Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологические условия развития речевой активности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: констатирующий эксперимент в лабораторных условиях, в котором применялись специальные диагностические методикивключенное наблюдение и анализ продуктов речевой деятельности детей. В качестве экспериментального материала для изучения различных проявлений речевой активности были использованы пересказ текста (методика А. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема речевой активности и подходы к ее изучению
    • 1. 1. Понимание активности в современной психологии
    • 1. 2. Анализ представлений о речи как отражение взглядов на ее природу
    • 1. 3. Речевая активность: ее характеристики, показатели и условия развития
  • ГЛАВА II. Исследование речевой активности младших школьников в констатирующем эксперименте
    • 2. 1. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и статистическая обработка данных
  • ГЛАВА III. Развитие позитивных сторон речевой активности младших школьников в формирующем эксперименте
    • 3. 1. Цель, задачи и организация исследования
    • 3. 2. Психологические условия развития речевой активности
    • 3. 3. Содержание формирующего эксперимента
    • 3. 4. Результаты формирующего эксперимента и их статистический анализ

Психологические условия развития речевой активности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности. Homo sapiens (человек разумный) существует и осуществляет себя только как Homo eloquensчеловек говорящий.

К настоящему времени накоплено немало теоретических и экспериментальных работ в отечественной и зарубежной психологии, исследующих вопросы общей природы речи, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии (Э. Бейтс, Ш. П. Бутон, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Т. Н. Ушакова и др.).

Наряду с этим психологами и педагогами созданы программы, которые повысили бы эффективность процесса речевого развития (Л.И. Айдарова, Е. В. Архипова, Е. Д. Божович, А. К. Маркова, Л. А. Шустова и др.). В последнее время в российскую образовательную систему вводятся новые предметы. Одной из таких учебных дисциплин является риторика, современная концепция которой определяется следующим образом: риторика есть теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи (А.К. Михальская). Разработано большое количество программ обучения риторическому мастерству (С.Ф. Иванова, Н. Н. Кохтев, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, А. К. Михальская, И. А. Стернин и др.).

Речь можно рассматривать как одно из проявлений психической активности человека, в то же время феномен речевой активности не получил в психологии достаточного освещения. Исследования речевой активности немногочисленны, в них нет однозначного понимания данного феномена, и, соответственно, его характеристик и показателей. Отсутствуют специальные исследования условий развития речевой активности. Пока еще нет достаточных данных о взаимосвязи речевой активности ребенка и его речевого развития.

Есть основания предполагать, что речевая активность имеет непосредственное отношение к характеристике механизма речепорождения (Т.Н.Ушакова), и поэтому она может рассматриваться в качестве существенного условия речевого развития. Вот почему проблема развития речевой активности представляет значительный интерес для психологии.

Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность» (Ю. Н. Караулов). Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена ее теоретическим значением и ее соответствием непосредственным запросам практики.

Цель исследования состоит в изучении феномена речевой активности, выявлении его характеристик, показателей, психологических условий проявления и развития.

Объект исследования — речевая активность.

Предмет исследования — речевая активность и ее развитие у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: речевая активность — важный элемент речевого механизма, отражающий стремление человека к вербальному высказыванию.

Опираясь на современные представления об интенциональной природе речи и организации речевого процесса, мы предположили, что развитию речевой активности младших школьников в процессе обучения риторике способствуют следующие основные психологические условия:

— создание речевых ситуаций, вызывающих интенцию к говорению;

— развитие языковых структур, необходимых для реализации речевой активности;

— развитие психических функций, включенных в речевой процесс.

Исходя из понимания предмета, цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы речевой активности, существующие в современной психологии.

2. Определить содержание понятия речевой активности, выявить ее показатели и формы проявления.

3. Выявить психологические условия развития речевой активности, разработать соответствующие экспериментальные приемы и выяснить их влияние на речевую активность младших школьников через организацию формирующего эксперимента.

4. Эмпирическим путем выявить и описать особенности проявления речевой активности младших школьников.

Методологической основой исследования является положение, разработанное С. Л. Рубинштейном, в котором подчеркивается активная роль внутренних условий, опосредствующих внешние воздействия и проявляющихся в процессах самодвижения, самореализации, саморазвитияпредставление об интенциональной природе речи и организации речевого процесса, разработанные в исследованиях Е. Bates, М. Tomasello, Д. Слобина, Т. Н. Ушаковой и др.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: констатирующий эксперимент в лабораторных условиях, в котором применялись специальные диагностические методикивключенное наблюдение и анализ продуктов речевой деятельности детей. В качестве экспериментального материала для изучения различных проявлений речевой активности были использованы пересказ текста (методика А. А. Павловой и JI.A. Шустовой), рассказ по картинке (модифицированная методика Р.С. Немова). В эксперименте использовались авторские разработки, позволившие исследовать речевую активность в сочинении рассказа и изучить ее интонационно-выразительные проявления.

Для выявления взаимосвязей между речевой активностью и особенностями функционирования отдельных сторон речеязыкового механизма применялась методика исследования продуктивности вербальной памяти (О.Ф. Потемкина) и ассоциативный эксперимент (Н.И. Береснева, JI.A. Дубровская, С. В. Зверева, В. Г. Каменская, И. Г. Овчинникова, Н.В. Уфимцева).

Личностные особенности изучались с помощью личностного опросника диагностики степени экстравертированностиинтровертированности и нейротизма у детей С. Айзенк в адаптации А. Ю. Панасюка (1991).

Основным методом исследования послужил формирующий эксперимент в естественных условиях, цель которого состояла в выявлении дополнительных по сравнению с констатирующим этапом исследования показателей речевой активности. Использован комплекс экспериментальных приемов, способствующих развитию позитивных сторон речевой активности детей младшего школьного возраста с последующим отслеживанием ее динамики в контрольном исследовании.

Эмпирическую базу исследования составили 115 младших школьников гимназии № 4 города Хабаровска. Из них 60 детей приняли участие в пилотажном исследовании, в ходе которого апробировались методики, вырабатывалась экспериментальные навыки и процедура исследования. В констатирующем эксперименте было обследовано 55 младших школьников 6−7 лет. В формирующем эксперименте, который проводился в течение полутора лет, приняли участие 28 младших школьников (экспериментальная группа) и 27 детей того же возраста составили контрольную группу.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на фундаментальные психологические исследования и теоретические принципы отечественной психологии, контрольной проверкой полученных результатов, применением методов математической и статистической обработки данных (ранжирование, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни), а также качественным анализом полученных данных. Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения (SPSS 11.5 for Windows).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определено научное понятие речевой активности, выявлены ее показатели и формы проявления;

— выделены психологические условия развития речевой активности младших школьников, среди которых главными являются: создание речевых ситуаций, вызывающих интенцию к говорениюразвитие языковых структур, необходимых для реализации речевой активности и развитие психических функций, включенных в речевой процесс;

— доказано влияние выделенных психологических условий на развитие речевой активности младших школьников;

— установлено, что речевая активность может проявляться как в позитивной, так и в негативной формев последнем случае она может выступать фактором, затрудняющим общение людей;

— разработаны диагностические, формирующие и коррекционные методики, которые позволяют определить психологические особенности речевой активности младших школьников и развить ее позитивные стороны.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в педагогической практике для развития речевой активности младших школьников. Разработанная в исследовании система показателей позволяет проводить количественную и качественную оценку речевой активности и отслеживать ее динамику в целях оптимизации обучающих воздействий в процессе развития речи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Речевая активность является элементом психологического механизма и отражает потенциальное или реализованное стремление личности к высказыванию, основанное на потребности речевого самовыражения;

2. Речевая активность может быть выявлена и зафиксирована при помощи показателей, определяющих ее формы, виды, качественные и количественные характеристики.

3. Развитие речевой активности возможно при определенных психологических условиях, ключевым из которых является создание речевых ситуаций, вызывающих интенцию к говорению.

4. Для детей младшего школьного возраста такую ситуацию можно реализовать, используя личностно значимый предмет речи, обеспечивая свободу авторского самовыражения, игровую форму занятий, элементы новизны, организацию равноправного речевого взаимодействия, устранение «ошибко-боязни» в выражении собственного мнения, безоценочную манеру общения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, выступления на научно-методических семинарах, заседаниях кафедры психологии Хабаровского государственного педагогического университета, в общеобразовательных школах г. Хабаровска. Результаты исследования были представлены на ежегодных научных конференциях Хабаровского государственного педагогического университета (1999;2003 г. г.), Международной конференции «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2000 г.), Дальневосточной региональной научно-практической конференции «Психология и практика: новые реалии в изменяющемся мире» (г. Хабаровск, 2001 г.), Международном Азиатско-Тихоокеанском конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск, 2002, 2005 гг.). По результатам исследования опубликовано восемь статей.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст диссертации изложен на 143 страницах. В работе содержится 1 диаграмма и 4 таблицы. Библиография включает 175 наименований, из которых 24 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 171 страницу.

Результаты исследования можно сформулировать в виде следующих основных выводов:

1. Полученные в процессе теоретического анализа литературы и проведенного эксперимента результаты подтверждают гипотезу исследования о том, что современные представления об интенциональной природе речи и организации речевого процесса помогают пониманию сути речевой активности.

2. Обнаружено, что речевая активность отражает стремление личности к самовыражению посредством языка, которое может остаться в потенции или реализоваться в виде инициативных речевых действий.

3. Речевая активность существенным образом зависит от способности выражать свои интенции (интенциональные состояния). Это чувства, намерения, желания, потребности. Развитие интенциональной составляющей является базовым основанием для развития речевой активности, поскольку интенциональность является основополагающей стороной речевого механизма.

4. На основе полученных данных в диссертации предлагается ряд показателей речевой активности, которые позволяют содержательно описать ее проявления, дать качественные и количественные характеристики: обращение к речи в ситуации выборадополнительные (избыточные) по отношению к основной речевой задаче высказывания- «не санкционированные» творческие виды речевой продукцииинтерес к речи со стороны языкового выраженияоригинальность создаваемых текстовсамокоррекция и взаимокоррекция речистремление к языковой и интонационной выразительности и др.

5. Проведенный в рамках диссертационного исследования эксперимент показал, что речевая активность может проявляться как в позитивной, так и в негативной форме. В последнем случае она может выступать фактором, затрудняющим общение людей. Изучение особенностей речевой активности младших школьников позволило выявить эффективные пути ее развития и коррекции.

6. В исследовании выделены и описаны три типа речевой активности: стимульно-репродуктивный, стимульно-продуктивный и инициативно-творческий. Учет этих типов может помочь в выработке адекватной стратегии по развитию речевой активности.

7. Практическое значение проведенного исследования и его результаты позволяют говорить о том, речевую активность можно развивать. Решение этой задачи будет способствовать формированию уверенности личности в себе, ее умениям и навыкам речевого общения, более свободному выражению своих мыслей и чувств, успешности как в учебной, так в социальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.- 299с.
  2. Л.И. Психология усвоения языка (построение экспериментального курса русского языка на начальном этапе обучения). Дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: 19.00.07. М., 1982. — 408с.
  3. М. К., Козлова В. Т. Психокоррекционная программа 3 (Развитие активной речи)//Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160с.
  4. Л. Ф. Психология активности личности. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.-148с.
  5. А. А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  6. В.В. Словесно-ассоциативный эксперимент как метод диагностики речевого развития школьников//Вопросы диагностики психического развития. Тезисы симпозиума.- Таллин, 1974, с. 10−13.
  7. Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -224 с.
  8. В.В. Проблемы речевого развития младших школьников. Дисс. доктора пед. наук. 13.00.02. Моск. педагогич. универ. М., 1998. -389с.
  9. З.С., Шустова Л.А, Оценка креативности речевой продукции детей младшего школьного возраста//Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей/Отв. ред. Т. Н. Ушакова и Н. В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ, 2001, с. 102−119.
  10. Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. Сборник статей /Сост. и ред. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984, с.50−102.
  11. О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», «Академия К0″, 1998.-240 с.
  12. Н.И., Дубровская JI.A., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. 255 с.
  13. Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 69−80.
  14. Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2002. — 288 с.
  15. А.В. Психология субъекта и его деятельности// Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003, с.441−459.
  16. В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство „Первое сентября“, 2002. — 224 с.
  17. Ш. П. Развитие речи//Психолингвистика. Сборник статей. Сост. А. М. Шахнарович. -М.: Прогресс, 1984, с.307−324.
  18. К. Теория языка: Репрезентативная функция языка: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1993. 528 с.
  19. Н.Л., Афанасьева Е. И. Ассоциативный эксперимент как метод изучения внутреннего мира ребенка // Школа здоровья, № 1, Т.5, 1998, с. 70−78.
  20. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. — 159с.
  21. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопр. психологии, 1981, № 4, с. 60−69.
  22. А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал, 2003, том 24, № 3, с. 22−31.
  23. Выготский J1. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
  24. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519с.
  25. Л.С. История развития высших психический функций. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. — 367с.
  26. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996.-416 с.
  27. С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -СПб.: Речь, 2001.-346 с.
  28. В. Речевая активность детей, воспитываемых в разных условиях//Актуальные проблемы формирования и воспитания активности.- Рига, Латвийский гос. универ-т им. П. Стучки, 1979, с. 59−60.
  29. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1993.-43с.
  30. З.В. Некоторые особенности общения в учебном процессе// Труды Международной конференции „Психология общения 2000: проблемы и перспективы“, 25−27 октября. Тезисы докладов. Отв. ред.1. A.А. Бодалев, с.83−84.
  31. И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988, с. 56−88.
  32. В. Н. Экспериментальная психология. СПб: Издательство „Питер“, 2000. — 320 с.
  33. П.М. Технология актерского искусства. Соч. в Зт. /Отв. Ред.
  34. B.М. Букатов. Т.1, 2 изд. М.: ТОО „Горбунок“, 1992. — 285с.
  35. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. -232 с.
  36. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370с.
  37. Н.И. Язык речь — творчество. (Избранные труды). — М.: „Лабиринт“, 1998. — 368 с.
  38. А. А. Психолингвистические исследования принципов организации лексикона человека: Дис.. д-ра филол. наук. Л., 1980.
  39. И.А., Павлова Н. Д. Подход к оценке содержательности текста//Психологические и психофизиологические исследования речи /Ответств. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985, с.82−94.
  40. И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2001. -432с.
  41. И.А. Психология слушания и говорения. Дисс. докт псих, наук: 19.00.01. Моск. госуд. пед. ин-т иностр. языков им. Мориса Тореза. М.: 1973.-425с.
  42. Изучение речевого развития детей, поступающих в первый класс. Методические указания студентам педагогического института/Сост. М. Р. Львов. Магнитогорск, 1975. 20с.
  43. В.Г., Зверева С. В. Развитие вербального ассоциирования и отражение времени у младших школьников в норме и патологии// Психологический журнал, 1999, том 20, № 4, с. 48−55.
  44. В.Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. Готов ли ваш ребенок к школе? Определение уровня психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста: Методические разработки. СПб.: Из-во „Акцидент“, 1996 — 32с.
  45. Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: наука, 1987. -261с.
  46. Е.А. Творчество как предмет исследования в русской психологической науке (конец 19 начало 20 В.) /Автореферат на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. МГПУ им. Ленина.- М., 1997.
  47. М. М. Ребенок учится говорить.- 2-е изд., перераб. и доп,-М.: Сов. Россия, 1979. 192 с.
  48. Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8—11 кл. учеб, заведений с углубл. изуч. туманит, предметов, а также для лицеев и гимназий. М.: Просвещение, 1994. — 207 с.
  49. О.Е. Состояние монологической речи ребенка на пороге школьного обучения // Проблемы детской речи 1999: Материалы Всероссийской конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 105−107.
  50. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л. А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: изд-во „Феникс“, 1998. — 512 с.
  51. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопросы психологии, 1984, № 3, с.25−32.
  52. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: Учебн.пособие. Свердловск, 1983. — 72с.
  53. А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Учебное пособие к спецкурсу. Оренбург: Издательство ОГПИ, 1995. -100с.
  54. Г. М. Психология внутреннего диалога. Мн.: Университетское, 1988. — 206 с.
  55. Т.А., Ладыженская Н. В. Подходы к анализу уроков риторики // „Школа 2100″, Приоритетные направления развития Образовательной программы/ Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Вып. 4. М., „Баласс“, 2000, с.139−144.
  56. Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М., 1980, с. 114−124.
  57. Н.А. Проблемы текстопорождения в коммуникативном поведении младшего школьника/ЛЗестник ВЩИП КРО: Вып.2. Проблемы педагогики, дошкольного и начального школьного образования, истории образования. Воронеж, 1998, с.73−77.
  58. А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии, 1974, № 5, с. 61−79.
  59. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  60. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969а. — 307 с.
  61. А.А. Функции и формы речи//Основы теории речевой деятельности. М.: Изд-во „Наука“, 1974, с.241−254.
  62. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 19 696.-214с.
  63. А.А., Носенко Э. Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения/Юбщая и прикладная психолингвистика Сб. статей. Отв. ред. А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович. М., 1973, с.88−113.
  64. A.II. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. -М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  65. A.M. Категория деятельности в современной психологии. -Вопросы психологии, 1979, № 3.
  66. В.Г. Активность человека //Активность личности: Сборник научных трудов. Часть 1. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998, с.3−11.
  67. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками//Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 18−35.
  68. A.M. Диалог с Л.С. Выготским по поводу письменной речи//Вопросы психологии, 1996, № 6, с.41−52.
  69. В.И. Сущность и виды активности школьника // Формирование общественной и трудовой активности учащейся молодежи. Тезисы докладов. Сумы, 1984, с.23−24.
  70. А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во „Феникс“, 1998.-416с.
  71. И.М. Речевые механизмы. Виды и функции речи // Психология. Учебник /Под редакцией А. А. Крылова. М.: „Проспект“, 2000, с.137−146.
  72. М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя 2-е изд., перераб. — М: Просвещение, 1985. — 176с.
  73. М. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М.: Издательский центр „Academia“, 1995.256 с.
  74. М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 248 с. С.196−197.
  75. М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. М.: Дидакт, 1993. — 183с.
  76. А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя М.: „Просвещение“, 1977. — 224с.
  77. А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., „Педагогика“, 1974.-240с.
  78. А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990 — 192 с.
  79. О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 191 с.
  80. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982, № 4, с.5−17.
  81. И. И. Развитие речи. Дети 7−10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 144 с.
  82. А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
  83. Михальская А. К. Как учить риторике: Метод. Рекомендации к учеб. Пособию для 10−11 кл. „Основы риторики. Мысль и слово“: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1996 96с.
  84. А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
  85. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различии. М.: Наука, 1976. — 336с.
  86. Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Пед. Вузов: В 3 кн.- З. е изд-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики — 632с.
  87. Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся начальных классов / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. М.: Инновац.-внедренч.фирма „Антал“, 1992 — 94с.
  88. Новак 3. Вопросы изучения и диагностика развития вербальной способности учащихся // Вопросы психологии, 1983, № 3, с. 46−50.
  89. Н. В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО „Гринго“, 1995.-240 с.
  90. Э.Л. Эмоциональное состояние и речь.-Киев, 1981.- 195с.
  91. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический Проект, 1999. 208 с.
  92. Г. В. Подражание поведения взрослым как механизм формирования креативности детей. Канд.дисс. М., 1999.
  93. Основы теории речевой деятельности М.: Изд-во „Наука“, 1974. — 368с.
  94. А.А. Проблемы диагностики речевого развития // Психологические и психофизиологические исследования речи /Ответств. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985, с.202−224.
  95. А.А., Шустова Л. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей. Вопросы психологии, 1987, № 6, с.123−129.
  96. Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие. Дисс. доктора психол. наук. М., 2000−295с.
  97. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. 2.
  98. А.Ю. Личностный опросник для детей /Адаптированный вариант опросника С. Айзенк/.- Ярославль: Изд-во „Дебют“, 1991. -12с.
  99. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.- Изд.2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.-312с.
  100. В.А. Категория деятельности// Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998, с.270−291.
  101. В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996−512с.
  102. В.А. Феномен активности в развитии личности. Самара, 1997.- 102с.
  103. . Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и англ.- Сост., комм., ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-528 с.
  104. Н.Н., Яблокова Л. В. Развитие произвольности речевых ассоциативных процессов в младшем школьном возрасте // Школа здоровья, № 1, Том 5, 1998, с.43−48.
  105. Н.Н., Яблокова Л. В., Ахутина Т. В. Динамика развития речевых функций у учащихся младших классов // Психологическая наука и образование, 1999, № 2, с.77−86.
  106. О. Ф. Методы диагностики образного и вербального развития // Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: 1993, с.4−16.
  107. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для суд. Сред. Пед. Учеб. Заведений /Авт. Сост. Е.Е. Данилова- Под. Ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр „Академия“, 1999.- 160с.
  108. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.- Под ред. Т. Д. Марцинковской. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — 528 с.
  109. Д.И. Бессознательное: природа, функции, методы исследования/Под общ.ред. А. С. Пронгишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси, 1978, с.173−186.
  110. Речь и интеллект в развитии ребенка. Экспериментальное исследование / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1927.- 261с.
  111. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 328с.
  112. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. -720с.
  113. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 19−32.
  114. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал, Т 10, № 1, 1989, с. 10−21.
  115. Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности „Открой себя“. -М.: „ГНОМ-ПРЕСС, 1999.-48с.
  116. Савкова 3. В. Искусство оратора Учебное пособие 2-е изд доп — СПб Знание, 2003.-246с.
  117. В.Ф. Умственная активность школьников и обучаемость иностранному языку. 19.00.07.- Автореф. дисс.канд.психол.наук. 1978−18с.
  118. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО „Речь“, 2000. 350 с.
  119. В. А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ М: АО"СТОЛЕТИЕ“, 1996. — 352 с.
  120. Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики //Психолингвистика. Сборник статей / Сост. и ред. A.M. Шахнарович. -М.: Прогресс, 1984, с. 143−207.
  121. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977. — 192с.
  122. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под. ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000. — 316 с.
  123. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
  124. Ф. де. Труды по языкознанию. Пер. с франц. Яз. Под ред. А. А. Холодович. М.: Прогресс, 1977. — 695с.
  125. Сценическое действие. Методические рекомендации для преподавателей театральных отделений детских школ искусств. -Москва, 1988−39с.
  126. JI.B. Практикум по курсу „Психология человека“: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Педагогическое общество России, 1998. — 112с.
  127. Уроки театра в школе/Театральное обучение школьников I-XI классов /Программа, методические рекомендации, сборник упражнений/ Сост.А. П. Ершова.- М.:НИИ художественного воспитания, 1999. 73с.
  128. Н. В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983, с.140−180.
  129. Т. Н. Методы исследования речи в психологии // Психол. журнал, 1986. № 3, с.26−39.
  130. Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы внутренней речи. М.: Изд-во „Наука“, 1979.-248с.
  131. Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности человека // Психологический журнал, Т.25, 2004а, № 2, с.5−16.
  132. Т.Н. О психологической природе речи // Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000, с.8−20.
  133. Т.Н. Принцип целостности в исследованиях психологических объектов (на материале психологии речи) // Принцип системности в психологических исследованиях / Ответств. ред. Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990, с.49−60.
  134. Т.Н. Природные основания речеязыковой способности // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей/ Отв. ред. Н. В. Уфимцева.- М.: Изд-во Моск.гос.лит.ун-та, 1998, с.7−21.
  135. Т.Н. Психология речи и языка. Психолингвистика// Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003, с.353−395.
  136. Т.Н. Речь в структуре психики // Труды Института психологии РАН. М., 1995. Т. 2, с.225−232.
  137. Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 20 046. -256 с.
  138. Т.Н. Системно-структурная организация вербальных процессов человека // Психология высших когнитивных процессов.- М., 2004 В, с.163−188.
  139. Т.Н. Текст как объект психологического анализа// Современные модели психологии речи и психолингвистик. М., Институт психологии АН СССР, 1990, с.29−45.
  140. Т.Н., Бартеньева З. С. Психологическое содержание речи ребенка 3−5 лет // Вопросы психологии, № 2, 2000, с. 56−65.
  141. Т.Н., Павлова Н. Д. Речь, язык и коммуникация// Современная психология: Справочное руководство. -М.: ИНФРА-М, 1999, с.266−303.
  142. Т.Н., Цепцов В. А., Алексеев К. И. Интент-анализ политических текстов//Психологический журнал, Том 19, № 4, 1998, с.98−109.
  143. Ф. Книга о языке М.: Изд-во „Прогресс“, 1977.- 160с.
  144. Р.Т. Активизация речевой деятельности и успешность обучения //Психология и методика обучения устной речи в языковом вузе: Сборник научных трудов. Выпуск 142.- М.: МГПИИЯ, 1979, с. С.78−87.
  145. В. JI. Активность (характеристики и развитие). М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000. — 448 с.
  146. Хараш А. У. Цель и объект речевой активности//Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению). Тбилиси, 1970, с.41−46.
  147. С. II. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. СПб.: ИД „МиМ“, 1997. — 192 с.
  148. В.И. О роли эмоций в речи //Вопросы психологии, 1991, № 6, с.111−116.
  149. JI.A. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии, 1990, № 4, с.99−107.
  150. Ю. А., Штерн А. С. Словарь субъективных частот слов как отражение мира ребенка // Детская речь: лингвистический аспект. С-Петербург, 1992.
  151. Addeo Е., Burger R. Egospeack. 3-d ed. Bantam, 1974.
  152. Anderson V. Linking Reading Comprehension. Instruction to Language Development for Language-Minority Students // The Elementary School Journal, Vol. 96, № 3, 1996, p.295−309.
  153. , J. (1981). Social class and school knowledge. Curriculum Inquiry, 11, p.3−42.
  154. Bamford K. G. Linguistic Interaction and Learning in the Classroom//Education Today, Vol. 46, No3, p. 18−24.
  155. Brown R., Berko J. Word Association & Acquisition of Grammer // Child Development, 1960, Vol. 31.
  156. , С. B. (1988) Classroom Discourse, Portsmouth, New Hampshire: Heinemann.
  157. , D. (1977) Psychology and the Teacher, London: Holt. Rinehart and Winston.
  158. , D. (1987) The Cambridge Encyclopedia of Language, Cambridge: Cambridge University Press.
  159. J.T. (1994) Using Discussion in Classrooms, Buckingham: Open University Press.
  160. , К. (1991) Education and the Mental Life of Young Children // Australian Journal of Education, Vol. 35 № 1, p. 60−74.
  161. Ervin S. Changes with Age in the Verbal Determinants of Word Association // American Journal of Psychology, 1961. Vol. 74.
  162. R. (1990) Teaching Children to Think, Oxford: Blackwell.
  163. , P. (1994) „And they lived happily ever after“: cultural storylines and the construction of gender // Dyson, A. and Genishi, C. (eds.), The Need for Story: Cultural Diversity in Classroom and Community Urbana, Illinois: NCTE.
  164. , D. H. (1981) Teaching Study Skills, Oxford: Blackwell.
  165. G. (1985) Linguistic Processes in Sociocultural Practice. Geelong, Vic.: Deakin University Press.
  166. Mallan K. Storytelling in the school curriculum // Educational Practice and Theory, Vol.19, No 1,1997, p.75−82.
  167. , L. C. (1988). Some key issues in teaching Latino students // Language Arts, 65, p. 465−472.
  168. , J. (1986). Tracking, inequality, and the rhetoric of school reform: Why schools don’t change. Journal of Education, 168, p.61−80.
  169. , R. J., & Cunningham, J. W. (1984). Research on teaching reading comprehension. In P. D. Pearson (Ed.), Handbook of reading research (p. 609 656). New York: Longman.
  170. M. (2001) Perceiving Intention and Learning Words in the Second Year of Life// Language Development. The Essential Readings. Berlin, Germany: Blackwell Publishing, p. 111−128.
  171. Tomasello M.& Bates E. (2001) General Introduction //Language Development. The Essential Readings. Berlin, Germany: Blackwell Publishing, p. 1−11.
  172. Whitehurst, G.J., Falco, F.L., Lonigan, C.J., Fischel, J.E., DeBaryshe, B.D., Valdez-Menchaca, M.C., Caulfield, M. (1988) Accelerating language development through picture book reading // Developmental Psychology, № 24, p.552−559.
  173. D. (1988) How Children Think and Learn, Oxford: Blackwell.
  174. Оценка уровня речевого развития
  175. ФИ, Возра Понимание Программирование Лексика Речевая активностькласс ст
  176. Форма протокола к методике оценки формально-языковых показателей речевой активности
  177. Однородные члены предложения
  178. Сложные предложения с союзами типа „и“,"а“, „но“,"да»,"или" и др.
  179. Сложные предложения, соединенные подчинительными союзами типа, «который», «потому что», «так как» и др.
  180. Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т. п.
  181. Протокол исследования интонационно-выразительных проявленийречевой активности1. ФИ, класс: Возраст:1. Громкость речи1. Очень тихая речь 01. Тихая речь 1
  182. Недостаточно громкая речь 21. Достаточно громкая речь 31. Энергичность речи1. Очень вялая речь 01. Вялая речь 1
  183. Недостаточно энергичная речь 21. Энергичная речь 31. Отчетливость речи1. Очень нечеткая речь 01. Нечеткая речь 1
  184. Недостаточно четкая речь 21. Отчетливая речь 31. Темп речи
  185. Очень медленный темп речи 01. Медленный темп речи 1
  186. Недостаточно живой темп речи 21. Живой темп речи 3
  187. Интонационная выразительность речи
  188. Очень монотонная и невыразительная речь 01. Монотонная речь 1
  189. Умеренно выразительная речь 2
  190. Очень выразительная речь 31. Всего баллов: Примечания:1. Correlations1. Общий уровень речевого Программ Речеваяразвития Понимание ирование Лексика активность
  191. Spearman’s rho Общий уровень Correlation Coefficient 1,000, 526″, 796″, 279*, 674"речевого развития Sig. (2-tailed)., 000, 000, 039, 0001. N 55 55 55 55 55
  192. Понимание Correlation Coefficient, 526″ 1,000, 190 -, 092, 082
  193. Sig. (2-tailed), 000., 165, 503, 5511. N 55 55 55 55 55
  194. Программирование Correlation Coefficient, 796″, 190 1,000, 000, 440″
  195. Sig. (2-tailed), 000, 165. 1,000, 0011. N 55 55 55 55 55
  196. Лексика Correlation Coefficient, 279* -, 092, 000 1,000, 299*
  197. Sig. (2-tailed), 039, 503 1,000., 0271. N 55 55 55 55 55
  198. Речевая активность Correlation Coefficient, 674″, 082, 440″, 299* 1,000
  199. Sig. (2-tailed), 000, 551, 001, 027 .1. N 55 55 55 55 55• Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed). *• Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).1. Correlations1. Количествен Количественн
  200. Формально- ная о-качественн
  201. Речевая Речевая Обобщенный языковые Обьем Обьем продуктивно ыи Продуктов
  202. Spearman’s rho Речевая активность в Conelation Coefficient 1.000 .657- .272 rg со, 430″, 703″ .300″, 536″ .046 .451″ .194пересказа Sig (2-tailed) .000, 056, 000, 001, 000 .034 .000 .741 .001 .172
  203. N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
  204. Речевая активность в Correlation Coefficient, 557″ 1.000 .265, 755″ .481″ .629″ .299* .484- .398″ .216 .128рассказе по картинке Sig (2-tailed) .000, 063 .000 .000 .000, 035 .000 .003 .124 .370
  205. N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
  206. Речевая активность в Correlation Coefficient .272 .265 1,000, 613-, 198, 320' .459- .291* .116 .252 .113сочинении рассказа Sig (2-tailed), 056 .063 .000, 168, 023, 001, 041 .424 .077 .451
  207. N 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 47
  208. Обобщенный Correlation Coefficient, 821″ .755″ .613″ 1.000 .544″ .774″ .454″ .603″, 193 .498″ .268показатель речевой Sig (2-tailed), 000 .000 .000 .000, 000 .001 .000 .180 .000, 068активности N 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 47
  209. Формально-языковые Correlation Coefficient .430″, 481″, 198 .544″ 1,000, 714″, 364″, 454″ .312* .307* .424"показатели речевой Sig (2-tailed) .001, 000 .168 .000 .000 .009, 001 .023, 027 .002активности N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
  210. Обьем расказа по Correlation Coefficient, 703″, 629- .320*, 774-, 714″ 1.000 .359*, 648″ .275* .516″ .290*картинке (в словах) Sig (2-tailed) .000 .000, 023 .000, 000 .010, 000 .047 .000 .039
  211. N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
  212. Обьем сочиненного Correlation Coefficient .300* .299* .459″, 454″, 364″, 359* 1.000, 219 .220 .209 .155рассказа (в словах) Sig (2-tailed), 034, 035, 001 .001 .009, 010, 126 .124 .145 .298
  213. N 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 47
  214. Копичественная Conelation Coefficient, 536″, 484″, 291*, 603-, 454-, 648-^, 219 1,000 -.019 .495″ .066продуктивность Sig (2-tailed), 000, 000, 041 .000, 001, 000, 126 .893 .000 .647вербальных ассоциаций N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
  215. Количественно-качестве Correlation Coefficient .046 .398″ .116, 193 .312* .275*, 220 -.019 1.000, 036 .192нный коэффициент Sig (2-tailed), 741 .003 .424, 180, 023, 047 .124 .893 .800, 185вербальных ассоциаций N 53 53 50 50 53 53 50 53 53 52 49
  216. Продуктивность Correlation Coefficient, 451″ .216 .252 .498-, 307* .516″, 209, 495″ .036 1.000 .095вербальной памяти Sig (2-tailed) .001, 124, 077 .000, 027 .000, 145 .000 .800 .519
  217. N 52 52 50 50 52 52 50 52 52 52 48
  218. Степень Correlation Coefficient, 194, 128, 113 .268, 424*1, 290* .155, 066 .192 .095 1,000экстравертированности Sig (2-tailed) .172, 370, 451 .068 .002, 039 .298, 647 .185 .519
  219. N 51 51 47 47 51 51 47 51 49 48 51
  220. Correlation is significant at the 0 01 level (2-taiied) * Correlation is significant at the 0 05 level (2-taiied)1. Ситуации наблюденияи" ю о sO 00 •-J OS Ut и" К) Фамилия и имя ребенка
  221. Стремление к речевому высказыванию Показатели речевой активности
  222. Проявление интереса к речи (заинтересованное слушание)
  223. Интерес к речи со стороны языкового выражения1. Вариативные высказывания1. Инициативные высказывания
  224. Самостоятельность при создании высказываний
  225. Оригинальные высказывания (созданные не по образцу)
  226. Дополнительные по отношению к задаче высказывания
  227. Вопросы к экспериментатору о речи1. Творческие высказывания
  228. Взаимокоррекция и самокоррекция высказываний
  229. Обращение к речи в ситуации выборапасIо X Кsow &343 Р ws
Заполнить форму текущей работой