Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Динамика образа «Я» и мотивации в процессе занятий таэквон-до

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для оценки сформированности Я-концепции у занимающихся спортом, для психодиагностики его элементов и их динамики, для повышения эффективности тренировочного процесса в ТКД. При этом формирование образа Я в ТКД и последующее управление его динамикой и динамикой мотивации рассматривается как раздел… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблематика исследований образа Я и особенностей мотивации в таэквон-до
    • 1. 1. Образ Я в исследованиях сознания, самосознания и Я-концепции
    • 1. 2. Я-физическое как объект психологических исследований
    • 1. 3. Особенности деятельности в таэквон-до, существенные для формиро- 34 вания и динамики образа Я
    • 1. 4. Особенности мотивации в таэквон-до 52 РЕЗЮМЕ
  • Глава 2. Методы и организация исследования образа Я и мотивации в ТКД
    • 2. 1. Методика исследования самоотношения как элемента образа Я
    • 2. 2. Методика исследования Я-физического в процессе занятий ТКД
    • 2. 3. Методика изучения мотивации в ходе многолетней подготовки в ТКД
    • 2. 4. Математико-статическая обработка данных
    • 2. 5. Организация исследования
  • Глава 3. Результаты исследования динамики образа Я и мотивации в процессе занятий ТКД
    • 3. 1. Особенности деятельности в таэквон-до, существенные для формирования и динамики образа Я
    • 3. 2. Динамика самоотношения у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки 7э
    • 3. 3. Динамика Я-физического в процессе занятий ТКД
    • 3. 4. Изменение мотивации у занимающихся ТКД в ходе трехлетней 93. подготовки
  • ВЫВОДЫ

Динамика образа «Я» и мотивации в процессе занятий таэквон-до (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Культурные достижения человечества становятся поистине удивительными и многогранными благодаря закреплению в сознании людей исторического опыта, знаний и методов мышления, идеальному освоению. действительности, постановке новых целей, задач, созданию орудий труда, направлению на это всей практической деятельности [54, 92]. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.

Во все времена представления человека о самом себе (образ Я), о его соответствии или несоответствии эталонам — стереотипам, оказывало и оказывает влияние на личность, на стиль поведения. В связи с идеями гуманизации спорта появились новые требования к образу Я в спортивной деятельности [24, 44, 107, 138]. По устоявшимся взглядам и сложившимся традициям подготовки спортсменов общее отношение к самому себе было ориентировано на завоевание мировых рекордов, достижение победы любыми путями. От представлений о гармоничном развитии, свойственным древней Греции, Риму и другим культурам (64), в спорте постепенно пришли к подчеркнутому развитию физических функций. Во многих видах деятельности биологически обусловленная телесность становится объектом специального тренинга (культуризм, шейпинг, восточные единоборства и т. д.). При этом целенаправленное формирование телесных характеристик на основе принятых форм, ценностей, норм, идеалов, образцов — является существенным фактором имиджа современного человека во многих профессиях.

Необходимость исследования проблемы образа Я в спортивной деятельности вызвана отсутствием в психологической подготовке спортсменов конкретного содержания и методов психического развития, включающих преобразования, обусловленные формированием и встраиванием элементов образа Я (самоотношения и Я-физического) в структуру личности. Анализ учебно-методической литературы, психологического и спортивно-педагогического характера, показал недостаточность теоретического материала, отражающего иерархию и динамику структурных элементов образа Я: самоотношения и Я-фшзического, а также возможность их включения в состав конкретной спортивной деятельности. «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятель-ностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь — может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [68, с. 102]. В нашем исследовании, в качестве такой особенной деятельности выступает овладение боевым искусством таэквон-до.

Выбор таэквон-до (ТКД) обусловлен тем, что в данном виде боевого искусства духовные и личностные ценности имеют отчетливые приоритеты. Именно эти приоритеты привели в сравнительно недавнее время (в 1946;55 г. г.) к созданию ТКД, его философских и этических принципов, его естественнонаучной основы и послужили предпосылкой его современного всемирного признания и включения в программу Олимпийских игр.

В этой связи особый научный и практический интерес представляет проблема построения психологического базиса ТКД, включающая формирование и последующую динамику образа Я (самоотношения и Я-физического) и мотивации у занимающихся. Вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования.

Цель работы заключалось в исследовании структуры, динамики формировании образа Я и изменения мотивации в процессе занятий таэквон-до.

Объектом исследования выступает образ Я (самоотношение и Я-физическое) и мотивация в ходе освоения спортивной деятельности.

Предметом исследования являются особенности динамики самоотношения, Я-физического и мотивации в процессе занятий ТКД.

Гипотеза исследования.

Мы предположили, что в связи с особенностями спортивной деятельности в ТКД структура образа Я у занимающихся данным боевым искусством отличается определенным своеобразием и включает два аспекта: самоотношение и Я-физическое (когнитивный и операциональный компоненты).

В соответствии с гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности деятельности в ТКД, существенные для формирования и динамики образа Я.

2. Определить динамику самоотношения у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки.

3. Изучить динамику Яфизического в процессе занятий ТКД.

4. Проследить изменение мотивации у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются основные положения концепции культурно-исторического развития психики JI.C. Выготского и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, а также принципы, порожденные реализацией этих теорий и принятые в отечественной психологии (единство деятельности и личности, сознания и деятельности, развития, детерминизма и др.).

Методы и методики исследования. В исследовании применялись следующие методы: анализ литературных источников, наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, антропометрия, математическая обработка данныхвключаются корреляционный и факторный анализ. В качестве наиболее приемлемых конкретных методик были отобраны и модифицированы следующие методики:

• исследования «самоотношения» — МИС Р. С. Пантелеева;

• «когнитивная оценка» Я-физического — субъективная оценка важных для занятий ТКД телесных параметров (рост, вес, длина руки, длина ноги), на основе методик A.M. Прихожан («метод шкалирования») и М. О. Мдивани («функциональная оценка»);

• «операциональная оценка» Я-физичекого — самопрогноз, прогноз и экспертная оценка по результатам выполнения тылей (комплексов приемов) в соответствии с правилами аттестации в ТКД;

• «мотивация» — на основе анкеты, разработанной И. М. Быховской и другими.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 19 951 998 гг., в нем приняли участие 35 спортсменов различного возраста (18−25 лет), стажа занятий (1 год, 2 года, 3 года) и уровня мастерства, занимающихся в школе «ТОНГ ИЛ-КВАН» под руководством международного инструктора, обладателя 5 дана ТКД JI.K. Цилфидиса.

Этапы исследования. Исследования проводились в три этапа. На первом этапе (1995;96 гг.) проводился анализ литературных источников и изучалась специфика занятий ТКД. На втором этапе (1996;97 гг.) были подобраны, апробированы и модифицированы методики исследования. Третий этап (1997;98 гг.) был посвящен сбору экспериментальных данных, их обработке и подготовке текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем показана динамика изменений самоотношения в ходе трехлетних занятий ТКД, рост адекватности Я-физического и изменение мотивации занимающихся в направлении от развития телесного к развитию психическому и, наконец, к духовному совершенствованию.

Теоретическая значимость.

На основе аналитического обзора литературы была впервые прослежена структура образа Я в ТКД, обоснована гипотеза о двух его элементах: самоотношении и Я-физическом. Обосновано положение о росте скоррелированности операционального и когнитивного компонентов Я-.физического в ходе трехлетней подготовки в ТКД.

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для оценки сформированности Я-концепции у занимающихся спортом, для психодиагностики его элементов и их динамики, для повышения эффективности тренировочного процесса в ТКД. При этом формирование образа Я в ТКД и последующее управление его динамикой и динамикой мотивации рассматривается как раздел психологической подготовки спортсмена, включающий проведение психопрофилактики и психокоррекции.

Практическое применение полученных данных может состоять в их использовании для совершенствования содержания учебных дисциплин, осваиваемых в физкультурных вузах и техникумах, особенно применительно к основам научно-методических материалов кафедр спортивных единоборств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности подготовки спортсменов и инструкторов ТКД — общих для всех видов спорта и специфические для данного вида единоборства.

2. Изменение самоотношения в процессе трехлетних занятий ТКД, состоящие в росте самоуверенности и замкнутости, уменьшении внутренней конфликтности и саморуководства.

3. Изменение образа Я-физического в ходе занятий ТКД, состоящие в росте его адекватности объективным телесным и двигательным параметрам и в большей скоррелированности его операционального и когнитивного компонентов.

4. Общее направление изменений мотивации у занимающихся ТКД: от развития телесного к развитию психическому, а от них — к духовному совершенствованию.

Апробация.

Результаты исследования представлены в тезисах:

• П международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт учащейся молодежи в развивающемся мире» (г. Шуя, 1996 г.);

• Психологического симпозиума по проблемам ментальной тренировки (г. Краснодар, 1996);

• Международной научной конференции «Образ в регуляции деятельности^ к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина) (г. Москва, 1997);

• Международной научной конференции «Управление психомоторной деятельностью человека» (г. Москва, 1997);

• Международной научной конференции к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова) (г. Москва, 1997);

• в Юбилейном сборнике трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию Академии (Том 1, Том 3) (г. Москва, 1998).

Материалы диссертации докладывались:

• на научно-практической конференции молодых ученых РГАФК (апрель 1997, 1998);

• на 1-м Международном научном симпозиуме по психологии спорта в г. Мерсине (Турция, 1997 г.);

• на Международном научно-практическом конгрессе (г. Москва, 1998 г.);

• на ежегодных итоговых научных конференциях кафедры психологии РГАФК (январь 1996, 1997, 1998, официальная апробация — сентябрь 1998).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, кратких практических рекомендаций, библиографии и приложений.

Список литературы

включает 190 работ, из них 16 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. В формировании и динамике образа Я (самоотношения и Я-физического) в ТКД существенную роль играют особенности данной деятельности: высокая значимость духовной дисциплины и технического совершенствования, природосообразность, этикет, культура движений, низкий эмоциональный фон, концентрация внимания и усилий, высочайший автоматизм приемов (операций) и их сочетания.

2. Динамика самоотношения у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки характеризуется увеличением замкнутости, ростом самоуверенности, уменьшением саморуководства, связанного с уменьшением внутренней конфликтности.

3. Теоретический анализ позволил выявить структуру Я-физического, состоящую из операциональной и когнитивной субъективных оценок. Изучение динамики Я-физического в процессе занятий ТКД выявило структурные взаимосвязи, характер соподчинения исследуемых компонентов в зависимости от включенности испытуемых в спортивную деятельность. Последовательное уменьшение различий объективных параметров и субъективных представлений в показателях когнитивных и операциональных оценок, характеризует рост адекватности Я-физического по мере роста спортивного мастерства в ТКД.

4. Для спортсменов, прошедших трехлетнюю подготовку в ТКД, характерна большая взаимосвязь когнитивного и операционального компонентов Я-физического и их более тесная связь с телесными параметрами и успешностью выступлений, чем у лиц, занимающихся ТКД в течение одного и двух лет.

5. Изменение мотивации у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки характеризуется изменением мотивов в направлении от развития телесного к психическому развитию, а от них — к духовному совершенствованию. В самом общем виде мотивационная специфика деятельности занимающихся ТКД в течение ряда лет заключается в том, что они высказывают желание стать Учителем, создать свою школу, подготовить учеников и в дальнейшем стремиться к обладанию титулом Великого Мастера ТКД.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для совершенствования системы психологической подготовки необходимо учитывать свойства темперамента, воли, особенности психических процессов занимающихся и характер самоотношения занимающихся ТКД. В процессе спортивной тренировки тренеру необходимо постоянно контролировать особенности проявления личностных качеств спортсменов и с их учетом строить процесс психологической подготовки.

2. Для повышения эффективности тренировочного процесса в ТКД необходимо в процессе занятий целенаправленно формировать у спортсменов адекватную оценку своего физического Я. Построение занятий с учетом обеспечения формирования образа Я, включая Я физическое предполагает две группы заданий:

• задания по формированию критериев оценки выполнения тылей с учетом пластики движений их амплитуды, эмоциональной выразительности и при-родосообразности, наиболее эффективными среди которых являются:

— упражнения с использованием зеркала для контроля точности положения звеньев тела,.

— задания со значительным числом точно указанных параметров движений;

— периодическое выполнение тылей с закрытыми глазами с последующей проверкой положения тела и правильности движений по отражению в зеркале,.

— предварительное самооценивание степени освоения навыков с последующим сообщением экспертной оценки;

— разнообразные средства образного представления о технике движений в ты-лях, зафиксированные в их названии, применяемые с целью достижения их необходимого сходства;

— взаимная оценка занимающихся с последующим разъяснением ошибок в оценивании тылей.

• специальные задания по развитию представлений о собственном теле с использованием кинематометра и других средств контроля для повышения точности кинестезии:

— задания на кинестезическую чувствительность, точность движений и задания по развитию двигательной памяти;

— задания по развитию глазомера с использованием мерных линеек и оценке расстояний до ориентиров, соизмеримых с длиной рук и ног;

— задания с приспособлениями для нанесения ударов руками и ногами с указанием точек, в которые они должны наноситься, проводить соревнования по точности ударов;

— задания с варьированием силы ударов, используя серии по нарастанию и убыванию усилийпериодическое взвешивание и рекомендации занимающимся по регулярному контролю весовых данных.

3. С целью коррекции негативных сторон психологического отражения телесности по данным тестирования и самонаблюдения проводить периодически, не реже 1 раза в месяц, собеседования и использовать игровые приемы по уточнению параметров телесности, простейшие методики оценки свойств темперамента, воли, способностей, психических процессов, а также письменные задания по уточнению базовых духовных понятий ТКД и знанию истории боевого искусства.

4. Для предотвращения текучести в группах занимающихся ТКД и повышения эффективности тренировочного процесса необходимо учитывать специфику мотивации, обращая внимание занимающихся 1 года обучения на адекватность оценки телесных параметров, 2 года — на оценку и самооценку особенностей личности, 3 года — на формирование духовных критериев, принятых в ТКД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335с.
  2. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1994. — 23с.
  3. А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии. Тексты. М.: МГУ, 1986. — С. 131−140.
  4. Н.И. Образ физического «Я» в самосознании школьников //Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. Минск, 1990. -Ч. П. — С. 99−100.
  5. Н.И., Лидская Э. В. Развитие самооценки физического «Я» в младшем и подростковом возрасте //Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. Минск, 1990. — Ч. П. -С. 101−102.
  6. В.А. Воспитание самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985. -22с.
  7. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1980. — Т.2. — С. 103−127.
  8. .Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр./ Под ред. А. А. Бодалева. М., Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии" — НПО «МОДЭК», 1996. — 386с.
  9. Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности //Проблемы психологии личности. М.: Педагогика, 1982. — С. 140−147.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 105с.
  11. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996, — 20с.
  12. В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема//Вопросы философии, 1981. № 8, — С. 78−89.
  13. Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Т. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. — 175с.
  14. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422с.
  15. Н.А. О построении движений. М.: Медицина, 1947 — 254с.
  16. Н.А. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Га-зенко, И. М. Фейгенберг. М.: Наука, 1990. — 494с.
  17. Н. И. «Мы» и «Я»: концепция общественного и индивидуального самосознания: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Тбилиси, 1980. -22с.
  18. В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888. — С. 10−15
  19. Е. О самосознании. Казань, 1898. — 42с.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -200с.
  21. Л.И. Особенности самосознания у подростков //Вопросы психологии, 1955. № 1. — С. 99−106.
  22. И.В. Особенности самосознания личности детей 10−15 лет из полных и не полных семей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1996. — 16с.
  23. А.Д. Образовательные свойства телесного упражнения: сведения необходимые для преподавания всякого рода физической работы. М.: Тип. Главного управления уделов, 1910. — 20с.
  24. И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. — 209с.
  25. Бэн А. Душа и тело. Соч. А. Бэна. Изд-е 2-е. Киев, 1884. — 215с.
  26. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -192с.
  27. А.Н. Самооценка и самоотношение //Вестник МГУ. -№ 1, 1995. -С.56−57.
  28. А.С. О телесном воспитании //Журнал министерства народного просвещения, 1906. С. 19−29.
  29. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176с.
  30. JI.C. Психология развития как феномен культуры: Избранные.психол. тр. М.: Ин-т прак. психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.- 512с.
  31. JI.C. Проблема возрастной периодизации психического развития //Вопросы психологии, 1972. № 2. — С. 14−23.
  32. Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем //Применение математических методов в биологии. Выпуск Ш. Л.: ЛГУ, 1964. С.19−23.
  33. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150с.
  34. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. -320с.
  35. . Что такое психология. В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. М: Мир, 1992. — 496с.
  36. Н.И., Прихожан A.M. Особенности самосознания //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987. — С. 65−95.
  37. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии //Вопросы психологии. 1980. — № 12. — С. 47−60.
  38. О.В. Эмоционально-волевые проявления самооценки в спортивной деятельности //Проблемы деятельности в советской психологии Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду общества психологов. М., 1977. -4.11. — С. 357−359.
  39. У. Психология /Под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991.- 368с.
  40. В. В. Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1993. -56с.
  41. А. Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорекцией: Автореферат дис. .канд. психол. наук. -М., 1986. 18с.
  42. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96с. Дубова Т. Ф. Исследование социального компонента физического «Я» школьников //Тезисы докладов научно-практической конференции психологов спорта. — Минск, 1990. — Ч. П. — С. 104−105.
  43. Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов на/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. — 128с.
  44. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности /Отв. ред. Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1986. — 173с.
  45. Т.Н. Методика биометрических расчетов. М.: Наука, 1973. -256с.
  46. А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. -98с.
  47. В.М. Физические качества спортсмена: основные теории и методы воспитания. 2-изд. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200с.
  48. .В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982. — 128с.
  49. В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы психологии, 1991. № 2. — С. 15−37.
  50. Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания: Автореф. Дис. .канд. психол. наук. Казань, 1996. — 22с.
  51. С. Ноофизиопластика динамической подготовки. М.: Сов. спорт, 1994. — 16с.
  52. .П. Отношение между физическою и нравственною природой человека: В 2-х т. Т. 1. — СПб., 1865. — 276с.
  53. М.С. Человеческая деятельность. М.: Наука, 1974. — 328с.
  54. Как построить свое Я /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -131с.
  55. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. JL: Медицина, 1979, — 215с.
  56. Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1989. — 25с.
  57. Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно- аффективных отношений: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1992. — 17с.
  58. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  59. Кон И. С. Категория «Я» в психологии //Психологический журнал, 1981. -Т.2. № 3. — С. 25−38
  60. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1989. — 44с.
  61. . Э. Строение тела и характер: перевод/послесловие С. Д. Бирюковой. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 607с.
  62. В. Л. Онтология человеческой телесности: Автореферат, дис. .доктора философ, наук. М., 1993. — 44с.
  63. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1984. -20с.
  64. В.Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка //Вопросы психологии, 1968. № 1. — С. 90−99.
  65. А.А. Психология юношеского спорта. Ереван: Б.И., 1980. — 96с.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
  67. А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции. М.: Политиздат, 1971
  68. А.Н. Психология образа //Вестник МГУ сер. 14 — психология -1974. -№ 2. -С.3−13.
  69. Т. Самосознание. СПб.: Образование, 1903. — 72с.
  70. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144с.
  71. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды /Авт. сост.: Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. — СПб.: Тускарора, 1996. -175с.
  72. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974. — 232 с.
  73. В.Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1987.-90с.
  74. Р. Социальная психология в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 179с.
  75. Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151с.
  76. А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982.-С. 108−117.
  77. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543с.
  78. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. -2-е изд. -М., 1908. -307с.
  79. М.О. Исследование структуры физического «Я» у младших школьников и подростков //Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. Минск, 1990. — Ч. П. — С. 109−110.
  80. М.О. Исследование структуры физического образа Я у школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991. — 24с.
  81. Р. Структура личности //Экспериментальная психология. М., 1975. Вып.5. — С. 196−283.
  82. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  83. B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1988. — 79с.
  84. B.C. Психология индивидуальности. М. -Воронеж, 1996. -446с.
  85. B.C. Структура личности: характер, способности самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1990: — 108с.
  86. Методики психодиагностики в спорте //В.Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. 2-изд, доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256с.
  87. Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 152с.
  88. Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М.: Наука, 1976. — 287с.
  89. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида /Отв. ред. Б. А. Трушин. М.: Наука, 1990. — 221с.
  90. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406с.
  91. В.Е. Исследование процессов формирования и распада психического динамического образа: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Минск, 1997. 19с.
  92. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  93. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. -303с.
  94. Н.Г. Воспитание моральных волевых качеств спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1958. — 48с.
  95. Д.В. «Я сам». М. Просвещение, 1986. — 96с.
  96. Д.В. Об экспериментальном изучении самосознания //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1978.
  97. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. -М.: Просвещение, 1987. 224с.
  98. Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии //Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). М.: «Российское психологическое общество», 1997.-С. 5−23.
  99. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. -23с.
  100. Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я- образа //Психологические исследования познавательных процессов и личности. -М., 1983. С. 45−51.
  101. С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995. -17с.
  102. А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. — 288с.
  103. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я у студентов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. J1., 1984. -16с.
  104. Р.А., Фураев Г. П. Подготовка спортсменов с учетом их мотивации //Теория и практика физической культуры. 1988. № 3. — С. 34−37.
  105. В.Г. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ф. Ницше) //Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. — С. 15−31.
  106. A.JI. Личностный смысл движений человека //Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сборник научных трудов /Под ред. Ко-ренберга В. Б. Малаховка: МОГИФК, 1991. — С. 69−74.
  107. А.Л., В.М. Мельников. Психология спорта. Учебное пособие для студентов и слушателей РГАФК. М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. — 140с.
  108. АЛ., Уляева Л. Г. Образ физического Я как мотив занятий спортом (на материале таэквон-до) //Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. -Т. 1. М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. С.121−123.
  109. И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 18с.
  110. А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М.: Педагогика, 1988. — С. 58−59.
  111. A.M. Анализ содержания «Образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы-интерната //Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. — С. 94−111.
  112. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте //Воспитание, обучение и психическое развитие. М.: Педагогика, 1983. — С. 672−674.
  113. A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987
  114. Психологические особенности самосознания подростка /Под ред. М. И. Борщевского. Киев: Виша школа, 1980. — 168с.
  115. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440с.
  116. Психология личности: Тексты //Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пу-зырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. -88с.
  117. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях II Словарь справочник /Сост. Е. Н. Сурков. Под общ. ред. В. У. Агеевца. -СПб.: СПб. ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 451с.
  118. Я.Я., Левин М. Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1963. -495с.
  119. К. К науке о личности //История зарубежной психологии. Тексты. М.: МГУ, 1986. — С. 200−231.
  120. С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. — 328с.
  121. C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — 463с.
  122. А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М.: Наука, 1967.- 323с.
  123. В.Ф. «Я» и самосознание //Теория личности. Л.: 1982. — С.46−60.
  124. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 647с.
  125. С.Д. Психология образа: проблема активности отражения. -М.: МГУ, 1985. -232с.
  126. Г. А. Формирование самосознания и самооценки.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1953.
  127. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980. — 176с.
  128. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989.-215с.
  129. Е.Т., Дорожевец А. Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии. Вестник МГУ, сер. 14 психология, 1985. — № 4. — С. 39−49.
  130. Соотношение биологического и социального в человеке /Под ред. В. М. Банщикова, Б. Ф. Ломова. М., 1975.
  131. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.
  132. М.П. Самосознание личности : Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1976. -20с.
  133. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. .доктора психол. наук." — М., 1985. 37с.
  134. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. -284с.
  135. Тае Квон-до (ИТФ) /Правила. М.: Принт центр, 1996. — 42с.
  136. Телесность человека: междисциплинарное исследование. М.: МГУ, 1991. — 159с.
  137. Теория деятельности и социальная практика: Ш международный конгресс: 26−30 июня 1995. М., 1995. — 164с.
  138. П.В. Метод корреляционных плеяд //Вестник ЛГУ, 1959. -№ 9,
  139. Л.Г. Значение физической культуры в формировании физического «Образа Я» в оценке студентов 1 курса техникума физической культуры //Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Шуя, 1996. — С. 66.
  140. Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквон-до //Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов, посвященный 80-летию академии. М.: «Физкультура, образование и наука», 1998. — С. 192−197.
  141. Л.Г. Образ физического Я в структуре самосознания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. -Т. 3. -М., 1998. С. 130−135.
  142. Л.Г. Реальное значение «Я"-физического в тхэквондо. // Тезисы докладов к международной научной конференции (к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). М., 1997. — С. 215−217. '
  143. Л.Г. Структура спортивных способностей в таэквон-до //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. Тезисы докладов международного конгресса. Т.2. — М., 1998. — С.398.
  144. Уляева J1.Г. Я-физическое в таэквон-до //Материалы международной научной конференции. М., 1997. — С. 26−27.
  145. И.Л. Влияние «Образа Я» на особенности профессионального самоопределения старшеклассника: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1990. — 15с.
  146. Фейдимен Джеймс, Фрейгер Роберт Личность и личностный рост/Рос. Открытый ун-т. -М., 1994. -Вып.1. 87с., -Вып.З. — 81с.
  147. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  148. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232с.
  149. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 4 изд. — М.: Политиздат, 1980.-444с.
  150. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184с.
  151. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //"Я» и «Оно'УТруды разных лет. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 71−138.
  152. Фрейд 3. Я и Оно. Л.: Академия, 1924. — 370с.
  153. Д. Типы тела: пер. с англ. СПб: Петербург — XXI век, 1995.-221с.
  154. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-208 с.
  155. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. М.: «КСП +», 1997.- 720с.
  156. О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1990. — 15с.
  157. Л.К. Принципы педагогического взаимодействия учителя и учеников в таэквон-до //Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов, посвященный 80-летию академии. М.: «Физкультура, образование и наука», 1998. — С. 209−214.
  158. Цой Хонг Хи Таэквон-до (Корейское искусство самообороны) /Перевод АО «ТКД». М.: АО «ТКД», 1993. — 770с.
  159. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности //Проблема сознания: Материалы симпозиума. Книга 5 /Отв. ред. В. М. Банщиков -М&bdquo- 1966.-С. 228−239.
  160. Т.К. Трудный путь к самому себе. Очерки саморазвития личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994. — 116с.
  161. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144с.
  162. И.И. Самосознание личности //Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 209−225.
  163. B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением (B.C. Чудновский, А. Ю. Кржечковский, А. А. Можейко. Ставрополь: Торба, 1993. — 139с.
  164. Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985. -200с.
  165. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, 1994. — 319с.
  166. Е.В. Проблема «Я» в самосознании. М.: Наука, 1966. — С. 217−228.
  167. X. Петерман X. О структурном анализе Я-концепции. //Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., 1987. -С.141−145.
  168. Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ, полит., 1995.-800с.
  169. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 253с.
  170. Юнг К.С. О психологии восточных религий и философии. М.: Медиум, 1994.-253с.
  171. Arkoff N.A., Weaver Н.В. Body image and body sissa tisfaction Japanese -Amerikans// J. Sos. Psychol, 1966. — v. 68. — P. 323−330.
  172. Askevold F. Meesuring body image. Psychother Psychosom. — 1975. — v. 26. — P. 71−77.
  173. Bennet D.H. The body concept. J. Ment. Science, 1960, v. 106. — P. 56−75.
  174. Chaplin J. P. Dictionary of psychology. N.Y.: Dell, 1974. 573p.
  175. Erikson E.N. Childhood and Society. N.Y.: Norton, 1963.
  176. Federn P. Ego psychology and the psychoses. N.Y.: Basic Books, 1952. — P. 375.
  177. Fisher S. Body experience in fantasy and behavior. N.Y.:Appleton-Century-Crofts, 1970. P. 650.
  178. Fisher S., Cleveland S. Body image and personality. N. Y., 1958.
  179. Haall G. S. Some aspecks of the early sence of selk/ Amtrican J. of Psy-chiaty, 1898. -9. — P. 351 -395.
  180. Jourard S.M. Secord P.F. Body cathexis and ideal female figure //1, of Abn. and. Soc. Psychol, 1955. 50. — P. 243−246.
  181. Mahoney E.R. Body-catlexis and|self-esteemation // J. Psychol, 1974. v. 88 № 1. — P. 27−30.
  182. Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.
  183. Schontz F.C. Body image and its disordern // Intern. I/of Psychiat. Med. 1974. -V.5
  184. Ulyaewa L.G. Physical Ego in Taekwon-do. — Mersin, 1997.
  185. Witkin H.A. et.al. Personality thraigh perception. N.Y., 1959. — 334p.
  186. Zion L. C. Body concept as it relates to self concept. — Research Quart, 1965. — v. 36. — P. 490−495.
  187. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ ТОНГ ИЛ-КВАН
  188. Перед входом в зал следует снять все украшения (цепочки, медальоны, серьги, кольца и т. п.), которые могут повредить ученику.
  189. Волосы следует перетянуть резинкой, но не следует использовать пластиковые или металлические заколки.
  190. Ногти на руках и ногах должны быть коротко острижены.
  191. Ученик должен быть одет в официальную форму добок ИТФ, в противном случае при построении ему следует встать в последнем ряду. Воспрещается заниматься в шортах, с обнаженным торсом в майке.
  192. Добок должен быть всегда чистым и выглаженным. Девушкам разрешается надевать белую футболку под добок.
  193. После тренировки добок следует правильно складывать
  194. Перед входом в зал ученик должен быть полностью одет. Воспрещается переодеваться в зале или снимать пояс даже после окончания занятия.
  195. Пояс следует завязывать таким образом, чтобы сформировать один круг вокруг пояса и его концы должны быть одинаковой длины.
  196. Полоски на поясе должны иметь ширину 5 мм и располагаться на расстоянии 5 см от конца пояса.
  197. Входить в зал разрешается босиком.
  198. Входя в зал следует сделать поклон, стараясь при этом максимально настроиться на тренировку.
  199. Выходя из зала, тоже следует сделать поклон.
  200. Воспрещается покидать зал во время тренировки без разрешения учителя.
  201. Если ученик опоздал на тренировкуДон должен сделать 20 отжиманий, а после этого спросить у Учителя разрешение начать занятие. После того как Учитель дал разрешение, он, вне зависимости от Пояса, занимает место в конце группы.
  202. В зале воспрещается употреблять пишу и напитки, быть в нетрезвом состоянии.
  203. Запрещается использовать нецензурные выражения, громко разговаривать. Это правило, а также п. 13, относятся и ко всем присутствующим в зале во время тренировки.
  204. При построении группа строится в колонны по старшинству с равнением на впе-редистоящего и правостоящего ученика.
  205. Сидеть в зале можно только по-турецки, с прямой спиной, руки -на коленях.
  206. Старшим учениками считаются те у кого выше Пояс. Среди равных Поясов старшими считаются те, кто дольше занимается.
  207. Если старшие ученики, заметив нарушение, ничего не предпринимают, Учитель может наказать их.
  208. Перед входом в зал Учителя старший ученик (Сон бе ним) дает команду группе «Чарет сабом-ним ке кюне» («Внимание! Перед Учителем-поклон!»). Ученики, делая поклон произносят «Тэ квон!»
  209. До и после разговора с учителем ученик должен сделать поклон.
  210. Разговаривать с учителем следует в уважительном тоне. При обращении необходимо использовать слова: «Учитель», «Сабом-ним» или по имени-отчеству.
  211. Воспрещается перебивать Учителя.
  212. Воспрещается разговаривать, когда говорит Учитель.
  213. Воспрещается поворачиваться к Учителю спиной, когда он говорит.
  214. Если учитель вызывает ученика для демонстрации приема, следует сделать поклон до показа и после.
  215. Учитель не обязан отвечать на поклоны.
  216. В отсутствии учителя старший ученик считается регулярным инструктором, даже если он ниже поясом присутствующих на занятии учеников.
  217. Если учителя нет в зале и он не назначил старшего ученика, его обязанности выполняет старший из присутствующих учеников.
  218. Старшие должны быть примером для младших и помогать им, если в этом возникнет необходимость.
  219. Младшие должны уважать и слушаться старших, не беспокоить учителя вопросами, на которые могут ответить старшие ученики.
  220. Старшим воспрещается показывать младшим технику выше той, которая им известна по поясу.
  221. Воспрещается всем ученикам показывать изученные приемы за пределами школы, использовать ее можно только при самообороне.
  222. Воспрещается заниматься у другого инструктора без разрешения учителя.
  223. Воспрещается аттестоваться у другого учителя.
  224. Хотя ученику позволительно не соглашаться с инструктором, он должен сначала выполнить задание, а обсуждать все вопросы позже.
  225. Ученики, имеющие предыдущий опыт занятий в других школах, должны следовать данным правилам.
  226. Ученики, перешедшие из других школ ИТФ, имеющие Пояс и сертификат ИТФ, должны подтвердить свою квалификацию по программе Школы ТОНГ ИЛ-КВАН.
  227. Ученики могут подвергаться следующим наказаниям:• выполнение физических упражнений-• понижение квалификации по поясам-• удаление с занятий.
  228. Ученики, систематически не выполняющие настоящие Правила, лишаются возможности посещать занятия в Школе.
  229. Выдержки из настоящих Правил могут использоваться в виде устных или письменных вопросов на аттестации.1. ТЕСТОВЫЙ БУКЛЕТ МИС1. Инструкция:
  230. Мои слова довольно редко расходятся с делом.
  231. Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
  232. К чужым проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
  233. У меня нередко возникает чувство что-то, о чем я мысленно собой разговариваю, мне неприятно.
  234. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
  235. Самое разумное, что может сделать человек в жизни это не противиться собственной судьбе.
  236. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
  237. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
  238. Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.
  239. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
  240. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что хорошее.
  241. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
  242. В моей личности есть, наверное, что такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
  243. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
  244. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
  245. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  246. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, чем бы я в конце концов согласился.
  247. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
  248. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
  249. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
  250. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.
  251. Иногда я сам себя плохо понимаю.
  252. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
  253. Думаю что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
  254. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
  255. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по настоящему.
  256. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так как я решил.
  257. Мои отношения к самому себе можно назвать дружеским.
  258. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
  259. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  260. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.
  261. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то встать другим.
  262. В целом меня устраивает то, какой я есть.
  263. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
  264. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
  265. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
  266. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
  267. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что-то изменить.
  268. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
  269. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
  270. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
  271. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
  272. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
  273. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
  274. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю «и поделом тебе».
  275. Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.
  276. У меня нередко вызывают сомнения, а такой ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
  277. Я не способен на измену даже в мыслях.
  278. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
  279. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
  280. Уверен, что на меня положиться можно в самых ответственных делах.
  281. Я могу сказать, что в целом контролирую свою судьбу.
  282. Я не когда не выдаю, понравившееся мне чужие мысли за свои.
  283. Каким бы я ни оказался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
  284. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
  285. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
  286. Мне кажется, что если бы таких людей, как я был бы больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
  287. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
  288. Что-то мешает мне понять по-настоящему.
  289. Во мне есть немало такого, сто вряд ли вызывает симпатию.
  290. В' сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.
  291. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
  292. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
  293. Я убедился, что глубокое проникновение в себя- малоприятное и довольно рискованное занятие.
  294. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
  295. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.
  296. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
  297. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личность.
  298. Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
  299. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
  300. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
  301. Можно сказать, что я себе нравлюсь.73. Я человек надежный.
  302. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
  303. Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.
  304. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
  305. Близким людям свойственно меня недооценивать.
  306. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
  307. Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
  308. Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
  309. Порой мне кажется, что я какой-то странный.
  310. Я не склонен пасовать перед трудностями.
  311. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
  312. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.
  313. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
  314. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
  315. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
  316. Если я искренне обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.
  317. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
  318. Я вполне ясно представляю себе, что ждет меня впереди.
  319. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».
  320. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
  321. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
  322. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.
  323. Вряд ли есть во мне что-то, чего бы я не знал.
  324. Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
  325. Во мне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки. А
  326. Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.
  327. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.
  328. Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.
  329. Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.
  330. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людей.
  331. Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
  332. Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
  333. Я сам создал себя таким, какой я есть.
  334. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
  335. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
  336. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
  337. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь.
  338. Уверен, что в жизни я на своем месте.1. БЛАНК ОТВЕТОВ МИС
  339. Шкала согласен не согласен
  340. Открытость 1,3,9, 48, 53,56, 65 21,62, 86, 98
  341. Самоуверенность 7, 24,30,35,36,51, 52,58,61,73, 82 20, 80, 103
  342. Саморуководство 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110 109
  343. Отраженное самоотношение 2, 5, 29,41,42,50, 102 13, 18, 34, 85
  344. Самоценность 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100 15,26,31,46, 83
  345. Самопринятие 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97
  346. Самопривязанность 6,32,33,55,89, 93, 95, 101, 104 96, 107
  347. Внутренняя конфликтность 4, 11,22, 23,27,38, 47, 59, 64, 67, 69,81, 91,94,99
  348. Самообвинение 14, 19, 25,37, 60, 66, 71,78, 87, 92
Заполнить форму текущей работой