Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологическая готовность рабочих к действиям в опасной ситуации: На материале горнорудного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема исследования. Вопрос безопасности человека в трудовой деятельности стоит в психологии труда уже более века. В науке накоплен значительный теоретический арсенал и создано методическое обеспечение (тесты, проективные методики, опросники, игровые методы, методы формирования). Однако, несмотря на усилия практиков и ученых, проблема остается не разрешенной, к тому же в последнее время… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Понятия и подходы к исследованию психологической готовности к безопасному труду
    • 1. 1. Человек как субъект труда
    • 1. 2. Опасные ситуации в процессе труда
    • 1. 3. Особенности действий человека в опасных ситуациях
    • 1. 4. Психологическая готовность к действиям в опасной ситуации как фактор безопасности труда
    • 1. 5. Методы профилактики несчастных случаев на производстве
  • Выводы к первой главе
  • ГЛАВА 2. Анализ и классификация несчастных случаев в горнорудном производстве
    • 2. 1. Общая характеристика предприятия
    • 2. 2. Психологический анализ несчастных случаев: методика, этапы и результаты исследования
  • Выводы ко второй главе
  • ГЛАВА 3. Факторы и механизмы безопасности труда на горнорудном предприятии
    • 3. 1. Актуальные условия готовности рабочих к безопасному труду
    • 3. 2. Критерии «готовности» и уровни обеспеченности безопасности труда в подразделениях предприятия
    • 3. 3. Программа формирования психологической готовности рабочих горнорудного производства к безопасным действиям в штатных и аварийных ситуациях (практические рекомендации)
  • Выводы к третьей главе

Психологическая готовность рабочих к действиям в опасной ситуации: На материале горнорудного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено изучению психологической готовности рабочих к действиям в опасных ситуациях, возникающих в условиях горнорудного производства.

Актуальность исследования. Официальная статистика свидетельствует, что ежегодно на производстве травмируются десятки тысяч человек, значительная часть которых становится инвалидами, а предприятия несут огромные материальные убытки. Тема изучения психологической готовности рабочих к действиям в опасных, экстремальных по содержанию и внезапности возникновения, ситуациях актуальна и отвечает запросу практики.

Анализ специальной литературы показал, что преимущественной причиной сбоев в системе охраны труда являются не столько опасные условия, сколько опасные действия людей, которые могут привести к возникновению сложных ситуаций и несчастным случаям (В.И. Барабаш, И. П. Степанова, Н. И. Гребняк, М. А. Котик, A.M. Емельянов, Н. А. Носов, П. Г. Скороход, R. Margaria). Традиционно используемые «организационно-технические» мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве недостаточно эффективны. Необходимо глубокое, всестороннее изучение существующей проблемы и обоснованное использование современных средств и методов профилактики производственного травматизма.

Проблема исследования. Вопрос безопасности человека в трудовой деятельности стоит в психологии труда уже более века. В науке накоплен значительный теоретический арсенал и создано методическое обеспечение (тесты, проективные методики, опросники, игровые методы, методы формирования). Однако, несмотря на усилия практиков и ученых, проблема остается не разрешенной, к тому же в последнее время количество работ по вопросам безопасности труда значительно сокращены и приходится опираться на данные исследований, которые проводились почти 20−15 лет назад. Требуется дальнейшая разработка теоретических и методических подходов, переосмысление в контексте современных достижений психологии для эффективного решения задач практики.

Работа выполнена в рамках проблемы «Функционирование и формирование субъекта профессиональной деятельности.

Объект исследования — труд рабочих горнорудного предприятия.

Предмет исследования — психологическая структура готовности рабочего к преодолению опасностей.

Цель исследования — изучение феномена травмоопасного поведения и определение условий и методов формирования психологической готовности к безопасному труду.

Гипотеза исследования. В основе психологической готовности к действиям в опасной ситуации лежит механизм установки (Д.Н. Узнадзе, А.Г. Асмолов). Уровень «психологической готовности» определен условиями и организацией трудового процесса, технической оснащенностью, отношением рабочего к соблюдению норм и правил охраны труда, профессиональным уровнем работников, характером социальных отношений в производственном коллективе.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический обзор работ по проблеме психологической готовности к безопасному труду.: '.

2. Проанализировать статистику производственного травматизма на горнорудном предприятии и определить причины происшествий.

3. Разработать метод и провести психологический анализ несчастных случаевопределить «субъектные» и «объектные» факторы травмоопасного поведения рабочих и построить психолого-технологическую классификацию несчастных случаев.

4. Провести эмпирическое исследование факторов и механизмов психологической готовности рабочих к безопасным действиям. Определить критерии «психологической готовности» и провести анализ уровней обеспеченности безопасности труда в разных цехах горнорудного производства.

5. Разработать рекомендации по формированию психологической готовности рабочих к безопасным действиям в штатных и измененных, несущих опасность, условиях производственной среды.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют: теория деятельности C. J1. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, получившая разработку в исследованиях К. К. Платонова, A.M. Емельянова, Г. С. Костюка, М. А. Котика, Ю. К. Стрелкова, С. Д. Максименко, JT.A. Китаева-Смыкаконцепция развития субъекта труда, изложенная в работах Е. А. Климоваучение поэтапного и планомерного формирования действий П. Я. Гальперина, З. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной.

Методы исследования. В работе использован комплекс методических средств: наблюдение за деятельностью людей в опасных ситуациях, беседа, изучение документов по производственному травматизмуавторский опросник, в основу которого положены принципы «метода критических инцидентов» Дж. Фланагана, схема анализа причин несчастных случаев, разработанная Г. М. Зараковским и В. И. Медведевым для анализа ошибок человека-оператора и схема Флоренса, учитывающая не только совместное действие всех внешних и внутренних факторов, но и дающая возможность краткой алгоритмической записи причин происшествия.

Материалом исследования стали 63 случая производственного травматизма на горнорудном предприятии, представленные в актах, служебных и объяснительных записках, отчетах, приказах за десятилетний период, а также результаты анкетирования, в котором приняли участие 546 рабочих основных технологических подразделений предприятия.

Научная новизна работы:

1. Разработан метод психологического анализа статистики несчастных случаев на горнорудном предприятии.

Установлены субъектные («недостатки» функционирования психических процессов, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной саморегуляции, особое функциональное состояние работника) и объектные факторы опасности (пространственно-временные факторы производственной среды, недостатки в организации работы и др.) и определены их количественные характеристики — частота и значимость.

Построена психолого-технологическая классификация несчастных случаев на горнорудном производстве.

2. Проанализированы механизмы психологической готовности к безопасному труду.

Определены критерии «готовности"'. 1) удовлетворенность условиями труда, 2) психосоматическое состояние, 3) трудовая зрелость рабочего, 4) организационная обеспеченность безопасности труда, 5) эмоциональный.

•ч Р комфорт в трудовом коллективе. «» Q.

Построен интегральный показатель обеспеченности безопасности труда в подразделениях горнорудного предприятия (уровни: высокий, средний, низкий). Установлены различия между значениями показателя уровня безопасности в разных цехах предприятия.

3. Разработаны методики формирования стратегии эффективного взаимодействия и безопасной деятельности: тренинг безопасности и стратегическое консультирование.

Практическая значимость исследования.

Психологический анализ случаев производственного травматизма на. горнорудном предприятии показал, что методика «психологической реконструкции» технологических описаний несчастных случаев позволяет выявить факторы не только производственного характера, но и сделать выводы о дефекте психологического механизма в обеспечении безопасности труда. Знание всего комплекса факторов («субъективных» и «объективных») позволяет целенаправленно организовывать работу по профилактике производственного травматизма в производственных подразделениях предприятия.

Исследование, проведенное с помощью опросника, обнаружило не только мотивационные и организационные издержки в обеспечении безопасности труда рабочих, но и стало основой для разработки практических рекомендаций по формированию психологической готовности рабочих к действиям в условиях опасности.

Для решения проблемы психологической подготовки рабочих к безопасному труду требуются методы, которые будут не только обучать многообразию способов действий, но и формировать адекватные приемы, стратегии поведения в сложных, несущих опасность ситуациях. Предложена программа консультационно-тренинговой работы по формированию психологической готовности рабочих горнорудного производства к безопасным действиям в штатных и аварийных ситуациях.

Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплексной программы исследования с привлечением авторской методики, достаточно большой выборкой, применением метода количественной обработки статистических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Построенный в работе метод психологического анализа несчастных случаев на производстве позволяет перейти от описания несчастных случаев в терминах технологии труда и техники безопасности к психолого-технологическому описанию и классификации статистической совокупности несчастных случаев в горнорудном производстве. Метод основан на установлении факторов опасности (субъектных и объектных) и определении их количественных характеристик в пределах анализируемой совокупности несчастных случаев.

2. Психологическая готовность рабочего к действиям в опасной ситуации строится как многоуровневая система. На ее нижних уровнях — моторные и речевые установки исполнительной деятельности, на средних — разумные и четкие планы, на самых высоких — моральные максимы.

3. Возможно определение количественных критериев обеспеченности безопасности труда. В условиях горнорудного производства такими критериями служат: 1) удовлетворенность условиями труда, 2) психосоматическое состояние, 3) трудовая зрелость работника, 4) организационная обеспеченность безопасности труда, 5) эмоциональный комфорт в трудовом коллективе. Низкие значения критериев указывают на необходимость дополнительных превентивных мероприятий по охране труда.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и результаты эмпирического исследования докладывались на заседании кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, а также на следующих конференциях: «Задачи профессионального образования в начале XXI века. Теория и практика» (Kamieniu Slaskim (Польша), 31 июня — 4 июля 2002 г.) — «Ломоносовские чтения» 2002 года и «Ломоносов-2002» (Севастополь, 18−19 апреля 2002 г.) — «Костюковские чтения» (Киев, 19 7 20 ноября 2002 г.) — «Актуальные проблемы практической психологии в системе образования» (Херсон 12 — 13 февраля 2003 г.) — «Ломоносовские чтения» 2003 года и «Ломоносов-2003» (Севастополь, 29 — 30 апреля 2003 г.) — «Корпоративная культура организаций XXI столетия» (Краматорск, 12−14 мая 2003 г.).

Публикации:

1. Лопатина Н. Н. Безопасность труда и психологическая подготовка рабочих горнорудного производства // Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2002 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2002» / Под ред. В. А. Иванова, В. И. Кузищина, В. А. Трифонова. — Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2002. — С. 155−156.

2. Лопатина Н. Н. Особенности принятия решения в стрессогенных ситуациях // Горизонты образования: педагогика и психология: Научно-методический журнал. — Севастополь, 2003. — № 2. — С.60−63.

3. Лопатина Н. Н. Психологическая готовность рабочих к действиям в опасных ситуациях производства // Социальная работа: Региональный контекст: Научно-популярный альманах. — Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2004. — Вып.2. — С.68−70.

4. Лопатина Н. Н. Психологические факторы безопасности труда в структуре культуры производства // Корпоративная культура организаций XXI века: Сборник научных трудов / Под. общ. ред. Г. Л. Хаета. — Краматорск: ДДМА, 2003.-С. 194−198.

5. Лопатина Н. Н. Формирование психологической готовности личности к действиям в опасной производственной ситуации // Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2003 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003» / Под ред. В. А. Иванова, В. И. Кузищина, В. А. Трифонова. — Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2003. — С.148−149.

6. Лопатша Н. М. Мотиващя безпеки як умова запоб1гання виробничого травматизму // Вюник Нацюнального техшчного ушверситету УкраУни «КиУвський полггехшчний шститут». Фшософ1я. Психолопя i педагопка: Зб1рник наукових праць. — КиТв: «Пол^ехнжа», 2003 — № 1. — С. 157−160.

7. Лопатша Н. М. Особливосп псих1чних процес1 В в умовах трудово1 професшноТ д! яльнос^ роб^ниюв на п1дприемствах // Психолопя: Зб1рник наукових праць. — КиТв: НПУ iM. М. П. Драгоманова, 2003. -Випуск 19. — С.200−205.

8. Лопат1на Н. М. Психолопчш умови над1йност! роботи профес1онала // Педагопка i психолопя профес! йного навчання: Науково-методичний журнал. -Льв1 В, 2002. — № 5. — С. 175−180.

9. Лопатша Н. М. Специфжа професшноУ д! яльност1 роб1тника в екстремальних умовах пращ // Проблеми загальноУ та педагопчноУ психолопУ: 36ipHHK наукових праць 1нституту психолопУ iM. Г. С. Костюка АПН УкраУни / За ред. Максименко С. Д. — КиУв, 2002 — t. IV, ч.7. — С. 131−138.

10. Лопатша Н. М. Теоретичш засади готовносп молодих пращвниюв до роботи в умовах тдвищено1 небезпеки // Неперервна професшна освгга: Teopin i практика: Науково-методичний журнал. — Кшв, 2002. — Випуск 2(6). — С. 52−57.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (228 наименований, из них 27 на иностранных языках) и 2 приложений. В работе представлено 14 таблиц и 13 рисунков.

Выводы к третьей главе.

Отношение к соблюдению норм и правил охраны труда, профессионализм работников, уровень организации производства, техническая оснащенность, характер социальных контактов и отношений — весь этот комплекс условий определяет понятие «культура производства». Но культура производства — это не только «внешняя» составляющая условий безопасного труда. Это необходимое условие формирования внутренней, мобилизующей установки на безопасные действия и выработку оптимальной стратегии деятельности в ситуации, несущей опасность.

С целью изучения актуальных условий труда на горнорудном предприятии проведен опрос рабочих предприятия, в котором приняло участие 546 человек (почти 60% всех рабочих рудоуправления).

Исходной теоретической базой исследования послужили представления норвежского ученого Энгестрема о структуре групповой деятельности. При анализе результатов анкетирования использовался метод сравнений (метод «разностей») и метод экспертных оценок.

Исследование обнаружило низкие показатели удовлетворенности результатом и условиями труда в ряде цехов, что свидетельствует не столько о высоких запросах рабочих, сколько о действительном положении вещей. Низкий уровень оплаты и организации труда, частые сверхурочные работы, физическое и нервное переутомление, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, напряженные взаимоотношения в трудовом коллективе создают негативный фон, на котором не может быть сформирована психологическая установка и готовность к безопасному труду.

Информация, полученная в ответ на целый комплекс вопросов, позволила детально представить отношение рабочих к необходимости соблюдать технику безопасности. Около 20% ответили, что недостаточно знают правила техники безопасности, а почти 75% - сознательно нарушали их и считают, что без нарушений работать невозможно. Исполнитель готов пренебречь правилами безопасности, стремясь ускорить, облегчить выполнение работы, надеясь на то, что «все обойдется». Рабочие плохо осведомлены о случаях травматизма на предприятии, в цехе, в то время как такие знания должны содержаться в структуре «готовности». Такой характер «готовности» — неполный, несовершенный, негативный — может стать причиной несчастного случая.

Анализ компонентов безопасности труда (субъектных и «внешних») позволил выявить пять обобщенных критериев, определяющих уровень психологической готовности рабочих к безопасному труду: 1) удовлетворенность условиями труда, 2) психосоматическое состояние, 3) трудовая зрелость рабочего, 4) организационная обеспеченность безопасности труда, 5) эмоциональный комфорт в трудовом коллективе.

Для определения значимости каждого обобщенного критерия (нормированных коэффициентов) использовался метод экспертных оценок и «весовые» коэффициенты рангов, что позволило рассчитать индексы групповой оценки каждого критерия. На основании полученных данных психолог предприятия может делать обоснованные выводы о состоянии безопасности труда в каждом цехе, вносить предложения по их совершенствованию. На наш взгляд, важными составляющими психологического обеспечения охраны труда являются специальные формы психологического консультирования и тренинга персонала.

При разработке методики «стратегического» консультирования нами использовались положения теории Джаниса и Манна по принятию решения. В работе предложена схема консультационного процесса, техники и методики консультирования.

Структура проблем, связанных с обеспечением «внешних» и «внутренних» условий для безопасного труда в горнорудном производстве, выявленная с помощью анкетирования и бесед с рабочими, предполагает соответствующую структуру тренинговых занятий для работников предприятия: коммуникативный тренинг и тренинг безопасности.

1. Построено понятие психологической готовности рабочего горнорудного производства к действиям в опасной ситуации. Показано, что «психологическая готовность» функционирует как многоуровневая система, в которую входят: отношение личности к опасности, доведенные до автоматизма навыки и действия, знания технологии действий в опасной ситуации, неукоснительное выполнение требований по ограничению деятельности и различных запретов на исполнение.

Энергетический" механизм готовности к действиям в условиях опасности определяется функциональным состоянием человека. Стресс, утомление снижают готовность человека к адекватным действиям.

2. Построенный в работе метод психологического анализа несчастных случаев позволяет перейти от «производственного» описания происшествий, выполненного в терминах технологии труда и техники безопасности, к «психолого-технологическому» описанию и классификации совокупности несчастных случаев в горнорудном производстве. Метод включает три этапа:

Предварительный анализ производственных документов по травматизму. Установлены причины случаев травматизма: 1) нарушения трудовой дисциплины, 2) неудовлетворительная организация работ, 3) техническая неисправность оборудования, 4) несоблюдение технологии работы, 5) неосторожные действия рабочих.

Психологическая реконструкция технологических описаний несчастных случаев. Установлены 15 факторов опасности «субъектного» и «объектного» характера: субъектные факторы опасности, связанные с недостатками функционирования психических процессов и мотивационной сферы исполнителя: F1 — восприятия, F2 — внимания, F3 — памяти, F4 — мышления, F5 -моторики, F6 — особым функциональным состоянием (алкогольное опьянение),.

F7 — эмоционально-волевой и мотивационно-личностной саморегуляцией («инфантилизм», безответственность, игнорирование опасности, конфликт мотивов);

— объектные факторы опасности: F8 — источники электрического тока, F9 — тепловой процесс, F10 — химический процесс, Fl 1 — механическое воздействиеF12 — технические поломки, отказы в системе управленияF13 — дефект взаимодействия (несогласованные действия работников) — F14 — пространственно-временные факторы производственной средыF15 недостатки в организации работы.

Построена психолого-технологическая классификация несчастных случаев: несогласованные действия рабочих (по F13) — эксплуатационные ошибки при обслуживании производственных процессов (по F8−10,12) — недостатки в организации труда (по F15) — низкая эмоционально-волевая и мотивационно-личностная саморегуляция исполнителя (по F7) — дефект пространственно-временной организации действий в механическом процессе (по Fl 1).

Определение количественных характеристик факторов опасности. Предложенный метод расчета частоты и значимости фактора в каждой из групп случаев позволил провести содержательный анализ причин случаев травматизма на горнорудном предприятии.

3. Проанализированы механизмы психологической готовности рабочих к безопасному труду. Определены критерии «готовности»: удовлетворенность условиями труда, психосоматическое состояние, трудовая зрелость рабочего, организационная обеспеченность безопасности труда, эмоциональный комфорт в трудовом коллективе. Построен интегральный показатель обеспеченности безопасности труда в подразделениях горнорудного предприятия. Установлены различия между значениями показателя в разных цехах предприятия (диапазон разброса — от 42 до 67) и определены уровни безопасности труда в производственных подразделениях («высокий», «средний» и «низкий»).

4. Предложена программа консультационно-тренинговой работы по формированию психологической готовности рабочих горнорудного производства к безопасным действиям в штатных и аварийных ситуациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов //Вопросы психологии. -1974. № 1. — С. 104−115.
  2. Л.М., Аболина Т. И. К проблеме психологического стресса в спорте //Психология спортивной деятельности /Ред. П. А. Жоров. Казань, 1985.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения /АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Е. А. Будилова. М.: Наука, 1989. — 243 с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. — М.: Феликс, 1992.- 128с.
  5. В.Е., Румянцева В. И. О некоторых профессионально значимых свойствах диспетчера АС УВД //Проблемы инженерной психологии. Вып. З.-Л., 1984.-4.1.-С. 92−94.
  6. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация.-М.: Наука, 1976,270 с.
  7. Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества //Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. -С.133−154.
  8. А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика //Психологический журнал 1985. — № 6. — С.112−121.
  9. Г. А., Кадаров М. Х. О связи психофизиологических показателей с надёжностью труда операторов счётно-перфорационных машин //Вопросы психологии. -1978. № 4. — С. 128−132.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с. — (Труды для членов и членов-корреспондентов АПН СССР).11 .Анохин П. К. Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  11. А.В. Экспериментальное исследование различных способов формирования помехоустойчивости //Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Одесса, 1984. — С. 13−17.
  12. В.Г., Мапов В. П., Сарамуд Б. Д. Структурно-системный анализ причин травматизма //Безопасность труда в промышленности, 1974, № 11, С.39−42.
  13. В.Г., Мишин Ю. Т. Режим труда и отдыха при выполнении особо монотонной работы //Вопросы психологии. 1971. — № 2. — С. 110−120.
  14. В.Г., Рябинкина А. Н. Связь эффективности управленческих воздействий с вероятностью их применения //Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. -М., 1989. С. 81−97.
  15. А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопросы психологии. 1986. -№ 1. -С. 28−40.
  16. В.А. Основы безопасности труда в строительстве. — Л., 1976. — 184с.
  17. Ю.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс //Вопросы психологии. 1970. — № 3. — С. 56−70.
  18. .А., Лойко М. А. Подготовка лётчиков к действиям в особых случаях полёта//Вопросы психологии. 1973. — № 1. — С. 134−136.
  19. В.И., Степанова И. П. Психологические аспекты безопасности труда: Учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре, 1994. — 118 с.
  20. Г. Д. Диагностика сформированности профессионально важных качеств машинистов энергоблоков: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1985.-21 с.
  21. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: Учебник /Под ред. К. З. Ушакова. -М.: АГН, 1999.
  22. Г. Т. и др. К проблеме оценки и прогнозирования качества деятельности оператора по характеристикам его состояния //Вопросы психологии. -1974. № 5. — С. 63−70.
  23. Г. Т., Пономаренко В. А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях //Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 23−32.
  24. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.-270 с.
  25. Н.А. Физиология движений и активность /Под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1990. — 494 с. — (Классики науки).
  26. В.М. Избранные работы по социальной психологии /Отв. ред. Е. А. Будилова, Е.И. Степанова- РАН, Ин-т психологии. -М.: Наука, 1994.- 399 с. (Памятники психологической мысли).
  27. P.P., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом //Вопросы психологии. 1985. — № 1. -С. 167−174.
  28. М.И. Об изучении психологических аспектов надёжной работы человека в космическом полёте //Вопросы психологии. -1963. № 2. — С. 173−180
  29. Бодал ев АА Восприятие и понимание человека человеком. -М: Изд-во МГУ, 1982. -199 с.
  30. В. А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность //Психологический журнал. 1981. -№ 2. -С. 51−65.
  31. В.А., Рудный Н. М. Роль «личного» и «человеческого» фактора в профессиональной надёжности лётного состава //Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Д., 1984. — Ч. 1. — С. 126−128.
  32. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой /РАН, Ин-т психологии. М.: ИП РАН, 1998. — 285с.
  33. Э.В., Егоров В. А. О работоспособности человека-оператора при воздействии экстремальных факторов //Экспериментальная и прикладная психология: Серия психологических наук. Вып. 3. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. -№ 362.-С. 150−154.
  34. И.А., Пястлов В. И. Критерии оценки психологической надежности работников службы безопасности //Психологическое обозрение. 1997. — № 14. -С. 34−38.
  35. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  36. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. Воронеж: Ин-т практической психологии, 1996. 167 с.
  37. С.С. О некоторых критериях оценки эффективности деятельности оператора-наблюдателя //Психологический журнал. Т. 4. — 1980. — С. 112−115.
  38. .П., Прокофьев А. И. Психологические аспекты предотвращения авиационных происшествий //Психологический журнал. 1981. — Т. 2, № 4. -С. 85−90.
  39. Л., Геллерштейн С. и др. К вопросу о психологическом изучении несчастных случаев. В кн.: Промышленный травматизм и борьба с ним. -М.-Л., 1930.-С. 639−689.
  40. А. Л. Совершенствование психодиагностики водителей автотранспорта как средство обеспечения безопасности движения //Психологические и эргономические вопросы безопасности деятельности. Таллин, 1986. — С. 46−49.
  41. С.С., Алексеев А. А. Пропаганда безопасных методов работы на производстве. М., 1937.
  42. В.А. Особенности реализации самоконтроля в состоянии психической напряжённости: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981. -23 с.
  43. В.Г. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности //Психическая напряженность в трудовой деятельности. М.: ИП АН СССР, 1989. — С. 217−324.
  44. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 118с.
  45. Введение в эргономику/Под ред. В. П. Зинченко.-М.: Сов. радио, 1974.-351 с.
  46. В.Ф. Инженерная психология и труд оператора АСУ.- М.: Знание, 1977.-63 с.
  47. В.Ф. Проблема стабильности характеристик системы «Человек — машина» //Психологический журнал. 1982. — № 5. — С. 82−97.
  48. А.Ф. Проблема надёжности спортсмена в психическом аспекте //Теория и практика физической культуры. 1974. — № 2. — С. 53−56.
  49. В.М., Рубин B.C. и др. О методологии изучения причин травматизма. — Безопасность труда в промышленности, 1973 № 10. -С.26−28.
  50. В.К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1976.-142 с.
  51. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  52. Л.И., Выщепан JI.H. Коэффициент загрузки и надёжность оператора //Прикладные вопросы инженерной психологии: Межвуз. темат. науч. сборник. Вып.2. Таганрог, 1975. — С. 24−37.
  53. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. -М.: ФИС, 1980.-215 с.
  54. В.Е. Опыт таксономического использования анализа гностических профессий //Вопросы психологи. -1975. № 3.
  55. В.Е. Модульный поход к психологической классификации профессий //Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии.-Д., 1986.
  56. ПЛ. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд. -М.: «Книжный дом „Университет“», 2000. 336 с.
  57. С.Г. Психотехника. -М.: Новая Москва, 1926. 126 с.
  58. Ю.Б. Деятельность и внимание //А.Н. Леонтьев и современная психология: Сб. стат. /Под ред. А. В. Запорожца,
  59. B.П.Зинченко и др. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-С. 165−177.
  60. Ю.Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. М, 1997.
  61. Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора //Инженерная психология /Под. ред. А. Н. Леонтьева. М., 1964. — С. 340−357.
  62. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. -М., 1975.
  63. Ф.Д., Матова М. А., Розенблат Б. Ш. К характеристике психического состояния человека в усложненных условиях деятельности //Вопросы психологии. 1971. — № 2. — С. 88−97.
  64. Л.П., Хачатурьянц Л. С. Проблемы управления состоянием оператора //Деятельность космонавта и повышение её эффективности. М, 1981.1. C. 116−137.
  65. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению (на примере изучения членов трудовых коллективов) //Психические состояния. Вып. 10.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.-С. 90−96.
  66. И.Н., Переверзева И. А. О некоторых факторах психологической устойчивости //Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Одесса, 1984. — С. 43−45.
  67. Губин В А., Лыткин ВМ. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности //Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М Бехтерева. -1993. № 3. — С. 34−45.
  68. А.И., Соловьёв А. В. Количественная оценка эффективности работы оператора в дискретных задачах контроля и управления //Проблемы инженерной психологии. Вып.2. М., 1971. — С.5−9.
  69. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  70. К.М. Психологическая диагностика: Проблемы исследования. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  71. Н.Д. Индивидуальные особенности психической адаптации личности в опасных профессиях (на материале деятельности инкассаторов): Дис. канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2000. — 212 с.
  72. Н.Д., Аведисова А. С., Чахава В.О, Фролова А. А. Факторы психической дезадаптации у лиц, работающих в особо опасных условиях //Материалы конференции «Современные проблемы пограничных и адцикгивных состояний». -Томск, 1996.-С. 27−28.
  73. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. — С. 63−96.
  74. Л. Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности //Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
  75. Л.Г. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях //Психологический журнал. — 1991. Т. 12, № 1. — С. 55−65.
  76. Л.Г., Семикин В. В., Щедрое В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния //Психологический журнал 1994. — № 6. — С. 28−37.
  77. Л.Г., Занковская А. Н. Психологические проблемы профессиональной деятельности.—М.: Наука, 1991. 166 с.
  78. Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния объекта в экстремальных условиях деятельности: Дис. докт.психол.наук М., 2002.
  79. М.А., Соколов В. П. Классификация психологических причин несчастных случаев на производстве. В кн.: Психология — производству и воспитанию. — Л., 1977, с. 147−153.
  80. А .Я. и др. О структуре волевых усилий в деятельности оператора //Проблема психологии воли / Под. ред. профессора Селиванова В. И. Рязань, 1974.-С. 79−80.
  81. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИПРАН, 1993.-120 с.
  82. А.Ф. Надёжная работа персонала в энергетике. Самара: Гера, 1993. -221 с.
  83. М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости //Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 106−112.
  84. Е.Н. Некоторые аспекты психологической устойчивости моряков к работе по удлинённым графикам //Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Одесса, 1984. — С. 52−53.
  85. А.С., Яковец Б. Н. О некоторых факторах, определяющих надёжность работы оператора в режиме ожидания //Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1971. — С.153−155.
  86. С.А. Психологические факторы в промышленном травматизме. -Ташкент, 1975. 14 с.
  87. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности оператора в особых и экстремальных условиях //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.-С. 5−17.
  88. Д.Н. Деятельность оператора в условиях дефицита времени //Инженерная психология. М., 1977. — С. 190−218.
  89. Д.Н. Мышление в материально-производственном труде //Психологический журнал. 1984. — С. 47−55.
  90. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986. — С. 35−43.
  91. Н.Д., Пономаренко В. А. Некоторые вопросы надёжности действий оператора автоматизированной системы управления при отказах автоматики // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 49−56.
  92. Н.Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности //Психологический журнал. 1983. — Т. 4, № 6.-С. 92−105.
  93. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 1966.-114 с.
  94. Г. М., Медведев В. И. Классификация ошибок оператора. — Техническая эстетика, 1971 № 10. — С. 5−6.
  95. Г. М., Королев Б. А., Медведев В. И., Шлаен П. Я. Введение в эргономику/Ред. В. П. Зинченко. М., 1974.
  96. A.M., Волкова В. Д., Меницкий Д. Н. и др. Типологические особенности адаптации, определяющие эффективность трудовой деятельности //Физиологический журнал СССР. 1974. — Т.9, № 10. — С. 34−49
  97. В. П. Формирование ориентирующего образа в процессе выработки двигательного навыка //Тезисы докладов по проблемам ориентировочного рефлекса. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
  98. В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. -М., 1977.
  99. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. — С. 123−131, 167−177.
  100. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики: Учеб. пособие для студентов ун-тов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1979.—344с.
  101. А.Н. и др. К проблеме надёжности оператора в системе «человек-машина» //Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1971. — С. 17−19.
  102. Ю.А., Филиппов Л. Г. Анализ надёжности оператора на основе теории чувствительности //Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1971.-С. 20−25.
  103. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  104. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. -М.: МГУ, 1992.-93 с.
  105. К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 440 с.
  106. М.Н. Самооценка состояния в зависимости от некоторых типологических характеристик //Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. JL, 1981. — С. 39−92.
  107. Н.В., Берикашвили О. А. Исследование влияния психического стресса на моторную активность //Психический стресс в спорте. Пермь, 1973.-С. 45−47.
  108. Т. Экстремальные ситуации и ситуативные особенности поведения личности //Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь /Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. М., 1990.
  109. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении //Вопросы психологии. 1961. — № 2. — С. 5−17.
  110. В.К. Воля и психологическая устойчивость профессионала //Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. — Одесса: ИП АН СССР, 1984. С. 71−75.
  111. А.Н. и др. Некоторые вопросы надёжности человека в условиях контроля за работой автоматических систем //Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1971. — С. 26−28.
  112. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1983. — 272с.
  113. Р.А., Вильсон А. Г., Мельниченко С. С. Организация безопасных условий труда в строительстве. М., 1976. — 160с.
  114. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  115. Китаев-Смык Л. А. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях //Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977.-С. 189−225.
  116. Т.Б. Психологический анализ мыслительной деятельности рабочего в условиях стандартизации //Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1986. — С. 56−83.
  117. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.-278 с.
  118. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 199 с.
  119. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  120. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  121. Е.А. Психология профессионала: Учеб. пособие. — М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, 1996. — 509 с.
  122. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980. 255 с.
  123. О.А., Моросанова В. Н. Стилевые особенности саморегуляции деятельности //Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 18−26.
  124. JI.H. Самооценка как механизм саморегуляции деятельности пилота // Вестник ЛГУ. 1984. — № 11. — С. 117−119.
  125. Ю.К. Мышление в производственной деятельности. Ярославль, 1984.
  126. Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решения //Вопросы психологии. -1994. № 6. — С. 27−35.
  127. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, ЧеРо, 1997.- 256 с.
  128. Т.В. Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений. Дис. докт. психол. наук. М.: МГУ, 1999.
  129. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях.-М.: Медицина, 1976. 191 с.
  130. Е.Ф., Паю Е.Г., Плессо Г. И., Цфасман И. Л. О методике и практике психотехнического изучения текущего травматизма //Психотехника и физиология труда на Урале. Свердловск-Москва, 1932
  131. ЦП. Психология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. — 271 с.
  132. М.А. Психология и безопасность. 3-е изд., испр. и доп. — Таллин: Валгус, 1989.-447 с.
  133. М.А., Емельянов A.M. Эмоции как показатели субъективных предпочтений при принятии решения //Психологический журнал. 1992. -Т. 13, № 1.-С. 118−125.
  134. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. — М., 1993.
  135. Р. Психотехника на службе железных дорог. Германская практика. — М., 1927.-135с.
  136. В.В., Фёдоров Н. А. Некоторые особенности распределения внимания операторов в стрессовых ситуациях //Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С. 590.
  137. Л.Г., Гатиолов С. П., Кондаков А. М., Маркитан М. И., Шевченко В. Г., Хоменко И. Е., Яковлев В. Н. Воинский труд: наука, искусство, призвание. М: Совершенство, 1998. — 480 с.
  138. В.И. Психогенные факторы некоторых изменённых условий существования //Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 62−72.
  139. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. -304 с.
  140. В.И. Экстермальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-431 с.
  141. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. 1969. — № 1.
  142. А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 111 с.
  143. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  144. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний //Психологический журнал. -1988. Т. 10, № 3. — С. 43−52.
  145. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 104 с.
  146. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во МГУ, 1993.-123 с.
  147. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1981. -112 с.
  148. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. -М.: Радикс, 1995.-448 с.
  149. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  150. О.В. Формирование психологической готовности к деятельности управленческих работников в процессе обучения //Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. Кострома Москва, 2000. — С.49−51.
  151. О.В. Психологическая готовность руководителей среднего звена к деятельности в неблагоприятных ситуациях (на примере аппарата управления Буровой компании): Дис.канд.психол.наук: 19.00.03. — М., 2002.
  152. .Ф. Точность работы оператора и характеристика ошибок //Инженерная психология / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1964. — С. 368−380.
  153. .Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Сов. радио, 1966. — 464 с.
  154. Н.Ф. Изучение психофизиологических характеристик человека в экстремальных условиях //Психофизиологические исследования деятельности человека-оператора и их техническое обеспечение. М.: Наука, 1979. — С. 34−40.
  155. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1987. — 343 с.
  156. Ю.Л. и др. Связь успешности профессиональной деятельности операторов-наблюдателей с психофизиологическими и личностными особенностями //Физиология человека. 1986. — № 5. -С.798−802.
  157. Н.И. Психологический отбор лётного состава за рубежом //Вопросы психологии. -1960. № 6. — С. 159−165.
  158. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. М.: Совершенство, 1998.
  159. Н.В. Уроки безопасности. М., 1989. — 164 с.
  160. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  161. А.Н. Начальные проявления психической дезадаптации у работников промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1991.
  162. М.А. Психическая устойчивость человека-оператора с двойной функцией //Вопросы психологии. 1972. — № 4. — С. 42−52.
  163. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. JL: Наука, 1982.- 104 с.
  164. В.И., Афанасьев С. А. Зависимость лётного обучения курсантов от акцентуации их характера //Физиология человека. 1991. — № 2. — С. 131 134.
  165. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  166. В.М. Проблема надёжности в спорте //Психологический журнал. -1984.-№ 5.-С. 160−161.
  167. B.C. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека//Психологический журнал. 1980. — Т. 1, № 1. — С. 58−71.
  168. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения //Сов. педагогика. 1967. — № 4. -С.110−119.
  169. Методическое пособие: Основные этапы подбора и адаптации психологических методик в целях профессионального психологического отбора. -М.:Воениздат, 1991.-72 с.
  170. Г. А. и др. Планы и структура поведения /Г.А. Миллер, Галантер Е., Прибрам К. Х. — М.: Прогресс, 1965.
  171. Е.А. О надёжности оператора в различных режимах работы //Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 60−68.
  172. В.Е. Типология свойств личности спортсменов относительно психической надёжности //Спорт, психофизическое развитие и генетика. -М., 1976.
  173. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности //Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 24−46.
  174. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. JL, 1982. -265 с.
  175. Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функционального состояния.-М.: ИПРАН, 1992.-250 с.
  176. В.А. Психологические аспекты проблемы трудового воспитания //Психологические вопросы воспитания. — Киев, 1979. — С.11−16.
  177. В.А., Рыбалка В. В., Скакун В. З. Практическое использование психологических систем творческого тренинга // Тез. докл. научно-практ. конф. «Пути повышения эффективности научно-технического творчества». Омск, 1986. — С.41−43.
  178. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. — М., 1994.
  179. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. — М., 1998.
  180. Мотивация деятельности //Вихинский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: МГУ, 1995. -С. 98−136.
  181. А. В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности //Психологический журнал 1991. — Т. 12, № 1. — С. 66−75.
  182. В.М., Зинченко В. П. Человеческий фактор в современной технике //Вопросы философии. 1972. — № 11. — С. 43−55.
  183. Н.И. Психическая напряжённость. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112с.
  184. А.И., Гарскова ГТ. Эмоциональный интеллект как фактор безопасности //Психология безопасности профессиональной деятельности. -Тез. докл. I Межрег. научно-практ. конференции. М., 1999. — С. 38−39.
  185. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления //Инженерная психология. М.: Наука, 1964. — С. 358−367.
  186. В.Д. Основные свойства нервной системы. М.: Просвещение, 1966.-383 с.
  187. Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. JL: Изд-во ЛГУ, 1983.-167 с.
  188. Л.С., Конопкин О. А. Инженерная психология и проблема надёжности машиниста. М.: Транспорт, 1978.-239 с.
  189. Л.С., Хавин А. Б. Прогнозирование готовности к экстренному действию в состоянии стресса //Вопросы психологии. —1980. № 5.
  190. Г. С. Самоконтроль как механизм надёжности человека-оператора. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-111 с.
  191. М.М. К вопросу об устойчивости работы оператора в системе управления // Инженерная психология / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М., 1964. -С. 381−386.
  192. Носенко Э. Л, Карпов О. Н., Чугай А. А. Методика оценки эмоциональной устойчивости человека по акустическим характеристикам его речи //Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Одесса, 1984.-С. 121−124.
  193. О.Г. История психологии труда в России (1917−1957): Учеб. пособие /Под ред.проф.Е. А. Климова. М.: Изд-во МГУ, 1997.- 334с.
  194. Н.А. Ошибки пилота: психологические причины. М.: Транспорт, 1990.-64 с.
  195. Обознов АА Психологическая устойчивость специалиста к опасным условиям деятельности //Психология безопасности профессиональной деятельности. -Тез. докл. I Межрег. научно-практ. конференции. М., 1999. — С. 44−45.
  196. А.Е. Индивидуальные варианты эмоционального реагирования в экстремальных условиях. Рукопись доклада к IV Всесоюзному съезду Общества психологов. Тбилиси, 1971.
  197. В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность /Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург, 1999. — С. 113−115.
  198. А.К. Субъективные репрезентанты в системе саморегуляции активности (аспект разрешения критических ситуаций) //Психология безопасности профессиональной деятельности. Тез. докл. I Межрег. научно-практ. Конференции. — М, 1999. — С. 45−46.
  199. Основы инженерной психологии: Учебник для вузов /Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1986.-447 с.
  200. В.А. Активность субъекта в условиях риска: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1976. — 29 с.
  201. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.
  202. А.А. О взаимоотношении некоторых понятий, характеризующих надёжность деятельности человека //Проблемы инженерной психологии. -Л, 1979.-С. 56−61.
  203. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192 с.
  204. К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. — М.: Медицина, 1970. -264 с.
  205. В.А., Блудов Ю. М. Надёжность в спорте. М.: ФИС, 1983.
  206. .Л. Эмоциональный стресс //Функциональное состояние лётчика в экстремальных условиях /Под ред. В. А. Пономаренко, П. В. Васильева. М.: Полёт, 1994. — Гл. 5. — С. 273−304.
  207. .С., Аккерман Е. А. Невротические расстройства у работников промышленного предприятия //Невропат, и психиатр. 1989. — № 11. — С. 6670.
  208. В.А., Ступаков Г. П., Драч Л. Г., Карпов В. Н. Профессиональная надёжность лётчика //Психофизиологическая надёжность лётчика. Научно-тематический сборник. М.: Военное издательство, 1993. — С. 5−11.
  209. В.А., Гандер Д. В., Ворона А. А. Некоторые подходы к формированию образовательной среды для повышения мотивации к освоению опасных профессий //Прикладная психология. 1998. — № 4. -С. 42−49.
  210. Р.И. К анализу ошибочных действий пилотов. — Советская психотехника, 1934. т. VII, № 2. — С. 161−166.
  211. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО РФ (Методические рекомендации). М., 1994. — 296 с.
  212. Психическая напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. труд. /АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Л. Г. Дикая. М.: ИП АН СССР, 1989. -301с.
  213. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов /Под ред. Ю. М. Забродина и И. Д. Кудрина. М.: Воениздаг, 1988. — С. 258−264.
  214. Психологические исследования творческой деятельности /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975. — 253 с.
  215. Психологические проблемы профессиональной деятельности: Сб. статей /АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. — М.: Наука, 1991.-166 с.
  216. Психологические проблемы деятельности в особых условиях: Сб. /АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1985.-231 с.
  217. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др.- Под ред. Никифорова Г. С. Спб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1987. — 440 с.
  218. Г. М. Управление безопасностью труда. Опыт львовских предприятий. Машиностроение, 1978. — № 10. — С. 28−30.
  219. А.С., Елисеев И. М., Чуркин А. А. Применение психической саморегуляции для психопрофилактики психосоматических нарушений в стрессовых и экстремальных условиях производства. М., 1986. — 40 с.
  220. СЛ. О мышлении и путях его исследования /АН СССР, Ин-т психологии.-М.: Изд-во АН СССР, 1958.-347 с.
  221. С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Пшер, 1998. — 705с. -(Мастера психологии).
  222. Д.И. Некоторые психологические проблемы теории борьбы с травматизмом. М., 1947 (рукопись).
  223. В.И., Хамзин Б. М. К вопросу о воспитании психологической устойчивости в экстремальных условиях //Психологическая подготовка спортсмена. Вып. 1. Алма-Ата, 1974. — С. 63−65.
  224. Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. — 126с.
  225. И.М. Избранные философские и психофизиологические произведения. -М., 1947. С. 236−237.
  226. Системный подход в инженерной психологии труда: Сб. стат. / РАН, Ин-т психологии- Огв. ред. В. А. Бодров, В. Ф. Венда. -М.: Наука, 1992. -152 с.
  227. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. М.: Ин-т прикладной психологии, 1988. — 512 с.
  228. Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. -М., 1985.
  229. Г. Н., Корнилова Т. В. Риск как характеристика действий субъекта. -М.: НИЦ «Инженер», 1999. 80 с.
  230. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. ст. /Сост. Ю. Л. Ханин. -М.: Физкультура и спорт, 1983.-287 с. С. 12−24.
  231. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Рос. психолог, общество, 1999. -196 с.
  232. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для спуд. высш. учеб. заведений. — М: Издат. центр «Академия" — Высшая школа, 2001. -360 с.
  233. С.Г. К вопросу о классификации труда //История советской психологии труда- Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунилова, О. Г. Носковой. М., 1983.
  234. Г. В. К проблеме надёжности и эффективности работы человека // Вопросы инженерной психологии в автоматизированных системах управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — С. 14−21.
  235. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 168 с.
  236. Э.Д., Богданова Т. Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления //Психологические исследования интеллектуальной деятельности /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 38−45.
  237. И.П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. М., 1972.
  238. Д.Н. Психология установки. Спб.: Питер, 2001. — 416с. -(серия «Психология- классика»).
  239. Н. П. Влияние типологических особенностей в проявлении основных свойств нервной системы на возникновение состояния монотонии /Ред. Е. П. Ильин. Л., 1972. — С. 150−154.
  240. А.А., Чигрин В. Д. Оценка уровня безопасности труда технологических процессов при подземной добыче полезных ископаемых. Учебное пособие. М.: МГТУ, 1996.
  241. Г. Н. Устойчивость памяти в экстремальных условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1975. — 29 с.
  242. АЛ., Аболин Л. М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства её формирования у спортсменов //Психологический журнал. 1984. — Т. 5, № 4. — С. 83−90.
  243. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. — 318 с.
  244. .Н. Готовность человека-оператора к экстренному действию в связи с отношением к задаче. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тарту, 1971. -19с.
  245. Allan S.M. The Influence of Long Frequency Vibration on Pilot Performance. -Ergonomics. 1979. -V. 22, № 7. — P. 823−835.
  246. Appley M.H., Trumbull R. Dynamics of stress. Physiological, psychological and social perspectives. New York: Plenum Press, 1986.
  247. Arnold M.B. Emotion and Personality. N.Y.: Colombia University Press, 1960.-V. 1.-126 p.
  248. Arnold M.B. Stress and emotion. In: Psychological stress /Ed. By Appley M.H. and Trumbull R.- New York: Appletin Century — Crofts, 1967. — P. 123−140.
  249. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. N.Y.: Academy Press, 1965. -350p.
  250. Atkinson J.W. Strength of Motivation and Efficiency of Performance //Motivation and Achievement. 1974. — P. 193−218.
  251. Atkinson J.W. Resistance and Overmotivation in Achievement Oriented Activity //Psychology of Human Adaptation. N.Y., 1976. — P. 193−209.
  252. Bailey J. Guide to Hygiene and Sanitation in Aviation. Geneva: World Health Organization, 1977. — 170 p.
  253. Barr N.L., Voas R.B. Telemetring Physiologic Responses During Experimental Flights. Amer. J. Cardiol., 1960. -V. 6, № 1. — P. 54−61.
  254. Benson A.J. Spatial Disorientation in Flight. In: A Textbook of Aviation Physiology /Ed. J.A. Gillies. — Oxford. — 1965. — P. 1086−1132.
  255. Benthem J.A., Glagol A.G. Self-Control of Stress Induced Cardiovascular Change Using Transit Time Feedback //Psychophysiology. — 1982. -V.19 (5). -P.502−505.
  256. Berkun M.M., Bealer H.M., Kern R.P. Experimental Studies of Psychological Stress in Man //Psychological Monographs. V. 76, № 15. p. 287−317.
  257. Berry C.A. Pharmaceutics in Space Medicine. J. Amer. Pharm. Ass. — 1965.-V.5, № 7. — P. 358−359.
  258. Bottenberg E.H. Phenomenological and Operational Characterisation of Emotions //Psychological Reports. 1975. — V.37. — P. 1253−1254.
  259. Breznitz S. The Effect of Hope on Coping with Stress //Dynamics of Stress. Physiological, Psychological and Social Perspectives. N.Y.: Plenum Press. -1986.-P. 295−306.
  260. Brown C. Principles of Educational and Psychological Testing. N.Y.: Hisdale All, 1970.-486 p.
  261. Brown G.W., Andrews B. Social Support and Depression //Dynamics of Stress. Physiological, Psychological and Social Perspectives. N.Y.: Plenum Press.-1986.-P. 257−282.
  262. Burt C. The Factorial Study of Emotions //Feeling and Emotions. N.Y., 1950. — P.531−551.
  263. Christy R.L. Personality Factors in Selection and Flight Proficiency //Aviation, Space and Environmental Medicine. 1975. — № 46. — P. 309−311.
  264. Curtis J.M. Emotional Elements of Mental Ilness: Psychological Concomitants of Stress //Psychological Reports. 1982. — V.50 (3- PT. 2). — P. 1207−1213.
  265. Darovskaja N.D. Disoders of Moscow Unemployed People //World Congress of Word Federation for Mental Healf. USA. 1999. — P. 14. (В соавт. с А. С. Аведисовой, В. О. Чахава, А.Ю. Шпикаловым).
  266. Davis R.G. Motor Effects of Strong Auditory Stimulations //Journal of Experimental Psychology. V. 38 (3). — P. 257−275.
  267. Kahn R.L. Some propositions toward and researchable conceptualization of stress //Social and psychological factors of stress / Ed. J.E. McGraph. — N.Y.: Holl Rinehart & Winston, 1970. 365 p.
  268. Lasarus R.S. Psychological stress and the coping prizes. N.Y.: McGraw-Hill, 1966.
  269. Lasarus R.S., Launier R. Stress-related transaction between person and environment//Perspectives in interacrional psychology. -N.Y., 1978.
  270. Luscher M. Luscher colour test //Transl. And ed. by I.A. Scott. London-Sydney: Pan books, 1983.
  271. Professional burnout: Resent developments in the theory and research / W. B. Shaufelli, Cr. Maslach & T. Marek. WA — DC: Taylor & Francis, 1993.
Заполнить форму текущей работой