Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Инновационное и финансовое обеспечение устойчивого развития сельских муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных мер по инновационному и финансовому обеспечению развития на селе на основе инновационного проектирования стратегического социально-экономического развития сельских муниципальных образований. Полученные научные результаты и рекомендации имеют практическую направленность и могут применяться при разработке стратегических программ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 1. 1. Сущность и современное содержание устойчивого развития сельских муниципальных образований
    • 1. 2. Проблемы инновационного и финансового обеспечения устойчивого развития сельских муниципальных образований
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ
    • 2. 1. Опыт зарубежных стран в организации местных финансов и пути его использования в российских условиях
    • 2. 2. Методические подходы и состояние финансового обеспечения сельского муниципального образования
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 3. 1. Инструментарий к анализу и разработка методики стратегического планирования социально-экономического развития сельского муниципального образования
    • 3. 2. Разработка методики финансового планирования устойчивого развития сельского муниципального образования

Инновационное и финансовое обеспечение устойчивого развития сельских муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена целями и задачами, которые определены Основными направлениями современной агропродовольственной политики на период до 2010 года, а также выдвинутой Министерством экономиче-* ского развития и торговли РФ и Министерством сельского хозяйства РФ концепцией устойчивого развития сельских территорий. В этих документах обоснована необходимость совершенствования инновационного и финансового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса и социально-экономического развития сельских территорий с целью повышения качества жизни сельского населения, формирования развитых агропродовольственных рынков, надежного продовольственного обеспечения страны и его регионов, развития эффективного устойчивого отечественного производства на основе роста его технологического уровня, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, увеличения доходов, условий труда, культуры быта и всей жизни на селе. % В то же время практика показывает, что проблема инновационного и финансового обеспечения устойчивого развития сельских территорий требует для своего решения исследований, позволяющих понять экономическую природу этих явлений, обобщить накопленный здесь опыт мировой и отечественной практики, разработать современные механизмы обеспечения конкурентоспособного развития как предприятий агропромышленного комплекса, так и сельских поселений. С учетом вышеизложенного выбор темы настоящего исследования является обоснованным, своевременным и актуальным.

На разных этапах становления и развития агропромышленного производства и развития региональной экономики в научное обоснование проблемы и решение % стоящих на каждом этапе экономического развития задач большой вклад внесли зарубежные и отечественные исследователи.

Из зарубежных — это Дж. Даклоп, П. Диксон, Дж. Кейнс, А. Лаффер, К. Маркс, М. Портер, А. Пигу, Л. Ульман, М. Федцстайн, Р. Фостер, М. Фридман, Э. Фелпс и др.

Отечественные ученые и специалисты: Л. И. Абалкин, А. А. Александров, А. В. Бачурин, Р. А. Белоусов, В. П. Ващенко, А. А. Горелов, В. В. Гаврилов, Г. М. Добров, Н. К. Долгушкин, Д. А. Ендовицкий, Т. И. Заславская, Л. А. Калиниченко, П. Л. Капица, В. И. Кушлин, Г. Б. Конаков, Г. А. Лахтин, А. В. Молодчик, В. В. Морозов, B.C. Немчинов, Г. Х. Попов, Б. Т. Пономаренко, К. И. Плетнев, Л. С. Ревенко, И. Е. Рисин, В. М. Рутгайзер, С. Г. Струмилин, Ю. И. Трещевский, Л. Д. Хацкевич, М. Б. Чиркова, Ю. В. Яковец и др. не только по-новому переосмыслили классические категории экономики развития, но и ввели в научный оборот ряд новых понятий, сущность, содержание и структура которых стали предметом дискуссий.

Существенный вклад в изучение охватываемых темой проблем развития внесли ученые-аграрники Н. Е. Асташов, В. М. Баутин, В. И. Белоусов, А. В. Белоусов, В. В. Горлов, Н. Т. Горбунов, А. Ф. Демченко, В. Г. Закшевский, И. Б. Загайтов, Н. А. Кузнецов, В. В. Козлов, В. А. Ковалев, А. П. Курносов, А. К. Камалян, В.Д. Ко-ротнев, М. И. Лопырев, Н. Ф. Мурашкин, В. Д. Постолов, В. Н. Плаксин, И. С. Санду, И. М. Сурков, К. С. Терновых, И. Ф. Хицков, А. И. Хорев, И. М. Четвертаков, М. И. Чекалев, В. Г. Широбоков, А. Ф. Шишкин, И. Г. Ушачев, A.M. Югай, Л. П. Яновский и др.

Отдельные аспекты управления финансовым обеспечением развития муниципальных образований в политико-экономических условиях современной России исследовались в трудах отечественных ученых. Среди них следует выделить работы Г. Ю. Ветрова, С. Л. Зябловой, М. И. Поповой, В. Е. Рохчина, С. Н. Юрковой, А. Н. Швецова, В. И. Ширяева, А. Н. Широкова и других.

Вместе с тем проблемы инновационного и финансового обеспечения устойчивого развития сельского муниципального образования, не до конца решены. В последнее время появились первые научные работы, посвященные вопросам привлечения финансовых ресурсов территории для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований.

Значительная актуальность исследуемой проблемы управления инновационным и финансовым обеспечением устойчивого развития муниципального образования, ее научная и практическая значимость, недостаточная разработанность ее методологических и методических аспектов предопределили цель и задачи настоящей работы.

Целью диссертационной работы является разработка методических основ и экономического инструментария оптимизации инновационного и финансового обеспечения устойчивого развития сельского муниципального образования.

В соответствии с целью исследования в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи: определена сущность и раскрыты особенности устойчивого развития сельских муниципальных образованийраскрыты содержание и проблемы инновационного и финансового обеспечения развитияобобщен опыт стратегического управления и планирования социально-экономического развития территорий и опыт зарубежных стран в организации местных финансовдана оценка финансовой обеспеченности муниципального образованияразработан типовой макет программы стратегического социально-экономического развития сельского муниципального образованияразработаны технология и рекомендации проведения анализа сильных и слабых сторон, угроз и благоприятных возможностей сельского муниципального образованияобоснована принципиальная схема увязки основных документов, характеризующих стратегическое комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его финансовое обеспечениепредложена методика финансового планирования развития муниципальных образований.

Объектом исследования являются сельские муниципальные образования.

Предмет исследования — социально-экономические отношения в сфере разработки и реализации стратегических программ социально-экономического развития сельских муниципальных образований, их инновационного и финансового обеспечения.

Методологической и теоретической основами исследования являются: фундаментальные положения, представленные в трудах классиков и современных ученых, программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти России.

Информационной основой послужили статистические и аналитические материалы Госкомстата России, Минсельхоза России, региональных статистических управлений, сведения, опубликованные в научной отечественной и зарубежной литературе, периодической печати, результаты исследований институтов.

Исследование строилось на принципах системного подхода, использовались методы логического анализа и синтеза. На различных этапах работы применялись следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, социологический.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Определена сущность и раскрыто новое содержание категории «устойчивое развитие» сельских территорий, которое в отличие от известных трактует его как непрерывное поддержание конкурентоспособности сельской территории, путем освоения современных наукоемких технологий, инноваций, включая управленческие, обеспечивающих формирование эффективного высокопродуктивного агропромышленного производства, повышение качества жизни сельского населения.

2. Раскрыто содержание финансового обеспечения развития сельского муниципального образования, которое в отличие от известных толкований предусматривает сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией местных ресурсов, которыми обладают сельские территории.

3. Разработана модель финансового обеспечения устойчивого развития сельской территории, отличительной особенностью которой является использование наряду с традиционными источниками финансирования консолидированных финансовых потоков от реализации инновационных коммерческих проектов и программ, формируемых в ходе стратегического планирования ее социально-экономического развития.

4. Проведена оценка состояния социально-экономического развития и качества жизни населения муниципальных образований, что позволило сделать вывод о серьезном отставании социально-экономического развития муниципальных образований от отечественных и международных стандартов.

5. Разработан типовой макет формирования программы стратегического социально-экономического развития сельского муниципального образования, отличительная особенность которого состоит в том, что в основу стратегических целей и направлений развития территории положена система показателей качества жизни граждан и ее динамика, по которой оценивается эффективность реализуемых программ и проектов.

6. Разработана методика оценки результативности стратегических программ социально-экономического развития территорий, которая в отличие от известных базируется на сравнении результатов программы с потребностями, определенными в ходе опроса населения, руководителей и специалистов, а также принятыми в отечественной и международной практике требованиями к преобразованиям в агропромышленном комплексе.

7. Предложен и практически реализован подход к организации программно-целевого планирования развития сельских муниципальных образований, отличительная особенность которого заключается в том, что он базируется на результатах анализа сильных и слабых сторон сельского муниципального образования. Этот подход позволяет не только осуществлять выработку долговременной стратегии развития муниципального образования, но и способствует формированию источников финансового обеспечения развития территории через разработку проектов по направлениям развития, выявленным на основе анализа сильных и слабых сторон сельского муниципального образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных мер по инновационному и финансовому обеспечению развития на селе на основе инновационного проектирования стратегического социально-экономического развития сельских муниципальных образований. Полученные научные результаты и рекомендации имеют практическую направленность и могут применяться при разработке стратегических программ социально-экономического развития сельских муниципальных образований. Материалы диссертации могут использоваться при подготовке учебных программ, лекционных курсов, методических материалов и учебных пособий по дисциплинам, затрагивающим проблематику инновационного и финансового обеспечения развития и экономических основ местного самоуправления. Отдельные положения работы применимы в преподавании различных курсов по повышению квалификации муниципальных служащих и глав местного самоуправления.

Апробация и реализация результатов исследования Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования были представлены в докладах и обсуждались на Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Вклад молодых ученых в развитие аграрной науки в начале XXI века» (Воронеж, 2003), а также на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов ВГАУ (Воронеж, 2004).

Отдельные положения диссертационного исследования вошли в исследовательский проект «Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года по разделу «Система подготовки кадров и социальная политика по развитию села».

Типовой макет планирования социально-экономического развития сельского муниципального образования использован администрациями районов Воронежской области при формировании программ развития сельских районов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ общим объемом 1,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы из 156 наименований. Основной текст диссертации изложен на 175 страницах машинописного текста, содержит 25 таблиц, 13 рисунков.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Исходя из цели и задач, сформулированных в диссертационном исследовании, были получены следующие основные результаты.

1. Определены сущность устойчивого развития сельских муниципальных образований и содержание его инновационного и финансового обеспечения.

Проанализировав источники научной литературы, диссертант, в отличие от известных авторов, определяет устойчивое развитие как непрерывное поддержание конкурентоспособности, что предполагает постоянное создание конкурентных преимуществ, главные слагаемые обеспечения которых связаны с реализацией нововведений. Поддержание конкурентоспособности сельских территорий достигается путем освоения современных наукоемких технологий, инноваций, обеспечивающих формирование эффективного высокопродуктивного агропромышленного производства, повышение качества жизни сельского населения. Инновационность во всех сферах деятельности, как подчеркивается в диссертации, связана с потребностью и способностью общества порождать перемены, способные обеспечить конкурентоспособное развитие на основе новых решений (технических, экономических, организационных, социальных), позволяющих осуществлять повороты к новому качеству развития.

В основе инновационного и финансового обеспечения развития сельских муниципальных образований лежит определение конкурентных преимуществ территории, ее слабых и сильных сторон, потенциальных угроз и возможностей и разработка на этой основе стратегии, конкретных программ и мероприятий, обеспечивающих эффективное применение имеющихся внутренних ресурсов для обеспечения притока на территорию сельских муниципальных образований средств для решения экономических и социальных проблем.

2. Установлено, что управление социально-экономическим развитием муниципального образования в современных условиях есть стратегическое управление, то есть управление с учетом предвидения изменений внутренней и внешней среды и адаптации к ним процесса развития.

3. На основе проведенных исследований установлено, что движение к устойчивому развитию должно идти через активизацию работы в следующих направлениях: осуществление прогрессивных изменений в развитии АПК и территорий на основе применения современных эффективных наукоемких технологий, в том числе ресурсосберегающих и информационныхсовершенствование экономических и земельных отношенийформирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплексакооперация и агропромышленная интеграциядемонополизация перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятийсоздание рыночной инфраструктурырешение проблем социального развития селавозвращение к протекционизму со стороны государства по отношению к сельскому хозяйствуповышение роли предпринимательства в обеспечении устойчивого развитияуправление территорией на основе динамики показателей качества жизнирешение финансовых проблем территории на основе проектирования и реализации планов социально-экономического развития сельских муниципальных образованийрешение проблемы подготовки кадров с современным мышлением.

4. Опираясь на многие работы, в диссертации предлагается система показателей для оценки качества жизни, которая позволяет в отличие от известных охватить весь комплекс факторов и использовать для расчета данные региональных статистических управлений.

5. Проведенный анализ состояния муниципальных финансов позволил сделать вывод о том, что в силу ряда причин органы местного самоуправления не имеют достаточных средств для обеспечения нормальной жизнедеятельности местного сообщества. Финансовое обеспечение развития, по мнению автора, предполагает использование мер государственной поддержки в сочетании с ресурсами территории, которые приводятся в действие с помощью программно-целевого планирования.

6. Предложена процедура и типовой макет разработки программы стратегического социально-экономического развития сельского района, которая включает в себя последовательность этапов, на каждом из которых решаются задачи анализа и выявления состояния социально-экономического развития, ресурсного потенциала, сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз, определения целей, стратегических направлений развития и перечня задач и возможных направлений для разработки конкретных экономических программ и проектов, обеспечивающих приток необходимых финансовых ресурсов для реализации социальных проектов.

7. Разработанная в ходе данного исследования стратегическая концепция развития сельского муниципального образования включает решение следующих проблемных задач: аналитическое обобщение достигнутых на территории результатовимеющихся потребностей и возможностейцелевую ориентацию будущего развитияразработку задач и направлений конкретных программ и проектов развития.

8.В ходе анализа общего состояния экономики, агропромышленного комплекса и других отраслей Рамонского района Воронежской области выявлены сильные, слабые стороны, угрозы и возможности, что позволило предложить направления социально-экономического развития района.

9. По результатам обработки предложений руководителей и жителей района, исходя из выявленных конкурентных преимуществ, были выделены пять стратегических направлений развития, требующих конкретных программ и проектов: 1) Определение приоритетных товаров, обеспечивающих наибольшее потенциальное конкурентное преимущество на рынках и приток финансовых ресурсов в район, и обеспечение устойчивого развития базовых отраслей экономики, нацеленных на производство этих товаров. Развитие интеграционных процессов в экономике района- 2) Создание условий для улучшения инвестиционного климата в муниципальном образовании «Рамонский район Воронежской области». Поддержка малого и среднего бизнеса- 3) Развитие рынков отдыха, оздоровления и туризма- 4) Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения на основе повышения качества жизни- 5) Развитие местного сообщества на основе становления гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества.

10. Проведена оценка результативности программы социально-экономического развития Рамонского района Воронежской области, которая показала, что разработанная программа недостаточна для удовлетворения потребностей населения. Ускорение формирования необходимых средств через мобилизацию внебюджетных источников требует разработки новых предпринимательских проектов, которые должны непрерывно формироваться в процессе стратегического планирования социально-экономического развития территории.

И. Разработаны методические основы формирования механизма финансового обеспечения муниципального образования, которые включают методику разработки концепции развития местных финансов, методику финансового планирования. В диссертационном исследовании определена структура концепции развития местных финансов: оценка исходного состояния и анализ стартовых условий развития местных финансовцели развития местных финансов.

12. Установлено, что к числу основных целевых ориентиров развития финансов на стратегическую перспективу, разработанных исходя из принятых стратегических целей и приоритетов комплексного социально-экономического развития района, относится активизация инвестиционной деятельности на территории района, осуществляемой с учетом, во-первых, принятых стратегических целей и приоритетов развития районаво-вторых, особенностей сложившегося социально-экономического потенциала территории, в-третьихпотребностей различных субъектов управления и хозяйствования, имеющих интересы в развитии района.

13. В работе система бюджетов развития предложена в качестве метода финансового планирования в муниципальном образовании. Алгоритм финансового планирования развития муниципального образования выглядит так: исходя из целей, сформулированных в концепции развития местных финансов, на основании стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается перспективный бюджетна основании установок программы социально-экономического развития муниципального образования на 3−5 лет разрабатывается бюджет развития на 3−5 летна основании мониторинга хода его исполнения и с учетом конкретизации социально-экономического развития в годовом плане разрабатывается годовой бюджет развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Основной закон. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации 4.1., 4.2.
  5. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. — № 30. -Ст.2781.
  6. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1997.-№ 39. -Ст. 4464.
  7. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. -№ 35.-Ст.3506.
  8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 // Финансовый вестник. 2003. -№ 11.
  9. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. — № 1. — Ст.7- № 7- Ст. 879, № 25 — Ст. 3041- № 28 — Ст. 3475.
  10. И. Постановление Правительства российской Федерации от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».
  11. Европейская Хартия местного самоуправления. // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998. -С.22−26.
  12. С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления /С.А. Авакьян // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 1994.
  13. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ /В.А. Агафонов. М.: Наука, 1990.-216 с.
  14. А. Региональные программы: перспективные вопросы./А. Адамеску, В. Кистанов // Экономист. 1997. — № 3. — С. 34−45.
  15. С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях./ С. А. Айвазян. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
  16. Анализ доходных источников и расходных обязательств муниципальных образований./ Рук. автор, коллектива И. Стародубровская. М., 2003. -283 с.
  17. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. / Ю. П. Анисимов, Ю. А. Шипилов, И. А. Ткаченко. Воронеж: ВВШП, 1997. -50 с.
  18. В. Стратегия устойчивого развития региона и улучшение качества жизни населения /В. Бабинцев, А. Гармашев, Г. Ушамирская // Стандарты и качество. 2003.-№ 2.- С.42−45.
  19. A.M. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. для вузов./A.M. Бабич, Л. Н. Павлова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.- 687 с.
  20. Р.В. Организация местного самоуправления: Учеб. пособие: 3-е изд./ Р. В. Бабун. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 165 с.
  21. А.Е. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. / А. Е. Балобанов, О. И. Генисаретский. Серия «Библиотека местного самоуправления». Выпуск 19. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. — 292 с.
  22. А.В. Инновационное обеспечение социального и кадрового развития на селе: теория и практика. / А. В. Белоусов. Воронеж: Издательство «Истоки», 2003. — 312 с.
  23. В.И. Инновационная стратегия кадрового и социального развития села: Монография./ В. И. Белоусов, В. Е. Шевченко, А. В. Белоусов, А. Ф. Демченко. Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2004. — 262 с.
  24. О. Проблемы муниципальных финансов / О. Берг// Муниципальная экономика. 2002. — № 3. — с.23−31.
  25. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 1999. — 697 с.
  26. И. Как менялась местная власть в Европе. /И. Бусыгина // Муниципальная власть. 2003. — май-июнь. — С. 106−109.
  27. С.Г. Конъюнктура конкурентоспособности региона / С.Г. Ва-женин, А. Р. Злоченко, А. И. Татаркин // Регион: экономика и социология. 2004. — № 3. — С.23−27.
  28. В.И. Комментарий к Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». / Ответственный ред. Тихомиров Ю. А. М., 1997.
  29. М.А. Акты местного самоуправления: правовое положение, юридический режим и классификация. / М. А. Васильев. Обнинск: Институт муниципального управления, 2001. — 187 с.
  30. М.А. Основы нормотворчества в муниципальных образованиях: естественные начала и правовые императивы. / М. А. Васильев. Обнинск: Институт муниципального управления, 2001. — 108 с.
  31. О.С. Стратегическое управление. / О. С. Виханский. М.: «Гардарика», 1998.
  32. А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков. М., 1998. — 127 с.
  33. А. О ходе выполнения Федеральной программы / А. Воронин // Городское управление. 1996. — № 4.
  34. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие./ А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2001.-224 с.
  35. Г. Нетрадиционные источники финансового обеспечения муниципальных образований / Г. Голиков // Муниципальная экономика.2002.-№ 3.-С. 32−35.
  36. П. Роль интеграции в социальном развитии села. / П. Голуб // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 3.- С. 21.
  37. A.M. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / A.M. Годин, Н. С. Максимова, И. В. Подпорина М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. — 752 с.
  38. Н.В. Управление инновациями. / Н. В. Гунин. М.: ИНФА-М, 1999.-328 с.
  39. М. Социальную сферу на должный уровень / М. Деревянко // Воронежский агровестник. — 2003. — № 2−3. — С.36.
  40. И.Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления / И. Ю. Динес // Финансы. 2003. — № 7. — С.26−27.
  41. JT. Муниципальные финансы в 2004—2006 годах / Л. Еремеева, Н. Казюкова // Муниципальная власть. 2004. — сентябрь-октябрь. — С. 32−41.
  42. Л. Централизация: продолжение следует./ Л. Еремеева, Н. Казюкова // Муниципальная власть. — 2003. сентябрь-октябрь. — С. 16−18.
  43. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. / B.C. Ефремов. М.: Издательство «Финпресс», 2001. — 240 с.
  44. В.М. Уровень жизни населения как он понимается сегодня / В. М. Жеребин, Н. А. Ермакова //Вопросы статистики. — 2000. — № 8. — С. 311.
  45. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. / Б. С. Жихаревич. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 137 с.
  46. И.Б. Продовольственный кризис 90 годов: проблемы и способы преодоления./ И. Б. Загайтов, К. С. Терновых, В. Е. Шевченко. Воронеж: ВГАУ, 1999.-247 с.
  47. Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник./ Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М.: Юрист, 2002. — 416 с.
  48. А. Комплексно улучшать условия жизни / А. Захаров // Экономика сельского хозяйства России. 2003. — № 11. — С. 21.
  49. Е.Г. Факторы социально-экономического развития муниципального образования как объект управления инвестициями / Е. Г. Иванов // Муниципальная экономика. 2004. — № 1. — С.2−9.
  50. В. Муниципальные проекты развития городской инфраструктуры: механизмы их генерации и финансирования за счет привлечениявнебюджетных ресурсов / В. Иванов, А. Коробова // Муниципальная власть. 2003. — май-июнь, — С. 45−53.
  51. Ю. О показателях экономического благосостояния / Ю. Иванов // Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С. 93−102.
  52. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.- 416 с.
  53. Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под обш. ред. В. И. Шеина. М.: РИЦ «Муниципальная власть». — 2001. -310с.
  54. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327с.
  55. Инновационный менеджмент: справочное пособие / Под ред. П.Н. Зав-лина, А. К. Казанцева, А. Э. Миндели. СПб: Наука, 1997.
  56. Инновационный менеджмент в АПК / Р. Н. Минниханов, В. В. Алексеев, Д. И. Файзрахманов, М. А. Сагдиев. М.: Изд-во МСХА, 2003. — 432с.
  57. А. Стимулирование инвестиционных процессов в муниципальном образовании / А. Ишутин // Федерализм. 1998. — № 4. — С. 41−58.
  58. Как оценить качество стратегического планирования / Леонтьевский центр // Городское управление. 2003. — № 7. — С. 21−30.
  59. Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. / Л. А. Калиниченко. М.: Логос, 2001. — 64 с.
  60. Е. Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решений / Е. Картаева, Н. Родина, О. Яковлев // Муниципальная власть. 2003. — июль-август. — С. 20−24.
  61. М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности./ М. И. Кныш, Б. А. Перекатов, Ю. Н. Тютиков. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1996. — 315с.
  62. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977.
  63. Концепция стратегического развития муниципальных образований (на примере Псковской области) //Сб. материалов под ред. Л.Куликовой. -М., 2001.
  64. В. Принципы качества жизни / В. Копнов // Стандарты и качество. 2003. -№ 2. — С.37−41.
  65. В.И. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. / В. И. Королевская, С. Н. Хохлов Под ред. В. А. Персианова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 64 с.
  66. Н.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения / Н. Д. Кремлев // Вопросы статистики. 2000. — № 8. — С. 18−23.
  67. О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. М.: Юристь, 1997. — 428 с.
  68. В. Диапазон стратегических решений / В. Кушлин // Экономист. -2004.-№ 10.-С. 5−9.
  69. Л.Е. Российское самоуправление в контексте мирового опыта / Л. Е. Лаптева // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998. С. 200 — 215.
  70. В.Н. Государство и регионы. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. — М. 284 с.
  71. В.Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРСС, 2000. — 256 с.
  72. В. Рождение региональных и местных займов / В. Лексин, А. Швецов // Федерализм. 1998. — № 1. — С. 147−162.
  73. Г. Местное самоуправление ресурс государства для управления развитием / Г. Леонтьев // Городское управление. — 2002. — № 5. — С. 27−37.
  74. М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений / М. А. Лимитовский. М.: Дека, 1998. -232 с.
  75. Е. Концепция устойчивого развития с позиций междисциплинарного подхода / Е. Логунцев // Городское управление. 2000. -№ П. -С. 24−32.
  76. A.M. Городское хозяйство Москвы. / A.M. Лола. М.: Изд-во «ПАЙДЕЙЯ», 1998. / Демонстрационная версия базы данных «Устойчивое развитие городов», 1999.
  77. В.А. Устойчивое развитие: Учебное пособие. / В. А. Лось, А. Д. Урсул М.: Изд-во «Агар», 2000. — 254 с.
  78. А.Н. Устойчивое развитие сельской местности / А. Н. Лубков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2002. -№ 1.- С. 51−54.
  79. Д.С. Экономика развития / Т. С. Львов. М.: Экзамен, 2002. -512с.
  80. А., Савенков Б. Оценка жизнеспособности муниципальных образований / А. Макаров, Б. Савенков // Муниципальная экономика.2003. № 3. — С.2−6.
  81. К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд. Т.З.
  82. К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд. Т. 18.
  83. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24.
  84. В. Перспективы развития финансовой базы местного самоуправления / В. Матеюк // Муниципальная власть. 2003. — сентябрь-октябрь. — С. 50−51.
  85. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. МГУ, юридический факультет, 25 января 1994 г. М., 1994.
  86. Местное самоуправление в современной России. М.: 1998. — 240 с.
  87. Местное самоуправление глазами муниципальных управляющих: Материалы социологического исследования / Сост. и ред. О. Б. Алексеева, А. Е. Балобанова. Серия «Библиотека местного самоуправления». — М.: Московский общественный научный фонд, 2000. — Вып. 21.
  88. Местное самоуправление: теория и практика. М., 1997. 172 с.
  89. Местные бюджеты и системы местного налогообложения в странах Запада. / Обзор РАН. М., 1993.
  90. Местные финансы в европейских странах. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. — 268 с.
  91. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 487 с.
  92. П.А. Трансформация региональной экономической политики / П. А. Минакир // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 2. -С.87−92.
  93. А. Неотложные проблемы социального обустройства села / А. Михалев // АПК: экономика, управление. 2003. — № 10. — С. 3−8.
  94. В. Бюджет для самоуправления / В. Мокрый // Наша власть: дела и лица. 2004. — № 4. — С. 16−17.
  95. В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности / В. Мокрый // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6. — С. 64−67.
  96. Муниципальное управление / Е. Ю. Алексеева, А. В. Кулагин, Е.В. Ковши-кова и др. М.:РИЦ «Муниципальная власть», 2001.
  97. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие / Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, Н. Б. Багрова и др.- Под ред. В. П. Белянского, А. Г. Воронина, Б. Т. Пономаренко. М.: Логос, 2001. -392 с.
  98. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. / Иванов В. В., Коробова А. Н. М.: ИНФРА — М, 2002. — 718 с.
  99. Настольная книга консультанта по проблемам местного самоуправления. / Под ред. С. Н. Юрковой, X. Пюнда, Э. Маркварта. СПб.: «Знание», 2000. — 200 с.
  100. С.М. Социальные налоги в развитых странах: особенности, тенденции, последствия / С. М. Никитин, М. П. Степанова, Е. С. Глазова // Деньги и кредит. 2004. — № 2. — С.41−50.
  101. В.Ф. Концепция стратегической цели органов самоуправления (по материалам социального аудита) / В. Ф. Новикова // Регион: экономика и социология. 2003. — № 2. — С. 162−172.
  102. П.А. Муниципальный менеджмент. Серия «Библиотека муниципального служащего». Вып. 16. / П. А. Ореховский. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  103. В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления / В. Г. Пансков //Финансы. 1999. — № 3. — С. 6.
  104. А.В. Концепция сельского развития / А. В. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. -№ 2. — С. 43−45.
  105. А. Приоритетное решение социальных проблем села веление времени / А. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. — 2003. -№ 10.-С. 42−47.
  106. М. Международная конкуренция. / М. Портер. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  107. Прикладной бюджетный анализ / Под ред. Виноградовой Т. Н., Бескровной В. А. СПб., 2001. — 250 с.
  108. Примеры лучших практик финансового менеджмента региональных и местных властей. // Муниципальная экономика. 2004. — № 1. — С. 10−26.
  109. Программы развития муниципальных образований. / Серия «Библиотека муниципального служащего». Вып. 18.- М.: Московский общественный научный фонд, 1999. 139 с.
  110. Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления / Л. И. Пронина // Финансы. 2001. — № 11. — С. 14−17.
  111. Д.П. Обеспечение бюджетной самостоятельности муниципальных образований / Д. П. Пупенко // Регион: экономика и социология. -2003.-№ 4. с. 160−173.
  112. Россия в меняющемся мире / Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный, А. А. Мальцев и др. Под ред. Е. Г. Анимицы. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. экон. ун-та, 2001. — 279 с.
  113. В. Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования: методологический аспект / В. Рохчин // Муниципальная власть. 2003. — июль-август. — С. 25−30.
  114. В.Е. Стратегическое муниципальное планирование в России: научные и методологические аспекты. / В. Е. Рохчин, К. Н. Знаменская. -Санкт- Петербург: УНЦ ГМУ, 2001. 20 с.
  115. В.Е. Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России. / В. Е. Рохчин, Ю. В. Якишин. СПб.: ИРЭ РАН, 2001.- 194 с.
  116. В. Укрепление финансовой основы местных бюджетов потребность времени / В. Савин, В. Дмитриев // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 4. с. 83−87.
  117. В.Н. Социально-экономическая статистика. / В. Н. Салин, Е. П. Шпаковская. М.: Юристъ, 2001. — 461 с.
  118. И.С. Организационно-экономические основы инновационных процессов в сельском хозяйстве. / И. С. Санду. М.: ВННИЭСХ, 1998. -170 с.
  119. Е.В. Формирование комплексной инфраструктуры для финансово-кредитной поддержки региональных промышленно-производственных комплексов. / Е. В. Сибирская. Орел: ОрелГТУ, 2004. -96 с.
  120. Е.В. Проблемы и перспективы социально-экономического развития агропромышленного комплекса (из опыта Орловской области)./
  121. Е.В. Сибирская, А. А. Любезнов, О. А. Старцева. Санкт-Петербург: Изд-во ИНФО-ДА, 2004. — 75 с.
  122. А.В. Международная статистика. / А. В. Сиденко, Б.И. Башка-тов, В. М. Матвеева. М.: Изд-во «Дело и сервис», 1999. — 272 с.
  123. Н.А. Цели и задачи бюджета развития муниципального образования / Н. А. Скокова // Финансы. 2004. — № 4. — С. 73.
  124. Справка «О состоянии местного самоуправления» к заседанию коллегии Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики 16.05.2000 г.
  125. И.В. Местное самоуправление: проблемы и решения. http://wvAv.iet.ru/personal/starodubrowskaya.htm
  126. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (На примере г. Тольятии Самарской области) / Под ред. В.Е. Рох-чина, С. Ф. Жилкина. СПб.: ИСПЭП РАН, 1999. — 183 с.
  127. Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ». Изд-во ЭКМОС, 1998 — 440 с.
  128. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1998.
  129. Стратегия управления муниципальными образованиями/ Колл.авт. под науч. рук-вом В. А. Ильина, А. С, Якуничева. — Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2000. 115с.
  130. Структурная и региональная политика Европейского союза в отношении сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России. 2004. -№ 9. — С.39.
  131. А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. / А. И. Татаркин, Д. С. Львов, А. А. Куклин, А. Л. Мызин. Екатеринбург: Урал. Ун-т, 1999. -276 с.
  132. В. Местные доходы и местное самоуправление / В. Таболь-ская // Муниципальная экономика. 2003. — № 2. — С.39−41.
  133. А.А., А.Дж. Стрикленд Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  134. И. Социальное развитие сельских территорий / И. Ушачев // АПК: экономика, управление, 2003. № 10. — С. 9−16.
  135. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России / Р. А. Фатхутдинов // Общество и экономика. 2003. — № 1. -С. 31−43.
  136. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 4-е изд., пе-рераб. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Дело, 2001. — 448 с.
  137. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований / Под ред. Н. Г. Сычева, К. И. Таксира. М.: Финансы и статистика. — 2002. -704с.
  138. Финансовые основы функционирования местного самоуправления в России: проблемы и возможности /Сборник статей «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России». М: ООО «Астро-Плюс», 2003.
  139. Финансы: Учебник / Под. ред. JI.A. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. -512 с.
  140. Фонд «Институт экономики города». Общие вопросы практики управления муниципальными финансами // Муниципальная экономика. 2003. -№ 3. — С. 17−26.
  141. Т.С. Советская экономика на современном этапе. / Т.С. Хача-туров. М., 1975.
  142. В. Финансы муниципального образования: особенности и структура / В. Хохлов // Муниципальная власть. 2004. — июль-август. — С. 3439.
  143. X. Муниципальные финансы: Учебник / X. Циммерманн. Пер. с нем. М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. — 352 с.
  144. А.В. «Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992—2002 годах». / А. В. Чернявский. М.: Институт экономики города, 2003.
  145. А.Н. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения (выпуск второй) / А. Н. Широков, И. А. Чернова, С. Н. Юркова. СПб.: «О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2000. — 312с.
  146. А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) / А. Н. Широков. М.: Ре-дакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000. — 304с.
  147. А. Системные преобразования местных бюджетов / А. Швецов //Вопросы экономики. 2001. — № 8. — С. 142−157.
  148. Л.М. Судьба местного самоуправления в России до сих пор в руках государства, а не граждан / Л. М. Шлосберг // Псковский обозреватель. 2001.-№ 2.
  149. Н. Доходы населения как основной инвестиционный ресурс / Н. Шохин // Муниципальная экономика. 2002. — № 3. — С. 37−39.
  150. И. Теория экономического развития. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  151. Экономика региона: инновационный путь развития. М.: Логос, 2003. -296 с.
  152. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. Р. М. Нуреева.- М.: Московский общественный научный фонд, 2001.
  153. Goodstein L. Applied strategic planning / L. Goodstein, Nolan T.M., Pfeiffer J.W. New York: McGraw — Hill, Inc., 1993. — 379 p.
Заполнить форму текущей работой