Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Рынок образовательных услуг в системе строительного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном обществе, наряду с сектором производства материальных благ и услуг, расширяется так называемый сектор «производства человека». Духовное производство становится определяющим в социально-экономическом развитии общества. Оно складывается на фундаментальной основе — культуре. Культура представляет собой интегральную характеристику общества: его ценностей (духовных и материальных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Проблемы системы высшего образования в России
    • 1. 2. Рынок образовательных услуг и его особенности
    • 1. 3. Этапы становления рынка образовательных услуг в системе строительного комплекса
  • 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (на примере Волгоградской области)
    • 2. 1. Региональные аспекты становления рынка образовательных услуг в системе строительного комплекса
    • 2. 2. Конкурентоспособность вузов как фактор развития рынка образовательных услуг
    • 2. 3. Качество образовательных услуг как основа конкурентоспособности вуза
    • 2. 4. Организация процесса предоставления образовательных услуг в строительном вузе
  • 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ
    • 3. 1. Пути повышения эффективности деятельности строительных вузов в условиях рынка
    • 3. 2. Организационно-экономическая модель совершенствования процесса предоставления образовательных услуг строительных вузов
    • 3. 3. Обоснование целесообразности внедрения организационно-экономической модели совершенствования процесса предоставления образовательных услуг строительных вузов и принципы ее практической апробации

Рынок образовательных услуг в системе строительного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интерес и обращение к проблеме высшего образования вызван тем, что новый этап в развитии общества предполагает переход от индустриальной эры к информационной, в которой процессы порождения и распространения знания становятся ключевыми. Фундаментом успешного протекания этих процессов является образовательная система, неотъемлемыми условиями которой выступают освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений.

В этой связи в качестве основных задач государственной политики выделяются такие, как создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества, а на уровне вузов приоритетными задачами являются: социализация личности в рыночной среде через формирование ценностейответственности за собственное благосостояние и состояние общества через освоение молодыми поколениями навыков и практических умений в области экономики и социальных отношенийповышение адаптивности общества к быстрой смене социальных и экономических ролей с учетом глобализации мира.

Индустриальная ориентация общества выработала технократическое мышление в высшем образовании. Долгие годы в России обучение было ориентировано на «сознательность», а не на сознание. Сознательность подчиняет человека системе обязательств и обстоятельств, а сознание подчиняет обстоятельства уровню знаний и образованности человека. Практика подготовки узких специалистов, не имеющих фундаментальной подготовки в системных подходах к решению политических, социальных и экономических проблем, находится в основе общесистемного кризиса России.

Технократизм профессионального образования и отсутствие нравственно-этических приоритетов в духовном развитии специалистов советского периода является тем бременем, которое проявилось в решении кризисных проблем на протяжении последних лет.

В свою очередь и сокращение государственного финансирования системы образования влечет за собой и усиление общих экономических проблем рыночной экономики.

В то же время, сфера образованияединственная из отраслей страны, не сократившая свое производство в связи с кризисом. Ежегодный прием в высшие учебные заведения у нас в стране увеличился в целом на условиях бюджетного финансирования на 3,5%, прием аспирантов за эти годы вырос с 40 до 90 тыс. чел. Россия — удивительная страна, и в очередной раз доказывает, что даже в кризисных условиях она может работать в опережающем режиме, обеспечивая расширенное воспроизводство. На сегодня, по последним данным, плотность студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. чел. составляет более 280 человек, в то время как в 1994 году их было 170 человек [77].

Высшее образование — сложный многоуровневый и многофакторный субъект всей сферы образования. И круг проблем, возникающих в связи с такой специфичной сферой деятельности человека, как накопление и передача опыта, знаний, умений и навыков, достаточно обширен.

Особенно является актуальной проблема повышения качества и эффективности образовательного процесса, формирование конкурентоспособности вузов. Должны измениться и цели высшей профессиональной школы, ведь высшая школа — это социальный институт общества, призванный готовить кадры — архитекторов жизни, деятельности и прогресса общества. Если раньше главной целью высшей школы было формирование у студентов системы знаний, практических умений и навыков, необходимых для будущей работы специалиста узкого профиля, то теперь этого недостаточно: необходимо добиться образования и развития высоконравственного, экономически и социально зрелого специалиста, умеющего творчески активно мыслить и способного быстро адаптироваться в сложных условиях рыночных отношений.

Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния образования. В данном случае в первую очередь речь идет о резко возросшем потоке новых знаний, исчезновении переходного периода между получением этих знаний и их использованием. Вместе с тем изменились и подходы к изучению и пониманию окружающего нас мира. Если раньше можно было ограничиться дифференцированным овладением дисциплинами, то в настоящее время практически любая проблема требует синтеза дисциплинарных знаний. Современная методология познания ориентирована на постижение целостности, на переход от типичного (модельного) подхода и абстрагированного обобщения к интегральному синтезу элементов реальной ситуации.

Рыночные преобразования, радикальная либерализация и процесс интеграции России в мировую экономику породили новые проблемы. Высшие образовательные учреждения должны сегодня ориентироваться как на потребительские качества рынка, так и учитывать возрастающее количество негосударственных вузов, что ведет к росту конкурентной борьбы. В этой связи образовательные учреждения вынуждены вести конкурентную борьбу за своих потребителей, в лице которых выступают абитуриенты-студенты. В свою очередь, это требует перестройки работы высших учебных заведений, ориентации их на предвосхищение основных тенденций будущей реальности, воплощение их в новых формах и технологиях обучения.

Результаты данного исследования могут быть применены при планировании учебного процесса в высших учебных заведениях строительного комплекса, при разработке концепции развития высшего образования в обществе переходного периода, а также при проведении конкурсного порядка размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в высших учебных заведениях, имеющих аккредитацию.

Степень разработанности проблемы.

По вопросам модернизации системы образования написано достаточно трудов. Так, вопросы экономики образования рассматривают В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин, проблемы маркетинга в сфере образования.

— У. Г. Зинетуров, А. Панкрухин, О. А. Олекс, повышения качества образования — А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, Р. А. Фатхутдинов, С. С. Иванов, В. А. Качалов, государственного регулирования образовательной системыВ.М. Соколов, Г. Л. Ильин, В. П. Бугрин, А. И. Михайлушкин, С. Д. Резник и др.

Изучение трудов ученых показало немало дискуссионных вопросов, касающихся экономики образования, качества образовательных услуг и их конкурентоспособности, адаптивности рынка образовательных услуг к новому периоду экономического развития и его реформирования, и такой аспект проблемы, как гибкая перестройка технологии организации, адаптации вуза к трансформациям рынка образовательных услуг, остается пока нераскрытым.

В связи с этим, целью данной диссертационной работы является комплексный анализ факторов, влияющих на процессы формирования и развития рынка образовательных услуг в системе строительного комплекса на региональном уровне.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

— уточнить понятийный аппарат исследования;

— исследовать этапы становления рынка образовательных услуг в системе строительного комплекса;

— выявить региональные аспекты развития рынка образовательных услуг;

— определить пути повышения эффективности деятельности строительных вузов в условиях рынка.

Предмет исследования: система высшего образования Российской Федерации.

Объект исследования: деятельность строительных вузов по предоставлению образовательных услуг.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования.

Методологической, теоретической и эмпирической базой исследования явились концепции и разработки российских и зарубежных ученых в области экономики образования (В.П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин, А. И. Михайлушкин и др.), маркетинга образовательных услуг (У.Г. Зинетуров, О. А. Олекс, А. Панкрухин и др.), законодательная база Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также собственные исследования и расчеты на уровне конкретного вуза и региона.

Для решения поставленных в диссертации задач использовались экономические, статистические, структурные и функциональные методы исследования, методы логического анализа и синтеза, методы социологических исследований: анализ документов, наблюдение, методы теории эффективности. Работа выполнена с использованием возможностей современной вычислительной техники, текстовых и графических редакторов (MS Word-98, MS Excel-98) и возможностей, предоставляемых сетью Internet.

К основным научным результатам, составляющим новизну исследования, относятся:

• уточнение таких понятий, как «сфера образовательных услуг», «система образовательных услуг строительного комплекса», «региональный рынок образовательных услуг», «образовательная услуга в системе строительного комплекса», «качество образовательных услуг», «конкурентоспособность образовательных услуг»;

• исследование в историографическом аспекте этапов и особенностей становления рынка образовательных услуг в системе строительного комплекса;

• выявление закономерностей и тенденций развития регионального рынка образовательных услуг и формирование основных принципов его успешного функционирования (системности, адаптивности, экономичности);

• рекомендации по совершенствованию организации образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования строительного комплекса, в том числе обоснование внедрения организационно-экономической модели совершенствования системы подготовки специалистов строительного комплекса, разработка методики и принципов практического внедрения блочно-модульной системы организации учебного процесса на экономических специальностях строительных вузов.

Теоретическая и практическая значимость работы Если традиционный подход к организации учебного процесса в вузе предполагает, что содержание учебных курсов доводится до обучаемых в основном посредством материалов в печатной форме и непосредственным, «лицом к лицу» обучением индивидуально или в группах, то предложенная организационно-экономическая модель подготовки специалистов открывает множество иных способов. Выбор того или иного способа доставки учебного материала существенно зависит от его содержания. Если при традиционном способе обучение в основном происходило в учебных аудиториях, то в данной модели в качестве среды обучения (места обучения) могут выступать и рабочее место на предприятии, и специализированный учебный центр, местом обучения можно выбрать и офис, и дом, и аудиторию, что существенно влияет как на проектирование и предоставление учебных курсов, так и на организацию учебного процесса в целом. Организация учебного процесса — это основной элемент производственной деятельности всего вуза. Повысить в целом эффективность производственной деятельности вуза можно только адекватным регулированием учебного процесса и других видов деятельности (научной, исследовательской), а также управлением организацией на основе системного подхода. Данную проблему, в частности, можно решить путем внедрения в образовательный процесс организационно-экономической модели, более гибкой и усовершенствованной, по подготовке специалистов строительного комплекса в виде блочно-модульной системы организации учебного процесса.

Модель позволяет оптимизировать использование ресурсов (интеллектуальных, информационных, финансовых и др.) всех участников учебного процесса и повысить качество обучения. По мнению автора данного исследования, это начало всех начал в проблемах системы образования. Две эти проблемы взаимопроникают и могут быть решены комплексно. Прежде всего необходимо ответить на вопрос, чем же определяется качество образования? Автор солидарен в ответе со многими специалистами: качество образования определяется четырьмя составляющими:

— адекватностью целей и задач образования требованиям социально-экономического развития обществауровнем профессиональной компетентности преподавательского коллектива;

— уровнем организации учебного процесса;

— наличием и состоянием ресурсов (интеллектуальных, информационных, финансовых и др.), необходимых для результативности учебного процесса.

Очевидно, что повышение качества образования возможно при оптимизированном использовании ресурсов, что уже достигается на этапе целеполагания образования. Согласно постановлению Минобразования РФ «при реформировании учебного процесса необходимо внести изменения: 1) в формы и содержание образовательных процессов- 2) структуру взаимодействия субъектов в образовательном процессе- 3) функциональное назначение образовательной системы. В свою очередь, качество процесса образования зависит от состояния ряда переменных: содержания образованияформы организации учебного процесса, педагогических технологийподготовки и переподготовки кадровмотивации их деятельностиинфраструктуры учреждений и организаций. Высокую степень влияния на качество высшего образования имеют такие факторы, как качественный состав абитуриентов, качество образовательных программ, уровень профессиональной подготовки педагогов, технология обучения, учебная литература, отношение студентов к учебе [30].

Все это еще раз подтверждает правильность подхода автора, поскольку решение и урегулирование всех ведущих факторов становится возможным в рамках новой организационно-экономической модели совершенствования системы подготовки специалистов строительного комплекса в виде блочно-модульной системы организации учебного процесса.

Эффективность данной системы доказана путем разработки сетевой модели и составления календарного плана организации учебного процесса в вузе для студентов специальности 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии», отрасль «строительство».

Несомненно, все проблемы адаптации рынка образовательных услуг невозможно решить в короткие сроки, но, по мнению автора данной диссертационной работы, внедрение подобной организационно-экономической модели оправдано самой жизнью и в полной мере соответствует требованиям будущего. Внедрение блочно-модульной системы позволит вузам функционировать устойчиво, повысить уровень качества образовательных услуг и свою конкурентоспособность.

Апробация работы.

Основные положения работы докладывались на отраслевой секции Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области производственного менеджмента, на научных международных, региональных и межвузовских конференциях, были представлены на региональном конкурсе научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов (2000 г., 2001 г.), на всероссийской олимпиаде молодых экономистов и финансистов (2001 г., 2002 г.).

Результаты исследования и теоретические обоснования результатов и решений используются при чтении курсов по дисциплинам «Экономика строительной отрасли», «Экономика предприятия», «Менеджмент в отрасли» и другие. Материалы, представленные в данном исследовании могут быть использованы и при чтении таких дисциплин как «Маркетинг», «Управление качеством», «Организация и планирование строительства» и т. п.

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, общим объемом 5,0 п.л., в том числе авторский объем 4,3 п.л.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 104 наименования, и семи приложений. Содержит 176 страниц текста, включая 17 таблиц и 14 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современном обществе, наряду с сектором производства материальных благ и услуг, расширяется так называемый сектор «производства человека». Духовное производство становится определяющим в социально-экономическом развитии общества. Оно складывается на фундаментальной основе — культуре. Культура представляет собой интегральную характеристику общества: его ценностей (духовных и материальных, созданных в процессе материально-исторической практики), мотивации поведения его членов. В чем предназначение культуры? Культура призвана формировать адаптационные механизмы, обеспечивающие воспроизводство социально-экономических процессов и включение членов общества в социальную сферу и производство. Адаптационные механизмы характеризуются соответствием путей согласования интересов членов общества с их возможностями и реальностью культуры, тенденциями их развития.

Адаптационные механизмы формируются личностями на основе знаний. Знание — проверенный общественно-практический результат процесса познания, зафиксированный в культуре в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Процесс, обеспечивающий усвоение знаний и опыта, накопленного в обществе и есть образование.

В данной работе сделана попытка обобщить научно-практический опыт в области управления деятельностью образовательных институтов. В связи с изменениями, происходящими в социально-экономической жизни общества, в практику управления вузами как субъектов образовательной сферы привносятся принципы менеджмента, усиленно реализующие в коммерческих предприятиях. Безусловно, в образовательной сфере есть своя специфика. Основным видом деятельности вузов является учебный процесс, реализуемый в ходе обучения студентов. В последние годы предпринято много попыток реформировать систему образования и, в частности, модернизировать учебный процесс. В этой связи авторами изучен и обобщен опыт вузов России и стран СНГ и предложен блочно-модульный подход к организации учебного процесса в вузе. На основе представленного материала и практического внедрения элементов блочно-модульной системы организации учебного процесса на кафедре «Экономика и управление проектами в строительстве Института экономики и права при Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии можно сделать следующие выводы:

1. Внедрение блочно-модульной системы организации учебного процесса позволит оптимизировать использование ресурсов (интеллектуальных, финансовых, временных, материально-технических, информационных и др.) всех участников учебного процесса.

2. В условиях становления рыночных отношений блочно-модульная система организации учебного процесса позволит значительно повысить качество образования.

3. Процесс внедрения блочно-модульной системы организации учебного процесса в практику вуза повлечет принципиальное изменение в управлении деятельностью вуза и, в частности, учебным процессом посредством освоения технологии работы команд.

4. Блочно-модульная система организации учебного процесса способствует сближению очной и дистанционной форм обучения на основе возможности гибкого персонифицированного подхода к планированию учебной программы.

5. Блочно-модульная система организации учебного процесса ознаменует переход от административного контроля за деятельностью преподавателей и студентов к самоконтролю.

6. И, наконец, блочно-модульная система организации учебного процесса будет способствовать развитию конкурентных и адаптивных способностей преподавателей, сотрудников, студентов, и вуза в целом. Это позволит вузу стать полноценным субъектом рыночных отношений.

Для создания инновационного потенциала строительного вуза необходимо стимулировать эксперименты, новые начинания, «быстрые старты», творческие заимствования идей, разносторонне ориентировать инновационную стратегию не только на уровне преподавательских коллективов, но и на каждом уровне управления.

В целом управление реализацией организационно-экономической модели совершенствования системы подготовки специалистов строительного комплекса осуществляется методами менеджмента, апробированных в коммерческих организациях. В процессе внедрения данной модели существенно меняются роли участников учебного процесса. В настоящее время инвестиции в человеческий капитал приобретают большую важность по сравнению с инвестициями в основные фонды, поэтому становится важным и даже обязательным непрерывное обучение, в частности преподавателей. В процессе внедрения блочно-модульной системы организации учебного процесса меняются и процедуры контроля в вузе. На место административного контроля приходит контроль со стороны коллег, работающих в одной команде, и со стороны студентов через систему оценки преподавателей. В этом случае преподавательские коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, заниматься стратегическим планированием и отчасти проводить свою кадровую политику (принимать решения о необходимости переобучения, повышения квалификации и переподготовки по итогам аттестации блочных работ и др.).

Преподавательские коллективы становятся главным инструментом достижения инновационности, индивидуальной приверженности делу вуза, сфокусированности на достижении целей вуза. Безусловно, команды — не новое явление в управлении вузом. Для решения какой-либо конкретной проблемы в вузе нередко создается временный творческий коллектив или отдел. Однако не всякая группа людей, работающих вместе, является командой. Команда — это коллектив, способный решать нестандартные задачи и обладающий такими характеристиками, как:

— включенность каждого члена во все дела команды с наличием действенной мотивации;

— тщательный (конкурсный) отбор членов команды;

— постоянное обучение и повышение квалификации членов команды;

— наличие в команде элементов самоуправления.

Команда — преподавательский коллектив (по блоку и в целом кафедра) позволяет осуществлять процесс инновации путем экспериментирования, творческого заимствования, поиска и адаптации передового опыта, постоянного обучения членов команды.

Вуз должен стать сегодня самообучающейся организацией, в рамках которой идет постоянный, непрерывный процесс обучения ее сотрудников. Инвестиции в «человеческий капитал», как уже было отмечено нами, должны быть такими же, как и инвестиции в оборудование (ПК, ЭВМ, оргтехника и др.). Процесс постоянного обучения сотрудников вуза (не только преподавателей) имеет своей целью создание ценностей, желания привнести что-то новое в свою работу и работу всего коллектива.

На наш взгляд, кардинальное изменение роли вуза в лице преподавательских коллективов повлечет изменение и роли соискателей образования, т. е. студентов, слушателей. Студенты перейдут от традиционных отношений, направленных на некий усредненный тип студента, к отношениям «здоровой» конкуренции в учебном процессе. Это обусловлено смещением акцентов в работе преподавателей на вундеркиндов, студентов, готовых и способных осваивать образовательную программу не только в короткие сроки путем гибкого распределения своего времени в изучении отдельных блоков, но и в значительно большем объеме.

По нашему мнению, блочно-модульная система организации учебного процесса стимулирует внедрение самоменеджмента, поскольку в управлении учебным процессом центр тяжести смещается от измерения затрат (аудиторного времени, личного) к измерению результатов (объему навыков, знаний, умений студентов). Причем это справедливо как для преподавателей, так и для студентов. Это исходит из самого определения самоменеджмента как инновационной системы самосовершенствования, нацеленной на самопознание, самообучение, самовоспитание, самоуправление (самопланирование, самоорганизацию, самоконтроль, саморегулирование), саморазвитие, самоактуализацию, самореализацию творческой личности.

Самоменеджмент становится ключевым фактором, формирующим конкурентоспособность современного специалиста как преподавателя, так и обучаемого в качестве студента, а в дальнейшем в качестве специалиста.

Конкурентоспособность человека определяется не просто уровнем его специальных знаний и навыков в какой-либо профессии, а его умением максимально эффективно их использовать. В совокупности конкурентоспособность преподавателей и сотрудников вуза и его студентов (выпускников) определяет конкурентоспособность вуза в целом. Обучение самоменеджменту становится возможным через внедрение в деятельность вуза тренинга — комплекса обучающих программ и мероприятий, направленных на формирование и развитие адаптивных и конкурентных способностей трудового коллектива и студентов. Цель тренинга в вузеформирование коллективного интеллекта. Задачами тренинга являются: стимулирование инициативно-ответственного делового поведения преподавателей и сотрудников вуза, а также студентовобучение навыкам прогнозирования будущегообучение преподавателей, сотрудников и студентов выполнению максимально возможного объема деловых функций самым эффективным образомвыработки способности к высокой степени сотрудничества. И поскольку преподавательский состав может быть отнесен к категории основных работников, обеспечивающих проведение основной (образовательной) деятельности вуза, то формирование коллективного интеллекта целесообразно начинать с преподавательского состава, а конкретно — с преподавательских коллективов (команд), работающих одном блоке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Основные положения системно-квалиметрической концепции повышения качества образования // Надежность и контроль качества. — 1999. — № 2
  2. О.Н. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург, 2000. — С.24
  3. С.В. Сопровождение процесса обучения на основе нечеткого моделирования // Дистанционное образование, 2000. № 5, С. 27−32
  4. АхметоваД., ГурьеЛ. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Высшее образование в России, 2001. № 4, С. 138−144
  5. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. — 128 с.
  6. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования / Монография. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.-440 с.
  7. Б е л я е в М. К. Управление персоналом на предприятии: Учебное пособие. Волгоград: ВолгГАСА, 1999.- 216 с
  8. В, а з, а г о в В.М., Кузьмина Л. П. Немного о качестве высшего профессионального образования. // Стандарты и качество, 1998 г. № 6
  9. П.Валицкая А. П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / Педагогика, 2001. № 7. — С.3−7
  10. ВащенкоВ. Инновационность и инновационное образование / Вестник высшей школы, 2000. № 6, С. 23−25
  11. В еселков Ф., Ковалеве., Мац Л. Информационная подготовка экономистов / Высшее образование в России, 2001. № 2, С. 62−66
  12. В о л о в В.Т., В о л о в, а Н.Ю., Четырова Л. Б. Некоторые тенденции развития высшего образования в России // Инновации в образовании. -2001,-№ 2. С.27−35
  13. Г, а п о н е н к о А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во РАГС, 1999. 135 С.
  14. ГуськоваН., МакаркинН., СалимоваТ. Мониторинг качества образования. // Стандарты и качество, 2000 г. № 5, стр. 86−88
  15. Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения / Педагогика, 1997. № 2, С.61−67
  16. Е г о р ш и н А. Прогноз (О перспективах образования в России) / Высшее образование в России, 2000. № 4, С. 17−23
  17. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», 1992 г. (изменен 13 января 1996 г. № 12-ФЗ
  18. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992 г. (изменен 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ)
  19. И в, а н о в А. Классики и реалисты: Кому открывались двери вузов сто лет назад / Родина, 2001. № 7. — С. 65−71
  20. В.А. ВолгГАСА прошлое, настоящее, будущее. // Вестник ВолгГАСА, серия: Строительство и архитектура, вып. 1, 1999. — С. З
  21. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века.: Уч. пособ. для пед.уч.заведений / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512с., С. 4
  22. К, а ч, а л о в В. А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. № 5, С. 82−85
  23. В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. № 6, С. 43−49
  24. КачаловВ.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. № 7, С. 68−73
  25. КачаловВ.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. № 9−11
  26. В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. № 12, С. 82−87
  27. К о н о н о в, а М. Традиции Московского университета: общая фраза или реальность? / Alma Mater Вестник высшей школы, 2000. — № 2. — С.38−43
  28. М.Н. Формирование российского образования как системы. // Вестник образования, 2001 г. апрель № 8, стр.3−5
  29. К о т л е р Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. Новосибирск: Наука, 1992. -736 с.
  30. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социологические исследования. 2001. — № 9. С.87
  31. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Велика и др. М.: Политиздат, 1987. — 399 с.
  32. А.В., ТрофимоваЗ.П. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса // Социально-гуманитарные знания, 2000. С. 141−155
  33. МакконнеллКэмпбеллР., БрюСтенлиЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1995. — Т. 1. — 400 с.
  34. МакконнеллКэмпбелл Р., БрюСтенлиЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1995. — Т.2. — 400 с.
  35. М, а р е н г о А. К. Обучение финансовому менеджменту в России / Magister, 2001. № 1, С. 90−95
  36. М, а р к о в, а М. В. Проблемы высшей школы в условиях рыночной экономики / Экономика и финансы, М.: Тезарус, 2002. № 9, С.65−67
  37. А.Н. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. СПб.: СПбГИЭА, 1998. -196 с.
  38. М о и с е е в В.Б., Горбач С. П., Мошечков В. В. Структурно-логические схемы специальностей как основа сетевой модели открытого образования // Дистанционное образование, 2000. № 5, С.37−41
  39. Менеджмент систем качества: Учебное пособие / Круглов М. К., Сергеев С. К., Такташев В. А. и др. М.: ИПК. «Издательство стандартов», 1997. -С. 107
  40. .А., В д о в и н К.Н., Селиванов И. А., Г, а р к, а в и М. С. Обеспечение качества подготовки специалистов в современных условиях / Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. Волгоград, 9−11 октября 2001 г. 130 е., С.72
  41. Образовательная политика России на современном этапе: доклад Государственному Совету Российской Федерации // Высшее образование в России. 2002. — № 1. С.20−30
  42. Организационно-экономические инновации в сфере образования (из доклада на совещании-семинаре в Тюмени, подготовленного Г. Балыхиным, Т. Клячко, Я. Кузьминовым, JI. Якобсоном) / Вузовские вести, 1999. -№ 3,С.5
  43. Организация строительного производства: Учебник для вузов / Т. Н. Цай, П. Г. Грабовый, В. А. Большаков и др. М.: Изд-во АСВ, 1999. — 432 с.
  44. И, а н к р у х и н А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Вестник высшей школы. 1997. — Март
  45. П е с о ц к, а я Е. В. Маркетинг услуг, СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -160С.: ил. — (Серия «Краткий курс»), стр. 13
  46. П е т е р с о н О. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации / Alma Mater Вестник высшей школы, 2000. -№ 10,11.-2001. -№ 1
  47. Педагогический словарь, 1961, т.2, с. 12
  48. Политэкономический словарь. Под ред. Е. Ф. Борисова и др. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1972. — 368 с.
  49. Постановление Российской Федерации от 30.12.2000 г. № 1037 «Об организации выполнения Федеральной программы развития образования»
  50. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим профессиональным образованием и структуры их подготовки до 2010 года, Москва, НИИ ВО, 2000 г., 50 е., С. 42−43
  51. Проект социальной программы Правительства Российской Федерации. Модернизация образования. М., министерство образования Российской Федерации, 2000
  52. Пять способов улучшить финансирование университетов (материалы конференции КРЕ, посвященной проблемам университетского финансирования) / Вестник высшей школы, 2000. № 3, С.3−11
  53. Р е з н и к С. Д. Опыт непрерывной практической подготовки студентов, управления дипломным проектированием и трудоустройством выпускников в Институте экономики и менеджмента пензенской ГАС А: Учебн. издание. Пенза: Изд-во ПГАСА. — 2001, 52 с.
  54. Р о м, а н е ц В. А. Управление качеством подготовки специалистов. Методические рекомендации. М.: МИСИС, 1993, стр. 45
  55. Р ы б к и н И., Ф и л и п п о в В., С, а д о в н и ч и й В. и др. Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России / Alma Mater — Вестник высшей школы, 2000. — № 1. — С.3−7
  56. А. Инновационное образование и научные школы / Вестник высшей школы, 2000. № 5, С. 15−18
  57. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / Высшее образование в России, 1994. № 2, С. 29−37
  58. В. Высшая школа России: ориентиры на будущее (доклад на VI съезде Российского союза ректоров) / Alma Mater Вестник высшей школы, 2000. — № 12. — С.3−9
  59. С и н г x P.P. Образование в условиях меняющегося мира. Перспективы // Вопросы образования. 1993.- № 1, С.12−15
  60. С. Еще раз о технологиях обучения / Высшее образование в России, 2000. № 6, С. 113−120
  61. С м и р н о в С. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России, 2000. № 6, С. 113−120
  62. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт), — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996
  63. В.П., Кочетов А. И., Плотникова Е. В. Управление качеством подготовки специалистов в вузе / Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. Волгоград, 9−11 октября 2001 г. 130 е., С.74
  64. Система образования Российской Федерации. Сборник статистических данных / Министерство образования Российской Федерации. М., 2000
  65. Словарь прикладной социологии / Сост. К.В.Шульга- Редкол.: Г. П. Давидюк (отв.ред.) и др. Мн.: Изд-во «Университетское», 1984. -317 с.
  66. Современный бизнес: Учеб. в 2 т.: Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М. Х. Мескон, K. J1. Боуви, Дж.В. Тилл -М.: Республика, 1995. -Т.1.-431 с.
  67. Современный бизнес: Учеб. в 2 т.: Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М. Х. Мескон, K. J1. Боуви, Дж.В. Тилл М.: Республика, 1995. — Т.2. — 479 с.
  68. Статистический сборник 1995. Научный потенциал вузов и научных организаций Госкомвуза России. М.: ГКВО РФ, 1996
  69. Стратегии изменений и развития в сфере высшего образования / Доклад ЮНЕСКО, октябрь, 1993
  70. Т, а т у р Ю Образовательные парадигмы: традиции и новаторство / Высшее образование в России, 2000. № 4, С. 12−16
  71. Т и х о н о в А.П., Абрамешин А. И. и др. Управление современным образованием // Социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998.-С.14
  72. Т у л у п о в Л.П., Ш, а п к и н И. Н. Опыт модульно-рейтингового обучения / Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Высшая школа в новых социально-экономических условиях». СПб: Издательский центр СПб ГМТУ, 1994. — 134 с.
  73. ФатхутдиновР. Обучение маркетингу и менеджменту на экономическую основу / Высшее образование в России, 1999. — № 4, С.49−52
  74. ФатхутдиновР. Система обеспечения конкурентоспособности вуза. // Стандарты и качество, 2001 г. № 2, стр. 58−61
  75. Р. А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество. 2000. — № 10. С.49
  76. И. Качество образования категория фундаментальная. // Высшее образование в России, 2000 г. № 2, стр. 3−7
  77. ФилипповВ. Образование для новой России / Высшее образование в России, 2000. -№ 1, С. 7−13
  78. Ф о к и н, а В. Н. Инновационная культура преподавателя вуза: теоретическая модель социологического исследования / Инновации в образовании, 2001. № 1, С. 38−54
  79. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.-445с.
  80. Ш, а д р и к о в В., Г е в о р к я н Е. и др. О видах высших образовательных учреждений // Высшее образование в России № 3, 2000
  81. Ill e ф о в Н. А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. М.: Вече, 2001.-576 с.
  82. Щ е т и н и н В. П. Хроменков Н.А., Рябушкин Б. С. Экономика образования — М.: Российское педагогическое агентство, 1998
  83. Э й х е р Ж.К., Шевалье Т. Переосмысление проблем финансирования послесреднего образования // Высшее образование в Европе. 1992. -№ 1, С.35
  84. Энциклопедия кибернетики / под ред. В. М. Глушкова, Киев, 1974. — С. 166
  85. Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения / Педагогика, 2001. № 2, С. 32−36
  86. Freed J.I., Klugman M.R. Qualitu principles and practices in higher education: different questions for different times // SPAjomal. Chicago. 1997 / 98. Vol.29
  87. University in Early Modern Europe (1500−1800) / Edited by H. De Ridder-Symoens // A History of the University in Europe / General Editor Walter Ruegg. Cambridge University Press, 1996. — Vol. II
  88. M.K., Максимчук O.B. Организация учебного процесса на экономических специальностях в вузе: современный взгляд / Учебно-методическое пособие. ВолгГАСА. Волгоград, 2001. — 897 С.
  89. ТрушинА. ВУЗобоз // Карьера-профиль. 2000, № 3. — с. 52
Заполнить форму текущей работой