Когнитивные модели управления развитием систем профессионального образования
Диссертация
Развитие и совершенствование систем профессионального образования1 (СПО) — одно из важнейших направлений деятельности любого государства, требующее квалифицированных подходов к анализу и управлению СПО. Вопросам реформирования и управления СПО посвящены работы: Взятышева В. Ф., Волковой В. Н., Новикова A.M., Овсянникова А. А., Савельева А. Я., Цикинина И. А., Шукшунова В. Е. и др. В этих… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблемы управления развитием систем профессионального образования
- 1. 1. Нормативно-правовая база
- 1. 2. Специфика систем профессионального образования как объекта управления
- 1. 3. Обзор известных моделей и методов управления системами профессионального образования
- 1. 4. Формирование р-однородного комитета
- 1. 5. Имитационные когнитивные модели развития ситуации
- 1. 6. Задачи диссертационного исследования
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Базисные факторы систем профессионального образования и их взаимосвязи
- 2. 1. Принципы определение базисных факторов, характеризующие состояние систем профессионального образования
- 2. 2. Факторы, характеризующие состояние систем профессионального образования
- 2. 3. Взаимосвязи между факторами
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Когнитивные модели развития систем профессионального образования
- 3. 1. «Саморазвитие» систем профессионального образования
- 3. 2. Процедура нахождения вектора управлений
- 3. 3. Сценарии управляемого развития систем профессионального образования
- Выводы по главе 3
- Глава 4. Когнитивные модели управления развитием систем профессионального образования
- 4. 1. Метод многокритериального иерархического оценивания ситуаций при когнитивном моделировании
- 4. 2. Иерархическое представление проблемы управления развитием систем профессионального образования
- 4. 3. Выбор приоритетов факторов
- 4. 4. Выбор приоритетов сценариев
- 4. 5. Выбор сценария
- 4. 6. Программная реализация
- 4. 7. Выбор сценариев развития систем профессионального образования
- Выводы по главе 4
Список литературы
- Авдеева З.К., Максимов В. И., Рабинович В. М. Интегрированная система «КУРС» для когнитивного управления развитием ситуаций / Труды Института. Том XIV. М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2001 С. 89−114.
- Адлер Ю.П., Максимов В. И., Райков А. Н., Шмерлинг Д. С. Совершенствование системы управления и повышение качества общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа. Москва, Ханты-Мансийск, 2000. С. 56.
- Алгоритмическое и программное обеспечение прикладного статистического анализа. М.: Наука, 1980. -424 с.
- Беллман Р., Заде Л., Принятие решений в расплывчатых условиях. В кн. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560 с.
- Борисов А.Н. Диалоговые системы принятия решений: Информационное, математическое и программное обеспечение, Рига, «Зинатне», 1986.
- Борисов А.Н. и др. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений, Москва, «Радио и связь», 1989.
- Борисов А.Н. и др. Принятие решений на основе нечетких моделей, Рига, «Зинатне», 1990.
- Бугров Я.С., Никольский С. М. Высшая математика. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997, 288 с.
- Булатов А.С. Экономика, Москва, «БЕК», 1997.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: СИНТЕГ, 1999ю-128 с.
- Вазина К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. -268 с.
- Вентцель Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972.
- Вилкас Э.Й., Майминас Е. З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981. — 328 с.
- Волик Б.Г., Буянов Б. Б., Максимов В. И. и др. Методы анализа и синтеза структур управляющих систем / Под ред. Б. Г. Волика. М.: Энергоатомиздат, 1988.-е. 296.
- Волкова В.Н. Структура целей в системе управления высшей школы: Из истории. СПб.: Изд. СПбГТУ, 2000. -80 с.
- Габриэль Геттельманн-Дюре, Джо Хоуган. Использование, распределение и управление кадрами учителей начальных школ в странах Африки к югу от Сахары. / № 99 Перспективы, том XXVI, № 3, 1997 г., стр. 129−146.
- Горелова Г. В., Джаримова Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп: 2002. -360 с.
- Давыдов С. Технология определения финансово-хозяйственного положения предприятия // Финансовая газета. 2002. № 2. С. 15.
- Давыдов С. Технология определения финансово-хозяйственного положения предприятия //Финансовая газета. 2002. № 5. С.14−15.
- Давыдов С.В. Выбор управляющих факторов при когнитивном моделировании различных вариантов решений / Когнитивный анализ и• управление развитием ситуаций (CASC 2002). Материалы 2-й Международной конференции в 2-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2002. С. 5167.
- Давыдов С.В. Законодательные основы и общие положения Российского образования / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03). Материалы первой Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2003. С. 14−20.
- Давыдов С.В. Модель развития российской системы образования /• Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ-2004. Сборник материалов. М.: ОАО «ГАО ВВЦ», 2004. С. 179 180.
- Давыдов С.В. Отчет о первом социологическом опросе / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03). Материалы второй Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2004. С. 46−68.
- Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03). Материалы второй Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2004. С. 92−112.
- Давыдов С.В. Структура российской системы образования / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03).
- Материалы первой Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ,• 2003. С. 21−28.
- Давыдов С.В. Уровни российской системы образования / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT *03). Ма• териалы первой Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2003. С. 29−65.
- Давыдов С.В. Формирование равно-представительного комитета/ Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2004). Материалы 4-й Международной конференции в 2-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2004. С. 30−41.
- Давыдов. С.В. Модель саморазвития российской системы образования / Международный молодежный научный конгресс «Молодежь. Наука. Общество». Сборник материалов. М.: ОАО «ГАО ВВЦ», ЗАО• «ОП ВВЦ «Наука и образование», 2003. С. 30−31.
- Давыдов С.В. Построение модели современного состояния системы образования в России. Сборник научных трудов. М.: МГПУ, математический факультет, 2005. С. 108−112.
- Давыдов С.В. Российская система образования и ее саморазвития / Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2003).
- Материалы 3-й Международной конференции в 2-х томах. Том 1. М.:• ИПУ РАН, 2003. С. 136−160.
- Дартау Л.А. Теоретические аспекты управления здоровьем и возможности его реализации в условиях Российской Федерации / Проблемы управления № 2, М.: 2003. С. 43−52.
- Джаримов Н.Х. Образование сектор экономики. Краснодар: Изд. Краснод. научн. АМАН, 2000. С. 16.
- Джаримов Н.Х. Принципы модернизации образования. Краснодар: Изд. Краснод. научн. АМАН, 2000. С. 19.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 432.
- Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М: Мир, 1976.
- И. Прангишвили, В. Максимов. Разрешение проблемный ситуаций в период современной трансформации / Общество и экономика. 1112. М. 2001 г.
- Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990.
- Коврига СБ., Максимов В. И. Стратегическое управление развитием сложных социально-экономических объектов в нестабильной внешней среде / Управление движением, морскими судами и специальными аппаратами. Труды 28-ой Всероссийская конференция. -Анапа, 2001.
- Константинов и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. -447 с.
- Конституция Российской Федерации.
- Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р —М., 2001.
- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р-М., 2005.
- Корноушенко Е.К., Максимов В. И. Нелинейные когнитивные модели для решения задач в слабоструктурированных системах / Международная конференция по проблемам управления. Т.З. М.: ИПУ РАН, 29 июня 2 июля 1999 г.
- Корноушенко Е.К., Максимов В. И. Управление процессами в сла-боформализованных средах при стабилизации графовых моделей среды. Труды ИПУ РАН. Т. 2, 1999.
- Корноушенко Е.К., Максимов В. И. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты / Труды Института.
- Том XI. М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2000. С.85−90.
- Кулинич А.А., Максимов В. И. Система концептуального моделирования социально-политических ситуаций «Компас». Сб. Современные технологии управления. М.: Фонд «Проблемы управления», 1998.
- Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987.
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах. М.: Логос, 2000. — 296 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991.-224 с.
- Лоусон Ч., Хенсон Р. Численное решение задач метода наименьших квадратов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. — 232 с.
- Максимов В.И. Аналитические основы построения графовых и компьютерных моделей для сложных ситуаций (раздел П. 8.5.2) / Новая парадигма развития России. Энциклопедическая монография. (Комплексное исследование проблем устойчивого развития). Под. ред.
- B.А. Коптюга и др. М.: «Академия», МГУК, 1999. — с. 447−450.
- Максимов В.И. Информационные технологии в управлении бизнесом // Информация. Бизнес. 2000. № 1. С. 7−8.
- Максимов В.И. Когнитивные технологии от незнания к пониманию / Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2001). Материалы 1-й Международной конференции в 3-х томах. Том 1. М.: ИПУ РАН, 2001. С. 4−41.
- Максимов В. И. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций / Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2001). Материалы 1-й международной конференции в 3-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2001. С. 10−21.
- Максимов В.И., Райков А. Н. Коллективные когнитивные карты в системах принятия решений / Международный симпозиум «Рефлексивное управление» (Москва, 2000 г.): тез. докладов. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 86−88.
- Максимов В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук. М. 2002 г.
- Максимов В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC '03) Труды 3-й Международной конференции в 2-х томах. Том 1. ИПУ РАН, 2003.
- Национальная доктрина образования.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России. М.: АПО, 1997. С 254.
- Новиков A.M. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. М.: Изд. «Эгвес», 2005. С 176.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 200. — 272 с.
- Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А. Н. Борисов, А. В. Алексеев, Г. В. Меркурьева и др. М.: Радио и• связь, 1989.-304 с.
- Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы / Бюллетень Минобразования России, 2002, № 4.
- Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001.-296 с.
- Прангишвили И.В. Системный подход, когнитивный анализ и вопросы управления / Когнитивный анализ и управление развитием сиvD туаций (CASC '03) Труды 3-й Международной конференции в 2-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2003. С. 5−12.
- Роберте Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам. М.: Наука, 1986.
- Российское образование. Проспект: Министерство Образования РФ, ГНИИ ИТТ «Информатика», Москва 2001 г.
- Руперт Маклин. Обзор: Среднее образование на распутье. № 117• № 118. Перспективы, том XXXI, № 3, 2001 г., стр. 29−36.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. М.: «Радио и связь», 1993. — 320 с.
- Т. Саати. Аналитическое планирование. Организация систем, М.: «Радио и связь», 1983 г.
- Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 2001. — 120 с.
- Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М.: ИНПРО-РЕС, 1995. 228 с.
- Солнышков Ю.С. Как обосновать решение. М., «Экономика», 1972.
- Солнышков Ю.С. Количественное обоснование решений. М.: «Зна• ние», 1971, 32 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Математика, кибернетика»).
- Солнышков Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). М.: Экономика, 1980. 168 с.
- Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: Синтег, 1998. — 376 с.
- Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка формирования целей и стратегий. М.: Синтег, 2005, 224 с. Серия «Системы и проблемы управления».
- Управление модернизацией в образовании: подходы и механизмы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003−231 с. 97. «Федеральная программа развития образования». Закон РФ от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ М., 2000.
- Хуан Карлос Тедеско. Перспективы. Том 26, № 3,1997, стр. 4.
- Шукшунов В.Е. Сущность, назначение и основные положения Национальной доктрины образования в Российской Федерации. // Вестник МАШ ВШ, № 1 (12). М.: изд. МГУ, 2000, с. 20−32.
- Шукшунов В.Е. и др. Инновационное образование (парадигма, принципы, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России. 1994. № 2. с. 13−28.
- Шукшунов В.Е., Овсянников А. А. Стратегия и тактика реформирования системы образования в России. М.: МАШ ВШ, 1998. 41 с.
- Э. Вильегас-Реймерс, Ф. Реймес. Где 60 миллионов учителей? Когда повсюду в мире идут реформы образования, их голоса не слышно. / № 99 Перспективы, том XXVI, № 3, 1997 г., стр. 37−62.
- Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1997 — 816 с.
- Экономическое и социальное развитие современного общества. / Уч. изд. материалы к курсу «Человек и общество: Основы современной цивилизации». Под. ред. Боголюбова Л. Н., Лабезниковой А. Ю. М.: Просвещение, 1993. 94 с. 105. www/icongroup/marketing/pablish