Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование экологических понятий у школьников на основе метода аналогии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на идеях устойчивого развития (В.И.Данилов-Данильян, К. Я. Кондратьев, Ф. Майор, Д. Х. Медоуз, H.H. Моисеев, А. Д. Урсул и др.), антропоэкологии (JI.B. Богданова, В. А. Бухвалов, К. Н. Вентцель, JT.B. Максимова, П. Тейяр де Шарден и др.), в том числе космической антропоэкологии (Ф.И. Гиренок, В. П. Казначеев, С. С. Шварц и др.), теории… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования экологических понятий школьников на основе применения метода аналогии
    • 1. 1. Формирования экологических понятий как проблема построения экологического образования
    • 1. 2. Мировоззренческие основы формирования экологических понятий у школьников
    • 1. 3. Метод аналогии как дидактическая основа формирования экологических понятий у школьников
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение формирования экологических понятий у школьников на основе изучения экосистемы пилотируемой космической станции
    • 2. 1. Использование экосистемы космической станции как обучающего аналога в процессе формирования экологических понятий у школьников
    • 2. 2. Методические особенности формирования экологических понятий у школьников на примере изучения экосистемы космической станции
    • 2. 3. Построение занятий на основе содержания космоцентрической направленности
  • Резюме

Формирование экологических понятий у школьников на основе метода аналогии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе экологическое образование школьников нуждается в существенном обновлении и совершенствовании в связи с нарастающими проблемами и тенденциями ухудшения состояния окружающей среды. Решение этих проблем связано с готовностью и способностью человека изменить основы своей жизнедеятельности. Развитие экологического сознания и культуры становится важнейшей задачей образовательной политики и практики.

Состояние экологического образования в современной школе требует качественного повышения эффективности содержания и технологий обучения. Как показывает практика, начавшийся два десятилетия назад процесс экологизации школьного образования до сих пор сводится в основном к механическому и эпизодическому внедрению отдельных экологических понятий и тем в корпус дисциплин естественнонаучного цикла, и носит зачастую весьма абстрактный наукообразный характер, слабо отвечающий как насущным вопросам экологии, так и жизненным интересам школьников.

Парадигма экологизации образования, в том виде в каком она сложилась сегодня, направлена преимущественно на формирование грамотного природопользователя и слабо связывается с задачами природосбережения. При этом в экологическом образовании преобладает в основном традиционная объяснительно-иллюстративная технология, не требующая личностного, деятельного включения обучаемых в процесс постижения основных экологических закономерностей и процессов. Как результат — большинство учеников не видят и не чувствуют связи между их самочувствием, здоровьем, безопасностью и процессами, происходящими в природной среде.

Научно-педагогические основы экологического образования получили развитие в трудах Э. В. Гирусова, С. Н. Глазачева, О. Н. Головко, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачева, Н. Ф. Реймерса, Е. С. Сластениной, И. Т. Суравегиной, С. М. Сухоруковой, Н. М. Черновой, Г. А.

Ягодина и др. Практика экологического образования во многом стимулировалась продвижением идей и ценностей устойчивого развития общества (sustainable development) (Г.Х. Брундтланд, В. И. Данил ов-Данильян, И. М. Ильинский, К. Я. Кондратьев, Ф. Майор, Д. Х. Медоуз, Н. Н. Моисеев, Р. А. Перелет, А. Д. Урсул и др.). На базе этих идей, а таюке гуманистической традиции в культуре складываются такие направления как экологическая педагогика и психология (С.Д. Дерябо, В. А. Левин, JI.B. Моисеева, В. А. Ясвин и др.), социальная экология (Е.В. Гончарова, А. А. Горелов, А. Н. Кочергин, А. В. Лосев, В. И. Малофеев, Ю. Г. Марков, Д. Ж. Маркович, В. В. Пустовойтов, В. А. Ситаров и др.).

К настоящему времени в педагогической науке и практике накоплен значительный опыт в сфере экологического образования, проведена масса научных исследований и разработок экологической направленности. Большая часть этих изысканий сложилась в рамках следующих аспектов экологизации школьного образования:

— природоведческий и природоохранительный аспект (П.В. Аксенова, С. Л. Бакланова, В. М. Ворошилова, А. В. Гагарин, Т. Ю. Ковтун, Л. Л. Кшнясева, Л. И. Пономарева, И. С. Телегина,, И. Б. Шилина, и др.) [7, 23, 60, 63, 133, 149, 188,231];

— регионально-краеведческий аспект (Л.М. Берман, В. П. Горлачев, Л. Р. Джамбаева, Б. А. Колобова, P.P. Мухамедьярова, Т. З. Мухутдинова, Т. И. Петрова, Е. И. Полянская, З. К. Узденова, П. Ю. Утков, Г. М. Федоров, М. А. Якунчев, и др.) [36, 80, 96, 136, 169, 170, 185, 187, 236, 240, 241, 264];

— физкультурно-оздоровительный аспект (Н.Р. Ахмадуллин, Л. М. Борлакова, Т. В. Волосникова, С. А. Ряднова, Т. В. Сидорова, и др.) [20, 49, 203];

— туристический аспект (И.Л. Беккер, К. С. Воронова, М. А. Гордина, Е. Л. Керпельман, И. А. Самарина, Е. С. Шестакова и др.) [130, 204, 257];

— этнокультурный аспект (И.Г. Агузарова, Н. Р. Астраханова, Г. Р. Ахметгалиева, М. С. Багов, И. М. Гилемшин, А. Г. Киямова Т.Н. Кондратьева, Р. А. Лайпанов, М. А. Лиджиева, Л. В. Наранова, Р. И. Пазова,.

A.M. Степанов, О. П. Терехова, З. А. Хусаинов, и др.) [4, 17, 22, 66, 132, 140, 173,232];

— гражданско-правовой аспект (Н.Г. Бибикова, Н. В. Божко, О. В. Гусев, М. Р. Искандарова, В. А. Кравцова, И. В. Щепеткина и др.) [38, 43, 85, 120];

— художественно-эстетический аспект (И.В. Абдрашитова, H.A. Беневольская, Е. О. Козина, Т. И. Островская, М. В. Панкина, З. Г. Сафаргалина, Т. Ф. Шайхутдинов, А. К. Шульженко, и др.) [1, 33, 135, 182, 183,205, 253,259];

— духовно-нравственный аспект (Т.О. Газизулина, A.B. Гришин, Е. Ю. Жукова, О. С. Наумова, A.A. Ниязова, A.A. Сотников, A.M. Степанов, М. М. Сутягина и др.) [81, 100, 174, 179, 220].

В контексте представленных разноплановых аспектов экологизации школьного образования необходима их интеграция и актуализация с целью формирования экологически компетентной личности (Г.М. Галиева, Д. С. Ермаков, А. Н. Захлебный, Э. Б. Калашникова, A.A. Макоедова, E.H. Нелюбина, С. А. Павлова, Н. П. Овсянникова, JI.B. Панфилова, JI.E. Пистунова, О. Г. Роговая, Г. В. Таранова, В. И. Томаков, JI.C. Чопенко, Ю. А. Шаронова, К. Г. Эрдынеева и др.).

Важную роль в таком объединении может сыграть обращение педагогической науки и практики к онтологическим универсальным знаниям эко-бытия земной жизни как проявления космологических процессов экологии вселенной (В.И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В. П. Казначеев, H.H. Моисеев, Н. К. Рерих, К. Э. Циолковский, A.JI. Чижевский и др.).

Интегративность и фундаментальность экологического образования выражается в такой емкой и сложной категории как экологическая культура (И.В. Базулина, Т. П. Буренина, A.A. Вербицкий, Л. П. Викторова, A.M. Галеева, С. Н. Глазачев, E.H. Голованова, Е. И. Ефимова, В. А. Игнатова, И. Д. Лаптев, Г. В. Лоскутникова, Г. И. Макеенков, И. Ф. Макринов, И. Э. Михеева, Е. Ю. Ногтева, М. П. Полева, О. В. Рублева, О. Н. Рябцева, Е. М. Скурихина, A.B. Стромова, О. Г. Товстуха, Н. В. Ульянова, И. Ю. Широков, О. В. Шишкина, и др.).

Задача формирования экологической культуры и сознания будущих поколений требует повышения действенности форм и методов экологического образования. В дидактическом плане речь идет о включении школьников в процесс активного анализа и оперирования целостными экологическими системами в доступной, наглядной и витагенной форме. Возможность достижения такого уровня обучения открывается посредством широкого и разнопланового применения метода аналогии. Данный метод выступает как универсальный дидактический прием переноса сложных, отвлеченных, масштабных и трудноуловимых для восприятия и сознания учеников явлений в план близких и понятных образов и образцов для последующего усвоения (С.Ф. Бондарь, Н. В. Горбачева, Ю. В. Грызулина, А. Л. Жохов, С. Е. Каменецкий, Р. Ю. Костюченко, В. В. Кочагин, В. Л. Розенберг, М. Н. Сизова И.А. Соловцова и др.). В педагогике еще со времен Сократа и Аристотеля известно, что грамотно выстроенная аналогия может существенно облегчить раскрытие сути самых запутанных и сложных понятий. Педагогический ресурс метода аналогии в понимании экологических процессов сегодня значительно возрос в связи с возможностями их изучения на примере космических экологических разработок.

В целом, анализ практики школьного экологического образования обнажает ряд общих противоречий между:

— универсальным статусом экологических знаний и узкой мировоззренческой основой их усвоения в рамках школьного курса экологии;

— глобальным, непрерывным, целостным характером экологических процессов и локально-дискретным, эклектичным их отражением в содержании школьного образованиявысокой жизненной значимостью экологической подготовки школьников и недостаточной дидактической базой для ее полноценного обеспечения в современной школе;

— новейшими достижениями в области построениях искусственных экологических систем в космической отрасли и низкой востребованностью этого опыта в экологическом образовании школьников;

— педагогическими возможностями применения метода аналогии в учебном процессе и недостаточным его распространением в практике экологического образования.

Отмеченные выше обстоятельства и противоречия обусловили наше обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические возможности и условия формирования экологических понятий школьников посредством применения метода аналогии в процессе изучения экосистемы космической станции?

Объект исследования — процесс экологического образования в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — формирование экологических понятий школьников посредством применения метода аналогии на основе изучения экосистемы космической станции.

Цель исследования — осуществить концептуальное обоснование и педагогическое обеспечение процесса формирования экологических понятий учеников на основе применения метода аналогии, обращенного к изучению экосистемы космической станции.

Замысел и организация исследования предполагали проверку следующей гипотезы: процесс формирования экологических понятий у школьников средних классов может успешно сложиться если: в содержании обучения будут изначально представлены универсальные знания экологических процессов, а логика обучения будет выстраиваться по линии движения от знаний глобальной экологии к локальной экологии;

— в ценностно-целевой основе обучения будет преодолено экофобное отношение к природному миру и приняты приоритеты экофильного сознания;

— будет использоваться метод аналогии, позволяющий проецировать масштабные, сложные и многоплановые экологические процессы в план доступных, наглядных и близких для детского сознания образцов и образов, раскрывающих сущность изучаемых экологических явлений;

— в качестве дидактического средства применения метода аналогии будет использована экосистема космической станции, которая в своем строении и функционировании отражает основные закономерности и процессы взаимоотношения человека со средой обитания.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования экологических понятий школьников.

2. Раскрыть содержание экофильного сознания как мировоззренческой основы развития экологических понятий школьников.

3. Представить сущностную характеристику метода аналогии в формировании экологических понятий и возможности его реализации на примере изучения школьниками экосистемы космической станции.

4. Подготовить и внедрить в образовательный процесс средней школы экспериментальный курс по формированию экологических понятий на основе метода аналогии в контексте изучения экосистемы космической станции.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на идеях устойчивого развития (В.И.Данилов-Данильян, К. Я. Кондратьев, Ф. Майор, Д. Х. Медоуз, H.H. Моисеев, А. Д. Урсул и др.), антропоэкологии (JI.B. Богданова, В. А. Бухвалов, К. Н. Вентцель, JT.B. Максимова, П. Тейяр де Шарден и др.), в том числе космической антропоэкологии (Ф.И. Гиренок, В. П. Казначеев, С. С. Шварц и др.), теории глобальной и социальной экологии (Н.Ф.Реймерс, В. А. Ситаров, А.Г. Шевцов), космологических и ноосферных учениях (В.И. Вернадский, J1.H. Гумилев, В. П. Казначеев, Н. Ф. Маслова, H.H. Моисеев, Н. К. Рерих, Г. П. Сикорская, А. И. Суббето, К. Э. Циолковский, A.JI. Чижевский и др.) — «этика благоговения перед жизнью» А. Швейцера, положения педагогики и психологии ненасилия (М.Ганди, В. А. Ситаров, В.Г.

Маралов), этики всеединства русского космизма (Н.А.Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров и др.).

В основу исследования положены дидактические принципы наглядности, доступности, научности, связи с жизнью, системности и систематичности, природосообразностиа также принципы подобия и идентификации в обучении, взаимосвязи глобального и локального, универсального и единичного в экологическом обучении.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования. Теоретические методы: комплексный теоретический анализ, категориальный синтез, моделирование. Эмпирические методы: обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение), диагностические (тестирование, экспертные оценки,), интерактивные (коллективно-групповые, поисковые методы), формирующие (педагогический эксперимент в рамках проектной технологии). Методы математической статистики: сравнительный анализ данных, процентное соотношение, корреляционный анализ данных (коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена).

Экспериментальная работа осуществлялась в течении двух лет в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Королева средних общеобразовательных школах № 10, № 15.

Всего исследованием было охвачено 96 учащихся 5-х классов.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (2005;2007 г. г.) изучалось состояние проблемы в теории и практике психолого-педагогических исследований, проводился теоретический анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза исследования, разрабатывались методики опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2008;2010 г. г.) проводился анализ передового педагогического опыта работы по формированию экологических знаний школьников, обоснование применения метода аналогии в развитии экологической компетентности школьниковпроводилась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2011;2013 г. г.) осуществлена опытно-экспериментальная работа, проверка основных положений выдвинутой гипотезы, выполнен обобщающий анализ результатов исследования, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— обоснован метод аналогии в формировании экологических понятий школьников на основе знаний и технологии функционирования экосистемы космической станциипредложен дедуктивно-смысловой подход в формировании экологических понятий школьников, оперирующий универсальными экологическими законами и процессами на макро-уровне изучения экосистем;

— выявлены педагогические условия и возможности применения экосистемы пилотируемой космической в обучении школьников, сочетающей дидактические возможности наглядного пособия, обучающей модели и образца экологического существования человека в обитаемой среде.

Теоретическая значимость исследования:

— интегрированы и актуализированы различные аспекты экологизации, ориентированные на формирование экофильного сознанияпредставлены дидактические характеристики экосистемы пилотируемой космической станции как средства формирования экологических понятий школьников;

— раскрыт педагогический потенциал использования метода аналогии на базе изучения экосистемы пилотируемой космической станции в экологическом образовании школьников.

Практическая значимость исследования заключается в прикладной направленности проведенной работы, которая отражает опыт практического решения проблемы формирования экологических понятий школьников на примере изучения функционирования пилотируемой космической станции.

Разработанный в ходе исследования метод аналогии в формировании экологических понятий школьников может повысить учебную мотивацию школьников за счет роста познавательное&tradeи эффекта уникальности, необычности учебного материала экосистемы космической станции.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров работы, использованием методов, релевантных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс формирования экологических понятий есть сложный диалектический процесс выработки обобщенно-смысловых отношений личности к окружающему и миру и своему образу жизни в нем, который требует соответствующего дидактического обеспечения в школьном образовании. Ведущими условиями этого обеспечения выступают следующие:

— переход от обучения локальной экологии к познанию глобальной экологии в содержании образования;

— инверсия дидактического аппарата и методики, состоящей в смене индуктивно-эмпирического подхода в обучении экологии дедуктивно-смысловым подходом, оперирующим универсальными знаниями и смыслами;

— преодоление экофобного сознания в традиционной культуре воспитания в пользу экофильного сознания в теории и практике образования.

2. Устойчивость и полнота усвоения экологических понятий школьниками основывается на развитии и культивировании в образовании экофильного сознания, структура которого представляет собой единство экофильного менталитета и виталитета. В ментальном плане это сознание зиждется на исходном принятии жизни как безусловной базовой ценности, а в витальном плане — в стремлении к постоянной заботе, поддержке, укреплении жизни во всех ее проявлениях и формах.

3. Универсальный характер и статус экологических понятий требует универсальных методов и приемов их формирования в учебном процессе. В качестве такой универсальной дидактической технологии выступает метод аналогии, который прошел проверку временем и позволяет значительно повысить продуктивность обучения за счет переноса сложных и масштабных экологических процессов в доступный, понятный и наглядный план подобных процессов, знакомых и занимательных для школьников. Обладая функциями иллюстрации, разъяснения, каузального освещения, актуализации знаний, поиска и систематизации знаний и др., метод аналогии несет в себе возможности значительного облегчения, убыстрения и углубления знаний школьников.

4. Изучение школьниками экосистемы пилотируемой космической станции как аналога земных экологических процессов служит эффективным приемом формирования основных экологический понятий, поскольку посредством включения данной системы в педагогический процесс она выполняет роль комплексного дидактического средства, сочетающего дидактические возможности наглядного пособия, обучающей модели и образца экологического существования человека в обитаемой среде.

5. Пилотируемая космическая станция как обучающий аналог и модель позволяет более адекватно обучать экологическим понятиям, поскольку объект изучения (в частности сама станция как экоаналог Земли) не поглощает субъекта учения и сознание школьников свободно от его влияния. Ученики рассматривают экологические феномены со стороны, имея при этом возможность моделировать их в учебном процессе. Таким образом, выполняется одно из главных психологических требований формирования понятий — достижение рефлексии и возможности оперирования объектом познания путем отделения его от субъекта с тем, чтобы в дальнейшем изучать объект независимо, с разных сторон, в целостном виде, включая его в различные связи и отношения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях, научных статьях, докладах и тезисах выступлений. Они обсуждались и получили одобрение на следующих конференциях: XVII научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов (Королев, 2005) — 4-я Международная конференция «Авиация и космонавтика — 2005» (Москва 2005, 2006) — XXXIII Международные Общественно-научные чтения, посвященные памяти Ю. А. Гагарина (Гагарин, 2006) — XI научная конференция аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета в рамках IV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2007) — Сорок четвертые научные чтения памяти К. Э. Циолковского (Калуга, 2009) — IX Международная конференция «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2012).

Материалы исследования используются в практике экологического образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная теоретическая и опытно-экспериментальная работа позволила в целом решить поставленные в исследовании задачи.

В результате теоретического анализа проблемы исследования был обоснован и предложен дедуктивно-смысловой подход к обучению школьников. Насущность и перспективность данного подхода продиктованы необходимостью преодоления индуктивно-эмпирического обучения с доминированием объяснительно-иллюстративной методики. Усвоение понятий здесь сводится к запоминанию, а общая картина экологии жизни складывается из отдельных кусочков сведений, зачастую разрозненных и несистемных. Показаны ограничения традиционного обучения с опорой на локально-эмпирические понятия, в котором обедняется представление учеников о разнообразии жизни в пространстве и времени, культивируется одномерное восприятие этого разнообразия.

Развиваемый в работе дедуктивно-смысловой подход к обучению экологии полагает глобальный план и макро-уровень изучения экосистем. Такой подход позволяет развернуть перед учениками универсальный смысл генезиса и развития жизни, принимающей многообразие различных форм и видов в различных мирах и пространствах. В исследовании показано, что для более продуктивного и полноценного усвоения экологических понятий целесообразнее идти от общего к единичному, от глобального к локальному, от универсального к частному. Логике и содержанию дедуктивно-смыслового обучения органично отвечают космологические знания, поскольку они освещают и раскрывают феномены, законы и закономерности функционирования жизни во вселенной. Эти законы носят универсальный характер и находят свое преломление в функционировании земной экосистемы.

В исследовании развивается концепция формирования экофильного сознания школьников в процессе экологического образования. Такое сознание подразумевает универсально-глубинное отношение, распространяющееся на весь спектр взаимодействий человека с окружающей средой и самим собой, которое пронизывает всю личностную структуру. Это понятие вбирает в себя и бережное, ответственное отношение к миру, и любовь к природе, благоговение перед ней, а таюке и ответственное отношение к самому себе.

Экофильное сознание рассматривается как альтернатива экофобному сознанию, доминирующему в современной культуре, образовании и хозяйственно-экономической жизнедеятельности. Экофобное сознание зиждется на изначальном отрыве, противопоставлении человека природному миру. В исследовании раскрывается парадокс современного экологического образования, который заключается в том, что, будучи призванным воспитывать бережное и рачительное отношение к природе, оно по своей мировоззренческой и ценностной сущности строится на архетипах и стереотипах экофобного сознания. В основе существующих образовательных программ и методик явно или имплицитно утверждается идея сохранения природы ради использования и фактически не фигурирует идея самоценности природы как высшей всеобъемлющей сущности, включающей как самого человека, так и формы его бытия в мире (технику, культуру, цивилизацию в целом).

В центре экофильной парадигмы образования находится живое неотрывное соучастие человека и природы, человечества и биосферы Земли (и Космоса) как части в целом. Структура экофильного сознания складывается как единство ментального компонента (исходное принятие жизни как безусловной базовой ценности) и витального компонента (жизненная необходимость заботы о природе).

В ходе методической и опытно-экспериментальной работы были показаны возможности и преимущества использования метода аналогии в формировании экологических понятий школьников. Будучи универсальным по своему действию и применению, метод аналогии органично отвечает делу усвоения экологических понятий, которые также носят универсальный характер. Метод аналогии прошел проверку временем и позволяет значительно повысить продуктивность обучения за счет переноса сложных и масштабных экологических процессов в доступный, понятный и наглядный план подобных процессов, знакомых и занимательных для школьников. Обладая функциями иллюстрации, разъяснения, каузального освещения, актуализации знаний, поиска и систематизации знаний и др., метод аналогии несет в себе возможности значительного облегчения, убыстрения и углубления знаний школьников.

В экспериментальной работе выявлена, проверена перспективность и эвристичность построения курса экологии в школе с опорой на изучение пилотируемой космической станции, экосистема которой может служить в качестве удобного и привлекательного учебного аналога земной экосистемы. Поскольку системы жизнеобеспечения космической станции создавались учеными и инженерами как аналоги земной экосистемы, то основные экологические понятия, раскрывающие характер взаимоотношений человека и природы, можно изучать по аналогии с получаемыми знаниями о взаимоотношениях космонавтов в искусственной среде обитания на космической станции.

Изучение школьниками экосистемы пилотируемой космической станции как аналога земных экологических процессов служит эффективным приемом формирования основных экологический понятий, поскольку посредством включения данной системы в педагогический процесс она выполняет роль комплексного дидактического средства, сочетающего дидактические возможности наглядного пособия, обучающей модели и образца экологического существования человека в обитаемой среде.

Ключевым моментом экологического образования на основе обучающей модели космической станции выступает формирование у школьников сознания важной роли человека в качественных и количественных характеристиках круговорота веществ. Круговорот веществ в искусственных экосистемах осуществляется, в конечном счете, в интересах человека (экипажа), который является главным задающим звеном.

Пилотируемая космическая станция как обучающий аналог и модель позволяет более эффективно формировать экологические понятия, поскольку объект изучения (в частности сама станция как экоаналог Земли) не поглощает субъекта учения и сознание школьников свободно от его влияния. Таким образом у школьников возникает необходимая рефлексия и возможность оперирования объектом познания путем абстрагирования от него с тем, чтобы в дальнейшем изучать объект независимо, с разных сторон, в целостном виде, включая его в различные связи и отношения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2004. 196 с.
  2. H.A., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. М., 1994.
  3. П. Ключи к экологии. Л., 1982.
  4. И.Г. Экологическое воспитание школьников в условиях национальной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 22 с.
  5. Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития. М., 1994.
  6. Т. А., Хаскин В. В. Экология. М., 1998.
  7. П.В. Экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2012. 23 с.
  8. В.Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1990. 154 с.
  9. Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. М., 1984.
  10. В. П. Очерки экологии человека. М., 1993.
  11. A.A. Социальная экология: наука и образование. СПб., 1994.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  13. Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы // Сов. Педагогика. 1988. № 9. С. 23−28.
  14. Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. Т. 4., 1981.
  15. Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. И., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.
  16. А.К. Приемы организации развивающего обученияматематики // Начальная школа. 1995. № 3.
  17. Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Дис.. канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 222 с.
  18. Р. Этика человеческой ответственности // Глобальные проблемы и общечеловечсекие ценности. М., 1990. С.203−257.
  19. В. Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980.
  20. Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -Казань, 2004. 222 с.
  21. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 78с.
  22. С.Л. Формирование готовности учащихся старших классов к природоохранной деятельности в экологическом образовании: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 160 с.
  23. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  24. С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991
  25. В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 76−80.
  26. В. В природе все спокойно // Техника-молодежи. 1997. № 10.
  27. К.Б. Аналогия и модели в познании. Новосибирск, Наука, 1981.319 с.
  28. Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и161перспективы. М., 1992.
  29. Ю.В. Экофобное сознание: эволюция, сущность и содержание // Социально-гуманитарные знания. 2011, № 4. С. 322−327.
  30. A.C. Витагенное образование. Екатеринбург, 1999.
  31. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 786с.
  32. H.A. Художественная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников и подростков: Дис.. канд. пед. наук. М., 2010. 261с.
  33. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  34. В.П. Феномен экологического сознания. Монография. Балашиха: ВТУ, 2007.
  35. JI.M. Ознакомление с природой региона как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста (на примере города Сургута): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. 22с.
  36. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИПОМОР, 1995. 336 с.
  37. Н.Г. Экологическое образование обучающихся как средство формирования гражданственности: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 215 с.
  38. Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма // Дис.. канд. философ наук. М., 1981.
  39. Биологический энциклопедический словарь. М., 1986. С.429−430.
  40. . К критике политической экономии знака. М.: Академический проспект, 2007. 335 с.
  41. . Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.
  42. Н.В. Воспитание гражданственности подростков в процессе социально ' значимой деятельности общественного экологического объединения: Дис.. канд. пед. наук. Сургут, 2006. 301 с.
  43. В.Г. Аналогия общность аксиоматики // Советская педагогика. № 1. 1975. С. 73−82.
  44. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 1.
  45. С.Ф. Дидактические основы применения аналогии на уроке (на материале предметов естественно-математического цикла): Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1975. 178 с. на укр. яз.
  46. В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев: КЭКЦ, 1998. 128с.
  47. А.Р. Педагогика и экология. Метод, пособие. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 1998. 52 с.
  48. JI.M. Формирование экологической культуры в процессе физического воспитания младшего школьника: Дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 191 с.
  49. Д., Вуд Д. и др. Экологическое образование в школе (главы из книги). Киев, ISAR, Информационное агенство «Эхо Восток 1995.
  50. М. И. Глобальная экология. М., 1977.
  51. . А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991.
  52. В. А., Богданова JI. В. Введение в антропоэкологию. М., 1995.
  53. В.П. Избр. пед. сочинения / Сост. J1.H. Литвин и др. М., 1987.
  54. Введение в экологию / Под ред. Ю. А. Казанского. М., 1992.
  55. В.И. Биосфера. М.: Наука, 1967.
  56. В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.
  57. Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников :
  58. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2002. 39 с.
  59. В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: Автореф. дис.. кан. пед. наук Екатеринбург, 2002. 23 с.
  60. В. А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону, 1996.
  61. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981.
  62. А. В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания. Дис.. д-ра пед. наук. М., 2004. 497 с.
  63. О. Г., Пестов И. Д., Макаров В. И. Человечество и космос. М.: Наука, 1987.214 с.
  64. Г. Работы разных лет. М.: Мысль. Т. 2. 1971.
  65. И.М. Этнопедагогические традиции воспитания учащихся: (на материале шк. Респ. Башкортостан): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 2004. 26с.
  66. Ф. И. Экология как феномен самосознания цивилизации: Дис.. д-ра филос. наук. М., 1987. 384 с.
  67. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987. 143с.
  68. Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998.
  69. Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989.
  70. Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
  71. И.И., Ковров Б. Г., Лисовский Г. М., Окладников Ю. Н., Рерберг М. С., Сидько Ф. Я., Терсков И. А. Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1975. Т. 28.312 с.
  72. С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. М., 1997.
  73. С.Н. Социально-экологическая функция учителя: развитие экологической воспитанности школьника как составляющей экологической культуры. М.: ТЕКОЦЕНТР, 1990. 41 с.
  74. С.Н. Экологическая культура учителя. Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Совр. писатель, 1998. 432 с.
  75. Ю.А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2000. 269с.
  76. С.И. Аналогия как метод научного познания // Основные принципы и методы научного познания. М.: Высшая школа, 1970. С. 352−371.
  77. А. А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы. Новосибирск, 1998.
  78. A.A. Социальная экология. М., 1998. 262с.
  79. В.П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2005. 39 с.
  80. A.B. Психологические условия и механизмы формирования нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей: Дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 209с.
  81. Ю.В. Аналогия как конструктивный прием объяснительного монолога в системе методической подготовки студента-филолога : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2007.
  82. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Гидрометеоиздат, 1990.
  83. М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник Московского университета, 1992, № 5. С. 71−77
  84. О.В. Формирование эколого-правовой компетенции у студентов педагогического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2008. 214с.
  85. A.A. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. М., 1989. С.5−11.
  86. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
  87. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. 544с.
  88. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутри предметных связей / ОмИГЖРО. Омск, 1993. 323 с.
  89. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс, 2000. 416 с.
  90. А.А. Психология социальной установки: Экологическая концепция социальной установки. Калининград: КГУ, 1996. 423 с.
  91. В.Н. Философские принципы русского космизма//Афтореф. дис.. д-ра. филос. наук М. 1996. 34 с.
  92. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  93. С.Д., Левин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 147с.
  94. С.Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. Т.П. № 6. с.4−17.
  95. Л.Р. Преемственность в экологическом образовании старших школьников и младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 197 с.
  96. М.Т., Захарченко М. П., Степанов Э. В. и др. Гигиеническая оценка влияния фитонцидов на иммунный статус организма // Гигиена и санитария. 1985. № 11. С. 8−10.
  97. . До того, как умрет природа. М., 1968.
  98. А.Л. Методика систематического применения аналогии при формировании математических понятий и умений решать задачи у учащихся восьмилетней школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1978. 243 с.
  99. Е.Ю. Формирование гуманного отношения к природе у учащихся 5−8 классов в процессе нравственно-экологического образования:
  100. Дис.. канд. пед. наук. Коломна, 2011. 228с.
  101. А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранного образования. М.: Педагогика, 1981.
  102. А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
  103. А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. с. 12.
  104. А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации. Сов. Педагогика, № 9. 1984. С. 16−21.
  105. А.Н. Экологоориентированная деятельность, куда ориентировать? // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. 2003. № 3 (16). С.З.
  106. И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: методы и средства обучения. М., 1993.
  107. И. Д. Экологическое образование и воспитание : узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов. / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. С. 72−84.
  108. И. Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика, 1988. С. 128.
  109. Ш. Зверев И. Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сборник научных трудов / Под ред. А. Н. Захлебного и Л.П. Симоновой-Салеевой. М., 1997. С.27−36.
  110. И.Д. Формирование ответственного отношения к природе.
  111. Сов. Педагогика, № 12. 1983. С.26−31.
  112. З.Зверев И. Д. Экогласность и образование. Сов. Педагогика, № 1. 1991. С. 9−12.
  113. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. 96 с.
  114. Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 83−88.
  115. A.A. Строгий мир логики. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  116. Ю.В. Логика. М., 2007.
  117. В. А. Деятельностный подход в экологическом образовании школьников // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. 2003. № 3 (16). С.4−9.
  118. А. Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис.. канд пед. наук. М., 1998.
  119. М.Р. Правовое регулирование экологического образования в контексте концепции устойчивого развития. Уфа, 2004. 104 с.
  120. Д.К. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. 1990. № 3.
  121. Д.Н., Брудный A.A. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестник образования, № 7, 1993. С. 2−40.
  122. Д.Н., Овсянникова A.A. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М., 1999. 65 с.
  123. В.П. Учение Вернадского В.И. о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. 248 с.
  124. В.П., Яншин А. Л. Преобразование биосферы и проблемы экологии человека // Вестник АН СССР, 1980, № 9, с. 67 71 .
  125. В.Б. Формула экологического образования // Экологический вестник, № 5, 2001. С. 2−15
  126. С.Е. Применение аналогий в курсе средней школы : дис.. канд. пед. наук. М., 1959.127а Камнев А. Н., Конюшев В. В. Экологическое образование через жизненный опыт//Психология сегодня. М., 1996. Вып. 1. Т. 2. С. 107−108.
  127. П.Ф. Избранные пед. произведения. М. 1982. 704с.
  128. Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников. М.: ПМО, 1999.
  129. E.JT. Природное наследие региона как средство профессиональной подготовки менеджеров экологического туризма: Дис.. канд. пед. наук. М., 2002. 210 с.
  130. Н. Н. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова думка, 1990.202 с.
  131. А.Г. Формирование экологической культуры учащихся 6−9 классов на основе национально-региональных детерминантов в процессе естественно-научного образования: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2005. 228 с.
  132. Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города: на материале Республики Саха (Якутия): Дис.. канд. пед. наук. Якутск, 2004. 179 с.
  133. О.Н., Павлов Б. К. Экологическое прогнозирование и состояние планктона Байкала // Изменчивость природных явлений во времени. Новосибирск: Наука, 1982. С. 141−152.
  134. Е.О. Художественная деятельность в экологическом воспитании подростков: метод проектов: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2010. 199с.
  135. . А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования детей в Северном регионе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. 25 с.
  136. Ю. М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я., Луканкин Л. Г. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика.
  137. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. Пед. Институтов. М.: Просвещение, 1975.
  138. Я.А. Великая дидактика / Избр. пед. соч. В 2-х т. М., 1982, Т.1.
  139. Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. М., Учпедгиз, 1957.
  140. Т.Н. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста: На материале Республики Мордовия: Дис.. канд. пед. наук. М., 2006. 193 с.
  141. В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года. Новосибирск, 1992.
  142. Космическая медицина и биотехнология / А. М. Генин, Д. М. Тальбот. 1975. 557 с.
  143. МЗ.Костюченко Р. Ю. Метод аналогии как средство реализации внутрипредметных связей при обучении стереометрии: Учебное пособие / Под ред. В. А. Далингера. Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. 78 с.
  144. А. Н., Марков Ю. П., Васильев Н. П. Экологические знания и сознание: Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. 218 с.
  145. А.Н. Гуманизм и экология. М.: Метроном, 1994.
  146. В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.
  147. И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. 1998. № 1. С 65−75.
  148. П. Этот человеческий мир. М., 1988.
  149. Л.Л. Развитие личностно значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 204 с.
  150. А. В. Следы былых биосфер. М.: Знание, 1979.176с.
  151. Г. М. Шиленко М.П. Культура хлебных злаков каквозможный компонент автотрофного звена систем жизнеобеспечения // Космич. биология и медицина. 1971. № 1. С. 22−25.
  152. . Т.Экология личности // Педагогика, 1981.
  153. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1.
  154. Д.С. Экология культуры // Памятники отечества. 1980. № 2, С.3−27
  155. А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998.
  156. Д.К. Избр. соч. Теория электромагнитного поля. М.: Гостехиздат, 1952.
  157. Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятий общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994. С. 77−88.
  158. Н. М. Культура, экология, образование. М, 1996.
  159. Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995.
  160. Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии. М.: МДС, 1998.
  161. А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983.
  162. Д. Ж. Социальная экология. М., 1991.
  163. H.H. В.И. Вернадский и современность // Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. С. 634−646.
  164. H.H. Экология и образование. М.: «ЮНИСАМ», 1996. 192с.
  165. Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. М., 1996. С. 1−12.
  166. Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.
  167. H.H. Экология в современном мире // Наука и жизнь. 1998.3. С.2−10.
  168. H.H. Экология человечества глазами математика. М., 1988. 254 с.
  169. P.P. Дидактическое обеспечение модели Регионального центра экологической подготовки педагогов общеобразовательной школы. Нижневартовск-Челябинск, 2002. 109 с.
  170. Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Казань, 2005. 43 с.
  171. А.П. Медицинское обеспечение легководолазов и аквалангистов. JL: Медицина, 1967. 115 с.
  172. В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994.
  173. JT.B. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций: Дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
  174. О.С. Идея воспитания экологической культуры личности школьника как духовно-нравственной проблемы в отечественной педагогике: конец ХХ-начало XXI вв.: Дис.. канд. пед. наук. Чита, 2007. 213с.
  175. Наше общее будущее. Доклад МКОСР. М., 1989.
  176. . Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. М., 1993.
  177. А. И. и др. Экология : учебник для 5(6). М.: Устойчивый мир, 1999. 272 с.
  178. А. А. КПД зеленого листа. М.: Знание 1964.
  179. А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 21с.
  180. Ю. Основы экологии. М., 1975.
  181. Ю. Экология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. М., 1986.
  182. Г. И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 164 с.
  183. М.В. Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе «Изобразительное искусство» как компонент экологического образования: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 220 с.
  184. К. М. Общая экология. М., 1999.
  185. Т.И. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. Стерлитамак, 2000. 230 с.
  186. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. 463 с.
  187. Е.И. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Воронеж, 2010. 23 с.
  188. JT. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 19с.
  189. О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. 270 с.
  190. . Б. Экология человека: эволюционный аспект // Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994. С. 47−65.
  191. .Б. Прикладная антропоэкология. М.: МНЭПУ, 1998.
  192. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. М., 1994.
  193. Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
  194. B.JI. Об аналогиях в науке и преподавании // Русская школа. № 4, 1909.
  195. Розенберг Г. С, Мозговой Д. П., Гелашвили Д. Б. Экология: (элементы173теоретических конструкций современной экологии). Самара, 1999. 396 с.
  196. Г. С. Анализ определений понятия «экология» // Экология. 1999. № 2. С. 89−98.
  197. Г. С., Рянский Ф. Н. Теоретическая и прикладная экология. 2-е изд. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2005. 292 с.
  198. Г. С., Гальперин И. Д. Долг человека: Диалоги об экологии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. 98 с.
  199. Рубинштейн C. JI Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  200. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512с.
  201. Г. Б., Петров A.B. Сущностные, нормативные и процессуальные функции моделирования как метод познавательной деятельности в учебном процессе // Наука, культура, образование. Горно-Алтайск: ПАНИ. 2002. № 12.
  202. .Ж. Пед. соч.: В 2 т. М., 1981.
  203. С.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами рекреативно-оздоровительных технологий: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 181 с.
  204. И. А. Юные туристы экологи. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.
  205. З.Г. Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2009. 22 с.
  206. П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  207. A.B. Биосфера и рациональное природопользование. В кн.: Город, Природа, Человек. М.: Мысль, 1982.
  208. A.B. Задачи исследований природных ресурсов Земли космическими методами //Исследования Земли из космоса, 1980, № 1. С. 20−35.
  209. М.Н. Преемственность в формировании аналогии при174обучении математике в начальных и 5−6 классах средней школы: автореф. дисс. канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 19 с.
  210. Л.П. Виды деятельности в экологическом образовании школьников // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. 2003. № 3 (16). с.10−18.
  211. В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368с.
  212. В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М, 1997.
  213. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 280 с.
  214. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
  215. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика. 1984. 104 с.
  216. Г. С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы / В кн.: Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Н. П. Антонов. Иваново, 1984. С. 31 40
  217. И.А. Аналогия как средство теоретического освоения студентами дисциплин педагогического цикла: Автореф. дис.. канд. пед. наук, Волгоград, 1999. 24с.
  218. В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 47 549.
  219. П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  220. A.A. Подготовка будущего учителя к осуществлению нравственного аспекта экологического образования школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1988. 17с.
  221. В.Н. Дискуссия «Основные установки и пути развития советской экологии» // Советская ботаника. 1934. № 3.
  222. В.Н. Некоторые общие теоретические вопросы фитоценологии//Вопросы ботаники. М.- Л., 1954. Т. 1. С. 291−309.
  223. В.Н. Растительные сообщества: Введение в фитосоциологию. 4-е изд. М.- Л.: 1928. 232 с.
  224. И.Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 204 210.
  225. И.Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы // Экологическое образование. 2000. № 1. С. 1326.
  226. И.Т., Мамедов Н. М. Общеобразовательные цели изучения экология контексте концепции устойчивого развития // Вестник экол. образования. Вып 1−2. Обнинск, 1995. 35 с.
  227. И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Сов. педагогика, 1990. № 12. С. 47 51
  228. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие. М.: Новая школа, 1994. 128 с.
  229. Творческое наследие акад. Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы /. Под общей ред. акад. М. В. Келдыша. М.: Наука, 1980. 591с.
  230. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965.
  231. И.С. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 23 с.
  232. О.П. Проблема экологического обучения и воспитания в истории чувашской школы и педагогики: Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2007. 196 с.
  233. Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784с.176
  234. М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? Пер. с англ. A.C. Доброславского / Под ред. и с предисл. В. В. Патрикеева. М.: Мир, М., 1980. 272 с.
  235. А.И. Аналогия и учебный процесс // Логика и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1977. С. 11−36.
  236. З.К. Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника: Дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 173с.
  237. А. Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. 270 с.
  238. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч 1993. 275 с. 284.
  239. А.Д. Стратегия устойчивого развития и переход к опережающему образованию // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт 1997. С. 52−64.
  240. П.Ю. Педагогические условия регионализации экологического образования младших школьников в образовательных учреждениях Кольского Заполярья: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Мурманск, 2002. 22 с.
  241. Г. М. Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников: на примере Республики Саха: Дис.. канд. пед. наук. М., 2007. 173с.
  242. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  243. Э. Здоровое общество. М.:ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. 539 с.
  244. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986 г. 238 с.
  245. В. Философия и экология. Пер. с нем. М.: Наука, 1993. 205 с.
  246. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та., М: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.
  247. К.Э. Ум и страсти. Калуга: Изд. авт., 1928.
  248. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68−81.
  249. Н.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1988.
  250. Н.М., Галушкин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. М.: Дрофа, 2004.
  251. М. Психология жизненной среды. М., 1989.
  252. A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
  253. Т.Ф. Эколого-эстетическое воспитание студентов в техническом вузе средствами изобразительного искусства: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2009. 209 с.
  254. А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  255. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 344 с.
  256. Е.Я. Биологические системы жизнеобеспечения // Основы космической биологии и медицины. Т. 3. М.: Наука, 1975.
  257. Е.С. Подготовка гидов экологического туризма в системе дополнительного профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 2010. 192с.
  258. К. И. Экософии религии и этноса. М., 1997.
  259. А.К. Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе (На материале педагогического анализа современных экологических воззрений в Германии): Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 197 с.
  260. Экологические стереотипы: пер с англ. // Белорусский зеленые портал, 18. 02. 2013 http://greenbelarus.info/energetika/energetika-belarusi/ itemlist/date/2013/1/18
  261. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева. Т. Н. Суравегиной. М., 1983.
  262. П.М. Аналогия в математике. М.: Знание, 1971. 86 с.
  263. В. И. Искусственная биосфера. М.: Наука, 1976.
  264. М. А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Саранск, 2002. — 41 с.
  265. И.Н. Живая Земля. М.: «АГАР», 1998. 80 с.
  266. В.А. Психология отношения к природе. М.: «Смысл», М., 2000. 456 с.
  267. В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1998. 276 с.
  268. Beck U. Ecological Enlightenment: Essays on the Politics of the Risk Society / Trans. Mark A. Ritter New Jersey: Humanity Press, 1995.
  269. Environmental education in Canada. An overview for grantmakers. October 2006. Canadian environmental grantmakers' network http://www. walkingthetalk.be.ca /files/EEBrief Eng. pdf
  270. Jorgensen S.E. Fundamentals of Ecological Modelling. Amsterdam: Elsevier, 1994.271,Orellana I, Fauteux S., Environmental Education: Tracing the High Points of its History http://www.ec.gc.ca/education/default.asp71ang =En&n= 616D4080−1
  271. Rees W.E. Sustainable Development: Economic Myths and Ecological Reali-ties // Environmental ethics, ed. Louis P. Pajman. Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, 1994. P. 437−443.
Заполнить форму текущей работой