Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование комплексной системы общественной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе идеи об участии малого предпринимательства в формировании новых экономических отношений предложена новая классификация этапов его развития в России. Она привязана не к датам тех или иных политических решений, не к динамике изменения численности малых предпринимательских структур и их доли в ВВП, не к последствиям проводимой в стране экономической политики, а к месту и роли малого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Изменение места и роли малого предпринимательства в современном обществе
    • 1. 1. Социально-экономическая сущность малого предпринимательства
    • 1. 2. Периодизация процессов становления сектора малого предринимательства в современной России
  • Глава II. Проблемы современного малого предпринимательства в Российской Федерации
    • 2. 1. Современное состояние российского малого предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии страны
    • 2. 2. Основные факторы, сдерживающие развитие сектора российского малого предпринимательства
  • Глава III. Теоретические аспекты формирования системы выхода сектора российского малого предпринимательства из кризиса
    • 3. 1. Внутренние возможности преодоления кризисной ситуации
    • 3. 2. Формирование благоприятного общественного климата для развития малого предпринимательства в Российской Федерации
    • 3. 3. Разработка эффективной системы государственной поддержки сектора малого предпринимательства
  • Заключени е

Формирование комплексной системы общественной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Малое предпринимательство играет значительную роль в социально-экономическом развитии современного общества. От состояния этого сектора народного хозяйства во многом зависит решение ряда важных государственных проблем, таких, например, как развитие экономических отношений, внедрение прогрессивных технологий управления, качественное совершенствование структуры экономики, реализация современных научно-технических достижений, решение вопросов занятости населения, регионального развития и многих других.

Имея столь высокое социально-экономическое значение, малое предпринимательство, в свою очередь, нуждается в поддержке со стороны общества, без которого трудно добиться его быстрого и успешного развития. Это обусловлено как внутренними слабостями, присущими большинству малых предприятий, так и внешними факторами среды его существования. Естественно, при этом нужно брать в расчет как общие для всех стран закономерности развития мелкого бизнеса, так и его национальные особенности. Не всякий положительный опыт хорошо тиражируется без соответствующей адаптации.

Несмотря на то, что в мировой и отечественной науке и практике уделяется значительное внимание проблемам развития малого предпринимательства, многие вопросы остаются нерешенными. Особенно остро эти проблемы стоят перед российскими учеными, поскольку сектор малого предпринимательства в стране уже продолжительное время находится в кризисном состоянии, что состояние находит свое отражение как в количественных, так и качественных характеристиках. Сектор отечественного малого предпринимательства в течение многих лет практически не увеличивается в размерах, его структура далека от прогрессивной. С 1996 по 2005 гг. количество малых предприятий увеличилось всего на 111,4 тыс. единиц, то есть на 13,1%. При этом 47,9% малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, тогда как в сфере науки и научного обслуживания — только 2,6% предприятий.

Причины такого положения дел можно сгруппировать в три блока: 1) управленческие, 2) институциональные, 3) экономические.

К первому блоку относится слабость или полное отсутствие управления процессами развития малого предпринимательства со стороны общества. Если оценивать проблему с практической точки зрения, то становится очевидным, что комплексной системы управления в России не существует, да и отдельные элементы с трудом просматриваются, а порой только задекларированы.

К основным институциональным факторам, тормозящим развитие малого предпринимательства, следует отнести недостатки нормативно-правовой базы и ее нестабильность, высокие административные барьеры, коррумпированность государственных чиновников, отсутствие эффективной системы финансовой поддержки малого предпринимательства, несовершенную налоговую систему.

Третий блок причин неудовлетворительного развития малого предпринимательства в нашей стране связан с экономическими факторами, которые, в свою очередь, следует разделить на две большие группы. Они связаны между собой, но имеют разное происхождение. Первая группа относится к факторам внутренней среды, а вторая — внешней среды. Отличаются они друг от друга, как известно, тем, что внутренние проблемы в принципе разрешимы в рамках самой организации, хотя в ряде случаевс большим трудом. Вторая группа факторов полностью неподконтрольна малой предпринимательской структуре и искусство выживания в этой ситуации состоит в способности предвидеть неблагоприятные изменения в окружающей экономической среде и приспосабливаться к ним.

Перечисленные группы причин привели к кризисному состоянию сектор малого предпринимательства в России. Поэтому наиболее актуальными являются исследования, посвященные выявлению и анализу факторов, негативно влияющих на развитие сектора малого предпринимательства и формированию эффективной системы его общественной поддержки.

Степень разработанности проблемы. Большой вклад в исследование предпринимательской деятельности внесли такие зарубежные ученые как М. Вебер, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Р. Кантильон, Д. Кейнс, Д. Кларк, А. Маршалл, JI. Мизес, Д. Рикардо, А. Смит, М. Фридмен, Ф. Хайек, Р. Хизрич, А. Хоскинг, Й. Шумпетер.

Среди отечественных ученых значительный вклад в развитие теории предпринимательства сделан в исследованиях JI. Абалкина, Т. Алимовой,.

A. Блинова, И. Бойко, А. Бусыгина, Е. Бухвальда, А. Виленского,.

B. Куликова, Ю. Львова, А. Омарова, А. Орлова, В. Радаева, Г. Столбова, Е. Чеберко, А. Чепуренко, Г. Черникова, Ф. Шамхалова, А. Шулуса и др.

Несмотря на интенсивные исследования малого предпринимательства в отечественной и зарубежной науке, в этой области остается немало проблем, нуждающихся в осмыслении и в скорейшем решении. По-разному оценивают место и роль малого бизнеса в экономической системе общества. Одни считают его чуть ли не решающим фактором развития, другие в первую очередь отмечают его преимущественно социальное значение. Далека от решения проблема взаимоотношений малого предпринимательства и общества: надо ли его поддерживать и в каких объемах, какими методами. Возникают разногласия даже по поводу критериев отнесения предприятий к малому бизнесу. Теоретической проработки требуют вопросы правового статуса российского предпринимательства в целом и малого в частности, проблемы финансирования, налогообложения и многие другие.

Цель и задачи исследования

Основная цель исследования заключается в разработке теоретических основ создания и функционирования эффективной системы общественной поддержки малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели автором поставлены и решены в ходе исследования следующие задачи:

• исследование места и роли малого предпринимательства в современном обществе;

• определение специфических особенностей развития российского малого предпринимательства;

• систематизация проблем, тормозящих развитие отечественного малого предпринимательства;

• выявление роли малого предпринимательства в формировании новых экономических отношений;

• разработка методологической основы формирования системы общественной поддержки малого предпринимательства.

Объектом исследования является сектор малого предпринимательства в России и причины его недостаточного развития.

Предметом исследования выступает система общественной поддержки системы малого предпринимательства.

Теоретической и методологической основой исследования являются исследования отечественных и зарубежных ученых, посвятивших свои работы проблемам становления и развития сектора малого предпринимательства, изучению его роли в решении актуальных социально-экономических вопросов и анализу существующих систем государственной поддержки малого предпринимательства. Методология исследования базируется на принципах системного подхода, экономического и статистического анализа, экспертной оценки.

Информационной основой исследования является справочно-информационные материалы, опубликованные в печати, документы Росстата и его региональных подразделений, Министерства экономического развития и торговли РФ, федеральные и региональные концепции и программы поддержки и развития малого предпринимательства, законодательные акты по развитию малого предпринимательства в России и за рубежом.

Положения, выносимые на защиту:

1. На разных этапах развития человеческого общества под воздействием объективных факторов происходят принципиальные изменения места и роли малого предпринимательства.

2. В настоящее время, в связи с очевидными признаками кризиса сектора малого предпринимательства в России, необходим расширенный подход к определению субъекта его поддержки.

3. В изучении тенденций развития малого предпринимательства появляется необходимость выяснения его роли в развитии экономических отношений общества.

4. Взгляд на предпринимательство как на активный элемент развития экономических отношений позволяет уточнить критерий периодизации этапов становления малого предпринимательства в современной России.

5. Интенсивность общественной поддержки малого предпринимательства зависит от его социальной значимости и возможностей саморазвития.

Научная новизна выносимых на защиту положений исследования состоит в следующем:

1. Разработаны теоретические основы формирования целостной системы общественной поддержки малого предпринимательства, включающей в себя три взаимосвязанных блока: 1) создание реального механизма управления сектором малого предпринимательства- 2) образование институциональной среды, благотворно влияющей на развитие предпринимательской деятельности- 3) проведение мероприятий по преодолению экономической слабости социально значимых мелких предпринимательских структур.

2. Выявлена роль малого предпринимательства в формировании новых прогрессивных форм экономических отношений и эффективных систем управления на современном этапе развития мирового сообщества в целом и России в частности. Процесс децентрализации и персонификации отношений собственности изменяет положение и значение малых предпринимательских структур в обществе, превращая их из пассивного придатка крупного бизнеса в самодостаточных и равноправных участников единого воспроизводственного процесса.

3. На основе идеи об участии малого предпринимательства в формировании новых экономических отношений предложена новая классификация этапов его развития в России. Она привязана не к датам тех или иных политических решений, не к динамике изменения численности малых предпринимательских структур и их доли в ВВП, не к последствиям проводимой в стране экономической политики, а к месту и роли малого предпринимательства в становлении новых экономических отношений в России. Под этим углом исследованы этапы эволюции отечественного малого предпринимательства, в результате чего предложено деление их на три состоявшихся и на начинающийся четвертый.

4. Выдвинута идея двух стратегических источников формирования и развития малого предпринимательства. Первый источник связан с процессами фундаментальных изменений общественных отношений, в которых малому предпринимательству отводится активная роль и обеспечивает для него источник саморазвития. Второй источник связан с решением тактических преимущественно социальных проблем общества, в частности с искусственным поддержанием экономической эффективности малого предпринимательства.

5. В результате проведенного анализа были вскрыты и подвергнуты критике некоторые ошибочные взгляды на место и роль малого предпринимательства в обществе, связанные с некорректным отождествлением малого предпринимательства России с малым и средним бизнесом западных стран, а также с преувеличением его экономической роли.

6. Определено влияние общественного сознания на состояние сектора малого предпринимательства и обоснована необходимость интенсивной работы по формированию национального потенциала предприимчивости в России.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что главные теоретические и практические выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего развития теории предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности, для формирования научно обоснованной системы всесторонней системы общественной поддержки сектора малого предпринимательства. Предложения автора могут быть использованы в практической деятельности органов управления малым предпринимательством на федеральном и региональном уровнях.

Апробация диссертации. Основные положения работы обсуждались на конференциях и научно-практических семинарах, а также изложены в опубликованных работах.

Заключение

.

1. Роль и место МП в обществе на разных этапах его развития постоянно изменяется. Исторически оно было первой и единственной формой предпринимательской деятельности. Со временем с лидирующих позиций его потеснил средний и крупный бизнес. В течение 60−70-х гг. XX в. преобладали представления о резком снижении значения малого бизнеса в общественном развитии. Но корректно говорить не о снижении, а об изменении его роли и функций.

2. В 80-е гг XX столетия временное заблуждение о наступлении эры полного господства крупных корпораций было преодолено. Но это обернулось другой крайностью — преувеличением экономической роли сектора МП в жизни общества. Нередко приходится сталкиваться с утверждением, что малое предприятие является основой хозяйственного развития всех стран с рыночной экономикой.

3. Именно крупные экономические структуры создают основную часть ВВП любой страны и определяют уровень ее развития. Со временем, с одной стороны, общество избавилось от иллюзий относительно значительных внутренних экономических возможностей малых предпринимательских структур, с другой — осознало их высокую социальную значимость, а следовательно, необходимость их всемерной поддержки.

4. Крупномасштабная структурная и технологическая перестройка экономики развитых стран привела к массовому высвобождению рабочей силы. Сектор МП играет компенсирующую роль, направленную на смягчение тяжелых социальных последствий фундаментальных изменений в производительных силах. Высокая социальная значимость проявляется во вкладе МП в развитие депрессивных регионов, в обеспечении социально-политической стабильности стран, поскольку мелкие предприниматели составляют ядро среднего класса. Занятие бизнесом способствует творческому развитию личности, изменяется общественная психология, отношение к предпринимательской деятельности, возрастает интеллектуальный потенциал нации.

5. В России МП также играет серьезную роль в решении социальных проблем общества, хотя структура этих проблем, их причины и интенсивность отличаются от западных аналогов. Кроме того, в России его экономическое значение сегодня превосходит социальное, что связано с кризисной ситуацией, сложившейся в народном хозяйстве в целом.

6. Акцентируя внимание на преимущественно социальную роли МП, нельзя отрицать его экономическое значение, в развитых странах не столь значимое как социальное, но достаточно весомое. В силу некоторых своих особенностей в определенных областях деятельности МП может существовать и самостоятельно, без внешней поддержки, опираясь на внутренние возможности саморазвития.

7. Исходя из идеи возможности саморазвития, в исследовании предлагается новая периодизация этапов становлении МП, которая привязана не к датам тех или иных политических решений, не к динамике изменения численности малых предпринимательских структур и их доли в ВВП, не к последствиям проводимой в стране экономической политики, а к месту и роли МП в становлении новых экономических отношений в России.

На первом этапе малое предпринимательство выполняло революционную функцию формирования принципиально новых для страны рыночных отношений. На втором этапе, потеряв роль лидера, МП сыграло существенную роль в формировании специфики новой структуры отношений собственности. Со второй половины 90-х годов начинается третий, кризисный, этап развития российского МП. Четвертый этап в настоящее время начинается в связи с прогрессивными изменениями в народном хозяйстве страны, в которых он призван играть немаловажную роль.

8. В настоящее время речь идет не столько о концентрации собственности, сколько о концентрации усилий для достижения максимального конечного общего результата остающихся в большинстве своем самостоятельными производителей, среди которых преобладают малые и средние предприятия. Значительный эффект наблюдается в процессе децентрализации собственности. Есть основания утверждать, что этот процесс становится магистральным направлением развития экономических отношений на современном этапе развития общества, что придает дополнительные возможности для интенсивного развития сектора МП.

9. Кроме возникновения глубинных, институциональных изменений в экономической системе общества, принципиальные изменения происходят и в области управления. Эффект масштаба действует до определенного уровня концентрации и централизации производства и капитала. Появляются трудности в управлении созданными гигантскими хозяйствующими субъектами. Объективно возникает потребность в децентрализации управления.

10. Крупные корпорации заинтересованы в сотрудничестве с малыми предприятиями с целью снижения общих издержек производства. Аутсорсинг широко применяется во всех областях деятельности, но наибольшую эффективность он демонстрирует в инновационной деятельности, о чем свидетельствует опыт передовых в освоении достижений научно-технического прогресса стран.

11. Кроме фирм, которые сталкиваются с риском время от времени, существуют предпринимательские структуры, для которых деятельность в условиях повышенного риска является нормой. Более того, они именно специализируются на такой деятельности. Инновационный венчурный капитал действует на прорывных направлениях научно-технического прогресса. Малый бизнес является проводником инновационного развития во взаимодействии с крупными промышленными корпорациями.

12. Одновременно существуют малые предприятия, выполняющие социальные и другие общественно значимые функции, нуждающиеся в поддержке и защите со стороны общества. МП нигде в мире не развивается без проблем, но в каждой стране существуют как общие, так и специфические причины трудностей развития этого сектора экономики. Если свести основные причины неудовлетворительного развития МП в нашей стране в укрупненные блоки, то их можно разделить на: 1) управленческие, 2) институциональные, 3) экономические.

13. Важнейшим условием становления МП является уровень развития человеческого фактора в широком смысле слова. Речь прежде всего идет о менталитете народа. Если оценивать фактор общественного сознания объективно, то на сегодняшний день в России он является скорее тормозящим, чем поддерживающим развитие предпринимательства. Особый интерес представляет проблема экономического образования нации. Речь в данном случае идет не столько о подготовке профессионалов в этой области, сколько об экономической грамотности всего населения.

14. Возникает проблема формирования национального потенциала предприимчивости (НПП), который определяется как совокупность людей в стране, наделенных предприимчивостью от природы или способных к ней при благоприятных общественных условиях.

15. При формировании НПП следует обратить внимание и на процессы миграции населения. Предпринимательство иммигрантов может как способствовать развитию экономики Росси, так и тормозить его. Есть основание считать, что в России преобладает именно анклавное предпринимательство среди иммигрантов, которое нельзя признать прогрессивным явлением. Оно возникает в рамках некоторых диаспор с сильными традиционными связями. В них действуют не столько рыночные механизмы, сколько неформальные социальные институты, играющие основную роль в развитии предпринимательства среди этой группы иммигрантов.

16. Развитие национального потенциала предприимчивости становится центральной проблемой в формировании новых рыночных отношений. Нужны масштабные национальные программы, охватывающие большое временное пространство и большой круг не только экономических, но и политических, идеологических, этических проблем.

17. В системе общественной поддержки МП на первом месте стоит государство, на которое возлагается проведение политики, направленной на решение стратегических задач общества, том числе и предпринимательства во всех его проявлениях. В центре решения проблемы создания эффективной государственной поддержки МП — создание целостной системы, включающей в себя три взаимосвязанные блока:

1) сформирование эффективного механизма управления сектором МП;

2) создание соответствующей институциональной среды, благотворно влияющей на развитие предпринимательской деятельности в целом и непосредственно на состояние МП;

3) компенсация недостаточной экономической состоятельности социально значимых мелких предпринимательских структур.

18. Ядром управления является планирование. Директивные методы на сегодняшний день себя исчерпали, но и индикативные явно не соответствуют специфике сектора МП. Наилучшей формой здесь являются программно-целевые принципы планирования.

19. Для успешной реализации программ необходимо создание государственного органа с властными полномочиями и принадлежащего ему целевого фонда с закрепленными источниками дохода, в который следует отчислять фиксированную долю прибыли, поступающую в бюджеты всех уровней от деятельности малых предприятий.

20. Создание реально действующего планирования и организационной основы предполагает существование эффективной системы мотивации, наибольшую часть вознаграждения все исполнители должны получать в соответствии с программными принципами по конечному результату.

21. Особое место в программах отводится системе контроля, поскольку невыполнение своего задания любым участником дерева целей может свести на нет усилия всех остальных исполнителей. Поэтому ядром системы управления должен быть жесткий и постоянный оперативный контроль,.

22. В центре угла проблемы устранения институциональных барьеров на пути развития МП является развитие правовой среды в целом и особенно в области предпринимательства. До сих пор нет системы необходимых законов, охватывающих все стороны деятельности предпринимательских структур.

23. Одного законодательства для устранения административных барьеров недостаточно. Нужно неуклонно снижать зависимость малых предпринимателей от чиновников, усиливать их независимость от произвола властей. Следует максимально уменьшить число контролирующих органов, создав прозрачную систему обязательных комплексных проверок. Главным средством смягчения и сведения к минимуму административных препятствий является создание и усиление роли различного рода объединений малых предпринимательских структур.

24. Мощным институциональным фактором, сдерживающим развитие сектора МП, является практически полное отсутствие системы кредитования этих структур. В настоящее время речь должна идти о формировании централизованных фондов, которые служат для софинансирования региональных и муниципальных мероприятий по развитию деятельности малых предпринимательских структур в областях, имеющих стратегическое значение для развития экономики страны. Учитывая реальную недоступность банковских и государственных кредитов для большинства представителей малого бизнеса, вполне обоснованно вспомнить об обществах взаимного кредита, которые в дореволюционной России имели широчайшее распространение.

25. Еще одним из наиболее серьезных институциональных барьеров для развития МП является несовершенное налоговое законодательство. Мелкий бизнес нуждается не столько в упрощении системы налогообложения, сколько в соответствующих льготах.

26. Третий блок системы государственной поддержки МП связан с компенсацией внутренней слабости большинства этих структур. Но решать их можно по-разному в зависимости от ресурсных возможностей общества, от социальной, политической и экономической значимости тех или иных малых предприятий, а также от степени их слабости.

27. Точечная стратегия развития МП характерна сегодня практически для всего мира, тем более это актуально для страны с ограниченными ресурсными, но огромными потенциальными возможностями в области науки и техники. Присущая МП экономическая слабость является объективной закономерностью рыночной экономики, и поддерживать его искусственно нужно только в случае крайней необходимости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 12.05.1995 г.
  2. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445−1 от 25.12.1990 г.
  3. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» № 406 от 18.07.1991 г.
  4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» № 790 от 08.08.1990 г.
  5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 г. № 1676 «О мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге».
  6. Указ Президента от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  7. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2005.- 156 с.
  8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003 — 895 с.
  9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. — 966 с.
  10. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.-819 с.
  11. Россия в цифрах. 2003: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. -398 с.
  12. Страны и регионы. 2005. Статистический сборник Всемирного банка: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2005. — 240с.
  13. , Л.И. Современное состояние экономического мышления в России / Л. И. Абалкин // Рос. эконом, журнал. 2002. — № 11−12. -С. 78−84.
  14. , Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология / Т. Т. Авдеева. Краснодар: Экоинвест, 2001.-279 с.
  15. , B.C. Предпринимательская функция в экономической системе / B.C. Автономов. -М.: Экономика, 1990. 82 с.
  16. , А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. -М.: Наука, 1991.-112 с.
  17. , Н.Г. Лизинг и его перспективы в регулировании развития малых предприятий / Н. Г. Агурбаш // Управление риском. 2005 — № 3. -С. 17−23.
  18. , А.А. и др. Системологические основы инноватики /
  19. A.А. Акимов. СПб.: Политехника, 2002. — 596 с.
  20. , Р. Планирование в больших социально-экономических системах / Р. Акофф / пер. с англ. Г. Б. Рубальского- под ред. И. А. Ушакова. -М.: Советское радио, 1972. 224 с.
  21. , Т.А., Поповская, Е.В. Статистический анализ приоритетных отраслей развития малых и средних предприятий / Т. А. Алимова, Е. В. Поповская // Вопросы статистики. 2003. — № 11С. 35−47.
  22. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2003. — 60 с.
  23. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства (на примере 6 пилотных регионов). Национальный институт системных исследований и предпринимательства. М., 2001. www.nisse.ru
  24. , Б. Бизнеспроцессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен / пер. с англ. С.В. Ариничева- науч. ред. Ю. П. Адлер. -М.: Стандарты и качество, 2003. 272 с.
  25. Ансофф, MJC. Стратегическое управление / И. Х. Ансофф: сокр. пер. с англ., науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  26. , В. Представители государства в управлении предприятиями /
  27. B. Антоненко // Экономист. 2000. — № 4. — С. 94−95.
  28. , А. Новый ковчег / А. Архипов // Эксперт Северо-Запад. 2005. -№ 36.-С. 8−10.
  29. , А. Стратегия развития в постиндустриальном обществе / А. Астапов // Мировая экономика и международные отношения. 2006. -№ 2.-С. 57−65.
  30. , А., Крючкова, 77. Административные барьеры в экономике: задача деблокирования / А. Аузан, П. Крючкова // Вопросы экономики. 2001. -№ 5.-С. 73−88.
  31. , В. Малый бизнес: проблемы становления / В. Афанасьев // Российский экономический журнал. 1993. — № 2. — С. 61.
  32. , В.Г. Институциональные особенности развития малого бизнеса в регионах России / В. Г. Басарева. М.: EERC, 2002. — 60 с.
  33. , Ф.А. Кому оно нужно, это малое предпринимательство? / Ф. А. Батурин // ЭКО. 2005. — № 7. — С. 160−168.
  34. , А.В. Роль рыночных механизмов в реализации стратегии устойчивого развития / А. В. Безгодов. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. -265 с.
  35. , Д. Два контура развития / Д. Белоусов // Коммерсант. 2006. -1 августа. — С. 7.
  36. Бизнес в 2004 году. Регулирование предпринимательской деятельности: Доклад Всемирного банка: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004.-256 с.
  37. , А. Развитие малого и среднего бизнеса локомотив экономики: опыт Тайваня / А. Бирюков // Вопросы экономики. — 2004. -№ 9.-С. 123−129.
  38. , М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг / пер. с англ.- 4-е изд. -М.: Дело Лтд, 1994. -720 с.
  39. , А.О., Шапкин, И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. М.: Дашков и К0, 2003.-356 с.
  40. , И.П., Мессенгиссер, М. Российские малые предприятия: история, тенденции, перспективы. -М.: Наука, 2005.-240 с.
  41. , И.О. Предпринимательство иммигрантов в США / Н. О. Болдышева // СОЦИС (Социологические исследования). 2005. -№ 8.-С. 51−54.
  42. Бон Кристофер, Нойперт Кент Э. Культура и национальные условия создания предпринимательских структур / К. Бон Нойперт, Э. Кент // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5. — С. 98−104.
  43. , В.А. Где и как лоббируют интересы МСП / В. А. Бондаренко // Малое предприятие. -2003. -№ 10,-С. 12 13.
  44. , В.А. Поддержка малого и среднего бизнеса по-японски /
  45. B.А. Бондаренко //Малое предприятие. -2003. № 9.-С. 12−14.
  46. , С.Р. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь -опора / С. Р. Борисов // Человек и труд. 2003. — № 7- С. 4−11.
  47. , В.П. Ключ от клетки малого бизнеса. Создание государственной системы поддержки и защиты малого бизнеса / В. П. Буянов // Российское предпринимательство. 2003. — № 9. — С. 23−27.
  48. , В.Г. Партнерство государства и частного бизнеса: формы, проекты, риски / В. Г. Варнавский. М.: Наука, 2005. — 315 с.
  49. , М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер / Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. — С. 44−271.
  50. , Л., Мокрецов, К Малый бизнес и теневая экономика / Л. Веревкин, К. Мокрецов // Государственная служба. 2005. — № 31. C. 134−143.
  51. , П.Х. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность / П. Х. Верхан. Минск: Эридан, 1992.-С. 60.
  52. Взаимодействие малого и крупного бизнеса: Информационно-аналитический сборник / под ред. В. Ш. Каганова. М.: ИЛИ, 2004. -184 с.
  53. , А.В. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса / А. В. Виленский // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С.104 — 112.
  54. , А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества / А. В. Виленский // Общественные науки и современность. 2005. — № 1. — С. 21−40.
  55. , Ю. Конверсия отечественного оборонно-промышленного комплекса: фрагменты ретроанализа и некоторые актуальные выводы / Ю. Винслав // Российский экономический журнал. 2006. — № 4. -С. 37−52.
  56. , А. А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. -М.: Ось-89, 1997. 160 с.
  57. , Ф.Ф., Воронина, Г.П., Лосева О. Н. Деловая активность субъектов малого предпринимательства в различных секторах экономики России во втором полугодии 2001 г. / Ф. Ф. Глисин, Г. П. Воронина, О. Н. Лосева // Вопросы статистики. 2002.-№ 5.-С. 50−57.
  58. , О. Российская инновационная система: проблемы развития / О. Голиченко // Вопросы экономики. 2004. — № 12. — С. 16−34.
  59. , В.В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности / В. В. Гончаров. М.: МНИИПУ, 1998. — 80 с.
  60. Государственное управление и государственная служба в трансформирующемся обществе / под общ. ред. Ю. В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2001.- 170 с.
  61. Государство и рынок: американская модель / под ред. проф. М. А. Портного и проф. В. Б. Супяна. М.: Анкил, 1999. — 440 с.
  62. , К. Исследовательский университет: сущность и роль в региональной инновационной системе / К. Граслик // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 1. — С. 85−90.
  63. , P.M. История экономики России / P.M. Гусейнов: Учеб. пособие. М.: Маркетинг: ЮКЭА, 1999. — 352 с.
  64. , Д. Новое индустриальное общество / Д. Гэлбрейт. М., 1969. -480 с.
  65. , Д. Экономические теории и цели общества / Д. Гэлбрейт. М., 1976.-406 с.
  66. , А. Малые составляющие большого бизнеса / А. Давыдова // Эксперт. Япония. 2005. — С. 28−30.
  67. , А. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 2. -С. 81−88.
  68. , А., Мешкова, Д. Ресурсная эффективность малых предприятий / А. Дадашев, Д. Мешкова// Экономист. 2006. № 6. С. 55−61.
  69. , А., Маликов, Р. Институциональный анализ деловой коррупции в России / А. Дегтярев, Р. Маликов // Вопросы экономики. -2005. -№ 10.-С. 107−108.
  70. , И.Г., Салтыков, Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 2. — С. 118−128.
  71. Дериг, Х.-У. Универсальный банк банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер с нем. / Х.-У. Дериг. — М.: Международные отношения, 2001. — 480 с.
  72. , КН. Франчайзинг как форма развития российского малого бизнеса / И. Н. Домнина // Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Ин-т экономики РАН, 2002. — С. 85−106.
  73. , П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Ф. Друкер: пер с англ. -М.: Вильяме, 2001. 272 с.
  74. , А. Холдинговые компании в России / А. Дягилев // Законодательство и экономика. 2000. — № 3. — С. 11−19.
  75. , М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов / М. Еваленко // Российский экономический журнал. -2003.-№ 9−10.- С. 30−51.
  76. , JI., Евстигнеев, Р. Субфедеральные аспекты глобализации / JI. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. 2003. № 5. -С. 50−66.
  77. , А.П. Проблемы развития малого предпринимательства в России / А. П. Егорушков // Финансы. 1999. — № 12. — С. 9.
  78. , М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике / М. В. Ершов. -М.: Экономист, 2005. 280 с.
  79. , Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства / Н. Н. Зарубина //Общественные науки и современность. 2004. — № 1. — С. 96−105.
  80. , Л.Т. Правовые проблемы лизинга в малом бизнесе / Л. Т. Ибадова // Хозяйство и право. 2006. — № 2. — С. 105−111.
  81. , Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства / Л. Т. Ибадова // Государство и право. 2005. -№ 9. — с. 77−82.
  82. , Н. И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. -М.: Наука, 2002.-244 с.
  83. , Н.Ю. Социально-экономические функции малого предпринимательства/Н.Ю. Иванова. -М.: Высш. шк., 2003. 304 с.
  84. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направление развития. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2003. — 160 с.
  85. , В. Банки и малое предпринимательство: противоречивое единство и пути совместного развития / В. Киевский // Банковское дело. -2005. -№ 1. С. 12−16.
  86. , Э. Основы инновационного лидерства США / Э. Кириченко // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 7. -С. 45−47.
  87. , Г., Петросян, Д., Беченов, А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике / Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов // Вопросы экономики. 2004. — № 4. — С. 25−41.
  88. , А., Яковлев, А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике: (комментарий к докладу Всемирного банка) / А. Клепач, А. Яковлев // Вопросы экономики. 2004. — № 1. С. 36−45.
  89. Клок, К, Голдсмит, Дж. Конец менеджмента / Клок К., Голдсмит Дж. -СПб.: Питер, 2004.-368 с.
  90. , И., Тимофеев, Я. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование / И. Клямкин, JI. Тимофеев. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. — 595 с.
  91. , А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России /
  92. A. Колганов //Вопросы экономики. 2000. — № 6. — С. 114−125.
  93. , JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / JI.A. Колесникова. -М.: Новый Логос, 2000. 290 с.
  94. , А.В. Деятельность малых предприятий малых предприятий Российской Федерации в начале XXI века / А. В. Кольчугина // Вопросы статистики. 2004. — № 12 — С. 458.
  95. , В.В. Государственное влияние на развитие малого бизнеса /
  96. B.В. Кондрачук // Политические исследования. 2005. — № 3.1. C.131−136.
  97. Корейские малые предприятия изнежены поддержкой государства // Малое предприятие. 2004. — № 1- С. 12−13.
  98. , Ю., Шохина, Е., Козак, А. Красивый жест / Ю. Коротецкий, Е. Шохина, А. Козак // Эксперт. 2004. — № 10. — С. 15−18.
  99. , КВ. О развитии индивидуального предпринимательства в Брянской области и об организации статистического наблюдения за его деятельностью / И. В. Котенко // Вопросы статистики. 2003. — № 11.-С. 53−59.
  100. , Д. Государство и экономическая трансформация: российский и китайский опыт перехода к рыночной экономике /Д. Котц // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — Вып. 2. — 2005. — С. 50.
  101. , А.Б., Горенбургов, М.А. МП и бизнес-коммуникации / А. Б. Крутик, М. А. Горенбургов. СПб.: Бизнес-пресса, 1998. — 280 с.
  102. , Г. Б. Роль и место предпринимательства в инновационной экономике / Г. Б. Кочетков // США-Канада: Экономика, политика, культура. 2006. — № 2. — С. 31−44.
  103. , Д.В., Демочкина, А.В., Моисеева, А. К. Российские предприятия в начале 2003 г. / Д. В. Кувалин, А.В. Демочкина, А.К.Моисеева // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 5- С. 140−145.
  104. , В.В. В очередной раз о характере реформационных преобразований российской экономики и об их уроках /В.В. Куликов // Российский экономический журнал. 2003. — № 1. — С. 3−17.
  105. , Р., Савка, А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты / Р. Кучумов, А. Савка // Экономист. 2006. — № 9, -С. 3−11.
  106. , С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России / С.Ю. Лебедева// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 90−97.
  107. , В. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровень / В. Лексин // Российский экономический журнал. -2006-№ 4-С. 3−36.
  108. , К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность / К. Лиухто // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С. 120−136.
  109. , Д. С. Экономика развития / Д. С. Львов. М.: Экзамен, 2002. -512 с.
  110. , В.П. Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций / В. П. Лященко. М.: Новый век, 2001. — 208 с.
  111. Малые и средние предприятия. Управление и организация / под ред. X. Пихлера, X. Й. Пляйтерна, К.-Х. Шмидта / пер. с нем. И. С. Алексеевой и Г. И. Токаревой. -М.: Междунар. отношения, 2002.-280 с.
  112. , B.C. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса / B.C. Маньков // Вестн. Моек, ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. № 2. С. 20−44.
  113. , А. Государство в переходной экономике / А. Некипелов // Мировая экономика и междунар. отношения. 2002. — № 2. — С. 20−31.
  114. , А. От квазирынка к рынку (концептуальные вопросы стратегии экономического развития России в начале XXI века) / А. Некипелов // Российский экономический журнал. — 2001. — № 2. -С. 3−14.
  115. Ml. Никитин, С., Степанова, М., Глазова, Е. Теневая экономика и налогообложение / С. Никитин, М. Степанова, Е. Глазова // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 2. — С. 26.
  116. , В., Шереги, Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал.-1999.-№ 9−10.-С. 51−59.
  117. Олейник, О. С, Тарасова, А.А., Домовец, И. Ф. Статистическое обследование индивидуальных предпринимателей в промышленности Волгоградской области / О. С. Олейник, А. А. Тарасова, И. Ф. Домовец // Вопросы статистики. 2002. — № 7. — С. 36−39.
  118. , М. Социальные функции предпринимательства / М. Орлов // Человек и труд. 2004 — № 10. — С. 38−40.
  119. , С. Факторы выполнимости государственных целевых программ / С. Паникарова // Экономист. 2006. — № 8. — С. 3641.
  120. , Б. Показатели результативности рыночных реформ / Б. Плышевский// Экономист. 2002. -№ 7. -С. 3−12.
  121. , А. Эффективность экономического образования / А. Пороховский // Вопросы экономики. 2006. — № 7. — С. 111−115.
  122. , В.В. Российский бизнес: на пути легализации? / В. В. Радаев // Вопросы экономики. 2002. — № 1. — С. 68−87.
  123. , А., Шмелева, Н. Слияния, поглощения и реорганизационные процессы: некоторые новые тенденции / А. Радыгин, Н. Шмелева // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 4. — С. 56−63.
  124. , И.И. Новые тенденции предпринимательской деятельности / И.И. Разумнова//США-Канада: Экономика, политика, культура. -2005. -№ 9.-С. 96−114.
  125. , А.А. Венчурный капитал и венчурный бизнес в России / А. А. Редюшев // Проблемы современной экономики. 2004. — № 3 (11).-С. 232−234.
  126. , А.Н. О малом и среднем бизнесе в сфере высоких технологий / А. Н. Ременный // ЭКО. 2005. — № 5. — С. 64−73.
  127. , Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» / Н. Римашевская // Российский экономический журнал. 2004. — № 9−10. — С. 20−23.
  128. , В.А. Малый бизнес: история, теория, практика / В. А. Рубе. М.: ТЕИС, 2000.-231 с.
  129. , О. Основные тенденции инвестиционной активности / О. Рыбак // Экономист. 2002. — № 12. — С. 13−20.
  130. , Ф.Ф. Россия и Санкт-Петербург: социально-экономическая динамика / Ф. Ф. Рыбаков. СПб.: СПбГУ. — 2005. — 146 с.
  131. , З.А. Проблемы теории и практики малого предпринимательства / З. А. Савельева. СПб.: Инфо-Да, 2003. — 185 с.
  132. , Я., Френкель, А. Венчурные инвестиции и инновационная активность / Я. Сергиенко, А. Френкель // Вопросы экономики. 2006. -№ 5.-С. 115−121.
  133. , Л.Э. Развитие малого предпринимательства в российской экономике / Л. Э. Слуцкий. М.: Финансы и статистика, 2000. — 144 с.
  134. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов /
  135. A. Смит. Книга первая. М.: «Ось-89». — 1997. — 256 с.
  136. В.В. Крупные интегрированные корпорации в региональной экономике / В. В. Смыков. СПб.: Рост, 2004. — 168 с.
  137. , А. Интеграция и модернизация экономики / А. Спицын // Экономист. 2006. — № 5. — С. 3−9.
  138. , Г. Ф. Государство и предпринимательство: теория и опыт взаимодействия при переходе к рыночным отношениям / Г. Ф. Столбов. -СПб.: СЗАГС, Образование Культура, 2000. — 432 с.
  139. , В. Кривая дорога прямых инвестиций /
  140. B. Страдубровский // Вопросы экономики. 2003. — № 1. — С. 73 — 95.
  141. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. — 608 с.
  142. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002. — 448 с.
  143. , ВТ. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект) / В. Г. Супян // Проблемы теории и практики управления 1994 — № 3 — С. 111−114.
  144. , В. Азия переходит на аутсорсинг / В. Сычев // Эксперт. 2006. -№ 25 (519).-С. 56.
  145. , Е.М. Организационно-правовая форма государственного предпринимательства / Е. М. Торкановский // Хозяйство и право. -1994.-№ 8, — С. 54−65.
  146. , А.В. Доверие в российском малом и среднем бизнесе / А. В. Трапкова // Общественные науки и современность 2004. — № 4.1. C. 36−48.
  147. Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики // Сб. информ.-аналит. материалов V Всерос. конф. представителей малых предприятий. М.: Ин-т предпринимательства и инвестиций. — 2004. — 77 с.
  148. , В.Ю. Малое предпринимательство в переходной экономике Российской Федерации: проблемы и перспективы / В. Ю. Фадеев -М.: Наука, 2000.-271 с.
  149. , Н.М. Стратегия развития малого предпринимательства в российской Федерации / Н. М. Филимонова: Монография. Владимир: ВООО ВОН, 2005.-250 с.
  150. , Р., Питере. М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питере. М.: Прогресс, 1992. — Вып. 1. — 160 с.
  151. , О.Л., Остроухое, А.В. Государство и малое предпринимательство: проблемы становления и формирования кадрового потенциала / O.JI. Хорохорин, А. В. Остроухов. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 53 с.
  152. , Е.Ф. Предпринимательство и предприимчивость. Национальный потенциал предприимчивости / Е. Ф. Чеберко //Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 2. С. 110−126.
  153. Е.Ф. Предприимчивость как фактор обновления общества // Е. Ф. Чеберко. Л.: Лениздат, 1991. — 170 с.
  154. , Ф. Теория государственного управления / Ф. Шамхалов. -М.: Экономика, 2002. 638 с.
  155. , Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф. Шамхалов. М.: Экономика, 2005. — 718 с.
  156. , А. Герман Греф борется с призраками юридических лиц / А. Шаповалов // Коммерсант. 2006. — 1 августа. — С. 2.
  157. , А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах / А. Шеховцов // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 84−91.
  158. , А.А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России: спецкурс / А. А. Шулус // Российский экономический журнал. 1998. — № 5 — 6. — С. 84−100. № 7. — С. 83−98.
  159. , Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер М.: Прогресс, 1982.-456 с.
  160. , М.Б. Предпринимательство в трансформирующихся и развивающихся системах / М. Б. Щепакин. М.: Экономическая демократия, 2000. — 511 с.
  161. Экономика современной России: ориентиры развития / под. ред. Э. П. Дунаева. -М.: Эконом, фак. МГУ: ТЕИС, 2002. 184 с.
  162. Экономическая политика государства в начале XXI века и проблемы развития предпринимательства / Под науч. ред. Г. Ф. Столбова,
  163. B.М. Ходачека. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. — 712с.
  164. Экономические обзоры ОЭСР 2001−2002. Российская Федерация: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2002. — 208 с.
  165. , Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США / Н. Юсупова // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 5.1. C. 115−121.
  166. , Ф. Эпоха инноваций / Ф. Янсен: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.-308 с.
  167. , Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста / Е. Г. Ясин // Общество и экономика. 2002. — № 2. — С. 31−74.
  168. , Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей / Е. Г. Ясин // Вопросы экономики. 2003. — № 4. — С. 4 — 36.
Заполнить форму текущей работой