Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Доходный подход. 
Управление интеллектуальным капиталом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение стоимости объекта интеллектуальной собственности с позиции доходного подхода реализуется методами преимущества в прибылях или расходах, выделения доли прибыли, приходящейся на объект оценки, использования опционов и группой методов, применяемых для оценки стоимости гудвилла. Исследования рынка показали, что имеется возможность реализовать услуги аудиторов на 15% выше среднерыночных… Читать ещё >

Доходный подход. Управление интеллектуальным капиталом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Доходный подход является основным подходом к оценке интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Методы на основе рыночного и затратного подхода могут использоваться в качестве дополнения к доходным методам. Доходный подход позволяет увязывать ценность объекта интеллектуальной собственности с экономическими результатами его использования. Методической основой доходного подхода является принцип ожидания, применение которого позволяет оценщику определять стоимость объекта оценки путем расчета текущей стоимости будущего дохода правообладателя от использования интеллектуального продукта.

Определение стоимости объекта интеллектуальной собственности с позиции доходного подхода реализуется методами преимущества в прибылях или расходах, выделения доли прибыли, приходящейся на объект оценки, использования опционов и группой методов, применяемых для оценки стоимости гудвилла.

В зависимости от характера поступления денежных потоков рыночная стоимость объекта оценки определяется с помощью приемов дисконтирования или капитализации. Дисконтирование применяется в случае, когда денежные потоки от использования объекта интеллектуальной собственности неравномерны.

Последовательность действий при дисконтировании прибыли представляет собой ряд этапов:

  • 1) составляется план-прогноз по продажам;
  • 2) определяется экономический срок службы объекта интеллектуальной собственности;
  • 3) определяются затраты на изготовление или поддержание объекта интеллектуальной собственности;
  • 4) рассчитываются потоки прибыли от использования объекта интеллектуальной собственности;
  • 5) определяется чистая текущая (дисконтированная) стоимость потоков прибыли за весь период;
  • 6) коэффициент дисконтирования определяется по формуле

Доходный подход. Управление интеллектуальным капиталом.

где r — ставка дисконта, t — период получения дохода.

Доходы от объекта интеллектуальной собственности капитализируются, если прибыль поступает равномерно или изменяющимися одинаковыми темпами и потоками в течение неограниченного времени.

Стоимость объекта интеллектуальной собственности можно определить следующим образом:

V = Прибыль от использования актива • Мультипликатор.

Мультипликатор в свою очередь определяется двумя способами:

Доходный подход. Управление интеллектуальным капиталом.

где r — ставка капитализации для стабильно работающего предприятия; g — темп роста прибыли.

Вторая формула для расчета мультипликатора используется, если прибыль или денежные потоки возрастают равными темпами.

При оценке объекта интеллектуальной собственности путем капитализации необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  • 1) определить сферу использования объекта интеллектуальной собственности (например, изобретения);
  • 2) оценить объем использования;
  • 3) определить ожидаемую среднегодовую прибыль;
  • 4) умножить рассчитанную прибыль на мультипликатор.

Метод преимущества в прибыли

Сущность метода состоит в том, что стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется как дополнительная прибыль, которую получает правообладатель по сравнению с конкурентами от реализации продукции, созданной при участии оцениваемого объекта. Этот метод оценки применяется в ситуациях, когда у оценщика появляется возможность определить величину дополнительной прибыли (преимуществ). Часто методом преимущества в прибыли оценивают стоимость изобретений, полезную модель прибора, товарного знака и т. д.

В ситуациях, когда трудно определить преимущество в прибыли, которое получается в результате использования оцениваемой интеллектуальной собственности, оценщики применяют метод выделения доли прибыли. Величина этой доли прибыли зависит от многих факторов, таких как научно-технический уровень изделия, наличие в нем ноу-хау, экономических показателей, достигнутых в результате использования объекта, и определяется, как правило, экспертным путем. По мнению многих специалистов, обычно эта доля прибыли составляет 10−35% от общей прибыли предприятия.

Оценка стоимости бренда

Аудиторская фирма к 2012 г. завоевала прочные позиции на рынке. Необходимо рассчитать стоимость бренда (наименование + товарный знак), если объем реализации составляет 25 млрд руб. в год. При этом известно, что 45% суммы получено за счет услуг по аудиту, 30% - по оценке, 25% - за другие консалтинговые услуги.

Исследования рынка показали, что имеется возможность реализовать услуги аудиторов на 15% выше среднерыночных, оценщиков — на 10% выше среднерыночных. Стоимость консалтинговых услуг остается на уровне среднерыночных.

Предполагается ежегодный рост доходов фирмы на 5%, ставка капитализации — 15%.

Решение

Определим избыточную прибыль, которую получает фирма:

Избыточная прибыль = (25 • 0,45 • 1,15 + 25 • 0,3 • 1,1 + 25 • 0,25) — 25 = 2,44 млрд руб.

Доходный подход. Управление интеллектуальным капиталом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой