Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях «Молодые ученыемосковскому образованию» (Москва, 2004), «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 2005), «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006). Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.!.'
    • 1. 1. Общие закономерности и критерии нормального развития эмоциональной сферы
    • 1. 2. Возрастные особенности эмоциональной сферы в старшем дошкольном детстве
    • 1. 3. Формирование эмоциональной сферы в дошкольном возрасте при отклонениях в развитии
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Программа проведения исследования
    • 2. 2. Характеристика участников исследования
    • 2. 3. Описание процедуры экспериментального изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями развития
    • 2. 4. Методики изучения поведенческих проявлений эмоционального реагирования дошкольников с нарушениями развития
  • ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ, ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИЗМОМ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Степень дифференциации эмоциональных состояний
    • 3. 2. Специфика системы эмоциональных отношений
    • 3. 3. Уровень эмоциональной децентрации
    • 3. 4. Сформированность механизма эмоционального воображения
    • 3. 5. Степень выраженности признаков дезадаптивного поведения (по результатам методики Вайнлендская шкала адаптивного поведения VABS)
    • 3. 6. Особенности поведенческих проявлений эмоциональной сферы (по данным родительских анкет)
    • 3. 7. Уровень эмоционального неблагополучия (по результатам методики ОДЭНЮ. М. Миланич)
    • 3. 8. Показатели эмоциональной регуляции деятельности (по результатам методики ЭРД М. В. Ивановой)
  • ВЫВОДЫ

Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим направлением при изучении нарушений развития выступает определение тех особенностей психической деятельности, которые являются специфичными для разных вариантов дизонтогенеза. Детальное исследование всего комплекса психологических характеристик, присущих каждой категории нарушенного развития, дает возможность решить целый ряд прикладных задач, связанных с разработкой системы дифференциальной диагностики и эффективных коррекционно-развивающих программ, направленных на обеспечение оптимальных условий для личностного становления и успешной социальной адаптации проблемного ребенка.

В рамках выявления психологических особенностей детей с отклонениями, внимание исследователей традиционно было направлено на определение специфики их познавательных процессов, выступавшей в качестве основного критерия для диагностики аномального онтогенеза и организации обучения. Формирование эмоциональной сферы таких детей оказалось в центре научного изучения относительно недавно, поэтому в немногочисленных работах в этой области освещаются лишь некоторые частные аспекты эмоционального поведения при отдельных типах отклонений (А.Г. Закаблук, 1985; Т. З. Стернина, 1988; В. Петшак, 1988; К. С. Лебединская, 1992; Н. Б. Шевченко, 1999; Е. А. Морозова, 2002 и др.). Вместе с тем, в отечественной психологии разработаны и описаны общие закономерности функционирования эмоциональной сферы в условиях дизонтогенетического расстройства (В.И. Лубовский, 1971; В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, 1990; В. Н. Мясищев, 1995; О. С. Никольская, 1999; Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2003 и др.).

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные нарушения играют важную роль и занимают определяющее место в структуре общего нарушения (в частности, при задержанном, искаженном или дисгармоническом типе развития) (В.В. Лебединский, 1985; Е. С. Слепович, 1994, Н. Л. Белопольская, 1999; Н. А. Деревянкина, 2005; О.С.

Никольская, 2000; В. А. Гурьева, 1996; А. И. Захаров 1997, 2000; Г. М. Бреслав, 1990; A.M. Прихожан, 2000; В. М. Астапов, 2001 и др.). Характерной чертой для подобных дизонтогенетических расстройств, прежде всего, выступает недостаточность регуляции эмоционального поведения. Именно неадекватность эмоциональных проявлений внешним обстоятельствам зачастую становится главным препятствием для взаимодействия с другими людьми и обусловливает дефицитарность социализации ребенка с отклонениями в развитии.

Вместе с тем следует отметить, внешне похожие при разных типах дизонтогенеза проявления эмоциональных нарушений (расстройства настроения, трудности контроля над эмоциями, неадекватность эмоциональных реакций) обусловлены действием особых в каждом случае причин и механизмов, что делает особо острым вопрос о дифференциальной диагностике эмоциональной сферы.

В то же время, отдельные частные аспекты эмоционального развития детей с отклонениями остаются мало изученными, в частности, существует незначительное количество работ, посвященных выявлению его закономерностей у старших дошкольников с разным типом дизонтогенеза. Хотя именно этот возрастной этап считается периодом активного эмоционального развития, что дает возможность сгладить имеющееся нарушение как можно раньше и, таким образом, в определенной степени нормализовать ход личностного развития ребенка.

Недостаточность изучения особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, обусловливает актуальность изучения данной проблемы.

В предлагаемой работе предпринята попытка сравнительного анализа сформированности отдельных компонентов эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет) с разным типом нарушенного развития, в частности, эмоционально неблагополучных детей, детей с задержкой психического развития и детей с аутизмом.

Методологическую основу исследования составляют положения культурно-исторической теории психического развития о системном и смысловом строении сознания, единстве аффекта и интеллекта, действии механизма интериоризации, опосредованности и произвольности высших психических функций (JI.C. Выготский), представления о деятельностной природе психических явлений (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), генезисе эмоциональной сферы и особенностях ее проявлений в дошкольном возрасте (А.В. Запорожец, Я. З. Неверович, Г. М. Бреслав и др.) и периодизация психического развития (Д.Б. Эльконин и др.). Кроме этого, теоретической базой явились представления отечественных психологов об общих и специфических закономерностях нарушенного развития (JI.C. Выготский, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский и др.), типология вариантов дизонтогенеза (В.В. Лебединский и др.), концепция уровневого строения аффективной сферы как системы организации сознания и поведения (В.В. Лебединский, О. С. Никольская и др.), представления о формировании эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза и возникновении эмоциональных нарушений у детей (К.С. Лебединская, В. В. Лебединский, М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, О. Е. Шаповалова, И. И. Мамайчук и др.), а также результаты исследований эмоционально-личностного развития детей и подростков с отклонениями (А.Г. Закаблук, Т. З. Стернина, Н. Б. Шевченко, В. Петшак, Е. А. Морозова, Н. Л. Белопольская, Н. А. Деревянкина, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, Ю. М. Миланич, О. Е. Шаповалова, И. Ю. Левченко, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, Т. Н. Павлий, В. А. Степанова и др.).

Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием.

Предмет исследования: специфические особенности эмоциональной сферы у детей указанных типов нарушенного развития.

Цель исследования: выявление качественных особенностей эмоциональной сферы у детей 6−7 лет с задержкой психического развития и детским аутизмом, а также у эмоционально неблагополучных дошкольников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: функционирование эмоциональной сферы у дошкольников при нормальном и нарушенном онтогенезе характеризуется как общими, так и специфическими чертами, отражающими особенности психологической структуры конкретного типа развития. При этом эмоциональное своеобразие в условиях дизонтогенеза определяется сочетанием признаков недостаточности собственно эмоциональной сферы, а также других сторон психической деятельности (в частности, познавательного и речевого развития).

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1)Произвести теоретический анализ и литературный обзор исследований по проблеме формирования эмоциональной сферы в онтогенезе.

2) Определить и теоретически обосновать критерии изучения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

3)Выявить общие и специфические особенности эмоциональных представлений, системы эмоциональных отношений, эмоциональной децентрации и эмоционального воображения, а также своеобразие эмоционального реагирования и эмоциональной регуляции деятельности у дошкольников с разным типом развития (с ЗПР, с аутизмом, эмоционально неблагополучных и нормально развивающихся детей).

4) Обозначить возможные направления психолого-педагогической коррекции недостатков эмоционально-личностной сферы у детей изученных категорий.

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы и методики исследования: метод теоретического анализа психолого-педагогических исследований по изучаемой проблематикеметод экспертной оценки стимульного экспериментального материаламетод изучения психолого-педагогической и медицинской документацииопросные методики для педагогов, психологов и родителей дошкольников экспериментальных группметоды статистической обработки и качественного анализа экспериментальных данных. В качестве основного исследовательского метода выступил констатирующий психологический эксперимент, который строился на использовании методических приемов опознания эмоциональных состояний на реалистических и схематических изображениях и подбора изображения эмоций персонажам сюжетных картинок (одиночным и в последовательности).

Научная новизна. Данная работа представляет собой первое в • отечественной специальной психологии сравнительное исследование эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития, детей с аутизмом и эмоционально неблагополучных детей, что позволило обозначить как общие для этих групп характеристики эмоциональных проявлений, так и специфические для каждой группы особенности эмоциональной сферы.

Теоретическая значимость заключается в дальнейшем расширении и конкретизации знаний об эмоциональной сфере детей с отклонениями и о специфике формирования механизмов эмоционального поведения при разных типах нарушенного развития. Выявлены и описаны эмоциональные новообразования старшего дошкольного возраста, получены данные о своеобразии эмоциональных проявлений у нормально развивающихся дошкольников. Подтверждены представления о сочетании у детей с отклонениями признаков нормативно-возрастного эмоционального развития с повышенным уровнем эмоционального неблагополучия, симптомами дезадаптивного поведения и недостаточностью сформированное&tradeэмоциональной регуляции значимой деятельности.

Практическая значимость состоит в разработке экспериментальной методики изучения особенностей эмоциональной сферы и возможности использования полученных результатов исследования для построения коррекционных программ и организации индивидуальной работы с детьми исследуемых категорий. Материалы диссертационного исследования и полученные результаты могут использоваться в рамках учебного процесса при подготовке специалистов в области коррекционной психологии и смежных областей.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исследования, тщательностью выбора соответствующих предмету, цели и задачам исследования методов и методик, разнообразием и взаимодополняемостью исследовательских приемов, а также сочетанием методов качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях «Молодые ученыемосковскому образованию» (Москва, 2004), «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 2005), «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006). Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ. Данные теоретического анализа и экспериментального изучения используются при проведении семинарских занятий по курсу «Общая психология» для студентов МГППУ, а также на лекционных занятиях по курсу «Специальная психология» в СПК МГППУ.

Материалы диссертационного исследования отражены в 7 публикациях.

Положения, выносимые на защиту: своеобразие эмоционального развития детей с отклонениями проявляется в недостаточной сформированности представлений об эмоциональной жизни человека и особых эмоциональных новообразований дошкольного возраста (системы эмоциональных отношений, механизмов эмоциональной децентрации и эмоционального воображения);

— специфика эмоциональной сферы у детей с разным типом дизонтогенеза сопряжена с повышенным уровнем эмоционального неблагополучия в виде устойчивых форм негативного эмоционального реагирования (тревожность, негативизм, конфликтность) и трудностей эмоциональной регуляции значимой деятельности;

— сравнительное исследование особенностей эмоциональной сферы эмоционально неблагополучных и нормально развивающихся дошкольников, детей с задержкой психического развития и аутизмом при помощи предложенной экспериментальной методики позволяет прояснить своеобразие эмоционального развития при дизонтогенетических расстройствах.

выводы.

На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1) Нормативно-возрастное развитие эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте характеризуется активным формированием особых эмоциональных новообразований: дифференцированных, закрепленных в речи представлений об эмоциональных состояниях человека, системы эмоциональных отношений к разным сторонам жизни, способности эмоциональной децентрации и механизма эмоционального воображения.

2) Нормально развивающиеся дети 6−7 лет обнаруживают гетерохронность развития разных сторон эмоциональной сферы. При достаточной сформированности особых эмоциональных новообразований возраста (дифференцированности эмоциональных представлений, системы эмоциональных отношений, эмоциональной децентрации и эмоционального воображения) у них выявлены признаки незрелости регуляции деятельности, связанные с возрастной спецификой эмоционального реагирования (эмоциональной реактивностью, импульсивностью, высокой интенсивностью эмоций).

3) У детей с отклонениями отмечаются признаки нормативно-возрастного развития эмоциональной сферы, что в рамках экспериментального исследования нашло отражение в сходстве некоторых их показателей с показателями контрольной группы: в сформированности эмоциональных новообразований (трудности тонкого различения нейтральных эмоций, устойчивое отношение к сфере значимой деятельности, более успешная эмоциональная децентрация в условиях хорошо знакомой по опыту ситуации) и поведенческих эмоциональных проявлений (импульсивность, повышенная эмоциональность, трудности управления эмоциональной экспрессией, выразительность эмоций и т. д.).

4) Дошкольники всех исследованных групп нарушенного развития характеризуются повышенным уровнем эмоционального неблагополучия, наличием симптомов дезадаптивного поведения и недостаточностью сформированности эмоциональной регуляции деятельности.

5) Специфические особенности развития эмоциональной сферы у эмоционально неблагополучных дошкольников выражаются в том, что наряду с достаточным уровнем эмоциональных новообразований возраста у них отмечаются стойкие признаки дезадаптации, повышенный уровень эмоционального неблагополучия в виде преневротических нарушений и недостаточно сформированная способность эмоциональной регуляции деятельности. При этом отмечается своеобразие проявления эмоциональных новообразований: преимущественно отрицательный тон отношений к разным сторонам жизни, склонность заранее расценивать ситуацию как негативно окрашенную. Кроме этого, важную роль в характеристике детей этой группы играют нарушения детско-родительских отношений, а также наличие психотравмирующего опыта ребенка.

6) У детей с ЗПР выявлена недостаточная сформированность всех возрастных новообразований эмоциональной сферы (фрагментарность и неточность эмоциональных представлений, мало дифференцированная система эмоциональных отношений, трудности эмоциональной децентрации и эмоционального воображения), что сопровождается повышенным уровнем эмоционального неблагополучия в виде соматовегетативных симптомов, признаками дезадаптивного поведения, а также ограниченной способностью эмоциональной регуляции деятельности за счет незрелости мотивационно-личностных компонентов.

7) Для дошкольников с аутизмом характерно сочетание недостаточной сформированности возрастных эмоциональных новообразований (недифференцированности и дефицита эмоциональных представлений, отсутствия устойчивой системы эмоциональных отношений, ограниченности эмоциональной децентрации и эмоционального воображения) с множественными проявлениями дезадаптивного поведения, выраженностью эмоционального неблагополучия, низкой степенью эмоциональной регуляции деятельности вследствие специфического развития базовых аспектов эмоционального реагирования и мотивационно-личностных компонентов.

8) Полученные в исследовании результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии общих и специфических черт эмоциональной сферы нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с нарушениями развития. Выявленное эмоциональное своеобразие детей с нарушениями, включающее сочетание признаков недостаточности собственно эмоциональной сферы, а также познавательных и речевых процессов, необходимо учитывать при организации психолого-педагогической деятельности по коррекции эмоциональной сферы у детей изученных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение эмоциональной сферы имеет особую значимость в отношении разных типов дизонтогенеза, поскольку способствует прояснению механизмов формирования вторичных отклонений в развитии, определению прогноза личностного становления аномального ребенка и построению эффективных коррекционных программ с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Представленная диссертационная работа посвящена сравнительному изучению эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с разным типом развития. Основной целью исследования являлось определение сформированности и качественных особенностей возрастных эмоциональных новообразований и поведенческих эмоциональных проявлений у детей 6−7 лет с задержкой психического развития и детским аутизмом, а также эмоционально неблагополучных дошкольников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

В результате проведенного теоретического анализа психологической литературы были получены доказательства того, что в качестве важнейших новообразований эмоциональной сферы и основных критериев для ее оценки у детей старшего дошкольного возраста выступают: особенности системы эмоциональных отношений к разным сторонам действительностистепень и качество дифференциации эмоциональных переживаний, соответствующих той или иной ситуацииуровень эмоциональной децентрациисформированность механизма эмоционального воображенияадекватность поведенческих проявлений эмоционального реагирования и характеристик эмоциональной регуляции значимой деятельности.

Для изучения этих параметров была разработана экспериментальная методика изучения эмоциональной сферы дошкольников с целью выявления сформированности эмоциональных новообразований у детей 6−7 лет с нарушениями развития. Использование экспериментальной методики в сочетании с методиками опроса родителей и педагогов детей изучаемых групп позволило обнаружить общие и специфические особенности эмоциональной сферы у нормально развивающихся детей, эмоционально неблагополучных ребят, дошкольников с ЗПР и аутизмом, а также дало возможность подтвердить главную гипотезу исследования.

Во-первых, у дошкольников с нарушениями развития зафиксированы признаки нормативно-возрастного формирования эмоциональной сферы, что проявляется как на уровне эмоциональных новообразований (например, недифференцированность представлений о нейтральных эмоциях, более успешная эмоциональная децентрация в условиях хорошо знакомой по опыту ситуации), так и на уровне поведенческих эмоциональных проявлений (импульсивность, повышенная эмоциональность, трудности управления эмоциональной экспрессией и т. д.).

Во-вторых, при сравнении результатов нормативной и экспериментальных, групп отмечены особенности, характерные только для дошкольников с нарушениями в развитии: в частности, повышенный уровень эмоционального неблагополучия, выраженность симптомов дезадаптивного поведения и низкая степень эмоциональной регуляции деятельности.

В-третьих, определены специфические черты эмоционального развития эмоционально неблагополучных детей (достаточный уровень эмоциональных новообразований при стойких признаках дезадаптации, повышенном уровне эмоционального неблагополучия и частично сформированной способности эмоциональной регуляции деятельности), ребят с задержкой психического развития (недостаточность сформированности возрастных эмоциональных новообразований при повышенном уровне эмоционального неблагополучия и дезадаптивного поведения, а также ограниченной способности эмоциональной регуляции деятельности) и дошкольников с аутизмом (недостаточность сформированности эмоциональных новообразований при значительном уровне дезадаптивного поведения, выраженности эмоционального неблагополучия, низкой степени эмоциональной регуляции деятельности). Очевидно, подобные особенности формирования эмоциональной сферы у детей с отклонениями отражают своеобразие дизонтогенетического расстройства и являются следствием первичных нарушений.

Важным результатом проведенного исследования является обнаружение между показателями уровня эмоционального неблагополучия детей и степени осведомленности родителей об их эмоциональных проявлениях корреляционных связей, особенно выраженных в группе эмоционально неблагополучных детей. Эти связи могут рассматриваться как свидетельство значимости участия родителей в эмоциональном развитии ребенка с отклонениями, что должно быть обязательно учтено при организации коррекционно-развивающей работы.

На основе полученных в диссертационном исследовании данных определены направления коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у дошкольников изученных групп. Реализация предложенных рекомендаций в практической психологической деятельности может строиться на основе использования созданной для исследовательских целей экспериментальной методики изучения эмоциональных новообразований дошкольного возраста.

В качестве перспектив дальнейшей разработки проблемы формирования эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза могут выступить изучение более частных аспектов эмоционального функционирования у детей исследованных групп, а также создание комплексной программы коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с недостатками в эмоциональном развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М., 2006
  2. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Следы эмоций в структуре субъективного опыта // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго всесоюзного семинара молодых ученых- М., 1986, с.24−25
  3. А.Г., Цветков А. В. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики.//Вопросы психологии. М. 2005, № 1, с. 19−28
  4. В.М. Тревожность у детей. М. 2001.
  5. Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М, 2000.
  6. Т. А. Глухие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 2005, № 9.
  7. Н.Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью.// Психологический журнал, 1993, Т 14, № 4, с.89−97.
  8. Н.Л. Психологическая диагностика особенностей личности детей 6−7 лет с задержкой психического развития, М., 1998.
  9. А.Ю. Восприятие эмоциональных явлений. Автореф. дис.канд. психол. наук. Пермь, 2002.
  10. И.С. Специфика понимания детьми с задержкой психического развития графических изображений. Автореф. дис.канд. психол. наук. -СПб, 2002.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М., 1968.
  12. Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников //Вопросы психологии, 1984, № 3, с.53−59
  13. Г. М. Психология эмоций.- М., 2004
  14. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М., 1990.
  15. В.К. Психология эмоциональных явлений М., МГУ, 1976.
  16. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии, 1981.- № 4.- С. 60−69
  17. А.И., Редозубов С. П., Янковская Байдина А.В., Горбушина Л. А., Крылова 3. Е., Розанов И. Г. Азбука. — М., 1980
  18. JI.C. Психология М. 2000.
  19. JI.H. Психологический анализ феномена детской застенчивости.//Вопросы психологии, 2000, № 5, с.28−38.
  20. Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию. //Ананьевские чтения-99. Тезисы научно-практической конференции 26−28 октября 1999.- Спб., 1999, с.25−26
  21. О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии, № 2, 1995, с.137−149
  22. Д. Эмоциональная компетентность. //Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия (п/р Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман).- М., 2002, стр.562−567
  23. Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица. Автореф.канд.психол.наук.- СПб., 1998.
  24. А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков. Дисс.канд.психол.наук.- Спб, 2003.
  25. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков.- М., 1996.
  26. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности с позиции системного подхода.// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19−24 мая 1986.-М., 1986, с.151−154
  27. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка.- Л., 1978.
  28. Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Дисс.канд.психол.наук. Ярославль, 2005
  29. Дети с задержкой психического развития (п/р Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной).- М., 1984.
  30. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М. 2001.
  31. Дети с отклонениями в развитии (п/р М.С. Певзнер) — М., 1966.
  32. Детский аутизм. Хрестоматия (п/р JI.M. Шипицына).- Спб, 2001
  33. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей (п/р С. Г. Шевченко) М., 2001
  34. С.А. Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Дисс.канд. психол. наук Красноярск, 2006
  35. О.В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой регуляции деятельности младших школьников и младших подростков. Автореф. .канд.психол.наук.- М., 1999
  36. А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 2002
  37. А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. -Л. 1985, с. 30−39
  38. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. М, 1985
  39. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Психология действия. М. Воронеж, 2000, с.67−87
  40. А.В., Неверович Я.3. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
  41. А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов Тбилиси, 1971, с.647−648
  42. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Спб, 2000.
  43. А.И. Как предупредить появление отклонений в поведении у детей.- Спб, 1986.
  44. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка Спб., 1997.
  45. А.С. Роль экспрессии в узнавании ребёнком-дошкольником эмоциональных состояний человека. Учёные записки ЛГПИ им. Герцена. — Л., 1964, Т. 254, с. 186.
  46. М.В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте. Дисс.канд.психол.наук.- Иркутск, 1998
  47. Э. И. Психология эмоций.- СПб, 2000.
  48. Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М., 2004.
  49. Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.
  50. Н.М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков.- М. 1999.
  51. И.К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7−9 лет с задержкой психического развития. Дисс.канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2006
  52. Д.Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний) // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития // Хрестоматия (сост. В. М. Астапов, Ю.В. Микадзе).-Спб., 2001, с. 353−370
  53. Д.Н., Елисеев Н. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология, 1999, № 4, с.27−31.
  54. Д.Н., Каган В. Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973, с.60−68
  55. И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Методическое пособие для педагогов общего и специального образования. М., 2003
  56. Н.П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития. Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002
  57. И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростка с патологией зрения//Дефектология, 2001,№ 2, с.3−12
  58. И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития. Дисс.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005.
  59. А.Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников, М., 2003
  60. Л.В. Психология детей с дисгармоничным складом личности// Основы специальной психологии (п/р Л. В. Кузнецовой) М., 2002, с.359−369
  61. Л.В. Психология настроения. СПб, 1997.
  62. К. С. Задержка психического развития // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. М., 1983.
  63. К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. Автореф.докт. психол. наук М., 1992
  64. В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  65. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
  66. И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М, 1975
  68. А.Н. Эволюция психики. М.- Воронеж, 1999
  69. Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте. Дисс.канд.психол.наук.- М., 2002
  70. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология, 1971, № 6
  71. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  72. В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития. М., 1984, с.6−19
  73. В.И., Яссман Л. В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977
  74. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб, 2003
  75. Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и детей с аутистическимирасстройствами. Автореф.канд. психол. наук.- М., 2000
  76. Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Автореф.канд. психол. наук, — СПб, 1997
  77. С.А. Детский аутизм и основы его коррекции.- М., 2002
  78. Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. Дисс.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002
  79. А.Г., Мастюкова Е. М. Неврозы у детей с детским церебральным параличом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2002, с.60−63.
  80. В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995
  81. О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии. Автореф.докт. психол. наук.- М., 1999
  82. О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М. 2000.
  83. О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М, 2000
  84. Д.В. Методика экспериментального психологического исследования больных с локальными поражениями мозга // Вопросы психологии, 1979, № 6, с. 121−123
  85. Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.- Комсомольск-на -Амуре, 1997
  86. Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развитии. Автореф. дис.канд. психол. наук. — М., 1997
  87. А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их электроэнцефалографические корреляты. Автореф.канд.психолог.наук.- М., 1983
  88. Г. В. Контурные изображения лица: могут ли они передавать эмоциональные состояния?//Психологический журнал, 1996,№ 1, Т 17, с.70−86
  89. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия СПб, 2001, с.257−270
  90. В. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека. Автореф.канд.психол.наук.- М., 1981
  91. И. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М. 2002
  92. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва — Воронеж, 2000.
  93. О.А., Сергиенко Е. А. Репрезентация эмоций в дошкольном возрасте // Исследования по когнитивной психологии (п/р Е. А. Сергиенко), -М., 2004, с.332−347
  94. М. Помощь трудным детям. М. Просвещение, 1987.
  95. Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск, 1999.
  96. С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000.
  97. Л.С. Специфика эмоциональных отношений к ближайшему окружению учащихся с ЗПР, осложненной астеническими ипсихопатоподобными проявлениями. Дисс.канд.психол.наук.~ Махачкала, 2003.
  98. Сайфутдинова JLP. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайнленд // Психологическая наука и образование, 2007, № 5, с.48−55
  99. JI.P. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера // Аутизм и нарушения развития, 2003, № 2, с.51−57
  100. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
  101. Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием. Дисс.канд.психол. наук. -М., 2001.
  102. Е.В. Методы математической обработки в психологии.- Спб, 2006
  103. JT.C. Трудные дети: Избранные психологические труды (п/р. В. Э. Чудновского). М.-Воронеж, 2006.
  104. Е.В. Исследование взаимосвязи эмоционально-волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9−11 лет. Автореф.канд.психол.наук.- Самара, 2000.
  105. Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. Автореф. .канд.психол.наук.- М. 1994.
  106. Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками. Автореф.дисс.канд.психол.наук -М., 1999.
  107. Т.И. Семантическое оценивание как фактор эмоционально-смысловой регуляции поведения психических больных.//Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго всесоюзного семинара молодых ученых, М., 1986, с. 115−116
  108. С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам через оптимизацию детско — родительских отношений. Дисс. канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2005
  109. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  110. Н.М. Понимание учащимися вспомогательных школ сюжетных картин. Автореф. .канд.пед.наук.-М., 1965
  111. В.А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности. Дисс.канд. психол. наук.- М., 2004.
  112. Г. Н. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и педагогическая оценка в условиях детского сада //Дошкольное воспитание. -1998, № 5, с.39−53
  113. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология, 1988, № 3,с.8−14
  114. Н.А. Психологические особенности готовности к школе детей 6-ти лет с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Автореф.канд.психол.наук. Киев, 1988.
  115. А.Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффект: общепсихологический и патологический аспекты //Психологический журнал, 1998, Т 19, № 4, с.41−44
  116. А.Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффект: общепсихологический и патологический аспекты //Психологический журнал, 1998, Т 19, № 5, с.81−86
  117. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М., 1985.
  118. У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении. // Дефектология, 2001, № 5, с.35−43
  119. С.В. Преодоление страхов и тревожности у старших дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями//Коррекционная педагогика, 2006, № 4 (16), с. 35−39
  120. М.А., Арнольд Д. С. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером.- Спб, 2004
  121. О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников. Автореферат.дисс. доктора психол. наук. -Н. Новгород, 2006.
  122. Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников. Автореф.канд.пед.наук.- Екатеринбург, 1999
  123. С.В., Топоркова И. Г., Кутявина Н. Л., Гаврина С. Е. Мое настроение, М., 2000
  124. А. М. Восприятие и понимание эмоциональных состояний человека дошкольниками. //Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 61 -66
  125. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.-М., 1971
  126. Л.М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1993, № 4, с.83−88
  127. Шиф Ж. И. Психологические вопросы обучения аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей, (п/р А. И. Дьячкова) М., 1965
  128. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М Воронеж, 1997.
  129. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты.- Самара, СГПУ, 2002
  130. Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности. Дисс.канд. психол. наук. — Казань, 2006
  131. П.М. Психология чувств и мотивации. Москва Воронеж, 1998.
  132. M.JI. Эмоциональная регуляция устойчивости личности. Автореф. .канд.психол.наук.- М., 1988
  133. Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста.// Ананьевские чтения-99. Тезисы научно-практической конференции 26−28 октября 1999.- Спб., 1999, с. 238−239
  134. Al-Yagon М., Mikulincer М., Socioemotional and Academic Adjustment Among Children with Learning Disorders: The Mediational Role of Attachment-Based Factors// The Journal of Special Education, Vol.38, № 2, 2004, pp. 111−123
  135. Arieti S. Cognition and Feeling. In: M. Arnold (Ed.) // Feelings and emotions. New York: Academic Press, 1970, pp. 135−143
  136. Ashiabi G.S. Promoting the Emotional Development of Preschoolers //Early Childhood Education Journal, Vol. 28, № 2, 2000, pp. 79−84
  137. Attwood A.H., Frith U., Hermelin B. The understanding and use of interpersonal gestures by autistic and Down’s syndrome children // Journal of Autism and Developmental Desorders, № 18, 1988, pp. 241−257
  138. Bacon A.L., Fein D., Morris R., Waterhouse L., Allen D. The responses of Autistic Children to the Distress of Others // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1998, Vol. 28, № 26, pp. 129- 142
  139. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition, № 21, 1985, pp. 37−46
  140. Bell M.A., Wolfe C.D. Emotion and cognition: An intricately bound developmental process // Child Development, 2004, Vol. 75, № 2, pp. 366−370
  141. Bishop S.J., Dalgleish Т., Yule W. Memory foremotional stories in high and low depressed children.// Memory, 2004, Vol.12, № 2, 214−230
  142. Boekaerts M. Intensity of Emotions, Emotional Regulation and Goal Framing: How are they relayed to adolescent’s choice of coping strategies? // Anxiety, Stress and Coping, 2002, Vol.15, № 4 pp.401−412
  143. Bridges L.J., Denham S.A., Ganiban J.M. Definitional Issues in Emotion Regulation Research.// Child Development, 2004, Vol.75, № 26, pp. 340−345
  144. Brown J. R., Dunn J. Continuities in Emotion Understanding from Three to Six Years // Child Development, 1996, № 67, pp.789−802.
  145. Calkins S.D., Gill K.L., Johnson M.C., Smith C.L. Emotional Reactivity and Emotional Regulation Strategies as Predictors of Social Behavior with Peers During Toddlerhood.// Social Development, 1999, Vol.8, № 3, pp. 310−335
  146. Calkins S.D., Fox N., Marshall T.R.Behavioral and physiological antecedents of inhibited and uninhibited behavior// Child Development, 1996, № 67, pp.523−540
  147. Campos J.J., Frankel C.B., Camras L. On the Nature of Emotion Regulation. Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp. 377−394
  148. Carroll J. J., Steward M.S. The Role of Cognitive Development in Children’s Understandings of Their Own Feelings // Child Development, 1984, № 55, pp. 1486−1492
  149. Cicchetti D., Aclcerman B.P., Izard C.E. Emotions and emotion regulation in developmental psychopathology// Development and Psychopathology, 1995, № 7, pp.1−10
  150. Cole P.M. Children spontaneous control of facial expression // Child development, 1986, № 57, pp. 1309−1321
  151. Cole P.M., Jenkins P.A., Shott C.T. Spontaneous Expressive Control in Blind and Sighted Children // Child Development, 1989, № 60, pp. 683−688
  152. Cole P.M. Martin S.E., Dennis T.A. Differentiating Emotion Regulation and Emotion // Symposium «Challenges in the study of emotion regulation: In pursuit of models and methods The ISSBD Biennial, Ghent, Belgium, 2004, July 9−15
  153. Cole P. M, Martin S.E., Dennis Т.A. Emotion Regulation as a Scientific Construct: Methodological Challenges and Directions for Child Development Research // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp.317−333
  154. Compas B.E. Connor J.K., Saltzman H., Thomsen A.N., Wadsworth, M.E. Coping with stress during childhood and adolescence: problems, progress and potential in theory and research. Psychological Bulletin, 2001, № 127, pp. 87−127
  155. Crabtree J., Rutland A. Self-evaluation and Social Comparison Amongst Adolescents with Learning Difficulties // Journal of Community & Applied Social Psychology, 2001, № 11, pp.347−359
  156. Dawson G., Meltzoff A.N., Osterling J., Rinaldi J., Brown E. Children with autism fail to orient to naturally occurring social stimuli // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1998, Vol.28, pp. 479 485
  157. Dekker M.C., Koot M.M., der End J., Verhurst F.C. Emotional and Behavioral problems in children and adolescents with and without intellectual disability.// Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2002, Vol.43, № 8, pp.1087−1098
  158. Denham S.A., Ganiban J.M., Bridges L.M. Definitional Issues in Emotion Regulation Research //Symposium «Challenges in the study of emotion regulation: In pursuit of models and methods"-The ISSBD Biennial, Ghent, Belgium, 2004, pp. 9−15
  159. Diamond L.M., Aspinwall L. G. Emotion Regulation Across the Life Span: An Integrative Perspective Emphasizing Self-Regulation, Positive Affect, and Dyadic Processes// Motivation and Emotion, 2003, Vol.27, № 2, pp. 125−156
  160. Diamond L.M., Aspinwall L.G. Integrating Diverse Developmental Perspectives on Emotion Regulation // Motivation and Emotion, 2003, Vol.27, № 1, pp.1 6
  161. Eisenberg N., Fabes R.A., Murphy B.C. Parents' Reactions to Children’s Negative Emotions: Relations to Children’s Social Competence and Comforting Behavior // Child Development, 1996, № 67, pp. 2227—2247.
  162. Eisenberg N., Moore B.S. Emotional Regulation and Development.// Motivation and Emotion, 1997, Vol. 21, № 1, pp. 1−6
  163. Eisenberg N., Spinrad T.L. Emotion-Related Regulation: Sharpening the Definition //Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp. 334−339
  164. Emotional disorders in children and adolescents. Medical and Psychological approaches to Treatment. Lancaster. 1980
  165. Emotions in Personality and Psychopathology. Ed. By Carrol E. Izard, NY, 1979.
  166. Epanchin B.C., Paul J.L. Emotional problems of childhood and adolescence. A multidisciplinary perspective. Merrill Publishing Company. USA, 1987.
  167. Fox N.A., Calkins S.D. // The Development of Self-Control of Emotion: Intrinsic and Extrinsic Influences // Motivation and Emotion, 2003, Vol. 27, № 1, pp. 7−26
  168. Freeman B.J., Del’Homme M., Guthrie D., Zhang F. Vineland Adaptive Behavior Scale Scores as a Function of Age and Initial IQ in 210 Autistic Children // Journal of Autism and Developmental Disorders, Vol.29, № 5, 1999, pp. 379 384.
  169. Frijda N.H. Emotion, cognitive structure and action tendency // Cognition and Emotion, 1987, Vol.1, pp.115−143
  170. Garner P.W., Power T.G. Preschooler’s Emotional Control in the Disappointment Paradigm and Its Relation to Temperament, Emotional Knowledge and Family Expressiveness // Child Development, 1996, № 67, pp. 1406−1419.
  171. Gepner В., Deruelle C., Grynfeltt S. Motion and Emotion: A Novel Approach to the Study of Face Processing by Young Autistic Children // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2001, Vol. 31, pp. 37 45
  172. Gohm C.L. Mood regulation and emotional intelligence: Individual differences//Journal of Personality and Social Psychology, 2003, № 84, pp.594−607
  173. Goldsmith H.H., Davidson R.J. Disambiguating the Components of Emotion Regulation // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp 361−365
  174. Grolnick W.S., Bridges L.J., Connel J.P. Emotion Regulation in Two-Year-Olds: Strategies and Emotional Expression in Four Contexts // Child Development, 1999, № 67, pp. 941−982
  175. Gross T.F. Global-Local Precedence in the Perception of Facial Age and Emotional Expression by Children with Autism and other Developmental Disabilities //Journal of Autism and Developmental Disorders, 2005, Vol.35,№ 6, pp.773- 785
  176. Harris P.L., Donnelly K., Guz G.R., Pitt-Watson R. Children’s Understanding of the Distinction between Real and Apparent Emotion // Child Development, 1986, № 57, pp.895—909
  177. Hobson R.P. The autistic child’s appraisal of expressions of emotion // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1986, № 27, pp.321−342
  178. Hoeksma J.B., Oosterlaan J., Schipper E.M. Emotion Regulation and the Dynamics of Feelings: A Conceptual and Methodological Framework // Child Development, 2004, Vol. 75, № 2, pp. 354−360
  179. John O.P., Gross J.J. Healthy and Unhealthy Emotion Regulation: Personality Processes, Individual Differences and Life Span Development // Journal of Personality, 2004, Vol.72 (6), pp. 1301−1334
  180. Kamio Y., Wolf J., Fein D. Automatic Processing of Emotional Faces in High-Functioning Pervasive Disorders: An Affective Priming Study.// Journal of Autism and Developmental Disorders, 2006, Vol.36, pp. 155−167
  181. Kauffman J.M. Characteristics of Emotional and Behavioral Disorders of Children and Youth. Macmillan Publishing Company. Merrill. New York. 1993.
  182. Keller M., Gummerum M., Wang X.T., and Lindsey S. Understanding Perspectives and Emotions in Contract Violation: Development of Deontic and Moral Reasoning. // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp.614−635
  183. Kelly N., Norwich B. Pupils' perceptions of self and of labels: Moderate learning difficulties in mainstream and special schools. // British Journal of Educational Psychology, 2004, Vol.74, pp.411−435
  184. Kochanska G. Emotional Development in Children with Different Attachment Histories: The First Three Years//Child Development, 2001, Vol.72,№ 2,pp.474−490
  185. Корр С.В. Regulation of Distress and Negative Emotions: A Developmental View // Developmental Psychology, 1989, vol.25, № 3, pp.343−354
  186. Kuchuk A., Vibbert M., Bornstein M. H. The Perception of Smiling and Its Experiential Correlates in Three-Month-Old Infants // Child Development, 1986, № 57, pp. 1054−1061
  187. Landrum T.J., Tankersley M., Kauffman J.M. What is Special about Special Education for Students with Emotional or Behavioral Disorders?// The Journal of Special Education, 2003, Vol.37, № 3, pp. 148−156
  188. Langlois J.H. Emotion and Emotion Regulation: From Another Perspective. // Child Development, 2004, № 75, № 26, 315−316
  189. Lewis A. The Early Identification of Children with Learning Difficulties // Journal of Learning Disabilities, 2001, Vol.13, № 2, pp. 102−108
  190. Lewis M. Emotional Development: Past, Present and Future // Human Development, 2004, № 47, pp. 66−70
  191. Lewis M.D., Stieben J. Emotion Regulation in the Brain: Conceptual Issues and Directions for Developmental Research // Child Development, 2004, Vol.75, № 2, pp. 371 -376
  192. Lewis M., Sullivan M.W., Stanger C., Weiss M. Self Development and Self-Conscious Emotions // Child Development, 1989, № 60, pp. 146−156.
  193. Livingston R. Depressive Illness and Learning Difficulties: Research Needs and Practical Implications // Journal of Learning Disabilities, 1985, Vol.18, № 9, pp.518−521
  194. Maedgen J.W., Carlson C.L. Social Functioning and Emotional Regulation in the Attention Deficit Hyperactivity Disorder Subtypes // Journal of Clinical Child Psychology, 2000, Vol.29, № 1, pp.30−40
  195. Mathews A., MacLeod C. Cognitive approaches to emotion and emotional disorders // Annu. Rev. Psychol. 1994, № 45 pp. 25−50
  196. Mineka S., Sutton S. K Cognitive biases and emotional disorders // Psychological Science, 1992, Vol.3, № 1,pp.65−69
  197. Navigating the Social World. Curriculum for High-Functional Autistic Children. NY, 2002
  198. Oatley K., Johnson-Laird P.N. Towards a cognitive theory of emotions // Cognition and Emotion, 1987, № 1, pp.29−50
  199. Paris S.D., Newman R.S. Developmental aspects of self-regulated learning/ Educational Psychologist, 1990, № 25 (1), pp. 87−102
  200. Penza Clyve S., Zeman J. Initial Validation of the Emotion Expression Scale for Children (EESC) // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 2002, Vol.31 № 4, pp.540−547
  201. Perner J., Frith U., Leslie A.M., Leelcam S.R. Exploration of the Autistic Child’s Theory of Mind: Knowledge, Belief and Communication// Child Development, 1989, № 60, pp. 689−700
  202. Posner M.I. Attention as a cognitive and neural system //Current Directions in Psychological Science, 1992, № 1, pp. l 1−14
  203. Pulkldnen L. Behavioral Precursors to Accidents and resulting Physical Impairment // Child Development, 1995, vol.66, pp. 1660−1679
  204. Pulkkinen L. Self-control and Continuity from Childhood to Late Adolescence // Life-span Development and Behavior, 1992, vol.4, pp.84−105
  205. Raver C.C. Placing Emotional Self-Regulation in Sociocultural and Socioeconomic Contexts // Child Development, 2004, № 2, Vol.75 pp.346−353
  206. Roeser R.W., Eccles J.S., Sameroff A.J. School as a Context of Early Adolescents' Academic and Social-Emotional Developments Summary of Research Findings//The Elementary School Journal, 2000, Vol. l00, № 5, pp.443−471
  207. Russel J.A., Ridgway D. Dimensions underlying children’s emotion concepts //Developmental Psychology, 1983, Vol.6, № 19, pp. 795−804-
  208. Saarni С. An Observational Study of Children’s Attempts to Monitor Their Expressive Behavior//Child Development 1984, № 55, pp. 1504−1513.
  209. Servan-Schreiberand D., Perlstein W.M. Selective Limbic Activation and its Relevance to Emotional Disorders//Cognition and Emotion, 1998, Vol.12, № 3, pp.331−352
  210. Thayer J. F, Rossy L.A., Johnsen B.H. Gender Differences in the Relationship Between Emotional Regulation and Depressive Symptoms // Cognitive Therapy and Research, 2003, Vol.27, № 3, 349−364
  211. Thomson R.A. Emotion regulation: A theme in search of a definition//The development of emotion regulation. Biological and behavioral considerations. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1994, Vol.58, pp.25−52
  212. Von Salish M. Children’s emotional development: Challenges in their relationships to parents, peers and friends.// International Journal of Behavioral Development, 2001, № 25 (4), pp. 310−319
  213. Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales, Circle Pines, Minnesota: American Guidance Service, Inc., 1984
  214. WaIden T.A., Smith M.C. Emotion Regulation // Motivation and Emotion, 1997, Vol. 21, № 1, pp. 7−25
  215. Webster-Stratton C., Reid M.J. Strengthening Social and Emotional Competence in Young Children The Foundation for Early School Readiness and Success. // Infants and Young Children., 2004, Vol.17, № 2, pp. 96−113
  216. J. «Learning Difficulties», «Disability» and «Special Needs»: some problems of partisan conceptualization // Disability & Society, 2000, Vol.15, № 5, pp. 817−824
  217. Wilton M. M., Craig W.M., Pepler D.G. Emotional Regulation and Display in Classroom Victims of Bullying: Characteristic Expressions of Affect, Coping Styles and Relevant Contextual Factors.// Social Development, 2000, Vol.9, № 2, pp.226−245
  218. Реалистические изображения эмоциональныхсостояний1. Эмоциональные состояния:1 радость-2 удовольствие-3 страх-4 удивление-5 печаль-6. гнев-7.спокойствие
  219. Схематические изображения эмоциональныхсостояний1. Эмоциональные состояния:1 радость-2.удовол ьств не-3.удивление- 4 спокойствие
  220. Схематические изображения эмоциональныхсостоянийокончание) О1. Эмоциональные состояния:5 гнев- 6- страх- 7 — печаль
  221. Сюжетные картинки Сфера «Взаимодействие с взрослыми»
  222. Сюжетные картинки Сфера «Деятельность ребенка»
  223. Сюжетные картинки Сфера «Взаимодействие со сверстниками»
Заполнить форму текущей работой