Как было указано ранее, возможность использования аудиои видеозаписей в ходе судебного доказывания в качестве самостоятельного средства доказывания является новеллой ГПК РФ. Ранее суды использовали аудиои видеозаписи, относя их к письменным или вещественным доказательствам.
Законодатель не дает определения понятия данного средства доказывания, подчеркивая только, что они могут быть предоставлены в суд на электронном или ином носителе (как правило, это аудиои видеокассеты, лазерные диски, сим-карты и пр.).
Судебная практика демонстрирует востребованность указанного средства доказывания при рассмотрении авторских споров, дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, споров, связанных с правом на товарный знак, и т. п.
Данное средство доказывания должно быть оценено судом по общим правилам оценки доказательств. Лицо, представляющее в суд аудиои видеозапись, обязано указать, какие обстоятельства дела могут быть подтверждены или опровергнуты ею, а также когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись, что свидетельствует о том, что ГПК РФ особое внимание уделяет достоверности таких доказательств.
Аудиои видеозаписи прослушиваются и просматриваются судом в зале судебного заседания или специально приспособленном для этого месте. В протоколе судебного заседания должны быть указаны признаки воспроизводящего устройства и время воспроизведения. После воспроизведения записи суд заслушивает лиц, участвующих в деле, по поводу услышанного и увиденного.
При исследовании данного средства доказывания суд должен руководствоваться положениями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающей право каждого на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции, а также ст. 23 Конституции РФ, устанавливающей неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В этой связи использование записи в качестве доказательства в открытом судебном заседании допускается только с согласия заинтересованных лиц. При отсутствии такого согласия судебное заседание в этой части должно быть закрытым.
Носители аудиои видеозаписей хранятся в суде. После вступления решения суда в законную силу носители в исключительных случаях могут быть возвращены лицу (например, если носитель является высококачественной студийной записью). В остальных случаях по просьбе лица ему выдается изготовленная за его счет копия записи. По вопросу возврата носителей аудиои видеозаписей суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба.