Актуальность исследования. Глубокие качественные преобразования в нашей стране, осуществляемые в соответствии с радикальной социально-экономической реформой, отразились на всех сферах жизнедеятельности общества. На рынке труда наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, создание кооперативных и частных предприятий, акционирование государственных предприятий, развитие предпринимательской деятельности привели к многообразию форм занятости и мест приложения труда, увеличили возможности для самореализации населения в сфере экономики. С другой стороны, институциональные преобразования и кризисные явления в российском обществе вызвали значительные потери живого труда, сокращение реальной заработной платы, появление безработицы, усиление дискриминации отдельных категорий населения (по полу, возрасту, месту проживания), массовые нарушения основных прав и свобод человека в социально-трудовой сфере. В конкурентной борьбе за рабочие места в первую очередь проигрывают социально-уязвимые группы населения. При общей трудоизбыточности экономики многие производства сегодня испытывают дефицит кадров. Не хватает высококвалифицированных специалистов, менеджеров, рабочих. Наблюдается старение кадрового потенциала.
Искоренение негативных явлений на рынке труда и повышение эффективности его функционирования является приоритетной задачей современной социально-экономической политики. Возможности ее реализации крайне ограничены как в силу несовершенства законодательства в области социально-трудовых отношений, отсутствия действенных механизмов исполнения нормативно-правовых актов, ограниченных ресурсов, так и из-за недостаточной изученности теоретических и прикладных аспектов функционирования и регулирования регионального рынка труда.
Необходимость специального рассмотрения региональных аспектов рынка труда обусловлена его пространственной локализацией, а также территориальной дифференциацией важнейших составляющих рынка рабочей силы, наличием здесь многих специфических проблем и разных возможностей их решения в отдельных регионах, значимостью рынка труда для регионального развития. Рынок труда выступает важнейшим ситемообразующим фактором в территориальной социально-экономической системе.
Состояние и степень научной разработанности проблемы. Рынок труда является объектом активного интереса со стороны отечественных и зарубежных ученых. Теоретическому осмыслению вопросов формирования и развития рынка труда, а также методам его изучения посвящены работы В. Булатова, Н. Волгина, Р. Капелюшникова, Р. Колосовой, А. Котляра, И. Масловой, М. Москвиной, В. Радаева, С. Рощина, А. Семенова, Р. Смита, Р. Дж. Эренберга и др. Эти работы содержат большое количество глубоких теоретических идей и продуктивных методологических подходов к изучению рынка труда. Однако вопрос о рынке труда как целостной социально-экономической системе не получил в них достаточного развития, особенно на региональном уровне, и в такой постановке не становился предметом специального изучения.
Наибольшее количество научных публикаций связано с описанием результатов эмпирических исследований рынка труда и его отдельных аспектов — экономической активности, занятости и безработицы, оплаты труда, экономического поведения, трудовой миграции, неправовых трудовых практик и скрытой безработицы, факторов и механизмов их определяющих и многих других. Весомый вклад в понимание этих вопросов внесли Е. Антосенков, В. Беляев, Ф. Бородкин, С. Ванднер, Ж. Зайончковская, Т. Заславская, 3. Калугина, Н. Колесова, JI. Косалс, В. Мищенко, Р. Рывкина, А. Стеттер, Т. Четвернина, М. Щербакова и др. В центре их внимания находились, как правило, различные конкретные проблемы, имевшие большую социальную значимость. В тоже время ощущается острый недостаток работ по комплексному изучению закономерностей, механизмов и проблем регулирования рынка труда как национального, так и региональных рынков. Более системный анализ российского рынка труда дан в публикации «Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991;2000 гг.)», подготовленной Н. Вишневской, В. Гимпельсоном, Т. Малевой, А. Полетаевым и др., и в монографии Р. Капелюшникова «Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации». Однако, подобных исследований, посвященных региональному рынку труда, нет.
Вопросам регулирования рынка труда значительное внимание уделяется в работах Е. Гонтмахера, И. Заславского, Е. Катульского, Т. Малевой, Г. Меликьяна, JL Миляевой, А. Мишина, Ф. Прокопова, А. Сергиенко и др. В большинстве этих работ акцент делается на федеральной политике, ее текущем состоянии. Исследования региональной политики на рынке труда носят фрагментарный характер. Недостаточно проработанными остаются вопросы о ее концептуальных основах, целях и приоритетах, средствах и инструментах, финансовом и правовом обеспечении, эффективности. Слабо изучен зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда в регионе и не оцениваются перспективы его использования в российской практике.
Анализу региональных рынков труда и их специфике посвящены труды Н. Арсентьевой, Р. Емцова, С. Коммандера, JI. Корель, И. Корель, П. Ростовцева, С. Смирнова и др. Этот анализ проводится, как правило, в рамках экономики труда и не использует научные результаты и инструментарий, наработанные региональной экономикой. При этом рынок труда рассматривается как самостоятельно функционирующее образование, в отрыве от других элементов территориальной социально-экономической системы. Такой подход является продуктивным лишь при решении определенных научных задач. Он не позволяет раскрыть устройство и понять механизмы функционирования регионального рынка труда, использовать полученные знания для выработки эффективных управленческих решений.
Актуальность вышеобозначенных проблем предопределила выбор темы диссертационной работы.
Объектом диссертационного исследования является региональный рынок труда. Эмпирическим объектом анализа выбран рынок труда Алтайского края. В качестве предмета исследования рассматриваются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, функционирования и регулирования регионального рынка труда в годы реформ.
Цель и задачи исследования
Основной целью исследования является разработка теоретико-методологических и методических подходов к комплексному анализу регионального рынка труда в период социально-экономических реформ и выработка предложений по совершенствованию политики его регулирования.
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:
— построить теоретическую модель объекта исследования, раскрыть содержание и взаимосвязь ключевых понятий, выделить основные структурные элементы рынка труда и механизмы их взаимодействия, определить место рынка труда в территориальной социально-экономической системе;
— разработать методику комплексного изучения регионального рынка труда, включая методические подходы к анализу цены, спроса и предложения рабочей силы, общей и регистрируемой безработицы, напряженности и социальных эксклюзий на локальных рынках труда, а также факторов их определяющих;
— рассмотреть теоретико-методологические и методические основы изучения политики регулирования регионального рынка труда, раскрыть ее сущность, обосновать принятые в исследовании ограничения, определить подходы к анализу приоритетных направлений и оценке эффективности;
— изучить основные тенденции и механизмы изменения цены, спроса и предложения на рынке труда Алтайского края в период реформ и выявить их специфику, провести дифференцированный анализ частных и интегральных показателей напряженности на локальных рынках труда, построить типологию городов и районов края по степени напряженности на рынке труда и выделить группу внутрирегиональных территориальных образований, требующих приоритетного внимания со стороны государственных и местных органов управления;
— выявить особенности формирования и реализации политики регулирования регионального рынка труда в РФ, обосновать ее цели и приоритетные направления, описать методы и технологии, выделить проблемы и оценить эффективность;
— изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда в регионе и оценить возможности его использования в России;
— разработать предложения по совершенствованию государственной политики на рынке труда в регионе.
Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационная работа выполнена на стыке двух научных дисциплин — экономики труда и региональной экономики. Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории и методы, которые традиционно используются при изучении рынка труда в этих науках и которые отражены в трудах российских и зарубежных ученых. В качестве общей междисциплинарной методологии анализа в работе применяется системный подход, базирующийся на фундаментальных положениях общей теории систем. В диссертации учитывается опыт изучения сложных социально-экономических систем, накопленный в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН и Алтайском государственном университете. В процессе исследования использовались разнообразные экономико-математические и статистические методы — моделирование, корреляционный, факторный и типологический анализ, экспертных оценок, метод Делфи и др.
Информационная база исследования включает:
— данные государственной и ведомственной статистики по проблемам занятости, безработицы и регулированию рынка труда, в частности, выборочных исследований Госкомстата по проблемам занятости, мониторинговых исследований Федеральной службы по труду и занятости и ее Управления по Алтайскому краю, статистики крупных, средних и малых предприятий за 1990— 2005 гг.;
— нормативно-правовые документы Российской Федерации и Алтайского края, регулирующие социально-трудовые отношения и рынок труда, в т. ч. Закон о занятости населения в Российской Федерации, региональные программы содействия занятости населения (1992;2005 гг.), законы Алтайского края о поддержке малых предприятий, развитии ЛПХ, трудоустройстве социально-уязвимых групп населения и др.;
— результаты социологических опросов населения и экспертов по проблемам на рынке труда, политике его регулирования и направлениям ее совершенствования, проведенных при участии автора в 1999;2006 гг., в рамках проектов: «Социально-экономические и политические механизмы миграции населения на пространств республик бывшего Советского Союза» (грант Фонда Дж. Сороса, 1999;2000 г.) — «Мониторинг мероприятий содействия занятости, осуществляемых в Сибирском федеральном округе, выявление особенностей и проблем, оценка эффективности реализуемых мероприятий» (государственный контракт с Минтруда РФ на выполнение НИОКР, 2001 г.) — «Экономическое поведение населения и социальные эксклюзии на сельском рынке труда» грант НИСП/Фонд Форда, 2002;2003 гг.) — «Напряженность на сельском рынке труда и механизмы ее преодоления в регионе» (грант РГНФ, 2006 г.).
Кроме того, в работе использована информация Департамента по труду и занятости населения штата Колорадо США по вопросам государственного регулирования рынка труда, полученная автором в период работы в этом Департаменте в рамках программы «Молодые лидеры России».
Научная новизна и основные результаты исследования. Научная новизна диссертационного исследования предопределена в теоретическом плане — рассмотрением теоретических вопросов формирования, функционирования и регулирования рынка труда с позиций системного подходав методическом плане — разработкой и апробацией авторской методики комплексного изучения регионального рынка труда. В научный оборот вводятся новые теоретические разработки, методические подходы и эмпирические данные, в частности:
1. На основе системного метода была построена теоретическая модель регионального рынка труда, в которой определены основные категории, используемые в исследовании, раскрыто внутреннее строение и внешние связи рынка, обоснованы ограничения, лежащие в основе модели. Рынок труда представлен, с одной стороны, как сложная, самостоятельная социально-экономическая система, а, с другой, — как важнейшая составляющая территориальной системы. Специфика такого подхода заключается в том, что он позволяет интегрировать научные знания, полученные в смежных отраслях науки, и дает возможность получить наиболее целостное представление о региональном рынке труда, механизмах его формирования и развития.
2. Разработана и апробирована авторская методика исследования регионального рынка труда, отличительными чертами которой являются комплексный, междисциплинарный, дифференцированный подход к изучению рынка, сочетание количественных и качественных методов сбора и анализа данных, использование статистической, социологической и нормативноправовой информации. Такой подход обеспечивает надежность и достоверность результатов исследования.
3. Разработаны теоретико-методологические и методические основы системного изучения государственной политики по регулированию регионального рынка труда. Раскрыто ее содержание, выделены важнейшие структурные компоненты, обоснованы критерии классификации основных мероприятий политики на рынке труда и построена их типология. Сформирована система понятийных и эмпирических индикаторов для анализа этих мероприятий, предложены подходы к оценке эффективности как отдельных мероприятий, так и политики в целом.
4. На основе разработанных методологических принципов и методических подходов впервые дан комплексный анализ рынка труда Алтайского края. Изучены тенденции изменения цены, спроса и предложения рабочей силы в годы реформ, определены основные диспропорции, показана специфика регионального рынка по сравнению с российским и сибирским. Выявлены особенности экономической активности, занятости и безработицы отдельных социальных групп в зависимости от их демографических характеристик, уровня образования и места проживания. Дана характеристика локальных рынков труда, построена типология городов и районов края по степени напряженности на этих рынках, установлена связь последней с социальными эксклюзиями. Определены факторы, детерминирующие состояние и динамику рынка труда в регионе.
5. Изучен российский и зарубежный опыт государственного регулирования регионального рынка труда и разработаны рекомендации по его совершенствованию. Впервые осуществлен ретроспективный анализ всех программ содействия занятости населения Алтайского края, разработанных и реализованных в 1992;2005 гг., в разрезе целей и задач, основных направлений и приоритетов, ресурсного обеспечения и эффективности. Представлены количественные оценки степени распространенности, дифференцируемости, финансовой обеспеченности, экономической и социальной эффективности мероприятий содействия занятости населения. Критически осмыслена практика государственного регулирования регионального рынка труда в США и оценены возможности ее использования в России. На основе проведенного исследования разработаны предложения по повышению эффективности государственной политики на региональном рынке труда.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая ценность работы состоит в том, что ее научные результаты вносят определенный вклад в развитие экономики труда и региональной экономики. Методические подходы к комплексному исследованию регионального рынка труда могут быть полезны при изучении процессов на рынке труда в других регионах Сибири и России, методика интегральной оценки напряженности на рынке труда, в достаточной степени универсальна и при незначительной модификации может быть применена не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях. Прикладное значение диссертации заключается в возможности использования полученных в ходе исследования знаний о закономерностях, механизмах функционирования и развития регионального рынка труда при формировании и осуществлении государственной политики по его регулированию. Результаты исследования создают базу для совершенствования этой политики, повышения ее обоснованности, адресности и эффективности.
Кроме того, материалы диссертационного исследования могут найти применение в образовательном процессе при разработке и чтении лекций по соответствующим разделам выше названных научных дисциплин.
Апробация и практическое использование результатов исследования. Теоретико-методологические положения, методика и прикладные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях, расширенном заседании кафедры экономической теории Алтайского государственного университета, использовались в научных отчетах ИЭОПП СО РАН, были поддержаны российскими и зарубежными грантами. Основные результаты исследования использовались при разработке региональных программ содействия занятости населения в Алтайском крае (1998;2005 гг.), подготовке экспертно-аналитических материалов для руководителей и специалистов федеральных и региональных органов управления. Научный отчет «Мониторинг мероприятий содействия занятости, осуществляемых в Сибирском федеральном округе, выявление особенностей и проблем, оценка эффективности реализуемых мероприятий» (2001 г.), выполненный при участии автора, был одобрен Минтруда РФ и рекомендован для внедрения в практику территориальных служб занятости.
По теме диссертации опубликовано 14 работ, общим объемом 90,28 п.л. (авторский вклад — 6,68 п.л.), в т. ч. 4 монографии (в соавторстве).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе описаны теоретико-методологические и методические основы изучения и регулирования регионального рынка труда. Во второй главе рассмотрены основные тенденции, механизмы формирования и развития рынка труда в Алтайском крае в 1990;2005 гг. Третья глава посвящена проблемам формирования и реализации государственной политики регулирования регионального рынка труда. В заключении представлены основные результаты исследования и выводы. Основной материал изложен на 183 страницах. Библиографический список включает 155 источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Основная цель диссертационной работы была достигнута в ходе решения конкретных задач, объединенных общим замыслом, логикой и стадиями реализации исследовательского проекта.
На первой стадии были реализованы задачи, связанные с разработкой теоретико-методологических и методических основ изучения и регулирования регионального рынка труда. Сформировано теоретическое представление объекта исследования и регулирования, раскрыты содержание и взаимосвязь ключевых понятий, выделены основные структурные компоненты рынка труда и механизмы их взаимодействия, определено место рынка труда в территориальной социально-экономической системе. Предложена методика комплексного исследования регионального рынка труда и разработаны теоретико-методологические и методические основы изучения политики его регулирования.
Региональный рынок труда представлен как система социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы в территориальных образованиях различного уровня, построенная на принципах рыночной экономики. Он имеет сложную структуру, которая может быть раскрыта по разным основаниям в зависимости от целей анализа. В нашем исследовании мы остановились на функциональной структуре рынка труда, т. е. выделили те его компоненты, которые необходимы и достаточны для возникновения, функционирования и развития рынка труда в регионе. Это — субъекты рынка труда, институты рынка труда и механизм рынка труда. Их наличие и взаимодействие вполне достаточны для того, чтобы возник, начал функционировать и развиваться этот рынок.
Будучи сложным системным объектом, региональный рынок труда является важнейшим структурным элементом территориальной социальноэкономической системы, через который в современных условиях осуществляется большинство социально-экономических связей в регионе. В условиях рыночных отношений различные блага и услуги, производимые или осуществляемые в процессе того или иного вида трудовой деятельности, поступают на рынок товаров и услуг, и если они удовлетворяют общественным потребностям, то интересы субъектов трудовой деятельности и собственников средств производства реализовываются, затраты на их производство возмещаются, работники получают заработную плату, а владельцы средств производства — прибыль, тем самым создаются экономические предпосылки для воспроизводства данных видов и типов труда. В противном случае — интересы экономических субъектов не осуществляются, экономические условия для возобновления трудовой деятельности не создаются, происходит высвобождение работников, значительная часть которых попадает на текущий рынок труда.
Государственное регулирование регионального рынка труда рассматривается в диссертационной работе как особый вид государственной социально-экономической политики, как система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на максимизацию производительности труда и доходов населения территориальных образований различного уровня, обеспечение социальной справедливости и равных возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке для всех трудоспособных граждан, сокращение трансакционных издержек, то есть затрат временных, материальных и финансовых ресурсов на поиск работником подходящего рабочего места, а работодателем — подходящего работника, решение проблем в социально-трудовой сфере региона.
Согласно целям исследования, критериям классификации, а также сложившейся практике разработки и реализации политики на региональном рынке труда было выделено две группы мероприятий.
Первую группу объединяют мероприятия, непосредственно нацеленные на содействие занятости. Как правило, они разрабатываются и реализуются в рамках региональных программ содействия занятости населения, направлены на сохранение и развитие рабочей силы и рабочих мест, действуют на государственном, региональном и муниципальном уровнях, финансируются главным образом за счет средств федерального бюджета и регулируются Федеральной службой по труду и занятости РФ и ее территориальными органами.
Вторую группу представляют мероприятия, для которых содействие занятости является лишь одной из задач, эти мероприятия разрабатываются в соответствии с планами и схемами социально-экономического развития территорий, отраслей, предприятийинвестиционными, образовательными и другими программами. Их задачи, направления, содержание, источники финансирования более разнообразны и задаются рамками соответствующих документов.
Для анализа мероприятий политики на рынке труда были выбраны такие понятийные индикаторы, которые, во-первых, отражают наиболее значимые их характеристики, во-вторых, являются общими для всей совокупности мероприятий и, в-третьих, доступны для дальнейшей операционализации и измерения. Такими свойствами обладают следующие индикаторы: распространенность, ресурсная обеспеченность, эффективность и дифференцируемость. Первый индикатор позволяет оценить масштабы и степень охвата населения тем или иным мероприятием. Второй — характеризует фактические затраты финансовых, материальных, кадровых, информационных и других ресурсов на реализацию того или иного мероприятия в сравнении с нормативными. Третий — показывает результативность этих затрат. И, наконец, четвертый — отражает меру различий отдельных регионов по степени распространенности, ресурсной обеспеченности, эффективности реализуемых в этих регионах идентичных мероприятий содействия занятости, а также разрыв между общими характеристиками разных мероприятий, осуществляемых в одном регионе.
Основной методологический подход к определению эффективности политики на рынке труда строился на базовых положениях эффективности общественного производства. Наиболее важными из этих положений являются вопросы о критериях эффективности, единстве ее экономического и социального аспектов, представление эффективности как отношения эффекта к затратам, его обусловившим, учет фактора времени.
На второй стадии были решены задачи по апробации разработанных методологических принципов и методических подходов к комплексному анализу регионального рынка труда на примере Алтайского края. Дана развернутая характеристика состояния, динамики, механизмов формирования и развития рынка труда в регионе. Изучены закономерности изменения цены, спроса и предложения на этом рынке в годы реформ. Проведен дифференцированный анализ экономической активности, занятости и безработицы отдельных социально-демографических групп в сравнении с общероссийскими и общесибирскими показателями. Дана оценка напряженности на локальных рынках труда, построена типология городов и районов края по степени напряженности на рынке труда, выделена группа территориальных образований, требующих приоритетного внимания со стороны государственных органов управления. Выявлены факторы, детерминирующие основные параметры рынка труда в регионе.
Занятость выступает связующим звеном между спросом и предложением на рынке труда. С одной стороны, занятые характеризуют удовлетворенный спрос на рабочую силу, а, с другой, являются составной частью ее совокупного предложения. К концу исследуемого периода в занятости населения сформировались новые приоритеты. Преобразование отношений собственности значительно сократило масштабы и влияние государственного сектора как основы экономики региона. Доля занятых в негосударственном секторе превысила 60%. Отраслевые акценты в занятости постепенно смещались от производства к сфере услуг. Однако это происходило не столько за счет развития непроизводственной сферы, сколько за счет сокращения занятости в производственных отраслях. Разрушается монополия крупного производства и, соответственно, растет число занятых малым бизнесом. Широкое распространение получили дополнительная, неполная, теневая и неоплачиваемая занятость. Дифференциация отдельных социально-демографических групп по уровню занятости была идентична их дифференциации по уровню экономической активности.
За годы реформ при постоянном росте номинальной заработной платы заработная плата, деминированная по индексу потребительских цен, по нашей оценке, снизилась в 4,5 раза. Главной причиной столь существенных различий в уровнях и динамике номинальной и реальной заработной платы послужила либерализация цен, приведшая к крупным диспропорциям между ростом заработной платы и изменением ее реального содержания. Значительное удешевление рабочей силы способствовало сохранению относительно высокого спроса на ресурсы труда даже в период кризиса.
Рынок труда характеризовался невысоким уровнем официально зарегистрированной безработицы при значительных размерах общей и скрытой безработицы, высоким удельным весом застойной и хронической безработицы, значительной дифференциацией территорий края по остроте положения на локальных рынках рабочей силы. Уровень регистрируемой безработицы в рассматриваемый период был в три-пять раз ниже по сравнению с уровнем общей безработицы. Доля лиц, являвшихся безработными более года превышала 35−40%. Дифференциация частных индикаторов напряженности на локальных рынках труда достигала пятисот и более раз, а интегрального десяти раз. Следует отметить, что в последние два года наблюдается стремительный рост официальной безработицы в крае, вызванный, главным образом, спадом производства в основных отраслях экономики региона и необходимостью регистрации неработающего трудоспособного населения в государственной службе занятости для получения субсидий по оплате жилищно-комунальных услуг. Анализ безработицы среди отдельных социально-демографических групп показал, что чем старше человек, тем меньше для него риск попасть в состав безработных, уровень женской безработицы выше мужской, а уровень сельской безработицы выше городской. Однако в отдельные годы исследуемого периода в сельско-городской и тендерной безработице наблюдалась противоположенная картина.
Современные рыночные преобразования способствовали возникновению или обострению ситуаций и состояний социальной эксклюзии на рынке труда. Они проявились в исключении значительной части экономически активного населения из сферы занятости, его дискриминации по полу, возрасту, месту проживанияснижении социальной защищенности работников наемного труда, широком распространении латентных форм занятости и безработицы, ограничении свободы профессионального выбора и возможностей получения бесплатного профессионального образования. Наряду с традиционными группами, типичными для большинства стран, в ситуацию социальной эксклюзии в России в целом и Алтайском крае, в частности, попали высококвалифицированные работники (врачи, преподаватели, работники культуры и искусства) и жители сельской местности.
В динамике экономической активности, занятости и безработицы можно выделить два периода. Первый период охватывает 1992;1998 гг. и характеризуется устойчивым сокращением абсолютных и относительных показателей экономической активности и занятости и непрерывным ростом безработицы. Второй период объединяет посткризисные 1999;2004 гг. и отличается ростом численности рабочей силы и сокращением безработицы.
Формирование и развитие рынка труда детерминировано демографическими, социально-экономическими, политическими и другими факторами.
В первой половине 1990;х гг. естественная составляющая воспроизводства населения вела к сокращению предложения рабочей силы для экономики Алтайского края, миграция действовала в обратном направлении. Во второй половине 1990;х гг. влияние естественного и механического движения населения на рынок труда изменилось на противоположное. К 2003 г. демографический потенциал прироста экономической активности был исчерпан, и это произошло на два года раньше, чем прогнозировалось.
Наряду с демографическими факторами существенное влияние на основные параметры рынка труда оказывали: состояние региональной экономики, социально-экономическая политика, экономическое поведение работодателей и наемных работников, изменение концептуального подхода к занятости и методики ее статистического учета, а также многие другие объективные и субъективные, прямые и косвенные, общие и специфические факторы, взаимодействие которых вело к росту или падению значений этих параметров.
Одной из главных детерминант рынка труда являлось состояние региональной экономики. Вместе с тем, в динамике экономической активности, занятости и безработицы, с одной стороны, и показателей экономического развития — с другой, наблюдался определенный разрыв. В годы экономического кризиса довольно часто предпочтение отдавалось не увольнению работников, а невыплате заработной платы, ее многомесячным задержкам, вынужденным административным отпускам, сокращенному рабочему дню (неделе), а в годы подъема — не привлечению дополнительной рабочей силы, а использованию имеющихся трудовых резервов. В отдельные годы экономический рост происходил при сокращении занятости и росте безработицы. В определенной мере эту ситуацию можно объяснить повышением производительности труда в основных отраслях экономики края, улучшением использования рабочего времени, а также включением рыночных механизмов и стремлением предприятий избавиться от накопленных за годы реформ излишков рабочей силы.
На третьей стадии были достигнуты задачи направленные на изучение и совершенствование государственной политики по регулированию регионального рынка труда. Показан прикладной аспект разработанных методологии и методики ее исследования на примере анализа региональных программ содействия занятости населения. Изучен опыт государственного регулирования рынка труда в США, выявлены сильные и слабые стороны, оценены перспективы его использования в российских регионах. Разработаны предложения по совершенствованию политики на рынке труда.
Ретроспективный анализ Программ содействия занятости населения Алтайского края в 1992;2005 гг. позволил выявить высокую степень их преемственности в части провозглашаемых целей и задач, направлений и приоритетов. Базовыми направлениями этих программ являлись: профориентация, профобучение и содействие трудоустройству безработного населениясохранение и создание рабочих местцелевая поддержка граждан, особо нуждающихся в социальной защитеподдержка доходов безработных и лиц, находящихся под риском увольнения. Главным субъектом программирования выступали региональные органы Федеральной службы по труду и занятости. Основными источниками финансирования программ в рассматриваемый период являлись Фонд занятости (до 2001 г.) и федеральный бюджет.
Разрабатываемые программы ограничивали свое действие преимущественно официальным рынком труда. Они позволяли решать тактические задачи регулирования рынка труда, охватывали значимую часть нуждающегося в государственной поддержке незанятого или находящегося под угрозой увольнения населения, однако, они были недостаточно экономически обоснованы, скоординированы и эффективны, слабо учитывали особенности экономического поведения отдельных категорий населения.
Анализ ожидаемых и фактических результатов реализации основных программных мероприятий и их финансового обеспечения показал их слабую экономическую обоснованность и согласованность между собой. Разрыв в выполнении плановых показателей по численности участников мероприятий содействия занятости населения и затратам на их осуществление достигает по отдельным направлениям трех раз. По некоторым мероприятиям перевыполнение контрольных натуральных показателей сочетается с невыполнением стоимостных. Субъективные оценки эффективности политики занятости в регионе населением и экспертами не превышали трех баллов по пятибалльной шкале.
Выявлено противоречие между декларируемыми и фактически реализуемыми приоритетами политики занятости. В оценках экспертами важности мероприятий содействия занятости и их эффективности лидировали меры активной политики занятости, однако в структуре расходов на программные мероприятия преобладали выплаты пособий по безработице.
Изучение методологических и эмпирических вопросов государственного регулирования региональных рынков труда в США показало, что главным его субъектом являются департаменты труда и занятости соответствующих штатов. В основе их деятельности лежат принципы универсальности, самостоятельности, конкурсности, дифференцируемости, оперативности. В отличии от российской практики в рамках Департамента осуществляется координация всей деятельности по регулированию социально-трудовых отношений в регионе. Важнейшими ее приоритетами являются разработка и реализация федеральных и региональных программ содействия занятости населения, осуществление контроля за соответствием условий безопасности труда наемных работников федеральным стандартам безопасности труда и охраны здоровья, контроль за наймом иностранной рабочей силы, страхование на случай потери работы и защита трудовых прав безработных, взаимодействие с работодателями и др. Правовое обеспечение политики на региональном рынке труда осуществляется федеральным и региональным законодательством, а основным источником ее финансирования является федеральный бюджет.
Однако при осуществлении политики по регулированию регионального рынка труда в конкретных штатах довольно часто не учитываются принципы дифференцируемости и конкурстности, наблюдается преобладание пассивных мер политики над активными, взаимодействие служб занятости с работодателями не всегда результативно.
Вместе с тем методологические принципы и методические подходы к решению проблем на региональном рынке труда в США, опыт организации и координации управленческой деятельности в сфере социально-трудовых отношений, ее правовые основы и используемые технологии, механизмы формирования и распределения финансовых ресурсов могут быть полезны и при определенной модификации успешно использованы в практике российских регионов.
На основе исследования регионального рынка труда и механизмов его регулирования, анализа «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2010 г.» и опроса экспертов предложен комплекс мер по совершенствованию государственной политики на региональном рынке труда:
1. Повышение эффективности региональной политики занятости. В первую очередь необходимо изменить концептуальный подход к этой политике, рассматривая ее как ядро всей социально-экономической политики в регионе. Усилить координацию деятельности региональных органов управления по регулированию совокупного рынка труда в рамках программ содействия занятости населения. Создать надежную информационно-аналитическую основу политики занятости в регионе. В рамках мониторинга мероприятий содействия занятости расширить список учитываемых мероприятий содействия занятости за счет мер не включаемых сегодня в соответствующие программыдополнить перечень анализируемых индикаторов финансовыми показателямирегулярно осуществлять прогноз рынка труда на среднеи долгосрочную перспективув структуре мониторинга выделить инновационные мероприятия с целью их изучения и распространения на другие территории. Упростить процедуру согласования финансовых вопросов с вышестоящими органами. Ужесточить отдельные положения Закона о занятости населения в РФ и принять ряд новых федеральных и региональных законов, в частности «О занятости молодежи», «О занятости населения в сельской местности», «О финансировании программ активной политики занятости».
2. Расширение спроса на рабочую силу. Реализация данного направления предполагает сохранение и повышение эффективности функционирования имеющихся рабочих мест и создание новых, особое внимание здесь необходимо уделить поддержке крупных и средних предприятий отраслей специализации, способных производить конкурентную продукцию, а также предприятий малого бизнеса. Важно усилить присутствие государства в аграрном секторе экономики, расширить госзаказ на основные виды продукции, разработать механизмы активизации участия алтайских сельхозпроизводителей в зерновых торгах, способствовать развитию интеграционных связей в агропромышленном комплексе края. Особый акцент целесообразно сделать на поддержке ЛПХ, в первую очередь в селах, не имеющих относительно крупных работодателей. Для сохранения и развития рабочих мест в промышленности необходимо оптимизировать структуру промышленного сектора экономики региона, развивать инновационные высокотехнологичные производства, расширить рынки сбыта.
Для реализации выделенных направлений необходимо улучшить инвестиционный климат в регионе путем предоставления льгот по налогообложению прибыли, направляемой на развитие производства, частичной компенсации банковской ставки предприятиям при использовании ими кредитных средств на реализацию высокоэффективных проектов, сформировать лизинговый фонд, разработать механизмы привлечения средств населения для инвестиций в основной капитал. Особые льготы нужно предусмотреть при создании специальных предприятий и специальных рабочих мест для инвалидов.
3. Содействие формированию эффективного предложения на рынке труда. В идеале такое предложение должно быть сбалансированным со спросом на рабочую силу в количественном и качественном аспектах и обеспечивать устойчивое развитие экономики региона. Единственным источником пополнения трудового потенциала региона в ближайшие пятнадцать лет может быть только миграция, следует осуществить комплекс мер по привлечению в край иммигрантов, в первую очередь молодых, высококвалифицированных, образованных. Для повышения качества трудовых ресурсов, быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда и удовлетворения спроса на рабочую силу необходимо повысить уровень и качество профессиональной подготовки населения и содействовать распространению в крае системы непрерывного профессионального образования. Особое внимание следует уделить подготовке молодых специалистов и квалифицированных рабочих, их закреплению в реальном секторе экономикиобучению, специальной подготовке и профессиональной реабилитации лиц, особо нуждающихся в социальной защитеобеспечению квалифицированными кадрами предприятий, с трудом встраивающихся в рыночную экономику.
В случае значительной трудоизбыточности на рынке труда необходимо принимать меры по сдерживанию миграционного притока в край, перераспределению занятых из сферы экономики в сферу образования, стимулированию неполной занятости, перехода отдельных социальных групп в состав экономически неактивного населения.
4. Совершенствование ценообразования на рынке труда. Целесообразно разработать ряд новых социальных стандартов в области оплаты труда, определить объективно обусловленную цену рабочей силы в регионе, привести величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствие с реальными затратами на воспроизводство рабочей силы, обосновать отраслевые нормативы затрат на рабочую силу в совокупных издержках на производство продукции и оказание услуг. Необходимо осуществить комплекс мер по устойчивому росту реальной заработной платы, доведению минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, устранению неоправданно высокой дифференциации в оплате труда. При этом последовательно сокращать разрыв между достигнутыми показателями и социальными нормативами, с тем, чтобы в обозримом будущем его ликвидировать. Особое внимание следует уделить созданию условий для своевременной выплаты заработной платы.
При реализации выделенных направлений совершенствования политики регулирования регионального рынка труда необходимо установить разумный баланс интересов между федеральным центром, региональными и местными органами власти, предприятиями. При этом надо отдавать себе отчет в том, что усиление позиций государственных и муниципальных органов власти в регулировании регионального рынка труда может привести и к негативным последствиям. Однако опыт последних пятнадцати лет показал, что рынок не в состоянии решать долговременные стратегические задачи в области научно-технического прогресса, в демографической политике, подготовке высококвалифицированных кадров, защите социальноуязвимых групп рабочей силы и не способен установить справедливую систему социально-трудовых отношений.