Разработка механизма кадрового обеспечения инновационных процессов в нефтегазовом комплексе
Предложены методический подход к построению рациональной структуры системы управления качеством дополнительного профессионального образования в области подготовки инновационных кадров для нефтегазового комплекса на основе регламентации процессов реализации взаимосвязей «вуз — НТК — региональные органы власти» при подготовке инновационных кадров на основе основных положений стандарта КО 9001:2008… Читать ещё >
Содержание
- — дерево целей проекта
- — система мероприятий по реализации дерева целей проекта
- — комплексное обоснование проекта
- — обеспечение реализации проекта
- — экспертное заключение проекта
- — механизм реализации проекта и система мотивации
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Состояния, через которые проходит проект, называются фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (табл. 1.2).
Таблица 1.2 — Содержание фаз жизненного цикла проекта
Прединвестиционная фаза проекта Инвестиционная фаза проекта
Прединвести- ционные исследования и планирование проекта Разработка документации и Проведение торгов и Реализация Завершение подготовка к заключение проекта проекта реализации контрактов
1 .Изучение 1. Разработка 1 .Заключение 1. Разработка 1. Пусконапрогнозов плана проектно- контрактов плана реализации ладочные изыскательских работ проекта работы
2. Анализ 2. Задание на 2. Договор на 2. Разработка 2. Пуск объекта условий для воплощения разработку ТЭО и разработка ТЭО поставку оборудования графиков первоначального замысла, разработка концепции проекта
3 .Предпроетное 3. Согласование, 3. Договор на 3. Выполнение 3. Демобиобоснование экспертиза и подрядные работ лизации инвестиции утверждение ТЭО работы ресурсов, анализ результатов
4.Выбор и 4. Выдача задания 4. Разработка 4. Мониторинг и 4. Эксплуасогласование на планов контроль тация места размещения проектирование
5 .Экологическое 5. Разработка, 5. Корректировка 5. Ремонт и обоснование согласование и утверждение плана развитие производства
6. Экспертиза б. Принятие б.Олата 6. Закрытие окончательного выполненных проекта, решения об работ демонтаж инвестировании оборудования
Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Во-вторых, в качестве одного из важнейших направлений определено создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т. п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
В общем случае эффективное управление инновационными процессами на всех уровнях позволит обеспечить устойчивое развитие страны, ее регионов и отдельных предприятий.
1.2. Анализ элементов институциональной системы поддержки инноваций
В целом прогресс в инновациях базируется на сложной системе взаимодействия элементов, производящих различные типы знаний, управляющих их потоками, распределяющих и обеспечивающих их
приложение. Эффективность инновационного процесса во многом определяется тем, каким образом основные действующие лица взаимодействуют друг с другом в качестве элементов единой системы создания и использования знаний, а также современностью используемых технологий [15,21,26]. В связи с этим одной из важнейших задач не только для! научно-технической сферы, но и для экономики в целом является построение эффективной национальной инновационной системы (НИС).
Национальная инновационная система может рассматриваться в узком смысле, то есть как совокупность институтов и организаций, непосредственно включенных в процесс научного поиска и производства научных знаний и новых технологий. Она также может анализироваться и более широко, когда рассматриваются любые организации и структуры, так или иначе влияющие на инновационный процесс [21].
Представляется, что наиболее корректным будет понимание национальной инновационной системы как развивающейся совокупности взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе формируемых экономических и институциональных механизмов. Национальная инновационная система объединяет усилия государства, организаций научно-технической и образовательных сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы, структур государства и негосударственных институтов инновационной сферы в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции.
Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Основными компонентами НИС являются субъекты инновационной деятельности -организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности и обеспечивающие возникновение прочной связи между наукой и производством [23,26].
Очевидно, что повышение конкурентоспособности российской экономики во многом определяется возможностью формирования эффективных региональных инновационных инфраструктур как подсистем национальной инновационной системы. Под инновационной инфраструктурой обычно понимают совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационных процессов, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции [25].
Обычно выделяют следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:
— финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок-
— производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие-
— информационная: базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и другие центры-
— кадровая: образовательные учреждения по подготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента и т. д.-
— экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, сертификации [34].
Помимо перечисленных подсистем- некоторые авторы выделяют также сбытовую составляющую инновационной инфраструктуры, которая представлена специализированными посредническими фирмами, внешнеторговыми объединениями, выставочной деятельностью и др. [40].
Одной из серьезных задач на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволила бы обеспечить необходимый баланс инновационных ресурсов предприятий, и, в конечном результате, способствовала бы устойчивому развитию региона в целом.
Основные элементы региональной инновационной инфраструктуры приведены на рисунке 1.2.
Компоненты региональной инновационной инфраструктуры
Производство и технология
Иннов ационно- те хнопопгче с кие центры и технопарки
Иннов ационно-пр омь пиленные комплексы
Технологические кластеры Технико-внедренческие зоны Центры яштлшяж пользования оборудованием
Консалтинг
Центры трансферта технологий Консалтинг в сфере экономики и финансов
Технологический консалтинг Маркетинговый консалтинг Консалтинг в области внешнеэкономиче ской деятельности
Финансы
Бюджетные средства
Бюджетные и внебюджетные ф онды те хноло гиче ского развития
Венчурные фонды Посевные и стартовые фонды Гарантийные структуры и фонды
Рисунок 1.2 — Элементы региональной инновационной инфраструктуры
Так, ключевым элементом системы управления инновациями, как на уровне предприятий, так и в масштабах региона и страны в целом является финансирование инновационной деятельности, осуществляемое, прежде всего, субъектами финансовой составляющей инновационной инфраструктуры. В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инноваций имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. Представляется, что данная система направлена решение следующих задач:
— создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки-
— сохранение и развитие стратегического научно-технологического потенциала в приоритетных направлениях развития-
— создание необходимых материальных условий для сохранения и воспроизводства кадрового потенциала науки и техники [42].
Рассматривая вопрос о формах финансирования инноваций и в этой связи взаимодействия государства и бизнеса, следует отметить, что данный процесс в значительной степени зависит от стадии инновационного цикла. При этом выделяют «предпосевную» стадию, «посевную» и стадию роста предприятия [41]. Мировой опыт показывает, что роль государства состоит в основном в финансировании «предпосевной» и «посевной» стадий и поддержке предпринимательской инициативы (табл. 1.3).
Таблица 1.3. — Финансирование инновационной деятельности
Предпосевная" стадия «Посевная» стадия — новое предприятие Стадия роста
— государственные программы- - государственное финансирование проектов- - индивидуальная деятельность, финансируемая частным сектором — совместное финансирование государственных и частных фондов- - передача части рисков государственным фондам- - частные инвестиции- - венчурный капитал- - частные вложения в акционерный капитал — частные вложения в акционерный капитал- - фонды венчурного капитала
Специфика финансирования инноваций в условиях российской экономики определяется тем, что государственные органы претендуют на роль лидера инновационного процесса. В связи с этим методы участия государства в финансировании инноваций разнообразны и включают:
— Прямое бюджетное финансирование. В эту группу методов могут быть отнесены сметное финансирование научных организаций, государственный заказ на производство и поставку научной продукции, гранты на научные исследования, бюджетное субсидирование организаций, участвующих в формировании инновационной среды.
— Опосредованное бюджетное финансирование. В данном случае имеют ввиду специально создаваемые государственные научные фонды, негосударственные фонды и институты, средства которых формируются за счет пожертвований и отчислений юридических и физических лиц, освобождаемых от налогообложения.
— Налоговые и другие льготы для поддержки инновационной активности, а именно особые режимы амортизационных отчислений, инвестиционные налоговые кредиты, инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль, льготы по налогу на имущество, расширение перечня вычитаемых расходов по формированию инвестиционных фондов.
— Кредитование, поддержка и страхование инновационных кредитов
Формы и источники финансирования инноваций приведены в таблице
Производственно-технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (I'll) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям.
В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков — набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где инновационные предприятия могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям — организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов. Создавая площади для размещения инновационных предприятий, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностях крупных предприятий.
Таблица 1.4. — Формы и источники финансирования инноваций
Форма финансирования Источник финансирования
Собственное — уставный капитал (первоначальный и привлеченный впоследствии за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций) — - прибыль от разных видов финансово-хозяйственной деятельности- - амортизационные отчисления- - средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.
Заемное — облигационные займы- - банковские кредиты- - средства различных кредитных учреждений
Бюджетное — федеральный бюджет РФ- - республиканские бюджеты- - местные бюджеты и внебюджетные фонды
Венчурное — государственные дотации- - средства крупных компаний, в том числе банков- - финансовые вложения отдельных граждан («бизнес-ангелов») и пр.
Лизинговое — финансовый лизинг- - оперативный (операционный) лизинг
Факторинговое финансовые ресурсы банков или других крупных компаний, имеющих свободные деньги в качестве своих финансовых активов
Форфейтинговое — ресурсы крупных финансовых компаний- - денежные средства государственных структур и пр.
Проектное — капитал крупных финансово-промышленных групп- - финансовые средства банков
Ипотечное — денежные средства государства- ипотечные кредиты, предоставляемые банками населению и хозяйствующим субъектам- - прибыль финансовых компаний от продажи ипотечных кредитов на вторичном рынке
Франчайзинговое финансовые ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку и признание в деловом мире
В последнее время стала актуальной организация кластеров, которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков [79].
Следующий блок инфраструктуры поддержки инновационной деятельности связан с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.
В 2005—2006 гг. в рамках Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 — 2006 годы предполагалось создание сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Предполагалась также постановка работ по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия были направлены на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей. Эта работа проводится, в том числе на выставочных мероприятиях, поддерживаемых Министерством образования и науки России и Роснаукой. В рамках ФЦНТП также осуществляется поддержка работы по исследованию рынков и разработке бизнес-планов организации производств перспективной наукоемкой продукции.
Экспертно-консалтинговая инфраструктура включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий непрофессиональными менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры трансферта технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных ВУЗах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. Сеть ЦТТ на начало 2005 г. насчитывает около 50 организаций и продолжает интенсивно развиваться. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица. И тот, и другой вариант имеют как преимущества, так и недостатки. Пока существующий опыт работы недостаточен для того, чтобы говорить о том, какой из вариантов организации ЦТТ более предпочтителен.
Основной задачей ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов — финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.
Основные проблемы, которые начали проявляться с началом развития сети ЦТТ — в отсутствии квалифицированных кадров для их комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не знает, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеет слабое представление о существующих возможностях. Если параллельно с созданием ЦТТ не будут приняты меры по обучению персонала, эффективность работы создаваемой сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.
Кроме ЦТТ сфера консалтинга включает и другие организации. Как правило, они имеют универсальный характер, оказывают услуги предприятиям разной специализации и не ориентированы только на инновационную деятельность [54].
Кадровая составляющая инновационной инфраструктуры имеет не меньшее значение. В настоящее время в целом в Российской Федерации можно отметить целый комплекс проблем в этой области. Нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.
При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5−10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).
В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки ВУЗов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, вследствие чего существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Комплектация их, как правило, происходит специалистами, которые отбираются по практической пригодности к выполнению стоящих перед ЦТТ задач и функций.
Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих ВУЗах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.
Следует отметить значительную роль ВУЗов, как основных элементов кадровой составляющей инновационной инфрасруктуры, в построении региональной инновационной системы, она связана с развитием следующих направлений деятельности: воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций-
— производство инновационной продукции, и услуг собственными силами-
— инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с ВУЗом-
— формирование инновационной инфраструктуры поддержки ИД, обслуживающей потребности региональной инновационной системы-
— подготовка кадров для ИД-
— формирование инновационной культуры в бизнес-среде.
Активность ВУЗов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу региональной инновационной системы.
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой — отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.
Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, а, следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли с сегодняшних 0,3−0,5% до сравнимых с развитыми странами величин.
Очевидно, что в процессе своей деятельности современному промышленному предприятию необходимо сформировать эффективные механизмы взаимодействия с ключевыми элементами региональной инновационной системы, что позволит значительно повысить эффективность его инновационных процессов. При этом сотрудничество с такими элементами региональной и национальной инновационной инфраструктуры, как вузы, научные и научно-производственные организации, центры подготовки и переподготовки кадров, обеспечит формирование результативной системы кадрового обеспечения инновационных процессов предприятия на основе использования имеющихся в регионе ресурсов в данной сфере.
1.3. Анализ используемых в российской и зарубежной практике подходов к кадровому обеспечению инновационных процессов в промышленности
В современных экономических условиях важнейшим элементом реального потенциала промышленных предприятий являются уникальные инновационные разработки и проекты, которые могут быть ими использованы для создания новых конкурентных преимуществ.
Анализ деятельности промышленных предприятий, связанной с коммерциализацией инновационных разработок и технологий, показал, что важным условием эффективности инновационных проектов является создание гибкой системы кадрового обеспечения инновационных процессов в промышленности. Более того, наряду непосредственно с инновационной технологией наличие инновационных кадров, способных ее реализовать, является ключевым фактором, обеспечивающим приток инвестиций в инновационный процесс предприятия.
Следует отметить, что важность наличия прочной взаимосвязи результативности государственной политики в инновационной сфере с устойчивым функционированием системы непрерывной подготовки кадров в сфере инновационной деятельности была установлена еще при разработке Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. В данном документе «развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности» рассматривается как одна из основных мер «реализации государственной политики в области развития инновационной системы», «которая призвана стать одним из инструментов динамичного развития национальной экономики. за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий."[74].
Создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности в качестве ключевой задачи инновационного развития страны также рассматривается и в проекте Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. При этом многие субъекты РФ уже имеют собственные концепции либо программы развития кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности. К их числу можно отнести Московскую область, Ленинградскую область, Чувашскую Республику, Республику Татарстан и др.
Как показывает практика, самостоятельно организовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инноваций значительная часть предприятий неспособна, прежде всего, в силу ограниченности собственных ресурсов.. В тоже время, конкурентоспособность промышленных предприятий в условиях инновационной экономики определяется способностью сотрудников, прежде всего, технического профиля активно участвовать в инновационной деятельности. Это возможно в случае формирования у указанных специалистов компетенций в области управления инновациями. Действительно, в условиях инновационной экономики именно сотрудники предприятия являются источником новых знаний, инновационных идей и проектов, которые, в свою очередь, позволяют экономической системе, включающей данное предприятие, обеспечивать лучшие, по сравнению с конкурентами, показатели функционирования. Данное обстоятельство определяет необходимость рассмотрения сотрудников предприятия как особую форму капитала, определяющую его конкурентоспособность, -человеческий капитал. В общем случае человеческий капитал представляет собой совокупность коллективных знаний и компетенций сотрудников, которые могут быть использованы при реализации бизнес-процессов [13]. Отметим, что долгосрочный характер использования человеческих ресурсов определяет необходимость стратегического подхода к управлению человеческим капиталом, обеспечивающего возможность долговременного использования потенциала сотрудников предприятия в условиях нестабильности внешней и внутренней среды, усиления конкуренции.
Представляется, что стратегический подход к управлению человеческими ресурсами на предприятии подразумевает разработку и реализацию следующих составляющих: планирование, отбор, высвобождение, наем, размещение трудовых ресурсов- адаптацию, развитие, обучение и подготовку сотрудников- продвижение по службе, карьеру- выбор методик совершенствования мотивационной составляющей для кадров с точки зрения обеспечения условий возвратности инвестиций в инновационное развитие кадрового потенциала- условия работы- формальные и неформальные связи- консультирование и переговоры, преодоление конфликтных ситуаций в коллективе- прогнозирование спроса на персонал, его качество, количество, квалификацию, специальность, структуру- прогнозирование предложения персонала- оценка ожиданий от инвестиций в процессы инновационного развития кадрового потенциала.
Поведенный анализ существующих подходов к кадровому обеспечению показал, что основными способами обеспечения квалифицированными специалистами инновационных процессов, реализуемых в промышленности, являются:
— взаимодействие с учебными заведениями всех уровней с целью отбора специалистов с первых курсов, их поощрение и контроль формируемых компетенций-
— переподготовка и повышение квалификации сотрудников на базе высших учебных заведений, соответствующих центров подготовки и переподготовки кадров, либо в рамках собственных программ обучения-
— привлечение специалистов под решение конкретные задач с аналогичных предприятий, либо предприятий других видов деятельности.
Одним из самых длительных с точки зрения временного периода, необходимого для привлечения инновационных кадров, является подход предполагающих обучение будущих специалистов. В настоящее время состояние российской образовательной системы, как и собственно уровень подготовки специалистов в рамках высших учебных заведений, не вполне соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам вузов со стороны предприятий. Для того чтобы преодолеть указанное несоответствие, а также повысить общий показатель образованности населения руководством страны было принято решение о реализации с 2005 г. наряду с другими приоритетными проектами национального проекта «Образование», призванного ускорить модернизацию российского образования. В проект было заложено два основных механизма стимулирования системных изменений: выявление и поддержка вузов-лидеров и массовое внедрение в практику новых методов и механизмов управления знаниями. В числе основных направлений данного проекта следует отметить поддержку на конкурсной основе учебных заведений, внедряющих инновационные программы, поощрение талантливых молодых людей к реализации инновационного потенциала и изменения в системе оплаты труда преподавателей.
Однако, несмотря на ряд положительных изменений, нашедших отражение в модернизации: материально-технической базы отдельных вузов, внедрение новых программ и обучающих технологий, современная система высшего образования характеризуется рядом проблем, препятствующих восполнению кадрового дефицита в системе инновационных кадров отечественной промышленности. К их числу в первую очередь следует отнести быстрое устаревание знаний, получаемых, выпускниками вузов. По мнению экспертов, отдача выпускников университетов после окончания учебы в течение пяти лет равняется 50%, если они постоянно не пополняют свои знания [99]. Также следует отметить значительный разрыв между формируемыми в вузах умениями и навыками и реальными потребностями предприятий и организаций инновационной инфраструктуры, изучение которых не носит систематического характера. Еще одной важной проблемой является недостаточный квалификационный уровень преподавателей ввиду недостатка практического опыта в управлении инновационной деятельностью. При этом в большинстве случаев преподаватели повышают квалификацию через систему повышения квалификации преподавателей высшей школы, которая реализуется Рособразованием, что также не способствует приобретению практических навыков. В сфере организации подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью значительная часть вузов пошли по пути открытия программ по экономике и управлению с широкой специализацией в области инновационной деятельности без какой-либо привязки к конкретным отраслевым вопросам.
В тоже время массовое открытие соответствующих специализаций по управлению инновациями при подготовке специалиста в различных предметных областях не наблюдается. Очевидно, что инновационная деятельность имеет особую специфику в каждой предметной сфере. При этом освоить алгоритм управления инновациями можно в случае рассмотрения его использования в конкретном инновационном проекте. Анализ отечественной и зарубежной практики инновационной деятельности показывает, что успешный руководитель инновационного проекта, как правило, обладает техническим либо. естественнонаучным базовым образованием. Однако такой руководитель нуждается в привлечении специалистов не просто с подготовкой в области экономики и управления, но с углубленной специализацией по бизнес-планированию, по управлению интеллектуальной собственностью, управлению инвестициями, маркетингу.
Утверждение Президентом России «Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ» обусловило постановку перед образовательной системой России задачи перехода к обучению по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики [41]. Следует отметить, что вопрос о необходимости включения отдельных дисциплин, связанных с инновациями, в программы подготовки специалистов технического профиля не раз поднимался отдельными отечественными учеными в процессе разработки стандартов 3-го поколения [36].
Однако существующие Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования (нового поколения) (ФГОС) не позволяют в полной мере наряду с профессиональными компетенциями технического профиля формировать у выпускаемых специалистов необходимый набор умений, знаний и навыков в сфере инноваций. Изучение требований ФГОС среднего и высшего профессионального образования по специальностям технического профиля к компетенциям, формируемым в рамках дисциплин экономического цикла, свидетельствует о слабой инновационной направленности составленных на их основе программ подготовки и переподготовки кадров.
В таблице 1.5 приведены результаты анализа ФГОС 3-го поколения по направлениям «Нефтегазовое доело» и «Физические процессы горного или нефтегазового производства» с точки зрения наличия требований к формируемым компетенциям в инновационной сфере. Анализ ФГОС 3-го поколения среднего профессионального образования по специальностям востребованным в нефтегазовом комплексе на предмет наличия формируемых компетенций в сфере инноваций позволяет сделать вывод о практически полном их отсутствии (таблица 1.6.).
В настоящее время разработаны ряд специальных профессиональных стандартов, ориентированных на подготовку, кадров для инновационной деятельности. К их числу можно отнести профессиональные стандарты: «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах»,. «Инноватика», «Менеджмент высоких технологий» и другие. Однако стандарты, позволяющие осуществлять комплексную подготовку специалистов с техническими и экономическими компетенциями в настоящее время отсутствуют. В целях обеспечения наибольшего соответствия характеристик выпускников вузов квалификационным требованиям со стороны предприятий, последние достаточно часто идут на активное взаимодействие с учебными заведениями в плане разработки учебных программ, также организации практики.