Четвертая ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕРА
Подробное исследование греческих ордеров, составляющее один из главных отделов истории архитектуры, не входит в задачи этой книги; здесь рассмотрение их ограничивается лишь описанием в общих чертах самых типичных и характерных примеров. Необычайно высокое эазвитие искусств в Греции общеизвестно, и нам остается лишь напомнить, что греческая архитектурная система послужила основой для развития… Читать ещё >
Четвертая ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕРА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Подробное исследование греческих ордеров, составляющее один из главных отделов истории архитектуры, не входит в задачи этой книги; здесь рассмотрение их ограничивается лишь описанием в общих чертах самых типичных и характерных примеров. Необычайно высокое эазвитие искусств в Греции общеизвестно, и нам остается лишь напомнить, что греческая архитектурная система послужила основой для развития римской архитектуры, а позднее, через много веков, вдохновляла художников эпохи Возрождения.
Для соблюдения хронологической последовательности было бы правильнее изучать греческие ордера раньше римских, но, для надлежащей художественной оценки их, необходимо предварительное общее знакомство с архитектурой и с ее типичными конструктивными и декоративными приемами. Этого знакомства мы еще не предполагаем у тех, для кого главным образом предназначается настоящий труд, а потому умышленно отступаем от хронологической последовательности, посвящая первую часть римским ордерам, анализ которых более легок.
Основное различие между греческими и римскими ордерами находится в прямой зависимости от тех задач, которые разрешались этими двумя системами.
Греческие религиозные представления отразились и на архитектуре храма, который должен был, по мысли греков, служить жилищем божества; греческий храм имеет сравнительно небольшие размеры, подобно зданию, служащему убежищем человеку. Таким образом, не грандиозность составляла заботу зодчего, а художественное совершенство постройки, начиная от общего замысла и кончая мельчайшими деталями. Греческие архитектурные композиции проникнуты удивительным художественным чутьем, знанием природы материала, чувством пропорций и эффектов освещения и перспективы. Тонко прочувствованные очертания элементов греческих профилей, этой каменной азбуки архитектурных поэм Эллады, не поддаются вычерчиванию циркулем, а могт быть вырисованы лишь от руки.
Совершенно иную задачу разрешала римская архитектура. Потребность в грандиозных общественных сооружениях, где ордера играли роль не Столько конструктивных, сколько декоративных элементов, вызвала ряд упрощений, облегчающих быструю постройку больших зданий. Здесь элементы профилей легко вычерчиваются циркулем и потому не отличаются таким разнообразием, как в Греции.
Так как греческая архитектура, постепенно совершенствуясь, постоянно находилась в стадии развития, переживала период исканий, в греческих ордерах не установились такие каноны, такие обобщения, как в римских. Поэтому мы не приводим типы, составляющие обобщенные выводы из изучения многих памятников, а рассматриваем отдельные, определенные, конкретные примеры греческой монументальной архитектуры.
Вся греческая культура создавалась при взаимном влиянии индивидуальных особенностей двух главнейших греческих племен — дорян и ионян; это отразилось и на архитектуре, в которой различаются две системы, два ордера—дорический и ионический. Позднее появился третий ордер—так называемый коринфский, который не имеет такого значения, как первые два, и в котором мы склонны усматривать не столько самостоятельный ордер, сколько разновидность ионического ордера *. Наконец, греческие зодчие изобрели еще одну художественную композицию, заменив поддерживающие антаблемент колонны изображением человеческих фигур, о чем подробнее будет сказано ниже, в отдельной главе.