После того как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье, материалы или товары необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
Поиск потенциальных поставщиков
При этом могут быть использованы следующие методы:
- · объявление конкурса;
- · изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
- · посещение выставок и ярмарок;
- · переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
Анализ потенциальных поставщиков
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков, главными из которых зачастую являются цена и качество поставляемой продукции, а также надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- · удаленность поставщика от потребителя;
- · сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- · наличие резервных мощностей;
- · организация управления качеством у поставщика;
- · психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);
- · способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- · финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.