Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Когнитивные аспекты реализуемости личностных ценностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались на итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского государственного университета (2004;2006 г. г.) — Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века», г. Санкт-Петербург, 2005 г.- XLIII и XLIV Международных научных студенческих конференциях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
    • 1. 1. Проблема ценностей в психологии
    • 1. 2. Реализуемость как функционально-динамическая характеристика личностных ценностей
    • 1. 3. Предпосылки исследования когнитивных аспектов реализуемости личностных ценностей
      • 1. 3. 1. Проблема соотношения личности и мышления в психологии
      • 1. 3. 2. Когнитивно-стилевые особенности и реализуемость личностных ценностей
      • 1. 3. 3. Представления личности о реализации ценностей
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. исслед0вание взаимосвязей реализуемости личностных ценностей с психометрическим интеллектом
    • 2. 3. Исследование взаимосвязей реализуемости личностных ценностей с когнитивными стилями
    • 2. 4. Исследование взаимосвязей реализуемости личностных ценностей с характером представлений о барьерах и ресурсах в реализации ценностей

Когнитивные аспекты реализуемости личностных ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена большой вариативностью возможностей жизненного выбора и возрастанием роли личности в определении собственного жизненного пути. Не случайно тенденции развития современной психологии многие авторы связывают с возникновением и разработкой подходов, фиксирующих неразрывное единство человека и его мира в категориях, описывающих высшие процессы организации человеком своей жизни. В таких понятиях, как «жизненный мир» [31], «стратегия жизни», «субъект жизненного пути» [3], «жизнетворчество» [84], «метаиндивидуальный мир» [42], «ментальное пространство личности» [55], человек выступает как часть и одновременно автор своего мира. В них снимается традиционная для классической психологии дихотомия эмоционального и интеллектуального, и реализуется заложенная в трудах Л. С. Выготского [36], С. Л. Рубинштейна [110], А. Н. Леонтьева [73] неклассическая парадигма психологии.

Данная парадигма имеет длительную традицию разработки в рамках решения проблемы личностной регуляции мыслительной деятельности в смысловой теории мышления О. К. Тихомирова и процессуальной концепции мышления А. В. Брушлинского. В рамках этого научного направления показана регулирующая роль эмоций [27- 54- 157], мотивов [21- 32- 65], проанализированы процессы целеи смыслообразования в ходе решения мыслительной задачи [27- 54- 157- 173], выявлена специфика мыслительной деятельности в зависимости от личностных особенностей [19- 13- 38]. К.А.Абульхановой-Славской предложен подход к выделению личностных типов мышления [1]. Взаимосвязь личности и мышления на генетическом и процессуальном уровнях рассматривает В. В. Селиванов [126].

В гораздо меньшей степени эта идея разработана в исследованиях психологических образований, релевантных задачам организации человеком собственной жизни, связанных с решением личностью жизненных задач. В этом тематическом поле развиваются подходы, связанные, в первую очередь, с профессиональной сферой жизни человека. К ним можно отнести исследования специфики практического мышления Б. М. Тепловым [146], Ю. К. Корниловым [60- 61- 62- 63], исследования рядом авторов мышления в профессиональной деятельности человека [58- 53- 158], факторов достижения экспертной стадии мышления [67]. Еще меньше работ, в которых мышление рассматривается в связи с решением человеком задач построения собственной жизни. Среди них можно отметить работы В. В. Знакова, где предметом исследований выступает понимание личностью разных ситуаций своего бытия [49- 50]- представление О. М. Краснорядцевой о функции мышления в выявлении личностью противоречий между образом мира и образом жизни [69]- работы Е. А. Сергиенко по изучению ментальных репрезентаций в становлении субъекта [130- 131]- описание Е. Е. Сапоговой концептов семиосферы сознания человека [124]- современные периодизации развития интеллекта, в которых в качестве критерия выделения периодов когнитивного развития выступает тип решаемых человеком задач по регуляции собственной жизнедеятельности [193- 199- 202]- а также ряд исследований, в которых когнитивные особенности личности рассматриваются как фактор совладающего поведения [136- 164- 5].

Все эти данные свидетельствуют о включенности мышления, опирающегося на определенный интеллектуальный фундамент, в высшие процессы мотивационно-личностной регуляции жизнедеятельности. Ее направленность задается содержанием ценностно-смысловой сферы личности. В то же время пока остаются недостаточно исследованными когнитивные аспекты самих ценностно-смысловых образований, хотя известно, что они интегрируют в себе и аффективно-потребностное, и интеллектуальное начала [80]. К направлениям, в которых рассматриваются отношения явлений ценностно-смысловой реальности и когнитивной сферы, можно отнести исследования личностного смысла в психосемантике [11- 133]- выделение А. В. Серым [134] когнитивной сложности как компонента смысловой системы личностиизучение взаимодействия когнитивных и ценностно-мотивационных структур субъекта категоризации в межличностном познании А. А. Лузаковым [88]- рассмотрение соотношения особенностей протекания мыслительного процесса и осознания смысловых связей С. А. Персиянцевым [97]- анализ С. А. Богомазом [18] связи осмысленности жизни с убеждениями и когнитивными особенностями личностиисследования ценностных представлений в работах Б. С. Алишева [7] и Д. А. Леонтьева [82]- некоторые психотерапевтические направления (рациональная, когнитивная психотерапия), в которых устранение ошибок мышления рассматривается как «ключ» к изменениям в ценностно-мотивационной сфере.

При этом общей тенденцией для большинства существующих на данный момент психологических исследований ценностей является рассмотрение их содержательных аспектов: состава, иерархии, — в то время как известны единичные работы, направленные на изучение динамических сторон функционирования ценностей: напряженности, способов осуществления, разрешения противоречий в соотнесении меры желаемого и необходимого, реальных и идеальных целей. Между тем, многие авторы указывают на необходимость их исследования [20, 177]. Изучение именно этих сторон представляется актуальным для понимания механизмов смены фаз развития личности взрослого человека, переживания кризисных ситуаций. И в том, и в другом случае происходит существенная динамика, реорганизация ценностно-смысловой сферы личности. Динамические стороны функционирования личностных ценностей могут изучаться через предложенный Н. Р. Салиховой [121] конструкт реализуемости личностных ценностей. Он фиксирует индивидуальные особенности смыслообразования, связанные с внутренней переработкой личностью рассогласований между мерой важности ценности и оценкой ее доступности, и содержательно представлен двумя противоположными тенденциями — реализуемостью (стремление к уменьшению рассогласования, тенденция ценить доступное) и барьерностью (стремление к его увеличению, тенденция обесценивать доступное). Н. Р. Салиховой экспериментально показано, что он тонко улавливает внутреннюю перестройку ценностно-смысловой сферы человека, происходящую в кризисной жизненной ситуации или при смене социальной ситуации развития и связан с личностным выбором [121].

Однако остается неисследованным вопрос о когнитивных механизмах, участвующих в такой перестройке ценностно-смысловой сферы личности, что и составило научную проблему настоящего исследования. Ее постановка в широком контексте задается противоречием между наличием большого массива данных о роли личности в мышлении и гораздо более скудными сведениями о когнитивных процессах, актуализируемых личностью в решении жизненных задач. В более узком предметном смысле противоречие задается отсутствием знания о когнитивных аспектах динамических сторон ценностно-смысловой сферы личности, в частности, реализуемости личностных ценностей, при достаточной разработанности вопроса о когнитивных аспектах ее содержательных сторон.

Очевидно, что в той мере, в которой ценности являются образованиями интеллектуальными (обобщенными общественно выработанными и интериоризованными идеями), они будут вовлечены в своем функционировании в процессы интеллектуального плана. Процессы осмысления, восприятия и внутренней переработки личностью противоречий между тем, что она ценит, и что реализуется в жизни, предполагают участие в том числе и когнитивных механизмов. Это в полной мере справедливо и в отношении параметра реализуемости личностных ценностей. С особенностями восприятия реализуемости ценностей могут пересекаться и продуктивные характеристики познавательной деятельности, определяющие ее эффективность, и инструментальные, фиксирующие индивидуальный способ решения когнитивной задачи, а также особенности содержания представлений о реализации ценностей.

Объектом настоящего исследования выступает реализуемость личностных ценностей.

Предметом исследования стали когнитивные аспекты реализуемости личностных ценностей.

Цель исследования — выяснить характер взаимосвязей реализуемости личностных ценностей с продуктивными, инструментальными и содержательными составляющими когнитивной сферы личности.

Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать основную гипотезу о взаимосвязи реализуемости личностных ценностей с продуктивными, инструментальными и содержательными составляющими когнитивной сферы, а именно: с психометрическим интеллектом как содержательно-продуктивной характеристикой познавательной деятельностис когнитивно-стилевыми особенностями как процессуально-динамическими характеристикамис содержательными особенностями представлений о барьерах и ресурсах в реализации ценностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.

1. Обосновать гипотезу о взаимосвязи реализуемости личностных ценностей с психометрическим интеллектом, когнитивно-стилевыми характеристиками и особенностями представлений о барьерах и ресурсах в реализации ценностей.

2. Проверить гипотезу о взаимосвязи реализуемости личностных ценностей с психометрическим интеллектом.

3. Выяснить характер взаимосвязи реализуемости личностных ценностей с когнитивно-стилевыми особенностями.

4. Определить содержательные особенности представлений о барьерах и ресурсах в реализации ценностей в зависимости от преобладания тенденций барьерности и реализуемости.

Теоретико-методологическими основаниями работы выступают сформулированный Л. С. Выготским принцип единства аффекта и интеллектапредставления о единстве когнитивных и аффективных процессов в регуляции деятельности (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, Б.М.Величковский), о личности как субъекте мышления (С.Л.Рубинштейн, О. К. Тихомиров, А. В. Брушлинский, И. А. Васильев, Л.М.Попов), о когнитивных составляющих саморегуляции и самоорганизации человека как субъекта жизни (К.А.Абульханова, В. В. Знаков, В. Н. Дружинин, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Ю. К. Корнилов, Е. А. Сергиенко, В. В. Селиванов, М. А. Холодная), о механизмах работы сознания (В.М.Аллахвердов, В.П.Зинченко) и образе мира (А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов) — понимание смысловой природы и смыслообразующей функции личностных ценностей (Б.С.Брату сь, Д.А.Леонтьев) — концепция реализуемости личностных ценностей как динамической характеристики ценностно-смысловой сферы (Н.Р .Салихова).

В соответствии со стратегией констатирующего эксперимента для сбора данных были выбраны тестовый метод и анкетирование. Для обработки данных использовался контент-анализ и процедуры статистической обработки.

Надежность и достоверность результатов обеспечиваются соответствием исследовательских процедур требованиям экспериментальной психологии, цели и задачам исследования, достаточной численностью выборки, адекватностью методов статистической обработки проверяемым гипотезам и типу данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследованы когнитивные аспекты реализуемости личностных ценностей и показан характер отношений продуктивных, инструментальных и содержательных составляющих когнитивной сферы с осмыслением и внутренней переработкой личностью рассогласований между тем, что она ценит и тем, что считает доступным для себя.

Выявлена независимость параметров барьерности-реализуемости личностных ценностей от уровня психометрического интеллекта как продуктивной характеристики интеллектуальной деятельности, что показывает их безоценочный функциональный характер.

Новыми являются обнаруженные факты связи параметров барьерности-реализуемости личностных ценностей с когнитивными стилями как инструментальными характеристиками познавательной деятельности: реализуемость личностных ценностей как тенденция сближать оценки степени важности и доступности ценности связана с полюсами полезависимости, узкого диапазона эквивалентности и гибкого познавательного контролябарьерность как тенденция к поляризации оценок степени важности и доступности ценности связана с полюсами поленезависимости, широкого диапазона эквивалентности и ригидного познавательного контроля.

Разработан новый инструмент для выявления особенностей представлений личности о собственных ресурсах и барьерах в реализации ценностей посредством качественного анализа их описанийразработаны новые критерии классификации типов ресурсов и барьеров, основанные на различении их внешней/внутренней по отношению к субъекту локализации, степени обобщенности/конкретности концептуализации, естественности/искусственности, наличии/отсутствии направленности на преодоление барьеров, представлении об их стабильности/временности и степени типичности/уникальности. Определены и описаны характерные для тенденций барьерности и реализуемости черты представлений о барьерах и ресурсах: для высокой реализуемости характерны внутренняя локализация ресурсов, и более высокая степень их обобщенности, для барьерности — внешняя локализация ресурсов и фиксация на преодолении барьеров.

Теоретическая значимость исследования связана с интеграцией общепсихологического знания посредством изучения взаимосвязи и взаимовлияния явлений, которые составляют предмет исследования разных отраслей науки — когнитивной психологии и психологии личности. Взаимосвязь реализуемости личностных ценностей с отдельными особенностями когнитивной сферы свидетельствует о вовлечении когнитивных механизмов в процессы регуляции жизнедеятельности со стороны ценностно-смысловой сферы.

Полученные результаты дополняют научные представления о феномене барьерности-реализуемости личностных ценностей данными о роли когнитивных явлений в процессах ценностно-смысловой регуляции. Важным в теоретическом плане представляется вывод о независимости реализуемости личностных ценностей от содержательно-продуктивных характеристик когнитивной сферы, что показывает ее функциональный характер. Результаты исследования расширяют теоретическую базу когнитивной психологии и психологии личности за счет описания когнитивно-стилевых особенностей личности в связи с преобладанием тенденций барьерности и реализуемости, а также описания проявления этих тенденций в особенностях представлений о барьерах и ресурсах в реализации ценностей.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования знания специфики содержания тенденций барьерности и реализуемости личностных ценностей во всех областях практики, требующих осуществления дифференцированного подхода к личности. В психотерапевтической практике изменение представлений о барьерах и ресурсах в реализации ценностей можно рассматривать как «ключ» к психологическим изменениям, к работе по расширению представлений человека о собственных ресурсах. Результаты исследований конструкта барьерности-реализуемости могут найти применение в области психологии труда, психологии управления персоналом — с точки зрения диагностики мотивации и выстраивания эффективной системы мотивации персонала с учетом индивидуальных особенностей мотивообразования и стратегий реализации ценностей. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в педагогической практике в рамках учебных курсов по психологии личности и когнитивной психологии.

Положения, выносимые на защиту.

1. Взаимосвязь реализуемости личностных ценностей с особенностями когнитивной сферы свидетельствует о вовлечении когнитивных механизмов в процессы осмысления, восприятия и внутренней переработки личностью противоречий между тем, что она ценит, и что реализуется в жизни, а следовательно, индивидуальная специфика протекания интеллектуальной деятельности проявляется в особенностях динамических аспектов ценностно-смысловой сферы.

2. Реализуемость личностных ценностей не зависит от уровня психометрического интеллекта как продуктивной характеристики интеллектуальной деятельности, что подтверждает безоценочный характер конструкта барьерности-реализуемости.

3. Реализуемость личностных ценностей связана с когнитивными стилями как инструментальными характеристиками интеллектуальной сферы. Тенденция сближать оценки степени важности и доступности ценности реализуемость) связана с узким диапазоном эквивалентности, что выражает жесткость критериев ценностис полезависимостью, выражающей ориентацию на доступноеи с гибким познавательным контролем, характеризующим легкость смены способов согласования важного и доступного. Тенденция к поляризации оценок степени важности и доступности личностных ценностей (барьерность) — с широким диапазоном эквивалентности, что означает готовность к принятию более широкого круга объектов и действий в качестве релевантных ценностямс поленезависимостью, выражающей ориентацию на внутренние критериии ригидным познавательным контролем как трудностью смены способов реализации ценностей.

4. Реализуемость личностных ценностей проявляется в особенностях представлений о факторах, способствующих (ресурсы) и препятствующих реализации ценностей (барьеры). Преобладание реализуемости связано с внутренней локализацией ресурсов в реализации личностных ценностей и характеризуется более высокой степенью обобщенности собственных ресурсов. Барьерность сопряжена с внешней локализацией ресурсов в реализации ценностей и с фиксацией на барьерах, на необходимости преодоления препятствий.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались на итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского государственного университета (2004;2006 г. г.) — Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века», г. Санкт-Петербург, 2005 г.- XLIII и XLIV Международных научных студенческих конференциях «Студент и научно-технический прогресс», г. Новосибирск, 2005 г. и 2006 г.- XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», г. Москва, 2006 г.- «Языковая семантика и образ мира», г. Казань, 2006 г.- I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы», г. Самара, 2007 г.- Международной научной конференции «Человек в современном социуме: культура, этнос, тендер», г. Тула, 2008 г.- Международной научной конференции «Языковая семантика и образ мира», г. Казань, 2008 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность преподавателя: школа кураторства» Казань, 2008 г.), также материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина (2007;2009 г. г.).

Основное содержание диссертации отражено в 15 публикациях автора, в том числе в 2 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 133 страницах машинописного текста. Работа включает 19 таблиц, 8 приложений. Список использованной литературы включает 209 наименований, в том числе 26 на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа выполнена в рамках широкого круга работ в психологии, посвященных исследованию мышления в реальной жизнедеятельности субъекта, и направлена на исследование когнитивных аспектов реализуемости личностных ценностей, в ходе которого конструкт барьерности-реализуемости был соотнесен с некоторыми явлениями когнитивной сферы.

Представление о личностных ценностях как аффективно-интеллектуальных образованиях, имеющиеся данные о взаимосвязи явлений когнитивной сферы с особенностями личности и роли мышления в решении жизненных задач, а также сходство конструкта барьерности-реализуемости в существенных чертах с когнитивными стилями позволили, основываясь на принципе единства аффекта и интеллекта, обосновать гипотезу о взаимосвязи реализуемости личностных ценностей с продуктивными и стилевыми особенностями когнитивной сферы, а также содержательными характеристиками представлений о барьерах и ресурсах реализации ценностей.

В результате исследования гипотеза была частично подтверждена. Опровергнуто предположение о взаимосвязи степени реализуемости личностных ценностей и уровня интеллекта, что свидетельствует о ее автономности относительно продуктивных характеристик когнитивной сферы и согласуется с положением о безоценочном характере параметра реализуемости личностных ценностей.

Предположение о связи параметра реализуемости личностных ценностей с инструментальными характеристиками когнитивной сферы — когнитивными стилями — нашло свое эмпирическое подтверждение. Выявлено, что высокая реализуемость личностных ценностей как тенденция согласования важности и доступности ценностей связана с узким диапазоном эквивалентности, полезависимостью и гибкостью познавательного контроля. Обратная по психологическому содержанию тенденции реализуемости, барьерность личностных ценностей как тенденция к рассогласованию параметров ценности и ее доступности связана с широким диапазоном эквивалентности, с поленезависимостыо и ригидностью познавательного контроля.

Показано, что параметр реализуемости личностных ценностей действительно связан с содержательными особенностями когнитивной сферы личности и проявляется в характере представлений о барьерах и ресурсах, связанных с реализацией в наиболее значимых для человека сферах жизни. Тенденция реализуемости выражается в ориентации на собственные возможности, на поиск внутренних ресурсов и характеризуется более активной позицией, высокой степенью обобщенности при рефлексии собственных ресурсов в реализации личностных ценностей. Тенденция барьерности при этом сопряжена с опорой на отчужденные от самого субъекта ресурсы и с фиксацией на барьерах, на необходимости преодоления препятствий.

Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Реализуемость как функционально-смысловая характеристика личностных ценностей связана с особенностями когнитивной сферы, что свидетельствует об участии в процессах осмысления, внутренней переработки личностью противоречий между ценностью и доступностью, в том числе и когнитивных механизмов.

2. Реализуемость личностных ценностей и уровень психометрического интеллекта как продуктивная характеристика когнитивной сферы не связаны друг с другом. Уровень вербального и невербального интеллекта не проявляется в особенностях соотнесения важности ценностей с их доступностью.

3. Реализуемость личностных ценностей связана с когнитивными стилями как инструментальными характеристиками интеллектуальной сферы личности. Стилевые особенности восприятия и переработки информации проявляются в процессах восприятия и осмысления личностью степени реализованности ценностей.

4. Тенденция реализуемости личностных ценностей как тенденция ценить доступное и обесценивать недоступное связана с узким диапазоном эквивалентности, что выражает требовательность к точному соответствию объектов и действий критериям ценности, с полезависимостью, выражающей ориентацию на наличное поле, и с гибким познавательным контролем, характеризующим легкость смены способов согласования важного и доступного.

5. Барьерность личностных ценностей как тенденция ценить недоступное и обесценивать доступное, напротив, связана с широким диапазоном эквивалентности, что означает готовность к принятию более широкого круга объектов и действий в качестве релевантных ценностям, с поленезависимостью, выражающей ориентацию на внутренние критерии, и ригидным познавательным контролем как трудностью смены способов реализации ценностей.

6. Представленность тенденций барьерности и реализуемости личностных ценностей проявляется в содержательных характеристиках когнитивной сферы — особенностях представлений о ресурсах и барьерах, способствующих и препятствующих реализации ценностей.

7. Преобладание реализуемости связано с ориентацией на собственные возможности, характеризуется внутренней локализацией ресурсов в реализации личностных ценностей, активной позицией по отношению к ним и более высокой степенью их обобщенности.

8. Барьерность сопряжена с фиксацией сознания на барьерах, на необходимости преодоления препятствий и характеризуется внешней локализацией ресурсов, конкретностью их описания и пассивным к ним отношением.

Значимость полученных результатов связана с интеграцией общепсихологического знания посредством изучения взаимосвязи и взаимовлияния явлений, которые составляют предмет исследования разных отраслей науки — когнитивной психологии и психологии личности. Результаты исследования расширяют теоретическую базу данных дисциплин за счет описания когнитивно-стилевых особенностей личности в связи с преобладанием тенденций барьерности и реализуемости, а также описания проявления этих тенденций в особенностях представлений о барьерах и ресурсах в реализации ценностей. Дополнены научные представления о феномене барьерности-реализуемости личностных ценностей данными о роли когнитивных явлений в процессах ценностно-смысловой регуляции.

Практические рекомендации связаны с возможностью использования полученных результатов в консультационной работе, в психологическом сопровождении человека в кризисных ситуациях, ситуациях жизненного выбора с целью повышения у личности рефлексии по отношению к собственным стратегиям реализации ценностей, барьерам и ресурсам и формирования максимально осознанной и продуктивной позиции по отношению к собственному жизненному пути и осуществляемым выборам. Также результаты могут применяться во всех областях практики, требующих дифференцированного подхода к личности, в частности, в сфере управления персоналом для учета индивидуальных тенденций смыслообразования при разработке программ повышения мотивации труда.

Полученные данные ставят ряд новых вопросов, задавая перспективные направления исследования. Так, неясны причинно-следственные отношения и психологические механизмы, лежащие в основе выявленных взаимосвязей особенностей когнитивной и ценностно-смысловой сфер личностине до конца изучены факторы, стоящие за преобладанием тенденций реализуемости и барьерности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления / К.А.Абульханова-Славская // Когнитивная психология. — М., 1986. — С. 154−172.
  2. К.А. Социальное мышление личности / К. А. Абульханова // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. — С. 88−103.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А.Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. В.Н. Анкетная методика измерения импульсивности / В. Н. Азаров // Новые исследования в психологии. — 1983. № 2 (29). — С. 1519.
  5. А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. А. Алексапольский. М., 2008. — 26 с.
  6. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. 1984. — Т. 5, № 5. — С. 63−70.
  7. .С. Методы изучения социальных и ценностных представлений студентов: Методические рекомендации / Б. С. Алишев (ред.). Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2006.
  8. .С. Психологическая теория ценности (системно-функцио-нальный подход): автореф. дис.. докт. психол. наук / Б. С. Алишев. — Казань: Информационно-издательский центр ИСПО РАО, 2002. 33 с.
  9. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В. М. Аллахвердов. -СПб.: «Речь», 2003.-331 с.
  10. Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. — 288 с.
  11. Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 127 е.: ил.
  12. В.Г. Личностная значимость и вероятность событий / В. Г. Асеев // Проблемы психологии личности: советско-финский симпозиум / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. — М.: Наука, 1982. С. 236−242.
  13. Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. Б .Березанская. М., 1978. — 27 с.
  14. Г. А. Стиль индивидуальности: Теория и практика / Г. А. Берулава. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 236 с.
  15. P.P. Исследование видов целеобразования: дис,. канд. психол. наук / Р. Р. Бибирих. М., 1978. — 220 с.
  16. Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: дис.. канд. психол. наук / Т. Г. Богданова. — М., 1978. 143 с.
  17. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. — Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.- 174 с.
  18. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-301с.
  19. А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления / А. В. Брушлинский // Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Наука, 1982.-С. 5−49.
  20. А.В. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления /
  21. A.В.Брушлинский, М. И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. — С. 84−96.
  22. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 5. — С. 38−44.
  23. Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии, 1993. -Т.14. -№ 5. С. 99−105.
  24. В.Н. Краткий отборочный тест (КОТ) / В. Н. Бузин. М.: Смысл, 1992. — 10 с.
  25. И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций / И. А. Васильев // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979. — С. 5562.
  26. И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев,
  27. B.Л.Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во Московского университета, 1980. — С. 3−192.
  28. И.А. Влияние индивидуальных психологических различий на процесс решения проблем / И. А. Васильев, Ю. Куль // Вопросы психологии. — 1985. № 1. — С. 140−148.
  29. И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: дис. д-ра психол. наук / И. А. Васильев // — М., 1998.-321 с.
  30. О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева. Е. А. Демченко // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 74−84.
  31. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  32. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности / Е. Е. Васюкова // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 125−131.
  33. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е. Е. Васюкова // Вопросы психологии, 1998, № 3.-С. 91−103.
  34. .М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. / Б. М. Величковский. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 448с., 432с.
  35. Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека: дис.. канд. психол. наук / Ю. Е. Виноградов. М., 1972. — 195 с.
  36. JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. Т.2−3. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. -368 с.
  37. Т.М. Нарушение мотивационного компонента мышления: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. М. Габриял. — М., 1973. -28 с.
  38. М.Р. Исследование некоторых мотивационныхкомпонентов интеллектуальной инициативы: дис.. канд. психол. наук / М. Р. Гинзбург. — М., 1977. 156 с.
  39. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. С. 256−269.
  40. К.М. Психологическая диагностика / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова (ред.) Учебное пособие. — УРАО, 2000. 368 с.
  41. В. Описательная психология / В. Дильтей // История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1992.-2-е изд.-С. 319−346.
  42. Л.Я. Стили активности — методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода / Л. Я. Дорфман // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998.-С. 34−51.
  43. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
  44. В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений / В. Н. Дружинин // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии- Отв. ред. А. Н. Воронин. -М., 1999.-С 5−29.
  45. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. -С. 139−144.
  46. В.К. Смысловая регуляция решения творческих задач / В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова // Исследования проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983. — С. 62 101.
  47. .В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. М.: МГУ, 1986.-288 с.
  48. В.П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. — С. 15−36.
  49. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия / В. В. Знаков // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 2. — С. 7−15.
  50. В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии / В. В. Знаков. М.: Изд-во ИПРАН, 2007. — 479 с.
  51. В.К. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления / В. К. Калин, В. И. Панченко // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 93−99.
  52. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности /
  53. A.В.Карпов. — Ярославль: ЯрГУ, 1988. 77 с.
  54. М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления / М. М. Кашапов // Вестник РГНФ. — 2001. № 1.-С. 121−131.
  55. В.Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач: дис. .канд. психол. наук / В. Е. Клочко. — М., 1978. 170 с.
  56. В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В. Е. Клочко. Томск: ТГУ, 2005. — 172 с.
  57. Когнитивная психология. Учебник для вузов / под ред.
  58. B.Н.Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
  59. В. А. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные стили / Под ред. В. А. Колги. — Таллинн, 1986. — С. 32−37.
  60. Е.В. Особенности индивидуальной классификации опыта в мышлении профессионала / Е. В. Конева // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации иреализуемости знаний / Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль: ЯрГУ, 1997.-С. 31−46.
  61. О.А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О. А. Конопкин, Г. С. Прыгин // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 4252.
  62. Ю.К. Что характерно для обобщений практического мышления / Ю. К. Корнилов // Изучение практического мышления: итоги и перспективы / Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль, 1999. — С. 4−23.
  63. Ю.К. Мышление в производственной деятельности / Ю. К. Корнилов. Ярославль, 1984. — 80 с.
  64. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения / Ю. К. Корнилов. Ярославль, 1982. — 72 с.
  65. Ю.К. Особенности практического мышления / Ю. К. Корнилов // Применение концепции C. JL Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1989. — С.67−79.
  66. Ю.К. Преобразующая направленность как отличительная черта мышления / Ю. К. Корнилов // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. — С. 3−6.
  67. Т.В. Опыт исследования субъективного отношения к задаче / Т. В. Корнилова // «Искусственный интеллект» и психология / под. ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1976. — С. 114−132.
  68. О.С. Исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. С. Копина. — М., 1982. — 16 с.
  69. И.С. Структура психометрического интеллекта и креативности в прогнозе достижения экспертной стадии профессионального развития / И. С. Кострикина // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований:
  70. Материалы научной конференции, посвященной памяти В. Н. Дружинина, ИП РАН, 19−20 сентября 2005 г. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 195−200.
  71. В.Ю. Интеллект и уровни его развития: дис.. канд. филос. наук / В. Ю. Крамаренко. — М.: Моск. ун-т. 1983
  72. О.М. Психологические особенности возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: автореф. дис.. докт. психол. наук / О. М. Краснорядцева. — М., 1996.
  73. В.М. Дифференциально-психологическое исследование продуктивности интеллектуальных функций в связи с особенностями мотивации и активированности: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. М. Ласко. Л., 1977. — 24 с.
  74. К. Динамическая психология: Избранные труды / К.Левин. М.: Смысл, 2001. — 572 с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н.Леонтьев. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  76. А.Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. — М., 1983. — С. 251−261.
  77. А.Н. Проблемы развития психики /А.Н.Леонтьев. — 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  78. А.Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1979, № 2. С.3−13.
  79. Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стиличеловека: взгляд из 1990-х / Д. А. Леонтьев // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 93−108.
  80. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. — 18 с.
  81. Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Д. А. Леонтьев // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла), материалы международной конференции / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2005. С. 36−49.
  82. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003.-487 с.
  83. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 16 с.
  84. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. С. 13−25.
  85. Д.А. Человек и мир: экзистенциальный цикл взаимодействия / Д. А. Леонтьев // 4-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва, 28−29 марта 2005 г. М.: УМК «Психология», 2005. — С. 186−188.
  86. А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? / А. В .Либин // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. -М.: Смысл, 1998. С. 109−124.
  87. А.В. Стиль это человек? / А. В .Либин // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 3−12.
  88. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М., 1984.
  89. А.А. Личность как субъект категоризации в межличностном познании: взаимодействие когнитивных и ценностно-мотивационных структур: автореф. дис.. докт. психол. наук / А. А. Лузаков. — Краснодар, 2008. — 46 с.
  90. Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В .Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29−36.
  91. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.:Просвещение, 1983. — 96 с.
  92. М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. -М.: Просвещение, 1984. 104 с.
  93. О.И. Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психического стресса: дис.. канд. психол. наук / О. И. Мотков. — М., 1978. — 184 с.
  94. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. -С. 157−160.
  95. Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях / Н. Г. Набиулина. Уфа, 2003. — 71 с.
  96. Т.Н. Исследование личностных характеристик мыслительной деятельности / Т. Н. Овчинникова // Вопросы психологии. -1980.-№ 5.~ С. 117−121.
  97. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации / Е. Ю. Патяева // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 1983. — № 4.-С. 23−33.
  98. А.С. Соотношение уровневых характеристик процесса мышления субъекта и особенностей осознания смысловых связей: автореф. дисс.. канд. психол. наук / С. А. Персиянцев. -М., 2007. -22 с.
  99. A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией / А. М. Петрайтите // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 111−115.
  100. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология» / В. Ф. Петренко. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 398 е.: ил.
  101. В.Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания / В. Ф. Петренко, О. В. Митина. М., 1997. — 214 с.
  102. И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей / И. А. Петухова. М., 1976.-22 с.
  103. А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам / А. А. Пископпель // Вопросы психологии, 2001, № 6. С.103−119.
  104. Л.М. Интеллектуальная инициатива в условиях общения: дис.. канд. психол. наук / Л. М. Попов. — М., 1980. 154 с.
  105. А.О. Ценности в образе психических состояний субъекта / О. А. Прохоров, Р. И. Гильфанов // Смысл жизни: психология ипедагогика: Сборник научных статей. Самара: Изд-во СФ МГПУ, 2005, -С. 8−12.
  106. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  107. Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В. Н. Дружинина, ИП РАН, 19−20 сентября 2005 г.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 477 с.
  108. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. чл.-корр. РАО А. А. Реана. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. — 416 с.
  109. М.А. Влияние эмоциональной устойчивости на интеллектуальную деятельность человека / М. А. Радченко, Я. Я. Чебыкин // Психологическая саморегуляция / под ред. Р.Ромена. Вып. 3. — М., 1983.-С. 89−91.
  110. С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М., 1958. — 147 с.
  111. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. 4-е изд. СПб.: Питер, 2000 (Серия «Мастера психологии»). — 720 с.
  112. С.Л. Очередные задачи психологического исследования мышления / С. Л. Рубинштейн // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. С. 225−233.
  113. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С. Л. Рубинштейн. М., 1976. — 416 с.
  114. С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — М.: Наука, 1997.- 191 с.
  115. Н.Р. Реализуемость личностных ценностей в становлении жизненного мира человека / Н. Р. Салихова // Сибирский психологический журнал. 2009. — № 32. — С. 40−46.
  116. Н.Р. Реализуемость личностных ценностей в ситуации жизненного кризиса / Н. Р. Салихова // Психологический журнал. 2009. — Т. 30. № 1. — С. 44−51.
  117. Н.Р. К проблеме динамических аспектов функционирования личностных ценностей / Н. Р. Салихова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2008. Т. 150. Книга 3. — С. 64−82.
  118. Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей / Н. Р. Салихова. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005. 128 с.
  119. Н.Р. Барьерность-реализуемость личностных ценностей и субъективно воспринимаемые барьеры и ресурсы в жизненном пространстве личности / Н. Р. Салихова, С. А. Терентьева // Психосфера. Сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ.
  120. Выпуск второй. / Под ред. Е. Е. Сапоговой. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. -С. 146−159.
  121. Н.Р. Соотношение реализуемости личностных ценностей с когнитивными стилями / Н. Р. Салихова, С. А. Терентьева // Образование и саморазвитие. 2009. — № 3 (13). — С. 199−205.
  122. Е.Е. К определению понятия «гендерный концепт сознания» / Е. Е. Сапогова // Известия ТулГУ. Серия Психология. Вып. 4 / Под ред. Е. Е. Сапоговой. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. — С. 163−179.
  123. В.В. Когнитивный стиль в процессе мышления / В. В. Селиванов // Психологический журнал, 1989, № 4. Т.10. С. 104−112.
  124. В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: Монография / В. В. Селиванов. 2-изд., перераб. и доп. — Смоленск: «Универсум», 2003. — 312 с.
  125. И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач / И. Н. Семенов // Методологические проблемы исследования деятельности. — М.: ВНИИТЭ, 1976. — С. 148 188.
  126. И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления / И. Н. Семенов // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. — С. 27−61.
  127. Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека / Е. А. Сергиенко // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: ИПРАН, 1998. — С. 135−163.
  128. Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект / Е. А. Сергиенко // Проблема субъекта в психологической науке. — М.: ИПРАН, 2000. С. 13−27.
  129. Т.Н. Черты личности и когнитивный стиль: взаимодействие и роль в успешности обучения: Дис.. канд. психол. наук / Т. Н. Сергиенко. Краснодар, 2001. — 149 с.
  130. В.П. Методы психосемантики / В. П. Серкин. М.: Аспект Пресс, 2004. — 207 с.
  131. А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В.Серый- науч. ред. М.СЛницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
  132. А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / А. В. Серый, М. С. Яницкий / Учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.
  133. Сиерральта З.Х. Б. Особенности психологических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный и общий интеллект): автореф. дисс.. канд. исихол. наук / З.Х. Б. Сиерральта. СПб., 2000. — 18 с.
  134. И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач / И. Г. Скотникова // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. С. 64−78.
  135. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей / Л. М. Смирнов // Психологический журнал. 1996.- Т. 17, № 1. — С. 157−168.
  136. С.Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14.: Психология. 1981. -№ 2. — С. 15−29.
  137. С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления / С. Д. Смирнов // Мир психологии. — 2003. — № 4 (36).-С. 18−31.
  138. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. 310 с.
  139. Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности / Э. Д. Телегина // «Искусственный интеллект» и психология / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука. — 1976. — С. 41−80.
  140. Т.И. К вопросу о роли личностного компонента в структуре мыслительной деятельности / Т. И. Тепеницина // Психологические исследования / Под ред. Б. В. Зейгарник. М.: МГУ, 1971.-Вып. З.-С. 87−100.
  141. .М. Ум полководца / Б. М. Теплов // Избранные труды: В 2-х томах. М., 1985, Т. 1. — С. 223−305.
  142. С.А. Когнитивные стили и особенности структурирования жизненного опыта / С. А. Терентьева // Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том II. М.: Изд-во МГУ, 2006. — С. 504−506.
  143. С.А. Субъективно воспринимаемые барьеры и ресурсы в реализации личностных ценностей / С. А. Терентьева // Казанский педагогический журнал. — 2009. — №. 7−8. — С. 103−113.
  144. O.K. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  145. O.K. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи / О. К. Тихомиров, В. А. Терехов // Вопросы психологии. 1969. — № 4. — С. 66−78.
  146. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е. Б. Фанталова // Психологический журнал, 1992. Т. 13, № 1. — С. 107−117.
  147. Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2 т. Т. 1. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. — М. «Три Л», 1996.-208 с.
  148. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  149. В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. — М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  150. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. М.: Наука, 1989.-456 с.
  151. С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: автореф. дисс.. канд. психол. наук / С. А. Хазова. — Кострома, 2002. 28 с.
  152. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. 1. / Х. Хекхаузен / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  153. А.Б. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии / А. Б. Холмогорова, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1981. — № 3. -С. 12−22.
  154. А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности (при шизофрении): дис.. канд. психол. наук / А. Б. Холмогорова. М., 1983. — 219 с.
  155. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные . способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992. — Т. 13, № 3. — С. 84−93.
  156. М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
  157. М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение / М. А. Холодная // Психологический журнал, 2000. Т. 21, № 4. -С. 46−56.
  158. М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 1. — С. 61−69.
  159. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002 (Серия «Мастера психологии»). — 272 е.: ил.
  160. Н.Р. Личностная обусловленность типовсмыслообразования при решении мыслительной задачи: дис.. канд. психол. наук / Н. Р. Хусаинова. — М., 1989. 207 с.
  161. JI. Теории личности / Л. Хьелл, Д.Зиглер. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2005. 607 е.: ил.
  162. Шакуров Р. Х Личность: психогенез и воспитание / Р. Х. Шакуров. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 305 с.
  163. Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. 2001. —№ 1. — С. 3−18.
  164. Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 18−33.
  165. И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: дис.. канд. психол. наук / И. П. Шкуратова. Л.: ЛГУ, 1983.- 194 с.
  166. Э. Два вида психологии / Э. Шпрангер // История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1992.-2-е изд.-С. 347−361.
  167. Д.Б. Избр. психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 е.: ил.
  168. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. М.: Прогресс-Универс, 1995.-718 с.
  169. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. 1994. — № 1. С. 35−52.
  170. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  171. Atkinson J.W. Toward Experimental Analysis of human motivation in terms of Motives, Expectancies and Incetives I J.W.Atkinson // Motives in Fantasy, Action and Society / Ed. by J.W.Atkinson. N.Y. — 1958. -P. 280−305.
  172. Alloy L.B. Negative cognitive styles and stress-reactive ruminationinteract to predict depression: A prospective study / M.S. Robinson, L.B. Alloy I I Cognitive Therapy and Research, 2003. V. 27 (3). — P. 275−299.
  173. Cheema I. Cognitive style — an overview and integration / R.J. Riding, I. Cheema // Educat. Psychology, 1991. V. l 1. — P. 193−215.
  174. Dorner D. The difficulties of human encounters with complexity / D. Dorner // Psychological Rundschau. 1981, vol. 32 (3). — P. 163−179.
  175. Dorner D. The Ecological Conditions of Thinking / D. Dorner // Animal Mind — Human Mind / Ed. by D.R.Griffin. — Berlin, Heidelberg, New York. 1985.-P. 95−112.
  176. French E.G. Effects of the interaction of motivation and feedback on task performance / E.G.French // Motives in Fantasy, Action and Society / Ed. by J.W.Atkinson. -N.Y. 1958.
  177. Gibbs J.C. et. al. Relations between moral judgment, moral courage and field independence / J.C. Gibbs // Child Development, 1986. — V. 57 (l).-P. 185−193.
  178. Guilford J.P. Cognitive styles: What are they? / J.P. Guilford // Educat. and Psychol. Measurement, 1980. V. 40 (3). — P. 715−735.
  179. Jodelet D. Representations sociales: un domaine en expansion / D. Jodelet // Les representations sociales. — Paris: Presse universitaires de France, 1989. P. 31−61.
  180. Labouvie-Vief G. Intelligence and cognition / G. Labouvie-Vief // Handbook of the psychology of aging / Eds. by J. Birren & K.Schaie. New York: Van Nostrand Reinhold, 1985. — P. 500−530.
  181. Miller A. Cognitive styles: An integrated model / A. Miller // Educat. Psychology, 1987. -V. 7. P. 251−268.
  182. Miller A. Personality types: A modern synthesis / A. Miller. Calgary: University of Calgary Press, 1991. 255 p.
  183. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations / S. Moscovici // Social Representations / Farr R., Moscovici S. (eds). -Cambridge-Paris, 1984. P. 6−35.
  184. Nuttin J. Motivation, planning and action: a relation theory of behavior dynamics / J. Nuttin. — Leuven: Leuven University Press- Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.
  185. Riding R.J. On the nature of cognitive style / R.J. Riding // Educat. Psychology, 1997. -V. 17 (1 and 2). P. 29−49.
  186. Riegel K.F. Beyond formal operations / K.F. Riegel // Late adolescence and adult cognitive development / Eds. by M.L.Commons, F.A. Richards, & C.Armon. New York: Praeger, 1984. — P. 258−271.
  187. Rogers C.R. Toward a modern approach to values: The valuing process in the mature person / C.R. Rogers // Journal of Abnormal and social Psychology, 1968.-P. 197−205.
  188. Royce J.R. Theory of Personality and Individual Differences: Systems, Factors and Processes / A.D.Powell, J.R. Royce. — Englewood Cliffs (NJ), 1983.-201 p.
  189. Schaie K.W. Beyond calendar definition of age, period and cohort: The general developmental model revisited / K.W. Schaie // Developmental Review. 1986. № 6. P. 252−277.
  190. Wardell D.M. Toward a multi-factor theory of styles and their relationships to cognition and affect / D.M.Wardell, J.R.Royce // Journal of Personality, 1978. № 3. — V. 46. — P. 474−505.
  191. Witkin H.A. Field dependence and interpersonal behavior / H.A.Witkin, D.R.Goodenough // Psychol. Bulletin, 1977. V. 84. — P. 661 689.
  192. Witkin H.A. Individual differences in ease of perception of embedded figures / H.A. Witkin // J. of Personality, 1950. V. 19. — P. 1−15.
  193. Witkin H.A. Psychological differentiation: Studies of development / H.A.Witkin, R.B.Dyk. New York: Wiley, 1974. — 418 p.
  194. Witkin H.A. Psychological differentiation / H.A.Witkin, R.B.Dyk, H.E.Faterson, D.R.Goodenough, S.A.Karp. Potomak, 1974. — 390 p.
  195. Witkin H.A. Cognitive styles: Essence and Origins. Fielddependence and Field independence / H.A.Witkin, D.R.Goodenough. New York, 1982.- 135 p.
  196. Workman E.A. The relationship between creativity and ego-development / E.A.Workman, J.M.Stillion // The Journal of psychology. -1974, vol. 88 (2). P. 191−195.
Заполнить форму текущей работой