Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Динамика социально-психологических характеристик курсантских групп военного авиационного института в процессе учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рисунок 19. Динамика выраженности ценностно-ориентационного единства (инструментальных ценностей) показателя. Весь уклад деятельности курсанта, учебной группы достаточно жестко регламентирован распорядком дня. В воинских коллективах более ярко выражается субординационное положение личностей, что проявляется в необходимости строить свою деятельность так, чтобы она не вызвала негативной оценки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
    • 1. 1. Социально-психологические характеристики группы и их проявление в совместной деятельности
    • 1. 2. Социально-психологическая характеристика совокупного субъекта совместной учебной деятельности в условиях военного института
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
    • 2. 1. Объект, методы и процедура исследования
    • 2. 2. Совместная деятельность как детерминанта выраженности социально-психологических характеристик учебной группы
    • 2. 3. Целостность учебной группы как взаимосвязь и взаимовлияние её социально-психологических характеристик
    • 2. 4. Влияние динамики выраженности социально-психологических характеристик группы на успешность её учебной деятельности
    • 2. 5. Гетерохронность динамики социально-психологических характеристик учебной группы

Динамика социально-психологических характеристик курсантских групп военного авиационного института в процессе учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляемое в современных условиях в целях создания высококвалифицированных, мобильных и боеспособных частей и подразделений ставит задачу перед социально-психологической наукой — определить основные слагаемые обеспечения эффективного гарантированного достижения заданных параметров одного из важнейших социальных институтов нашего государства.

Имеющиеся общие научные психологические разработки по проблемам социальных групп (А.И. Донцов, Л. П. Буева, Г. С. Поспелов, В. А. Ириков, В. А. Штроо и другие) почти не рассматривают проблему динамики выраженности социально-психологических характеристик армейских коллективов в процессе их совместной учебной деятельности и ее влияние на успешность решаемых ими задач. Вместе с тем, именно в данных коллективах, группах происходит профессиональное становление будущего ядра, основы Вооруженных Сил Российской Федерации — офицерского корпуса. В условиях воинского ратного труда выраженность социально-психологических характеристик свидетельствует об успешности совместной деятельности воинских групп, поскольку это обусловлено в первую очередь коллективным характером применения оружия в защите нашего государства (С.А. Быстров, 1996; Г. В. Гнездилов, 1989; В. Ф. Давыдов, 1973; Ю. А. Талдыкин, 1985).

В силу этого условия уже в процессе обучения в вузе необходимо четкое понимание как обучающих, так и обучаемых значимости содержания социально-психологических характеристик учебной группы и их роли в период совместной деятельности по выполнению учебных и боевых задач.

Социально-психологические характеристики учебной группы нуждаются в научном анализе в силу своей действенности и активного влияния на процесс функционального выполнения обязанностей, возложенных на группу. При этом под особым вниманием исследователя должны быть тенденции выраженности совокупности социально-психологических характеристик, поскольку они дают основание говорить, с одной стороны, о действительной положительной деятельности воинского коллектива, а с другой показывают динамику процессов происходящих в коллективе в процессе совместной деятельности (О.В. Ал-лахвердова, 1988; Ж. А. Гаврилова, 1998; A.JI. Журавлёв, 1999; A.B. Макаров, 1994; H.H. Обозов, 1979; В. А Терёхин, 1999). Через выраженность социально-психологических характеристик учебной группы можно про> следить успешность совместного труда (Е.Д. Дорофеев, 1994; А. И Ква-сюк, 1994; М. Е. Колесникова, 1994), а также выявить параметры их временного изменения и влияния на достижение конечной цели обучения курсантов в военном вузе.

В связи с этим особую роль приобретает изучение динамики социально-психологических характеристик учебной группы в условиях совместной деятельности, их трансформацию и воздействие на успешность в специфических условиях военно-учебной деятельности.

Цель нашего исследования: изучение динамики выраженности социально-психологических характеристик учебной группы военного авиационного института и их влияние на успешность совместной деятельности.

Объект исследования: социально-психологические характеристики курсантских групп в процессе совместной учебной деятельности.

Предмет исследования: динамика выраженности социальнопсихологических характеристик групп в условиях совместной учебной деятельности курсантов военного авиационного института.

В соответствии с целью в диссертации ставились следующие задачи:

1. Теоретические: проанализировать существующие представления о совместной деятельности и осуществить теоретический анализ проблемы социально-психологических характеристик учебной группы как совокупного субъекта совместной деятельности;

2. Методические: подобрать методические приёмы изучения социально-психологических характеристик группы в условиях военного института.

3. Эмпирические:

— провести анализ проявления и изменения социально-психологических характеристик курсантской группы в условиях совместной учебной деятельности;

— изучить влияние динамики социально-психологических характеристик курсантской группы военного авиационного института на её успешность в освоении учебных программ;

— проанализировать гетерохронность выраженности социально-психологических характеристик учебной группы.

В качестве гипотез выдвигаются предположения:

1. В процессе учебной деятельности изменяется выраженность социально-психологических характеристик учебной группы, среди которых: цель и потребность в её достижении, ценностно-ориентационное единство, степень взаимоотношений между членами совокупного субъекта совместной деятельности.

2 Динамика выраженности совокупности социально-психологических характеристик группы опосредует успешность-неуспешность учебной деятельности курсантов военного института — чем выше ценностно-ориентационное единство, потребность в достижении цели, её соответствие профилю учебного заведения и социальная значимость, тем выше успешность учебной группы — успеваемость и организованность.

3. В процессе учебной деятельности социально-психологические характеристики изменяются гетерохронно.

Методологическими и теоретическими предпосылками диссертационной работы является принцип развития, системно-структурного анализа психологических и социально-психологических явлений, принцип целостности: единство непрерывного и дискретного, когнитивного и аффективного, внешнего и внутреннего, индивидуального и социального (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн) — идеи A.B. Петровского о деятельностном опосредствовании развития группы и межличностных отношений в нейпредставление А. И. Донцова о целостности социальной группы как исходном моменте её исследованияположение В. А. Терёхина о пространстве совместной деятельности.

Для решения поставленных в работе задач и проверки гипотез были использованы следующие методики исследования:

— специально разработанная нами анкета для изучения выраженности структурных элементов совместной деятельности в учебных группах военного института;

— опросник измерения потребности в достижении (Ю.М. Орлова) для изучения влияния мотивации достижения цели на эффективность совместной учебной деятельности в курсантских группах;

— методика изучения ценностных ориентации М. Рокича (в адаптации Д.А. Леонтьева) для изучения индивидуальных и групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности;

— предварительно адаптированная к характеру решаемых задач курсантами военного авиационного института методика изучения взаимоотношений, предложенная А. Я. Анцуповым для исследования проблем межличностного восприятия в курсантских группах.

Экспериментальные данные по всем методикам обрабатывались с помощью математических методов с использованием компьютерной программы «МаШСАБ» и проверялись на коррелированность.

Экспериментальной базой проводимых исследований явились учебные группы 2- 5го курсов Армавирского военного авиационного института. Обследовано 339 курсантов 20 учебных групп.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом (поисковом) этапе: изучалось состояние разработанности проблемы в научной литературеразрабатывалась теоретическая модель исследованияпроводилось наблюдение за социально-психологическими явлениями, происходящими в курсантских группах военного авиационного института в условиях их совместной учебной деятельностиподбирались методики сбора эмпирического, материала.

На втором этапе: проводился анализ особенностей протекания социально-психологических явлений совместной учебной деятельности курсантских групп в военном авиационном институтеобосновывалась система социально-психологических условий, влияющих на целостность учебных групп военного авиационного институтапроводилось пилотажное исследованиеопределялась репрезентативность выборки.

На третьем этапе: изучались социально-психологические характеристики учебной группы, их динамика и влияние на успешность решения учебных задач в курсантских группах военного института: проверялись тенденции, выявленные на втором этапеосуществлялас: обработка результатов исследованияуточнялись отдельные положения формулировались основные выводы.

Научная новизна состоит в следующем:

1. Показана динамика выраженности социально-психологическш характеристик курсантской группы в условиях совместной учебной деятельности в военном авиационном институте и определены влияющие на неё социально-психологические условия.

2.Определено понятие целостности группы как совокупности её социально-психологических характеристик, раскрыта его сущность и содержание.

3. Показана прямая зависимость успешности решения учебных задач курсантской группы от степени выраженности и динамики её социально-психологических характеристик в условиях совместной учебной деятельности.

4. Рассмотрена гетерохронность выраженности у различных социально-психологических характеристик учебной группы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе учебной деятельности изменяется выраженность совокупности социально-психологических характеристик учебной группы.

2. Социально-психологические характеристики учебной группы изменяются гетерохронно. Наибольшему изменению подвержена цель обучения в военном авиационном институте и потребности в достижении цели. Ценностные ориентации изменяются значительно медленнее чем цель и потребность достижения цели.

3. Динамика выраженности совокупности социально-психологических характеристик учебной группы опосредует успешность и неуспешность учебной деятельности личности и коллектива. Чем выше показатель выраженности социально-психологических характеристик в учебной группе, тем значительнее учебные успехи этой группы, тем больше её возможности в решении задач овладения профессией.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлено решение научной проблемы по изучению динамики выраженности совокупности социально-психологических характеристик учебной группы и её влияние на успешность совместной учебной деятельности в условиях военного авиационного института.

Результаты исследования могут быть использованы: для дальнейшего исследования условий повышения успешности освоения учебной программы курсантами военных институтовпри организации образовательного процесса и осуществлении психологического обеспечения учебной деятельности курсантов военных институтовпри совершенствовании процесса воспитательной работы с курсантами.

Апробация результатов научной работы осуществлялась на базе исследуемых учебных групп Армавирского военного авиационного института. Теоретические и экспериментальные положения исследования обсуждены на заседаниях кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин Армавирского военного авиационного института, Ставропольского филиала авиационного военно-технического университета, Ставропольского филиала Ростовского военного института ракетных войск, на учёном Совете Армавирского ВАИ и рекомендованы для учёта руководителям учебного отдела, начальникам кафедр и преподавательскому составу, командованию авиационного факультета, отделу воспитательной работы института при планировании и проведении образовательного процесса в военном институте.

Положения диссертации и публикации по теме исследования используются при чтении дисциплин: «Психология и педагогика» — курсантам Армавирского ВАИ- «Психология» — студентам Армавирского финансово-экономического института- «Педагогическая психология» — студентам Армавирского государственного педагогического институтаспецкурсов «Психология совместной деятельности» и «Аппаратные методы исследования совместной деятельности» — студентам Ростовского госуниверситета.

Результаты исследований использовались для подготовки и публикации статей в «Психологическом вестнике» и межвузовском сборнике — «Актуальные проблемы вузов ВВС», подготовке учебного пособия. По теме диссертации опубликовано 2 статьи и выпущено 1 учебное пособие.

Результаты исследования инструментальных ценностей также позволяют нам утверждать их определенную стабильность, вместе с тем, по сравнению с терминальными ценностями, они в некоторой степени больше подвержены изменениям (Рисунок 19).

Относительную стабильность ценностных ориентаций, на наш взгляд, можно объяснить следующим. Курсант подходит достаточно ответственно ко всему процессу овладения летной специальностью. При условии целостности и успешности группы, характеристики инструментальных ценностей менее всего имеют тенденцию к уменьшению своего.

0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0.

0,209 0,213 0,21 0,204 пттггттти ¦¦¦Ш1ВЩ1 ¦"¦"¦¦¦¦а р [;

— н п Г Г.

С п.

3 г и г г г г г п р р

1 С С.

— н Р Р.

И, а ¦? м.

2 курс.

3 курс Ш 4 курс.

5 курс.

Рисунок 19. Динамика выраженности ценностно-ориентационного единства (инструментальных ценностей) показателя. Весь уклад деятельности курсанта, учебной группы достаточно жестко регламентирован распорядком дня. В воинских коллективах более ярко выражается субординационное положение личностей, что проявляется в необходимости строить свою деятельность так, чтобы она не вызвала негативной оценки со стороны командиров. Сам образовательный процесс создает предпосылки к согласованному совместному труду, формированию и принятию наиболее важных и эффективных способов усвоения учебного материала и достижения как личностных, так и групповых целей. Значительное место в образовательном процессе и служебной деятельности принадлежит аккуратности курсанта, приучающей его к соблюдению и выполнению на высоком этическом и эстетическом уровне учебных и служебных обязанностей. Важнейшим средством достижения цели в армейских условиях выступает такое качество личности, как дисциплинированность. Умение подчиняться требованиям уставов и моральным законам, нормам поведения общества и коллектива обязательно для всех членов учебной группы. Контроль за этим осуществляет большой аппарат командиров и воспитателей, что является объективным фактором стабильности данной ценности в жизни армейских коллективов.

Ценности остаются стабильными и потому, что курсант получает возможность в ходе обучения оценить на практике важность таких моральных императивов, как честность, чуткость, ответственность, терпимость. Все они способствуют формированию личности, обладающей необходимым набором моральных правил для успешного сотрудничества в группе, что сказывается на выраженности её социально-психологической характеристики, а также готовности к поддержанию высокого показателя взаимодействия в составе учебной группы.

Однако более подвержены изменению показатели компетенцион-ной характеристики в инструментальных ценностях курсантов в силу особенностей овладения некоторыми из них учебным материалом и навыками практического выполнения полетов.

Таким образом, нами выявлено, что в процессе учебной деятельности социально-психологические характеристики учебной группы военного института изменяются гетерохронно. Их изменение неодинаково в силу причин как социального, так и психологического плана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать некоторые общие выводы, связанные с динамикой социально-психологических характеристик курсантских групп и её ролью в успешности учебной деятельности курсантских групп:

1. Динамика выраженности социально-психологических характе ристик учебной группы зависит от объективных условий организаци образовательного процесса и субъективной готовности курсанта проявлять устремленность на совместное сотрудничество в учебной группе в целях успешности подготовки и формирование у себя профессионально важных качеств офицера-лётчика.

Условиями, влияющими на динамику выраженности социально-психологических характеристик, являются: а) организация учебной деятельности курсантов, которая может как способствовать укреплению целостности учебной группы, так и трансформировать ее в плохо очерченные рамки совместного трудаб) постоянная дифференциация объёма и сложности воспринимаемой информации, обуславливающих активность психических познавательных процессов у курсантов в ходе обучения в военном авиационном институтев) направленность на ценностно-ориентационное единство, которая определяет наиболее общие ориентиры жизнедеятельности курсантов в условиях совместного решения учебных задач и которая:

— во-первых, выражается в готовности к совместному труду в целях осмысления, усвоения и достижения жизненно важных идеалов воинской службы;

— во-вторых, является формообразующей основой для четкого определения ориентиров собственного смысла будущей воинской деятельности и своего места в нейг) соответствие цели курсантов профилю подготовки военно-учебного заведения и целенаправленность в овладении летной специальностью, которая является организующей и системообразущей основой совместной деятельности и выступает объективной социально-психологической характеристикой совокупного субъекта совместной учебной деятельности:

— тенденция динамики цели у курсантов к моменту окончания военного института с неизбежностью приводит к снижению выраженности структурных элементов совместной деятельности в составе учебной группыд) психологическая устойчивость как каждого курсанта, так и в целом совокупного субъекта совместной учебной деятельности к достижению значимо высоких результатов в освоении военной профессии летчика:

— в тех группах, где снижение выраженности потребности в достижении составляло значительное проявление, как результат происходило снижение успешности в овладении специальностью, снижение общей успеваемости и организованности в целом. е) степень проявления и результативности взаимоотношений между курсантами в учебной группе, как совокупном субъекте совместной деятельности, выражающаяся:

— в готовности и способности курсантов осознать и согласиться со своим новым ролевым положением;

— в четкости обозначения установок и их соответствии с наибольшим количеством членов своего коллектива в период совместной деятельности;

— в готовности и способности избегать конфликтных ситуаций и, как следствие, удовлетворенности от пребывания в данном социальном коллективе.

2. Динамика выраженности совокупности социально-психологических характеристик группы опосредует успешность учебной деятельности курсантов военного института:

— от направленности взаимоотношений в курсантской группе, выраженности объективной оценки курсантами друг друга напрямую зависит успешность групповой деятельности;

— чем выше ценностно-ориентационное единство, потребность в достижении цели и соответствие её профилю подготовки учебного заведения, тем выше успеваемость и организованность в учебной группе;

— чем выше для курсантов приоритетность определённых типов поведения, ведущих к реализации ценностей целей (инструментальные ценности), тем выше уровень успеваемости в учебной группе.

3. Выявлена зависимость и взаимовлияние таких социально-психологических характеристик учебной группы, как потребность в достижении цели и ценностно-ориентационное единство совокупного субъекта совместной деятельности, что оказывает влияние на понимание феномена целостности как совокупности социально-психологических характеристик. Суть данного социально-психологического явления заключается в том, что, с одной стороны, динамика этих характеристик показывает их тесное переплетение, влияющее на успешность совместной учебной деятельности группы при высоком показателе её единства, а с другой стороны, выявлено, что целостность может быть присуща и тем группам, где уместно говорить о неуспешности совместной деятельности, поскольку она не выявлена в зависимости от учебных достижений данного коллектива.

4. Выраженность социально-психологических характеристик учебной группы имеет разные показатели своего как временного, так и количественного характера.

Наибольшему изменению, по сравнению с другими характеристиками (потребность в достижении цели, терминальные и инструментальные ценности и др.) в группе подвергается цель, к которой стремится личность и учебная группа.

В основе гетерохронного изменения выраженности социальнопсихологических характеристик учебной группы лежат причины социального и психологического содержания.

Полученные результаты исследования динамики социально-психологических характеристик курсантских групп в процессе учебной деятельности можно использовать при решении задач:

— дальнейшего исследования условий повышения успешности освоения учебной программы курсантами военных институтов;

— организации образовательного процесса и осуществления психологического обеспечения учебной деятельности курсантов военных институтов;

— совершенствования процесса воспитательной работы с курсантами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 с.
  2. Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах. — М.: Наука, 1974. — С. 203.
  3. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. — 1979. — № 6.
  4. Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 259−260.
  5. Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с.
  6. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. — 1974. — № 4. — С. 25.
  7. А.Я. Социально — психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. доктора психол. наук. — М., 1993.
  8. О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. — 1998. — Серия 14. № 4. — С. 4052.
  9. В. Г. Системность и общество. — М., 1980. — С. 24−26, 59, 77−78,
  10. A.B., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Психология воинского коллектива. — М.: Воениздат, 1967. — 252 с.
  11. A.B., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. — М.: Воениздат, 1973.
  12. В.Г. Воспитательная роль воинского коллектива /
  13. Учебное пособие. — Харьков: ХВВАУЛ, 1988. — 30 с.
  14. В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М.: Изд-во Моск. унта, 1994.
  15. A.A. Об одарённости человека как субъекта общения // Мир психологии. — 1998. — № 4. — С. 272−275.
  16. В.А., Лукьянова М. Ф., Третьяков Н. В. Психологические вопросы взаимоотношений в авиационном коллективе / Пособие для командиров и политработников ВВС. — М.: Изд-во ВВС, 1981. — 48 с.
  17. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997. — С. 201−223.
  18. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М.: Смысл, 1999. — С. 108−109.
  19. A.A. Психологическая герменевтика. — М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
  20. Л.П. Деятельность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Педагогика, 1975. — С. 50, 59.
  21. C.B. Россия: престиж военной службы // Воин содружества. — 1999. — № 1. — С. 36−37
  22. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — С. 247.
  23. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  24. A.A. Современные тенденции развития обучения в высших учебных заведениях СССР. — М.: НИИВШ, 1984. — 36 с.
  25. Военная психология / Под ред. В. В. Шеляга, А.Д. Глоточ-кина, К. К. Платонова. — М.: Воениздат, 1972. — 400 с.
  26. Военная психология / Учебное пособие /Под ред. Н.Ф. Фе-денко. — М.: ВПА, 1984. — 156 с.
  27. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова. — М.: Воениздат, 1976. — 523 с.
  28. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы /Под ред. В. В. Шеляг. — М.: ВПА, 1971. —319 с.
  29. .А., Терёхин В. А. Место совместимости и сработанности в структуре совместной деятельности // Психологический вестник. Выпуск 3. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1998. — С. 80−89.
  30. .И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев: Политиздат Украины, 1989. — 189 с.
  31. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия // Психологический журнал. — 1997. — № 6. — С. 73−84.
  32. В.Ф. Влияние взаимоотношений номеров расчётов на качество боевого дежурства: Дис. канд. психол. наук. — М., 1973.
  33. Г. А. Психологические проблемы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ: Дис.. канд. психол. наук. —М., 1975.
  34. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / Под ред. С. А. Багрецова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 1999. — С. 57.
  35. А. И. К анализу деятельности как системообразующего признака коллектива // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.
  36. А.И. Проблемы групповой сплочённости. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 128 с.
  37. А.И. Психология коллектива. (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. — Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 93.
  38. .А. Психология типов личности. — Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический проект, 1999. — С. 247.
  39. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов: Дис. доктора психол.наук. — М., 1969.
  40. М. П. Рябцев В.М. Общая теория статистики. — М.: Финансы и статистика. Приложение 2. 1991. — С. 293−294.
  41. Л.Ф. Советский воинский коллектив // Военный вестник. — 1978. — № 6. — С. 6−11.
  42. М.И. Некоторые проблемы подготовки будущего офицера в высших военных учебных заведениях / Под ред. A.M. Косова. — Л.: ВВМУ им. М. Ф. Фрунзе, 1984. — 54 с.
  43. А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис.. д-ра психол. наук. — М. 1999. — Разд. II, гл. 2.1. — С. 49−60.
  44. А.Л. Концептуальные представления о совместной деятельности // Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — С. 187.
  45. А.К. Социалистический производственный коллектив как социальная система. — Автореф. канд. дис. М., 1976, — 21 с.
  46. О.И. Социально-психологическое исследование деятельности соревнующихся коллективов // Прикладные проблемысоциальной психологии: Сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1983. — С. 197−208.
  47. В.П. Формирование личности офицера. — М.: Воениздат, 1986. — 160 с.
  48. Е.Ф. На страже Родины. — М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1986. — С. 29−34.
  49. А.И. Психология управления. Учебник для слушателей Акад. МВД СССР. — М.: АМВД СССР, 1979. — 521 с.
  50. В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. — М.: МО СССР, 1983.
  51. В.Н. По законам социалистического коллективизма // Коммунист Вооруженных Сил. — 1978. — № 10. — С. 22.
  52. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: БГУ, 1996. — С. 17.
  53. В.А. Проблема социальной психологии в трудах Плеханова // Психологический журнал. — 1981. — т.2 — № 5.
  54. Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности // Психологический журнал. — 1996. — № 6. — С. 75−84.
  55. М.П. Современный бой и проблемы психологии. — М.: Воениздат, 1972. — С. 26−35, 122−124.
  56. Э.Н. Современные методы в учебном процессе академии. Учебно-методическое пособие. — М.: ВПА, 1988. — С. 11−14.
  57. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис. канд. психол. наук. — М., 1979.
  58. Л.Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства: Дис. канд. психол. наук. — М., 1989.
  59. Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем // Вопросы философии. — 1974. — № 7. — С. 16.
  60. Д.А. Методика изучения ценностных ориетаций.1. М.: Смысл, 1992. — 17с.
  61. .Ф. Совместная (групповая) деятельность людей: формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления // Правовые и социально-психологические аспекты управления. М.: Наука, 1972.— С. 48.
  62. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы в социальной психологии. — М. 1975. — С. 132−133.
  63. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. — 1981. — Т.2, — № 5. — С. 3−22.
  64. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.:Наука, 1984. — 444с.
  65. Н.С. Методологические проблемы общественно-психологических исследований / Методология и методы социальной психологии. — М.: Академкнига, 1977. — С. 63−78.
  66. Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998.688 с.
  67. В.Л. К вопросу об экстремальном факторе и стрессе //Материалы науч. конф., посвящ. 50 — летию Вооружённых Сил СССР. — Л., 1968. — С. 54.
  68. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М., 1982.
  69. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М.: Педагогика, 1984. — С. 8797.
  70. P.A. Диалектические основы оптимизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1975. — С. 27−29.
  71. М.А. Психофизиологические и экопсихологиче-ские аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблемы общения в психологии. — М., 1981.
  72. H.H. Межличностные отношения. — JL: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1979. — С. 11, 116
  73. Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. — JL: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1979. — С. 45−46.
  74. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. — М.: Наука, 1981. — С. 80−92.
  75. H.H. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. — СПб.: Изд-во МАПН, 1993. — С. 7.
  76. С.Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993. — 32 с.
  77. A.B. К построению социально-психологической теории коллектива // Вопросы философии. — 1973. — № 2. — С. 211−222.
  78. A.B., Шпалинский В. В. Групповая сплочённость, как ценностно-ориентационное единство // Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. — С. 246.
  79. К.К. Психология лётного труда. — М.: Воениз-дат, 1960. — 350 с.
  80. К.К., Гольдштейн Б. М. Психология личности пилота. — М.: Изд-во РИО МГА, 1972. — 288 с.
  81. В.А., Лапа В. В. Профессия — лётчик. Психологические аспекты / Под ред. Ю. П. Доброленского. — М.: Воен-издат, 1985. — 136 с.
  82. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. — М.: Знание, 1976. — С. 12.
  83. JI.A. Наблюдение в практической психологии. — СПб.: Образование, 1996. — 148 с.
  84. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов в высшие военные авиационные училища лётчиков и штурманов. —М.: Воениздат. 1995. — С. 12, 34−47.
  85. Совместная деятельность // Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. A.B. Петровского. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — С. 353.
  86. Совместная деятельность: методология, теория, практика. — М.: Наука, 1988. — С. 22−34.
  87. Сплочённость групповая // Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. A.B. Петровского. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — С. 366.
  88. Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне. — М.: Воениздат, 1981. — 150−171.
  89. A.M. Психологические факторы обеспечения высокой боевой готовности подразделений, частей (кораблей) / Лекция. — М.: ВПА, 1970. — 33 с.
  90. Субъект // Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. A.B. Петровского. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — С. 375.
  91. В.А. Опыт разработки дискрептивной модел.совместной деятельности // Психологический вестник. Выпуск 4. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1999. — С. 304−314.
  92. О.В. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в воинской части: Дис. канд. психол. наук. — М., 1978. 35−36.
  93. А.И. Общественное мнение советского общества. — М.: Соцэкгиз, 1963. — С. 211.
  94. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Наука, 1980. — 215 с.
  95. Э.П. Психологические проблемы работы военного педагога с курсантским коллективом//Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы/Под ред. A.B. Бара-банщикова. — М.: ВПА, 1980. — С. 63.
  96. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. — М.: ВПА, 1981. — С. 14−18.
  97. В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: Дис. канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1987. — 74−75.
  98. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  99. М.В. Избранные произведения. — М.: Воениздат, 1950. — С. 116−122.
  100. В.А. Влияние социально-психологических свойств субъекта на эффективность управления производственным коллективом: Автореф. канд. психол. наук. —М., 1986.
  101. В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Методики психологической диагностики личности и группы. — М.:
  102. ИПАН СССР, 1990. — С. 150−190.
  103. Целое // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 768−769.
  104. Целостность // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 763.
  105. Цель // Краткий психологический словарь /Ред.-сост. J1.A. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. — С. 434.
  106. А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива // Психологический журнал. — 1980. № 4 — С. 84−94.
  107. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодёжных групп и коллективов). — Автореф. докт. дисс. М., 1980. — С. 5.
  108. .Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: Дис. канд. психол. наук. — М., 1982.
  109. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. с.203−204
  110. Т. Социальная психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  111. В.А. Защитные механизмы групповой динамики. — Автореф. канд. психол. наук. — М.5 2000. — С. 5.
  112. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже. М., 1975. — С. 61.
  113. Leavitt H.S. Some effects of certain patterns on group perfo-mance. — J. of exper. and social psychol., 1951, v.46
  114. Slater P.E. Contrasting correlates of group size. — Sociometry, 1958, vol. 21, p. 129−139.
Заполнить форму текущей работой