Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Основные направления социальной политики в России в условиях рыночной экономики

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, можно выделить следующее: экономические реформы в России, начиная с «шоковой терапии» 1992 года, осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. В результате, примерно до 2000 — 2002 гг. наблюдалось стойкое падение жизненного уровня основной… Читать ещё >

Основные направления социальной политики в России в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические и методические основы социальной политики государства
  • 1.1 Сущность, цели и основные задачи социальной политики государства
  • 1.2 Основные направления социальной политики государства
  • Глава 2. Анализ социальной политики России
  • 2.1 Особенности современной социальной политики в России
  • 2.2 Статистка основных социальных показателей

2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики

Глава 3. Совершенствование социальной политики России

3.1 Подходы к формированию социальной политики в России в условиях рынка

3.2 Реализация социальной политики на современном этапе развития рыночной экономики России

Заключение

Список использованных источников

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

Взаимосвязь государственного регулирования экономики и социальной политики, проводимой государством, очевидна. Государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Проводимые в данный момент в России социально-экономические преобразования, а точнее сказать новая программа развития страны, ставит целью создание эффективно действующей модели рыночной экономики и формирование социально-благополучного общества.

Еще совсем недавно в экономике России рабочая сила не рассматривалась в качестве товара, главным образом в связи с ее плановым распределением и отсутствием свободной системы найма, обусловленной наличием административных, правовых и экономических ограничений. Переход экономики России на рыночные условия хозяйствования и проводимые в ходе этого процесса реформы сильно отразились на состоянии рынка труда. Его ухудшение характеризуется быстрым ростом уровня безработицы и тяжелым положением в социальном секторе. Поэтому одной из главных проблем в становлении и налаживании рыночного хозяйствования является задача эффективного использования трудового потенциала российского общества. Для выполнения этой задачи видится абсолютно необходимым создание развитого рынка рабочей силы, его государственное регулирование и целая система социальных гарантий, способствующих уверенному положению человека на этом рынке.

Целью работы является изучение социальной политики в условиях рыночной экономики.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— изучить теоретические и методические основы социальной политики государства;

— рассмотреть и проанализировать основные направления социальной политики в России;

— оценить результаты и предложить пути совершенствования социальной политики России.

Предметом исследования является социальная политика государства;

объектом изучения — Российская Федерация.

При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, статистический метод и др.

Исходные данные для исследования: нормативно-правовая база, специальная литература, статистические сборники, ресурсы интернета.

Глава 1. Теоретические и методические основы социальной политики государства

1.1 Сущность, цели и основные задачи социальной политики государства

Социальная политика — одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы.

Социальная политика — это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, как, впрочем, и другим экономическим системам.

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Важной задачей социальной политики является адресная (т. е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы.

Субъектами социальной политики являются государство и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому задачами социальной политики являются:

— распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;

— ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;

— обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;

— предоставление медицинских и образовательных услуг;

— расширение сети и улучшение качества транспортных услуг;

— оздоровление окружающей среды и др.

1.2 Основные направления социальной политики государства Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

— регулирование занятости населения;

— политика государства в формировании доходов;

— социальная защита граждан;

— политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т. д.

Необходимо заметить, что данный перечень по сути является отражением основных задач социальной политики государства, представленных в п. 1.1 курсовой работы.

Более подробно указанные направления рассмотрены ниже.

Социальная политика государства в формировании доходов населения.

Денежные доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы путем установления минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке, социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.

Денежные доходы нетрудоспособных групп населения прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает ее участие во вторичном перераспределении первичных доходов. Механизм перераспределения заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных выплат — обратная зависимость.

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т. е. существует дифференциация доходов — различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рисунок 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Рисунок 1 — Кривая Лоренца Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов).

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Трансфертные платежи — выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне — и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация.

Индексация — это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Социальная политика государства на рынке труда.

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент.

Политика занятости способствует трудоустройству всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени. Политика занятости имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным — установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.

Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Фрикционная безработица — безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица — безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица — одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

— сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;

— рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);

— досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;

— создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи;

— ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Все более важное значение приобретает:

— создание бирж труда;

— реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды; на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

Поддержание занятости требует проведения эффективной кадровой политики, обеспечения гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирования организации современных производств и рабочих мест, защиты трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству, стимулирования экономической активности, более адекватного отражения ее фактической результативности в доходах разных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы; выравнивания экономических возможностей.

Государственные социальные гарантии и страхование.

Под государственной защитой населения понимается система отношений индивид — государство и семья — государство, возникающая по поводу:

1) обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев;

2) сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств — наводнения, землетрясения, террористического акта и др.);

3) обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).

Социальная защита — поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Принципы социальной защиты:

— социальная ответственность общества и государства;

— социальная справедливость в области трудовых отношений,

— всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;

— государственные гарантии социальной защиты;

— экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;

— заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;

— многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти.

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

— пособия по безработице;

— пенсии;

— пособия по болезни, инвалидности;

— жилищные пособия;

— пособия на получение образования;

— медицинская помощь;

— гарантирование государством минимального уровня доходов.

Глава 2. Анализ социальной политики России

  • 2.1 Особенности современной социальной политики в России
  • Для того, чтобы проанализировать социальную политику России, необходимо рассмотреть законодательную базу, а именно, Конституцию РФ, которая устанавливает в статье 7, что Российская Федерация — coциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное paзвитие человека.
  • Это положение весьма принципиально, так как социальным может быть только такое государство, в котором главными задачами являются:
  • 1. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
  • 2. Охрана труда и здоровья людей.
  • 3. Назначение пенсий и пособий нетрудоспособным.
  • 4. Установление гарантированного минимального размера заработной платы.
  • Статья 38 определяет конституционную защиту материнства и детства в нашей стране, которая должна осуществляться путем принятия самых разнообразных законов, проведения различных мероприятий по охране здоровья женщин, по социальному обеспечению, предоставлению отпусков по уходу за ребёнком. Женщинам должны быть предоставлены повышенные гарантии при приёме на работу, при сокращении штатов, возможность на получение дополнительных отпусков.
  • По российской Конституции каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это право возлагает на родителей равные обязанности в отношении детей.
  • Право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на оплату труда не ниже установленного минимального размера, порядок разрешения трудовых споров, право на отдых — все эти положения отражены в основном нормативном документе о труде — Трудовом Кодексе РФ.
  • Социальное обеспечение — забота каждого цивилизованного государства о своих гражданах, которые по не зависящим от них причинам не могут иметь достаточных средств к существованию. В части I статьи 39 Конституция перечисляет условия, при появлении которых человек имеет право на социальное обеспечение:
  • — наступление возраста (общий пенсионный возраст для женщин 55 лет, для мужчин — 60 лет);
  • — изменение состояния здоровья (болезнь, инвалидность и др.);
  • — потеря кормильца.
  • Этот перечень не является исчерпывающим, к нему могут быть добавлены и другие основания (например, нахождение в отпуске по уходу за ребёнком и т. п.).
  • Государственные пенсии и социальные пособия, которые должны предоставляться взамен утраченного заработка, устанавливаются законом. Они являются государственной гарантией на осуществление социального обеспечения.
  • Одно из самых необходимых жизненных благ — жилище. Право на него закрепляется в статье 40 Конституции. Наличие надлежащего жилья является показателем нормального жизненного уровня в любом государстве. Многие россияне самостоятельно вправе покупать или строить жильё как в городе, так и на селе, не надеясь на государство. Основной Закон устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен жилища.
  • В число важнейших социальных прав входит право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституционная гарантия этого состоит в том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (статья 41) по программе обязательного медицинского страхования.
  • Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии. Согласно Закону РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Оно обеспечивает получение знаний, определённых федеральными стандартами, что удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом). Основное общее образование в нашей стране и государственная аттестация являются обязательными. Нужно отметить, что Конституция предусматривает бесплатность только дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, получаемых в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях.
  • Таким образом, исходя из вышеизложеннгого, можно сделать вывод,. Конституция Российской Федерации декларирует, т. е. провозглашает, права граждан и определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая принципиальное положение, согласно которому наша страна — «социальное государство», где установлены гарантии социальной защиты населения со стороны государственной власти.
  • 2.2 Статистка основных социальных показателей
  • Для того, чтобы сделать анализ воздействия социальной политики РФ на уровень жизни населения, рассмотрим динамику основных статистических показателей: доходов, занятости, жилищных условий и демографическую ситуацию населения России.

Динамика доходов.

По данным Госкомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2013 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов (в 2008 г. — 31,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения — 1,9% (1,9%). При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (таблица 1).

Таблица 1 — Распределение общего объема денежных доходов населения России в 2009;2013 гг.

Показатели

Денежные доходы — всего, процентов

в том числе по 20-процентным группам населения:

первая (с наименьшими доходами)

5,4

5,3

5,1

5,1

5,1

вторая

10,1

9,9

9,7

9,8

9,8

Третья

15,1

14,9

14,8

14,8

14,8

четвертая

22,7

22,6

22,5

22,5

22,5

пятая (с наибольшими доходами)

46,7

47,3

47,9

47,8

47,8

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

15,2

16,0

16,8

16,8

16,7

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,409

0,416

0,423

0,422

0,422

Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2).

Таблица 2 — Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

Показатели

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн. человек

25,2

25,2

21,5

18,7

18,5

в процентах от общей численности населения

17,6

17,7

15,2

13,3

13,1

Дефицит денежного дохода:

млрд. руб.

225,6

286,9

276,6

270,3

319,5

в процентах от общего объема денежных доходов населения

2,1

2,1

1,6

1,3

1,2

Так, в 2013 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28 388,8 млрд. рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2009 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19 635,6 млрд. рублей, что на 5,0% больше, чем в 2009 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд. рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году .

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время.

Динамика занятости.

По данным Госкомстата России, численность экономически активного населения в возрасте 15−72 лет (занятые + безработные) в марте 2010 г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010 г. численность безработных практически осталась на том же уровне.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010 г. составил 8,6% (рисунок 2).

Рисунок 2 — Уровень безработицы в России в 1999;2010 гг.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2010 г. составил 61,2% (таблица 3).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010 г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс. человек.

Таблица 3 — Экономическая активность населения

Показатели

IV квартал 2009 г.

2010 г.

I квартал 2010 г.

I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-)

январь

февраль

март

Тыс. человек

х

х

х

х

х

х

Экономически активное население в возрасте 15−72 лет (рабочая сила)

— 1010

Занятые

— 1505

безработные

В процентах

х

х

х

х

х

х

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15−72 лет)

67,8

66,9

66,8

67,0

66,9

— 0,9

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15−72 лет)

62,4

60,8

61,1

61,2

61,0

— 1,4

Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15−72 лет)

8,0

9,2

8,6

8,6

8,8

0,8

Показатели жилищных условий населения.

Основные показатели жилищных условий населения отображены в и таблицах 4, 5.

На основании представленных данных можно сделать вывод, что:

— ситуации жилищные условия россиян медленно, но верно улучшаются;

Таблица 4 — Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Показатели

Число служб субсидий

Получили субсидии, млн. семей

7,09

6,80

6,06

5,46

4,56

Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов

15,2

13,7

11,9

10,6

8,8

Сумма начисленных субсидий, млрд. руб.

30,7

35,5

40,0

44,3

44,9

Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

Таблица 5 — Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Показатели

Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек

43,5

43,4

37,5

39,4

38,8

Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб.

51,6

66,6

80,5

102,5

120,7

Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.

Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов

— субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.

Демографическая ситуация.

По оценке Госкомстата России, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2013 г. составила 141,9 млн. человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс. человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс. человек, или на 0,083%).

Естественная убыль населения в январе-ноябре 2013 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4% (таблица 6).

Таблица 6 — Показатели естественного движения населения

Показатели

Январь-ноябрь

Справочно на 1000 человек населения за 2008 г. в целом

тысяч

на 1000 человек населения

2013 г.

2012 г.

прирост (+), снижение (-)

2013 г.

2012 г.

2013 г. в % к 2012 г.

Родившихся

1610,3

1566,9

+43,4

12,4

12,1

102,5

12,1

Умерших

1834,6

1904,2

— 69,6

14,1

14,7

95,9

14,6

в том числе детей в возрасте до 1 года

12,9

13,2

— 0,3

8,12)

8,72)

93,1

8,52)

Естественная убыль

— 224,3

— 337,3

— 1,7

— 2,6

65,4

— 2,5

Браков

1117,1

1102,3

+14,8

8,6

8,5

101,2

8,3

Разводов

636,9

642,1

— 5,2

4,9

4,9

100,0

5,0

1) Здесь и далее в разделе показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год.

2) На 1000 родившихся.

В январе-ноябре 2013 г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших — в 73 субъектах.

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2012 г. — 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5−2,0 раза.

Естественный прирост населения в январе-ноябре 2013 г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2012 г. — в 21 субъекте).

2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики

Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, можно выделить следующее: экономические реформы в России, начиная с «шоковой терапии» 1992 года, осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. В результате, примерно до 2000 — 2002 гг. наблюдалось стойкое падение жизненного уровня основной массы населения. Проблемой стало и физическое воспроизводство людей. Резко снизился прожиточный минимум, а минимальная зарплата в 1998;1999 гг., побив все рекорды, стала на отметке три доллара. Наблюдалась беспрецендентная поляризация материальной обеспеченности, которая колебалась по разным данным от 13.5 до 15 раз для соотношения доходов крайних 10% населения. Образовался разлом общества, враждебность большинства бедных к богатой прослойке общества, так называемых новых русских, игнорирующих негативные последствия такого разрыва, кичащихся своим богатством. Ситуация усугубилась ростом доли бедного населения, темпов безработицы. «Социальное дно» превысило границу в 10 млн. человек. В ближайшем будущем скажутся последствия крайне низкой рождаемости. Превышение смертности над рождаемостью в 2 раза, т. е. депопуляция и деградация генофонда страны переплелись с вымиранием нации. Естественно, что процессы жизненного уровня поставили под угрозу экономические реформы. Началось безотлагательное решение проблем социальной сферы. К великому благополучию страны, ситуация стала разрешаться положительно.

На сегодняшний день экономическая ситуация в России стабилизируется, что благоприятно сказывается на обеспечении социальных проектов в стране. Появились деньги на социальную защиту, и это почувствовалось среди всех групп населения.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ была разработана федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы» (от 29.12.2005г).

С 1.01.2007г. вступил в силу закон о материнском капитале. При рождении второго ребенка, родители получают 250 000 рублей, которые они смогут вложить в один из трех вариантов: приобретение жилья, в пенсионный фонд или на образование, когда ребенку исполнится три года. Капитал будет индексирован по мере инфляции в стране. (принят Гос. Думой 22.12.2006 г.).

Была разработана концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 годы, где основное внимание уделено детям из социально — неблагополучных семей, их здоровью и благополучному развитию.

Принят закон о двухуровневом образовании. Плюсы очевидны: российские студенты могут без проблем продолжать учебу в любом ВУЗе Европы и легче устроиться там на работу.

Российская Федерация приняла принципиальное решение о том, что даже в условиях нынешнего глобального финансового кризиса все социальные обязательства, взятые в период до начала финансового кризиса, будут исполняться на должном уровне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в сфере социальной политики в России имеется немало положительных моментов. На сегодняшний день написано множество программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в России.

социальный доход занятость демографический

Глава 3. Совершенствование социальной политики России

3.1 Подходы к формированию социальной политики в России в условиях рынка

Современная социальная политика России пока не в состоянии обеспечить возможность всем членам общества, различных его социальных групп полностью удовлетворять свои потребности, тем самым, в настоящее время, не стабилизирует социальные отношения, не вносят согласованность в действия членов общества.

Социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения. Она не до конца интегрирована в социально-политическую, идеологическую, и ценностную структуры общества. Это, в свою очередь, не позволяет узаконить формально правовую основу функционирования системы, осуществлять социальный контроль ее деятельности. Конечно, в России нет достаточного количества материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение даже имеющихся нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Таким образом, говорить о социальной политике в России, как о сформировавшемся и нормально функционирующем социальном институте явно преждевременно.

Подобный вывод предопределяет возможность исследования собственно институционализации социальной политики.

Институционализация — это процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов.

Важнейшими предпосылками этого процесса являются:

1. Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности, соответствующих им социально-экономических и политических условий;

2. Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения;

3. Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

Завершением процесса институционализации является интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру производственно-экономических отношений. Благодаря этому формируется определенный набор формальных и неформальных санкций, с помощью которых осуществляется социальный контроль соответствующих типов поведения.

Очевидно, что в современной России, в условиях, когда общество ставит перед собой иные, чем прежде цели, не могут не возникнуть определенные общественные потребности в новых типах социальной деятельности. Это в полной мере относится к социальной политике.

Государственная социальная политика не может быть сведена к механическому набору отдельных элементов, к обеспечению функционирования каждого отдельного направления. Структурная целостность социальной политики определяется такими факторами, как:

· выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

· единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения;

· протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

· единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение.

Вместе с тем, говорить, что перечисленные факторы полностью соответствуют неким социальным нормам, исчерпывающе регулирующим и обеспечивающим деятельность нового социального института, преждевременно.

Ввиду невозможности продолжения экстенсивного наращивания государственных социальных расходов и наличия серьезных бюджетных ограничений идет активный поиск эффективного соотношения затрат и результатов, а также усиливается роль различных альтернативных источников. Имеется в виду:

· Расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем, удовлетворения дифференцированного спроса на различные социальные услуги и т. д.) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных институтов медицинского страхования и т. д.;

· Нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов) к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры и т. д.

· Существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;

· Привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне;

· Участие ряда регионов в международных проектах и программах, финансируемых из международных источников и др.

3.2 Реализация социальной политики на современном этапе развития рыночной экономики России Таким образом, современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении более острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.

Основными целями российской социальной политики являются:

— достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

— обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

— существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения этих целей потребуется:

— восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

— обеспечить распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низко-доходные группы населения;

— стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;

— обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;

— усилить социальную поддержку нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

— создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

— повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

— обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

В 2005 году проведено обсуждение на заседании РТК проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005;2008гг). В декабре 2005 года Минэкономразвития России представило в Правительство РФ на обсуждение новый проект Программы — уже на период 2006;2008 годов.

В конце января 2006 г. Программа была утверждена и рекомендована органам исполнительной власти Российской Федерации в качестве руководства при разработке региональных программ социально-экономического развития.

Новая программа в полной мере отвечает позиции профсоюзов по вопросам проведения социально — экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, ежегодное увеличение валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, рост объема промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Программа социально — экономического развития Российской Федерации включает в себя:

1. Рост заработной платы в бюджетной сфере и повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. К 2008 году предусматривается сократить удельный вес населения с доходами ниже прожиточного уровня в общей численности населения примерно в 1,5 раза. При этом рассматривались и основные направления социально-экономического развития России в среднесрочном периоде. В настоящее время Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении принят законопроект «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», который предусматривает изменение структуры и нормативов потребительской корзины. В частности, в потребительскую корзину добавлены услуги культуры, улучшены нормативы продуктов питания (за счет увеличения объемов потребления мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов), предметов первой необходимости, санитарии и лекарств, а также предусмотрены транспортные услуги пенсионерам.

2. Уделено внимание приоритетным направлениям развития эффективных трудовых отношений. Это, в первую очередь, связано с совершенствованием трудового законодательства, развитием территориальной мобильности рабочей силы, улучшением качественных показателей занятости. Решению указанной проблемы посвящен раздел Программы «Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда», в котором предусмотрен целый комплекс задач, связанных с развитием эффективных трудовых отношений.

3. Приоритеты государственной политики в области регулирования рынка труда, направленные на развитие эффективной занятости населения, включая реализацию национальных проектов, решение проблем территориальной мобильности рабочей силы, определены в Концепции действий на рынке труда на 2006;2010 годы. Разработана федеральная целевая программа по содействию занятости населения, а также восстановлению страхового принципа на случай потери работы.

4. Решение заседания Совета Безопасности Российской Федерации (протокол от 17 марта 2005 года № 2, пункт 5а) Минздравсоцразвития России в настоящее время проводит работу по уточнению Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и формированию плана действий по ее реализации на период до 2008 года.

5. В настоящее время на стадии согласования в Минрегионе России находится проект федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Целью законопроекта является создание правовых условий для проведения мер финансового оздоровления, главным образом, реструктуризации долгов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с целью стабилизации работы отрасли и ускорения темпов ее реформирования. Законопроект определяет принципы и условия проведения реструктуризации долгов предприятий отрасли, в том числе по налогам и сборам, а также долгов бюджетных организаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.

6. Налоговая система Российской Федерации в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов.

Новая программа Российской Федерации предложила новую экономическую, социальную, международную политику, современные пути государственного строительства, общественного, культурного развития нашей страны, которые коренным образом отличаются от курса, проводимого действующей властью на протяжении последних 15 лет.

Социальная рыночная экономика — это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека — к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей — свобода и справедливость.

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца средств производства использовать рабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т. д.

2. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен. Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; «стабильность» государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества). Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначального распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т. д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулирование экономики.

Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:

— она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

— постоянная забота о трудовом доходе вынуждает, прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

— уменьшается экономическая зависимость от государства.

Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

— для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т. д.);

— полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

Правовой основой для оказания социальной помощи в развитых странах служит закон о социальной помощи, в котором отражаются цели, принципы и виды такой помощи. Так, например, в федеральном законе Германии цели социальной помощи определяются следующим образом:

— Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах.

— Принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получателю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.

Социальная помощь своей целью имеет также следующее обстоятельство: в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек не принимал эту возможность в расчет. Каждый должен полагаться прежде всего на свои собственные силы, если таковые, разумеется, у него есть.

При оказании социальной помощи предполагается соблюдение:

· Должно быть, в обязательном порядке оформлено юридическое право на получение социальной помощи. Таким правом обладают также иностранцы и лица, не имеющие гражданства, но с определенными ограничениями в выплатах.

· Получатель социальной помощи должен быть реинтегрирован (т. е. возвращен) как нормальный человек в сообщество людей. Получателю должны помочь как можно быстрее избавиться от социальной помощи: одного — направить на работу; другого, не желающего работать, приобщить к труду; третьего — больного вылечить, восстановить его работоспособность и т. д.

· Социальной помощи должны предшествовать профилактические (упреждающие) меры для преодоления критической ситуации полностью или частично.

· В основе социальной помощи должно быть заложено, чтобы получатель проявлял инициативу и активность для своего возвращения в сообщество людей.

· В системе социальной помощи должен действовать принцип индивидуального подхода к каждому случаю ее предоставления.

· Рычаги социальной помощи должны включаться лишь тогда, когда уже исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней.

Следует заметить, что существуют самые разнообразные виды социальной помощи:

o денежные выплаты малообеспеченным семьям, предоставление пособий по безработице и т. д.; социальные пособия и студенческие стипендии увеличат

o компенсация взносов в фонд пенсионного страхования, оплата похорон и других ритуальных услуг;

o массовое строительство государственного и муниципального жилья, система оценки нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий и бесплатно предоставление государственного жилья нуждающимся гражданам. Доступность для всех ипотеки.

o проводится модернизация системы ЖКХ. Введена новая модель установления и изменения тарифов на его услуги.

o не денежная помощь, например, предоставление работы, содействие в профессиональной подготовке;

o попечительство, лечение у врача, стационарное лечение и т. п.

В ходе проведения экономической реформы в России выявились противоречия в выборе модели демократического общества. Принципиальные отличия в подходе к этой проблеме основаны на трех основных вопросах: усиления роли государства, соотношения разных форм собственности, степени решения социальных задач в рамках понятия «социальная справедливость». Эти вопросы реализуются при выборе модели рыночной экономики.

Заключение

Социальная политика — одно из ведущих направлений общественного регулирования. Она имеет свои специфические цели, задачи, объекты воздействия и направлена на уменьшение противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика призвана регулировать благосостояние, поддерживая его на уровне, приемлемом как для человека, так и для общества, и несет ответственность за соблюдение в минимальном объеме основных прав человека и обеспечение гарантированного минимума материальных условий жизни.

Правовые и теоретические основы современной социальной политики содержатся в ныне действующей Конституции РФ, а специфика определяется особенностями переходного периода в России, сдвигами в политических и экономических структурах, историческими традициями развития страны, особенностями культуры, общественного сознания. Действенность определяется тем, насколько ее содержание и механизмы адекватны этим изменениям.

Социальная политика как относительно самостоятельное направление внутренней политики государства влияет не только на свой объект, но и на все остальные общественные структуры. Сфера ее прямого или косвенного влияния распространяется и на политические, и на экономические процессы. Эффективность социальной политики зависит от того, насколько верно избраны приоритетные для развития в данный момент области социальной сферы, а также от умения рационально использовать выделенные для этого финансовые ресурсы.

На фоне мирового прогресса, сложившиеся в России, в связи с переходом к рынку, тенденции представляются уродливыми и противоестественными. А именно: обнищание десятков миллионов работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.

Россия может сохранить высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом сообществе XXI века не путем увеличения добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе — в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на дальнюю периферию мирового прогресса, накопленное за тысячелетие российской истории духовного богатства будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально — экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального характера будет успешно решена.

В ходе изучение темы, я сделал вывод, что, программа Российской Федерации направлена на создание в будущем сильной и процветающей страны, в которой будут соблюдаться все принципы социальной справедливости и эффективной социальной политики государства. Эта программа создаст мощное народное хозяйство, увеличит экономический рост и выведет нашу страну на один ранг с высокоразвитыми странами мира.

Также, мной отмечено, что социальная политика России в условиях рыночной экономики создает крепкую основу для правовых и демократических норм и обязательств перед народом, создает условия для воспитания здорового и образованного поколения.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993. «Российская газета», № 237, от 25.12.1993.

2. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. — 2008. № 10

3. Демографический ежегодник России 2012. Стат. сб. / Росстат. — М., 2012.

4. Демографический ежегодник России 2010. Стат. сб. / Росстат. — М., 2010.

5. Ефимова Е. Г. Потапова И.С., Заславская М. Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. — М., 2009.

6. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М. — 2010.

7. Здравоохранение в России 2011. Стат. сб. / Росстат. — М., 2011.

8. Здравоохранение в России 2009. Стат. сб. / Росстат. — М., 2009.

9. Информация о социально-экономическом положении России. 2012. — М.: Росстат, 2013.

10. Калашников С. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. — 2008. — № 10.— С. 47−55.

11. Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2010.

12. Основы экономической теории / Под ред. Николаева И. ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

13. Орешин В. П. «Государственное регулирование национальной экономики». — М: Юристъ, 2008.

14. Платное обслуживание населения в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. — M., 2009.

15. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. — 2010. -№ 8.

16. Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2013.

17. Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2012.

18. Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2011.

19. Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2010.

20. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник, 2014

21. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории — М., 2009.

22. Социальное положение и уровень жизни населения в России. Стат. сб. / Росстат. — М., 2011.

23. Социальное положение и уровень жизни населения в России. Стат. сб. / Росстат. — М., 2010.

24. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭиМО. — 2008. — № 10

25. Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. — М. — 2011.

26. Труд и занятость в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М. — 2009

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой