Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исследование методов повышения эффективности эксплуатации и прогнозирования нештатных ситуаций магистральных нефте-и нефтепродуктопроводов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транспортировка больших объемов нефти и нефтепродуктов по рельефным трубопроводам в настоящее время осуществляется, как правило, в условиях сравнительно невысокой среднесетевой загрузки. Последнее предопределяет ситуации, когда на некоторых ниспадающих участках реального трубопровода имеет место течение с неполным заполнением сечения, т. е. нефть или нефтепродукт течет самотеком. Наличие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНЫХ ПРИСАДОК
    • 1. 1. Полимерные добавки как эффективное средство снижения турбулентного сопротивления течения жидкостей в трубопроводах
    • 1. 2. Исследование механизма снижения гидравлического сопротивления течения с противотурбулентными присадками
    • 1. 3. Разработка методики определения гидравлической эффективности противотурбулентных присадок на основе опытно-промышленных испытаний
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ТРАНСПОРТА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНЫХ ПРИСАДОК
    • 2. 1. Требования к применению противотурбулентных присадок в технологическом процессе перекачки нефти
    • 2. 2. Исследование, организация и научно-методическое обеспечение определения гидравлической эффективности противотурбулентных присадок на стадии опытно-промышленных испытаний
    • 2. 3. Экономический анализ применения противотурбулентных присадок, обеспечивающих повышение производительности магистральных трубопроводов
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С
  • НЕПОЛНЫМ ЗАПОЛНЕНИЕМ ИХ СЕЧЕНИЯ
    • 3. 1. Особенности и основные проблемы перекачки нефти и нефтепродуктов с неполным заполнением сечения трубопроводов
    • 3. 2. Разработка математической модели определения количества нефти и нефтепродуктов в трубопроводе с учетом самотечных участков
    • 3. 3. Исследование и моделирование динамического баланса объемов нефти и нефтепродуктов в трубопроводе с самотечными участками
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ГИДРОТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
    • 4. 1. Характеристика нештатных ситуаций при эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов
    • 4. 2. Разработка математической модели расчета системы перепуска транспортируемой жидкости из отключенной резервной нитки подводного перехода магистрального трубопровода
    • 4. 3. исследование и расчет конструктивных размеров перепускного устройства для отключенной резервной нитки подводного перехода

Исследование методов повышения эффективности эксплуатации и прогнозирования нештатных ситуаций магистральных нефте-и нефтепродуктопроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Нефтяная промышленность является одной из базовых, валютообразующих отраслей топливно — энергетического комплекса России, определяющих экономическое состояние страны в целом. Уровни добычи нефти в России прогнозируются в 2010 году 335 млн. тонн и в 2020 году 360 млн. тонн [16, 17]. Магистральный трубопроводный транспорт — важнейшая и неотъемлемая составляющая топливно-энергетического комплекса. На территории РФ создана разветвленная сеть нефтепроводов, продуктопроводов, проходящих по территориям практически всех субъектов федерации. Транспортировка продукции топливно-энергетического комплекса трубопроводным транспортом составляет 30% общего объема грузооборота. Протяженность магистральных трубопроводов составляет 217 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктопроводы, 151 тыс. км, нефтепроводных магистралей — 48,5 тыс. км, нефтепродуктопроводных — 19,3 тыс. км. С помощью магистрального транспорта перемещается 100% добываемого газа, 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки [72].

Ближайшие перспективы развития трубопроводных транспортных систем связаны с освоением Тимано — Печерского района, шельфа Каспийского моря и также нефтеносных залежей стран СНГ.

Для подачи сырья на нефтеперерабатывающие заводы, на экспорт и обеспечения транзита нефтей прикаспийских государств потребуется модернизация и развитие трубопроводного транспорта, в том числе и строительство новых магистральных нефтепроводов на севере и на юге европейской части России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Характерной чертой эксплуатации нефтепроводов и нефтепродуктопроводов России и стран СНГ являются проблемы, обусловленные обеспечением надежности, экологической безопасности и снижением аварийности трубопроводов. Следует указать, что несмотря на то, что на практике проведению мероприятий по обеспечению надежности и безопасности нефтепроводной системы (диагностика и капитальный ремонт линейной части, резервуаров и оборудования) уделяется большое внимание, уровень аварийности остается достаточно высоким и составляет 0,06 аварии в расчете на 1000 км.

На сегодняшний день возрастной состав магистральных нефтепроводов следующий: 25% нефтепроводов работают 10−25 лет- 34% - свыше 30 лет- 7% - менее 10 лет.

Старение труб может стать одной из причин снижения допустимого рабочего давления и соответствующего уменьшения пропускной способности магистральных трубопроводов. В этой связи особую актуальность приобретает создание новых технологических приемов, обеспечивающих санацию пропускной способности трубопроводов с большим сроком эксплуатации и адекватное улучшение их технико-экономических показателей.

В последние годы мировой и отечественный опыт эксплуатации магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов свидетельствует о значительных успехах, связанных с использованием противотурбулентных присадок с целью снижения гидравлического сопротивления.

Большой интерес к эффекту изменения параметров турбулентного потока путем введения незначительного количества полимерных добавок вызывается по двум причинам. Во-первых, понимание эффекта как физического явления приближает к пониманию процесса генерации и диссипации турбулентности и, во-вторых, дает возможность его использования в технике, в том числе и трубопроводном транспорте углеводородного сырья. Например, экспериментальными исследованиями установлено, что снижение гидравлического сопротивления может достигать в трубопроводных системах 60−70%.

Несмотря на интенсивные исследования эффекта снижения гидравлического сопротивления в присутствии незначительного количества полимерных добавок, до сих пор отсутствует достаточно полная теория этого явления. Такое положение может быть объяснено рядом причин. К ним, в первую очередь, относится недостаток прямых экспериментальных данных, позволяющих разработать хотя бы адекватные полуэмпирические модели. Кроме того, сложность физического явления, находящегося на стыке трех наук: физико — химии полимеров, реологии и гидродинамики, также может рассматриваться как одна из причин отсутствия общепринятой теории данного явления.

В настоящее время, несмотря на наличие различных гипотез, не удается установить связь между изменением характеристик потока и физико-химическими свойствами растворенных полимеров. Свойствами полимеров, представляющих интерес и используемых в качестве противотурбулентных присадок, являются молекулярная масса, конформация в растворе, гибкость молекулярной цепи, ее разветвленность, вязкоупругость макромолекулярных клубков. Не удается также менять путем направленного синтеза указанные свойства и достигать максимального гидродинамического эффекта. Уровень современных исследований вышеназванной проблемы состоит в поиске новых гидродинамически эффективных веществ синтетического и природного происхождения с относительно приемлемыми технико-экономическими показателями. При этом основной задачей в механизме воздействия противотурбулентных присадок на турбулентность является установление значений оптимальной концентрации полимерной присадки, необходимой для достижения наибольшего гидродинамического эффекта.

Транспортировка больших объемов нефти и нефтепродуктов по рельефным трубопроводам в настоящее время осуществляется, как правило, в условиях сравнительно невысокой среднесетевой загрузки. Последнее предопределяет ситуации, когда на некоторых ниспадающих участках реального трубопровода имеет место течение с неполным заполнением сечения, т. е. нефть или нефтепродукт течет самотеком. Наличие самотечных участков выдвигает дополнительные научные и инженерные задачи, обусловленные необходимостью контроля количества жидкости в магистральных трубопроводах, утечек жидкости и герметичности трубопроводов в условиях штатных и нештатных ситуаций.

Методы и средства повышения эффективности эксплуатации и поддержания надежности магистральных трубопроводов на основе применения противотурбулентных присадок, диагностирования утечек на линейной части, обеспечения надежности подводных переходов, разработанные Антипьевым В. Н., Байковым И. Р., Галлямовым А. К. Гумеровым А. Г., Гумеровым Р. С., Левченко Е. Л., Лурье М. В., Новоселовым В. Ф., Прохоровым А. Д., Шаммазовым A.M., Рахматуллиным Ш. И. и другими учеными, позволили создать новые технические и технологические решения, обеспечившие совершенствование эксплуатационных характеристик и методов расчета параметров проектируемых систем магистральных трубопроводов. Однако, дальнейший прогресс в решении проблемы повышения эффективности эксплуатации магистральных трубопроводов, их надежности невозможен без совершенствования и применения способов и методов, основанных на концепциях, достигнутых на стыке наук, в частности, таких каким является способ перекачки углеводородного сырья с вводом незначительного количества противотурбулентных присадок, а также прогнозирования и расчета систем, предотвращающих нештатные ситуации как на линейной части, так и подводных переходах.

В этой связи особенно актуальной является проблема разработки новых технологий транспорта нефтей и нефтепродуктов с учетом современных мировых и отечественных достижений в области синтеза высокомолекулярных полимеров, используемых в качестве противотурбулентных присадок, методических и технических решений определения количества жидкости и контроля утечек в трубопроводах с самотечными участками, совершенствование профилактических мероприятий по надежности и безопасности эксплуатации подводных переходов, в том числе с отключенными резервными нитками. Цель работы.

Совершенствование технологических процессов транспорта нефтей и нефтепродуктов с применением противотурбулентных присадок и прогнозирования нештатных ситуаций при эксплуатации нефтеи нефтепродуктопроводов.

Основные задачи исследования:

1. Разработать теоретические и экспериментальные основы практики применения противотурбулентных присадок на магистральных нефтеи нефтепродуктопроводах.

2. Разработать технические требования к применению противотурбулентных присадок и создать научно-методическую базу для решения технологических и технико-экономических аспектов транспорта углеводородного сырья с использованием противотурбулентных присадок.

3. Провести сравнительный анализ существующих методов диагностирования утечек нефти и нефтепродуктов из трубопроводов и разработать методологию и алгоритм контроля утечек на основе метода динамического баланса объема (массы) транспортируемой жидкости в трубопроводе при наличии течения с неполным заполнением сечения.

4. Выполнить анализ технических решений по повышению надежности подводных переходов магистральных нефтеи нефтепродуктопроводов, разработать метод гидротермодинамического расчета конструктивных параметров системы перепуска транспортируемой жидкости из отключенных резервных ниток подводных переходов.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Разработаны теоретические и экспериментальные основы технологии применения противотурбулентных присадок на магистральных нефтеи нефтепродуктопроводах.

Получены функциональные зависимости параметра гидравлической эффективности от концентрации противотурбулентных присадок.

2. Создана научно-методическая база для решения технологических и технико-экономических аспектов транспорта углеводородного сырья с использованием противотурбулентных присадок. Обоснованы технические требования к применению противотурбулентных присадок.

3. Предложен балансовый метод диагностики утечек из магистральных нефтеи нефтепродуктопроводов с самотечными участками, основанный на использовании методологии статистической обработки данных, определяющих как с помощью обычного и характерного для любого трубопровода набора датчиков давления, температуры и расхода, так и целевого оснащения трубопровода перспективными средствами измерения расхода, например, высокоточными накладными ультразвуковыми расходомерами.

4. Разработана математическая модель и предложен алгоритм расчета системы перепуска отключенных резервных ниток подводных переходов магистральных нефтеи нефтепродуктопроводов, позволяющие наряду с изменением температуры окружающей среды учитывать такие факторы, как: протяженность и размеры перепускной линии, нестационарность и начальные условия процесса сброса давления в отключенных нитках.

Практическая ценность результатов работы:

— разработана методика оценки эффективности применения противотурбулентных присадок на магистральных нефтеи нефтепродуктопроводах;

— предложен метод диагностики утечек из магистральных нефтеи нефтепродуктопроводов с самотечными участками, адекватно отражающий изменение параметров самотечного участка и позволяющий прогнозировать нарушения герметичности трубы.

Научные результаты, полученные в работе, нашли практическое применение в Институте проблем транспорта энергоресурсов при разработке нормативно — технических документов по применению противотурбулентных присадок при эксплуатации магистральных трубопроводов АК «Транснефть» и АК «Транснефтепродукт».

Апробация работы.

Основные результаты исследований, представленных в работе, докладывались на:

— Научно-практической конференции «Нефть и газ Юга России», г. Ростов-на-Дону, 2001 г.;

— III конгрессе нефтегазопромышленников России, г. Уфа, 2001 г.;

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 9 работ. Объем и структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, основных выводов, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 134 страницах машинописного текста, 17 рисунках, 15 таблицах.

Список литературы

включает 103 наименования.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Разработаны теоретические и экспериментальные основы практики применения противотурбулентных присадок на магистральных нефтеи нефтепродуктопроводах. Получены формулы для определения коэффициента гидравлического сопротивления турбулентных течений с противотурбулентными присадками и разработана методика определения и оценки гидравлической эффективности на основе опытно-промышленных испытаний.

2. Разработаны технические требования к применению противотурбулентных присадок и создана научно-методическая база для решения технологических и технико-экономических аспектов транспорта углеводородного сырья с использованием противотурбулентных присадокповышения и санации пропускной способности магистральных нефтеи нефтепродуктопроводов. Установлено, что ввод противотурбулентной присадки позволяет повышать производительность нефтеи нефтепродуктопроводов на 20 — 50%, сохраняя одно и то же давление.

3. Разработана математическая модель оценки динамического баланса объемов нефти и нефтепродуктов и на ее основе предложен алгоритм обнаружения утечек на магистральных нефтеи нефтепродуктопроводах с самотечными участками.

4. Получены аналитические зависимости для расчета конструктивных размеров системы перепуска транспортируемой жидкости из отключенной резервной нитки подводных переходов магистральных нефтеи нефтепродуктопроводов. Установлено, что при расчете конструктивных параметров системы перепуска наряду с тепловыми изменениями условий окружающей среды необходимо учитывать начальные условия, нестационарность процесса сброса избыточного давления и гидравлическое сопротивление линии перепуска.

5. Результаты представленных теоретических и экспериментальных.

123 исследований являются основанием для практической реализации новых технических, технологических решений и расчетных методик при разработке технологических регламентов безопасной эксплуатации и прогнозировании нештатных ситуаций магистральных нефтеи нефтепродуктопроводов. Предложенные методики расчета гидравлической эффективности при транспорте нефтей и нефтепродуктов с противотурбулентными присадками, способы прогнозирования нештатных ситуаций течений с неполным заполнением сечения трубопроводов внедрены в нормативных документах ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт», ЗАО «НКТН «КазТрансОйл».

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.И., Абрамсон В. П. Расчет допустимых повышений температуры в отсеченных задвижками участках нефтепровода//Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1975. -№ 11. — С.7−10.
  2. В.А., Семенов В. Н., Куприянов И. И. и др. Влияние добавки полиизобутилена на пропускную способность трубопроводов//Нефтяное хозяйство. -1969. -№ 4. С. 53 — 54.
  3. И.И., Дмитриев Г. Т., Пикалов Ф. И. Гидравлика. М.-Л.: Энергия, 1964. — 352 с.
  4. И.И., Левенцов А. И., Рагцепкин К. Е., Рубцова М. В. Повышение надежности резервных ниток переходов нефтепроводов средствами эксплуатации/ЛГранспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1975. -№ 10. — С.6−9.
  5. В.Б., Артюшков Л. С. Критерии подобия турбулентных течений разбавленных растворов полимеров и обобщенная зависимость для коэффициента трения//Изв. РАН. Механика жидкости и газа. 1998. -№ 4.-С.191 — 196.
  6. Л.С. Динамика неньютоновских жидкостей. СПб.: Изд. центр СПбМТУ, 1997.-459с.
  7. Ю.П. В.П. Снижение сопротивления течению нефти и нефтепродуктов в трубопроводах полимерными добавка-ми//Межмолекулярные взаимодействия и электронные процессы в жидкостях. Новосибирск: Наука, 1986. — С.26 — 32.
  8. Ю.П. Противотурбулентные присадки для углеводородных жидкостей . Новосибирск: Наука, 1986. — 144 с.
  9. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М. :Наука, 1983.-464 с.
  10. Ю.А. К модели снижения сопротивления при введении частиц в турбулентный поток вязкой жидкости// Изв. АН СССР. Мех. жидкости и газа. 1970. — № 2. — С. 114- 120.
  11. А.Н., Хренов H.H., Лимонов С. Г., Рыбаков Ф. В. Диагностика подводных переходов трубопроводов//Газовая промышленность. 1999. -№ 2. — С.42−43.
  12. Н.Г., Иоселевич В. А. О построении полуэмпирической теории турбулентности слабых растворов полимеров//Изв. АН СССР. Мех. жидкости и газа. 1970. — № 2. — С.136−146.
  13. В.Н., Димов Л. А. Исследование напряженного состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов//Трубопроводный транспорт нефти. 1999. — № 10. — С.29−31.
  14. В.А., Гумеров А. Г., Векштейн М. Г. Системный подход к проблеме стандартизации и метрологического обеспечения учета нефти//Нефтяное хозяйство. 2000. — № 10. — С. 130−132.
  15. В.А., Гумеров А. Г., Гумеров P.C. Транспортная система нефтегазового комплекса Юга России и СНГ. Проблемы и перспективы: Сб. трудов научн.-практ. конф. «Нефть и газ Юга России». Ростов-на-Дону, 2001.
  16. В.А., Николаев С. Б., Захаров Н. П., Шагиев Р. Г. Преимуществаэксплуатации нефтепровода с самотечными участками//Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. Тр. ИПТЭР, Уфа: 2001. -Вып. 60. С.25−27.
  17. В.А., Рахматуллин Ш. И. Ханнанов Р.Х. Адиев Р. К. Об истечении капельной жидкости при больших напорах/ЛТроблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. Тр. ИПТЭР, Уфа: 2001. -Вып. 60. -С.13−17.
  18. В.А., Щепин JI.C., Чернышев Э. А., Зарипов P.M. Концепция увеличения надежности оборудования нефтеперекачивающих станций//Трубопроводный транспорт нефти. 2001. — № 1. — С.32−33.
  19. В.И., Борисов H.H. Экономика нефтепроводного транспорта. -М: Наука, 1997.-310с.
  20. М.М., Несын Г. В., Манжай В. Н. Результаты ввода в поток нефти присадки для снижения гидравлического сопротивления// Нефтяное хозяйство. 1992. -№ 10. — С. 30 — 31.
  21. А.Ф. Методы повышения надежности трубопроводов: Материалы 2-го Междунар. симп. «Наука и технология углеводородных дисперсных систем», Уфа, 2−5 октября 2000 г. Научн. тр., Т.1. Уфа: Реактив, 2000. — С.247−248.
  22. С.А., Яков Б. Г. Определение расхода и времени вытекания жидкости из щели при разрыве стенки трубопровода// Транспорт и хранение нефти. 1988.-№ И.-С. 10−11.
  23. А.Г., Рахматуллин Ш. И., Шагиев Р. Г. и др. Практика применения противотурбулентных присадок на магистральных нефтепроводах. Тезисы секционных докладов на 3 конгрессе нефтепромышленников
  24. России (22−25 мая 2001 г., г. Уфа).- С. 62 63
  25. А.Н., Юрченко С. М. Диагностика утечек из магистральных нефтепроводов//Трубопроводный транспорт нефти. 1996. -№ 11.- С.3−6.
  26. И.И., Марон В. И., Прохоров А. Д., Челинцев С. Н. О влиянии полимерных добавок на теплообмен в потоке в трубопроводе//Транспорт и хранение нефтепродуктов: НТИС М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1999. -№ 11. -С.17−18.
  27. А.И., Забулдин Б. В., Федоров А. Ф., Левченко Е. Л., Арбузов Н. С., Ходяков В. А., Беккер Л. М. Самотечная транспортировка нефти при организации течения с неполным заполнением сечения трубопровода/ЛГрубопроводный транспорт нефти. 1995. — № 7. — С.7−11.
  28. А.Н. Ошибки измерений физических величин. Л.: Наука, 1974. -108 с.
  29. А.Е., Барановский Б. В. О связи степени турбулентности с числом Рейнольдса//Известия вузов. Энергетика. № 5. — 1975. — С. 144 147.
  30. Инструкция по учету нефти при ее транспортировке по системе магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть». Госкомитет по стандартизации и метрологии РФ. М., 2001.
  31. Исследование реологических свойств нефтей новых месторождений иразработка предложений по их транспортированию. Отчет о НИР.-ВНИИСПТнефть, Уфа, 1985.
  32. И.Т. и др. Сборник практических расчетов при транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам. М.: Нефть и газ, 1997. 112с.
  33. И.Т., Исаев C.JL, Лурье М. В., Макаров С. П. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов М.: Нефть и газ, 1999. — 299 с.
  34. В.Н., Циклаури М. Г. Надмолекулярная структура разбавленных растворов высокомолекулярных полимеров, проявляющих пониженное турбулентное трение//Инженерно-физический журнал. Т.58. -№ 1, — 1990 С. 49 — 55.
  35. Ким Д.Х., Кононов C.B. и др. Оценка надежности подводных переходов магистральных нефтепроводов// Трубопроводный транспорт нефти. -1997. -№ 12. С.15−19.
  36. Г. Ф. Воздействие полимерных добавок на пристеночную турбулентность./ ПМТФ. 1969. — № 1 — С. 107.
  37. А.Б. Определение мест повреждений напорных трубопроводов. М.: Недра, 1971. — 136 с.
  38. В.М. Влияние молекулярной массы полиэтиленоксида на динамику снижения сопротивления//Инженерно-физический журнал. Т.71. № 3. -1998 — С. 491 -495.
  39. В.М., Амиров А. И. Учет кинетической энергии течения растворов высокомолекулярных полимеров при определении их гидродинамической эффективности// Инженерно-физический журнал.
  40. В.Д., Шибненв В. Д., Яковлев А. Е., Антипьев В. Н. Промысловые трубопроводы. М.: Недра, 1994. — 303 с.
  41. .М., Мозырин A.B., Еремеев Ю. И., Николаева Е. Д., Саенко В. А. Автоматизированная система непрерывного контроля герметичности подводных переходов//Нефтяное хозяйство. 1989. № 10. — С.63−67.
  42. Дж. Л. Эффект Томса: аномальные явления при турбулентном течении разбавленных растворов полимеров./ Механика. 1969. — № 2 -С.70 — 89.
  43. Ю.В., Верушин А. Ю., Никитин А. Н. Перспективы реконструкции систем безопасности магистральных нефтепроводов АК «Транснефть»//Трубопроводный транспорт нефти. 1998. — № 5. — С.8−10.
  44. А.С., Русаков А. Н., Трефилов А. Г., Задорожный В. А., Мишин Н. К., Сорвачев A.M., Куракин В. А. Система обнаружения утечек по волне давления// Трубопроводный транспорт нефти. 1986. — № 12. — С.27−30.
  45. М.В. Гидравлический расчет перекачки дизельных топлив с антитурбулентными присадками//Транспорт и хранение нефтепродуктов: НТИС М. :ЦНИИТЭнефтехим, 1996. — № 11. — С. 18 — 20.
  46. С.П., Фокин С. М., Ерошкина И. И. и др. Опыт применения противотурбулентной присадки на нефтепродуктопроводах ОАО «АК «Транснефтепродукт»//Транспорт и хранение нефтепродуктов: НТИС -М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2000. № 4. — С. 14 — 17.
  47. .П., Павелко М. М., Повх И. Л., Торяник А. И. Влияние температуры га гидродинамическую эффективность и стабильность полиэтиленоксида и полиакриламида//Инженерно-физический журнал. T.XTVII. № 4. — 1984 — С. 558 — 564.
  48. В.П. О механизме снижения сопротивления течению противотурбулентными добавками//Межмолекулярные взаимодействия и электронные процессы в жидкостях. Новосибирск: Наука, 1986. — С.89 -94.
  49. Методика статистической обработки эмпирических данных. РТМ. М., 1966.-99 с.
  50. Методы обнаружения утечек нефти из трансаляскинского нефтепровода//Трубопроводный транспорт нефти. 1994. — № 2. — С.48−50.
  51. Д.Ф., Прилутцкий Д. Д. Добавки, снижающие сопротивление течения в трубопроводах//Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1985. -№ 6. — С.60 — 63.
  52. Научное сопровождение опытно-промышленных испытаний эффективности применения противотурбулентных присадок на нефтепроводе Атырау-Самара. Отчет технический, договор № US 4/2000. Рук. Рахматуллин Ш. И., ИПТЭР, Уфа, 2000.
  53. Г. В., Манжай В. Н., Попов Е. А. и др. Эксперимент по снижению гидравлического сопротивления нефти на магистральном нефтепроводе Тихорецк Новороссийск/ЛГрубопроводный транспорт нефти. -1993. -№ 4. С. 28 — 30.
  54. Г. В., Манжай В. Н., Шибаев В. П., Влияние температуры и природы растворителя на способность полимеров снижать гидродинамическое сопротивление жидкостей// Высокомолекулярные соединения. А. 1989. Т.31. № 7.-0.1412−1416.
  55. Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов. ВНТП 2−86. М.: Гипротрубопровод, 1987. — 109 с.
  56. В.А. К вопросу о теоретическом описании слабых водных растворов полимеров./ Докл. А.Н. СССР. 1971. — Т.200, № 4 — С. 809.
  57. В.Н. Влияние добавок на пристенные турбулентные течения. Итоги науки и техники. Сер. механика жидкости и газа. М.: ВИНИТИ. 1980. Т. 15. — С. 156 — 257.
  58. В.Г., Иванюта Ю. Ф., Наумчук Н. В. Разворачивание макромолекул в условиях пристенной турбулентности// Инженерно-физический журнал. Т.61. № 6. — 1991 — С. 925 — 927.
  59. A.M., Райский Ю. Д., Темчин А. З. Влияние малых добавок полиизобутилена на турбулентное течение керосина в трубе//Нефтяноехозяйство. -1972. -№ 7. С. 23 -25
  60. А.Д., Челинцев G.H., Harjuhahto Н., Suurmaki J. Метод оценки эксплуатационных свойств противотурбулентных присадок//Транспорт и хранение нефтепродуктов: НТИС М.:ЦНИИТЭнефтехим, 1996. — № 5. -С.13 — 15.
  61. РаХматуллин Ш. И. Кавитация в гидравлических системах магистральных нефтепроводов. М.: Недра, 1986. — 165 с.
  62. Л.И., Васецкая Н. Г., Иоселевич В. А., Пилипенко В. Н. О снижении гидродинамического сопротивления полимеров. Сб. Механика турбулентных потоков. — М.: Наука, 1980. — С.7 -28.
  63. .Н. О механодеструкции полимера в потоке//Изв. СО АН СССР. Сер. техн. наук. 1989. — № 5. — С.73 — 78.
  64. .Н., Амиров А. И., Кулик В. М. и др. Влияние гетерофазности растворов полиэтиленоксида на динамику снижения трения//Изв. СО АН СССР. Сер. техн. наук. 1990. — № 2. — С.71 — 76.
  65. Требования и методика применения противотурбулентных присадок при транспортировании нефти по нефтепроводам ОАО «АК «Транснефть». РД М.: Транснефть. -2000. — 60 с.
  66. Учебное пособие по применению вычислительной техники иматематической теории эксперимента в научных исследованиях. Баку: Гос. Комитет по науке и технике Аз. Респ., 1997. — 75 с.
  67. Г. А., Салтанов Г. А., Кукушкин А. Н. Гидродинамика и тепломассообмен в присутствии поверхностно-активных веществ. М.: Энергоатом из дат, 1988, — 184 с.
  68. X. Обеспечение качества нефти и нефтепродуктов при применении противотурбулентных присадок//Транспорт и хранение нефтепродуктов: НТИС М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2000. — № 4. — С.21 — 25.
  69. Д.У. Влияние добавок на сопротивление трения в жидкости//Теорет. основы инж. расчетов. 1972. -№ 2. — С.1 — 31.
  70. В.Л., Лапшин Б. М. Малов Е.А. Акустико-эмиссионная аппаратура для непрерывного контроля герметичности речных переходов магистральных нефтепроводов//Безопасность труда в промышленности. -1998. -№ 8. С.32−34.
  71. В.И., Щербаков С. Г. Дистанционное определение мест аварий нефтепродуктопроводов в горных районах//Транспорт и хранение нефти. -1963. -№ 11. С.6−7.
  72. В.А. Надежность системы нефтеснабжения России в рыночных условиях/ЛГрубопроводный транспорт нефти 1996. — № 11. — С.3−4.
  73. И.В., Тарасов А. Г., Размыслов А. П., Лапшин П. М. Система непрерывного контроля герметичности подводных переходов нефтепроводов/ЛГрубопроводный транспорт нефти. 2000. — № 1. — С.15−19.
  74. Arunachalam Vr., Fullford G.D. Adsorption measurements in dilute solutions of drag-redusing polimer.- Chem. Eng. Science. -1971. -V.26. № 7. — P. 1065 — 1073.
  75. Astarita G. Possible interpretation of the mechanism of drag reduction in viscoelastics liquids./ IEC Fundam. 1975, — V.4, № 3. — P.354 — 356.
  76. Beaty W.R., Carradine W.R., Hass G.R. et al. New highperformance How improver offers alternatives to pipeliners//Oil and Gas J. -1982. V.80. — № 32.- P.96 98.
  77. Beaty W.R., Yohnston R.L., Kramer R.L. et al. Drag reducers increase flow in offshore pipelines without additional expansion// Oil and Gas J. -1984. V.82.- № 33. P.71 — 74.
  78. Berretz M., DopperJ.G., Horton G.L., Husen G.J. Taps experience proves flow improvers can rise capacity//Pipeline and Gas J. -1982. V.209. — № 11. -P.11, 43 — 44, 46.
  79. Bose J.R., Olson M. K. TAPS’s leak detection seeks qreater precision//Oil and Gas J. 1993. — Vol. 91, № 14. — P.43,44,46−48.
  80. Carradine W.R., Hanna G.J., Pace G.F. Hight-performance flow improver for products lines// Oil and Gas J. -1983. V.81. — № 32. — P.92, 94, 96.
  81. Fabula A.G., Lumley Y.L., Teylor W.D. Some interpretations of the Toms effect./ Modern Developments in the Mechanics of the Continua. New York -London: Acad. Press, 1966 — P. 145 — 164.
  82. Gadd G.E. Turbulent damping and drag reduction produced by cettain additives./Nature. 1975. -V.216, № 4993 -P.463.
  83. Goudy C.J.L. How flow improvers can reduce liquid line operating costs//Pipe line Ind. 1991. — V.74. — № 6. — P.49 — 51.
  84. Holt J.B. Drag Reducers Boots Crude Line Throughput//Oil and Gaz J. 1981. -№ 19.-P.272 — 276.
  85. Jonson B., Barcki R.H. Effect of Drag Reduction on Boundary Layer Turbulence./J. of Hydronautics 1968. — V.2. -P.108−110.
  86. Lester C.B. The basics of drag reduction// Oil and Gas J. -1985. V.83. — № 5.- P.5, 51 56.
  87. Lester C.B. What to expect from end how to handle commercially available drag-reducing agents// Oil and Gas J. -1985. V.83. — № 10. — P. 121 — 122.
  88. Patterson R., Abernathy F.H., Turbulent flow drag redaction and degradation witch dilute polymer solutions ! J. Fluid Mech. 1970. — V. 43. № 4 — P.381 384.
  89. Savins J.G., Seyer F.A. Drag reduction scale-up cnteria//Phys. Fluids. -V.20.13 410. -P.S78-S84.
  90. Tulin M.P. Hydrodynamics aspects of macromolecular solutions./ 6-th Sympos. Navol. Hydrodynamics. Wachmgton. 1968. — P.3 -18.
  91. Veertinq C.W.H. Yeckqrenze der Rotterdam Rhein -Pipelme//Rohre-Rohrleitunqtransport. — 1965. -№ 3,5. — S. 141−146,171−174.
  92. Virk P. S. An elastic sublauer model for drug reduction by dilute solutions of linear macromolecules//Flmd Mech. -1971. v. 45. — № 3. — P. 417 — 440.
  93. Virk P. S. Drag reduction fundamentals // AIChE Journal. V.21. — № 4. -P.625−626.
  94. Wolsh M. Theory of drag reduction in dilutle high polymer flows./ Trans. Soc. Rheol. 1978 — V.27 — P. 134.
  95. Zkanq J. Desiqminq a cost-effective and reliable pipeline leak-detection sistem//Pipes and Pipelines Int. -1997, — I-II, Vol. 42, № 1 .-P.20−25.т
  96. МИНЭНЕРГО РОССИИ АН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН1
  97. Государственное унитарное предприятие
  98. Институт проблем транспорта энергоресурсови450 055, РБ, г. Уфа, проспект Октября, 144/3 Тел. (3472) 313 758, факс (3472) 356 863
  99. Е-таИ: [email protected] ОКПО 1 471 051. СПРАВКАо внедрении научно-исследовательской работы
  100. Справка дана в специализированный Совет при Институте проблем транспорта энергоресурсов в связи с представлением к защите диссертации Воробьева В.А.1. Директор института, академик АН РБ1. А.Г.Гумеров
  101. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ»
  102. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «УРАЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ1. УРв (1ТРЙНСНЕФТЕПРО?ХУКТ
  103. ОАО «Урашранснефтепродукт)
  104. Россия, Башкортостан, 450 057, г. Уфа, ул. Цюрупы, 8. Тел (3472) 22−23−28, факс:51−16−48, телетайп: 162 526 Нота1. E-mail: [email protected]№ от ¿-2.вх № от1. СПРАВКА
  105. Справка дана в специализированный Совет при Институте троблем транспорта энергоресурсов в связи с представлением к защите диссертации Воробьева В.А.
Заполнить форму текущей работой