Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование системы устойчивого развития сельских территорий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время руководством государства одобрена Концепция развития России до 2020 года, в соответствии с которой Россия должна войти в пятерку мировых лидеров по уровню социально — экономического развития. Ставятся цели достижения мировых стандартов по эффективности использования человеческого капитала, росту производительности труда, развитию инновационного рынка и построению социальной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 1. 1. Сущность понятия «устойчивое развитие сельских территорий»
    • 1. 2. Российский и зарубежный опыт устойчивого развития сельских территорий
    • 1. 3. Современные направления теоретико-методического и практического обеспечения формирования региональных систем развития сельских территорий
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 2. 1. Формирование систем устойчивого развития сельских территорий в регионах
    • 2. 2. Особенности формирования системы устойчивого развития сельских территорий в Калужской области
    • 2. 3. Оценка полученных результатов по формированию систем устойчивого развития сельских территорий в регионах
  • ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Использование результатов инновационной деятельности в ускорении социально — экономического развития сельских территорий
    • 3. 2. Воссоздание на новой, рыночной основе кооперативного движения для обеспечения вовлечения сельского населения в производство продукции и оказаниё услуг
    • 3. 3. Разработка и реализация механизма государственной поддержки субъектов аграрного-туризма в сельских муниципальных районах

Формирование системы устойчивого развития сельских территорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мировой финансово — экономический кризис напомнил о том, что кризис в сельском хозяйстве, в отличие от других кризисов, не означает только тяжелое состояние аграрного производства. Он охватывает всю сферу жизнедеятельности людей, связанных с аграрным производством, все сельские территории России. Обострившееся в последнее время положение на мировом продовольственном рынке, вызвавшее значительный рост цен на продукты питания, требует радикального решения проблемы модернизации аграрного сектора экономики и его социальной сферы.

В агропромышленном комплексе страны производится около 8,5% валового внутреннего продукта, в том числе в сельском хозяйстве — 4,4%. В аграрной сфере сосредоточено 3,4% основных производственных фондов и трудится более 7 млн. человек, т. е. почти 11% всех занятых в российской экономике. Сельская местность занимает две трети площади страны, где проживает около 40 млн. человек (27% от общей численности).

В настоящее время руководством государства одобрена Концепция развития России до 2020 года, в соответствии с которой Россия должна войти в пятерку мировых лидеров по уровню социально — экономического развития. Ставятся цели достижения мировых стандартов по эффективности использования человеческого капитала, росту производительности труда, развитию инновационного рынка и построению социальной инфраструктуры. Состояние сельских территорий — самый верный показатель развитости аграрного сектора страны, степени ее цивилизованности, что нашло отражение в проекте Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года».

В связи с поставленными целями возникает потребность в поиске новых направлений обеспечения устойчивого развития сельских территорий, которое, в сложившейся сельской социально — экономической территориальной системе, возможно только на основе инноваций.

При этом инновации рассматриваются в широком смысле: и как внедрение нового оборудования и развитие высокотехнологичных видов производстваи как внедрение новых методов управления, организации и осуществления необходимых институциональных преобразований.

Степень разработанности проблемы. Различным проблемам развития сельских территорий и аграрной экономики посвящены труды российских ученых: П. А. Андреева, А. Н. Антипова, А. А. Анфиногентовой, В. М. Баутина, J1.B. Бондаренко, И. Н. Буздалова, В. А. Вашанова, А. В. Гордеева, А .Г. Гранберга, В. А. Добрынина, А. В. Емельянова, Т. И. Заславской, А. П. Зинченко, С. В. Киселева, В. К. Крутикова, Э. Н. Крылатых, В. В. Лазовского, А. В. Милосердова, А. В. Мерзлова, Т. Г. Нефедовой, С. А. Никольского, А. А. Никонова, JI.A. Овчинцевой, А. П. Огаркова, Б. П. Панков, А. В. Петрикова, А. Н. Скворцова, И. Г. Ушачева, А. В. Чаянова, А. Н. Челинцева, Н. В. Чепурных и др. Вопросы сельского развития и размещения производительных сил отражены в работах зарубежных ученых А. Вебера, У. Кинга, С. Кузнеца, В. Лаунхардта, М. Портера, М. Тодаро, Й. Тюнена и др.

Вместе с тем, недостаточно разработанными остаются вопросы формирования системы устойчивого развития сельских территорий на региональном и местном уровнях. Мало исследованы направления и механизмы развития сельских территорий в современных условиях внедрения инноваций во всех элементах социально — экономической системы агропромышленного комплекса региона.

Недостаточная разработанность, необходимость решения данных проблем, определили актуальность выбора темы диссертационной работы, цели, задачи и направления исследования.

Цель исследования состоит в научном обосновании предложений и практических рекомендаций по внедрению инноваций при формировании системы устойчивого развития сельских территорий.

Поставленная в работе цель определила необходимость решения следующих задач: научное обоснование сущности устойчивого и многофункционального развития сельских территорий в современных условиях;

— выявление направлений устойчивого развития сельских территорий, с учетом отечественного и зарубежного опытаопределение факторов, влияющих на эффективность функционирования системы развития сельских территорий;

— разработка программ, обеспечивающих формирование системы развития сельских территорий;

— обоснование предложений по оценке эффективности деятельности системы развития сельских территорий.

Объектом исследования является сложившаяся сельская социально — экономическая территориальная система.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе устойчивого и многофункционального развития сельской экономики.

Методологической основой исследования явились труды по проблемам развития сельских территорий отечественных' и зарубежных ученых, научные разработки российских институтов и вузов, а также нормативные акты законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации и регионов.

В научном исследовании применялись абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный методы, метод сравнительного анализа и другие.

Информационную базу исследования составили данные министерств сельского хозяйства, регионального развития, спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерациисоответствующих департаментов и министерств Калужской, Белгородской, Новгородской, Рязанской, Ярославской и других областейданные подразделений Федеральной службы государственной статистики, периодической печатимонографическая и другая научная литературарекомендации научно-исследовательских учреждений и результаты исследований автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по формированию системы устойчивого развития сельских территорий и оценке эффективности ее деятельности с позиций современных требований.

Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны, сводятся к следующему:

— уточнены теоретико-методологические положения по формированию системы устойчивого развития сельских территорий, основой развития которой являются приоритетные национальные проекты, государственные программы, Концепция социально — экономического развития России и проект Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года»;

— обоснованы перспективные направления формирования системы устойчивого развития сельских территорий, способствующие привлечению инноваций для модернизации производства, новых методов управления и осуществления институциональных преобразований;

— определены возможности использования результатов космической деятельности в создании интегрированной геоинформационной системы, оказывающей услуги органам власти, сельскому населению и широкому спектру структурных форм АПКа также в размещении инновационных малых промышленных предприятий, способствующих развитию сельских территорий;

— разработаны рекомендации по использованию программно-целевого подхода при воссоздании кооперативного движения на новой, рыночной основе для вовлечения сельского населения в производство продукции и оказание услуг;

— предложен механизм государственной поддержки сельского туризма, обеспечивающий продвижение новых туристических услуг и предусматривающий оценку социально-экономической эффективности результатов их использования.

Практическая значимость работы. Основные положения, выводы и рекомендации использованы для разработки нормативно-правовой базы государственной и муниципальной поддержки формирования эффективной системы устойчивого развития сельских территорий региона.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования изложены в докладах и выступлениях на международных научно-практических конференциях: международная научно-практическая конференция «Повышение конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты» (г.Омск, 2008 г.) — международная научно-практическая конференция «Демидовские чтения» (г.Тула, 2008 г.) — международная научно — практическая конференция «Демидовские чтения» (г.Тула, 2009 г.) и др.

Разработки автора апробированы в процессе реализации проектов «Инновационная деятельность по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона», «Развитие трудового (интеллектуального) потенциала региона на базе научно-образовательных центров» и «Источники финансирования антикризисных мер в регионе: оптимизация структуры бюджета», осуществленных при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (№ 09−02−59 228 а/Ц- № 09−02−5920 а/Ц- № 10−02−54 615 а/Ц).

Материалы диссертационного исследования также использовались при подготовке монографии «Государственно-кооперативное партнерство: проблемы и перспективы» и учебно-методического пособия «Иностранные инвестиции».

Результаты исследования применяются в учебном процессе НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий (г. Калуга) по дисциплинам «Основы бизнеса», «Финансы предприятия», «Инвестиции».

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 10 работ, общим объемом 8,6 печатных листов, в том числетри в журнале, рекомендованном ВАК Минобразования России для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников, 5 приложений. Работа изложена на 198 стр. машинописного текста, содержит 57 таблиц, 28 рисунков, библиографический список включает 166 наименований.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Устойчивое развитие сельских территорий рассматривается как развитие, которое порождает экономический рост и справедливо распределяет его результаты. Это развитие, которое отдает приоритет выработке интегральной системы ценностей, обращенной в равной мере к каждому россиянину, расширению его возможностей и обеспечению участия в принятии решений, затрагивающих его жизнь. В регионе необходимо сформировать новую практику — раскрытия жизненных сил человека через местные сообщества.

2.Под формированием системы устойчивого развития сельских территорий подразумевается подход к определению, описанию и расчету мер, необходимых для преодоления диспропорций на разных уровнях: домохозяйства, сообщества, региона. Суть подхода заключается в том, чтобы сначала выяснить, что домохозяйство уже имеет в своем распоряжении, определить область оптимального применения имеющихся ресурсов и затем формировать систему мер по выходу из кризиса.

3. В Калужской области, с учетом выявленных особенностей, должен быть выработан собственный вариант социально-экономического устройства сельских территорий. 'Население понимает, что реализация экономических программ невозможна в короткие сроки. Вместе с тем, как показывает исследование, институциональные изменения происходят достаточно медленно. В складывающихся условиях органам государственной власти принадлежит важная роль — сохранение самой рыночной системы развития сельских территорий путем выражения общественных интересов.

4. Функции органов государственной власти — поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере, создание единого рыночного пространства агропродовольственного сектора, где одинаковые правила отслеживают и поддерживают особые государственные институты. Построение новой социально — экономической проекции сельских территорий региона на основе равного доступа к ресурсам самоутверждения личности, как подтвердило проведенное исследование, возможно только при условии преодоления бюрократизма, коррупции и недостатков структурноэкономического плана. •.

5.В Калужской области в настоящее время действует 41 региональная целевая программа, связанная с поддержкой агропромышленного комплекса. На реализацию, которых в бюджете заложено более 3.2 млрд руб. или 12.1% от общей суммы расходов областного бюджета. В программах, в соответствии с нашими рекомендациями, заложен ряд составляющих, обеспечивающих развитие АПК и сельского хозяйства, в том числе:

— повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными продовольственными товарами.

— повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.

— создание условий для сохранения и воспроизводства, используемых сельским хозяйством природных ресурсов.

6. Но для обеспечения глубокой модернизации всех сфер жизнедеятельности сельских территорий органам власти необходимо обеспечить исполнение социальных обязательств, повысить качество услуг, оказываемых гражданам, определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки, разработать и законодательно установить стандарты обеспечения сельского населения общественными услугами. В ходе исследования нами разработан механизм эффективного регулирования территориальных диспропорций, развития сельских территорий. Реализация механизма в практической деятельности, призвана обеспечить процесс регулирования на территориях сельских муниципальных образований.

7. Анализ показал, что в результате принимаемых в последние годы государственных мер, в сельской местности Калужской области появились позитивные сдвиги, обеспечиваются рост, диверсификацию и повышение эффективности сельской экономики. Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2009 году составил более 20,5 млрд руб. Индекс физического объема к уровню 2008 года — 104,9%. С начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и по состоянию на 1 января 2010 года среднегодовой рост производства валовой. продукции сельского хозяйства составил 3,3 п.п., а в натуральном выражении объем производства увеличился более чем на 7,6 млрд руб. Сельскохозяйственными организациями области в 2009 году произведено продукции на сумму более 9,3 млрд руб., индекс физического объема 109,6%.В сельскохозяйственных организациях области выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 7,5 млрд руб.

В тоже время, продуктивная занятость трудоспособного населения, повышение уровня и качества жизни, рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала требуют в современных условиях внедрения инноваций во все элементы социально — экономической системы агропромышленного комплекса региона.

8. Для оказания услуг органам власти, населению и широкому спектру структурных форм АПК Калужской области, как показало исследование, целесообразно использовать результаты космической деятельности и современных геоинформационных технологий. Что обеспечивает ускорение социально — экономического развития и повышение конкурентоспособности сельских территорий.- Только экономия, за счет использования новых технологий, при обновлении (актуализации) планов центров сельских муниципальных образований, составляет около 50 млн. рублей.

9.. Базовыми процессами для Калужской области становятся: «захват» потоков нового расселения из московской агломерации и создание условий для коммерциализации инновационных разработок. Важным социально-экономическим нововведением на сельских территориях региона, как показало исследование, является вовлечение населения в процессы рыночного производства продукции и оказание услуг, способные диверсифицировать нынешнюю аграрную экономику. Совокупность таких новшеств обеспечивает эффективную трудозанятость, рост реальных доходов селян, сокращает диспропорции в уровне и качестве жизни населения.

10. В исследовании показана эффективность использования «московского процесса» в реализации инвестиционного проекта по размещению малого промышленного предприятия на селе. Организация, в соответствии с разработанными нами рекомендациями, инновационного промышленного предприятия в сельской местности, оказывает положительное влияние на развитие сельской территории.

11. Полученные материалы свидетельствуют о важной роли, которую должно сыграть массовое кооперативное движение в решении социально-экономических проблем села. Нами, с учетом отечественного и зарубежного опыта, разработаны научно обоснованные практические рекомендации, обеспечившие базу государственных целевых программ, придавших кооперативному движению в Калужской области новый стимул для развития. В целом реализация мероприятий программ подтверждается бюджетной, экономической и социальной эффективностью.

12. В ходе исследования установлено, что одним их потенциалов развития Калужской области как «региона нового развития» является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, Калужская область имеет возможности развития туризма различных форм. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в Калужской области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.

Внесенные нами рекомендации содержат основные прорывные, инновационные зоны в развитии туризма и рекреации в Калужской области. Они связаны со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой, средовой подход может стать отличительным признаком индустрии аграрного туризма и рекреации на территории Калужской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 г. (проект Минсельхоза РФ от 23.12.2008).
  3. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. Закон Российской Федерации № 131-Ф3. М.: Собрание законодательства Российской Федераций № 40, 2003. — 65 с.
  4. Повестка дня на XXI в. Заключительный документ Глобального форума ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро, 1992.
  5. Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года № 27. «Стратегия социально — экономического развития Белгородской области на период до 2025 года». Белгород — 2010.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 годы».
  7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря, 2002 г. N 858, Об утверждении федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
  8. Программа «Развитие агропромышленного комплекса Ленинградской области на 2001 2005 годы». С.Петербург. -2001.
  9. Программа «Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2003−2005 годы». Пермь. 2003.
  10. Программа «Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2006 2008 годы» Рязань.- 2006.
  11. Программа «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007 — 2009 годы). Калуга. — 2007.
  12. Программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010−2012 годы». Калуга. 2009.
  13. Программа «Развитие молочного скотоводства в Калужской области на 2009 2012 годы». Калуга. — 2009.
  14. Программа «Развитие мясного скотоводства в Калужской области на 2009 -2012 годы». Калуга. 2009.
  15. Программа «Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008−2012 годы». Калуга. 2007.
  16. Программа «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 2012 годы». Калуга. — 2007.
  17. Программа «Развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Калужской области на 2007 — 2009 годы». Калуга. — 2007.
  18. Программа «Развитие туризма в Калужской области на 2006−2010 годы». Калуга. -2006.
  19. Программа «Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2003 2007 годы». Новгород. — 2003.
  20. Программа «Улучшение качества жизни населения Белгородской области». Белгород. 2002.
  21. Сборник действующих нормативно-правовых актов и методических материалов по развитию сельских территорий. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. 436 с.
  22. Указ Президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации-к устойчивому развитию». М., 1996.
  23. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»: утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. 92 с.
  24. Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» № 166~ФЗ от 11.12.2002.
  25. Л.И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. 2009.-№ Ю
  26. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы &bdquo-экономики. 1997. — № 6.
  27. Аграрная политика: Уч. пособ. / В. И. Назаренко, В. В. Шайкин и др.- под ред. А. П. Зинченко. М.: Колос, 2004. — 304 е.: ил.
  28. А.Н., Мерзлов А. В., Чепурных Н. В. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации. — Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000. 82 с.
  29. А.Д., Бетин О. И., Богданов И. Я., Гордеев А. В., Мерзлов А. В., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов: Изд-во «Юлиус», 2005. — 384 е.: ил.
  30. В.М. Информационно-консультационная служба АПК России (методология, организация, практика). — М.: КолосС, 1996.
  31. В.М., Козлов В. В., Мерзлов А. В. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М.: ФГНУ «Росинформагротех». -2004.-312 с.
  32. В.М., Лазовский В. В. Крестьянское подворье резерв товарного производства. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 117 с.
  33. А.Д. Экономический строй освобожденной России. М.: Наука -2006.-С.78.
  34. Т. Приоритеты социально-демографической политики. // АПК: экономика, управление. № 12. 2002. — С. 20.
  35. Л.В. бедность в сельской России. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005.- 143 с.
  36. Л.В. Интегральная оценка уровня жизни сельского и городского населения. М.: Тула: ЗАО «Гриф и К», 2009. — 88 с.
  37. Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. -2009. -№ 12. С.24−31.
  38. Л.В. Российское село в эпоху перемен. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2003 .-510с.
  39. Л.В. Российское село в эпоху перемен: занятость, доходы, инфраструктура. М.: Изд-во ФГУП «ВО Минсельхоза России, 2003. — 224 с.
  40. Л.В. Социально-демографическая ситуация на селе // АПК: экономика, управление. — № 12. 2002. — С. 13.
  41. И.Н. Перекачка как отражение социально экономической ущербности аграрной политики.// Вопросы экономики. -№ 10. — 2009.
  42. И.Н. Сельское хозяйство под прессом межотраслевых и макроэкономических деформаций //Экономическая наука современной России. № 3.- 2009.
  43. Ван С., Фан Г. Экономические преобразования в Китае: анализ и сопоставление с российским реформационным опытом // Российский экономический журнал № 9−10. 2009.
  44. Военно статистический сборник. Выпуск 4: Россия /Под ред. Н. Н. Оюручева. СПб., 1871.
  45. М.В. Некоторые проблемы образования в начале XXI века // Известия МАИ ВШ № 2. 2008. С. 12- 13.
  46. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  47. Н.Ф., Гордеев Н. Ф., Сдасюк Г. В. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России (Серия «Устойчивое развитие. Проблемы и перспективы») КМК -2005,615 с.
  48. А. Посткризисное развитие сельского хозяйства России // Вопросы экономики. № 10. — 2009
  49. А.В. Продовольственное обеспечение России (Вопросы теории и практики). М.: Колос, 1999. 228 с.
  50. Город и деревня в Европейской России: 100 лет перемен. / Под ред. Т. Нефедовой. М.: О.Г.И., 2001
  51. А.Г., Штульберг Б. М., Войтоловский В. Г., Арбатов А. А. и др. Проблемы стратегии территориального развития России // СОПС. М., 2000. — 72 с.
  52. В.И. Организационные и ресурсные фактора роста сельскохозяйственного производства в России. // Экономическая наука современной России. № 4. 2009.
  53. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/ 2003 годы /Под общей ред. Проф. С. Н. Бобылева. М.: Весь Мир, 2003.
  54. Р., Евстигнеева JI. Стратегия выхода России из кризиса // Вопросы экономики. № 5, 2009. — С.47−58.
  55. A.M. Структурные сдвиги в продовольственной сфере и качество жизни населения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. 2004. — № 4. — С. 72.
  56. В.А., Спасов В. П., Сдасюк Г. В. Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий: локальный уровень. // Материалы для чтения. Великолукская государственная сельскохозяйственная академия. ИГ РАН. 2001.
  57. В.Н. Управленческая парадигма XXI века. // Муниципальный мир. № 5. 2000. — С.64−67.
  58. Игнатовский П. Экономика и ее человечность // Экономист. 2009 .- № 2.
  59. Калужские губернские ведомости. 1876 г. № 6.
  60. В.В., Мерзлов А. В. Методические рекомендации по разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. 148 с.
  61. Э. пришло время создать мировой экономический трибунал. // Экономическая жизнь."№ 20. 2009. — С.22.
  62. Круглый стол по проблеме «Устойчивое развитие сельской местности» // РФ Минсельхоз. -М., 2000. С. 81.
  63. Кругом кооперация: мировой опыт // Агробизнес. № 4. 2003.
  64. В.К. Кредитная кооперация в агропромышленном комплексе. Калуга: Издательство КГПУ им. К. Э. Циолковского. 2000.
  65. В.К., Смолянский С. В. Предпринимательство и трансформации общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта. -М.: Изд-во «Ноосфера», 2005.
  66. В.К., Чиркина Н. Н., Гутман М. Б. Небанковская инфраструктура финансовых посредников: кредитные кооперативы. 2006.
  67. Э.Н. К разработке концепции много-функциональности агропродо-вольственного сектора (АПС) Доклад на XII Никоновских чтениях. Москва, РГАУ-МСХА, 30.10.2007.
  68. Р. Модернизация экономики : проблемы, задачи // Экономист № 3.-2009.
  69. В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист. 2009. № 3.
  70. Н.В. Новые направления развития сельских территорий в Евросоюзе // Никоновские чтения: Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий, 2007.
  71. Н.В., Мерзлов А. В. Разработка программ развития сельских территорий в Федеративной Республике Германия // АПК: экономика и управление. 2009.- № 1.
  72. Н.В., Чайка В. П. Возникновение парадигмы устойчивого развития: теоретические аспекты // Экономика и финансы. — 2007.- № 10.
  73. Н.В., Чайка В. П. Политика устойчивого развития сельских территорий ЕС // Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. -№ 1.
  74. Листок Жиздринского сельскохозяйственного общества за 1912, 1913, 1914 г. г. (архивные дела №№ 4433, 4228, 4230 Калужской областной библиотеки).
  75. Ю.М. Сельский капитализм в России: столкновение с будущим. — М.: ОАО «Московские учебники», 2005.
  76. А.Н. Проблемы социально-экономического развития территориальных систем: Монография. — М., 2001.
  77. Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007. — 655 с.
  78. Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главным центрам губернии. Калуга: Золотая аллея. — 2004.
  79. А.В., Новоселов А. Л., Чепурных Н. В. Региональное развитие: сельская местность. Издательство Наука, 2006. — 490 с.
  80. А.В. Переход к устойчивому развитию сельских территорий: теория, методология и практика. М.: Издательство ИГ РАН, 2006. — 308 с.
  81. Механизмы устойчивого сельского развития. Ч. 1. Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения: Методическое пособие. М.: РосАгроФонд, — 2003.
  82. В.И., Папцов А. Г. Сельское хозяйство, продовольственная безопасность, внешняя торговля России и ВТО, 2002 -189 с.
  83. Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. -Москва: «Новое издательство», 2003.
  84. Т.Г., Трейвиш А. И. Между городом и деревней // Мир России. 2002. № 4.
  85. А.П. Социально-экономическое развитие и обустройство села. -М.: Типография РАСХН, 2006. 398 с.
  86. JI.M. Состояние и проблемы регионов России: Уч. пособ. -Новосиб., 2002.
  87. Ю. Социология Питирима Сорокина и экономические трансформации //Вопросы экономики.- 1999. -№ 11.-С.63.
  88. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского Континента // Европейская конференция министров регионального планирования (СЕМАТ). — Ганновер, 7−8 сентября 2000 г.
  89. Отчет Крестьянского поземельного банка за 1902 г. СПб. 1902 -1907.
  90. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработать концепцию устойчивого развития ' сельской местности» (Государственный контракт № 1922 на выполнение научно-исследовательских работ от 18 сентября 2001 г.). -М.:ВИАПИ, 2001.- 115 с.
  91. А.П. Роль местного самоуправления в социальном обустройстве сельских поселений // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия М., 2002.
  92. . П. Рынок труда на селе и его регулирование / Б. П. Панков. М.: МП «Петит», 2002.
  93. . П., Федотова О. В. Система социальной защиты сельского населения на рынке труда. М.: Компания «Спутник*», 2008. — 136 с.
  94. . Развитие сельских территорий: шаг вперед, два — назад //Человек и труд. — 2004. — № 10.
  95. А.Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. М.: МиД. — 2006. — 349 с.
  96. В.В. Сельская Россия: 1991−2001 гг. М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 е.: ил.
  97. Первый губернский кооперативный съезд в Калуге. 1914. (архивные дела№№ 5176, 5177, 4781 Калужской областной библиотеки).
  98. Петриков А. В Устойчивость сельского развития //Экономист.- 2006. -№ 7.
  99. А.В. Многофункциональность сельского хозяйства: теоретические и политические аспекты: Доклад на XII Никоновских чтениях. Москва: РГАУ МСХА, 30.10 2007 г.
  100. А.В. Перспективы устойчивого развития сельских территорий // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 2005. — № 7,
  101. А.В., Овчинцева Л. А., Кузнецов М. В. и др. Концепция устойчивого социально-экономического развития сельской местности России (отчет). Изд-во: ВИАПИ, 2001
  102. Петриков А.В., .Овчинцева Л. А., Соскиев А. Б., Янбых Р. Г. и др. Рекомендации по совершенствованию управления устойчивым развитием сельской местности на федеральном уровне (отчет) Изд-во: ВИАПИ, 2004
  103. С.Ф. Развитие сельской местности в свете реформ аграрной политики в странах Евросоюза// Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. — 2006. № 2.
  104. Г. Х. Истоки русской беды (русский вариант выхода из феодализма в XIX веке — причина трех революций XX века). М.: Изд. Дом международного университета в Москве. 2008. — С. 281, 301−302.
  105. Практическое пособие серии «Путеводитель по вопросам территориального развития» // Организация процесса стратегического планирования в сельском муниципальном округе» / А. В. Мерзлов и др.: Практическое пособие. -М.: Изд-во МСХА, 2003. 28 с.
  106. Л.С. Мировые товарные рынки : учеб. пособие / Л. С. Ревенко, Т. И. Ружинская — МГИМО (У) МИД России, каф. междунар. экон. отношений и внешних экон. связей. — М.: МГИМО-Университет, 2005. — 182 с.
  107. Регионы / Российская газета № 120 5 июня 2006.
  108. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Статистический сборник. Информационно-издательский центр «Статистика России». — 2007.
  109. Е.С. Устойчивое развитие сельских территорий важнейший фактор улучшения качества жизни населения Белгородской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий — № 8. -2005.
  110. П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях. // Экономист № 3.- 2009.
  111. Сборник статистически — экономических сведений по сельскому хозяйству России и некоторых иностранных государств. Год второй. СПб., 1908.
  112. Сельская бедность: причины и пути преодоления. — М.: ЭРД, ВИАПИ, 2004.- 453 с.
  113. Сельская экономика: Учебник / Под ред. С. В. Киселева М.: Инфра-М, 2008. 572 с.
  114. Е., Шик О. Мировой опыт политики сельского развития. Аналитический центр АПЭ // www.iet.ru/afe 2007.
  115. .Е. Экономические и правовые аспекты агроэкологической политики в странах с развитой рыночной экономикой: Обзорн. информ. / Центр информации и технико-экономических исследований АПК. М., 2008. -58 с.
  116. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., — 1992. С. 268.
  117. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат.сб. / Росстат М., 2006. — 493 с.
  118. Е.С. Земельный вопрос. М.: Колос.- 1999.
  119. М.П. Экономическое развитие: Учебник/Пер. с англ. Под ред. С. М. Яковлева, JI.3. Зевина. — М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.-671с.
  120. Д.И. Социально-трудовая сфера села (состояние и перспективы) / МСХ РФ. М., 2005. — 264 с.
  121. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1989
  122. В. Аграрная реформа в России: мифы и реальность // Вопросы экономики.- 2009. № 10.
  123. Устойчивое развитие сельских территорий (теория, методология и практика): Дисс. на соискание ученой степени д.э.н. / А. В. Мерзлов 08.00.05. М., 2006.-305 с.
  124. Устойчивое развитие сельских территорий./ Под ред. В. М. Баутина. -М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2004. — 312с.
  125. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: Зарубежный опыт и проблемы России / Отв. ред. Н. Ф. Глазовский, А. В. Гордеев, Г. В. Сдасюк. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005.
  126. Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы. // Никоновские чтения 2001. Российская академия сельскохозяйственных наук, ВИАПИ, Фонд поддержки аграрной реформы и сельского развития. — М., 2001 -516 с.
  127. И.Г. Аграрная политика: лимит времени на эксперимент исчерпан // Аграр. эксперт. 2006. — № 1. — С. 3−6.
  128. И.Г. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление. 2006. -№ 4.
  129. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года» (проект). М.: ВНИИЭСХ, 2009. — 62 с.
  130. Филипп Котлер, Кристер Асплунд, Ирвинг Рейн и Дональд Хайдер. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. — Спб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 376 с.
  131. Г. Жизнь и смерть русского социализма // Вопросы экономики. 2009. --№ 5, — С. 149.
  132. Центрально-Черноземный район: У каждой области своя модель развития // http://annews.ru/news/detail.php?ID=120 815.
  133. В.П. Саморазвитие сельских территорий важная составляющая продовольственной безопасности страны. (Методология построения системы). — М.:ФГНУ «Росинформагротех», 2004.- 468с.
  134. В.П., Исаев А. Г. Сельский туризм в устойчивом развитии сельских территорий // Экономика сельского хозяйства. 2007. -№ 11.
  135. , В.П. Устойчивое развитие сельской экономики М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2008.
  136. А.В. ' Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. -М.: Наука, 1991. 456 с.
  137. Г. П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002. — 416 с.
  138. А., Кругликов А., Трофимова В. Экономические и социальные проблемы села и пути их решения.// АПК: экономика, управление. — 2002. -№ 12. С. 4.
  139. .А. Новая роль сельского хозяйства в современном обществе: Доклад на XII Никоновских чтениях. Москва: РГАУ МСХА, 30.10 2007 г.
  140. Г., Шайкин В. В., Пошатаев А. В. Практикум по маркетингу: учебник. М.: Кошэс, 2008. — 271 с.
  141. К.А. Речь на открытии Калужского кооперативного съезда 1914 г. (архивное дело № 47 811 Калужской областной библиотеки).
  142. А.А. Повысить уровень продовольственной безопасности // Экономика сельского хозяйства России.- 2008.- № 4.
  143. Ю.А. Восточный шанс. Русско-японская война 1904 1905 г. г. в ретроспективе исторического выбора. М.: Компания «Спутник». — 2005.
  144. Е. Две концепции городских и сельских территорий в Европе // Демоскоп Weekly № 253−254 21 августа 3 сентября 2006, http://demoscope.ru/weekly/2006/0253/barom04.php .
  145. Ю.Э. Опыт статистического исследования в крестьянских наделах и платежах. СПб., 1881.
  146. Fact Sheet: die EU-Politik zur Forderung der Entwicklung des landlichen Raums 2007−2013 //http://ec.europa.eu/agriculture/publi/fact/rurdev2007
  147. Politik zur Entwicklung des landlichen Raums 2000 2006 // http://ec.europa.eu/agriculture/rur/index de. htm
  148. Politiques des temps dans les territoires ruraux, ARTEVER, Fevrier 2007, 4S // http://www.grep.fr/proiets/Artever/PDF/ArteverFranceRurale.pdf
Заполнить форму текущей работой