Процессы метаморфоза и линьки регулируются взаимодействием трех гормональных систем: мозговыми гормонами, гормонами линьки, и ювенальными гормонами. Их называют регуляторами роста и развития. Нормальный ход метаморфоза у насекомых регулируется определенным антагонизмом и синергизмом этих гормонов и их аналогов. Если этому процессу мешают искусственным введением этих веществ или их аналогов, то разрушается метаморфоз и возникают разного рода морфогенетические повреждения. Образуются нежизнеспособные промежуточные формы между личинками, куколками и имаго. Нежелаемым последствием может быть и образование увеличенной формы личинок, повышенная их плодовитость. После выяснения структуры гормонов линьки и обнаружения, что такие гормоны и их аналоги встречаются в растениях в более высоких концентрациях.
Более успешными оказались попытки практического применения ювенильных гормонов и их аналогов, так называемых ювеноидов, которые тоже содержатся во многих видах растений в высоких концентрациях. (фарнезол в эфиромасличных растениях или авабион в древесине североамериканской бальзамовой елки) Ограничением для их широкого применения является узкий чувствительный срок развития насекомых, недостаточная их стабильность и относительно низкая специфичность, в результате чего ими уничтожаются и хищники и паразиты.
Элементы ИЗР в зависимости от вида культурного растения, типа землепользования, местности выращивания и требуемой специфической интенсивности выращивания культуры, имеют неодинаковое значение. Так, например, усиление механизмов саморегуляции щадящим отношением и способствованием развитию и размножению полезных членов агроценозов, а так же биологическими и биотехническими мерами борьбы легче реализовать в плодоводстве и в закрытом грунте, чем в полеводстве.