Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития
Диссертация
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях «Молодые ученыемосковскому образованию» (Москва, 2004), «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 2005), «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006). Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.!.'
- 1. 1. Общие закономерности и критерии нормального развития эмоциональной сферы
- 1. 2. Возрастные особенности эмоциональной сферы в старшем дошкольном детстве
- 1. 3. Формирование эмоциональной сферы в дошкольном возрасте при отклонениях в развитии
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
- 2. 1. Программа проведения исследования
- 2. 2. Характеристика участников исследования
- 2. 3. Описание процедуры экспериментального изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями развития
- 2. 4. Методики изучения поведенческих проявлений эмоционального реагирования дошкольников с нарушениями развития
- ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ, ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИЗМОМ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3. 1. Степень дифференциации эмоциональных состояний
- 3. 2. Специфика системы эмоциональных отношений
- 3. 3. Уровень эмоциональной децентрации
- 3. 4. Сформированность механизма эмоционального воображения
- 3. 5. Степень выраженности признаков дезадаптивного поведения (по результатам методики Вайнлендская шкала адаптивного поведения VABS)
- 3. 6. Особенности поведенческих проявлений эмоциональной сферы (по данным родительских анкет)
- 3. 7. Уровень эмоционального неблагополучия (по результатам методики ОДЭНЮ. М. Миланич)
- 3. 8. Показатели эмоциональной регуляции деятельности (по результатам методики ЭРД М. В. Ивановой)
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М., 2006
- Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю. К. Следы эмоций в структуре субъективного опыта // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго всесоюзного семинара молодых ученых- М., 1986, с.24−25
- Асмолов А.Г., Цветков А. В. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики.//Вопросы психологии. М. 2005, № 1, с. 19−28
- Астапов В.М. Тревожность у детей. М. 2001.
- Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М, 2000.
- Басилова Т. А. Глухие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 2005, № 9.
- Белопольская Н.Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью.// Психологический журнал, 1993, Т 14, № 4, с.89−97.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика особенностей личности детей 6−7 лет с задержкой психического развития, М., 1998.
- Бергфельд А.Ю. Восприятие эмоциональных явлений. Автореф. дис.канд. психол. наук. Пермь, 2002.
- Богачек И.С. Специфика понимания детьми с задержкой психического развития графических изображений. Автореф. дис.канд. психол. наук. -СПб, 2002.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М., 1968.
- Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников //Вопросы психологии, 1984, № 3, с.53−59
- Бреслав Г. М. Психология эмоций.- М., 2004
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М., 1990.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений М., МГУ, 1976.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии, 1981.- № 4.- С. 60−69
- Воскресенская А.И., Редозубов С. П., Янковская Байдина А.В., Горбушина Л. А., Крылова 3. Е., Розанов И. Г. Азбука. — М., 1980
- Выготский JI.C. Психология М. 2000.
- Галигузова JI.H. Психологический анализ феномена детской застенчивости.//Вопросы психологии, 2000, № 5, с.28−38.
- Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию. //Ананьевские чтения-99. Тезисы научно-практической конференции 26−28 октября 1999.- Спб., 1999, с.25−26
- Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии, № 2, 1995, с.137−149
- Гоулмен Д. Эмоциональная компетентность. //Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия (п/р Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман).- М., 2002, стр.562−567
- Гранская Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица. Автореф.канд.психол.наук.- СПб., 1998.
- Грецов А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков. Дисс.канд.психол.наук.- Спб, 2003.
- Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков.- М., 1996.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности с позиции системного подхода.// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19−24 мая 1986.-М., 1986, с.151−154
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка.- Л., 1978.
- Деревянкина Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Дисс.канд.психол.наук. Ярославль, 2005
- Дети с задержкой психического развития (п/р Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной).- М., 1984.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М. 2001.
- Дети с отклонениями в развитии (п/р М.С. Певзнер) — М., 1966.
- Детский аутизм. Хрестоматия (п/р JI.M. Шипицына).- Спб, 2001
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей (п/р С. Г. Шевченко) М., 2001
- Дмитриева С.А. Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Дисс.канд. психол. наук Красноярск, 2006
- Дрокина О.В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой регуляции деятельности младших школьников и младших подростков. Автореф. .канд.психол.наук.- М., 1999
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 2002
- Закаблук А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. -Л. 1985, с. 30−39
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. М, 1985
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Психология действия. М. Воронеж, 2000, с.67−87
- Запорожец А.В., Неверович Я.3. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов Тбилиси, 1971, с.647−648
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Спб, 2000.
- Захаров А.И. Как предупредить появление отклонений в поведении у детей.- Спб, 1986.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка Спб., 1997.
- Золотнякова А.С. Роль экспрессии в узнавании ребёнком-дошкольником эмоциональных состояний человека. Учёные записки ЛГПИ им. Герцена. — Л., 1964, Т. 254, с. 186.
- Иванова М.В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте. Дисс.канд.психол.наук.- Иркутск, 1998
- Изард Э. И. Психология эмоций.- СПб, 2000.
- Изотова Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М., 2004.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.
- Иовчук Н.М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков.- М. 1999.
- Йокубауекайте И.К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7−9 лет с задержкой психического развития. Дисс.канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2006
- Исаев Д.Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний) // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития // Хрестоматия (сост. В. М. Астапов, Ю.В. Микадзе).-Спб., 2001, с. 353−370
- Исаев Д.Н., Елисеев Н. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология, 1999, № 4, с.27−31.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973, с.60−68
- Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Методическое пособие для педагогов общего и специального образования. М., 2003
- Кондратьева Н.П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития. Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002
- Корнилова И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростка с патологией зрения//Дефектология, 2001,№ 2, с.3−12
- Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития. Дисс.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005.
- Кошелева А.Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников, М., 2003
- Кузнецова Л.В. Психология детей с дисгармоничным складом личности// Основы специальной психологии (п/р Л. В. Кузнецовой) М., 2002, с.359−369
- Куликов Л.В. Психология настроения. СПб, 1997.
- Лебединская К. С. Задержка психического развития // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. М., 1983.
- Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. Автореф.докт. психол. наук М., 1992
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
- Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М, 1975
- Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.- Воронеж, 1999
- Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте. Дисс.канд.психол.наук.- М., 2002
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология, 1971, № 6
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Лубовский В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития. М., 1984, с.6−19
- Лубовский В.И., Яссман Л. В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб, 2003
- Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и детей с аутистическимирасстройствами. Автореф.канд. психол. наук.- М., 2000
- Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Автореф.канд. психол. наук, — СПб, 1997
- Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции.- М., 2002
- Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. Дисс.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002
- Московкина А.Г., Мастюкова Е. М. Неврозы у детей с детским церебральным параличом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2002, с.60−63.
- Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995
- Никольская О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии. Автореф.докт. психол. наук.- М., 1999
- Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М. 2000.
- Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М, 2000
- Ольшанский Д.В. Методика экспериментального психологического исследования больных с локальными поражениями мозга // Вопросы психологии, 1979, № 6, с. 121−123
- Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.- Комсомольск-на -Амуре, 1997
- Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развитии. Автореф. дис.канд. психол. наук. — М., 1997
- Палей А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их электроэнцефалографические корреляты. Автореф.канд.психолог.наук.- М., 1983
- Парамей Г. В. Контурные изображения лица: могут ли они передавать эмоциональные состояния?//Психологический журнал, 1996,№ 1, Т 17, с.70−86
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия СПб, 2001, с.257−270
- Петшак В. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека. Автореф.канд.психол.наук.- М., 1981
- Питере И. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М. 2002
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва — Воронеж, 2000.
- Прусакова О.А., Сергиенко Е. А. Репрезентация эмоций в дошкольном возрасте // Исследования по когнитивной психологии (п/р Е. А. Сергиенко), -М., 2004, с.332−347
- Раттер М. Помощь трудным детям. М. Просвещение, 1987.
- Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000.
- Сагидова Л.С. Специфика эмоциональных отношений к ближайшему окружению учащихся с ЗПР, осложненной астеническими ипсихопатоподобными проявлениями. Дисс.канд.психол.наук.~ Махачкала, 2003.
- Сайфутдинова JLP. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайнленд // Психологическая наука и образование, 2007, № 5, с.48−55
- Сайфутдинова JI.P. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера // Аутизм и нарушения развития, 2003, № 2, с.51−57
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
- Семаго Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием. Дисс.канд.психол. наук. -М., 2001.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- Спб, 2006
- Славина JT.C. Трудные дети: Избранные психологические труды (п/р. В. Э. Чудновского). М.-Воронеж, 2006.
- Славутская Е.В. Исследование взаимосвязи эмоционально-волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9−11 лет. Автореф.канд.психол.наук.- Самара, 2000.
- Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. Автореф. .канд.психол.наук.- М. 1994.
- Соловьева Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками. Автореф.дисс.канд.психол.наук -М., 1999.
- Сорокина Т.И. Семантическое оценивание как фактор эмоционально-смысловой регуляции поведения психических больных.//Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго всесоюзного семинара молодых ученых, М., 1986, с. 115−116
- Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам через оптимизацию детско — родительских отношений. Дисс. канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2005
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
- Стадненко Н.М. Понимание учащимися вспомогательных школ сюжетных картин. Автореф. .канд.пед.наук.-М., 1965
- Степанова В.А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности. Дисс.канд. психол. наук.- М., 2004.
- Степанова Г. Н. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и педагогическая оценка в условиях детского сада //Дошкольное воспитание. -1998, № 5, с.39−53
- Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология, 1988, № 3,с.8−14
- Татенко Н.А. Психологические особенности готовности к школе детей 6-ти лет с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Автореф.канд.психол.наук. Киев, 1988.
- Тхостов А.Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффект: общепсихологический и патологический аспекты //Психологический журнал, 1998, Т 19, № 4, с.41−44
- Тхостов А.Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффект: общепсихологический и патологический аспекты //Психологический журнал, 1998, Т 19, № 5, с.81−86
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М., 1985.
- Ульенкова У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении. // Дефектология, 2001, № 5, с.35−43
- Устинова С.В. Преодоление страхов и тревожности у старших дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями//Коррекционная педагогика, 2006, № 4 (16), с. 35−39
- Фристад М.А., Арнольд Д. С. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером.- Спб, 2004
- Шаповалова О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников. Автореферат.дисс. доктора психол. наук. -Н. Новгород, 2006.
- Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников. Автореф.канд.пед.наук.- Екатеринбург, 1999
- Щербинина С.В., Топоркова И. Г., Кутявина Н. Л., Гаврина С. Е. Мое настроение, М., 2000
- Щетинина А. М. Восприятие и понимание эмоциональных состояний человека дошкольниками. //Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 61 -66
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.-М., 1971
- Шипицына Л.М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1993, № 4, с.83−88
- Шиф Ж. И. Психологические вопросы обучения аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей, (п/р А. И. Дьячкова) М., 1965
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М Воронеж, 1997.
- Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты.- Самара, СГПУ, 2002
- Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности. Дисс.канд. психол. наук. — Казань, 2006
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. Москва Воронеж, 1998.
- Якубовская M.JI. Эмоциональная регуляция устойчивости личности. Автореф. .канд.психол.наук.- М., 1988
- Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста.// Ананьевские чтения-99. Тезисы научно-практической конференции 26−28 октября 1999.- Спб., 1999, с. 238−239
- Al-Yagon М., Mikulincer М., Socioemotional and Academic Adjustment Among Children with Learning Disorders: The Mediational Role of Attachment-Based Factors// The Journal of Special Education, Vol.38, № 2, 2004, pp. 111−123
- Arieti S. Cognition and Feeling. In: M. Arnold (Ed.) // Feelings and emotions. New York: Academic Press, 1970, pp. 135−143
- Ashiabi G.S. Promoting the Emotional Development of Preschoolers //Early Childhood Education Journal, Vol. 28, № 2, 2000, pp. 79−84
- Attwood A.H., Frith U., Hermelin B. The understanding and use of interpersonal gestures by autistic and Down’s syndrome children // Journal of Autism and Developmental Desorders, № 18, 1988, pp. 241−257
- Bacon A.L., Fein D., Morris R., Waterhouse L., Allen D. The responses of Autistic Children to the Distress of Others // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1998, Vol. 28, № 26, pp. 129- 142
- Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition, № 21, 1985, pp. 37−46
- Bell M.A., Wolfe C.D. Emotion and cognition: An intricately bound developmental process // Child Development, 2004, Vol. 75, № 2, pp. 366−370
- Bishop S.J., Dalgleish Т., Yule W. Memory foremotional stories in high and low depressed children.// Memory, 2004, Vol.12, № 2, 214−230
- Boekaerts M. Intensity of Emotions, Emotional Regulation and Goal Framing: How are they relayed to adolescent’s choice of coping strategies? // Anxiety, Stress and Coping, 2002, Vol.15, № 4 pp.401−412
- Bridges L.J., Denham S.A., Ganiban J.M. Definitional Issues in Emotion Regulation Research.// Child Development, 2004, Vol.75, № 26, pp. 340−345
- Brown J. R., Dunn J. Continuities in Emotion Understanding from Three to Six Years // Child Development, 1996, № 67, pp.789−802.
- Calkins S.D., Gill K.L., Johnson M.C., Smith C.L. Emotional Reactivity and Emotional Regulation Strategies as Predictors of Social Behavior with Peers During Toddlerhood.// Social Development, 1999, Vol.8, № 3, pp. 310−335
- Calkins S.D., Fox N., Marshall T.R.Behavioral and physiological antecedents of inhibited and uninhibited behavior// Child Development, 1996, № 67, pp.523−540
- Campos J.J., Frankel C.B., Camras L. On the Nature of Emotion Regulation. Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp. 377−394
- Carroll J. J., Steward M.S. The Role of Cognitive Development in Children’s Understandings of Their Own Feelings // Child Development, 1984, № 55, pp. 1486−1492
- Cicchetti D., Aclcerman B.P., Izard C.E. Emotions and emotion regulation in developmental psychopathology// Development and Psychopathology, 1995, № 7, pp.1−10
- Cole P.M. Children spontaneous control of facial expression // Child development, 1986, № 57, pp. 1309−1321
- Cole P.M., Jenkins P.A., Shott C.T. Spontaneous Expressive Control in Blind and Sighted Children // Child Development, 1989, № 60, pp. 683−688
- Cole P.M. Martin S.E., Dennis T.A. Differentiating Emotion Regulation and Emotion // Symposium «Challenges in the study of emotion regulation: In pursuit of models and methods The ISSBD Biennial, Ghent, Belgium, 2004, July 9−15
- Cole P. M, Martin S.E., Dennis Т.A. Emotion Regulation as a Scientific Construct: Methodological Challenges and Directions for Child Development Research // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp.317−333
- Compas B.E. Connor J.K., Saltzman H., Thomsen A.N., Wadsworth, M.E. Coping with stress during childhood and adolescence: problems, progress and potential in theory and research. Psychological Bulletin, 2001, № 127, pp. 87−127
- Crabtree J., Rutland A. Self-evaluation and Social Comparison Amongst Adolescents with Learning Difficulties // Journal of Community & Applied Social Psychology, 2001, № 11, pp.347−359
- Dawson G., Meltzoff A.N., Osterling J., Rinaldi J., Brown E. Children with autism fail to orient to naturally occurring social stimuli // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1998, Vol.28, pp. 479 485
- Dekker M.C., Koot M.M., der End J., Verhurst F.C. Emotional and Behavioral problems in children and adolescents with and without intellectual disability.// Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2002, Vol.43, № 8, pp.1087−1098
- Denham S.A., Ganiban J.M., Bridges L.M. Definitional Issues in Emotion Regulation Research //Symposium «Challenges in the study of emotion regulation: In pursuit of models and methods"-The ISSBD Biennial, Ghent, Belgium, 2004, pp. 9−15
- Diamond L.M., Aspinwall L. G. Emotion Regulation Across the Life Span: An Integrative Perspective Emphasizing Self-Regulation, Positive Affect, and Dyadic Processes// Motivation and Emotion, 2003, Vol.27, № 2, pp. 125−156
- Diamond L.M., Aspinwall L.G. Integrating Diverse Developmental Perspectives on Emotion Regulation // Motivation and Emotion, 2003, Vol.27, № 1, pp.1 6
- Eisenberg N., Fabes R.A., Murphy B.C. Parents' Reactions to Children’s Negative Emotions: Relations to Children’s Social Competence and Comforting Behavior // Child Development, 1996, № 67, pp. 2227—2247.
- Eisenberg N., Moore B.S. Emotional Regulation and Development.// Motivation and Emotion, 1997, Vol. 21, № 1, pp. 1−6
- Eisenberg N., Spinrad T.L. Emotion-Related Regulation: Sharpening the Definition //Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp. 334−339
- Emotional disorders in children and adolescents. Medical and Psychological approaches to Treatment. Lancaster. 1980
- Emotions in Personality and Psychopathology. Ed. By Carrol E. Izard, NY, 1979.
- Epanchin B.C., Paul J.L. Emotional problems of childhood and adolescence. A multidisciplinary perspective. Merrill Publishing Company. USA, 1987.
- Fox N.A., Calkins S.D. // The Development of Self-Control of Emotion: Intrinsic and Extrinsic Influences // Motivation and Emotion, 2003, Vol. 27, № 1, pp. 7−26
- Freeman B.J., Del’Homme M., Guthrie D., Zhang F. Vineland Adaptive Behavior Scale Scores as a Function of Age and Initial IQ in 210 Autistic Children // Journal of Autism and Developmental Disorders, Vol.29, № 5, 1999, pp. 379 384.
- Frijda N.H. Emotion, cognitive structure and action tendency // Cognition and Emotion, 1987, Vol.1, pp.115−143
- Garner P.W., Power T.G. Preschooler’s Emotional Control in the Disappointment Paradigm and Its Relation to Temperament, Emotional Knowledge and Family Expressiveness // Child Development, 1996, № 67, pp. 1406−1419.
- Gepner В., Deruelle C., Grynfeltt S. Motion and Emotion: A Novel Approach to the Study of Face Processing by Young Autistic Children // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2001, Vol. 31, pp. 37 45
- Gohm C.L. Mood regulation and emotional intelligence: Individual differences//Journal of Personality and Social Psychology, 2003, № 84, pp.594−607
- Goldsmith H.H., Davidson R.J. Disambiguating the Components of Emotion Regulation // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp 361−365
- Grolnick W.S., Bridges L.J., Connel J.P. Emotion Regulation in Two-Year-Olds: Strategies and Emotional Expression in Four Contexts // Child Development, 1999, № 67, pp. 941−982
- Gross T.F. Global-Local Precedence in the Perception of Facial Age and Emotional Expression by Children with Autism and other Developmental Disabilities //Journal of Autism and Developmental Disorders, 2005, Vol.35,№ 6, pp.773- 785
- Harris P.L., Donnelly K., Guz G.R., Pitt-Watson R. Children’s Understanding of the Distinction between Real and Apparent Emotion // Child Development, 1986, № 57, pp.895—909
- Hobson R.P. The autistic child’s appraisal of expressions of emotion // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1986, № 27, pp.321−342
- Hoeksma J.B., Oosterlaan J., Schipper E.M. Emotion Regulation and the Dynamics of Feelings: A Conceptual and Methodological Framework // Child Development, 2004, Vol. 75, № 2, pp. 354−360
- John O.P., Gross J.J. Healthy and Unhealthy Emotion Regulation: Personality Processes, Individual Differences and Life Span Development // Journal of Personality, 2004, Vol.72 (6), pp. 1301−1334
- Kamio Y., Wolf J., Fein D. Automatic Processing of Emotional Faces in High-Functioning Pervasive Disorders: An Affective Priming Study.// Journal of Autism and Developmental Disorders, 2006, Vol.36, pp. 155−167
- Kauffman J.M. Characteristics of Emotional and Behavioral Disorders of Children and Youth. Macmillan Publishing Company. Merrill. New York. 1993.
- Keller M., Gummerum M., Wang X.T., and Lindsey S. Understanding Perspectives and Emotions in Contract Violation: Development of Deontic and Moral Reasoning. // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp.614−635
- Kelly N., Norwich B. Pupils' perceptions of self and of labels: Moderate learning difficulties in mainstream and special schools. // British Journal of Educational Psychology, 2004, Vol.74, pp.411−435
- Kochanska G. Emotional Development in Children with Different Attachment Histories: The First Three Years//Child Development, 2001, Vol.72,№ 2,pp.474−490
- Корр С.В. Regulation of Distress and Negative Emotions: A Developmental View // Developmental Psychology, 1989, vol.25, № 3, pp.343−354
- Kuchuk A., Vibbert M., Bornstein M. H. The Perception of Smiling and Its Experiential Correlates in Three-Month-Old Infants // Child Development, 1986, № 57, pp. 1054−1061
- Landrum T.J., Tankersley M., Kauffman J.M. What is Special about Special Education for Students with Emotional or Behavioral Disorders?// The Journal of Special Education, 2003, Vol.37, № 3, pp. 148−156
- Langlois J.H. Emotion and Emotion Regulation: From Another Perspective. // Child Development, 2004, № 75, № 26, 315−316
- Lewis A. The Early Identification of Children with Learning Difficulties // Journal of Learning Disabilities, 2001, Vol.13, № 2, pp. 102−108
- Lewis M. Emotional Development: Past, Present and Future // Human Development, 2004, № 47, pp. 66−70
- Lewis M.D., Stieben J. Emotion Regulation in the Brain: Conceptual Issues and Directions for Developmental Research // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp. 371 -376
- Lewis M., Sullivan M.W., Stanger C., Weiss M. Self Development and Self-Conscious Emotions // Child Development, 1989, № 60, pp. 146−156.
- Livingston R. Depressive Illness and Learning Difficulties: Research Needs and Practical Implications // Journal of Learning Disabilities, 1985, Vol.18, № 9, pp.518−521
- Maedgen J.W., Carlson C.L. Social Functioning and Emotional Regulation in the Attention Deficit Hyperactivity Disorder Subtypes // Journal of Clinical Child Psychology, 2000, Vol.29, № 1, pp.30−40
- Mathews A., MacLeod C. Cognitive approaches to emotion and emotional disorders // Annu. Rev. Psychol. 1994, № 45 pp. 25−50
- Mineka S., Sutton S. K Cognitive biases and emotional disorders // Psychological Science, 1992, Vol.3, № 1,pp.65−69
- Navigating the Social World. Curriculum for High-Functional Autistic Children. NY, 2002
- Oatley K., Johnson-Laird P.N. Towards a cognitive theory of emotions // Cognition and Emotion, 1987, № 1, pp.29−50
- Paris S.D., Newman R.S. Developmental aspects of self-regulated learning/ Educational Psychologist, 1990, № 25 (1), pp. 87−102
- Penza Clyve S., Zeman J. Initial Validation of the Emotion Expression Scale for Children (EESC) // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 2002, Vol.31 № 4, pp.540−547
- Perner J., Frith U., Leslie A.M., Leelcam S.R. Exploration of the Autistic Child’s Theory of Mind: Knowledge, Belief and Communication// Child Development, 1989, № 60, pp. 689−700
- Posner M.I. Attention as a cognitive and neural system //Current Directions in Psychological Science, 1992, № 1, pp. l 1−14
- Pulkldnen L. Behavioral Precursors to Accidents and resulting Physical Impairment // Child Development, 1995, vol.66, pp. 1660−1679
- Pulkkinen L. Self-control and Continuity from Childhood to Late Adolescence // Life-span Development and Behavior, 1992, vol.4, pp.84−105
- Raver C.C. Placing Emotional Self-Regulation in Sociocultural and Socioeconomic Contexts // Child Development, 2004, № 2, Vol.75 pp.346−353
- Roeser R.W., Eccles J.S., Sameroff A.J. School as a Context of Early Adolescents' Academic and Social-Emotional Developments Summary of Research Findings//The Elementary School Journal, 2000, Vol. l00, № 5, pp.443−471
- Russel J.A., Ridgway D. Dimensions underlying children’s emotion concepts //Developmental Psychology, 1983, Vol.6, № 19, pp. 795−804-
- Saarni С. An Observational Study of Children’s Attempts to Monitor Their Expressive Behavior//Child Development 1984, № 55, pp. 1504−1513.
- Servan-Schreiberand D., Perlstein W.M. Selective Limbic Activation and its Relevance to Emotional Disorders//Cognition and Emotion, 1998, Vol.12, № 3, pp.331−352
- Thayer J. F, Rossy L.A., Johnsen B.H. Gender Differences in the Relationship Between Emotional Regulation and Depressive Symptoms // Cognitive Therapy and Research, 2003, Vol.27, № 3, 349−364
- Thomson R.A. Emotion regulation: A theme in search of a definition//The development of emotion regulation. Biological and behavioral considerations. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1994, Vol.58, pp.25−52
- Von Salish M. Children’s emotional development: Challenges in their relationships to parents, peers and friends.// International Journal of Behavioral Development, 2001, № 25 (4), pp. 310−319
- Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales, Circle Pines, Minnesota: American Guidance Service, Inc., 1984
- WaIden T.A., Smith M.C. Emotion Regulation // Motivation and Emotion, 1997, Vol. 21, № 1, pp. 7−25
- Webster-Stratton C., Reid M.J. Strengthening Social and Emotional Competence in Young Children The Foundation for Early School Readiness and Success. // Infants and Young Children., 2004, Vol.17, № 2, pp. 96−113
- Wilson J. «Learning Difficulties», «Disability» and «Special Needs»: some problems of partisan conceptualization // Disability & Society, 2000, Vol.15, № 5, pp. 817−824
- Wilton M. M., Craig W.M., Pepler D.G. Emotional Regulation and Display in Classroom Victims of Bullying: Characteristic Expressions of Affect, Coping Styles and Relevant Contextual Factors.// Social Development, 2000, Vol.9, № 2, pp.226−245
- Реалистические изображения эмоциональныхсостояний1. Эмоциональные состояния:1 радость-2 удовольствие-3 страх-4 удивление-5 печаль-6. гнев-7.спокойствие
- Схематические изображения эмоциональныхсостояний1. Эмоциональные состояния:1 радость-2.удовол ьств не-3.удивление- 4 спокойствие
- Схематические изображения эмоциональныхсостоянийокончание) О1. Эмоциональные состояния:5 гнев- 6- страх- 7 — печаль
- Сюжетные картинки Сфера «Взаимодействие с взрослыми»
- Сюжетные картинки Сфера «Деятельность ребенка»
- Сюжетные картинки Сфера «Взаимодействие со сверстниками»