Динамика образа «Я» и мотивации в процессе занятий таэквон-до
Диссертация
Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для оценки сформированности Я-концепции у занимающихся спортом, для психодиагностики его элементов и их динамики, для повышения эффективности тренировочного процесса в ТКД. При этом формирование образа Я в ТКД и последующее управление его динамикой и динамикой мотивации рассматривается как раздел… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблематика исследований образа Я и особенностей мотивации в таэквон-до
- 1. 1. Образ Я в исследованиях сознания, самосознания и Я-концепции
- 1. 2. Я-физическое как объект психологических исследований
- 1. 3. Особенности деятельности в таэквон-до, существенные для формиро- 34 вания и динамики образа Я
- 1. 4. Особенности мотивации в таэквон-до 52 РЕЗЮМЕ
- Глава 2. Методы и организация исследования образа Я и мотивации в ТКД
- 2. 1. Методика исследования самоотношения как элемента образа Я
- 2. 2. Методика исследования Я-физического в процессе занятий ТКД
- 2. 3. Методика изучения мотивации в ходе многолетней подготовки в ТКД
- 2. 4. Математико-статическая обработка данных
- 2. 5. Организация исследования
- Глава 3. Результаты исследования динамики образа Я и мотивации в процессе занятий ТКД
- 3. 1. Особенности деятельности в таэквон-до, существенные для формирования и динамики образа Я
- 3. 2. Динамика самоотношения у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки 7э
- 3. 3. Динамика Я-физического в процессе занятий ТКД
- 3. 4. Изменение мотивации у занимающихся ТКД в ходе трехлетней 93. подготовки
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1994. — 23с.
- Адлер А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии. Тексты. М.: МГУ, 1986. — С. 131−140.
- Александрова Н.И. Образ физического «Я» в самосознании школьников //Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. Минск, 1990. -Ч. П. — С. 99−100.
- Александрова Н.И., Лидская Э. В. Развитие самооценки физического «Я» в младшем и подростковом возрасте //Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. Минск, 1990. — Ч. П. -С. 101−102.
- Алексеев В.А. Воспитание самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985. -22с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1980. — Т.2. — С. 103−127.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр./ Под ред. А. А. Бодалева. М., Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии" — НПО «МОДЭК», 1996. — 386с.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности //Проблемы психологии личности. М.: Педагогика, 1982. — С. 140−147.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 105с.
- Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996, — 20с.
- Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема//Вопросы философии, 1981. № 8, — С. 78−89.
- Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Т. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. — 175с.
- Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медицина, 1947 — 254с.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Га-зенко, И. М. Фейгенберг. М.: Наука, 1990. — 494с.
- Бетанели Н. И. «Мы» и «Я»: концепция общественного и индивидуального самосознания: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Тбилиси, 1980. -22с.
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888. — С. 10−15
- Бобров Е. О самосознании. Казань, 1898. — 42с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -200с.
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков //Вопросы психологии, 1955. № 1. — С. 99−106.
- Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10−15 лет из полных и не полных семей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1996. — 16с.
- Бутовский А.Д. Образовательные свойства телесного упражнения: сведения необходимые для преподавания всякого рода физической работы. М.: Тип. Главного управления уделов, 1910. — 20с.
- Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. — 209с.
- Бэн А. Душа и тело. Соч. А. Бэна. Изд-е 2-е. Киев, 1884. — 215с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -192с.
- Валюс А.Н. Самооценка и самоотношение //Вестник МГУ. -№ 1, 1995. -С.56−57.
- Варениус А.С. О телесном воспитании //Журнал министерства народного просвещения, 1906. С. 19−29.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176с.
- Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры: Избранные.психол. тр. М.: Ин-т прак. психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.- 512с.
- Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации психического развития //Вопросы психологии, 1972. № 2. — С. 14−23.
- Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем //Применение математических методов в биологии. Выпуск Ш. Л.: ЛГУ, 1964. С.19−23.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. -320с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. М: Мир, 1992. — 496с.
- Гуткина Н.И., Прихожан A.M. Особенности самосознания //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987. — С. 65−95.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии //Вопросы психологии. 1980. — № 12. — С. 47−60.
- Дашкевич О.В. Эмоционально-волевые проявления самооценки в спортивной деятельности //Проблемы деятельности в советской психологии Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду общества психологов. М., 1977. -4.11. — С. 357−359.
- Джемс У. Психология /Под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991.- 368с.
- Дианова В. В. Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1993. -56с.
- Дорожевец А. Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорекцией: Автореферат дис. .канд. психол. наук. -М., 1986. 18с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96с. Дубова Т. Ф. Исследование социального компонента физического «Я» школьников //Тезисы докладов научно-практической конференции психологов спорта. — Минск, 1990. — Ч. П. — С. 104−105.
- Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов на/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. — 128с.
- Завалова Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности /Отв. ред. Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1986. — 173с.
- Зайцев Т.Н. Методика биометрических расчетов. М.: Наука, 1973. -256с.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. -98с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основные теории и методы воспитания. 2-изд. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200с.
- Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982. — 128с.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы психологии, 1991. № 2. — С. 15−37.
- Знаменская Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания: Автореф. Дис. .канд. психол. наук. Казань, 1996. — 22с.
- Иванов С. Ноофизиопластика динамической подготовки. М.: Сов. спорт, 1994. — 16с.
- Кабанис Ж.П. Отношение между физическою и нравственною природой человека: В 2-х т. Т. 1. — СПб., 1865. — 276с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Наука, 1974. — 328с.
- Как построить свое Я /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -131с.
- Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. JL: Медицина, 1979, — 215с.
- Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1989. — 25с.
- Колобова Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно- аффективных отношений: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1992. — 17с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии //Психологический журнал, 1981. -Т.2. № 3. — С. 25−38
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1989. — 44с.
- Кречмер. Э. Строение тела и характер: перевод/послесловие С. Д. Бирюковой. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 607с.
- Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности: Автореферат, дис. .доктора философ, наук. М., 1993. — 44с.
- Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1984. -20с.
- Куницына В.Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка //Вопросы психологии, 1968. № 1. — С. 90−99.
- Лалаян А.А. Психология юношеского спорта. Ереван: Б.И., 1980. — 96с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
- Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции. М.: Политиздат, 1971
- Леонтьев А.Н. Психология образа //Вестник МГУ сер. 14 — психология -1974. -№ 2. -С.3−13.
- Липпс Т. Самосознание. СПб.: Образование, 1903. — 72с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144с.
- Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды /Авт. сост.: Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. — СПб.: Тускарора, 1996. -175с.
- Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974. — 232 с.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1987.-90с.
- Мартене Р. Социальная психология в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 179с.
- Масальчин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151с.
- Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982.-С. 108−117.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543с.
- Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. -2-е изд. -М., 1908. -307с.
- Мдивани М.О. Исследование структуры физического «Я» у младших школьников и подростков //Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. Минск, 1990. — Ч. П. — С. 109−110.
- Мдивани М.О. Исследование структуры физического образа Я у школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991. — 24с.
- Мейли Р. Структура личности //Экспериментальная психология. М., 1975. Вып.5. — С. 196−283.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1988. — 79с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М. -Воронеж, 1996. -446с.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1990: — 108с.
- Методики психодиагностики в спорте //В.Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. 2-изд, доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256с.
- Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 152с.
- Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М.: Наука, 1976. — 287с.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида /Отв. ред. Б. А. Трушин. М.: Наука, 1990. — 221с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406с.
- Морозов В.Е. Исследование процессов формирования и распада психического динамического образа: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Минск, 1997. 19с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
- Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. -303с.
- Озолин Н.Г. Воспитание моральных волевых качеств спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1958. — 48с.
- Ольшанский Д.В. «Я сам». М. Просвещение, 1986. — 96с.
- Ольшанский Д.В. Об экспериментальном изучении самосознания //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1978.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. -М.: Просвещение, 1987. 224с.
- Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии //Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). М.: «Российское психологическое общество», 1997.-С. 5−23.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. -23с.
- Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я- образа //Психологические исследования познавательных процессов и личности. -М., 1983. С. 45−51.
- Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995. -17с.
- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. — 288с.
- Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я у студентов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. J1., 1984. -16с.
- Пилоян Р.А., Фураев Г. П. Подготовка спортсменов с учетом их мотивации //Теория и практика физической культуры. 1988. № 3. — С. 34−37.
- Подорога В.Г. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ф. Ницше) //Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. — С. 15−31.
- Попов A.JI. Личностный смысл движений человека //Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сборник научных трудов /Под ред. Ко-ренберга В. Б. Малаховка: МОГИФК, 1991. — С. 69−74.
- Попов А.Л., В.М. Мельников. Психология спорта. Учебное пособие для студентов и слушателей РГАФК. М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. — 140с.
- Попов АЛ., Уляева Л. Г. Образ физического Я как мотив занятий спортом (на материале таэквон-до) //Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. -Т. 1. М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. С.121−123.
- Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 18с.
- Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М.: Педагогика, 1988. — С. 58−59.
- Прихожан A.M. Анализ содержания «Образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы-интерната //Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. — С. 94−111.
- Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте //Воспитание, обучение и психическое развитие. М.: Педагогика, 1983. — С. 672−674.
- Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987
- Психологические особенности самосознания подростка /Под ред. М. И. Борщевского. Киев: Виша школа, 1980. — 168с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440с.
- Психология личности: Тексты //Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пу-зырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. -88с.
- Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях II Словарь справочник /Сост. Е. Н. Сурков. Под общ. ред. В. У. Агеевца. -СПб.: СПб. ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 451с.
- Рогинский Я.Я., Левин М. Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1963. -495с.
- Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. Тексты. М.: МГУ, 1986. — С. 200−231.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. — 328с.
- Рубинштейн C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — 463с.
- Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М.: Наука, 1967.- 323с.
- Сержантов В.Ф. «Я» и самосознание //Теория личности. Л.: 1982. — С.46−60.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 647с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности отражения. -М.: МГУ, 1985. -232с.
- Собиева Г. А. Формирование самосознания и самооценки.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1953.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980. — 176с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989.-215с.
- Соколова Е.Т., Дорожевец А. Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии. Вестник МГУ, сер. 14 психология, 1985. — № 4. — С. 39−49.
- Соотношение биологического и социального в человеке /Под ред. В. М. Банщикова, Б. Ф. Ломова. М., 1975.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.
- Стафецкая М.П. Самосознание личности : Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1976. -20с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. .доктора психол. наук." — М., 1985. 37с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. -284с.
- Тае Квон-до (ИТФ) /Правила. М.: Принт центр, 1996. — 42с.
- Телесность человека: междисциплинарное исследование. М.: МГУ, 1991. — 159с.
- Теория деятельности и социальная практика: Ш международный конгресс: 26−30 июня 1995. М., 1995. — 164с.
- Терентьев П.В. Метод корреляционных плеяд //Вестник ЛГУ, 1959. -№ 9,
- Уляева Л.Г. Значение физической культуры в формировании физического «Образа Я» в оценке студентов 1 курса техникума физической культуры //Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Шуя, 1996. — С. 66.
- Уляева Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквон-до //Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов, посвященный 80-летию академии. М.: «Физкультура, образование и наука», 1998. — С. 192−197.
- Уляева Л.Г. Образ физического Я в структуре самосознания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. -Т. 3. -М., 1998. С. 130−135.
- Уляева Л.Г. Реальное значение «Я"-физического в тхэквондо. // Тезисы докладов к международной научной конференции (к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). М., 1997. — С. 215−217. '
- Уляева Л.Г. Структура спортивных способностей в таэквон-до //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. Тезисы докладов международного конгресса. Т.2. — М., 1998. — С.398.
- Уляева J1.Г. Я-физическое в таэквон-до //Материалы международной научной конференции. М., 1997. — С. 26−27.
- Федоришина И.Л. Влияние «Образа Я» на особенности профессионального самоопределения старшеклассника: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1990. — 15с.
- Фейдимен Джеймс, Фрейгер Роберт Личность и личностный рост/Рос. Открытый ун-т. -М., 1994. -Вып.1. 87с., -Вып.З. — 81с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232с.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 4 изд. — М.: Политиздат, 1980.-444с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184с.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //"Я» и «Оно'УТруды разных лет. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 71−138.
- Фрейд 3. Я и Оно. Л.: Академия, 1924. — 370с.
- Фридландер Д. Типы тела: пер. с англ. СПб: Петербург — XXI век, 1995.-221с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-208 с.
- Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. М.: «КСП +», 1997.- 720с.
- Хухлаева О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1990. — 15с.
- Цилфидис Л.К. Принципы педагогического взаимодействия учителя и учеников в таэквон-до //Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов, посвященный 80-летию академии. М.: «Физкультура, образование и наука», 1998. — С. 209−214.
- Цой Хонг Хи Таэквон-до (Корейское искусство самообороны) /Перевод АО «ТКД». М.: АО «ТКД», 1993. — 770с.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности //Проблема сознания: Материалы симпозиума. Книга 5 /Отв. ред. В. М. Банщиков -М&bdquo- 1966.-С. 228−239.
- Чернявская Т.К. Трудный путь к самому себе. Очерки саморазвития личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994. — 116с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144с.
- Чеснокова И.И. Самосознание личности //Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 209−225.
- Чудновский B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением (B.C. Чудновский, А. Ю. Кржечковский, А. А. Можейко. Ставрополь: Торба, 1993. — 139с.
- Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985. -200с.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, 1994. — 319с.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» в самосознании. М.: Наука, 1966. — С. 217−228.
- Шредер X. Петерман X. О структурном анализе Я-концепции. //Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., 1987. -С.141−145.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ, полит., 1995.-800с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 253с.
- Юнг К.С. О психологии восточных религий и философии. М.: Медиум, 1994.-253с.
- Arkoff N.A., Weaver Н.В. Body image and body sissa tisfaction Japanese -Amerikans// J. Sos. Psychol, 1966. — v. 68. — P. 323−330.
- Askevold F. Meesuring body image. Psychother Psychosom. — 1975. — v. 26. — P. 71−77.
- Bennet D.H. The body concept. J. Ment. Science, 1960, v. 106. — P. 56−75.
- Chaplin J. P. Dictionary of psychology. N.Y.: Dell, 1974. 573p.
- Erikson E.N. Childhood and Society. N.Y.: Norton, 1963.
- Federn P. Ego psychology and the psychoses. N.Y.: Basic Books, 1952. — P. 375.
- Fisher S. Body experience in fantasy and behavior. N.Y.:Appleton-Century-Crofts, 1970. P. 650.
- Fisher S., Cleveland S. Body image and personality. N. Y., 1958.
- Haall G. S. Some aspecks of the early sence of selk/ Amtrican J. of Psy-chiaty, 1898. -9. — P. 351 -395.
- Jourard S.M. Secord P.F. Body cathexis and ideal female figure //1, of Abn. and. Soc. Psychol, 1955. 50. — P. 243−246.
- Mahoney E.R. Body-catlexis and|self-esteemation // J. Psychol, 1974. v. 88 № 1. — P. 27−30.
- Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.
- Schontz F.C. Body image and its disordern // Intern. I/of Psychiat. Med. 1974. -V.5
- Ulyaewa L.G. Physical Ego in Taekwon-do. — Mersin, 1997.
- Witkin H.A. et.al. Personality thraigh perception. N.Y., 1959. — 334p.
- Zion L. C. Body concept as it relates to self concept. — Research Quart, 1965. — v. 36. — P. 490−495.
- ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ ТОНГ ИЛ-КВАН
- Перед входом в зал следует снять все украшения (цепочки, медальоны, серьги, кольца и т. п.), которые могут повредить ученику.
- Волосы следует перетянуть резинкой, но не следует использовать пластиковые или металлические заколки.
- Ногти на руках и ногах должны быть коротко острижены.
- Ученик должен быть одет в официальную форму добок ИТФ, в противном случае при построении ему следует встать в последнем ряду. Воспрещается заниматься в шортах, с обнаженным торсом в майке.
- Добок должен быть всегда чистым и выглаженным. Девушкам разрешается надевать белую футболку под добок.
- После тренировки добок следует правильно складывать
- Перед входом в зал ученик должен быть полностью одет. Воспрещается переодеваться в зале или снимать пояс даже после окончания занятия.
- Пояс следует завязывать таким образом, чтобы сформировать один круг вокруг пояса и его концы должны быть одинаковой длины.
- Полоски на поясе должны иметь ширину 5 мм и располагаться на расстоянии 5 см от конца пояса.
- Входить в зал разрешается босиком.
- Входя в зал следует сделать поклон, стараясь при этом максимально настроиться на тренировку.
- Выходя из зала, тоже следует сделать поклон.
- Воспрещается покидать зал во время тренировки без разрешения учителя.
- Если ученик опоздал на тренировкуДон должен сделать 20 отжиманий, а после этого спросить у Учителя разрешение начать занятие. После того как Учитель дал разрешение, он, вне зависимости от Пояса, занимает место в конце группы.
- В зале воспрещается употреблять пишу и напитки, быть в нетрезвом состоянии.
- Запрещается использовать нецензурные выражения, громко разговаривать. Это правило, а также п. 13, относятся и ко всем присутствующим в зале во время тренировки.
- При построении группа строится в колонны по старшинству с равнением на впе-редистоящего и правостоящего ученика.
- Сидеть в зале можно только по-турецки, с прямой спиной, руки -на коленях.
- Старшим учениками считаются те у кого выше Пояс. Среди равных Поясов старшими считаются те, кто дольше занимается.
- Если старшие ученики, заметив нарушение, ничего не предпринимают, Учитель может наказать их.
- Перед входом в зал Учителя старший ученик (Сон бе ним) дает команду группе «Чарет сабом-ним ке кюне» («Внимание! Перед Учителем-поклон!»). Ученики, делая поклон произносят «Тэ квон!»
- До и после разговора с учителем ученик должен сделать поклон.
- Разговаривать с учителем следует в уважительном тоне. При обращении необходимо использовать слова: «Учитель», «Сабом-ним» или по имени-отчеству.
- Воспрещается перебивать Учителя.
- Воспрещается разговаривать, когда говорит Учитель.
- Воспрещается поворачиваться к Учителю спиной, когда он говорит.
- Если учитель вызывает ученика для демонстрации приема, следует сделать поклон до показа и после.
- Учитель не обязан отвечать на поклоны.
- В отсутствии учителя старший ученик считается регулярным инструктором, даже если он ниже поясом присутствующих на занятии учеников.
- Если учителя нет в зале и он не назначил старшего ученика, его обязанности выполняет старший из присутствующих учеников.
- Старшие должны быть примером для младших и помогать им, если в этом возникнет необходимость.
- Младшие должны уважать и слушаться старших, не беспокоить учителя вопросами, на которые могут ответить старшие ученики.
- Старшим воспрещается показывать младшим технику выше той, которая им известна по поясу.
- Воспрещается всем ученикам показывать изученные приемы за пределами школы, использовать ее можно только при самообороне.
- Воспрещается заниматься у другого инструктора без разрешения учителя.
- Воспрещается аттестоваться у другого учителя.
- Хотя ученику позволительно не соглашаться с инструктором, он должен сначала выполнить задание, а обсуждать все вопросы позже.
- Ученики, имеющие предыдущий опыт занятий в других школах, должны следовать данным правилам.
- Ученики, перешедшие из других школ ИТФ, имеющие Пояс и сертификат ИТФ, должны подтвердить свою квалификацию по программе Школы ТОНГ ИЛ-КВАН.
- Ученики могут подвергаться следующим наказаниям:• выполнение физических упражнений-• понижение квалификации по поясам-• удаление с занятий.
- Ученики, систематически не выполняющие настоящие Правила, лишаются возможности посещать занятия в Школе.
- Выдержки из настоящих Правил могут использоваться в виде устных или письменных вопросов на аттестации.1. ТЕСТОВЫЙ БУКЛЕТ МИС1. Инструкция:
- Мои слова довольно редко расходятся с делом.
- Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
- К чужым проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
- У меня нередко возникает чувство что-то, о чем я мысленно собой разговариваю, мне неприятно.
- Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
- Самое разумное, что может сделать человек в жизни это не противиться собственной судьбе.
- У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
- Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
- Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.
- Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
- Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что хорошее.
- Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
- В моей личности есть, наверное, что такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
- Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
- У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
- Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
- Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, чем бы я в конце концов согласился.
- Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
- Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
- Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
- В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.
- Иногда я сам себя плохо понимаю.
- Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
- Думаю что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
- Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
- Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по настоящему.
- Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так как я решил.
- Мои отношения к самому себе можно назвать дружеским.
- Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
- Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
- Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.
- Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то встать другим.
- В целом меня устраивает то, какой я есть.
- К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
- Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
- Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
- Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
- Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что-то изменить.
- Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
- Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
- Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
- Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
- То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
- Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
- Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю «и поделом тебе».
- Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.
- У меня нередко вызывают сомнения, а такой ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
- Я не способен на измену даже в мыслях.
- Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
- Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
- Уверен, что на меня положиться можно в самых ответственных делах.
- Я могу сказать, что в целом контролирую свою судьбу.
- Я не когда не выдаю, понравившееся мне чужие мысли за свои.
- Каким бы я ни оказался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
- Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
- Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
- Мне кажется, что если бы таких людей, как я был бы больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
- Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
- Что-то мешает мне понять по-настоящему.
- Во мне есть немало такого, сто вряд ли вызывает симпатию.
- В' сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.
- Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
- Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
- Я убедился, что глубокое проникновение в себя- малоприятное и довольно рискованное занятие.
- Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
- У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
- Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личность.
- Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
- Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
- Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
- Можно сказать, что я себе нравлюсь.73. Я человек надежный.
- Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
- Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.
- Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
- Близким людям свойственно меня недооценивать.
- У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
- Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
- Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
- Порой мне кажется, что я какой-то странный.
- Я не склонен пасовать перед трудностями.
- Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
- Мне кажется, что глубоко обдумывая свои проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.
- Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
- Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
- Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
- Если я искренне обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.
- Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
- Я вполне ясно представляю себе, что ждет меня впереди.
- Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».
- Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
- Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
- В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.
- Вряд ли есть во мне что-то, чего бы я не знал.
- Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
- Во мне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки. А
- Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.
- Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.
- Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.
- Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.
- Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людей.
- Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
- Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
- Я сам создал себя таким, какой я есть.
- Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
- Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
- Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
- Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь.
- Уверен, что в жизни я на своем месте.1. БЛАНК ОТВЕТОВ МИС
- Шкала согласен не согласен
- Открытость 1,3,9, 48, 53,56, 65 21,62, 86, 98
- Самоуверенность 7, 24,30,35,36,51, 52,58,61,73, 82 20, 80, 103
- Саморуководство 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110 109
- Отраженное самоотношение 2, 5, 29,41,42,50, 102 13, 18, 34, 85
- Самоценность 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100 15,26,31,46, 83
- Самопринятие 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97
- Самопривязанность 6,32,33,55,89, 93, 95, 101, 104 96, 107
- Внутренняя конфликтность 4, 11,22, 23,27,38, 47, 59, 64, 67, 69,81, 91,94,99
- Самообвинение 14, 19, 25,37, 60, 66, 71,78, 87, 92