Гарантии прав и свобод человека и гражданина
Различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав, — Президент РФ (гарант прав и свобод человека и гражданина) и структурные подразделения его Администрации, органы прокуратуры, различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), Уполномоченный… Читать ещё >
Гарантии прав и свобод человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гарантия (от фр. garantie) — ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой — более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина — это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие:
- — социально-экономические (материальные) гарантии — стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда — качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
- — политические гарантии — демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
- — юридические гарантии — собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.
Юридические гарантии в свою очередь могут подразделяться на судебные и несудебныс, внутригосударственные и международные, общие и специальные, формально-юридические и институциональные и т. п.
Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2 Конституции РФ) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ), и др.
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна, абсолютных нрав и свобод не существует. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Исходя из этого, Конституцией РФ предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.
Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).
Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но, тем не менее, закрытый:
- — защита основ конституционного строя;
- — защита нравственности;
- — защита здоровья других лиц;
- — защита нрав и законных интересов других лиц;
- — обеспечение обороны и безопасности государства.
В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.
Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в федеральных конституционных законах «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», в Федеральных законах от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», в Законе РФ от 01.04.1993 № 4730−1 «О государственной границе Российской Федерации» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц. Конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основании решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения судом справедливого и объективного решения) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).
Условия ограничения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, распространяются на все категории прав, в том числе — на предоставленные отраслевым и текущим законодательством отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.).
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Тем не менее Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в Законах РФ от 08.06.1993 № 5142−1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др., «О вынужденных переселенцах»).
При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.
Система институциональных гарантий включает:
- — различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав, — Президент РФ (гарант прав и свобод человека и гражданина) и структурные подразделения его Администрации, органы прокуратуры, различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (статус его закреплен в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации») и аналогичные институты на региональном уровне (учреждены пока не во всех субъектах РФ), Специальные омбудсмены — Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (детский омбудсмен), Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей (бизнес-омбудсмен) и аналогичные органы в субъектах РФ, комиссии, но нравам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов), органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, адвокатура, нотариат, различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов нрав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.);
- — способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).
Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:
- — явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
- — заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
— разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).
Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46—54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.
Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу. Исключение составляет ограниченный круг предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры — обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, Законом РФ от 27.04.1993 № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суде могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения и действия органов юридических лиц, общественных объединений, органов военного управления и должностных лиц. При этом в Конституции РФ и других законах употребляется обобщающий термин «суд», которым охватываются различные звенья судебной системы РФ (см. параграф 9.1 учебника). Выбор конкретного судебного органа для обращения определяется рядом условий, прежде всего правилами о подведомственности и подсудности. Однако в любом случае человек (объединения граждан) имеет право на «надлежащий суд» («право на своего судью»), т. е. право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, включая и возможность рассмотрения его дела судом присяжных в определенных случаях обвинения в совершении уголовного преступления. Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение — процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора РФ и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.
Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский Суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1998 г. Решения Европейского Суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский Суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами и в абсолютном выражении превосходит количество обращений граждан других европейских государств.
Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только против действий или решений органов государственной власти и только против тех прав, которые предусмотрены Европейской конвенцией.
По итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» 7 мая 2002 г. было вынесено первое решение в пользу российского гражданина. Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3000 евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.