Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности инвестиционных отношений в социальной сфере российской экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ процесса становления современных представлений о законах и закономерностях воспроизводства общественных благ доказывает, что в качестве элемента теоретической основы экономических мер государства в общественном секторе российской экономики, предпринимаемых в целях достижения равновесия, наибольший интерес представляет институциональная традиция. В отличие от неоклассической традиции, для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования инвестиционных отношений в социальной сфере современной экономики
    • 1. 1. Сущность и структура социальной сферы современной экономики
    • 1. 2. Эволюция экономических взглядов на роль и место социальной сферы в рыночной экономике
    • 1. 3. Теоретические основы функционирования инвестиционных отношений в социальной сфере
  • Глава 2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционных отношений в социальной сфере российской переходной экономики
    • 2. 1. Ограниченность функционирования рыночного механизма инвестиционной активности в социальной сфере
    • 2. 2. Институциональные факторы государственного воздействия на инвестиционные отношения в социальной сфере
    • 2. 3. Социальные инвестиции как форма реализации социальной ответственности предпринимательских структур и факторы их активизации

Особенности инвестиционных отношений в социальной сфере российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития человеческой цивилизации, определяемый как неоэкономика, характеризуется растущей информатизацей общества и связанной с этим интеллектуализацией хозяйственной деятельности, а также ноосферным, т. е. творческим, разумным и созидательным использованием человеческих сил и способностей. Основным фактором производства становится интеллектуальный капитал личности, а сам человек превращается из средства общественного прогресса в его цель и необратимо утверждается в этом качестве. Диалектическое противоречие экономической и социальной составляющих доказывает бесперспективность концепции «человека экономического», основанной на бесспорном признании созидательного автоматизма конкурентного рынка, и разрешается в процессе социализации экономики, «гуманизации» системы хозяйственных связей и отношений на всех уровнях воспроизводственного процесса. В связи с этим все более значимой становится концепция «человека социального», отражающая реалии становления устойчивого экономического развития.

Для российского общества, характеризующегося нерешенностью ряда социальных проблем переходного периода, требующего дальнейшего проведения социально-экономических преобразований при одновременном обеспечении глобальной конкурентоспособности экономики страны, актуальность разработки и реализации подобной концепции приобретает особую значимость. В этих условиях эффективность социально-экономической, институциональной и научно-технической стратегии развития, перспективы формирования в российском обществе постиндустриальной системы отношений, а также усиление роли российского государства на евроазиатском геополитическом пространстве во многом зависят от характера использования интеллектуального капитала личности и общества, состояния социальной сферы как институциональной формы реализации инвестиций в человеческий капитал.

Переход отечественной экономики и ее социальной сферы на инновационный путь развития усложняется рядом обстоятельств, среди которых следует отметить несоответствие объема и структуры ее финансирования масштабам деятельности, низкий уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение относительной и сохранение абсолютной бедности при уменьшении численности населения, расширение сферы рентоориентированного присвоения не создаваемых, а перераспределяемых ценностей. Ограничение бюджетных расходов на развитие науки, образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы не позволяет повысить качество человеческого капитала, и, следовательно, препятствует воспроизводству научно-технического потенциала и устойчивому экономическому росту. Так, число бедных в 2006 году составило около 26 млн. человек, или 18,4% общей численности населения страны (при расчете прожиточного минимума на основе новой актуализированной потребительской корзины). Установленный с 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда составляет порядка 30% прожиточного минимума трудоспособного населения1.

Значительное отставание России к началу XXI века от большинства развитых стран по ряду показателей, характеризующих развитие социальной сферы и составляющих ее отраслей, в значительной степени обусловлено отсутствием системных исследований по проблемам инвестиционных отношений в данном секторе российской экономики. Именно это делает невозможным разработку научно обоснованных и действенных практических рекомендаций для органов исполнительной и законодательной власти, направленных на обеспечение позитивной динамики социальных индикаторов. Таким образом, требуется теоретико-методические проработки тенденций развития инвестиционных отношений в социальной сфере в условиях современной российской экономики, что определило выбор темы диссертационного исследования, цель и постановку задачи.

Степень изученности проблемы. Анализ работ, посвященных проблемам инвестиционных отношений в социальной сфере, показывает, что данная проблема носит комплексный характер, объединяющий концептуальные положения и методологический потенциал альтернативных экономических школ и течений.

Начало изучению социальной сферы как совокупности экономических отношений, характеризующейся ограниченностью рыночных регуляторов, было положено в сочинениях представителей классической школы политической экономии (А.Смит, К. Маркс, Дж.Ст.Милль).

В качестве основы концептуального осмысления характера.

1 Рассчитано автором по данным Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. экономических отношений в социальной сфере и формирования в качестве самостоятельного инструмента ключевой категории общественных товаров и положительных внешних эффектов выступает неоклассическая теория благосостояния, представленная в работах А. Бергсона, Н. Калдора,.

A.Маршалла, В. Парето, А. Пигу, П. Самуэльсона, Т. Скитовски, Дж. Хикса, Г. Хотеллинга и др.

Вопросы социальной ориентации экономики нашли отражение в сочинениях С. Бриттана, В. Ойкена, К. Эклунда, Л. Эрхарда, Дж. Стиглица и др. Изучение социальной сферы как составляющей современной экономической системы осуществляется в трудах Э. М. Агабабьяна, А. И. Добрынина,.

B.А.Жамина, Е. Н. Жильцова, Д. И. Правдина, Т. И. Корягиной, М. В. Солодкава, В. М. Рутгайзера, В. Я. Яковлева и др.

Основные направления теории человеческого капитала были с разработаны такими экономистами, как И. Бен-Порэт, Г. Беккер, М. Блауг, У. Боуэн, Э. Дженисон, Р. Лэйард, Э. Лэзер, Дж. Минцер, Дж. Псахаропулос, Ш. Розен, Ф. Уэлч, Б. Чизуик, Т. Шульц и др.

Значительный вклад в изучение проблем инвестиций и инвестиционной активности внесли труды таких отечественных исследователей, как В. В. Бочарова, С. В. Валдайцев, А. Н. Козырев, В. В. Ковалев, Б. Б. Леонтьев,.

B.Н.Лившиц, Н. В. Лынник, В. П. Суйц, В. И. Ткач, Т. С. Хачатуров, А. Н. Хорин, А. Д. Шеремет, а также работы зарубежных авторов — Ю. Ф. Бригхэма, Г. В. Бромберга, Л. К. Гапенски, Дж.М.Кейнса, Р. Э. Келли, П. Массе, Д. Стоуна, К.Хитчинга.

Фундаментальная роль информации и знания в общественном воспроизводстве обоснована в исследованиях Д. Белла, П. Друкера, Р. И. Капелюшникова, М. Кастельса, Н. Д. Кондратьева, С. Кузнеца, Г. Менша, М. Поланьи, Ж. Сапира, Л. Туроу, Ф. фон Хайека, Й. Шумпетера, и др.

Исследования в области регулирования государством социально-экономических процессов в условиях трансформационной экономики осуществлялись в работах В. С. Автономова, Л. И. Абалкина, А. И. Анчишкина, Л. С. Бляхмана, Г. Г. Богомазова, В. Л. Иноземцева, В. В. Радаева, Р. И. Капелюшникова, Ф. Ф. Рыбакова, В. Т. Рязанова, И. И. Столярова,.

C.И.Шарапова и других отечественных экономистов.

Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию методологических и концептуальных вопросов инвестиционных отношений, следует признать дискуссионность проблематики, необходимость разработки единого подхода к определению содержания и приоритетов инвестиционной активности в социальной сфере. Это позволит сконструировать эффективный механизм государственного регулирования инвестиционных отношений в социальной сфере и в полной мере реализовать интеллектуальный капитал отдельной личности и российского общества в целом.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании научного положения о том, что устранение диспропорций между экономическими и социальными составляющими воспроизводственного процесса, обеспечение социальной направленности устойчивого развития предполагают необходимость разработки и реализации качественно новых механизмов взаимодействия рыночного и государственного регуляторов инвестиционных отношений в социальной сфере современной российской экономики.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является развитие общеметодологических положений, определяющих содержание инвестиционных отношений в социальной сфере, и обоснование практических рекомендаций по совершенствованию системы их регулирования на современном этапе развития российской экономики.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

• Исследовать эволюцию представлений о сущности инвестиционных отношений, их роли в экономике в контексте общецивилизационной динамики и смены экономических парадигм;

• Определить основные направления функционирования и развития социальной сферы как институционального фактора воспроизводства человеческого капитала с учетом положений альтернативных экономических школ и течений;

• Исследовать закономерности развития инвестиционных отношений в социальной сфере и особенности их проявления в российской экономике на современном этапе ее развития;

• Выявить основные противоречия в системе инвестиционных отношений в социальной сфере современной российской экономики;

• Изучить институциональную среду функционирования инвестиционных отношений в социальной сфере;

• Проанализировать качественные и количественные показатели эффективности реализации инвестиционных отношений в социальной сфере;

• Определить формы и направления взаимодействия рыночного и государственного регуляторов инвестиционных отношений в социальной сфере российской экономики.

Объектом исследования выступает социальная сфера современной российской экономики.

Предметом исследования являются организационно-экономические, институциональные формы реализации инвестиционных отношений в социальной сфере, а также формы и методы их государственного регулирования в российской экономике на современном этапе ее развития.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам государственного регулирования экономики, различным аспектам инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, особенностям функционирования социальной сферы и ее отраслей — образования, культуры, науки и др.

Всесторонний анализ системы инвестиционных отношений в социальной сфере предопределил многоаспектный характер методологии исследования. Наряду с общенаучными методами и приемами — анализом и синтезом, сравнением, классификацией, научной абстракцией, моделированием — использовался ряд специфических методов и приемов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих в полной мере раскрыть их сущность, в том числе методы институционального проектирования, контент-анализа, логического моделирования, экономико-статистических группировок (типологических, структурных, аналитических и иллюстративных), вариантных расчетов и др. В диссертации применены методы графического отображения функциональных зависимостей и схематического представления анализируемых категорий. Для решения поставленных задач в исследовании использовались системный и историко-логический подходы, методы сравнительного анализа экономических систем, экономической статистики (рейтинговой оценки, типологизации), социологических опросов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании содержания и форм взаимодействия государственного и рыночного регуляторов инвестиционных отношений в социальной сфере современной российской экономики, в том числе:

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

1. Доказано, что в условиях информационной экономики основным результатом функционирования социальной сферы выступают чистые и смешанные общественные блага, воспроизводство которых из-за отсутствия фазы обмена носит разомкнутый характер, что предполагает необходимость использования нерыночных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов для достижения базового уровня их производства и потребления на основе социальных стандартов (инициация конкуренции на стадии доступа к производству общественных благ: государственные закупки, контрактированиеформирование государственных стандартов услуг, финансируемых из бюджетавнедрение индикаторов эффективности и производительности используемых инвестиционных ресурсов и др.).

2. Разработаны теоретические подходы к оценке эффективности функционирования инвестиционных отношений в социальной сфере, основанные на выявлении динамики социальных издержек, которые трактуются как издержки обеспечения развития и совершенствования социально-институциональной матрицы экономики — человеческого потенциала, благосостояния общества, накопления социального капитала и социальной инфраструктуры.

3. Выявлено содержание противоречия инвестиционных отношений в социальной сфере, обусловленное невозможностью определения объема реальных потребностей в инвестициях в человеческий капитал, их неадекватной видовой структурой, отсутствием рыночной корректировки распределения ресурсов, что проявляется в превышении спроса над их предложением. Доказана возможность достижения оптимального объема инвестиций в человеческий капитал в результате преодоления институциональной неопределенности российской экономики, что предполагает создание государственных гарантий участия хозяйствующих субъектов в инвестиционных отношениях в социальной сфереразвитие институтов страхования инвестиционных рисковинфраструктурно-контрактное обеспечение прав собственности инвесторов.

4. Выявлено, что институциональная инерция, которая присуща инвестиционным отношениям в российской социальной сфере, характеризуется двойственностью: с одной стороны, она обеспечивает преемственность в развитии и является защитной реакцией системы в случае, если внедряемые институты противоречат друг другу, а с другой стороны, выступает как негативный фактор, замедляющий модернизацию социальной сферы, что находит выражение в периодическом возвращении к отжившим институциональным схемам, не соответствующим изменяющимся экономическим условиям. Это позволило обосновать вывод о том, что перманентность реформирования российской социальной сферы неизбежно компенсируется формированием признаков институциональной инерции, невосприимчивости к рыночным сигналам.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью.

1. Аргументировано доминантное значение инвестиций в социальную сферу как институциональную форму воспроизводства человеческого капиталапредложена классификация инвестиций в социальную сферу в зависимости от пределов реализации конкурентных отношений: инвестиции в человеческий капитал с применением конкурентных механизмовинвестиции в человеческий капитал с ограничением применения конкурентных механизмовинвестиции в человеческий капитал, в механизме реализации которых невозможны или неприемлемы элементы конкуренции.

2. Дано определение инвестиционных отношений в социальной сфере как неотъемлемого элемента системы общественного воспроизводства, как совокупности экономических отношений по поводу реализации потребностей (индивидуальных, групповых, общественных) в увеличении человеческого капитала как источника экономического роста. Выявлена двойственная природа объекта инвестиционных отношений в социальной сфере, которая проявляется в том, что, с одной стороны, человеческий капитал вступает разновидностью капитала и обладает всей совокупностью его структурообразующих признаков (способностью к самовозрастанию, включенностью в отношения рыночного обмена), с другой стороны, он обладает рядом специфических особенностей, что находит выражение в неотделимости от конкретного субъекта отношений и невозможности отчуждения в пользу другого собственника.

3. Выявлены формы и методы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов инвестиционной активности в социальной сфере российской экономики (структура франчайзингасистема государственных закупоксубсидиарная форма производстваваучерная форма производстваконтрактная форма производства) — обосновано, что, с одной стороны, изменение структуры собственности в социальной сфере создало основу для реализации активной государственной поддержки конкурентного порядка, свободы предпринимательства и потребительского выбора в области реализации инвестиционных отношений, с другой стороны, проявление процесса дифференциации и усиления неравномерности развития социальной сферы по субъектам Федерации в совокупности с процессами территориальной концентрации инвестиций в человеческий капитал предполагают необходимость усиления государственного влияния и разработки инвестиционной политики.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 1. «Общая экономическая теория» 1.1. Политическая экономия: теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях" — формирование экономической политики (стратегии) государства Паспорта специальности 08.00.01 — «Экономическая теория», пункту 4.16. Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инвестиционной политики с учетом накопленного научного и мирового опыта в целях экономического роста и повышения эффективности экономических систем Паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили федеральные и региональные законодательные акты, решения представительных органов местного самоуправления, а также подзаконные документы, регулирующие экономические отношения в социальной сфере Российской Федерации.

Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций являются аналитические данные и статистические материалы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства труда и занятости Республики Татарстан, Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы, материалы федерального и региональных статистических органов, факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати, документы первичной бухгалтерской и финансовой отчетности отдельных организаций социальной сферы и др.

Научная и практическая значимость диссертации. Представленные теоретические выводы и предложения, авторский подход к направлениям совершенствования инвестиционных отношений в социальной сфере российской экономики могут послужить теоретико-методологической базой для дальнейшего исследования общественного сектора во взаимодействии рыночного и государственного механизмов регулирования экономических отношений. Выводы, к которым пришел автор в результате диссертационного исследования, уточняют и дополняют ряд положений по теории общественного сектора, теории общественного выбора, повышения качества жизни человека, а также могут быть использованы в ходе дальнейшего исследования социальной сферы российской экономики во взаимодействии рыночного и государственного механизмов регулирования инновационных отношений. Приведенные в диссертации предложения и выводы могут быть использованы государственными и местными органами власти в ходе подготовки практических программ, направленных на модернизацию отраслей социальной сферы — образования, здравоохранения, науки и др.

Сформулированные в диссертации подходы к направлениям развития инвестиционных отношений в социальной сфере российской экономики существенно развивают и конкретизируют применительно к трансформируемой экономической системе обоснованные в научной литературе механизмы регулирования инвестиционной деятельности субъектов социальной сферы на макрои микроуровнях.

Разработанные автором методические и практические рекомендации могут быть использованы в учебном процессе — в преподавании курсов «Экономическая теория», «Экономика социальной сферы», при разработке спецкурсов по проблемам государственного регулирования экономки.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на всероссийских, региональных, республиканских, межвузовских конференциях в 2005;2007 гг.: на международной научно-практической конференции «IV Спиридоновские чтения» (Казань, 2006) и др.

Результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Экономическая теория», «Экономика социальной сферы», «Менеджмент социальной сферы» в Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева, в Елабужском филиале Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 6 работах, общим объемом — 2,5 п. л. Список публикаций приведен в конце автореферата.

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов и рекомендаций, списка литературы. Структура и логика работы согласуются с предметом и целью исследования, что отражено в оглавлении диссертации. Объем диссертации — 242 страницы машинописного текста, кроме того, она содержит 5 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило определить социальную сферу как часть экономического пространства, в пределах которого рыночные механизмы не функционируют или функционируют неэффективно. Особенностью данного сектора является производство, распределение, обмен и потребление общественных благ, а также широкое использование методов государственного регулирования в целях достижения экономического равновесия между спросом и предложением данных благ.

Общественное благо, или благо коллективного потребления, в свою очередь, определяется как благо, обладающее свойствами неконкурентности совместного потребления (англ. поп-пуаЬезБ) и неисключаемости участников сообщества (англ. поп-ехс1ис1аЫ1ку) из их потребления, что носит не абсолютный, физический характер, а связано с достаточно большим объемом издержек. Указанные свойства общественных благ в силу значительной роли, ими выполняемой в рыночной экономике, рассматривались представителями различных экономических школ и направлений. В то же время следует признать незавершенность процесса формирования инструментария категории «общественное благо», которая воплощает в себе во взглядах представителей различных экономических школ и направлений сплав различных по своей природе явлений, порожденных неэффективностью рыночного механизма.

Анализ процесса становления современных представлений о законах и закономерностях воспроизводства общественных благ доказывает, что в качестве элемента теоретической основы экономических мер государства в общественном секторе российской экономики, предпринимаемых в целях достижения равновесия, наибольший интерес представляет институциональная традиция. В отличие от неоклассической традиции, для которой характерна трактовка государственного вмешательства как способа устранения препятствий для более эффективного распределения ресурсов, представители теории прав собственности (Р.Коуз) определяли роль государства как чисто инстититуциональную, заключающуюся в спецификации прав собственности и в снижении контрактных издержек. Данный подход означал, что государственное регулирования экономики как влияние трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) обосновано лишь на первом этапе решения проблемы, а именно: стадии разработки контрактного законодательства. В дальнейшем конкурентная система, получившая таким образом устойчивость, функционирует самостоятельно, в режиме саморегуляции.

Развитие общественного сектора и возможность обеспечения равновесия между спросом и предложением общественных благ связано с эффективностью распределения ресурсов внутри самого общественного сектора и с характером взаимодействия с рыночным сектором. Указанные условия выполняются в случае достижения сбалансированности государственного бюджета, что может трактоваться как внутренний аспект равновесия. При этом данное равновесное состояние в отличие от рыночного равновесия характеризуется преобладанием принудительных начал над добровольными, а также организованных над стихийными. В то же время различия между частичными равновесиями определяется характером общественного блага и его принадлежностью к той или иной группе (чистое или смешанное). Если речь идет об установлении равновесия на общественное благо, близкое по свойствам к частному, то значительную роль в установлении равновесия играют рыночные регуляторы. В случае с общественными благами, близкими к характеру чистых общественных благ, преобладающе значение имеет государственный бюджет в процессе установления равновесия между спросом и предложением.

При обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику и определении масштабов и форм взаимодействия государства и рынка представляется целесообразным исходить из группировки общественных благ с учетом набора соответствующих критериев. По критерию П. Самуэльсона, общественные блага ранжируются по степени неисключаемости из пользования ими.

Эффективность рыночного механизма повышается в случае интернализации экстерналий, порождаемых общественными благами. В этом случае исключается возможность для субъектов экономических отношений, не участвующих непосредственно в процессе воспроизводства общественных благ, получать выгоду (проблема «безбилетных пассажиров (зайцев)». В экономической теории имеется целый ряд моделей (например, модель ценообразования Линдаля, модель налога Кларка), в которых делается попытка разработки механизма для решения проблемы «зайцев». Однако данные модели доказывают принципиальную невозможность «избавления» от «зайцев», что приводит к выводу о необходимости вмешательства государства в предоставление и финансирование общественных благ. При этом принудительный характер налогообложения может быть оправдан выгодой индивидов от потребления общественного блага, которую они не могли бы получить при отсутствии государственного вмешательства. Формы государственного воздействия в целях интернализации внешнего эффекта зависят от объема и интенсивности экстерналии, а также от степени делимости, исключаемости, свободы выбора потребителя, возможности количественного измерения. То, каким образом будут обеспечиваться блага, зависит от соблюдения условия эффективности их предоставления. Это условие было сформулировано П. Самуэльсоном, исходя из критерия Парето, и является исходной точкой всех современных исследований в данной области.

Анализ рынка как совокупности экономических отношений, характеризующейся высокой степенью неопределенности, позволяет определить три ситуации, в которых не действует ценовые сигналы:

1. Расхождение между критерием экономической эффективности рыночной системы (определяемой в соответствии с оптимумом Парето) и оценочными суждениями о справедливости распределения богатства (дохода);

2. Институционально-правовой порядок разграничения (спецификации) прав собственности хозяйствующих субъектов и вязанное с этим определение приемлемого с точки зрения организации бизнеса уровни трансакционных издержек и предотвращения оппортунистического поведения участников рыночных отношений;

3. Случаи игрового поведения хозяйствующих субъектов, допускающих возможности как кооперативного, согласованного, так и индивидуалистического поведения в условиях усложняющихся контрактных.

138 отношений в современной экономике .

Ограниченность принципов индивидуальной максимизации и оптимизации по Парето не позволяет строить на их основе функций описания, прогнозирования и обеспечения базы политических решений. Только включение в современную теорию благосостояния множественности этически значимых утверждений позволяет выстроить эффективные рекомендации для государственного аппарата.

Проблема согласования оптимума Парето как критерия эффективности функционирования рыночной системы и внерыночных морально-этических критериев оценки справедливости распределения богатства решается в рамках концепции общественного благосостояния. Вторая ситуация рассматривается при изложении теоремы Р.Коза. Основные положения теории игр (дилемма заключенного) применительно к рассматриваемой проблеме нами изложена в рамках анализа модели Р.Инмана.

Государственное вмешательство в экономику должно быть сопряжено с минимально возможными затратами ресурсов. С позиции минимизации государственных расходов общественный сектор делится на государственное производство и государственное обеспечение общественных благ. Последнее уменьшает непосредственные расходы государства и повышает эффективность стимулов к воспроизводству общественных благ.

В целях обеспечения эффективного воспроизводства общественных благ и нейтрализации внешних эффектов, формирования реальной социальной ориентации экономической политики и ответственности за выполнение обязательств правительства можно лишь на базе адекватного обоснования оценок, критериев, измерений экономических достижений. В связи с этим целесообразно уточнить базовые понятия и ввести в широкий оборот дополнительные дефиниции, к числу которых может быть отнесен инструментарий социальных издержек. Следуя современной институциональной экономической теории, согласно которой любая деятельность человека представляется одновременно и экономическим и социальным явлением во внутреннем единстве обеих сторон, социальные издержи рассматриваются нами как издержки перераспределения деятельности взаимообязывающего характера, или как «издержки эксплуатации экономической системы"1. При этом социальные издержки могут иметь как денежную, так и неденежную форму. Очевидна относительность количественного определения подобных издержек и обоснованность выделения явных и виртуальных, промежуточных и конечных их видов.

Социальные индикаторы макроэкономики могут рассматриваться через анализ изменений представлений о благосостоянии и накоплении социального капитала, потенциала и социальной инфраструктуры экономики. По мере социального развития структура благосостояния изменяется в направлении увеличения доли и значимости именно социальных благ, причем в структуре последних темпы роста духовных социальных благ.

138 Там же, с 31 опережают темпы роста материальных благ при условии достижения определенного уровня насыщенности последними. Концепция развития человеческого потенциала отвергает автоматическую зависимость социального прогресса от экономического роста и делает акцент на взаимную обусловленность социальных и экономических параметров развития.

В настоящее время в России экономико-политический механизм обеспечения общественных благ находится в стадии становления. На предыдущих этапах российских реформ не учитывался потенциал общественного сектора, накопленный за годы плановой экономики. Общественный сектор ассоциировался с государственным, что и вызвало резкое его сокращение. К тому же разложение советской системы, выражавшееся, в том числе в полицентричности властей и политической борьбе между ними, блокировало проведение экономических реформ как таковых. Другим фактором, обусловившим ухудшение обеспечения общественными благами, явилось однозначное понимание содержания экономической реформы. Упор делался на макроэкономическую стабилизацию без должного учета институциональных аспектов. Следует признать, что само проведение экономической реформы можно рассматривать как общественное благо, чьи положительные стороны должны благоприятно отражаться не только на «кругообороте капитала», но и на отдельных индивидах.

Как показали исследования, урегулирование прав собственности является одним из важнейших средств корректировки несовершенств рыночного механизма, что приобретает особое значение в условиях современной российской экономики. Эффективность распределения и перераспределения собственности может быть определена с помощью.

1 Эрроу К Дж Восприятие риска в психологии и экономической науке // TESIS — 1994 -Вып 5 — С 66 трансакционных издержек. Предполагается, что форма собственности, которая минимизирует эти издержки, способствует экономическому и социальному развитию. И, наоборот, большие трансакцнонные издержки, связанные с перераспределением собственности, сопровождаются падением экономики. Переход от общественной к частной собственности (приватизация) в России вызвал огромный рост трансакционных издержек и одновременно падение уровня производства.

В силу высокого уровня диверсификации благ, создаваемых в общественном секторе, не представляется возможным создать единую модель трансформации отношений собственности в данном секторе. При сохранении значительного удельного веса государственной собственности в рассматриваемом секторе увеличивается доля частной и смешанной форм. В качестве иллюстрации возможных направлений трансформации отношений собственности в общественном секторе в работе рассматриваются особенности функционирования учреждений образования.

Итак, институциональная основа экономико-политического механизма включает в себя следующие составляющие. Во-первых, стабильность и четкость прав частной собственности, обеспечение которых является главным общественным благом, поддерживающим эффективное функционирование рынка как таковогово-вторых, государственное регулирование, применяемое только в сферах несовершенств рыночного механизма. Условием вмешательства государства в экономику является также его способность (даже учитывая недостатки и неизбежное давление различных лобби) обеспечивать социально эффективные и справедливые меры успешнее, чем существующий несовершенный рынок. Это подразумевает широкое использование анализа издержек и выгод. Такое ограничение сферы деятельности государства позволит высвободить средства на бесперебойное финансирование общественных благ, обеспечивающих работу экономико-политического механизма в целом, именно судебную и правоохранительную системы.

Динамичное развитие общества в значительной мере зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов и общественных организаций, в основе повседневной жизни каждого человека. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности. В России уже заложен фундамент перехода от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохраненияперераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьямсокращение социального неравенствапредоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Это предполагает решение ряд проблем, связанных с управлением инвестициями в социальную сферу.

Одним из основных средств обеспечения развития общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций. Переход России к рыночной системе ведения хозяйства потребовал пересмотра основных моделей инвестиционного процесса. Инвестиционная деятельность представляет собой особую область предпринимательской деятельности, бизнеса, при этом происходит формирование инвестиционного рынка и разнообразных инвестиционных институтов. В рыночной экономике объективно действуют иные в сравнении с централизованной плановой экономикой критерии отбора инвестиционных проектов, иной подход к оценке их эффективности. Необходимой стала разработка инвестиционных программ, определяющих технологии предоставления кредитов и гарантий инвесторам, методы, методики, алгоритмы создания структур разнообразного содействия инвестициям.

Эффективное развитие социальной сферы возможно только при условии существенной активизации инвестиционной деятельности, значительном увеличении объема инвестиций. Последнее во многом обусловлено высокой значимостью социальной сферы для общего социально-экономического развития страны. Инвестиции в социальную сферу определяются следующими факторами: принятие решений .о социально ориентированных инвестициях связано с распоряжением большими объемами финансовых ресурсовсоциально ориентированные инвестиции являются долгосрочными и не поддаются коренным изменениям в краткосрочном планерешения о социально ориентированных инвестициях, как правило, влияют на другие сферы социально-экономической жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. N51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.
  3. Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть вторая. N 14-ФЗ от 26 января 1996 г.
  4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
  5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
  6. Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  7. A Friedman doctrine The social responsibility of business is to increase its profits //The New York Times magazine, 13 September 1970, pp. 3233,122−126
  8. Abbagnano N. Judgements of Responsibility in Ethics and in Law //Revue Internationale de Phillosophie. -1957, N 39. P. 33−50.
  9. Arrow Kenneth J. Social choice and individual values. London. 1970
  10. Bauman Z. A Post-Modern Revolution? // From a One-Prty State to
  11. Democracy. Amsterdam: Rodopi, 1993.
  12. Bossone B. The role of, trust, .in financial sector development/www, worldbank.org
  13. Britannica/CD 98 Multimedia Edition. Copyright 1994−1998 Encyclopaedia Britannica, Inc.
  14. Business Law in Europe. Deventer, Boston, January, 1990
  15. Business Law: Text and cases. New York, John Wiley and sons, 1986
  16. Chandler Alfred D. The Visible Haud. The Managerial Revolution in American business. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1977.
  17. Classical Economics. Oxford Economic Papers, Vol. 37,119−32.
  18. Commons John R. Institutional Economics. // American Economic Review, 1931, vol. 21, pp.648−657.
  19. Dimock M.E. A Philosophy of Administration. N.Y.: Harper & Brothers, 1958.
  20. Dodge H.F., Romig H.G. A method of sampling inspection, Bell System Techn. Journ., 1929, vol.8.
  21. DPMA Code of Ethics and Standards of Conduct for Information Processing Professionals. /Data Management, #19, May 1981, pp. 26B-26C.
  22. Drucker P.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. N.Y.: Harper & Row, 1974.- 840 p.
  23. Emtairah Tareq. Corporate Environmental Reporting. Review of Policy Action in Europe. 2002 / www.enviroreporting.com.
  24. European Code of Ethics (designed for members of TEGoVA.). 2000/www.tegova.orp
  25. Fricke D. In: Beitrage zur Verhaltensforschung (Args. Schmolders G), Haft 11 Berlin, 1969.
  26. Fridman M. A. Theory of Consumption Function, Princeton Univer sity Press, 1957.
  27. Friedman Milton. Capitalism and freedom. Chicago. 1970.
  28. Greenwald, B.C. and J.E. Stiglitz, 1987. Keynesian, New Keynesian and New
  29. Harry M.Markowitz. Portfolio Selection. Journal of Finance, 7, no. l March 1952), pp.77−91.
  30. Harry M.Markowitz. Portfolio Selection: Efficient Diversification of nvestments (New York: John Wiley, 1959).
  31. Heyne P.T. Private keepers of the Public Interest. New York:
  32. McGraw-Hill Book Company. 1968.
  33. Illich I. Deschooling Society. — London: Penguin Books, 1970.
  34. Illich I. Nemesis medicale. Paris: Seuil, 1975.
  35. Investing in people: Sustaining communities through improved business practice. A community development resource guide for companies./ www.worldbank.org
  36. Johnson Harold L. Alternative Views of .Big Business // The ethics of business enterprise. Philadelphia, 1962.
  37. Jonas H. The Imperative of Responsibility (In Search of an Ethics for the Technological Age). Chicago & London: The University of Chicago Press, 1984.- 255 p.
  38. Knight F.H. The ethics of competition. L. 1935.
  39. Koontz Harold, O’Donnell Cyril. Management: a systems and contingency analysis of managerial functions. McGraw-Hill Kogakusha, Ltd. Printed in Japan. 1987.
  40. Macaulay Stewart. Non-Contractural Relations in Business: A Preliminary Study. /American Sociological Review, 1963, # 28, v. 1, pp. 55−67.
  41. Managing innovation and Change. Edited by Sven B. Lundstedt and Thomas H.
  42. Marshall A. Principles of economics. London: Macmillan, 1927.
  43. McKeon R. The Development and Significance of the Concept of Responsibility // Revue Internationale de Philosophie, 1957, N 39, pp. 3−32.
  44. Modigliani F. Fluctation in the Saving income ratio: a problem in eco nomic forecasting. Studies in Income and Wealth, NBER, vol. XI, 1949.
  45. Moss. Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, 1989.
  46. Musgrave R.A. Merit Goods. In: Eatwell J., Milgate M., Newman P, (Hrsg.). The New Palgrave, London-Besingstroke, 1987, p. 452.
  47. Neoclassical economic theory, 1870 to 1990. Kluwer, 1990.
  48. OECD Principles of Corporate Governance. Directorate for
  49. Financial, Fiscal and Enterprise Affairs. 1999.
  50. Rosser J.B., Rosser M.V. Schumpeterian Evolutionary Dynamics and the Collaps of Soviet-Block Socialism // Review of Political Economy. 1997. Vol. № 2.
  51. Rothshild. The meaning of rationality. // Review of economic studies, Vol. 14, № 1, 1946−47.
  52. Shapiro Susan. The Social Control of Impersonal Trust//American Journal of Sociology. 1987 # 3, pp. 623−58.
  53. Shumpeter Joseph A. Review of Robinson’s «Economics of Imperfect Competition//Shumpeter J. A. Essays on entrepreneurs, innovations, business cycles and the evolution of capitalism. Transaction Publishers. New Brunswick. New Jersey, 1989.
  54. The ethical dimension of financial institutions and markets. Springer.1995.
  55. Veblen Thorstein. The Theory of Business Enteфrise//http://www.ecn¦bris.ac¦uk/het/index.htm
  56. Von Neumann J., Morgenstern 0. Teory of games and economic be havior. Princeton University Press, 1944.
  57. Wald A. Foundations of a general theory of statistical decision func tions. Econometrica, 1947, vol.15- Statistical decision functions. Ann. Math. Stat., 1949, vol. 20- Statistical decision functions. 1950, Jon Wiley, New York.
  58. B.C. Модель человека в экономической теории и других социальныхнауках/Истоки. Вып. З/Редкол.: Я. И. Кузьминов (гл. ред.), B.C. Автономов, О. И. Ананьин и др.- вступ. статья Я. И. Кузьминова. М.: Высшая школа экономики, 1998, стр. 24−71.
  59. Г. Г. Количественная оценка качества.- М.: 1971.
  60. Г. Г., Береза Т. Н. Об учете категории качества при вычислении сравнительной эффективности объектов// Экономика и математические методы, 1996, т.32, вып.З.
  61. Р. Искусство принятия решения проблем. М: Мир,
  62. О.В. Экономика и экология: конфликт интересов //Поиск истоков /Под ред. Кульпина Э. С. М., 2000. -С.59−63. (В России)
  63. С.И., Гамбурцев А. Г., Олейник О. В. Биосфера как окружающая среда и как объект воздействия // Вестн. РФФИ. М., 2000. — № 4. — С.38−47
  64. А. Природоохранная отрасль: точка отсчета // Экос-информ. М., 2000. — № 8−12. — С.3−11.
  65. Анализ и оценка эколого-экономической безопасности регионов России /Бобров А.П., Папенов К. В., Сысоев А. П. и др.- МГУ им. М.В.Ломоносова- Экон.фак. М.: Диалог-МГУ, 1998. -36 с. (Шифр РНБ: 994/11 211)
  66. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный По тенциал. М.: ОАО Издательство „Экономика“, 1999.
  67. A.B. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1985.
  68. А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду: (Конституционно-правовые аспекты): Автореф. дисс.к.ю.н. /Волгогр.акад.гос.службы. -Волгоград, 1997. -30 с.
  69. М., Ким Х.К. (ред.) Корпоративное управление в переходных экономиках: Инсайдерский контроль и роль банков. СПб.: Лениздат, 1997.
  70. Арсланова 3., Лившиц В. Принципы оценки эффективности инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования//Инвестиции в России.-1995. № 2.
  71. Л., Назарова А. Анализ темпов экономического роста (по данным национальных счетов за 1995−1999 гг.) // Экономист. 2000. — № 1.
  72. В.Н. Еще одна концепция развития экономики России. М.: „Права человека“, 1996.
  73. В.Н., Горланов Г. В., Гуртов В. К. и др. Рыночное хозяйство и риски. СПб.: Наука, 2000.
  74. . Этика европейского перехода//Этика деловых отношений. Европейское обозрение, т. II, № 3 (июль 1993).
  75. A.M., Егоров Е. В., Жильцов E.H. Социальное страхование в России и за рубежом. Учебное пособие. М.: Издательство РАГС .1998.
  76. И.Т. Риск-менеджмент. М.: 1996.
  77. Беккер Гэри С. Экономический анализ и человеческое noBefleHHe//Thesis, 1993. Том 1, Вып. 1, стр. 24−40.
  78. Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент: Фан. 1989. 150 с.
  79. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  80. Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление//Российский журнал менеджмента. 2004. Т.2, № 3.
  81. И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП ИТЕМ ЛТД, 1995.
  82. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  83. М.В. Концепция экономики участия и уроки ее реализации в мировой экономике. Межвузовский сборник молодых ученых (по итогам работы межвузовского аспирантского семинара) / ВолгГТУ, Волгоград, 2001.
  84. В.З., Егоров Б. М., Катулев А. Н. Агрегирование векторных критериев. Л.: 1990.
  85. E.H. Социальная ответственность малого предпринимательства. М., 2002. 93 с
  86. Бруннер Карл. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию социума//ТНез1з, 1993, Том 1, Вып. 3, стр. 51−72.
  87. С.Н. Философия хозяйства. М. Наука. 1990.
  88. К. К экспертизе „Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу'“.-Новосибирск, 2000.
  89. Н. На пенсиях заработали 4 млрд. долларов. Коммерсант. -1999.- 11 февраля.
  90. Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972.
  91. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. М.: Дело, 2001.
  92. X. Гарвардская школа бизнеса гарантия высокого профессионализма //Проблемы теории и практики управления, 1990, № 4.
  93. В.И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995.
  94. М.Х., Смирнов А. П., Хрычев А. Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М.: ПМБ ВНИИОЭНГ, 1993.
  95. А.Л., Гришин В. В., Мельников СБ., Николаев В. А., Сильвестров С. Н. Управление формированием кредитной кооперации в регионе. М.: ЗелО, 1998.
  96. Е., Канпуров А., Олейник А., Патрушев С. Междисцип линарный подход к анализу вывоза капитала из России. // Вопросы экономики. -2000. № 2.
  97. Где в России жить хорошо // Российская газета. 2003. -15 марта.
  98. Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. — М.: Дело, 1999.
  99. С. Новый программный документ, прежнего курса (о принятой правительственной программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу) // Российский экономический журнал. 2001. — № 8 .
  100. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса//Вопросы экономики 2000. -№ 11.
  101. Глазьев С. Переход к инновационной экономике условие будущего развития России// Инновации. — 2000. — № 3−4 .
  102. Т.Н. Устойчивое развитие эколого-экономичекой системы, вопросы теории и методологии. Казань: Изд-во КГУ, 2000. — 176 с.
  103. A.A. Методы экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей природной среды //Экономика природопользования: Обзор.информ. -М., 2001. Вып.5. — С.25−39.
  104. Н., Тимофеева О. Устойчивое развитие города. Вопросы разработки стратегии // Муницип. экономика. Обнинск, 2000. — N 4. — С.18−23- N 5. — С.54−63.
  105. М.А. Эколого-экономическая система государственного управления природопользованием//Самоорганизация и организация власти/Отв.ред.А. В. Поздняков. Томск, 2000. — С. 164−167.
  106. Деньга В. С, Кулева Е. В. Анализ данных об организации экологического страхования в России и за рубежом/Риски: анализ и управление. Сборник научных трудов. Выпуск. 1. (под ред. Быкова А. А., Юлдашева Р. Т.) М.:"Анкил», 1999.
  107. А.Ф. От социального партнерства к социально-корпоративным технологиям. М.: Высшая школа, 2001.
  108. Доклад на научно-практической конференции «Приоритеты и механизм экономической политики России в кризисный период» М.: Научно-экспертный совет при Совете Федерации Федеративного собрания Р.Ф., апрель 1999 г.
  109. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004.
  110. А.И. Образование системообразующий фактор информационного общества // Известия СПбГУЭФ 2003, № 1.
  111. А.И. Управление финансовыми ресурсами региона // Экономика и управление, 2003, № 3.
  112. А.И. Возрождение экономико-философской направленности в научных исследованиях университета // СПбГУЭФ, 2000, № 3
  113. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издат. дом «Вильяме», 2000.
  114. П. Практика менеджмента. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.
  115. П.Ф. Теория бизнеса//Вестник СПбГУ. Серия. Менеджмент. 2002. № 4.
  116. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. — 272 с.
  117. Л. Г. Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. -М.: Экономика, 1978.
  118. М. О финансовых механизмах экономического ростам//Вопросы экономики. 2002. — № 2.
  119. Заключительный доклад Международной комиссии по изучению проблем коммуникации. ЮНЕСКО, 1980.
  120. В.В., Пресняков В. Ф. Фирма как экономическое явление и институт общества / Экономика и математические методы, 1995, т. 31, вып. 2.
  121. A.B. Хозяйство будущего века (размышления философа)//Философия хозяйства. № 3,2000.
  122. И.В. и др. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации//Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2, № .4.
  123. Инвестиции в экономику России в 2000 году//Общество и экономика. 2001.-№ 6.
  124. Исследование «Факторы формирования социальнойответственности бизнеса в крупных российских городах». Фонд «Институт экономики города», 2002 г.
  125. ИЭПП. Российская экономика в 2003 году: Тенденции и перспективы. М: ИЭПП, 2000.
  126. P.C. Биология и проблема социальной ответственности ученого //Методологические и философские проблемы биологии. Новосибирск: Наука, 1981. — С. 192−209.
  127. B.C. Взаимодействие теории фирмы и теории стратегического управления: на пути к «стратегической теории фирмы»?//Экономическая наука современной России. 2004. № 4.
  128. B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка//Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1, № 1.
  129. B.C. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий//Вестник СПбГУ. Серия. Менеджмент. 2002. № 4.
  130. В.И. Может ли государство иметь цель развития? http7/www.rossia2010.kroupnov.ru
  131. В. Инвестиции и экономический рост//Инвестиции в России.-2002.-№ 7.
  132. Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. 2003. Т 1, № 1.
  133. Г. Б. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике// Вопросы экономики. 1999. № 8.
  134. Г. Б., ТамбовцевВ.Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде. М.: ОАО «Изд-во „Экономика“, 1997. -288 с.
  135. Л. Правовые основы и модели страхованияответственности за загрязнение окружающей природной среды//Страховое дело», 1996, № 7 (стр. 30−33), № 9 (стр. 48−53), № 10 (стр. 14−17), № 11 (стр. 2025), № 12 (стр. 44−51).
  136. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. -М.:Финансы и статистика, 1998.
  137. Кодекс корпоративного поведения (представлен ФКЦБ 04.04.2002.)/ www.fedconi.ru Коммерсант. 2002. № 185. Культура. 2002. № 42.
  138. Конкуренция и управления рисками на предприятиях в условиях рынка. М.: Алане, 1997.
  139. А. Мы не двигаемся вперед, а лучшем случае сохраняем свои технологические возможности/ЯТроблемы прогнозирования, — 1997,-№ 4.
  140. О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: 1979.
  141. Лезурн Жак. Основные элементы теории полезности/УП^в. 1991. Том 1, Вып. 3. стр. 10−15.
  142. В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 40.
  143. X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники //Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1982. — С. 372−392.
  144. Е.В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы Российской Федерации: Полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития. М. Ассоциация финансово-промышленных групп России, 1999.
  145. С., Дынин А. Бизнес готов поделиться с народом // Коммерсант. 2002. 19 декабря.
  146. С.Е. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 100 с.
  147. С.Е., Корсаков М. И. Социальная ответственность бизнеса: Актуальная повестка. М., 2003. 206 с.
  148. К. К критике политической экономии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13.
  149. К. Капитал. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.23.
  150. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов (Первоначальный вариант капитала) чЛ. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.46.
  151. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. Официальное издание М.:НПКВЦ, 1994.
  152. Методические рекомендации по оценке эффективности инвести ционных проектов Вторая редакция. Официальное издание. Руководители авторского коллектива В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров Москва: ОАО «НПО «Издательство «Экономика» 2000.
  153. Дж.С. Основы политической экономии. Т.З. М.: Прогресс, 1981.
  154. Минцберг Г и др. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.
  155. Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г.- М.: ИМЭМО РАН, 2001.
  156. К. Что такое философия техники?: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.-149с.-(Прогр.:Обновление гуманит. образования).
  157. Народ, государство, инвестиции: стабильность развития/Под редакцией Уколова В. Ф., Омарова А. М. М.: Луч, 1999.
  158. Л. Обучение этике деловых взаимоотношений в посткоммунистической Праге//Этика деловых отношений. Европейское обозрение, т. II, № 2 (апрель 1993).
  159. И., Такеучи X. Компания создатель знания. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  160. Нэш Лаура Л. Говоря объективно: советы менеджера при разрешении этических проблем. (Бостон: Изд-во Гарвардской школы бизнеса, 1993.
  161. В. В. Системные основы технического регулирования уровня коррупции в странах с рыночной экономикой//Материалы научно-практической конференции «Социология коррупции». М. 2003. 234 с.
  162. Ю.М. Похвала философии философии хозяйства//Философия хозяйства. 2003. № 3.
  163. Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 1764 р).
  164. Отношения собственности: теоретические основы и стратегия совершенствования: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2002.
  165. Оценка эффективности инвестиций. / Сборник статей под ред.В. Н. Лившица. М: ЦЭМИ РАН, 2002. '
  166. Р. Н. Институты социальной ответственности бизнеса и проблемы корпоративного поведения в России / Р. Н. Павлов. М.: ЦЭМИ РАН, 2003. — 49 с. — (Препринт / Рос. акад. наук, Центр, экон.-мат. ин-т- #¥-Р/ 2003/152).
  167. А.Т., Шабалин В. А. Социальная ответственность личности в развитом социалистическом обществе. Саратов, 1976. — 170 с.
  168. К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги/ТНЕ818. Структуры и институты. Весна 1993, том 1, вып. 2.
  169. К. Открытое общество и его враги: Пер. с англ. Т. II. М.: Культурная инициатива, 1992. — 525 с.
  170. М. Конкуренция. М.: Изд. дом. «Вильяме», 2000.
  171. К.К., Хамел Г. Ключевая компетенциякорпорации//Вестник СПбГУ. Серия. Менеджмент. 2003. № 4.
  172. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу: 2002−2004 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 910-р от 10 июля 2001 года.
  173. Производственно-ценовые пропорции, налоги, инвестиции (макроэкономическое моделирование)./Сборник статей под ред.В. Г. Гребенникова. М.: ЦЭМИ РАН, 2002
  174. Процедура рассмотрения проектов с позиций воздействия на окружающую среду и социальных эффектов, МФК, Вашингтон. Том 7 Международная Финансовая корпорация (1998)
  175. Пути стабилизации экономики России/Под ред. Г. Б. Клейнера.-М.: Информэлектро, 1999.
  176. О.С. Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития//Экономическая наука современной России, 2001, № 4, стр. 5−24.
  177. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономики. Учебное пособие. Под общей редакцией Н. С. Слепцова. М: Издательство РАГС, 1998.
  178. Д. Сочинения, т. 1. М., Госполитиздат, 1955.
  179. Н., Овсянников А., Иудин А. Богатые: есть ли надежда на социальный мир// Деловой мир. 1995. — 24 июня.
  180. Н. М. Дискин И.Е. Сбережения населения как источник инвестиций//Экономическая наука современной России. 1998. — № 2.
  181. Рих Артур. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996.
  182. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1997.
  183. Россия 2015: оптимистический сценарий. (Под обшей ред.Л.И.Абалкина) — М.: ММВБ, 1999.
  184. А.Я. Структура и эволюция социального интереса. -М.: ИСЭПРЕСС, 2002.
  185. М., Скляров С. Полгода до кончины // «Эксперт.» -2000. № 26.
  186. Руководящие принципы для оценки косвенных и накопленных воздействий и их взаимодействия, 11й Генеральный Директорат (Охрана Окружающей Среды) Европейской Комиссии по окружающей среде, ядерной безопасности и защите гражданского населения. ЕС (1999)
  187. A.B. Оптимальные стратегии подавления коррупции// Экономика и математические методы. 2003. № 1 (39 том).
  188. Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления//Thesis. 1993. Том 1, Вып. 3, стр. 16−38.
  189. X. Стратегия обеспечения будущего экономического благосостояния России // Мир экономика и политика. 1998. — № 43.
  190. Дж. Самоорганизующиеся стохастические системы. -М.: Наука, 1980.
  191. A.A. Перспективы повышения базовой мотивации к труду российских работников. Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России: Материалы научной конференции. Самара, 1999.
  192. .П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов: Сб. — М.: Политиздат, 1990. — С.319−344.
  193. Симонд де Сисмонди Ж. Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению. Т. 2. М., Соцэкгиз, 1937.
  194. С., Туркин С."Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. М.: Некоммерческое партнерство «Социальные инвестиции», 2001
  195. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962.
  196. С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта). М.: ЦЭМИ РАН, 2001.
  197. В.В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2003. — 254 с.
  198. Современные технологии и наукоемкие производства. / Сборник статей под ред. К. А. Багриновского, Е. Ю. Хрусталёва. Выпуск 1. М.: ЦЭМИ РАН, 2001.
  199. М.С. К единству социального и технического: проблемы и тенденции развития научных подходов к управлению. -Оренбург: Димур, 1997. 208 с.
  200. М.С. Морально-этическая ответственность субъекта управления//Сгес!о. Оренбург. — 1998. — N 5.
  201. М.С. Ответственность субъекта управления: состояние проблемы и перспективы исследования //Credo. Оренбург, 1998. — N 1. — С. 33−43.
  202. М.С. Правовая ответственность субъекта управления //Credo. Оренбург, 1998. — N 2. — С. 35−48.
  203. М.С. Профессиональная ответственность субъекта управления/ZCredo. Оренбург, 1998. — N 3. С. 17−29.
  204. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка/Статег. ком. «Социал. прогр. рос. бизнеса" — Под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. М.: Ассоц. менеджеров, 2003. — 205 с.
  205. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. М.:Ассоциация менеджеров, М.: 2002.
  206. Социальная ответственность российского бизнеса: новый этап: Материалы «круглого стола», 26 нояб. 2003 г. / Под ред. А. Владиславлева и др.-М. :Б.и., 2003.-48 с.
  207. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ/ Под ред. М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.
  208. Социальное измерение в бизнесе: Бизнес. Общество. Власть: Как сделать корпоратив. гражданство выгодным для бизнеса и о-ва / НП «Соц. инвестиции" — Междунар. форум лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. М.: Крас, площадь, 2001. — 96 с.
  209. Социально-ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ: Сб.: Пер. с англ. / Фонд «Ин-т экономики города" — [Под ред. М. И. Либоракиной]. М.: Фонд «Ин-т экономики города», 2001. — 70 с.
  210. Социальный кодекс группы «ЛУКОЙЛ», http://www.lukoil.ru
  211. Стародубровская И.В., May В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2001.
  212. Стратегия социальной ответственности корпораций (corporate social responsibility), одобренная 2 июля 2002 года Европейской комиссией ЕС. http://europa.eu.int/comm/employment social/soc-dial/csr/csr index. htm
  213. Стратегия социально-экономического развития России на период до 2010 года (обсуждена Правительством РФ и направлена Президенту РФ в мае 2001 года) —
  214. Д. «Железо» против «жизни»/Экономика и жизнь, № 6, февраль 2003, с. 6.
  215. . Основные течения современной экономической мысли. М, 1968.
  216. Тенденции изменения экономической и политической ситуации в
  217. России после выборов 1999 года. / Сборник статей под ред. А. Н. Данкова. -М.:ЦЭМИ РАН, 2002.
  218. Теория и практика институциональных преобразований в российской экономике. / Сборник статей под ред. Б. А. Ерзнкяна. Вып.1. -М.: ЦЭМИ РАН, 2002.
  219. В.М. Социальная ответственность журналиста. М.: Мысль, 1984.-208 с.
  220. Тис Д.Дж. Размышления о книге А. Д. Чандлера «Масштабы и разнообразие"//Вестник СПбГУ. Серия. Менеджмент. 2002. № 4.
  221. С. Социальные инвестиции в бизнесе. Пособие для менеджеров. М.: Русский университет, 2003.
  222. О.И. Исследования стратегий фирм: сравнение концепции структуре управления и концепции компетенций//Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1, № 2.
  223. Уильямсон Оливер И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа/ЛТ^Б. 1993. Том 1, Вып. 3, стр. 39−49.
  224. Управление инвестициями/В.В.Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998.
  225. Управление проектами/Под ред. В. Д. Шапиро. СПб.: Два и ТрИ, 1996.
  226. Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996.
  227. С.Р. Поиски российской модели менеджмента: взгляды инсайдеров // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2, № 3.
  228. С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // РЖМ. 2003. Т. 1, № 2.
  229. Финансовый менеджмент/Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1993.
  230. А.Н., Нойберт М. Венчурный капитал. СПб.: Наука, 1999.
  231. Г. Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  232. Р. К теории экономической динамики.Т. 1. М.: Экономика, 1997.
  233. Хартия корпоративной и деловой этики. 2003. / http://www.rid.ru
  234. А. Социальная ответственность, партнерство и проблемное управление. М.: Менеджмент сегодня, 2002.
  235. Р.И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития//Экономика и математические методы.1996. Том 32, вып.З.
  236. Г. В. Панкратьева Е.А. Риски в инвестировании: анализ и оценка. Иркутск, Иркутская ГЭА, 1998.
  237. Н.В. Управление риском. М.: Юнита-Дана, 1999.
  238. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 1997.
  239. А. Две основные проблемы этики. Минск: Попурри, 1997.- 592 с.
  240. И. Капитализм, социализм и демократия. (Пер. с англ.)М.: Экономика, 1995.
  241. И. Теория экономического развития (Пер. с нем.) — М.:Прогресс, 1982.
  242. Й. История экономического анализа. М.: Экономическая школа, 2004. 1664 с.
  243. Экономическая стратегия государственного регулирования рыночной экономики: федеральный региональный и муниципальный уровни. (Вопросы теории и практики). Под ред. Волгина Н. А., Кушлина В. И., Фоломьева А. Н. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  244. Экономические исследования Института: итоги и перспективы. Материалы «круглых столов». М.: Институт экономики РАН.2000.
  245. Эффективность технических систем / Под ред.В. Ф. Уткина, Ю. В. Крючкова. -М.Машиностроение, 1988.
  246. Е. Перспективы Российской экономики: проблемы и факторы роста // Общество и экономика. 2002. — № 2.
  247. Е.Г., Алексашенко СВ., Гавриленков Е. Е., Дворкович А.В.Экономическая стратегия и инвестиционный климат. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
Заполнить форму текущей работой