Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Художественное воплощение народно-поэтического миропонимания в творчестве Е.И. Носова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние десятилетия творчество названных писателей находится под пристальным вниманием исследователей. Появился целый ряд научных работ, посвященных изучению духовно-религиозной, нравственной проблематики деревенской прозы, отражению в ней мифофольклорной и христианской традиции (Соловьева Е.В. «Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина и В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование в отечественной науке проблемы синтеза языческой и христианской традиций
  • Глава 2. Черты языческого миропонимания в творчестве
  • Е.И.Носова
    • 2. 1. Образы небесных светил в народном сознании
    • 2. 2. Символическое значение образов животных и птиц
    • 2. 3. Художественная функция персонажей языческого фольклора
  • Глава 3. Художественное воплощение мотивов языческо-христианского синкретизма в прозе Е.И. Носова
    • 3. 1. Языческие элементы в почитании икон и культе святых
    • 3. 2. Отражение синтеза языческих и православных праздников в народном календаре
    • 3. 3. Языческие мотивы в православных ритуалах

Художественное воплощение народно-поэтического миропонимания в творчестве Е.И. Носова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XX — начале XXI века в российской культуре наблюдается повышение интереса к национальному и религиозному вопросу, к народным традициям и верованиям. П. А. Смирнов называет этот процесс «этнокультурным ренессансом» [Смирнов, 2002, с. 170].

В современной науке одним из актуальных направлений является изучение самобытности русского характера, русской культуры. Ярким проявлением данной тенденции в литературоведении является изучение так называемой «деревенской» прозы 1960;1980 гг., в которой народный характер и народная философия жизни отражены со всей полнотой. Писатели-деревенщики, по меткому выражению И. Виноградова, «странники за живой водой русской народной нравственности» [Виноградов, 1995, с. 305], к которым традиционно относят Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, Е. И. Носова, В. Г. Распутина, В. А. Солоухина, В. М. Шукшина и некоторых других, были выходцами из российской глубинки, а потому могли рассказать о деревне устами самой деревни. А ведь именно она (деревня) явилась той почвой, на которой выросла и расцвела, по мнению Ф. А. Абрамова, наша культура. Предметом исследования в творчестве деревенщиков становится самобытный народный характер, народная философия жизни, быт и бытие русского крестьянства.

Как пишет А. Ю. Большакова, «сущность деревенской прозы определяется не тематическим признаком („проза о деревне“), как это было принято предполагать до сих пор, но, главное, общими идейно-эстетическими установками и выделением (на правах центрального предмета изображения) единого эстетического идеала, сформированного в течение веков на основе крестьянского мироощущения и сопряженного с мировой культурой, которая выросла из поэтических воззрений на людей и природу древних земледельцев, скотоводов-пастухов» [Большакова, 2002, с. 6].

Центральная идея крестьянского лада — идея непреходящей ценности традиций и идеалов народной культуры, животворности народных традиций з как генетически культурно-нравственных, духовных основ обществаопределяет всю деревенскую прозу в целом" [Новожеева, 2007, с. 189].

В последние десятилетия творчество названных писателей находится под пристальным вниманием исследователей. Появился целый ряд научных работ, посвященных изучению духовно-религиозной, нравственной проблематики деревенской прозы, отражению в ней мифофольклорной и христианской традиции (Соловьева Е.В. «Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина и В. Максимова», Митрофанова И. А. «Мифофольклорная и древнерусская традиции в повестях В.Г. Распутина», Холодкова Е. К. «Концепция национального характера в прозе В. П. Астафьева, В. Г. Распутина и Б. П. Екимова 1990;х — 2000;х гг.», Барышева O.A. «Христианский и народнопоэтический мотивы в художественном мире прозы В.Г. Распутина»).

В нашей работе мы анализируем, каким образом отражено народное миропонимание в творчестве одного из представителей деревенской прозы, курского писателя Е. И. Носова.

Миропонимание, или мировоззрение, — это комплекс представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе. В связи с тем, что наше исследование носит литературоведческий, а не культурфилософский характер, мы оставляем за собой право использовать термины «миропонимание», «миросознание» и «мировоззрение», как синонимичные.

Одним из самых мощных организующих и объединяющих факторов русского этноса, на основе которого строится народное миросознание, является русское православие. Христианские традиции, существующие в.

России более тысячи лет, стали неотъемлемой частью русской культуры и «во многом способствовали формированию русского менталитета» [Смирнов,.

2002, с. 3]. «Однако наш народ строит свое миросозерцание не на основе одного лишь христианства: наряду с традициями, привнесенными в народную жизнь новой православной верой, элементы старой веры, языческой, также 4 продолжают играть немалую роль» [Максимов, 1994, с. 205]. Религиозные нормы, принесенные на Русь христианством, наложились на систему славянского язычества, которое составляло основу древнеславянской культуры, что во многом «определило специфику народного искусства, быта, мировоззрения славян в последующие века вплоть до наших дней» [Смирнов, 2002, с. 3].

Система верований каждого народа формируется веками и зависит от множества исторических и социальных факторов. Специфика древнерусской религиозности заключается в контаминации различных составляющих, в том, что в сознании русского человека сосуществовали одновременно элементы мифологической картины мира и важные компоненты христианской религии, т. е. «русский народ одной рукой держится за старую веру, а другой — за христианство» [Максимов, 1994, с. 205].

Таким образом, для русской ментальности и культуры характерен синкретизм православной религии и языческих верований, без понимания сущности и значения которого, невозможно, как отмечает П. А. Смирнов, осмысление национальной культуры в целом. Этот феномен глубоко проник в сознание народа, который смотрел на мир, думал и поступал под влиянием этого явления. Переплетение языческих и христианских традиций стало той основой, на которой строилось народное миропонимание.

В данном исследовании воплощение народно-поэтического мировоззрения в творчестве Е. И. Носова рассматривается именно исходя из того, что одним из формообразующих элементов народного сознания является сосуществование языческих и христианских мотивов.

Подобный подход представляется нам вполне оправданным, так как имя.

Е.И. Носова, в первую очередь, связывается с деревенской прозой. Для его произведений характерно глубокое постижение основ национального крестьянского характера, реалистичное детальное отражение народной жизни и духовной культуры русского села. Безусловно, огромную роль сыграл личный опыт писателя: он родился и вырос в деревне Толмачево под Курском, 5 а, как известно, именно детская модель восприятия окружающей действительности является той основой, благодаря которой формируется личность человека. Будучи ребенком, Е. И. Носов вобрал в себя все, что мы называем народной культурой, начиная с языковых особенностей и заканчивая традиционными обрядами и праздниками, поэтому в своих произведениях он выступил во многом и как этнограф, фиксирующий то или иное явление крестьянской жизни.

Народное поэтическое восприятие природы, животных и птиц, языческие легенды о домашних и природных духах в соединении с верой в православного Бога и христианскими традициями стали впоследствии неотъемлемыми элементами художественного мира писателя.

Изучением творчества Е. И. Носова занимался ряд ученых. В труде JI.H. Дудиной «„Эпическое и лирическое в прозе Е.И. Носова“ (1982) было проведено исследование эпической и лирической составляющих в прозе писателя. В работе О. Н. Кузнецовой „Категория жизнеустроительного пафоса в развитии русской литературы второй половины XX столетия. Даниил Гранин и Евгений Носов в потоке интеллектуально-деловой и деревенской прозы 19 502 000 годов: к вопросу о реинтерпретации творчества писателей-новаторов“ (2003) изучены духовно-нравственные истоки „общинного“ сознания, отраженного в социально-нравственных коллизиях рассказов и повестей Е. И. Носова. Пристальному анализу подверглась военная проза писателя в работах И. Ю. Порублевой „Военная проза“ Е. И. Носова: проблема идиостиля» (2010) и Н. В. Судариковой «Проза Е. И. Носова о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие» (2006). К вопросам воссоздания народной жизни в его произведениях обращались Ю. Л. Филиппов «Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е. И. Носова 50−60 гг.» (1994) и Н. П. Хрящева «Поэтика Е. И. Носова (Принципы воссоздания национального бытия)» (1982).

В нашей работе рассмотрению подвергается особый, малоизученный аспект творчества Е. И. Носова. Исследование нравственно-эстетической 6 основы художественного мира писателя ведется путем выделения и анализа черт языческо-православного синкретизма в народном миропонимании, отраженном в его произведениях.

Актуальность диссертационного исследования определяется в первую очередь тем, что изучение образно-стилевого воплощения слияния языческих и православных традиций в народном сознании в творчестве Е. И. Носова весьма важно для более детального прочтения его произведений в мифологическом, культурологическом и философском аспектах, для расширения и обогащения представлений о творчестве писателей-деревенщиков.

Предметом исследования является специфика отражения в творчестве Е. И. Носова языческо-христианского синкретизма как одного из фундаментальных, системообразующих факторов народного мировоззрения.

Материалом послужила проза Е. И. Носова 1957;2000 гг. (шесть повестей, сто шесть рассказов, тридцать четыре миниатюры и одна сказка, опубликованные в пятитомном собрании сочинений Е. И. Носова 2005 г.).

Цель диссертационного исследования — проанализировать особенности отражения языческо-христианского синкретизма как эстетической и духовной реальности, формообразующего элемента картины мира русского человека в произведениях Е. И. Носова.

Исходя из цели, решаются следующие задачи:

1. Осмыслить понятие «языческо-христианский синкретизм» и значение этого явления в формировании народного миропонимания.

2. Рассмотреть особенности образного воплощения языческих мотивов и определить их функцию в творчестве Е. И. Носова.

3. Проанализировать художественную функцию и специфику воплощения в прозе писателя православных традиций.

4. Выявить основные способы корреляции православной религии как вероучения и языческих верований в народном сознании, отраженном в произведениях Е. И. Носова.

Методологической основой работы стали труды, посвященные феномену «деревенской прозы» в целом и творчеству Е. И. Носова в частности (Белая Г. А., Большакова А. Ю., Вильчек Л. Ш., Недзведский В. А., Сурганов В. А., Цветов Г. А. Чалмаев В.А. и др.) — исследования, посвященные анализу особенностей взаимодействия языческой и православной составляющих в русской духовной культуре (Аничков Е.В., Гальковский Н. М., Данилевский H.H., Зеньковский В. В., Карпов A.B., Синявский А. Д., Соловьев С. М., Фаминцын A.C., Юдин A.B. и др.), а также работы крупнейших отечественных исследователей славянского язычества (Афанасьев А.Н., Иванов В. В., Капица Ф. С., Максимов C.B., Путилов Б. Н., Рыбаков Б. А., Топоров В. Т., Толстой Н. И. и др.).

В диссертации использовались приемы культурно-исторического, описательного методов, а также метод мотивного анализа.

Научная новизна работы состоит в том, что в настоящем исследовании творчество Е. И. Носова впервые концептуально рассмотрено с точки зрения отражения в нем синтеза языческих и христианских традиций.

Апробация работы, ее основных положений и результатов проводилась на заседаниях кафедры литературы КГУ (2012;2013), а также на конференциях различного уровня: «Юдинские чтения. Фольклорные традиции в контексте современной культуры и образования» (Курский государственный университет, 2010), Международная научно-практическая конференция молодых ученых (Центр научной мысли, Таганрог, 2011), Литературные чтения, посвященные памяти Е. И. Носова (2011, 2012, 2013).

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении прозы Е. И. Носова в рамках вузовского курса русской литературы XX в., в курсах по выбору, посвященных творчеству писателя, а также на уроках литературы в старших классах средней школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народно-поэтическое миропонимание, отраженное в творчестве Е. И. Носова, представляет собой сложный комплекс представлений, в котором гармонически переплетены древние языческие традиции и черты православной культуры.

2. Типичные черты языческого мировосприятия в произведениях Е. И. Носова выражаются в одухотворенном восприятии окружающего мира, в обоготворении солнца и луны, придании им символического значения.

3. Представители животного мира, наделенные в произведениях Е. И. Носова положительной или отрицательной символикой в соответствии с древнеславянскими представлениями о них, выполняют в рассказах роль ключевых образов-символов (волк, петух), предвестников грядущих событий (вороны, коршун, орел-курганник), являются мерилом нравственного облика человека (конь).

4. Образы домашних и природных духов (домового, лешего, водяного) в прозе Е. И. Носова воплощают в себе древнейший пласт народных языческих верований и являются источником мифотворчества писателя: с их помощью Е. И. Носов привлекает внимание к проблеме утраты многовекового культурного наследия.

5. Неоднозначное отношение писателя к атрибутам православной веры, к иконам, к фигурам святых угодников и Христу, несущее в себе отголоски языческих воззрений, смешение некоторых христианских и древнеславянских ритуалов является отражением синкретизма двух традиций в народном миропонимании.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения. Список использованной литературы насчитывает 229 наименований. Общий объем работы — 167 страниц.

Заключение

.

Итак, специфика художественного воплощения народного миропонимания в творчестве Е. И. Носова заключается в отражении особой духовно-эстетической реальности русского народа, основой которой является синтез православного и языческого начал: точное следование языческой традиции сочетается в ней с обращением к православным образам и атрибутам.

Языческие черты в народном миропонимании выражаются в следующем:

1. Солнце в произведениях Е. И Носова — Бог, объект поклонения, являющийся источником тепла и животворящей энергии, центр мироздания, символ счастья и благополучия, которому подчинены все законы жизни.

Не раз о своей любви к солнцу заявляют герои-дети. В рассказе «Бог наш — солнце!» для более яркой иллюстрации наивного детского восторга от летних прогулок, общения с природой автор сравнивает детское видение мира с мировосприятием древних язычников: тем и другим было свойственно восторженное и благоговейное отношение к светилу. Сами мальчики именуют себя «язычниками», а свои действия называют «древнейшим идолопоклонством».

Символическое значение солнце приобретает в ряде других произведений Е. И. Носова. Так, в рассказе «Моя Джомолунгма» светило становится главным символом жизни и возрождения и для больного мальчика, и для дерева-великана за его окном (Джомолунгмы): оба едины в своем желании жить и видеть свет. В миропонимании героя присутствуют элементы языческого восприятия мира, когда человек был слит с окружающим его миром и не мыслил себя вне его.

Оппозицию солнцу в произведениях Е. И. Носова составляет луна: если солнце выступает символом жизни, добра, то луна несет противоположную символическую нагрузку.

В повести «Шумит луговая овсяница» образ луны несет психологическую нагрузку. Затмение луны становится фоном, на котором.

145 разворачиваются драматичные события: два человека, любящие друг друга, наконец находят возможность побыть наедине, вдалеке от посторонних глаз и поговорить о своих отношениях. Страх перед лунным затмением смешивается со страхом их будущего.

В повести «Усвятские шлемоносцы» луна усиливает ощущение надвигающейся трагедии. Предметы домашнего обихода, увиденные героем в лунном свете, воспринимаются по-иному, вызывают дурные предчувствия.

Таким образом, в произведениях Е. И. Носова восприятие солнца и луны оформляется в устойчивую образную оппозицию и несет в себе языческие черты.

2. В отношении к животным и птицам также проявляются черты язычества. Конь в произведениях Е. И. Носова занимает особое положение сакрального животного — это друг и помощник, с которым у человека существует очень глубокая духовная связь. Привязанность героев к лошадям настолько же естественна и глубока, как любовь к близким людям, тоска по лошади сродни грусти по родному дому и семье.

В нескольких произведениях присутствуют сказочные мотивы, связанные с конем. Так, в рассказе «Дёжка» конь-помощник оберегает юную хозяйку, а в повести «Усвятские шлемоносцы» введён сказочный мотив выкармливания коня. Кобылка Данька, спасенная от верной смерти Касьяном, со временем благодаря уходу и заботе становится красивой, здоровой лошадью.

Кроме того, именно конь выступает у Е. И. Носова своеобразным мерилом нравственности человека. Конь в его произведениях — существо совершенно особое, сакральное, как и в древних языческих верованиях, поэтому его убийство или нанесение ему вреда усиливает ощущение преступности содеянного.

Противоположной, негативной, символикой наделен у Е. И. Носова волк.

Так, в рассказе «Потрава» сравнение главного героя с волком становится ключом к пониманию сути его характера и поступков: как и волк, он агрессивен и безжалостен, он — чужак, разорвавший все родовые связи. Он является символом жестокости и отчужденности. Волками называет автор людей, которые отреклись от своего прошлого, от своих корней, живут в страхе и ненависти.

Птицы в прозе писателя могут нести как положительную символическую нагрузку, так и отрицательную. Хищные птицы (вороны, коршун и орел-курганник) в повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы» являются трагическими предвестниками беды, смерти. Уникальность этого произведения о войне в том, что в нем отсутствуют описания военных действий. Драматизм передан Е. И. Носовым другими средствами, в том числе с помощью введения в повествование образов-символов ворона и коршуна, которые выступают предвестниками грядущей трагедии. Лишь появление орла, согласно древнейшим представлениям славян, можно трактовать двояко: как символ гибели, с одной стороны, и символ будущей победы, с другой.

Символикой света и благополучия наделен в творчестве Е. И. Носова петух, сакральная птица славянской мифологии. Во многих рассказах он олицетворяет собой добро, возрождение жизни, надежду, а в рассказе «Синее перо Ватолина» является центральным символом.

3. Кроме этого, в произведениях Е. И. Носова присутствуют все основные представители мира домашних и природных духов, так называемые «полубоги» (домовой, леший, водяной и русалки), относящиеся к низшему пантеону славянского язычества. Вера в них характерна для многих его героев, живущих в деревне, они являются неотъемлемой частью их мироощущения. Включая в повествование персонажей языческой демонологии, Е. И. Носов не только реалистично описывает народные верования, но и выражает с их помощью свое мнение по поводу многих социальных проблем современности, что вносит в его произведения элементы публицистичности.

Наряду с элементами древнеславянского миропонимания в творчестве.

Е.И. Носова присутствует и православно-религиозная составляющая, однако реализуется она в основном через формальные внешние атрибуты. Писатель.

147 очень тонко подметил и выразил в своих произведениях одну из главных особенностей народного сознания — неразрывное слияние языческой веры с православной, которое выражается в следующем:

1. Святых мучеников народ рассматривает в качестве самостоятельных объектов поклонения наравне с Христом, что весьма напоминает древнеславянское многобожие. Т. е. для героев Е. И. Носова фигура самого Христа не является наиболее чтимой, в его произведениях гораздо чаще люди напрямую обращаются к святым угодникам, среди которых самым любимым и уважаемым является святой Николай. Интересно, что Христу и святому Николаю автор присваивает противоположные характеристики: Христос у Е. И. Носова «строгий», «суровый», «отрешенный», «замкнутый», а Николай, напротив, — «общедоступный» и «приветливый».

2. В творчестве Е. И. Носова упоминаются многие составляющие народного календаря, который выступает идеальным примером синкретизма языческих и христианских традиций. Большинство праздников, обозначенных в произведениях, имеют в своей основе христианскую легенду и названы именами православных святых, однако герои рассказов в большинстве случаев не знают и не помнят об этом, обращая внимание на связанные с праздником погодные приметы и используя знаменательные даты как временные ориентиры, т. е. православная составляющая не выводится писателем на первый план.

В автобиографическом рассказе «Аз-буки» Е. И. Носов очень подробно описывает праздник Сорока сороков, представляющий собой идеальный пример двоеверия: в его основе лежит православная легенда, но герои рассказа (сам автор и его бабушка) исполняют ритуалы древнеязыческого праздника Весеннего равноденствия, отмечая приход весны и закликая ее при помощи куликов.

3. В прозе Е. И. Носова описаны также некоторые элементы православной обрядности: в каждой избе присутствует красный угол с иконами, крестьяне по-прежнему носят нательные кресты, крестятся, входя в дом и принимая пишу, молятся Богу и Богородице. Но, как показывает автор, и в этих чисто православных по сути ритуалах присутствуют языческие элементы: порой крестик воспринимается героями Е. И. Носова как языческий оберег, старушки в его рассказах осеняют крестным знамением не только людей, а еще деревья и домашний скот, а молитва Богу у героев Е. И. Носова носит ситуативный характер, применяясь только в критических жизненных ситуациях.

К Богородице в рассказах Е. И. Носова обращаются только героини-женщины, что отсылает нас к языческому делению на мужских богов и женских богинь.

В целом можно говорить о том, что в своих произведениях писатель отразил скорее прикладной, чем богословский характер веры и ее направленность в большей степени на решение бытовых, хозяйственных вопросов.

В народном сознании героев Е. И. Носова гармонично переплетены славянская языческая древность и православные традиции: русский народ верит в православного Бога и святых и в то же время не теряет веры в домашних и природных духов, обожествляет природу и животный мирпразднование православной Пасхи ничуть не мешает «закликать» весну с помощью языческих куликова один человек вполне может сочетать в себе черты Лешего и православного старца, как дедушко Селиван из повести «Усвятские шлемоносцы».

Одним из наиболее ярких проявлений синкретизма языческих и православных воззрений в крестьянском миропонимании является отношение человека к хлебу, считавшемуся священным объектом, символом труда и источником жизни как в язычестве, так и — позже — в христианстве. Герои Е. И. Носова, с одной стороны, обращаются с хлебом как с живым, способным дышать, чувствовать, уставать, и в этом проявляется их языческое мировоззрение, с другой — следуют православной традиции и осеняют хлеб крестом.

В заключение вспомним слова из повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы»: «Так и менялись за этим столом местами — по ходу солнца. На утренней стороне, как и теперь, всегда теснились ребятишки, на вечерней — женщины, а в красном углу, в застольном зените, всегда сидел главный резальщик хлеба, пока не приходило время уступить нож другому» [НосовТ.4, с. 111].

В этом небольшом, однако удивительном по своей смысловой емкости, отрывке писатель отражает сущность традиционного жизненного уклада русского человека: во главе, в «зените», в красном углу — хозяин дома, он жеглавный «резальщик хлеба», дети как самые младшие, находящиеся еще в утренней поре своей жизни — на утренней стороне, женщины — на вечерней. Таким образом, достаточно легко вычленяются основополагающие понятия, определяющие ход жизни человека: солнце, хлеб, Бог. Причем здесь как нельзя лучше выражается единство языческих и православных верований русского народа: не мешая друг другу, поклонение вызывал как Бог православный, так и бог языческий, воплощенный в образе Солнца. А хлеб можно рассматривать как двоеверный символ, вбирающий в себя черты и тех и других верований, слившихся в конечном итоге в нераздельное единство, которое и лежит в основе русского восприятия мира, отраженного в произведениях Е. И. Носова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автопортрет славянина. М., 1999. С. 115.
  2. Е.В. Язычество и Древняя Русь (репринтное издание). М.: Индрик, 2003. 402 с.
  3. Ю. Мой Тополь // Толока. 2001. № 40. С. 14.
  4. В. О моем друге // Носов Е. Берега. М.: Современник, 1971. С. 510.
  5. В. О Е. Носове: к 70-летию // Лит. В школе. 1995. № 3 С.77−79.
  6. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других народов. В 3-х тт. М.: «Современный писатель», 1994.
  7. O.A. Христианский и народно-поэтические мотивы в художественном мире прозы В.Г. Распутина: дисс.. канд. филол. наук. Кострома, 2010. 217 с.
  8. И. Во всей правде-матушке // Курская правда. 1994. 12 апреля. Ю. Бахмут В. Деревенщики // Земля и дело. 2001. 19 июля. № 29. С. 7. П. Бахмут В. Мастер о Мастере: «Новый мир»: А. Солженицын о творчестве
  9. Е. Носова // Курская правда. 2000. 28 июля. С. 13.
  10. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
  11. В. Крестьянская повседневность (традиции конца 19-начала 20 века). М Тамбов: издательство ТГТУ, 2004. 304 с.
  12. Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. 191 с.
  13. И.В. Лад: Очерки по народной эстетике. М.: Молодая Гвардия, 1989. 420 с.
  14. О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М.: Индрик, 1999. 320 с.
  15. Г. С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. 238 с.
  16. Н. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2003. 272 с.
  17. H.A. Душа России // Русская идея. М.: Республика, 1992. 198 с.
  18. А.Ю. Феномен деревенской прозы, вторая половина 20 в.: дисс.. докт. филол. наук. М., 2002. 403 с.
  19. А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века/А.Ю.Большакова. М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000. 132 с.
  20. А.Ю. Русская деревенская проза XX века: Код прочтения. Шумен.: Аксиос, 2002. 160 с.
  21. Н.В. Мифическое мышление: архаика и современность: автореферат дисс.. канд. филос. наук. М., 1998. 210 с.
  22. Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина. Монография / Н. В. Борисова. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. 282 с.
  23. А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. М.: Сов. писатель, 1973. 456 с.
  24. С.П. Петух в славянской мифологии Электронный ресурс. URL: http://pagan.ru/slowar/p/petuhO.php (дата обращения 07.12.2010)
  25. М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. М.: Индрик, 1999. 325 с.
  26. H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978. 239 с.
  27. И. Между отчаянием и упованием // Континент. М. Париж. 1995 № 83. С.302−309.
  28. М. Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб: Азбука, 2004. 672 с.
  29. Т.А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов на Дону: Феникс, 1996. 270с.
  30. Ю.А. Слово о русских. М.: ИКАР, 2002. 296 с.
  31. Ю.А. Русский культурный архетип. Характер. Склад мышления. Духовные ориентации. М., 2005. 480 с.
  32. Д.А., Наговицын А. Е. Боги славян: Язычество. Традиция. М.: Рефл-бук, 2002. 463 с.
  33. Д.А., Ермаков С. Е. Боги славянского и русского язычества. М.: Ганга, 2009. 288 с.
  34. Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. 1−2. М: Индрик, 2000.
  35. В. Дела деревенские // Гейдеко В. Постоянство перемен. М.: Современник, 1985. С.115−121.
  36. Г. А. Древняя религия славян. Миттава: Типография Штефенгагена и Сына, 1804. 151 с.
  37. Е.Е. История Русской Церкви. М., 1904. 2-е изд. Т.1 4.2.
  38. Ю. За долами, за лесами: Слово о Е. Носове // Сов. Россия. 1990. 26 января.
  39. Гришень?ова Г. Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В. Распутина: Дисс. канд. филол. наук. Тюмень, 2004. 189 с.
  40. М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 269 с.
  41. М.М. Православие как традиционная религия большинства русского народа // Исторический вестник. М. Воронеж, 2001. № 2 -3. С. 32.
  42. Е.А., Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1995. 367 с.
  43. A.B. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 910 с.
  44. В.И. Пословицы русского народа. М.: ЭКСМО-Пресс, изд-во ННН, 2000. 616 с.
  45. В.И. Русский народ: поверья, суеверия и предрассудки. М.: Эксмо, 2005. 253 с.
  46. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  47. И.Н. Языческие традиции и христианство в Древней Руси // Древняя Русь глазами современников и потомков IX—XII вв.:
  48. Курс лекций. М., 1998. Электронный ресурс.
  49. URL:http://www.gumer.info/bogoslovBuks/okkultizm/Article/dan Jaztrad. php (дата обращения 24. 05.2011).
  50. И. Надежные берега //наш современник. 1976. № 7. С. 161−171.
  51. В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси, М.: Вече. 1999. 560 с.
  52. Е. И остаются сыновья //Притяжение. Воронеж. 1987. С. 120 143.
  53. Е.В. Популярная история мифологии. М.: Вече, 2003. 512 с.
  54. Дудина J1. Синтез лирического и социального в творчестве Е. Носова // Рус. речь. 1982. № 1. С.36−40.
  55. JI. Эпическое и лирическое в прозе Е.И. Носова: дисс. канд. филол. наук. Москва, 1982. 195 с.
  56. Духовно-нравственные идеалы писателей «деревенской прозы» в свете христианских ценностей: (IV Абрамовские чтения): Сб. статей: Веркола: Архангельск, 2004. 268с.
  57. JI. Журнал «Поле Куликово»: О рассказе «Кто такие?» // Бибилиотека. 1994. № 6. С. 64.
  58. E.H. Сказка, заговор и колдовство в России: сб. тр. М.: Индрик, 1994. 270 с.
  59. М.И. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. 1880. 629 с. Электронный ресурс.
  60. URL: http://eribyni.ru/books.php?id=l 3 235 664 (дата обращения 23.06.2010)
  61. Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.
  62. В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. Электронный ресурс.
  63. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Linguist/ivanov/index.php (дата обращения 11.09.2010).
  64. A.A. Лад Земли: духовное наследие славян: Учеб пособие по этновалеологии. Самара: Изд-во Сам. Гос. пед. ун-та, 1999. 270 с.
  65. И. Национальная Россия: наши задачи. М.: Эксмо, 2011. 464 с.
  66. А.Н. Православие и русская культура. М.: Сов. Россия, 1985.128 с.
  67. Е.Г. Религия древних славян. М.: Практические знания, 1918. 73 с.
  68. И.А. Православная аксиология в русской прозе XX—XI вв.еков: автореф. дисс. на соискание уч. ст. докт. филол. наук, Тверь, 2011. 36 с.
  69. Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 2-е издание. М.: Флинта-Наука, 2001. 215 с.
  70. A.B. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в 9−11 вв. СПб: Алетейя, 2008. 184 с.
  71. A.B. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. Т.1. Элeктp.pecypc.URL:http://magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh02.htm (дата обращения 20.10.2011)
  72. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 267 с.
  73. А.Е. Земляки: творчество К. Воробьева и Е. Носова. Курск, 1999. 154 с.
  74. Книга о мастере. Холмы и берега Евгения Носова: очерки о творчестве / сост. Е. Д. Спасская. Курск: Крона, 1998. 896 с.
  75. Т.В. Эпос крестьянской жизни в творчестве В.И. Белова (повесть «Привычное дело», романы-хроники «Кануны» и «Год великого перелома», очерки «Лад»): дисс.. канд. филол. наук. Самара, 1997. 189 с.
  76. А. На прочных устоях // Наш современник. 1982. № 1. С.HOISS.
  77. Т. Роль фольклорнбых традиций в создании народного характера/ на материале современной прозы о деревне//Филологические науки.- 1979. -№ 3.
  78. Курское слово: сб. науч. тр.: вып. 1 / КГУ- [отв. ред. А. Т. Хроленко]. Курск: изд-во КГУ, 2004. 98 с.
  79. Курское слово: сб. науч. тр.: вып. 2 / КГУ- [отв. ред. А. Т. Хроленко]. Курск: Изд-во КГУ, 2004. 92 с.
  80. O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999. 274 с.
  81. С.Ю. Художественный мифологизм в прозе о деревне 1970−90-х гг.: дисс.. канд. филол. наук. Пермь, 2006. 191 с.
  82. . A.B. Мифологизация и ремифологизация как социальный феномен. Калуга: Манускрипт, 2001. 310 с.
  83. Н.И. Славянская мифология. Киев: Типография И. Вальнера, 1847. 116 с.
  84. М.О. История русского самосознания. Минск, 1997. 402 с.
  85. Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. JL: Знание, 1988. 32 с.
  86. H.A. Дом: его облик и душа: к вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном изобразительном искусстве. Петрозаводск: Карельский научный центр, РАН, 1992. 29 с.
  87. H.A. Русская мифология: Мир образов и фольклора. М.: Академический проект- Гаудеамус, 2004. 1005 с.
  88. Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. М.: Московский психолого-соц. институт, 2006. 144 с.
  89. А.Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси). М., 1988.
  90. И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного.(Эстетика Киевской Руси) М.: Молодая гвардия, 1990.
  91. A.A. Космические мифология древних славян. СПб: Лексикон, 2001. 256 с.
  92. В. Родник в пыли //Лит. Россия. 1997. 10 октября. С. 10.
  93. А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1985. 137 с.
  94. Е.Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, 2000. 526 с.
  95. .А. Эпос героизма. Тема героического в русской советской прозе. М.: Просвещение, 1975. 272 с.
  96. В.В. Функции иконы. Икона и образ. Электронный ресурс. URL: http://azbyka.ru/tserkov/ikona/lepahin funktsii ikony-all.shtml#g2 (дата обращения 24.09.2011)
  97. Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. 256 с.
  98. Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. 495 с.
  99. А.Ф. Диалектика мифа. Электронный ресурс.
  100. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/LosevDialMif/index.php (дата обращения 12.11.2009)
  101. Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики, характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 368 с.
  102. Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: искусство СПБ, 2002. 768 с.
  103. C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб: Полисет, 1994. 443 с.
  104. В.Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. М. Горького РАН, 2005. 368 с.
  105. A.M. Идеология и художественный мир «деревенской прозы» (В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев): дисс.. доктора филол. наук. СПб, 2007. 276 с.
  106. Мастер с нами. Храм Евгения Носова: статьи, очерки, воспоминания, стихи, переписка. Курск, 2007. 789 с.
  107. М. Герой и конфликт в русской советской повести 60−70-х гг. о Великой Отечественной войне: дисс. канд. филол. наук. Киев, 1975. С.65−69.
  108. Ю.В., Мизун Ю. Г. Тайны языческой Руси. М.: Вече, 2000. 441 с.
  109. Мировосприятие и образ жизни: Научное издание/Под. научн. ред. Ю. Н. Кулюткина и C.B. Тарасова СПб: Изд-во «Образование-Культура», 1999. 100 с.
  110. Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М.: Беловодье, 1995. 315 с.
  111. Ю.П. «Сакральное Руси». Собрание сочинений в двух томах. Т.1. М: издательство АДЕ «Золотой век», 1996. 600 с.
  112. И. Мифофольклорная и древнерусская традиция в повестях В.Г. Распутина: автореферат диссертации канд. филол. наук. М., 1991.20 с.
  113. Мифы древних славян. Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардучин. Саратов: Надежда, 1993. 320 с.
  114. А.Е. К характеристике русского средневекового мировоззрения (Проблема «двоеверия», методологический аспект) // Реконструкция древних верований: Источники, метод, цель. Тезисы докладов. Л., 1990. С. 72 74.
  115. В.А. Русская «деревенская проза» / В. А. Недзвецкий, В. В. Филиппов. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. 141с.
  116. H.A. Проблема национального самосознания в творчестве Ф.А. Абрамова: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1998. 21 с.
  117. О. Современная культура и православие. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. 178 с.
  118. Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974. 256 с.
  119. И.В. Концепция человека в деревенской прозе 1960−1980 гг. по произведениям В. П. Астафьева, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина: дисс.. канд. филол. наук. Орел, 2007. 212 с.
  120. Е.И. Собрание сочинений: В 5 т. Т.2: В чистом поле.: Рассказы и повесть. Повесть о детстве/Сост. Е. Д. Спасская. М.: Русский путь, 2005. 352 с.
  121. Е.И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. З: Вечерние стога: Рассказы, повесть. И остаются берега.: Повести, рассказы, эссе. Во всей правде-матушке. :Статьи, очерки, интервью/Сост. Е. Д. Спасская. М.: Русский путь, 2005. 576 с.
  122. Е.И. Собрание сочинений: В 5 т. Т.4: Травой не порастет.: Повесть, рассказы. Защищая жизнь.: Статьи, очерки, интервью о войне/Сост. Е. Д. Спасская. М.: Русский путь, 2005. 432 с.
  123. Г. А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. 152 с.
  124. О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). М., 2000. 60 с.
  125. Ф. Второй призыв «Усвятских шлемоносцев» // Курская правда. 2000. 31 июля. С.З.
  126. А. Славянские руны. М.: Гелиос, 2001. 176 с.
  127. А. «Деревенская проза»: итоги и перспективы изучения // Филологические науки. 1981. № 1. С. 65−68.
  128. В. Крещение Руси: от язычества к христианству. М: ACT: Астрель. 2006. 222 с.
  129. Н. И остаются сыновья.// Мастер с нами. Храм Евгения Носова: статьи, очерки, воспоминания, стихи, переписка. Курск, 2007.С.534−536.
  130. Н. «На тысячу верст кругом Россия."// Лит. Россия. 1973. 21 сентября.
  131. Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 183 с.
  132. И.В. Национально-поэтический контекст прозы В.Распутина 1980- 90-х годов: дисс. канд. филол. наук. Тамбов, 2003. 189 с.
  133. М.В. Мировоззрение Древних славян. Киев: Наук, думка, 1985. 168 с.
  134. И.Ю. «Военная проза» Е.И. Носова: проблема идиостиля: дисс. канд. филол. наук. Ставрополь, 2010. 210 с.
  135. И. Ю. Образ дома в произведениях Е.И. Носова о войне // Вестник СГУ. № 1. Ставрополь, 2008.
  136. В. Евгений Носов последний поэт деревни // Моск. Правда. 2000. Февр. № 6 (136)
  137. JI.P. Боги и касты языческой Руси. Тайны Киевского пятибожия. М.: Яуза-Эксмо, 2006. 317 с.
  138. Пронягин В. Православные традиции и новые подходы в художественном осмыслении в русской прозе второй половины XX. Автореф.дис. д.ф.н. М., 2008. 55с.
  139. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 336 с.
  140. .Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. СПб.: Азбука, 1999. 368 с.
  141. М. Репрезентация атрибутивного ореола концепта «земля» в публицистическом дискурсе Е.И. Носова // Курское слово. Вып. 4. Курск: КГУ, 2007. С.42−54.
  142. В.В. Собрание сочинений. Во дворе язычников. М.: Республика, 1999. 463 с.
  143. Русские писатели XX века. Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. М.: Рандеву AM, 2000. 808 с.
  144. .А. Языческое мировоззрение русского средневековья//Вопросы истории. М., 1974. № 1 .С. 28−29.
  145. .А. Язычество древних славян. М.:Русское слово, 1997. 607 с.
  146. Г. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. М.: Современник, 1992. 127 с.
  147. П. Берега, берега.// Курская правда. 1990. 14 января.
  148. И.П. Русское народное чернокнижие. СПб: Литера, 1997. 415 с.
  149. М.В. Быт и верования древних славян. СПб: Азбука-классика, 2001. 560 с.
  150. В. К. Русская идея В.Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-центр, 1999. 280 с.
  151. И.В., Тюпа В. И., Шатин И. В. Мотивный анализ: Учеб. Пособие/Под ред. И.В. Силантьева- Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2004. 240 с.
  152. А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. М.: Аграф, 2001. 464 с.
  153. А.Д. Свет распутинской прозы. Иркутск: Изд-во «Сапронов». 2007. 319 с.
  154. В.П. Масса и личность в русской советской прозе 1920-х годов. К проблеме народного характера. Воронеж, 1975.
  155. О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1990. № 2. С. 198−207.
  156. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. Под ред. Н. И. Толстого: Т. 1.-М., 1995.- Т.2. М., 1999- Т.З. — М., 2004.
  157. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. М., 1995. 414 с.
  158. П.А. Двоеверие как философская проблема (на примере отечественной культуры): диссертация канд. филос. наук. М., 2002. 203 с.
  159. Л.А. Постижение духовной природы человека. В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев // Лит. в школе. 1995. № 4. С. 35 42.
  160. Л.В. Духовно-нравственный искания писателей-традиционалистов второй половины 20 в.: В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев: Дисс. докт. филол. наук. СПб, 2005. 381 с.
  161. А. Евгений Носов //Новый мир. 2000. № 7. С. 195−199.
  162. А. «Просвеченные человечностью»: слово на премиальной церемонии //Толока. 2001. № 5−6. С.45−47.
  163. С.М. Очерк нравов, обычаев и религии славян, преимущественно восточных, во времена языческие // Соловьев С. М. История Российская с древнейших времен. М. 1996. Книга 19.
  164. Е.В. Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина и В. Максимова: диссертация канд. филол. наук. М., 2005. 174 с.
  165. Н.В. Начала народной нравственности в прозе Е.И. Носова // Сб. материалов научно-приктической конференции. Калуга, 2005. С. 33−35.
  166. Н. В. Проза Е.И. Носова о Великой Отечественной войне Дисс. канд. филол. наук. Орел, 2006. 190 с.
  167. Вс. Человек на земле, М.: Советский писатель, 1981. 623 с.
  168. Н.Д. Святая Русь. Париж, 1929. Электронный ресурс. URL: http://old-ru.ru/articles/art 8. htm (дата обращения 02.04.2011).
  169. A.B. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2008. 736 с.
  170. С.А. Религии у разных народов в прошлом и настоящем. М.: Знание, 1961. 32 с.
  171. Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа: правый-левый, мужской-женский.// Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987. 343 с.
  172. Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 622 с.
  173. Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 с.
  174. Ю. Сердцевина // Вчера и сегодня. М.: Сов. Писатель. 1986. С.38−80.
  175. В.Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа Матери-Земли // Балто-славянские исследования 1998−1999. XIV. C6. науч. Трудов. М., 2000. С.242−243.
  176. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического. М.: Прогресс. Культура, 1995. 624 с.
  177. О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М, 1991. 271 с.
  178. .А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики слева направо? М.: Языки славянской культуры, 2004. 160 с.
  179. .А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: «Гнозис», 1994. 432 с. Электронный ресурс.
  180. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Ysp/index.php (дата обращения 13.01.2011).
  181. .А. Филологические изыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд-во МГУ, 1982. 245 с.
  182. A.C. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995. 363 с.
  183. К. Религиозно-нравственное мировоззрение древнерусского языческого народа и его влияние на усвоение русским народом христианства. Сергиев Посад, 1914. 24 с.
  184. Д. Иными глазами.(Взгляд евангельского христианина на Восточное Православие). Новосибирск: Посох «Библия для всех», 2008. 276 с.
  185. Ю.Л. Автобиографизм повествования в прозе Е.И. Носова о детстве // Филологические науки. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2011. № 3(10). С. 159−162.
  186. Ю.Л. Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е.И. Носова 50−60-х гг.: дисс. канд. филол. наук. Москва, 1994. 175 с.
  187. И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. 164 с.
  188. Е. К. Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В. Г. Распутина и Б. П. Екимова 1990-х начала 2000-х гг.: Диссертация канд. филол. наук: М., 2009. 170 с.
  189. А.Т. Лексика русской народной поэзии (на материале лирической песни): Пособие для студентов-филологов по лингвофольклористике. Курск, 1976. 64 с.
  190. Н.П. Поэтика Е.Носова (Принципы воссоздания национального бытия): дисс. канд. филол. наук. Томск, 1982. 180 с.
  191. Г. А. Тема деревни в современной советской прозе. Л.: Знание, 1985. 32с.
  192. Г. А. Русская деревенская проза: Эволюция. Жанры. Герои: Учебн. пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. 92с.
  193. T.B. Архетипический образ дома в народном сознании// Живая старина. 2000. № 2. С. 2 -5.
  194. В.А. Доверие к жизни: Заметки о творчестве Евгения Носова // Наш современник. 1971. № 10. С. 112−121.
  195. В.А. Русская проза 1980−2000 гг. на перекрестке мнений и споров.//Лит. в школе. 2002. № 4. С.18−23.
  196. В.А. Храм Афродиты. Творческий путь и мастерство Е. И. Носова. М.:Советская Россия, 1972. 174 с.
  197. И.М. Русская деревенская проза в англоамериканской славистике: дисс.. канд. филол. наук. Томск, 2005.
  198. Чех. А. Символ и миф: К проблеме генезиса// Образ человека в картине мира. Новосибирск, 2003. С. 58 66.
  199. А. Быт и бытие в рассказе Е.И. Носова «Пятый день осенней выставки» // Писатель и творчество: Современное восприятие: Сб. науч. Статей. Курск. 1996. С.141−149.
  200. И. Русские праздники: от святок до святок. Азбука-классика. СПб, 2004.
  201. Д.О. Мифы слав, язычества: Сборник. / Д. Шеппинг, М.: Изд. Центр «Терра», 1997. 240 с.
  202. М. Мифы. Сновидения. Мистерии. Киев: Ваклер, 1996. 288 с.
  203. A.B. Русская традиционная народная духовность. М.: Интерпракс, 1994. 400 с.
  204. A.B. Русская народная культура. Электронный ресурс. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Udin/index.php (дата обращения 24.11.2010)
  205. Курск: Изд-во КГПУ, 1990. 27 с.
  206. И.К. Богословие иконы. М.: Изд-во ОПУ, 1995.
Заполнить форму текущей работой