Многие подзаконные акты зачастую становятся «надзаконными». Поэтому предупреждение, локализация этих «аномалий» или их устранение является важнейшей задачей юридической науки и практики.
Какой пример можно привести? Пожалуй, вот: по налогам (до принятия Налогового кодекса) в стране действовало 30 законов и свыше 1000 различных подзаконных актов. Налицо правовая «зарегулированность», а, следовательно, неизбежные коллизии, противоречия, несогласованность. Правовое поле перенасыщено различными, нередко прямо противоположными предписаниями. Возникает вопрос: «А что делать, чтобы избежать коллизий?» Гармонизация. Гармонизация правовых актов служит упорядочению нормативно-правовых массивов и поддерживанию правовой системы в состоянии равновесия. Она позволяет добиться функционального равновесия правовых актов, обеспечить ту ступень их сбалансированности между собой, которая позволяет правовой системе функционировать и развиваться в заданных направлениях. А, следовательно, гарантируется устойчивый статус всех субъектов права, преодолеваются отклонения в их действиях от нормативной модели. Государственные институты и институты гражданского общества действуют в конституционном русле.