Формирование маркетинговой стратегии создания новых продуктов: на примере российских компаний пищевой отрасли
Диссертация
Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие научную новизну и личный вклад автора: обосновано использование термина «создание» применительно к области новых продуктов, что дает возможность рассматривать в диалектическом единстве творческую и прикладную составляющие инновационного процесса с акцентом на стратегический маркетинг (ориентация на рынок) — предложены… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРОДУКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
- 1. 1. Сущность понятий «инновация» и «новый продукт» и их взаимосвязь с маркетинговыми категориями
- 1. 2. Создание ориентированных на рынок новых продуктов как основа стратегического маркетинга организации
- 1. 3. Место маркетинговой стратегии создания новых продуктов в стратегическом маркетинге организации
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРОДУКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
- 2. 1. Методы стратегического маркетингового анализа и выбор маркетинговой стратегии создания новых продуктов в организации
- 2. 2. Методы межфункциональной координации этапов формирования маркетинговой стратегии создания новых продуктов
- 2. 3. Методическое обеспечение маркетингового управления разработкой новых продуктов с учетом отраслевой специфики
Список литературы
- Проект Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации"//Инновации. 1998. № 2,3. С.32−38
- Проект Федерального Закона РФ от 07.05.97. „Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации“, ttp://kicbi.karelia.ru/innovation/projectzakonaobinnovacpolitike.html
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: ЦЭИМ, 1996.-207 с.
- Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО „Типография „НОВОСТИ“, 2000. — 256 с.
- Анискин Ю.П., Лукьянов А. И. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие по специальности Менеджмент организации. М.: 2002. -118 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979.184 с.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
- Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 2001.804 с.
- Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.192 с.
- Баранчеев В. Управление знаниями: Учеб. пособие. (Маркетинг. Спец. вып. № 29. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2005. — 144 с.
- Белбин Мередит Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач./Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 315 с.
- Белбин Мередит Р. Типы ролей в командах менеджеров./Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003.-232 с.
- Бетси-Энн Т., Джейн И., Словарь маркетинговых терминов. М: ИНФРА-М, 2000.-430 с.
- Бойетт Джозеф Г., Бойетт Джимми Т., Путеводитель по царствумудрости: лучшие идеи мастеров управления / Пер. с англ. 2-е изд. М.: ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2002.-416 с.
- Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. /Науч.ред. и авт. Предисл. В. А. Крутиков. М.: Эономика, 1999.-303 с.
- Бондарев А.К., Черенков В. И. Международный маркетинг: Учеб. пособие/Санкт-Петербург ун-т экономики и финансов. СПб. 1997. 118 с.
- Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. СПБ. Литер, 2003. — 447 с. *
- Бронштейн М. Управление командами для „чайников“.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом „Вильяме“, 2004. 320 с.
- Бутко Г. П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие дл студентов спец. 61 100. Екатеринбург, 2001. — 111 с.
- Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Изд-во Эксмо, 2005.-480 с.
- Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь-справочник. М.: Экономика, 1989. -519 с.
- Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: ВлаДар, 1993.-345 с.
- Гунин В.Н., Баранчев В. П. и др., Управление инновациями. М.: Инфра-М, 1999.-303 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 704 с.
- Диксон П. Управление маркетингом. М.: ЗАО „Издательство Бином“, 1998.- 560 с.
- Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
- Друкер П. Практика менеджмента. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2000.-398 с.
- Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/Пер. с англ. М. Котельниковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. -288 с.
- Дэй Дж. Стратегический маркетинг. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.
- Завьялов П.С. „Маркетинг“. М.: Международные отношения, 1992.118с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Команда на рынке: стратегия и методы (руководство для эффективных команд). СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
- Инновационный менеджмент / Под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2003.-237 с.
- Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998.- 328 с.
- Инновационный -менеджмент: Учеб. пособие для студентов заоч. обучения / Баранчеев В. П., Гунин В. Н., Ляпина С. Ю. и др. — М.: Финстатинформ, 2000.- 127 с
- Кирнэн М. Обновляйся или умри! Пер. с англ. СПб.: „Крылов“, 2004.384 с.
- Ковалев А.И. „Маркетинговый анализ“ М.: Центр экономики маркетинга, 2000. — 118 с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 2000. — 749 с.
- Котлер Ф., Без де Ф.Т. „Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей“. СПб.: Издательский дом „Нева“, 2004. — 192 с.
- Кревенс Д. Стратегический маркетинг, 6-е издание.: Пер. с англ. М.: ИД „Вильяме“, 2003. — 752 с.
- Кристенсен К. Дилемма инноватора, Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 239 с.
- Кубахов П.С. Маркетинг инноваций или новых продуктов? // Маркетинг, № 6, 2004.
- Кубахов П.С., Семенов И. В., Бостанов P.M. Маркетинг в малом бизнесе: студент как консультант // Материалы международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы управления 2004“. — М.: ГУ У, 2004.
- Кубахов П.С., Семенов И. В. Стратегическая инновация и маркетинг: от противоположности к единству // Маркетинг, № 5, 2005.
- Кубахов П.С. Инновационная команда: от идеи к действию // Материалы международной научно-практической конференции „Актуальные проблемыуправления 2005“. — М.: ГУУ, 2005.
- Кубахов П.С. Маркетинговые стратегии создания новых продуктов // Маркетинг: теория и практика. Часть I: Сб. Статей научно-практической конференции / Под ред. В. И. Кебы. Магнитогорск: ГОУ ВПО „МГТУ им. Г.И.Носова“, 2006.
- Кубахов П.С. Опыт внедрения маркетинговой стратегии создания новых продуктов в российских компаниях пищевой промышленности // Материалы 11-ой международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы управления 2006“. — М.: ГУУ, 2006.
- Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. СПб.:Пцтер, 2004. — 800 с.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
- Лавров С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989. — 216 с.
- Леманн, Дональд Р., Винер, Рассел С. Управление товаром, 3-е издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2004. — 624с.
- Магура М., Курбатова М., Современные персонал-технологии, М.: „Интел-Синтез“, 2003. 388 с.
- Максвелл Д. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л.А. Бабук- Худ. обл. М. В. Драко. М.: ООО „Попурри“, 2003. — 224 е.
- Медынский В.Г.,“ Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 589 с.
- Микалко М. Энциклопедия бизнес-идей. СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
- Моисеева Н.К., Конышева М. В., Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 2005. — 416 с.
- Молчанов И.Н. Инновационный процесс. СПб.: СП6ГУ1995. — 348 с.
- Никсон Ф. Инновационный менеджмент, М.: Экономика, 1997. 235 с.
- Нонака И., Такеучи X. Компания создатель знания. Зарождение инноваций в японских фирмах/Пер. с англ. -М.: ЗАО"Олимп-Бизнес», 2033. — 384 с.
- О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. Под ред. Д. О. Ямпольской. СПб: Питер, 2002. — 864 с.
- Поршнев А.Г. Управление организацией. М.: Инфра-М, 2003. — 373 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
- Романова М. Управление проектами. Монография. (Маркетинг. Спец. вып. № 32). М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2006. — 128 с.
- Рычкова Н., Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие -М.:КНОРУС, 2005.-240с.
- Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.- 245 с.
- Семенов И. Взаимосвязь менеджмента и маркетинга в современной организации // Маркетинга, № 6, 2003.
- Семенов И. Система и процесс стратегического маркетинга в организации // Маркетинг. 2004. № 2 (75).
- Семенов И. Маркетинговые стратегии развития организации. Монография. (Маркетинг. Спец. вып. № 28). М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2005. — 128 с.
- Семенов И. Формирование маркетинговой стратегии. // Маркетинг. Спец. вып. № 18. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2002. -112 с.
- Стребел П., Управленческие технологии внедрения инноваций, WWW.I1. U.RU
- Твисс Б. Управление научно- техническими нововведениями: Пер. с англ. / Б. Твисс. М.: Экономика, 1989. — 271с.
- Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под. ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. -М.: НПО «Информ-система" — 1995.-408 с.
- Титов А. Маркетинг и управление инновациями. СПб.: Питер, 2001.240 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИД998. — 576 с.
- Томпсон-мл., Артур., А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегическийменеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2002. — 928 с.
- Уткин Э.А. Инновационный менеджмент. М.: Акапис, 1996. — 254 с.
- Учебник „Оценка эффективности инвестиционных проектов“ Савчук Владимир Павлович http://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/index.shtml
- Хамэл Г., Прахалад С. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2002. — 288с.
- Хулей Г., Сондрес Дж., Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005.- 800 с.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс-М, 1982. -167 с.
- Эткинсон Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуация, примеры: Учеб. пособие/Пер. с англ. под ред. проф. Ю. А. Цыпкина. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 471 с.
- Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. — 307 с.
- Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. -СПб.: Питер, 2004.- 189 с. 87. „АМА Board Approves New definition“, 1985, Marketing news, March № 1.
- Abell, D.F. (1978)vStrategic Windows, Journal of Marketing, Vol. 42, (July).
- Buisson, D.H. (1994), „Marketing interaction and independency in product development process“, Food Technology in New Zeland, (January).
- Booz, Allen and Hamilton (1982), New Product Management for the 1980's, New York: Booz, Allen and Hamilton.
- Chandler, A. (1962), Strategy and Structure, Cambridge, MA: MIT Press.
- Cooper, R. G. (1993), Winning at new products, MA: Addison-Wesley, 358 p. 2nd ed.
- Cooper, R.G., Edgett, S.J., Kleinschmidt, E.J.(1997), Portfolio management in new product development: lesson from leadears-1, Research Technology Management, (Sep/Oct), vol.40, no.5, pp.16−28».
- Cooper, R.G., Edgett, S.J., Kleinschmidt, E.J.(2000), New problems, new solutions: making portfolio management more effective, Research Technology Management, (Mar/Apr), vol.42, no.3, pp. 18−33.
- Cooper, R.G., Edgett, S.J., Kleinsehmidt, Е. Ц2004), Benchmarking best NPD practices -1, Research Technology Management, (Jan/Feb), vol.47, no. l, pp.31−43.
- Davis, S.M., Мое, К. (1997), Bringing innovation to life, Journal of Consumer Marketing, vol.14, no.5, pp.338−361
- Fellman, M.W. (1998), Forecast: New Products Storm Subsides, Marketing News № 13 (March), Vol. 30.
- Fuller W.G., New Food Product Development from Concept to the market place, CRC Press, Boca Raton FL, 1994
- Graf E., Saguy S.I. Food Product Development from Concept to the Market Place, Chapman and Hall, London, 1991.
- Griffin, A. (1992), Evaluating QFD’s use in US firms as a process for developing products, Journal of Product Innovation Management, vol. 9, pp. 171−187
- Gilbert, T. J. (1994) Choosing an innovation strategy: theory and practice, Business Horizons, (Nov-Dec), pp. 16−22.
- Hamel, G. (1998), Strategy Innovation and the Quest for Value, Sloan Management Review, Vol. 39, Iss. 2 (Winter), pp. 7−14.
- Heany D.F. Degrees of Product Innoavtion, Journal of Business Strategy, Spring 1983. pp. 3−14.
- Hollingsworth, P. (1991), The perils of product development, Food Technology, (June), p. 80−88.
- James M. Higgins, Achieving the core competence it’s as easy as 1,2,3,. 47,48,49, Business Horizons / March-April 1996, pp. 27−32.
- Kaufman, J. J. (1985), Value Engineering: An Executive Overview, J.J. Kaufman & Associates, p. 10.
- Kotler, P. (1984), Marketing Management: Analysis, Planning and Control, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- Kuczmarski, T.D. (1992), Managing New Products, 2nd edn, Prentice Hall, Enlewood Cliffs, New Jersey.
- Lazer, W., James, D. C. (1983), Marketing Management: Foundation and Practicies, Boston: Houghton Mifflin Company.
- Markides, C.C. (1997), Strategy Innovation, Sloan Management Review, Vol. 38, Iss. 3 (Spring), pp. 9−23.
- Markides, C.C. (1998), Strategic Innovation in Established Companies, Sloan
- Management Review, Vol. 39, Iss. 3 (Spring), pp. 31−42.
- Markides, C.C. (1999), A dynamic View of Strategy, Sloan Management Review, Vol. 40, Iss. 3 (Spring), pp. 55−63.
- Narver, J.C., & Slater, S.F. (1990), The Effects of Market Orientation on Business Profitability, Journal of Marketing, Vol. 54, Iss. 4 (oktober) pp. 20−35.
- Olson, E., Walker, 0., Ruekert, R. (1995), Organizing for effective new product development: the moderating role of product innovativeness, Journal of Marketing, vol.59, (Jan.) pp. 48−62.
- Random House Webster’s College Dictionary (1999), 2nd ed. New York: Random House.
- Rudolph, M. (1995), The food production development process, British food Journal, vol. 97 No.3, p.3.
- Schilling, M.A., &Hill, C.W. (1998), Managing the new product development process: strategic imperatives, The Academy of Management Executive, vol.2, pp.67−81.
- Shapiro, B.P. (1988), What The Hell Is «Market-oriented»? Harvard Business Review, 66, November-December, 119−120
- The idea of categorizing new products according to their «newness to market» and their «newness to the company» originated in: New Product Management for the 1980s, Booz, Allen, and Hamilton, New York, 1982.
- The Concise Blackwell Encyclopedia of Management (1998), Edited by Cary L. Cooper and Chris Argyris. Oxford. Blackwell Publishers.
- Urban, G. L., Hauser, J. R. (1993), Design and Marketing of New Products, PrenticeHall, Englewood Cliffs, NJ, USA.
- Walker, O.C., Boyd, H.& Larreche, J. (1996), Marketing Strategy: Planning and implementation, Homewood, IL: Irwin.
- Опросный лист: «Оценка прошлого опыта разработки новых продуктов итекущего положения»
- Сколько новых продуктов было создано за последние пять лет?
- Сколько из них можно отнести к категории:• в высшей степени успешных?• успешных?• довольно хороших?• не очень удачных?• полностью неудачных?
- Каковы причины указанных характеристик?
- Откуда исторически поступали идеи успешных/новых продуктов?
- Можно ли в будущем полагаться на ранее использовавшиеся источники, а если нет, то какойсистемой поиска мы располагаем (например, обзоры, испытания материалов, исследования и разработки, патентный поиск, приобретение компаний или набор персонала)?
- Нужны ли нам новые продукты и когда возникает необходимость в них?
- Опросный лист: «Оценка организационных возможностей»
- Производится ли поиск новых продуктов на официальной основе?
- Дано ли четкое определение этапам программы, распределены ли задания по исполнителям, согласованы ли даты выполнения этапов?
- Инициирование концепции нового продукта.
- Централизованное аккумулирование идей.
- Отбор идей о новых продуктах.
- Одобрение для предварительной оценки.
- Изучение возможностей рынка.
- Изучение финансовой целесообразности.
- Изучение технической осуществимости.1. Запрос одобрения проекта.1. Одобрение.
- Разработка календарного плана и бюджета.1. Детальное изучение рынка.1. Дизайн и инжиниринг.
- У Запрос одобрения опытного образца.1. Одобрение.
- Получение продукции для испытаний.
- Сбор и оценка данных о стоимости производства в ходе испытаний.
- Подготовка детального плана по маркетингу и производству.
- Подготовка и представление запросов.
- Запуск в серийное производство.
- Принятие ответственности за маркетинг и производство.
- Кто несет ответственность за программу?
- Каковы пределы полномочий ответственных лиц, и перед кем они отчитываются?
- Можем ли мы провести пробные продажи продуктов?
- Насколько часто программа подвергается ревизии с оценкой успехов/неудач?
- Каковы последствия успеха/неудачи для людей, задействованных в поиске новых товаров/услуг?
- Можем ли мы спрогнозировать те условия, которые будут указывать на «высшую точку» продаж, когда введение продукта только обсуждается или же когда он вводится?
- Располагаем ли мы системой мониторинга, которая информирует о достижении «высшей точки» продаж?
- Какие планы разработаны для продления жизненных циклов товара?
- Какие планы разработаны для замены продуктов, спрос на которые падает?
- Наблюдается ли сйльная внутренняя приверженность (лояльность) по отношению к существующим товарам, которая могла бы воспрепятствовать объективному принятию решений об их изъятии из оборота?
- Имеются ли «сторонники» новых продуктов?
- Был ли установлен и согласован нами тот момент или те обстоятельства, когда продуктисключается (например, уровни продаж, прибыли, запасов, случайный характер спроса и т. д.)?
- Ведется ли нами мониторинг будущих рыночных изменений в отношении перспектив новыхпродуктов?
- Разработан ли план вывода на рынок новых продуктов?
- Насколько хорошо проинструктирован торговый персонал о новых продуктах?
- Кто несет ответственность за соблюдение инструкций, изложенных в руководстве?1. Анкета
- Оценка уровня инновационности
- Ваша компания имеет чётко выраженную стратегию развития, ориентированную ??? на создание и внедрение инноваций.12 3 456 789 10
- У Вас есть план выпуска новых продуктов на ближайшие 2 года. ???12 3 456 789 10
- Вы знаете, когда и как научить покупателей использовать новые продукты. ???
- Ваша компания обладает инновационной информационной системой, которая обеспечивает поиск и отбор лучшего опыта, внутренний обмен информацией и фиксирование идей новых продуктов.
- Высшее руководство поддерживает разработку и внедрение новых продуктов.
- В создании конкурентного преимущества Ваша компания основывается на навыках сотрудников.
- В создании новых продуктов задействованы межфункциональные команды или команды по разработке новых продуктов с участием потребителей/поставщиков.
- В Вашей компании происходит свободный обмен новыми идеями среди сотрудников на всех уровнях.
- Гибкость и адаптация компании ставится в зависимость от потенциала инновации.
- Разработка новых продуктов поощряется материально и в рамках организационной культуры.
- Выделяется время и ресурсы, а также оказывается поощрение для свободных разработок новых продуктов. (Например, в компаниях ЗМ и Craft сотрудники могут выделять до 15% рабочего времени на подобные эксперименты)
- В компании существует терпимое отношение к неудачам, практика принятия риска и поддержки новых идей.
- Перемены представляют высокую ценность для компании и являются частью организационной культуры.
- Непрерывно создаются новые продукты и улучшаются старые.
- Определены этапы процесса разработки новых продуктов, задания распределены по этапам и согласованы даты.
- Несколько вопросов непосредственно о Вашей компании:1. Название компании:1. Сфера деятельности:
- Размер (крупная, средняя, малая):1. Должность респондента:
- БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!