Психологические условия развития речевой активности младших школьников
Диссертация
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: констатирующий эксперимент в лабораторных условиях, в котором применялись специальные диагностические методикивключенное наблюдение и анализ продуктов речевой деятельности детей. В качестве экспериментального материала для изучения различных проявлений речевой активности были использованы пересказ текста (методика А. А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Проблема речевой активности и подходы к ее изучению
- 1. 1. Понимание активности в современной психологии
- 1. 2. Анализ представлений о речи как отражение взглядов на ее природу
- 1. 3. Речевая активность: ее характеристики, показатели и условия развития
- ГЛАВА II. Исследование речевой активности младших школьников в констатирующем эксперименте
- 2. 1. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и статистическая обработка данных
- ГЛАВА III. Развитие позитивных сторон речевой активности младших школьников в формирующем эксперименте
- 3. 1. Цель, задачи и организация исследования
- 3. 2. Психологические условия развития речевой активности
- 3. 3. Содержание формирующего эксперимента
- 3. 4. Результаты формирующего эксперимента и их статистический анализ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.- 299с.
- Айдарова Л.И. Психология усвоения языка (построение экспериментального курса русского языка на начальном этапе обучения). Дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: 19.00.07. М., 1982. — 408с.
- Акимова М. К., Козлова В. Т. Психокоррекционная программа 3 (Развитие активной речи)//Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160с.
- Алексеева Л. Ф. Психология активности личности. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.-148с.
- Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
- Андриевская В.В. Словесно-ассоциативный эксперимент как метод диагностики речевого развития школьников//Вопросы диагностики психического развития. Тезисы симпозиума.- Таллин, 1974, с. 10−13.
- Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -224 с.
- Архипова В.В. Проблемы речевого развития младших школьников. Дисс. доктора пед. наук. 13.00.02. Моск. педагогич. универ. М., 1998. -389с.
- Бартеньева З.С., Шустова Л.А, Оценка креативности речевой продукции детей младшего школьного возраста//Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей/Отв. ред. Т. Н. Ушакова и Н. В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ, 2001, с. 102−119.
- Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. Сборник статей /Сост. и ред. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984, с.50−102.
- Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», «Академия К0″, 1998.-240 с.
- Береснева Н.И., Дубровская JI.A., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. 255 с.
- Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 69−80.
- Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2002. — 288 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности// Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003, с.441−459.
- Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство „Первое сентября“, 2002. — 224 с.
- Бутон Ш. П. Развитие речи//Психолингвистика. Сборник статей. Сост. А. М. Шахнарович. -М.: Прогресс, 1984, с.307−324.
- Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1993. 528 с.
- Васильева Н.Л., Афанасьева Е. И. Ассоциативный эксперимент как метод изучения внутреннего мира ребенка // Школа здоровья, № 1, Т.5, 1998, с. 70−78.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. — 159с.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопр. психологии, 1981, № 4, с. 60−69.
- Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал, 2003, том 24, № 3, с. 22−31.
- Выготский J1. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519с.
- Выготский Л.С. История развития высших психический функций. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. — 367с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996.-416 с.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -СПб.: Речь, 2001.-346 с.
- Глебуневе В. Речевая активность детей, воспитываемых в разных условиях//Актуальные проблемы формирования и воспитания активности.- Рига, Латвийский гос. универ-т им. П. Стучки, 1979, с. 59−60.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1993.-43с.
- Голышева З.В. Некоторые особенности общения в учебном процессе// Труды Международной конференции „Психология общения 2000: проблемы и перспективы“, 25−27 октября. Тезисы докладов. Отв. ред.1. A.А. Бодалев, с.83−84.
- Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988, с. 56−88.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб: Издательство „Питер“, 2000. — 320 с.
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. Соч. в Зт. /Отв. Ред.
- B.М. Букатов. Т.1, 2 изд. М.: ТОО „Горбунок“, 1992. — 285с.
- Ершова А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. -232 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370с.
- Жинкин Н.И. Язык речь — творчество. (Избранные труды). — М.: „Лабиринт“, 1998. — 368 с.
- Залевская А. А. Психолингвистические исследования принципов организации лексикона человека: Дис.. д-ра филол. наук. Л., 1980.
- Зачесова И.А., Павлова Н. Д. Подход к оценке содержательности текста//Психологические и психофизиологические исследования речи /Ответств. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985, с.82−94.
- Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2001. -432с.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения. Дисс. докт псих, наук: 19.00.01. Моск. госуд. пед. ин-т иностр. языков им. Мориса Тореза. М.: 1973.-425с.
- Изучение речевого развития детей, поступающих в первый класс. Методические указания студентам педагогического института/Сост. М. Р. Львов. Магнитогорск, 1975. 20с.
- Каменская В.Г., Зверева С. В. Развитие вербального ассоциирования и отражение времени у младших школьников в норме и патологии// Психологический журнал, 1999, том 20, № 4, с. 48−55.
- Каменская В.Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. Готов ли ваш ребенок к школе? Определение уровня психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста: Методические разработки. СПб.: Из-во „Акцидент“, 1996 — 32с.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: наука, 1987. -261с.
- Колесникова Е.А. Творчество как предмет исследования в русской психологической науке (конец 19 начало 20 В.) /Автореферат на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. МГПУ им. Ленина.- М., 1997.
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.- 2-е изд., перераб. и доп,-М.: Сов. Россия, 1979. 192 с.
- Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8—11 кл. учеб, заведений с углубл. изуч. туманит, предметов, а также для лицеев и гимназий. М.: Просвещение, 1994. — 207 с.
- Кочешнова О.Е. Состояние монологической речи ребенка на пороге школьного обучения // Проблемы детской речи 1999: Материалы Всероссийской конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 105−107.
- Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л. А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: изд-во „Феникс“, 1998. — 512 с.
- Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопросы психологии, 1984, № 3, с.25−32.
- Крупное А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: Учебн.пособие. Свердловск, 1983. — 72с.
- Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Учебное пособие к спецкурсу. Оренбург: Издательство ОГПИ, 1995. -100с.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Мн.: Университетское, 1988. — 206 с.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Подходы к анализу уроков риторики // „Школа 2100″, Приоритетные направления развития Образовательной программы/ Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Вып. 4. М., „Баласс“, 2000, с.139−144.
- Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М., 1980, с. 114−124.
- Лемяскина Н.А. Проблемы текстопорождения в коммуникативном поведении младшего школьника/ЛЗестник ВЩИП КРО: Вып.2. Проблемы педагогики, дошкольного и начального школьного образования, истории образования. Воронеж, 1998, с.73−77.
- Леонтьев А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии, 1974, № 5, с. 61−79.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969а. — 307 с.
- Леонтьев А.А. Функции и формы речи//Основы теории речевой деятельности. М.: Изд-во „Наука“, 1974, с.241−254.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 19 696.-214с.
- Леонтьев А.А., Носенко Э. Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения/Юбщая и прикладная психолингвистика Сб. статей. Отв. ред. А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович. М., 1973, с.88−113.
- Леонтьев A.II. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. -М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Леонтьев A.M. Категория деятельности в современной психологии. -Вопросы психологии, 1979, № 3.
- Леонтьев В.Г. Активность человека //Активность личности: Сборник научных трудов. Часть 1. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998, с.3−11.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками//Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 18−35.
- Лобок A.M. Диалог с Л.С. Выготским по поводу письменной речи//Вопросы психологии, 1996, № 6, с.41−52.
- Лозовая В.И. Сущность и виды активности школьника // Формирование общественной и трудовой активности учащейся молодежи. Тезисы докладов. Сумы, 1984, с.23−24.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во „Феникс“, 1998.-416с.
- Лущихина И.М. Речевые механизмы. Виды и функции речи // Психология. Учебник /Под редакцией А. А. Крылова. М.: „Проспект“, 2000, с.137−146.
- Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя 2-е изд., перераб. — М: Просвещение, 1985. — 176с.
- Львов М. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М.: Издательский центр „Academia“, 1995.256 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 248 с. С.196−197.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. М.: Дидакт, 1993. — 183с.
- Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя М.: „Просвещение“, 1977. — 224с.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., „Педагогика“, 1974.-240с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990 — 192 с.
- Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 191 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982, № 4, с.5−17.
- Мельникова И. И. Развитие речи. Дети 7−10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 144 с.
- Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
- Михальская А. К. Как учить риторике: Метод. Рекомендации к учеб. Пособию для 10−11 кл. „Основы риторики. Мысль и слово“: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1996 96с.
- Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
- Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различии. М.: Наука, 1976. — 336с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Пед. Вузов: В 3 кн.- З. е изд-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики — 632с.
- Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся начальных классов / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. М.: Инновац.-внедренч.фирма „Антал“, 1992 — 94с.
- Новак 3. Вопросы изучения и диагностика развития вербальной способности учащихся // Вопросы психологии, 1983, № 3, с. 46−50.
- Новоторцева Н. В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО „Гринго“, 1995.-240 с.
- Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь.-Киев, 1981.- 195с.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический Проект, 1999. 208 с.
- Ожиганова Г. В. Подражание поведения взрослым как механизм формирования креативности детей. Канд.дисс. М., 1999.
- Основы теории речевой деятельности М.: Изд-во „Наука“, 1974. — 368с.
- Павлова А.А. Проблемы диагностики речевого развития // Психологические и психофизиологические исследования речи /Ответств. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985, с.202−224.
- Павлова А.А., Шустова Л. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей. Вопросы психологии, 1987, № 6, с.123−129.
- Павлова Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие. Дисс. доктора психол. наук. М., 2000−295с.
- Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. 2.
- Панасюк А.Ю. Личностный опросник для детей /Адаптированный вариант опросника С. Айзенк/.- Ярославль: Изд-во „Дебют“, 1991. -12с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.- Изд.2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.-312с.
- Петровский В.А. Категория деятельности// Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998, с.270−291.
- Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996−512с.
- Петровский В.А. Феномен активности в развитии личности. Самара, 1997.- 102с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и англ.- Сост., комм., ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-528 с.
- Полонская Н.Н., Яблокова Л. В. Развитие произвольности речевых ассоциативных процессов в младшем школьном возрасте // Школа здоровья, № 1, Том 5, 1998, с.43−48.
- Полонская Н.Н., Яблокова Л. В., Ахутина Т. В. Динамика развития речевых функций у учащихся младших классов // Психологическая наука и образование, 1999, № 2, с.77−86.
- Потемкина О. Ф. Методы диагностики образного и вербального развития // Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: 1993, с.4−16.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для суд. Сред. Пед. Учеб. Заведений /Авт. Сост. Е.Е. Данилова- Под. Ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр „Академия“, 1999.- 160с.
- Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.- Под ред. Т. Д. Марцинковской. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — 528 с.
- Рамишвили Д.И. Бессознательное: природа, функции, методы исследования/Под общ.ред. А. С. Пронгишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси, 1978, с.173−186.
- Речь и интеллект в развитии ребенка. Экспериментальное исследование / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1927.- 261с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 328с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. -720с.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 19−32.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал, Т 10, № 1, 1989, с. 10−21.
- Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности „Открой себя“. -М.: „ГНОМ-ПРЕСС, 1999.-48с.
- Савкова 3. В. Искусство оратора Учебное пособие 2-е изд доп — СПб Знание, 2003.-246с.
- Сибирякова В.Ф. Умственная активность школьников и обучаемость иностранному языку. 19.00.07.- Автореф. дисс.канд.психол.наук. 1978−18с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО „Речь“, 2000. 350 с.
- Синицын В. А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ М: АО"СТОЛЕТИЕ“, 1996. — 352 с.
- Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики //Психолингвистика. Сборник статей / Сост. и ред. A.M. Шахнарович. -М.: Прогресс, 1984, с. 143−207.
- Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977. — 192с.
- Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под. ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000. — 316 с.
- Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. Пер. с франц. Яз. Под ред. А. А. Холодович. М.: Прогресс, 1977. — 695с.
- Сценическое действие. Методические рекомендации для преподавателей театральных отделений детских школ искусств. -Москва, 1988−39с.
- Тарабакина JI.B. Практикум по курсу „Психология человека“: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Педагогическое общество России, 1998. — 112с.
- Уроки театра в школе/Театральное обучение школьников I-XI классов /Программа, методические рекомендации, сборник упражнений/ Сост.А. П. Ершова.- М.:НИИ художественного воспитания, 1999. 73с.
- Уфимцева Н. В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983, с.140−180.
- Ушакова Т. Н. Методы исследования речи в психологии // Психол. журнал, 1986. № 3, с.26−39.
- Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы внутренней речи. М.: Изд-во „Наука“, 1979.-248с.
- Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности человека // Психологический журнал, Т.25, 2004а, № 2, с.5−16.
- Ушакова Т.Н. О психологической природе речи // Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000, с.8−20.
- Ушакова Т.Н. Принцип целостности в исследованиях психологических объектов (на материале психологии речи) // Принцип системности в психологических исследованиях / Ответств. ред. Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990, с.49−60.
- Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей/ Отв. ред. Н. В. Уфимцева.- М.: Изд-во Моск.гос.лит.ун-та, 1998, с.7−21.
- Ушакова Т.Н. Психология речи и языка. Психолингвистика// Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003, с.353−395.
- Ушакова Т.Н. Речь в структуре психики // Труды Института психологии РАН. М., 1995. Т. 2, с.225−232.
- Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 20 046. -256 с.
- Ушакова Т.Н. Системно-структурная организация вербальных процессов человека // Психология высших когнитивных процессов.- М., 2004 В, с.163−188.
- Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа// Современные модели психологии речи и психолингвистик. М., Институт психологии АН СССР, 1990, с.29−45.
- Ушакова Т.Н., Бартеньева З. С. Психологическое содержание речи ребенка 3−5 лет // Вопросы психологии, № 2, 2000, с. 56−65.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д. Речь, язык и коммуникация// Современная психология: Справочное руководство. -М.: ИНФРА-М, 1999, с.266−303.
- Ушакова Т.Н., Цепцов В. А., Алексеев К. И. Интент-анализ политических текстов//Психологический журнал, Том 19, № 4, 1998, с.98−109.
- Фолсом Ф. Книга о языке М.: Изд-во „Прогресс“, 1977.- 160с.
- Фульга Р.Т. Активизация речевой деятельности и успешность обучения //Психология и методика обучения устной речи в языковом вузе: Сборник научных трудов. Выпуск 142.- М.: МГПИИЯ, 1979, с. С.78−87.
- Хайкин В. JI. Активность (характеристики и развитие). М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000. — 448 с.
- Хараш А. У. Цель и объект речевой активности//Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению). Тбилиси, 1970, с.41−46.
- Цейтлин С. II. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. СПб.: ИД „МиМ“, 1997. — 192 с.
- Шаховский В.И. О роли эмоций в речи //Вопросы психологии, 1991, № 6, с.111−116.
- Шустова JI.A. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии, 1990, № 4, с.99−107.
- Элькин Ю. А., Штерн А. С. Словарь субъективных частот слов как отражение мира ребенка // Детская речь: лингвистический аспект. С-Петербург, 1992.
- Addeo Е., Burger R. Egospeack. 3-d ed. Bantam, 1974.
- Anderson V. Linking Reading Comprehension. Instruction to Language Development for Language-Minority Students // The Elementary School Journal, Vol. 96, № 3, 1996, p.295−309.
- Anyon, J. (1981). Social class and school knowledge. Curriculum Inquiry, 11, p.3−42.
- Bamford K. G. Linguistic Interaction and Learning in the Classroom//Education Today, Vol. 46, No3, p. 18−24.
- Brown R., Berko J. Word Association & Acquisition of Grammer // Child Development, 1960, Vol. 31.
- Cazden, С. B. (1988) Classroom Discourse, Portsmouth, New Hampshire: Heinemann.
- Child, D. (1977) Psychology and the Teacher, London: Holt. Rinehart and Winston.
- Crystal, D. (1987) The Cambridge Encyclopedia of Language, Cambridge: Cambridge University Press.
- Dillon J.T. (1994) Using Discussion in Classrooms, Buckingham: Open University Press.
- Egan, К. (1991) Education and the Mental Life of Young Children // Australian Journal of Education, Vol. 35 № 1, p. 60−74.
- Ervin S. Changes with Age in the Verbal Determinants of Word Association // American Journal of Psychology, 1961. Vol. 74.
- Fisher R. (1990) Teaching Children to Think, Oxford: Blackwell.
- Gilbert, P. (1994) „And they lived happily ever after“: cultural storylines and the construction of gender // Dyson, A. and Genishi, C. (eds.), The Need for Story: Cultural Diversity in Classroom and Community Urbana, Illinois: NCTE.
- Hamblin, D. H. (1981) Teaching Study Skills, Oxford: Blackwell.
- Kress G. (1985) Linguistic Processes in Sociocultural Practice. Geelong, Vic.: Deakin University Press.
- Mallan K. Storytelling in the school curriculum // Educational Practice and Theory, Vol.19, No 1,1997, p.75−82.
- Moll, L. C. (1988). Some key issues in teaching Latino students // Language Arts, 65, p. 465−472.
- Oakes, J. (1986). Tracking, inequality, and the rhetoric of school reform: Why schools don’t change. Journal of Education, 168, p.61−80.
- Tierney, R. J., & Cunningham, J. W. (1984). Research on teaching reading comprehension. In P. D. Pearson (Ed.), Handbook of reading research (p. 609 656). New York: Longman.
- Tomasello M. (2001) Perceiving Intention and Learning Words in the Second Year of Life// Language Development. The Essential Readings. Berlin, Germany: Blackwell Publishing, p. 111−128.
- Tomasello M.& Bates E. (2001) General Introduction //Language Development. The Essential Readings. Berlin, Germany: Blackwell Publishing, p. 1−11.
- Whitehurst, G.J., Falco, F.L., Lonigan, C.J., Fischel, J.E., DeBaryshe, B.D., Valdez-Menchaca, M.C., Caulfield, M. (1988) Accelerating language development through picture book reading // Developmental Psychology, № 24, p.552−559.
- Wood D. (1988) How Children Think and Learn, Oxford: Blackwell.
- Оценка уровня речевого развития
- ФИ, Возра Понимание Программирование Лексика Речевая активностькласс ст
- Форма протокола к методике оценки формально-языковых показателей речевой активности
- Однородные члены предложения
- Сложные предложения с союзами типа „и“,"а“, „но“,"да»,"или" и др.
- Сложные предложения, соединенные подчинительными союзами типа, «который», «потому что», «так как» и др.
- Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т. п.
- Протокол исследования интонационно-выразительных проявленийречевой активности1. ФИ, класс: Возраст:1. Громкость речи1. Очень тихая речь 01. Тихая речь 1
- Недостаточно громкая речь 21. Достаточно громкая речь 31. Энергичность речи1. Очень вялая речь 01. Вялая речь 1
- Недостаточно энергичная речь 21. Энергичная речь 31. Отчетливость речи1. Очень нечеткая речь 01. Нечеткая речь 1
- Недостаточно четкая речь 21. Отчетливая речь 31. Темп речи
- Очень медленный темп речи 01. Медленный темп речи 1
- Недостаточно живой темп речи 21. Живой темп речи 3
- Интонационная выразительность речи
- Очень монотонная и невыразительная речь 01. Монотонная речь 1
- Умеренно выразительная речь 2
- Очень выразительная речь 31. Всего баллов: Примечания:1. Correlations1. Общий уровень речевого Программ Речеваяразвития Понимание ирование Лексика активность
- Spearman’s rho Общий уровень Correlation Coefficient 1,000, 526″, 796″, 279*, 674"речевого развития Sig. (2-tailed)., 000, 000, 039, 0001. N 55 55 55 55 55
- Понимание Correlation Coefficient, 526″ 1,000, 190 -, 092, 082
- Sig. (2-tailed), 000., 165, 503, 5511. N 55 55 55 55 55
- Программирование Correlation Coefficient, 796″, 190 1,000, 000, 440″
- Sig. (2-tailed), 000, 165. 1,000, 0011. N 55 55 55 55 55
- Лексика Correlation Coefficient, 279* -, 092, 000 1,000, 299*
- Sig. (2-tailed), 039, 503 1,000., 0271. N 55 55 55 55 55
- Речевая активность Correlation Coefficient, 674″, 082, 440″, 299* 1,000
- Sig. (2-tailed), 000, 551, 001, 027 .1. N 55 55 55 55 55• Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed). *• Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).1. Correlations1. Количествен Количественн
- Формально- ная о-качественн
- Речевая Речевая Обобщенный языковые Обьем Обьем продуктивно ыи Продуктов
- Spearman’s rho Речевая активность в Conelation Coefficient 1.000 .657- .272 rg со, 430″, 703″ .300″, 536″ .046 .451″ .194пересказа Sig (2-tailed) .000, 056, 000, 001, 000 .034 .000 .741 .001 .172
- N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
- Речевая активность в Correlation Coefficient, 557″ 1.000 .265, 755″ .481″ .629″ .299* .484- .398″ .216 .128рассказе по картинке Sig (2-tailed) .000, 063 .000 .000 .000, 035 .000 .003 .124 .370
- N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
- Речевая активность в Correlation Coefficient .272 .265 1,000, 613-, 198, 320' .459- .291* .116 .252 .113сочинении рассказа Sig (2-tailed), 056 .063 .000, 168, 023, 001, 041 .424 .077 .451
- N 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 47
- Обобщенный Correlation Coefficient, 821″ .755″ .613″ 1.000 .544″ .774″ .454″ .603″, 193 .498″ .268показатель речевой Sig (2-tailed), 000 .000 .000 .000, 000 .001 .000 .180 .000, 068активности N 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 47
- Формально-языковые Correlation Coefficient .430″, 481″, 198 .544″ 1,000, 714″, 364″, 454″ .312* .307* .424"показатели речевой Sig (2-tailed) .001, 000 .168 .000 .000 .009, 001 .023, 027 .002активности N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
- Обьем расказа по Correlation Coefficient, 703″, 629- .320*, 774-, 714″ 1.000 .359*, 648″ .275* .516″ .290*картинке (в словах) Sig (2-tailed) .000 .000, 023 .000, 000 .010, 000 .047 .000 .039
- N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
- Обьем сочиненного Correlation Coefficient .300* .299* .459″, 454″, 364″, 359* 1.000, 219 .220 .209 .155рассказа (в словах) Sig (2-tailed), 034, 035, 001 .001 .009, 010, 126 .124 .145 .298
- N 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 47
- Копичественная Conelation Coefficient, 536″, 484″, 291*, 603-, 454-, 648-^, 219 1,000 -.019 .495″ .066продуктивность Sig (2-tailed), 000, 000, 041 .000, 001, 000, 126 .893 .000 .647вербальных ассоциаций N 55 55 50 50 55 55 50 55 53 52 51
- Количественно-качестве Correlation Coefficient .046 .398″ .116, 193 .312* .275*, 220 -.019 1.000, 036 .192нный коэффициент Sig (2-tailed), 741 .003 .424, 180, 023, 047 .124 .893 .800, 185вербальных ассоциаций N 53 53 50 50 53 53 50 53 53 52 49
- Продуктивность Correlation Coefficient, 451″ .216 .252 .498-, 307* .516″, 209, 495″ .036 1.000 .095вербальной памяти Sig (2-tailed) .001, 124, 077 .000, 027 .000, 145 .000 .800 .519
- N 52 52 50 50 52 52 50 52 52 52 48
- Степень Correlation Coefficient, 194, 128, 113 .268, 424*1, 290* .155, 066 .192 .095 1,000экстравертированности Sig (2-tailed) .172, 370, 451 .068 .002, 039 .298, 647 .185 .519
- N 51 51 47 47 51 51 47 51 49 48 51
- Correlation is significant at the 0 01 level (2-taiied) * Correlation is significant at the 0 05 level (2-taiied)1. Ситуации наблюденияи" ю о sO 00 •-J OS Ut и" К) Фамилия и имя ребенка
- Стремление к речевому высказыванию Показатели речевой активности
- Проявление интереса к речи (заинтересованное слушание)
- Интерес к речи со стороны языкового выражения1. Вариативные высказывания1. Инициативные высказывания
- Самостоятельность при создании высказываний
- Оригинальные высказывания (созданные не по образцу)
- Дополнительные по отношению к задаче высказывания
- Вопросы к экспериментатору о речи1. Творческие высказывания
- Взаимокоррекция и самокоррекция высказываний
- Обращение к речи в ситуации выборапасIо X Кsow &343 Р ws