Психология и педагогика высшей школы
Обучение — это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием — воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< — это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение… Читать ещё >
Психология и педагогика высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Психология и педагогика высшей школы: предмет, объект, задачи, категории. Связь с другими науками.
2. Общепсихологический контекст формирования психологии и педагогики высшей школы.
3. Основные направления реформирования образования ХХІ века и проблемы современной высшей школы.
4. Основные задачи высшей школы в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании», «Национальной доктриной развития образования Украины».
5. Образовательные уровни и образовательно-квалификационные уровни. Уровни аккредитации и типы вузов.
6. Методы сбора эмпирических фактов. Исследовательские умения преподавателя высшей школы.
7. Понятие личности в современной психологии. Теории личности в основных направлениях современной психологии.
8. Методы психологического исследования личности.
9. Методы педагогического воздействия на личность.
10. Общая характеристика студенческого возраста, как периода поздней юности или ранней взрослости.
11. Противоречия и кризисы студенческого возраста.
12. ВУЗ как один из ведущих факторов социализации личности студента как специалиста. Адаптация студентов к обучению в высшей школе.
13. Профессиональное становление личности студента как будущего специалиста с высшим образованием.
14. Самообразование и самовоспитание, их значение в профессиональном росте будущего специалиста.
15. Психологические особенности студенческой группы, ее структура.
16. Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива. Межличностные отношения в студенческой группе.
17. Проблема лидера в студенческой группе. Социально-психологический климат группы в группе и его влияние на трудоспособность.
18. Психология воспитания студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста и задания воспитания студентов.
19. Единство процессов обучения, развития и воспитания. Движущие силы обучения.
20. Основные линии развития в процессе обучения и воспитания.
21. Развитие интеллекта в процессе обучения и воспитания.
22. Личность и ее развитие в процессе обучения и воспитания.
23. Категория субъекта. Особенности субъектов образовательного процесса.
24. Студенты и преподаватели — субъекты образовательного процесса. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога.
25. Психологические механизмы формирования качеств личности и анализ соответствующих функций восприятия.
26. Этапы становления морального самосознания и критерии моральной воспитанности человека.
27. Особенности педагогического общения как формы педагогического взаимодействия.
28. Стили педагогической деятельности, их общая характеристика.
29. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов. Педагогическая этика.
30. Педагогический профессионализм деятельности преподавателя. Авторитет преподавателя. Типологии преподавателей.
1. Психология и педагогика высшей школы: предмет, объект, задачи, категории. Связь с другими науками.
Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. Объект педагогической психологии — человек. Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» т. е. формирование психических новообразований.
Задачи:
1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
2) определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
3) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.).
4) определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
Типы воспитания:
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется.
2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).
3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.
4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т. д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.
Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др.
2. Общепсихологический контекст формирования психологии и педагогики высшей школы.
Педагогическая психология развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые были зафиксированы в основных психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период.
Психологические течения и теории, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса Эмпирические данные экспериментов Г. Эббингауза по исследованию процесса забывания и полученная им кривая забывания, характер которой учитывается всеми последующими исследователями памяти выработки навыков, организации упражнений.
Бихевиоризм Дж. Уотсона и необихевиоризм. Уже в середине нашего столетия была разработана концепция оперантного поведения и практику программированного обучения. Разработанна целостная концепция научения (learning), включающая его закономерности, факты, механизмы.
Психоанализ 3. Фрейда, К. Юнга, разрабатывающий категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития «Я», свободы, экстраверсии—интроверсии. (Последнее находит самое широкое применение и распространение во множестве педагогических исследований благодаря тесту Г. Айзенка.).
Гештальтпсихология — концепция динамической системы поведения или теория поля К. Левина, генетическая эпистемология или концепция стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже, которые внесли вклад в формирование понятий инсайта, мотивации, стадий интеллектуального развития, интериоризации.
Когнитивная психология Г. У. Найссера, М. Бродбента, и других, сделавшая акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях.
3. Основные направления реформирования образования ХХІ века и проблемы современной высшей школы.
Цель образования сегодня-воспитание у молодежи доверия к динамическим знаний, формирование умения учиться и переучиваться, осознавать потребность в развитии своего творческого потенциала.
Реализация задачи реформирования высшего образования осуществляется по следующим направлениям:
Гуманитаризация высшего образования — переход человечества от индустриальной (технократической) к информационной цивилизации, которая предусматривает поворот образования к целостному восприятию мира и культуры, к формированию гуманитарного, системного мышления.
Ставится задача повысить правовую, моральную, психологическую куль-тура специалиста с высшим образованием. Важным путем осуществления этих задач является фундаментализация образования, результатом которой должно быть фундаментальные научные знания будущего специалиста об обществе и о человеке. Фундаментализация образования является необходимым условием, базой для непрерывного творческого развития человека, основой ее самообразования.
Проблемы:
Вчерашним студентам для успешной работы не хватает умения планировать свое время; Плохая самоорганизация приводит также к неэффективной работе в команде, ведь новички не готовы согласовывать свои действия со всеми членами трудового коллектива; Часто не хватает навыков самопрезентации (искусство показать себя с лучшей стороны), умение выступать перед студенческой аудиторией, кратко, аргументированно и доходчиво излагать свои мысли. Несмотря на то, что мы живем в информационную эпоху, некоторые из молодых педагогов не имеет достаточных навыков самообразования, использование компьютера и часто путается даже в самых простых офисных приложениях.
4. Основные задачи высшей школы в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании», «Национальной доктриной развития образования Украины».
Основные направления реформирования высшего образования определены Законом Украины «О высшем образовании»: «Содержание высшего образования — это система научных знаний, умений и навыков, а также профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания с учетом перспектив развития общества, техники, культуры и искусства».
Во-первых, в Законе говорится о системе научных (теоретических) знаний, а не об отдельных предметные знания. Лишь обобщение предметных знаний в систему профессиональных теоретических знаний обеспечивают более профессиональную квалификацию.
Во-вторых, Закон Украины предъявляет требования к личности специалиста с высшим образованием: владение не только необходимыми профессиональными, но и соответствующими мировоззренческими и гражданскими качествами.
Это важно, поскольку специалисты с высшим образованием — передовая часть общества, его элита. Это люди, которые создают теорию, разрабатывают научные и методологические основы профессиональной деятельности. Они — движущая сила развития культуры общества.
Задача реформирования высшего образования конкретизированы в «Государственной программе развития образования в Украине на 2005;2010 pp.» :
* развитие системы непрерывного образования в течение жизни;
* повышение качества обучения, воспитания, квалификации, компетентности и ответственности специалистов всех направлений, их подготовки и переподготовки;
* интеграция образования и науки, разработка и внедрение новых педагогических технологий, информатизация образования;
* создание условий для личностного развития й творческой самореализации каждого специалиста;
* содействие развитию профессиональных способностей и мотивации студентов в процессе обучения.
5. Образовательные уровни и образовательно-квалификационные уровни. Уровни аккредитации и типы вузов.
В Украине устанавливаются следующие образовательные уровни:
· Начальное общее образование;
· Базовое общее среднее образование;
· Полное общее среднее образование;
· Профессионально-техническое образование;
· Высшее образование.
В Украине устанавливаются следующие образовательно-квалификационные уровни:
· Квалифицированный рабочий;
· Младший специалист;
· Бакалавр;
· Специалист, магистр.
Аккредитация высшего учебного заведения — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям к кадровому, научно-методичному и материально-техническому обеспечению.
Уровни: I уровень техникум, II уровень — колледж, III уровень — институт, а IV уровень — академия и университет.
Типы ВУЗов: Аграрные; Военные; Гуманитарные; Классические; Медицинские; Педагогические; Последипломные; Спортивные; Технические; Экономические; Юридические.
6. Методы сбора эмпирических фактов. Исследовательские умения преподавателя высшей школы.
Эксперимент является основой эмпирического подхода к знанию.
Методы сбора эмпирических фактов выбирают по целям и задачам исследования:
* описать факты: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, интервью, анкетирование, изучение жизненного пути (биографический метод) и др.;
* измерить психические явления — тесты;
* определить психологические особенности — констатирующий эксперимент (естественный или лабораторный);
* найти факторы, выявить психологические условия развития и превратить явление — формовочный психолого-педагогический эксперимент.
Исследовательские умения преподавателя-исследователя:
1) Способность выделить проблемную ситуацию, увидеть ее.
2) Умение точно сформулировать вопросы в соответствии с проблемной ситуации.
3) Знать понятийный аппарат науки, четко определять содержание понятия, используемые в исследовании, уметь анализировать и соотносить различные толкования терминов, находить объяснение противоречивым мнениям.
4) Иметь разный инструментарий объяснения (анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация и т. д.).
5) Научная проницательность, способность критически оценить полученные результаты и определить перспективы дальнейшей разработки проблемы.
7. Понятие личности в современной психологии. Теории личности в основных направлениях современной психологии.
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Теории.
1) Бихевиоризм. Б. Скиннер: личность — это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
2) Психоанализ. З. Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность — способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека «ради него самого» .
3) Индивидуальная психология. А. Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности — социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности — показатель психологического здоровья.
4) Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
8. Методы психологического исследования личности.
Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности:
1) как индивидуальности;
2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений;
3) как идеальной представленности в других людях.
1) Метод беседы — специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности — самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т. д.
2) Биографический метод — позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.
3) Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.
Можно выделить 2 вида опросников: одномерные — диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные — дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.
9. Методы педагогического воздействия на личность.
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Методы:
1. Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.
2. Упражнение — это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение — это упражнение с целью выработки хороших привычек.
3. Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
4. Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.
10. Общая характеристика студенческого возраста, как периода поздней юности или ранней взрослости.
В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основной формой обучения для студенчества является знаково-контекстное (А.А. Вербицкий).
Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в вузе.
Формирование собственных принципов и взглядов.
11. Противоречия и кризисы студенческого возраста.
Возрастной кризис характеризуется резкими и ощутимыми психологическими сдвигами и изменениями личности. Могут быть следующие признаки кризиса:
1) сильная фрустрация, интенсивное волнение за неудовлетворения потребности,.
2) обострение ролевых конфликтов «студент — преподаватель», «студент — студент»,.
3) неструктурированность личности.
4) инфантильность.
Каждый психологический возраст решает свое противоречия. Кризис 17−18 лет связан с необходимостью самоопределения молодого человека по окончании общеобразовательной школы и поиском своего места в дальнейшем, уже самостоятельной жизни. Это конструирование следующего этапа своего жизненного пути, моделирование своего «Я» с ориентацией на будущее.
Молодой человек живет скорее будущим, чем настоящим. Как правило, жизненные выборы (как и любой выбор) сопровождаются колебаниями, сомнениями, сомнительностью в себе, волнением от неопределенности и одновременно ответственностью за каждый шаг к окончательному принятию решения.
Среди противоречий студенческого возраста важное место имеет кризис идентичности, связана с системой «Я». Идентичность — это стойкий образ «Я», сохранение и поддержание своей личностной целостности, тождества, неразрывности истории своей жизни и собственного «Я» Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности: перцепция социального воздействия и адаптация к нему — это активный селективный процесс, и личностная идентичность является его окончательным проявлением.
Личностная идентичность — это система знаний о себе, которая формируется при сравнении субъектом себя с членами группы и состоит из совокупности черт, специфических именно для «Я».
Таким образом, осознание происходящих изменений в самом себе, усиление рефлексии помогает преодолеть кризис идентичности. У студентов должен быть свой определяющий взгляд, свое мнение, свои оценки, взгляды на различные жизненные коллизии, свое отношение и свой собственный выбор жизненного направления.
12. ВУЗ как один из ведущих факторов социализации личности студента как специалиста. Адаптация студентов к обучению в высшей школе.
Период обучения студента в высшей школе — чрезвычайно важный период социализации его личности:
· на этом этапе завершается социализация личности через систему образования;
· закладываются основы дальнейшей социализации в самостоятельной профессиональной деятельности;
· корректируются жизненные цели, установки на дальнейшее самостоятельное жизненный путь.
«Социализация — процесс, посредством которого культура передает людям свои убеждения, обычаи, привычки и язык».
В студенческом возрасте вовлечены все основные механизмы социализации:
· принятия и усвоения новых социальных ролей — роль студента, будущего специалиста, молодежного лидера и проч.;
· профессионально-ролевая идентификация («Я — студент», «Я — будущий учитель», «Я — перспективный будущий специалист» и др.);
· ориентация на социальные ожидания преподавателей и сокурсников, чтобы достичь желаемого социального статуса в группе;
· сравнение себя с другими студентами и профессионалами;
· внушаемость и конформизм.
Источником социализации студента является не только содержание педагогического процесса в вузе, но и социально-профессиональное его окружение, студенческая группа, СМИ, общественные молодежные объединения и т. п. Процесс социализации личности будущего специалиста во многом зависит от успешности адаптации студента к условиям нового культурно-образовательной среды.
Адаптация — результат (и процесс) взаимодействия индивида и окружающей среды, что обеспечивает оптимальное его приспособление к жизни и деятельности.
Трудности адаптационного периода связанные с расставанием со школьными друзьями и лишением их поддержки, и понимания; неопределенностью мотивации выбора профессии и недостаточной психологической готовностью к овладению ею; несформированностью системы саморегуляции и самоконтроля за своей деятельностью и поведением и отсутствием повседневного контроля за ними со стороны родителей и преподавателей; поиском оптимального режима труда и отдыха и налаживанием быта; отсутствием навыков самостоятельной учебной работы (неумение работать с источниками информации, конспектировать литературу и т. д.).
Новая социальная ситуация развития студента определяется изменением и закреплением его социального статуса, реализацией его профессиональных намерений, развитием его личности как профессионала.
13. Профессиональное становление личности студента как будущего специалиста с высшим образованием.
Главная особенность учебно-профессиональной деятельности студента состоит в том, что она профессионально направлена, подчиненная усвоению способов и опыта профессионального решения практических задач и производственных проблем, с которыми выпускники вузов встретятся в будущем.
Профессионализация личности студента, его профессиональное становление и профессиональный рост как специалиста, формирования творческой, духовно богатой личности с учетом ее потребностей, интересов, желаний, способностей является одной из главнейших задач современной высшей школы.
Процесс профессионального самоопределения — это самопознание, это самооценка собственных профессиональных способностей и практические действия по их развитию, это самоактуализация. Профессиональная направленность личности студента ведет к пониманию и принятию профессиональных задач с оценкой собственных ресурсов их решения. Процесс подготовки специалиста с высшим образованием охватывает не только приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионализацию личности студента в целом.
В учебно-профессиональной деятельности формируются профессиональные способности, дальнейшее развиваются также общие интеллектуальные способности. Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста своего набора качеств (способностей), которые определяют ее успех. Система профессиональных способностей учителя уже изучалась в курсе «Педагогическая психология». О профессиональных способностях преподавателя высшей школы речь пойдет в отдельной теме.
Следствием профессионального роста личности будущего специалиста и развития его профессиональных способностей является профессиональная компетентность, которую приобретает студент. Профессиональная компетентность — способность успешно выполнять профессиональные задачи и обязанности той должности, на которую человек претендует.
Субъективными критериями совершенствования психики является способность сосредотачиваться, концентрировать внимание на сущности явлений, управлять своими мыслями и эмоциями, иметь влечение к высшим идеалам. Когда таким стремлением предоставлена полная свобода действий, они становятся эффективным методом самосовершенствования.
Общие тенденции становления личности будущего специалиста в условиях его обучения в вузе:
* социализация личности будущего;
* завершается процесс профессионального самоопределения.
* совершенствуются, приобретают «профессионального характера» психические процессы и состояния, обогащается жизненный и профессиональный опыт.
* повышаются чувство долга и ответственности, самостоятельность и самоконтроль.
* растет уровень притязаний студента в сфере будущей профессии, формируются мотивы профессионального самоутверждения и самореализации;
Студент педагогического учебного заведения характеризуется, прежде всего, профессионально-педагогической направленностью, целенаправленной подготовкой к выполнению профессиональных функций в педагогической сфере.
14. Самообразование и самовоспитание, их значение в профессиональном росте будущего специалиста.
Субъективными критериями совершенствования психики является способность сосредотачиваться, концентрировать внимание на сущности явлений, управлять своими мыслями и эмоциями, иметь влечение к высшим идеалам. Когда таким стремлением предоставлена олная свобода действий, они становятся эффективным методом самосовершенствования.
Большое значение имеет правильный выбор способов и методов самовоспитания, среди которых наиболее эффективными являются:
· Самовнушение-выработка в себе новых установок, неизведанных психических состояний путем повторения себе словесных формул или вызывания в себе образов.
· Самоубеждение — процесс логического доказательства себе необходимость развития отдельных черт и качеств, которые нужны для достижения цели и успеха профессиональной деятельности.
· Самопринуждение — требовать от себя делать то, что важнее в данный момент.
· Самоприказ — внутренняя команда к действию, которая обязательна для исполнения, например, утром вовремя проснуться. Однако это тактический прием, а не стратегия. Злоупотреблять самоприказ нельзя, ибо это издевательство над собой.
· Самоодобрение, самопоощрение — выражения удовлетворения собой от достижения успеха и награда самому себе.
Общие тенденции становления личности будущего специалиста в условиях его обучения в вузе:
* социализация личности будущего;
* завершается процесс профессионального самоопределения.
* совершенствуются, приобретают «профессионального характера» психические процессы и состояния, обогащается жизненный и профессиональный опыт.
* повышаются чувство долга и ответственности, самостоятельность и самоконтроль.
* растет уровень притязаний студента в сфере будущей профессии, формируются мотивы профессионального самоутверждения и самореализации;
Студент педагогического учебного заведения характеризуется, прежде всего, профессионально-педагогической направленностью, целенаправленной подготовкой к выполнению профессиональных функций в педагогической сфере.
15. Психологические особенности студенческой группы, ее структура.
Студенческая группа является элементом педагогической системы. Функции управления он осуществляет через обратную связь: преподаватель — группа, группа — преподаватель (куратор). В психологии даже есть понятие групповой субъект — общность людей с соответствующими характеристиками. Студенческая группа — общность автономная и самодостаточная. Она способна сама решать свои внутренние проблемы, а ее активность связана с социальной жизнью института (факультета), университета, решением социальных вопросов (как пример, студенческие строительные отряды, участие в работе органов студенческого самоуправления и т. п.). Студентов в академической группе объединяет:
* общая цель и задачи профессиональной подготовки;
* совместная учебно-профессиональная деятельность;
* связи делового и личностного характера (активное участие каждого студента в жизни группы — хорошая школа достояние должного опыта жить и работать в любом производственном коллективе);
* однородность состава группы по возрасту (поздняя юность или ранняя взрослость);
* высокая осведомленность друг о друге (и об успехах, и о личной жизни);
* активное взаимодействие в процессе коммуникации;
* высокий уровень студенческого самоуправления;
* ограниченный сроком обучения в вузах время существования группы.
Между студентами устанавливаются, во-первых, функциональные связи, которые определяются распределением функций между студентами как членами группы, во-вторых, эмоциональные связи, или межличностные коммуникации, которые возникают на основе симпатий, общих интересов. В этой связи в студенческой группе может быть такая структура:
1. Официальная подструктура, которая характеризуется целевым назначением группы — профессиональная подготовка, содействие становлению личности будущего специалиста. Она основывается на авторитетности официального руководителя — старосты, назначаемый дирекцией (деканатом), а также других руководителей, осуществляющих ролевое управление группой, организуют деловые отношения между членами группы (профорг, культорг, редактор и др.). — Это деловая сфера взаимоотношений.
2. Неофициальная подструктура возникает тогда, когда происходит разделение группы на микрогруппы, которые возникают на основе одинаковых интересов, проявления эмпатии, симпатии друг к другу — это эмоциональная сфера взаимоотношений.
педагогический психологический студент преподаватель.
16. Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива. Межличностные отношения в студенческой группе.
Студенческая академическая группа за период своего существования развивается и проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется качественными особенностями таких параметров:
* направленность поведения и деятельности членов группы;
* организованность членов группы;
* коммуникативность членов группы.
Целостными характеристиками студенческой группы являются следующие показатели: интра-и интегрупова активность; психологический микроклимат в группе (эмоциональный статус); референтнисть группы — значимость, авторитетность ее для членов группы; руководство и лидерство; сплоченность и др. По этим показателям определяют следующие стадии развития студенческой группы:
1-я стадия — номинальная группа, которая имеет лишь внешнее, формальное объединение студентов по приказу ректора и списком дирекции (деканат);
2-я стадия — ассоциация — начальная межличностная интеграция, первичное объединение студентов по общим признакам.
3-я стадия — кооперация, на которой социально-психологическая и дидактическая адаптация студентов почти завершилась.
Оказываются неофициальные организаторы, авторитетные активисты группы. За ними закрепляются социальные установки и руководство внутренней жизнью группы. Общее требование к группе на этой стадии такая: проявлять чуткость к товарищам, взаимоуважение, помогать друг другу и др. Только при таких социально-психологических условиях группа достигнет высшего уровня своего развития.
4-я стадия — студенческая академическая группа становится коллективом. В каждой группе непрерывно происходит взаимообмен социально-психологической информации. Групповые нормы — совокупность правил и требований, выработанных группой, регулирующих поведение ее членов. Групповой настроение-общее эмоциональное состояние, которое царит, преобладает в группе, создает эмоциональную атмосферу в ней.
Групповая сплоченность — определяется мерой приверженности группы ее членов. Самоутверждение — каждый член коллектива осознает себя его частью и пытается занять и удержать в нем определенную позицию.
Коллективистское самоопределение — хотя каждый студент имеет определенную свободу на индивидуальное суждение в группе, однако для него наиболее значимой является коллективное мнение, групповая оценка, а руководством к действию является групповое решение. Причины противоречий в студенческом коллективе могут быть такие:
* неадекватная оценка партнера;
* завышенная самооценка отдельных студентов;
* нарушение чувства справедливости;
* искажение отдельным студентом информации о другой;
* авторитаризм лидера группы в целом или отдельной микрогруппы;
* некорректное отношение друг к другу;
* просто недоразумение друг с другом. Виды внутригрупповых конфликтов:
* конфликт ролей — неадекватное выполнение социальных ролей;
* конфликт желаний, интересов и т. д.;
* конфликт норм поведения, ценностей, жизненного опыта.
17. Проблема лидера в студенческой группе. Социально-психологический климат группы в группе и его влияние на трудоспособность.
Нельзя недооценивать роль психической детерминации процесса управления социальными явлениями. Роль психологического фактора во всей системе социальных отношений достаточно важна. Не существует вопросов руководства, которые не требовали бы мобилизации воли, сознания, энергии человека. Специфика управления студенческой академической группой связана с существованием ряда проблем:
· Проблема контакта старосты с группой. Задача старосты — наладить контакты со студенческой группой для сотрудничества.
· Проблема посредничества между студентами и дирекцией института (деканатом).
· Проблема организации группы в сплоченный коллектив, на первом месте в котором должны быть ценности профессионального обучения.
· Проблема регулирования конфликтов, нахождения оптимальных путей их решения и создание условий для профилактики возникновения.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя самые ответственные решения, затрагивающие их интересы, и определять направление и характер деятельности всей группы. Лидер признается группой на основе ярко выраженных личностных качеств, которые импонируют членам этой микрогруппы, являются эталонными для нее, важнейшими из которых являются следующие:
* заинтересованность в достижении групповой цели;
* большая осведомленность о проблеме, которую необходимо решить;
* чувство личного достоинства;
* энергичность;
* инициативность и высокая социальная активность;
* эмоциональная устойчивость;
* уверенность в себе;
* организаторские способности;
* опыт и навыки организаторской деятельности;
* умственные способности;
* доброжелательность и эмпатия;
* эмоциональная привлекательность подобное.
18. Психология воспитания студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста и задания воспитания студентов.
Проблема воспитания будущего специалиста с высшим образованием приобретает сейчас особую актуальность и остроту. Дело в том, что технический прогресс автоматически не ведет к духовному прогрессу, следствием чего является обострение глобальных проблем человечества: опасность экологической катастрофы, угроза мировой атомной войны, распространение международного терроризма и др.
Сегодня приоритетом развития общества должно стать духовное совершенствование человека для перехода человечества на новый виток эволюционного развития: от человека разумного (Homo Sapiens) к человеку моральной, духовной (Homo Moralis). Поэтому сейчас целях воспитания молодого человека во всем мире становится ее духовный рост, нравственное становление, культурное обогащение.
Задачей высшей школы является обеспечение тесной связи профессионального обучения и нравственного воспитания студентов, подготовка будущих специалистов к выполнению социальных функций в новых условиях развития общества.
На современном этапе высшего образования воспитание, в широком смысле, рассматривается в двух аспектах: воспитание творческой личности будущего специалиста (педагога, психолога, инженера и др.). И воспитание высоконравственной, толерантной личности с высокими гражданскими качествами.
В высшей школе есть потребность в основательной этической образовании, которая поможет студентам проникнуться высокими понятиями духовности, нравственности и чувством гражданской ответственности.
Студентам нужно сформировать собственную образовательную парадигму, которая почвы ется на установках непрерывного самообразования, формировании способности быть хозяином своей жизни, постоянного развития своего творческого потенциала, т. е. предполагает самоорганизацию для повышения уровня конкурентоспособности на рынке труда и дальнейшего своего профессионального роста.
19. Единство процессов обучения, развития и воспитания. Движущие силы обучения.
Образовательный процесс рассматривается как единство процессов обучения, развития и воспитания студентов.
Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Движущими силами процесса обучения являются противоречия Интерес учащихся не всегда совпадает с предметом и ходом урока.
Каждый ученик совершенно по-особому располагает новые знания и умения в своей системе знаний и опыта. Причем такое субъективное расположение знаний находится в известном противоречии с объективной логикой науки и логикой изложения материала преподавателем.
Интерес должен поддерживаться специальными дидактическими методами.
Качественное, логическое и систематическое изложение учебного материала и продуманная организация работы учащихся в процессе обучения. Но и это не гарантирует такого же хорошего качества, логичности и систематичности в знаниях и умениях учащихся.
Движущими силами процесса обучения являются противоречия между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов. Между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, к процессу получения знаний. Между прежним уровнем знаний и новыми знаниями. Между знаниями и умениями их использовать.
20. Основные линии развития в процессе обучения и воспитания.
Выделяют три основные линии развития:
1) развитие отвлеченного мышления;
2) развитие анализирующего восприятия (наблюдения);
3) развитие практических навыков.
Эти три стороны психики отражают три генеральные линии отношения человека к действительности:
· получение данных о действительности с помощью собственных органов чувств — с помощью наблюдений;
· абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение;
· материальное воздействие на мир с целью его изменения, что достигается практическими действиями.
21. Развитие интеллекта в процессе обучения и воспитания.
Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т. д.
Воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Но воспитание — не просто рекомендации. Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека.
Обучение — это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием — воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< - это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действия в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, оно консервирует опыт, оно тиражирует, распределяет, кому сколько дать знаний, адаптирует человека к конкретной обстановке. И в каждом уважающим себя обществе значение и роль образования очень велики и прописаны в официальных государственных документах.
22. Личность и ее развитие в процессе обучения и воспитания.
Воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
— определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
— мировоззрения;
— поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Виды воспитания:
— умственное;
— нравственное;
— физическое;
— трудовое;
— эстетическое и т. д.
Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Воспитание является главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.
В настоящее время необходимо вернуть образование в контекст культуры, т. е. ориентировать его на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, освоение гуманистических технологий обучения, создание в общеобразовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой реализации в современных условиях.
23. Категория субъекта. Особенности субъектов образовательного процесса.
Субъект — сознательно действующее лицо, самосознание которого — это «осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности — практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе».
Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта, т. е. тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается с определенным способом их освоения обучающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.
Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели — «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда экрплицируемой перспективы.
Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально действующий», в терминологии А. Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы лежат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и педагогом.
24. Студенты и преподаватели — субъекты образовательного процесса. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога.
Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента — педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.
Требования, предъявляемые к педагогу:
1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;
2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;
3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).
Требования, предъявляемые к учащемуся:
1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;
2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;
3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).
25. Психологические механизмы формирования качеств личности и анализ соответствующих функций восприятия.
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности. Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
26. Этапы становления морального самосознания и критерии моральной воспитанности человека.
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.
Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного Я.
Самопознание — сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.
Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после с ходьбой, затем с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:
— Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
— Образ самого себя;
— Отношение к себе и оценку себя родителями;
— Чужую самооценку (например, родительскую);
— Способы регуляции поведения;
— Уровень ожиданий и притязаний.
Самопознание — процесс динамический Некоторыми педагогами используется шестибалльная шкала регистрации моральной воспитанности личности. В ней три положительные оценки (+1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности (готовности) и три отрицательные оценки (-1, -2, -3) — степени моральной невоспитанности (запущенности). Качественным оценкам приписываются количественные эквиваленты по следующим критериям:
* готовность к положительным проявлениям: +1;
* устремленность к положительным действиям: +2.
* устойчивость, активность при совершении положительных действий: +3;
* готовность к отрицательным проявлениям:-1;
* устремленность к отрицательным действиям: -2.
* антиобщественное поведение: -3.
27. Особенности педагогического общения как формы педагогического взаимодействия.
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза — формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель-студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.
В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:
1) взаимоотношения ведомый-ведущий;
2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений.
Основные требования к отношениям «преподаватель-студент» можно сформулировать следующим образом:
* взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
* формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;
* ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
* использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:
* увлеченности наукой, предметом;
* стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
28. Стили педагогической деятельности, их общая характеристика.
Стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще имеют высокую самооценку. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
29. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов. Педагогическая этика.
Трудности в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов можно разделить на категории:
— Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает понастоящему понять человека.
— Эффект первого впечатления — 0бусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным.
— Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
— Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
— Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
— Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
30. Педагогический профессионализм деятельности преподавателя. Авторитет преподавателя. Типологии преподавателей.
Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.
Три основных умения преподавателя:
1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации.
2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение.
3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации Авторитет учителя — это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.
Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.
Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди.
Авторитет педантизма. У учителя-воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. Причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая — держится скованно, напряженно.
Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации — главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.
Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.