Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование готовности студентов педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали результаты анкетирования, готовность работающих учителей общеобразовательных школ и студентов — выпускников к использованию ВВУП оказывается не достаточной для решения воспитательных задач в учебном процессе. И хотя важность данной работы признается большинством опрошенных (95%), основная часть участников реализует воспитательные задачи в учебном процессе эпизодически (9% учителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
    • 1. Л. Использование воспитательных возможностей учебного процесса как педагогическая проблема
      • 1. 2. Предпосылки формирования готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса
      • 1. 3. Модель формирования готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса
  • ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
    • 2. 1. Педагогические условия формирования готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса
    • 2. 2. Реализация модели формирования ~~ готовности- студентов к ~ ~ использованию воспитательных возможностей учебного процесса
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Формирование готовности студентов педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происшедшие в жизни общества затронули не только экономическую и политическую сферы, но и серьезно повлияли на ситуацию в образовании. Современное общество предъявляет высокие требования к подготовке выпускников вузов, в том числе и педагогических. Выпускнику педагогического вуза предстоит воспитать социально активную, нравственно зрелую, самореализующуюся личность школьника.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года провозглашается приоритет воспитания в образовании: являясь органической составляющей педагогической деятельности, оно должно быть интегрирование в общий процесс обучения и развития. В Концепции развития воспитания в системе образования обеспечение взаимосвязи воспитания и обучения, повышение воспитательной направленности учебного процесса, включение в содержание учебных дисциплин материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, признаются важными направлениями работы учителя.

Очевидно, что современной школе необходим педагог, способный рассматривать учебный процесс с позиции реализации его воспитательных возможностей, создавать условия для их использования.

За последние годы огромное значение в развитии положений о взаимосвязи процессов обучения и воспитания сыграли работы ученых В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, Э. И. Моносзона, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, Д. М. Гришина, И. Ф. Харламова и др. В данных исследованиях педагогический процесс рассматривается с позиций единства его учебной и воспитательной составляющих, а использование воспитательных возможностей учебного процесса (ВВУП) выступает неотъемлемой частью педагогической работы. Проблема воспитания в процессе обучения в различных ее аспектах проработана достаточно глубоко в исследованиях О. В. Заславской, С. Г. Макеевой, Н. В. Кочергиной, И. З. Гликмана, О. Р. Шеффер.

Анализ научной и методической литературы показал, что несмотря на то, что проблема подготовки будущих учителей к воспитательной работе рассматривается широко, однако вопросы подготовки учителя к использованию ВВУП не получили достаточного освещения, не изучены условия, обеспечивающие реализацию этого процесса. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность нашего исследования.

В работах O.A. Абдуллиной, Б. Г. Ананьева, K.M. Дурай — Новаковой, М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбовича, К. К. Платонова, С. JI. Рубинштейна, В. А. Сластенина и других авторов исследуются различные стороны готовности к педагогической деятельности. Отдельные аспекты организации воспитания в процессе обучения, вопросы подготовки к ней отражены в исследованиях Добрыниной Е. В. (подготовка будущего преподавателя вуза к реализации воспитывающего обучения), Икматовой Д. И. (подготовка учителя к воспитанию в процессе обучения), Мищенко А. И. (формирование готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса).

В процессе анализа действующего ГОС ВПО и программ курсов было обнаружено, что проблема использования ВВУП и раскрывающие ее понятия включены в содержание педагогических дисциплин фрагментарно, зафиксированы содержательные блоки, где исследуемая проблема не обозначена. Такой минимум не может обеспечить студентов необходимым уровнем сформированности готовности к использованию ВВУП, так как подготовка «студентов» к их использованию ведется несистемно," материал теоретического курса, педагогической практики не достаточно ориентированы на реализацию целостного педагогического процесса, на формирование у студентов необходимых умений и навыков.

Как показали результаты анкетирования, готовность работающих учителей общеобразовательных школ и студентов — выпускников к использованию ВВУП оказывается не достаточной для решения воспитательных задач в учебном процессе. И хотя важность данной работы признается большинством опрошенных (95%), основная часть участников реализует воспитательные задачи в учебном процессе эпизодически (9% учителей, 14% студентов в период педагогической практики), 85% учителей и 92% студентов владеют ограниченным запасом знаний по проблеме использования ВВУП. Недостаточная просвещённость учителей и студентов, узкодидактическое понимание своих профессиональных обязанностей негативно сказывается на характере организуемого ими учебного процесса.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями:

— между потребностью средней школы в учителях, готовых к использованию ВВУП, и недостаточным уровнем их подготовки к данному виду деятельности в вузе;

— между осознанием необходимости в формировании готовности студентов к использованию ВВУП в процессе изучения педагогических дисциплин и отсутствием теоретической разработанности данной проблемы в педагогике высшей школы.

Выделение указанных противоречий послужило причиной проведения нами исследования и определило его проблему: каковы условия эффективного формирования готовности студентов педвуза к использованию ВВУП при изучении педагогических дисциплин?

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование готовности студентов педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса».

Объект исследования: подготовка студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса.

Предмет исследования: процесс изучения педагогических дисциплин, способствующий формированию готовности студентов педвуза к использованию ВВУП.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов к использованию ВВУП при изучении педагогических дисциплин в вузе.

Гипотеза исследования: формирование готовности студентов к использованию ВВУП будет осуществляться эффективно если: подготовка студентов к использованию ВВУП органично включена в целостный процесс изучения педагогических дисциплин в вузеспроектирована и реализована модель формирования готовности студентов к использованию ВВУП, включающая мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и оценочный компоненты;

— овладение студентами знаниями и умениями сочетается с формированием ценностного отношения к деятельности по использованию ВВУП;

— в процессе изучения педагогических дисциплин созданы и выполняются следующие условия: обогащение содержания дисциплин идеями и понятиями, знание которых способствует формированию у студентов готовности к использованию ВВУПсоздание диалого-творческой среды, побуждающей студента к личностно-профессиональному росту, в освоении деятельности по использованию ВВУП (в единстве решения педагогических задач, учебного диалога, деловых игр и проектировочной деятельности) — предоставление студентам возможностей самоконтроля, самооценки, рефлексии деятельности по использованию ВВУПвключение в содержание подготовки спецкурса как основы формирования готовности студентов.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

— выявить сущность, структуру понятия «готовность к использованию воспитательных возможностей учебного процесса»;

— спроектировать модель формирования готовности к использованию ВВУП и определить механизм ее реализации;

— выявить и обосновать совокупность педагогических условий формирования готовности студентов педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса;

— определить критерии и показатели сформированности готовности студентов педвуза к использованию ВВУП;

— опытно-экспериментальным путем проверить эффективность процесса формирования готовности к использованию ВВУП, организованного с учетом выявленных условий.

Теоретико-методологической основой исследования являлись: положения гуманистической педагогики (Ш.А. Амоношвили, В. П. Без духов, М. Н. Берулава, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская и др.) — основные положения теории воспитательных систем (В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова), организации воспитательного процесса (Л.В Байбородова, М.И.Рожков) — положения о сущности и содержании явления готовности личности к педагогической деятельности (O.A. Абдуллина, В. П. Бездухов, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Сластенин, K.M. Дурай-Новакова и др.) — положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.К.Бабанский, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, Л. Ф. Спирин, Г. И.Щукина) — основные положения о реализации воспитания в процессе обучения (Б.Т. Лихачев, В. М. Коротов, Э. И. Моносзон, Д. М. Гришин и др.), положения системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (М.А. Данилов, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.) — положения деятельностного подхода в отечественной педагогике (А.Н. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Е. В. Куканова, И. С. Якиманская и др.) и психологии (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, A.B.

Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.). Существенное значение в концептуальном плане имели основные положения методологии педагогики и методики исследования (Н.И. Загузов, В. В. Краевский, В. И. Загвязинский и др.).

Методы и база исследования.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы, моделирование) — эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы, включенное наблюдение за работой студентов, преподавателей, анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент) — математические методы обработки экспериментальных данных.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе физико-математического и инженерно-педагогического факультетов Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа (с 2002 по 2006 гг.).

На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литературы, выявлялось состояние проблемы в вузовской практике, накапливался и обобщался теоретический материал. Определились цели и задачи исследования, уточнялась научная гипотеза. Проводилось эмпирическое исследование, которое позволило убедиться в актуальности проблемы, была определена логика и методы исследования, обозначена структура работы.

На втором этапе (2003;2004 гг.) была откорректирована гипотеза и цель исследования, изучена сущность предмета исследования, его особенности, уточнены основные понятия исследования, определены условия формирования готовности студентов к использованию ВВУП, спроектирована модель ее формирования, а также велась работа по практической апробации и экспериментальной проверке гипотезы исследования.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) путем опытно-экспериментальной работы были конкретизированы и проверены выработанные теоретические положения, осуществлялся количественный и качественный анализ данных опытно-экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования:

— уточнена сущность и структура понятия «готовность студента к использованию ВВУП» как целостного личностного образования, обеспечивающего переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя и включающее взаимосвязанные мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и оценочно-волевой компоненты.

— спроектирована модель формирования готовности студентов педагогического вуза к использованию ВВУП, отражающая структуру готовности и выстроенная в соответствии с логикой педагогического процесса;

— обоснованы и экспериментально подтверждены условия эффективного ¦ формирования готовности студентов к использованию ВВУП: обогащение содержания педагогических дисциплин идеями и понятиями, знание которых способствует формированию у студентов готовности к использованию ВВУПсоздание диалого-творческой среды, побуждающей студента к личностно-профессиональному росту, в освоении деятельности по использованию ВВУП (в единстве решения педагогических задач, учебного диалога, деловых игр и проектировочной деятельности) — предоставление студентам возможностей самоконтроля, самооценки, рефлексии деятельности по использованию ВВУПвключение в содержание подготовки спецкурса как основы формирования готовности студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— обогащении педагогики высшей школы на основе приращения знаний в содержании подготовки учителя к использованию ВВУП;

— уточнении сущности понятия «готовность к использованию ВВУП»;

— обосновании содержания, средств и условий формирования готовности студентов педагогического вуза к использованию ВВУП.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание материалов диссертации может быть использовано в качестве научной основы для разработки учебных пособий, в лекционных и практических курсах, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в практической деятельности учителя.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Под готовностью студентов к использованию ВВУП понимается целостное личностное образование, обеспечивающее переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя и включающее взаимосвязанные мотивационно-ценностный, включающий отношение студентов к использованию ВВУП, систему интересов, мотивов, убеждений студентов в значимости и ценности деятельности, содержательно-процессуальный, включающий систему педагогических знаний о содержании деятельности по использованию ВВУП, роли учителя в их реализации, а также систему необходимых умений, и оценочно-еолевой компоненты, выражающийся в самооценке и рефлексии будущего учителя своей готовности к использованию ВВУП, а также в наличии воли в достижении поставленных целей. Степень сформированности компонентов обеспечивают успешное осуществление данной профессиональной деятельности.

2. В основе построения образовательного процесса ориентированного на формирование готовности к использованию ВВУП при изучении педагогических дисциплин лежит модель, характеризующаяся единством компонентов: мотивацыонно-ценностного, включающего выбор цели и задач формирования готовности, содержательно-процессуального, включающего содержание и средства формирования готовности, и оценочного, включающего контроль, коррекцию, оценку и анализ этого процесса. Основными характеристиками модели являются целостность и диагностико-проектировочная основа.

3. Эффективное формирование готовности студентов к использованию ВВУП возможно при соблюдении условий:

— обогащается содержание педагогических дисциплин идеями и понятиями, знание которых способствует формированию у студентов готовности к использованию ВВУП;

— создана диалого-творческая среда, побуждающая студентов к личностно-профессиональному росту в освоении деятельности по использованию ВВУП (в единстве решения педагогических задач, учебного диалога и деловых игр, проектировочной деятельности);

— предоставляются студентам возможности самоконтроля, самооценки, рефлексии деятельности по использованию ВВУП;

— в содержание подготовки включен спецкурс, интегрирующий и углубляющий знания о ВВУП.

Апробация результатов исследования осуществлялись через научно-методические публикации автора, которых по теме исследования 14. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГТТУ им. К. Э. Циолковского (2002;2008 гг.) — на международных, российских, областных, межвузовских научно-практических конференциях в г. Калуге (2004;2007гг.), г. Брянске (2004г.), Челябинске (2005г.), г. Пензе (2005г.), г. Вологде (2006 г.).

Результаты исследования внедрялись в практику в процессе проведения занятий со студентами физико-математического и инженерно-педагогического факультетов Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковскогов ходе курсовой подготовки учителей г. Калуги и Калужской областипутем публикацийсообщений на заседаниях кафедры педагогики, конференциях, семинарах, встречах с учителями средних школ и преподавателями вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на теоретические разработки в области педагогики, психологии, философии, применением комплекса научных методов, адекватных объекту, задачам и логике исследованияобъективным анализом и синтезом теоретических и экспериментально-практических материаловдлительностью и личным участием автора в опытно-экспериментальной работеположительной оценкой со стороны экспертов, членов жюри конкурсовзначительным объемом выборки (360 человек).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. По теме исследования опубликованы следующие работы:

Выводы по второй главе

1. Экспериментальная часть нашего исследования была направлена на решение основных задач: экспериментально проверить эффективность разработанной модели формирования готовности к использованию ВВУП и выявить зависимость между педагогическими условиями и формированием готовности. Поочередное введение для проверки эффективности разработанной нами модели формирования готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса различных условий способствовало выработке готовности студентов к данному виду деятельности по всем критериям и показателям готовности.

Данные констатирующего эксперимента позволили утверждать, что действительно существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к готовности будущих учителей, и уровнем этой готовности. Это подтвердило целесообразность разработки модели формирования готовности студентов педвуза не только способных реализовать образовательные возможности учебного процесса, но и способных использовать воспитательные.

2. Эффективность формирования готовности студентов педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса обеспечивается группой условий: обогащение содержания дисциплин идеями и понятиями, знание которых способствует формированию у студентов готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, создание диалого-творческой среды, побуждающей студента к личностно-профессиональному росту в освоении деятельности по использованию воспитательных возможностей учебного процесса (в единстве решения-педагогических задачг учебного-диалога и деловых игр, — проектировочной деятельности) — предоставление студентам возможностей самоконтроля, самооценки, рефлексии деятельности по использованию воспитательных возможностей учебного процессавключение в содержание подготовки спецкурса, интегрирующего и углубляющего знания об использовании воспитательных возможностей учебного процесса.

3. На каждом этапе формирующего эксперимента была прослежена динамика формирования готовности по выделенным критериям. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о влиянии экспериментальных факторов на динамику формирования готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса. После реализации разработанной нами модели и программы обучения в экспериментальной группе наблюдаются положительные изменения по всем выделенным критериям.

На завершающем этапе формирующего эксперимента выявлены существенные различия в уровне сформированной готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, обучающихся в экспериментальных и контрольных группах. В процессе анализа развития готовности было установлено, что у студентов экспериментальных групп изменилось отношение к проблеме использования воспитательных возможностей учебного процесса, вырос объем знаний и умений проблемы, получила развитие способность к педагогической рефлексии.

Заключение

Рост требований, предъявляемый к специалистам высшей квалификации, приводит к необходимости пересмотра возможностей профессиональной подготовки. Это относится и к подготовке будущих учителей. В условиях модернизации высшего педагогического образования остро встает вопрос о повышении эффективности подготовки будущего учителя к воспитанию подрастающего поколения. Одним из аспектов такой подготовки является подготовка к использованию воспитательных возможностей учебного процесса.

Существенной потребностью общества является такое преподавание, при котором для учащегося раскрываются мировоззренческие, нравственно-этические, эстетические, экологические и другие жизненно важные аспекты, составляющие необходимые условия для развития личности, способной и готовой к самостоятельной творческой деятельности. Умелое раскрытие и использование учителем воспитательных возможностей учебного процесса будет способствовать воспитанию гражданской позиции личности, нравственности, культуры поведения и общения в обществе.

Однако анализ реальной практики показывает несоответствие в подготовке студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса требованиям сегодняшнего дня. Выпускники демонстрируют неудовлетворительное владение теорией и методикой — деятельности-по использованию воспитательных возможностей-учебного процесса. Возникает противоречие между требованиями современной науки к подготовке студентов педвуза к деятельности по использованию воспитательных возможностей учебного процесса и актуальным состоянием готовности выпускников к указанному виду деятельности.

Структура готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и оценочноволевой. Целостность системы обеспечивается тем, что она обладает упорядоченной структурой, единством и взаимосвязанностью всех компонентов рассматриваемой нами готовности. Каждый компонент готовности расширен за счет ряда критериев и показателей, выделены уровни ее развития (низкий, средний, достаточно высокий и высокий).

Важную роль в формировании готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса играет педагогическая подготовка. Располагая достаточно мощным потенциалом, педагогические дисциплины обеспечивают и способствуют в полной мере реализации данного процесса. Эффективность формирования готовности студентов достигалась при обязательном единстве теоретической и практической подготовки, взаимосвязи всех курсов педагогического цикла.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Готовность студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса представляет собой целостное личностное образование, обеспечивающее переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя и включающее взаимосвязанные мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и оценочно-волевой компоненты, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление данной профессиональной деятельности .

——-2 Спроектированная—модель—формирования—готовности студентов——-педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса при изучении педагогических дисциплин, отражающая основные компоненты данной готовности, явилась эффективным средством и условием ее формирования. 3. Формирование готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса осуществляется при соблюдении педагогических условий: обогащения содержания педагогических дисциплин идеями и понятиями, знание которых способствует формированию у студентов готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, создание диалого-творческой среды, побуждающей студента к личностно-профессиональному росту в освоении деятельности по использованию воспитательных возможностей учебного процессапредоставление студентам возможностей самоконтроля, самооценки, рефлексии деятельности по использованию воспитательных возможностей учебного процесса, включение спецкурса как основы формирования готовности студентов.

4. Опытно-экспериментальная проверка разработанной модели формированию готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, основанной на комплексе условий, показала повышение профессионального уровня студентов, что позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой нами гипотезы и эффективности разработанной модели.

Данное диссертационное исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы использования воспитательных возможностей учебного процесса при изучении педагогических дисциплин. Предложенная модель формирования готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса представляет собой один из возможных вариантов обновления системы подготовки студентов квоспитанию школьников—Пред ставленная-работа-может-иметь-дальнейшее развитие в исследованиях, касающихся разработки учебных планов, программ, методических рекомендаций, учитывающих воспитательные возможности учебного процессаподготовки к данному виду деятельности в условиях многоуровневой системы образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Текст. / O.A. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1984.-208с.
  2. , O.A., Загрязкина, Н.К. Педагогическая практика студентов. Текст. / O.A. Абдуллина., Н. К. Загрязкина -М.: Просвещение, 1989. 173с.
  3. , Г. В. Формирование у студентов педвуза готовности к профессиональному общению с родителями. Текст.: дис. канд.пед.наук. Волгоград: АГПИ, 1996. — 178с.
  4. , Б.Т. Человек как предмет познания. Текст. / Ананьев Б. Т. — М.: Наука, 2000. 350с.
  5. , В.В., Грохольская, О.Г. Подготовка будущих учителей по предметам педагогического цикла Текст. /В.В. Анисимов, О. Г. Грохольская // Педагогика. 2000. — № 9. — С.54−60.
  6. А.Г., Ягодин Т. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития). Текст. / А. Г. Асмолов, Т. А. Ягодин // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1992. 158с.
  7. , H.A. Сотрудничество студентов в образовательном процессе как условие подготовки конкурентоспособных специалистов. Сб. материалов конференции. Текст. / H.A. Асташев- Брянск: Изд-во БГУ, 2004. 115с.
  8. , В.Г. Общество: системность, познание и управление. Текст. / В.Г. Афанасьев- М.: Политиздат, 1981.- 432с.
  9. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). Текст. / Ю. К. Бабанский — М.: Педагогика, 1982. 192с.
  10. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Текст. / Ю. К. Бабанский М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  11. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Текст. / Ю. К. Бабанский М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  12. , JI.A. Обучение будущего учителя начальной школы диагностической деятельности: теория, методология, технология (на материале педагогических дисциплин). Текст.: дис.. докт.пед.наук. — Тула, 2004. 398с.
  13. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. Текст. / Е.П. Белозерцев- М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  14. , В.П., Талызина, Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. Текст. / В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, // Советская педагогика. 1973.- № 7. — С.71
  15. , П.П. Мои воспоминания. Текст. / П. П. Блонский — М., 1971.- 164с.
  16. , C.B. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов к работе с детскими общественными организациями. Текст.: Автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб., 1992. -20с.
  17. , E.H., Зазыкин, В.Г. Введение в акмеологию. Текст. / E.H. Богданов, В. Г. Зазыкин Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001. — 145с.
  18. , E.H., Прасолова, ЕЛ. Современная педагогика: ценности, ------ понятия, смыслы^Текст. / Е. Н^Богданов, ЕЛ. Прасолова Калуга: КГПУ им.
  19. К.Э. Циолковского, 1999. 128с.
  20. , Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Текст. / Н. И. Болдырев — М: Просвещение, 1981. 233с.
  21. Большая советская энциклопедия. Текст. М.: Советская энциклопедия, 1975. — С.428. -Т.20.
  22. , Т.М. Формирование готовности будущего учителя к осуществлению нравственного воспитания учащихся на основе народной педагогики. Текст.: дис.. канд.пед.наук. -Барнаул, 2004. —172с.
  23. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Текст. / A.A. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  24. , М.К. Воспитывающая функция урока как основной организационной формы обучения и ее дальнейшее совершенствование в образовательной школе . Текст.: дис. .канд.пед.наук. — Тбилиси, 1983. — 194с.
  25. Вопросы воспитания: системный подход/Под ред. Л. И. Новиковой. Текст. / Л. И. Новикова. М.: Прогресс, 1981. — 136с.
  26. A.B. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы. Текст. / Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. 176с.
  27. , Л.С. Мышление и речь. — Т.11. Текст. / Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1982. — 504с.
  28. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы// -Новые ценности-образования:-содержание гуманистического-образования-.
  29. О.С. Газман-М., 1995. вып.2. С. 27, 33.
  30. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
  31. , Б.А., Грязнов, Б.С., Дынин, Б.С. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). Текст. / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин и др М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248с.
  32. , Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Текст. / Г. М. Голин М.: Просвещение, 1987. — 127с.
  33. , Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики. Текст.: дис. .докт. Пед. наук. Л., 1986. — с.
  34. , Н.К., Битинас, Б.Т. Введение в диагностику воспитания. Текст. / Н. К. Голубев, Б. Т. Битинас М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  35. , И.Б., Жучкова, В.М. Готовность к профессиональной педагогической деятельности как результат функционирования образовательной программы Текст. / И. Б. Готская, В. М. Жучкова, //Наука и школа. 2001. — № 5. — С. 18−23.
  36. , Д.М., Прокопенко, В.И. Конспективный курс педагогики. Текст. / Д. М. Гришин, В. И. Прокопенко Калуга: КГПИ им. К. Э. Циолковского, 1993. — 164с.
  37. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Текст. / В. В. Давыдов М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  38. , В.В. Теория развивающегося обучения.. Текст. / В. В. Давыдов М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. — 541 с.
  39. , В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя.. Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук. — М., 1993.-20с.
  40. Данильчук,—В.И.— Профессионально-педагогическая—направленность----преподавания физики в педвузе в условиях гуманитаризации образования Текст. / В. И. Данильчук //Педагогическое образование и наука. 2001. 2. С.41−46.
  41. , C.B. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации Текст. / C.B. Дармодехин //Педагогика. 2001. — № 1. — с.10−17.
  42. , И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. Текст. / И. Д. Демакова М.: Просвещение, 1989. -207с.
  43. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики Текст. / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
  44. , Г. В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе. Текст.: дис.. канд.пед.наук. СПБ, 1999. — 215с.
  45. , А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения. Текст.: автореф. дис.. .докт.пед.наук. — М., 1972. — 43с.
  46. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Текст.: дис.. .докт.пед.наук. -М., 1983.-356с.
  47. , М.И., Кандыбович, Л.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович М.: Университетское, 1985. — 206с.
  48. Дьяченко,--М-И.,—Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович — Минск: БГУ, 1976. 176с.
  49. , М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы. Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович Минск: БГУ, 1981. — 383с.
  50. , В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. Текст. / В. Ф. Ефименко М.: Педагогика, 1976. — 224с.
  51. , В.Ф., Макогина, Е.И., Хоменко Е. А. Развитие представлений об эволюции физической картины мира//Физика в школе. 2002. — № 6. — С.45−48.
  52. , O.A. Формирование готовности будущего учителя к организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся. Текст.: дис.. канд.пед.наук. Самара, 2007. — 222с.
  53. , Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучении педагогических дисциплин.. Текст.: дис.. .канд.пед.наук СПб, 1998. — 169с.
  54. , Т.А. Формирование готовности студентов и молодых специалистов к внеучебной воспитательной работе. Текст.: дис. канд.пед.наук. Тюмень, 2001. — 187с.
  55. , В.И. Методология и методика дидактического исследования. Текст. / В. И. Загвязинский — М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  56. , В.И., Астаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Астаханов — М.: Академия, 2001. 208с.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ТЦ «Сфера», 2003.-48с.
  58. , И.А. Педагогическая психология. Текст. / И. А. Зимняя -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -474с.
  59. , С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. Текст. / С. П. Иванова — Псков: 111 ПИ, 2000. 308с.
  60. И. А. Метод олого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой подготовки. Текст.: дис. .докт.пед.наук. -СПб., 1998. 471с.
  61. С.П. Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин. Текст.: дис. канд.пед.наук., Спб, 2003. 161с.
  62. , Т.А. Педагогика. Курс лекций. Текст. / Т. А. Ильина — М.: Просвещение, 1984. 496с.
  63. История образования педагогической мысли за рубежом и в России/Под ред. З. И. Васильевой. Текст. / З. И. Васильева — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416с.
  64. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века/Под ред. А. И. Пискунова. Текст. / А. И. Пискунов М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512с.
  65. Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. Текст. / E.H. Кабанова-Меллер М.: Педагогика, 1968. — 235с.
  66. Калмыкова З. ИгПедагогика гуманизма. М.: 3нание, 1990. — 80с.----
  67. Кан-Калик, В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя Текст. / В.А. Кан-Калик // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С.97−100.
  68. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. Текст. / В. А. Караковский М., 1992. — 128с.
  69. , В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. Текст. / В. А. Караковский М., 1993. — 80с.
  70. , С.С. Внеурочная деятельность в процессе подготовки студентов педвуза к работе по экологическому воспитанию школьников. Текст.: дис.. канд.пед.наук. Волгоград, 1988. — 281с.
  71. , Ч. Теория и практика управления деятельностью учащихся по развитию их мышления на уроках физики. Текст.: дис.. .докт.пед.наук. -СПб., 2001.-310с.
  72. , Н.В. Решение задач с историко-научным содержанием как составная часть профессиональной подготовки будущих учителей физики в условиях гуманитаризации образования. Текст.: дис. .канд.пед.наук. Калуга, 2000. — 250с.
  73. , А.Г. Психология личности: Учебное пособие. М.:, 1963. -264с.
  74. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров М.: Академия, 2000. — 176с.
  75. , Т.В. Педагогические условия гуманитаризации профильного обучения (на примере физики). Текст.: дис.канд.пед.наук. Иркутск, 2004.-214с.
  76. , И.А. Как приблизить подготовку учителя к потребностям школы Текст. / И. А. Колесникова / Педагогика, 1978. № 5−6. — С.74
  77. , A.B. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогических институтов к- — профессиональной-деятельности—Текст.:—автореф. дис. .докт.пед.наук. -------1. М., 1987.-34с.
  78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Наука и школа. 2003. — № 1. — С.3−19.
  79. Концепция развития воспитания в системе образования Текст. //Воспитание школьников. 2000. — № 1−3. — С.2−10.
  80. Концепция физического образования в 12-летней школе Текст. //Физика в школе. 2000. — № 3. — С.20−24.
  81. , Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Текст. / Н. И. Конюхов Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1996. — 224с.
  82. , Г. Б. Общая педагогика: Учебное пособие. Текст. / Г. Б. Корнетов М.: Изд-во УРАО, 2003. — 192с.
  83. , В.М. Воспитывающее обучение. Текст. / В. М. Коротов М.: Просвещение, 1980. — 192с.
  84. , И.Б., Шиянов, E.H. Педагог: профессия и личность. Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов Ростов-на Дону: Вестник педуниверситета, 1977. — 144с.
  85. , Н.В. Внепредметные знания как содержание и средство воспитания учащихся при обучении физике Текст. / Н. В. Кочергина //Наука и школа. 2002. — № 6. — С. 17−23.
  86. , Н.В. Воспитание при обучении физике (психолого-педагогический и исторический аспекты) Текст. / Н. В. Кочергина //Наука и школа. 2001. -№ 5. — С.24−30.
  87. , В.В. Методология педагогического исследования. Текст. / В. В. Краевский Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165с.
  88. Краткая философская энциклопедия. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. — 576с.
  89. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. 431с.
  90. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. Текст. / В. А. Крутецкий — М.: Просвещение, 1976. 303с.
  91. , В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. Текст. / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин М.: Просвещение, 1965. — 316с.
  92. , H.B. Очерки психологии труда учителя. Текст. / Н.В. Кузьмина-М., 1967.- 183с.
  93. , Н.В., Кухарев Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Текст. / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев М.: Высшая школа, 1980. — -119с.
  94. , B.C. Дидактика (Теория обучения). Текст. / B.C. Кукушкин М.:ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2003. — 368с.
  95. , Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. Текст. / Ю. Н. Кулюткин — М.: Просвещение, 1971.- 111с.
  96. , Н.Д. Психология труда учителя. Текст. / Н. Д. Левитов — М.: Учпедгиз, 1963.-340с.
  97. , Н.В. Проблемы инновационного обучения физике в системе высшего педагогического образования. Текст.: дис. .канд. пед. наук. — СПб., 2003.-164с.
  98. , А.Н. Деятельность, сознание, личность. Текст. / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  99. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. / И .Я. Лернер —М.: Просвещение, 1981.— 165с.
  100. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Текст. / И. Я. Лернер -М.: Знание, 1980. 96с.
  101. , И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. Текст. ----/ ИгЯгЛернер-Мт, 1995.~^44сг---------------- --
  102. , Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Текст. /Б.Т. Лихачев М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  103. , Б.Т. Педагогика: курс лекций/Учебное пособие для студентов педагог. Учебных заведений и слушателей ИНК и ФПК. Текст. / Б. Т. Лихачев -М.: Юрайт, 2000. 523с.
  104. , A.C. Проблемы школьного советского воспитания Текст.: в 7 т./ A.C. Макаренко/. М., 1968. — 5 т.
  105. , С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета. Текст.: дис. .док. пед. наук. Ярославль, 2001. -533с.
  106. , Э.Н. Профессионально-личностная подготовка студентов технического вуза средствами иностранного языка. Текст.: дис. .канд. пед. наук. Калуга, 2004. — 211с.
  107. , Л.И. Воспитание в современной школе. Текст. / Л. И. Маленкова М.: Педагогическое общество России: Ноосфера, 1999. -300с.
  108. , А.Г. Новые рубежи человеческой природы. Текст. / А. Г. Маслоу М.: Смысл, 1999. — 442с.
  109. , О.В. Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении. Текст.: дис. .канд. пед. наук. Тула, 2000. — 166с.
  110. , М.И. Проблемное обучение. Текст. / М. И. Махмутов — М.: Педагогика, 1975.- 168с.
  111. Методика воспитательной работы./Под ред. В. А. Сластенина. Текст. / В. А. Сластенин М.: Академия, 2004. — 144с.
  112. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Текст. //Физика в школе. — 2004. № 6. — С. 18−26.
  113. , А.Б. Поиски истины. Текст. / А. Б. Мигдал М.: Молодая гвардияг1983г—230с.-----------------------------
  114. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская — М.: Педагогика, 1981. 120с.
  115. , H.A. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед Текст. / H.A. Морева М.: Издательский цент «Академия», 2005. — 432с.
  116. , A.B., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. Текст. / A.B. Морозов, Д. В. Чернилевский М.: Академический Проект, 2004. — 560с.
  117. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. Текст. / В. С Мухина — М.: Издательский центр Академия, 2003. 456с.
  118. , H.JI. Подготовка будущих учителей к реализации гуманитарного аспекта в обучении физике. Текст.: дис. .канд. пед. наук. -Калуга, 2003.-218с.
  119. Национальная доктрина развития образования в РФ Текст. //Поиск. -2000. № 41, 13 октября. — С.6.
  120. , Г. В. Формирование готовности сельских школьников к выбору профессии в условиях региона: Текст.: дис. .канд. пед. наук. — Кемерово, 2001. 175с.
  121. , P.A. Психолого-педагогические вопросы обучения в вузе и психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания. Текст. / P.A. Низматов Казань, 1975. — С.5−44.
  122. Николаев, ВгА. Этнопедагогическая подготовка учителя- русской национальной школы./Под ред. В. А. Сластенина. Текст. / В. А Николаев М. — Орел, 1988. — 178с.
  123. , Л.И. О воспитательном потенциале обучения. Сб. «Современные проблемы образования». Текст. / Л. И Новикова Тула: Изд-во Тульского госпедуниверситета им. Л. И. Толстого, 1997. — 192с.- С.140−146.
  124. О двух приоритетах в преподавании физики Текст. //Физика в школе. — 2003. -Ж7.-С.З
  125. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования Текст. // Учительская газета. -1999. № 6.
  126. Образование в поисках жизненных смыслов/Под ред. Е. В. Бондаревской. Текст. / Е. В. Бондаревская — ростов на Дону, 1996. — С.15−26.
  127. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. -944с.
  128. , A.A. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе Текст. / А. А Орлов // Педагогика. 2001. — № 10. — С.48−56
  129. , А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. Текст. / А. А Орлов — М.: Изд-во МГПИ, 1991. 196с.
  130. Педагогика в вузе как учебный предмет. Под ред. В. А. Бордовского, А. И. Османова, И. С. Бастраковой и др. Текст. / В. А Бордовский, А. И. Османов, И. С. Бастракова и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 192с.
  131. Педагогика Текст. /С.П.Баранов, JI.P. Болотина, В. А. Сластенин и др. -М.:Про~свещение, 1986, — 336с. ---—
  132. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бин-Бад. Текст. / Б. М Бин-Бад — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.
  133. , Ж.В. Формирование готовности будущего специалиста к использованию иностранного языка в будущей деятельности. Текст.: дис. .докт. пед. наук. -Калуга, 2001. 367с.
  134. , В.А. Значение и роль психологии в учебном процессе педагогического вуза Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии. -1991. № 2. — С.81−86.
  135. , Н.И. Избранные педагогические сочинения. Текст. / Н. И. Пирогов -М.: Педагогика, 1985. 496с.
  136. , А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание Текст. / А. И Пискунов // Педагогика, 1995 г. № 4. — С.59−63.
  137. , А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов Текст. / А. И. Пискунов //Советская педагогика. 1975. — № 2. — С.79−86.
  138. Письмо о повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении Текст. // Народное образование. 2002. — № 8. -С.258−261.
  139. , К.К. Вопросы психологии труда. Текст. / К. К Платонов — М.: Медицина, 1970. 264с.
  140. , И.П. Педагогика: Новый курс. Текст. / И. П Подласый М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн.1: Общие основы: Процесс обучения. — 576с.
  141. , В. М. Научно-педагогическая информация: Слов.-справ. Текст. / В. М. Полонский. М.: Новая шк., 1995. — 256 с.
  142. , М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. Текст. / М. М. Поташник М.: Новая школа, 1996. — 352с.
  143. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. — 544 с:
  144. , Н.С., Десненко, С.И. Модель подготовки учителя физики к реализации личностно-ориентированного обучения физике в школе Текст. / Н. С Пурышева, С. И. Десненко //Наука и школа. 2004. — № 3. — С.23−25.
  145. Рабочая книга социолога / Под редакцией: Г. В. Осипов и др. Текст. / Г. В Осипов и др. М.: Наука, 1983. — 478 с.
  146. , З.И. Обучение как средство коммунистического воспитания учащихся. Сб. статей «Воспитание в процессе обучения». Текст. / З. И. Равкин М.: Учпедгиз, 1962. — С.5−68.
  147. , A.A., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология. Текст. / А. А Реан, Я. Л. Коломенский СПб.: Питер, 1999. — 416с.
  148. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителя: Рождение мастера. Текст. / П. Е. Решетников М.: ВЛАДОС, 2000. — 304с.
  149. , P.M. Воспитательный потенциал учебного процесса: ресурсы образовательных стандартов по гуманитарным предметам. Методическое пособие. Текст. / P.M. Рогова М.: Гос НИИ семьи и воспитания. — 2006. -120с.
  150. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С.171−172.
  151. , О.И. Формирование рефлексивных умений будущего учителя при изучении педагогических дисциплин. Текст.: дис. .канд. пед. наук. -СПб, 2003.- 159с.
  152. , А.П. Физика и экология. Текст. / А. П Рыженков — М.: Прометей, 1989.- 194с.
  153. , Г. К. Современные образовательные технологии. Текст. / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  154. , Н. «Вечные» проблемы школьного воспитания Текст. / Н. Селиванова//Народное образование. — 2001. № 6Г -С.147−152.------
  155. , Ю.В. Нравственное воспитание учащихся как сотворчество Текст. / Ю. В. Сенько //Формирование нравственных основ личности школьников: Тезисы конференции. — Барнаул, 1997. — С.41−45.
  156. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Текст. / В. В. Сериков Волгоград: Перемена, 1994.-149с.
  157. , И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильина Текст. / И. Н. Сиземская //Педагогика. — 2001. № 1. — С.63−67.
  158. , М.Н. Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. Текст. / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский М.: Педагогика, 1981. — 208с.
  159. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Текст. / В. А. Сластенин — М.: Просвещение, 1976. 160с.
  160. , В.А., Мищенко, А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко //Советская педагогика. 1991. № 10. — С.79−85.
  161. Словарь иностранных слов/Отв. редактор В. В. Бурцева, Н. М. Селиванова. Текст. / В. В. Бурцева, Н. М. Селиванова М.: Рус.яз.-Медиа, 2003. — 820с.
  162. , В. Что делает урок воспитывающим? Текст. / В. Слуцкий //Воспитание школьников. 2003. — № 7. — С.28−33.
  163. , В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Текст. / В. И Смирнов М.: Логос, 2002. — 304с.
  164. Современная дидактика: Теория-практика/Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. Текст. / И. Я. Лернер, И. К. Журавлев М.:, 1994. -102с.
  165. , П. История педагогических систем. Текст. / П. Соколов — Петроград: типография «Виктория», 1916, — 608с.
  166. , C.B. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя. Текст.: дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2004. — 226с.
  167. Социальные технологии: Толковый слов. / Отв. ред. В. Н. Иванов. Текст. / В. Н. Иванов М.- Белгород: Луч — Центр социальных технологий, 1995.-309 с.
  168. , Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. Текст. / Т. А. Стефановская — М.: Совершенство, 2000. — 272с.
  169. , A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. Текст. / A.M. Смоляренко М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423с.
  170. , В.А. Письмо о педагогической этике Текст. / В. А. Сухомлинский //Народное образование. 1970. -№ 11. -С.48−52.
  171. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Текст. / В. А. Сухомлинский -Киев: Раднянска школа, 1981. 382с.
  172. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. Текст. / В. В. Краевский, И. Я. Лернер -М.: Педагогика, 1989. 320с.
  173. , Л.Н. Педагогические сочинения. Текст. / Л. Н. Толстой — М.: Педагогика, 1989. 542 с.
  174. , A.M. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя. Текст.: дис. .докт. пед. наук. -Калуга, 2001. 398с.
  175. , Д.Н. Психологические исследования. Текст. / Д. H Узнадзе -М.: Наука, 1966.-451с.
  176. , A.B. Завьялов, В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. Текст. 7 А. В. Усова, В: В. Завьялов -М.гПросвещение, 1984.- с.--
  177. , К.Д. Собрание педагогических произведений. Текст. / К. Д. Ушинский М.: Просвещение, 1968. — 557с.
  178. , К.Д. Собрание сочинений. Текст. / К. Д Ушинский // Педагогические статьи 1857−1861гг. -Т.2.-М.-Л.: Изд-во АПН. 656с.
  179. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 годы)"// Официальные документы в образовании.- 2001. № 9. — С.36−72.
  180. Философский энциклопедический словарь. Текст. / Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
  181. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие. Текст. / Ю. Г. Фокин М.: Академия, 2002. — 224с.
  182. , И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира Текст. / И. Б Ханина // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. — 1990. № 3. — С.42−50.
  183. , И.Г. Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе. Текст.: дис. .канд. пед. наук. — Ярославль, 2000. 213с.
  184. , Н.М. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин. Текст.: дис. .канд. пед. наук. Иркутск, 1999. — 179с.
  185. , Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. Текст.: автореф. дис. .докт. психол. наук. -М., 1992.-42с.
  186. , Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педвузе. Текст.: дис. .доктора пед. наук. СПб, 1998. — 534с. — В 2 Т.
  187. , Н.В. МетодикаГ формирования научного мировоззрения-учащихся при обучении физике. Текст. / Н. В. Шаронова M.: «MAP», 1994.-131с.
  188. , Н.В. Теоретические основы реализации методологического компонента методической подготовки учителей физики. Текст.: дис. .докт. пед. наук. -М., 1997.-332с.
  189. , O.P. Возможности школьного курса физики в решении задач воспитания Текст. / O.P. Шеффер //Наука и школа. 2001. — № 5. — С.35−38.
  190. , М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников Текст. / М. И. Шилова //Педагогика. 2001. -№ 5. — С.40−45.
  191. , В.А. О роли моделей в познании. Текст. / В. А. Штофф JL: Изд-воЛГУ, 1963. — 128с.
  192. , А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. Текст. / А. И. Щербаков Л., 1976. — 125с.
  193. , Р.Н. Воспитание при обучении физике Текст. / Р. Н. Щербаков //Физика в школе. 2002. — № 8. — С. 18−23.
  194. , Р.Н. Ценностные ориентации физического образования Текст. / Р. Н. Щербаков //Педагогика. 2000. — № 9. -С.37−42.
  195. , Н.Е. Научись быть человеком (о специфике нравственного воспитания). Текст. / Н. Е. Щуркова М.: Знание, 1979. — 96с.
  196. , Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Текст. / Н. Е. Щуркова М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250с.1. АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Заполнить форму текущей работой