Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование и государственное регулирование регионального рынка молока и молочной продукции: На материалах Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определена специфика механизма ценообразования на региональном рынке молока и молочной продукции в условиях перехода к рыночной экономике, которая не учитывает возмещение общественно необходимых затрат на производство молока (закупочные цены возмещают всего 2/3 производственных издержек) и исключает возможность расширенного воспроизводствав то же время снижается удельный вес в себестоимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы формирования и регулирования рынка молока и молочной продукции
    • 1. 1. Сущность, структура и особенности рынка молока и молочной продукции
    • 1. 2. Методы государственного регулирования производства молока и молочной продукции в странах с развитой экономикой
  • Глава 2. Современное состояние молочного подкомплекса и механизм регулирования рынка молока и молочной продукции в Республике Башкортостан
    • 2. 1. Характеристика сложившейся сырьевой базы молочного подкомплекса
    • 2. 2. Формирование и механизм регулирования рынка молока и молочной продукции
    • 2. 3. Спрос, потребление и ценообразование на молоко и молочную продукцию
  • Глава 3. Основные направления совершенствования механизма регулирования и развития рынка молока и молочной продукции
    • 3. 1. Ценовое регулирование рынка молока и молочной продукции
    • 3. 2. Пути совершенствования регулирования рынка молока и молочной продукции
    • 3. 3. Совершенствование экономических взаимоотношений производителей молока с молокоперерабатывающими предприятиями

Формирование и государственное регулирование регионального рынка молока и молочной продукции: На материалах Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Устойчивое обеспечение населения продовольствием является одним из важнейших условий стабильности государства. В России проблема производства основных видов животноводческой продукции, в том числе молока, всегда была актуальна. В дореформенное время наблюдалась тенденция отставания объемов производства молока и молочной продукции от возрастающей потребности населения. Сокращалась эффективность инвестиций в отрасль и их окупаемость.

С 1992 года началось реформирование аграрного производства на основе многоукладной экономики и изменения формы хозяйствования сельхозпредприятий и их взаимоотношений с перерабатывающими предприятиями, развития рыночной инфраструктуры. Однако поспешность и непродуманность реформ привели к спаду производства. Так, объем производства валовой продукции сельского хозяйства в стране за 1992;1998 годы снизился на 39 процентов и уменьшился до уровня 1962 года. Более чем на треть сократилось производство ! и потребление молока и молочных продуктов. Численность крупного рогатого скота за 1991;1998 годы сократилась на 44 процента, в том числе коров на 28,8 процента. На долю сельхозпредприятий в 1998 году приходилось лишь 51,3 процента общего объема молокав 5,8 раза увеличился импорт молочной продукции, которая продается по демпинговым ценам, снижая спрос на отечественную продукцию. j.

В Республике Башкортостан, в отличие от многих других регионов Российской Федерации, был взят курс на эволюционное, постепенное преобразование агропромышленного производства, в основу которого легли принципы сохранения крупнотоварного производства и всемерная поддержка со стороны государства агропромышленного комплекса. Благодаря этому кризисные явления в аграрном секторе экономики Башкортостана оказались значительно слабее, чем в целом по России, хотя негативными последствиями реформенных преобразований стало значительное снижение показателей в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве.

Гарантированное обеспечение населения Республики молоком и молочной продукцией, формирование рыночной инфраструктуры, развитие конкуренции, устранение резких колебаний цен на продовольствие, — вот далеко не полный перечень всех составляющих регулирования рынка. Раскрытию тенденций и особенностей формирования регионального рынка молока и молочной продукции в условиях переходного периода, выработке рекомендаций по совершенствованию механизма его регулирования посвящены исследования автора.

Проводимые преобразования существенно снизили показатели животноводства, в том числе молочного скотоводства. Численность крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях республики сократилось к 1998 году по сравнению с 1991 годом на 14,5, в том числе коров на 2,4%. Причем эта негативная тенденция продолжается. Надой молока на корову в общественном секторе за сравниваемые годы уменьшился на 6 процентов, выход телят на 100 коров — на 11 процентов. Одновременно расход кормов на 1 центнер молока увеличился на 8,7 процента. Средняя себестоимость за 1990;1997 годы молока возросла в 3780 раз, закупочные — в 1836 раз, которые на одну треть не покрывают затрат на его производство.

В республике Башкортостан все сельхозпредприятия имеют кредиторскую и 97 процентов — дебиторскую задолженность- 93 процента предприятий убыточные. Объем поставок молока на перерабатывающие предприятия сократился на 34 процента. В 1998 году государству было реализовано лишь 77 процентов произведенного молока. Сокращение сырьевой базы привело к неполной загрузке (30−60 процентов) производственных мощностей перерабатывающих предприятий, что удорожает продукцию и снижает ее конкурентоспособность.

В 1998 г. по сравнению с 1990 годом производство цельномолочной продукции в республике сократилось на 60%, детских молочных продуктов — на 90, сыров твердых — на 41 и масла животного — на 27%. Потребление молочных продуктов на 14 процентов ниже медицинских норм. Одновременно резко снизился покупательский спрос населения, являющийся одним из основных факторов формирования рынка.

Одной из основных причин создавшегося сложного положения на рынке молока и молочной продукции является отсутствие эффективного экономического механизма, а также самоустранение государства от регулирования этих процессов. Мировая практика показывает, что в эпоху переходного периода роль государства в регулировании рынка сельскохозяйственной продукции усиливается, т.к. сельское хозяйство из-за своей специфики становится особенно уязвимым в условиях резкого диспаритета цен на аграрную и промышленную продукцию, диктата I и III сфер АПК.

В этой связи в период реформы производственно-экономической базы молочного животноводства актуальность разработки механизма регулирования регионального рынка молока и молочной продукции возрастает. Основными показателями эффективного функционирования рынка являются: гарантированное обеспечение населения республики молоком и молочной продукциейотлаженность рыночной инфраструктурыстабилизация рынка и развитие конкуренции, устранение резких колебаний цен на рынке.

Проблема регулирования рынка продукции животноводства освещена в работах Боева В. Р., Буробкина И. Н., Василенко В. П., Голубева А. В., Корбут Л. С., Милосердова В. В., Оглоблина Е. С., Сагайдака Э. А., Шутькова А. А., Рат-гауза М.Г., Серкова А. Ф., Хицкова И. Ф. и др. ученых. Однако, рассматривая проблему в комплексе, они не полностью учитывают продуктовый и региональный аспекты. Основным содержанием данной работы является разработка экономического механизма рынка молока и молочной продукции на примере одного из ведущих по роли в агропромышленном производстве региона России — Республики Башкортостан.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является разработка и научное обоснование и особенностей формирования регионального рынка молока и молочной продукции в условиях переходной экономики и обоснование рекомендаций по совершенствованию механизма его регулирования.

В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

— уточнены теоретические положения и предложена структура регионального рынка молока и молочной продукции с учетом природно-экономических особенностей Республики Башкортостан;

— выработан механизм регулирования рынка молока и молочной продукции в Республике Башкортостан и предложены эффективные формы и методы его внедрения;

— разработаны рекомендации и предложены методы государственного регулирования регионального рынка молока и молочной продукции;

— предложены пути эффективного использования сложившейся производственной инфраструктуры в молочном животноводстве и перспективные направления развития рынка молока и молочной продукции Республики Башкортостан;

— выработаны рекомендации по развитию кооперации и интеграции перерабатывающих предприятий с производителями молока.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна.

Выявлены особенности функционирования и государственного регулирования регионального рынка молока и молочной продукции в условиях развитой рыночной экономики: эффективная государственная поддержка через ценовой, финансово-кредитный механизм, прямые и косвенные платежи, обеспечивающие стабильную доходность сельскохозяйственного производства. Политика государственного протекционизма осуществляется за счет перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственного товаропроизводителя, с целью обеспечения продовольственной безопасности страны и обеспечения населения продовольствием по социально-приемлемым ценам.

Раскрыты тенденции становления и развития регионального рынка молока и молочной продукции в условиях переходной экономики: убыточность производства молока и сокращение его предложения из-за диспаритета цен, монополизма I и III сфер АПК в условиях недостаточной государственной поддержкиотсутствие инфраструктуры рынка с усилением роли посредников и перекупщиковзначительное снижение платежеспособного спроса и потребления молока и молочной продукциинедостаточность нормативной, информационной и законодательной базы рыночных отношений.

Определена специфика механизма ценообразования на региональном рынке молока и молочной продукции в условиях перехода к рыночной экономике, которая не учитывает возмещение общественно необходимых затрат на производство молока (закупочные цены возмещают всего 2/3 производственных издержек) и исключает возможность расширенного воспроизводствав то же время снижается удельный вес в себестоимости молока дотаций (за 19 901 998гг. он уменьшился с 55% до15%). Из-за свертывания дотаций на племенную работу и обновление основных производственных фондов, а также и макроэкономических факторов себестоимость молока имеет устойчивую тенденцию к повышению на фоне снижения покупательского спроса.

Разработаны рекомендации по совершенствованию механизма государственного регулирования регионального рынка молока и молочной продукции в Республике Башкортостан: создание эффективной системы ценового регулирования с целью обеспечения расширенного воспроизводства для сельскохозяйственных товаропроизводителей путем внедрения целевых, гарантированных, залоговых и защитных цен, используя для поддержки цен средства бюджета Республики Башкортостан, федерального бюджета, кредиты Центробанка и внебюджетного фонда. Поддержку отрасли рекомендуется осуществлять в виде программного регулирования по целевой республиканской программе «Молоко» на принципах долевого финансирования всех этапов производства и переработки молока. Предполагается создать эффективный механизм кредитования на льготных условиях через потребительские кредитные кооперативы и союзы с предоставлением им государственных разовых долгосрочных кредитов. Технико-технологическое обеспечение и покупку племенного скота целесообразно осуществлять через систему финансового лизинга. Интеграционные связи сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий на базе владения пакетами акций рекомендуется преобразовать на основе учета доли затрат на производство и переработку продукции на первом этапе развития молочного хозяйства республики в кооперативы и ассоциации при четко налаженной межотраслевой координации, а на следующем этапе — в холдинговые кампании и финансово-производственные группы. С целью влияния на рыночную конъюнктуру и динамику цен предполагается создать фонд стабилизации республиканского фонда по молочным продуктам из расчета около 30% потребности городского населения.

Практическая значимость работы.

Основные результаты диссертационного исследования использованы:

— при разработке планов работы коллегии и аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан (1996, 1997, 1998гг.);

— при подготовке постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан «О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Башкортостан (1996 год);

— при подготовке постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан «Об отмене предельных отпускных цен на молоко и молочную продукцию» (1996 год);

— при подготовке постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан «О мерах по интенсификации молочного скотоводства в Республике Башкортостан» (1997 год);

— при подготовке Указа Президента Республики Башкортостан «О некоторых мерах государственной поддержки предприятий молочной промышленности» (1999 год);

— при подготовке материалов к «Посланию Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию» (1996,1997,1998 гг.);

— при подготовке и проведении Комитетом Палаты Представителей Государственного Собрания «круглого стола» по темам «Закономерности и особенности функционирования аграрного рынка (1998), и «О развитии экономической реформы в аграрном секторе» (1999 год);

— при подготовке Законов Республики Башкортостан: «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд в Республике Башкортостан» (декабрь, 1994 год) — «О племенном животноводстве» (декабрь, 1995 год) — «О сельскохозяйственной кооперации в Республике Башкортостан» (март, 1997 год) — «О ценообразовании» (июль, 1997 год) — «О личном подворье» (проект, 1998 год).

Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

1. Регулирование рынка молока и молочной продукции. — М: АгриПресс, 1999. -129 с.

2. Некоторые аспекты государственно-правового регулирования аграрной реформы. //Экономика и управление. Уфа, РИО БАГСУ, 1997 № 4,0,7 п.л.

3. Социальная сфера на селе и пути ее дальнейшего реформирования. //Экономика и управление. Уфа, РИО БАГСУ, 1998 № 1, 0,5 п.л.

4. Государственно-правовое регулирование рынка молока и молочных продуктов. //Агробизнес: достижения и прогнозы. Сборник статей конференции сотрудников экономических факультетов Башкирского государственного аграрного университета. Уфа, 1998 (авт. 0,4 п.л.).

5. Рынок продовольствия: проблемы формирования и регулирования. //Материалы «Круглого стола». «Сельские узоры», Уфа, 1998 № 5, 1,1 п.л. (авт. 0,1 п.л.).

6.Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в странах с развитой экономикой. //Государство и право, Москва, МАНК «Наука» / Интерпериодика", 1999 № 2, 0,1 п.л. Тезисы выступления на Всероссийской научно-практической конференции 26−27 февраля 1998 года в г. Уфе.

7. Современное состояние формирования и механизм регулирования рынка молока и молочной продукции. //Экономика и управление. Уфа, РИО БАГСУ, 1999 № 4, 0,4 п.л.

8. Развивать экономические реформы в аграрном секторе. //Материалы «круглого стола». Экономика и управление. Уфа, РИО БАГСУ, 1999, № 5, 0,1 п.л.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях, на заседаниях Государственного Собрания Республики Башкортостан, на заседаниях коллегии Минсельхозпрода Российской Федерации и Республики Башкортостан, в публикациях автора.

Отдельные предложения автора использованы в практической работе в Альшеевском, Аургазинском, Илишевском районах Республики Башкортостан.

Выводы и предложения.

1. Формирование рынка молока и молочной продукции Республики Башкортостан происходит в условиях снижения уровня доходности, опережающем росте затрат на производство молочной продукции по сравнению с ценами на нее, обострение дефицита финансовых ресурсов, нарушение пропорций межотраслевого обмена и становления многоукладности форм хозяйствования.

В этих условиях необходимо осуществление государством дополнительных организационно-управленческих и экономических мероприятий, направленных на интенсификацию молочного животноводства в общественном секторепринятие программы по организации закупок молока в личных подсобных хозяйствах населения.

Целью проводимых мероприятий должно быть обеспечение всех слоев населения республики молоком и молочными продуктами по медицинским нормам, а перерабатывающей промышленности сырьем, позволяющим поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию.

2. Либерализация цен в условиях монополизма I и III сфер АПК Республики Башкортостан привела к резкому росту цен на молоко и молочную продукцию и уменьшению спроса на них со стороны населения, что явилось одной из главных причин сокращения производства.

3. В настоящее время на рынке молока и молочной продукции республики сформировались специфические условия, характеризующиеся резким ослаблением роли государственного регулирования и преобладанием саморегулирования, проведением жесткой монетаристской политики. В результате этого производство молока почти во всех хозяйствах убыточно- 97% сельскохозяйственных предприятия в 1998 году имели дебиторскую и 100% - кредиторскую задолженности.

4. Анализ конъюнктуры и ресурсов молока и молочной продукции в республике дал основание прогнозировать на 2000 год сохранение и дальнейшее углубление негативных тенденций рынка с сокращением численности продуктивного скота и падением производства молока на 10−12%, увеличению ввода и сокращению производственного потребления. Так как платежеспособный спрос населения будет ниже товарного предложения, потребление молока по сравнению с уровнем 1997 года снизится на 5−6% (300−305 кг на душу населения).

5. В Республике Башкортостан назрела потребность в создании системы государственного регулирования регионального рынка молока и молочной продукции, важным элементом которой является ценовой компонент. Ценовое регулирование рынка направлено на обеспечение доходности производства молока путем применения системы регулируемых (целевые, гарантированные, залоговые, защитные) цен на молокорегулирование цен на продукты переработки молокаустановление предельных цен на промышленную продукцию и услуги, сокращение товарных наценок к оптовой цене. Ежегодно должны определяться и регулироваться ориентирные цены на молоко, исходя из платежеспособного спроса населения, потребительного бюджета и стоимости потребительской корзины.

6. Необходимо развитие эффективной системы кредитования сельскохозяйственных предприятий, включающей кредитную кооперацию, ипотечный кредит, а также государственные кредиты под контракты поставок продукции. Финансовое регулирование включает долевое бюджетное финансирование целевой программы «Молоко», дотации на продукцию, компенсации государства по кредитам банков, своевременные расчеты за поставки в государственный фонд, щадящий механизм банкротства, долевое участие в инвестициях, развитие лизинга и страхования.

Производство и сбыт племенной продукции, организация племенной службы по обслуживанию скота общественного и частного сектора должны финансироваться государством. Дотации необходимо выделять своевременно и дифференцированно, с учетом функции и производственной результативности хозяйств.

7. Из-за быстрой окупаемости в настоящее время более привлекательным для инвестиций является перерабатывающая промышленность. Необходимо отдавать предпочтение технологиям, гарантирующим сокращение потерь при хранении и переработке, лучшие потребительские качества и конкурентоспособность продукции. Для укрепления материально-технической базы перерабатывающих предприятий непосредственно в хозяйствах необходимо выделять лизинговые средства не только на приобретение оборудования, но и племенного скота, с тем, чтобы обеспечить оптимальное поголовье и продуктивность.

8. Необходимо совершенствовать отношения между сельхозпроизводителями и перерабатывающими предприятиями, гарантирующие равную заинтересованность сторон в конечном результате. Наиболее подходящими вариантами для условий Республики Башкортостан на первом этапе реформ, являются кооперативы в пределах одного административного района (для более отдаленных) или создание региональных холдинговых молочных компаний нескольких районов (для промышленных центров), применимы также другие формы кооперации, ассоциации и финансово-промышленные группы при наличии условий для их создания в конкретных регионах.

9. В условиях ограниченного спроса и недоразвитой инфраструктуры рынка возрастает роль маркетинга, обеспечивающего сочетание интересов производителей и потребителей молока и молочной продукции. Необходимо в республике на базе планово-экономических, статистических, материально-технических и экономических служб МСХиП Республики Башкортостан создать систему маркетинговой службы с представительством во всех районах.

10.Республике необходима хорошо развитая инфраструктура рынка молока и молочной продукции. Система продвижения продукции должна включать оптовые продовольственные рынки, биржи продовольствия, собственные снабженческо-сбытовые структуры предприятий, ассоциаций, кооперативов.

Федеральные и республиканские законодательные и исполнительные органы должны создать соответствующую лизинговую основу, а также оказать финансовую и консультационную поддержку в развитии инфраструктуры регионального рынка молока и молочной продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Республики Башкортостан «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд в Республике Башкортостан» /Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1995, № 4. С.336−343.
  2. Законы Республики Башкортостан. //Выпуск ХШ. Уфа, 1996. 232 с.
  3. Закон Республики Башкортостан «О сельскохозяйственной кооперации в Республике Башкортостан» //Уфа, 1997, — 51с.
  4. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». //Экономика и жизнь, -1991, № 19.
  5. Закон федеральный № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года
  6. Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 5.12.93г. № 2096.
  7. Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий. Постановление Правительства Российской Федерации, 27 июля 1994 года, № 874. //Экономика и жизнь, 1994, № 34.
  8. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 450 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), г. Уфа, 28 декабря 1995 года.
  9. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан о реорганизации структуры управления предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. /Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1995, № 5, с. 546−547.
  10. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 181 «О мерах по интенсификации молочного скотоводства в Республике Башкортостан». 1997, сентябрь, Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, Уфа, 1995, № 4.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации, № 135. О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году. 1996,7 февраля.
  12. Агропромышленный комплекс России в 1998 году / /Минсельхозпрод Российской Федерации.-М., 1999. 523 с.
  13. Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов, молока и молоко-продуктов за январь-декабрь 1998 года: Стат. Сб.// Госкомстат России.- М., 199. -22с.
  14. Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов, молока и молоко-продуктов за январь-декабрь 1998 года: Стат. Сб.// Госкомстат России.- М., 199. -22с.
  15. В.И., Холманов А. И. Производство и потребление продуктов животноводства в России (1990−1996) / Статистический буклет М., 1998. 7с
  16. Е.Б. Рынок мясной и молочной продукции в 1997 году и январе-феврале 1998 года Минсельхозпрод России. Департамент экономики. НТМ.01.098.98. 5с.
  17. Крестьянские (фермерские) хозяйства Российской Федерации на 1 января 1999 года: Стат. Сб./ Госкомстат России. М., 1999. — 14 с.
  18. Молоко коровье. Требования при закупках. ГОСТ 13 264–88 //Госкомитет СССР по стандартам. М., 1988. с. 8.
  19. Ожидаемые итоги социально-экономического положения Республики Башкортостан, Комплексный доклад Госкомстата Республики Башкортостан. Уфа, 1999.
  20. Потребление основных продуктов питания населения Российской Федерации: Стат. Сб./ Госкомстат Россиию- М., 1998. 44 с.
  21. Производственно-экономические показатели развития агропромышленного комплекса России в 1997 году. Части 1 и П. М., 1998.
  22. Реализация сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятиями за 1998 году. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 426 с.
  23. Реализация сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятиями на 1января 1999 году. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 61 с.
  24. Россия в цифрах. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 378 с.
  25. Сальское хозяйство России. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998. -448с.
  26. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в России. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 171 с.
  27. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. МСХиП.- М., 1999. 115с.
  28. Социально-экономическое положение России, 1998 год. Стат. сб./ Госкомстат России. М., 1999. — 452 с.
  29. Состояние животноводства на 1 января 1999 года. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 254 с.
  30. Статистический ежегодник Республики Башкортостан: Статистическийсборник /Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике.1. Уфа. 1997.-432с.
  31. Численность скота в Российской Федерации на 1 января 1999 года. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 286 с.
  32. И.Т. сельское расселение и социальная инфраструктура, Сб.1. Проб. Стат. АПК, с. 92.3. Книги и брошюры
  33. Аграрная наука России на пороге XXI века. Состояние и проблемы. Коллективная монография, М., «Экономика и информатика», 1999. 400с.
  34. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. -М.:Агропромиздат, 1989. 464 с.
  35. В.П., Козлова А. П. и др. Кооперативные и агропромышленные организационно-хозяйственные структуры. М., Дело, 1996. 208 с.
  36. Введение в рыночную экономику: Учеб. Пособие для экон. Спец. Вузов. jt
  37. А.Я.Лившиц, И. Н. Никулина, О. А. Груздева и др. М.: Высш. Шк., 1994, — 447 с. :ил.
  38. В.Ф., Шаффленд Ю. Комментарии к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации». М., 1997,208с.
  39. В.И. Регулирование регионального рынка животноводческой продукции. Дисс. На соиск. Уч. Ст. канд. Экон. Наук. М., 1997.
  40. Р.С. Эволюция аграрного рынка: закономерности, особенности, формы государственного регулирования, Автореф. Диссдоктора экон. Наук/ М., 1998.
  41. У. Г. Сайфуллин Ф.А. Основы системного ведения агропромышленного комплекса Республики Башкортостан /АН Республики Башкортостан БНИИСХ. Уфа, 1998. — 182с.
  42. И.У. Формирование регионального рынка сельскохозяйственных продуктов в Республике Башкортостан. АН Республики Башкортостан, УНЦ РАН. Уфа, 1998. 197 с.
  43. Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. М.: 1994, с.34−35.
  44. А.Г. Аграрный сектор экономики России на пороге XX! века (Научный доклад) /РАН.ИЭ, М., 1997. С. 12−26.
  45. М.Ю., Корбут Л. С. Приходько Т.С., Хитров А. Н. Ценообразование в агропромышленном комплексе зарубежных стран. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1989,-54с.
  46. Л.Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1991, 30с.
  47. Л.Ф. Формы кооперирования производителей сельскохозяйственной продукции в капиталистических странах. М.: ВНИИТЭИ АПК, — 115(91) -7с.
  48. Ф.М. Мировой рынок: Конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993, 264с.
  49. Е.И. Налогообложение сельскохозяйственных предприятий в странах ЕЭС. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1990 — 23(90), — Юс.
  50. Е.И. Организация снабжения и сбыта в фермерских хозяйт-свах. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1990, — 14с.
  51. Е.И. Организация и финансирование научно- технических исследований в области сельского хозяйства в ЕЭС. М.: ВИИТЭИ АПК, 1990, 383(90). 5с.
  52. Е.И. Подоходный налог в странах ЕЭС. ВНИИТЭИ АПК, 35(*91), — 1991, — 10с.
  53. В.Ф. Микроэкономика. /Учебник.- М., Ассоциация экон. Вузов, 1996. с. 10.
  54. Маршалл. Принципы политической экономии. М., 1984. Т.2. с.6
  55. Материалы выездной коллегии МСХи П Российской Федерации, (июль 1998 г.) г. Уфа.
  56. Материалы «круглого стола» в Госсобрании Республики Башкортостан (июль 1998 г.)
  57. Модель интеграции сельскохозяйственных производителей и перерабатывающего предприятия на уровне района. Рекомендации. (МСХиП Российской
  58. Федерации: РАСХН. ПНИИЭО АПК- Управление сельского хозяйства Саратовской области, Саратов, 1994. — 34с.
  59. В.И., Папцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой /МСХиП Российской Федерации, Информагробизнес. М.: 1996, — с. 8015,19, 68−80.
  60. В.И. Сельское хозяйство России и мировой рынок . /13.04.98)11.С.
  61. О работе по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей Республики Коми /Материалы выездной коллегии МСХиП Российской Федерации, г. Уфа, июль 1998.
  62. А.Г. Государственное субсидирование аграрного сектора в развитых странах мира. М.: ВНИИТЭИ АПК, -1991. — 5с.
  63. А.Г. Организация управления АПК США. М. ВНИИТЭИ АПК, 1990, — 448 (90), — 6с.
  64. А.Г. Структура и функции органов управления АПК в развитых капиталистических странах. М.: ВНИТЭИ АПК, 1991, — 133 (91), — 16с.
  65. Проблемы развития рыночных отношений и конкурентно-рыночных механизмов /РАН, ИЭ. М., -1991, с. 67−79, 174.
  66. B.C. Организация управления общим сельскохозяйственным рынком. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1990, — 69 (90), — Зс.
  67. Ратгауз М Роль государства в развитии крестьянских хозяйств в Германии. М.: ЦБНТИ «Водстрой», — 1991, — 127с.
  68. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России. /РАСХН, Отделение экономики и земельных отношений, М., 1997, с. 52.
  69. З.И. Экономические проблемы формирования и регулирования регионального мясного рынка. Уфа, 1995, с. 142.
  70. ЭА. Проблемы ценообразования в системе агропромышленного комплекса. М., Высшая школа, 1984. — 94 с.
  71. Современная экономика. / Многоуровневое учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс"-М.: «Зевс», 1997. — с. 63.
  72. Современный маркетинг. /В.Е.Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Алтухова. Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991, — 256с.
  73. Социально-управленческий аспект аграрной реформы в Республике Башкортостан. /Отчет по социологическим исследованиям. Рук. Ахмадеев А. А. Уфа, 1997, с.8−12.
  74. А.В. Кооперация в агропромышленном комплексе. Свердловск. ВАСХНИЛ, 1990.-347 с.
  75. Г. П. Кредитная кооперация: организация и функционирование сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Методические рекомендации. /РАФН Сибирское отделение СибНИИЭСХ, Новосибирск, 1998.-71с. С.9−12.
  76. Д. А. Храмцов Н.С., Щетинина И. В. Развитие интеграции в АПК Сибири. /РАСХН. Сиб. Отделение СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1998. — 130с.
  77. Хитров А. Н Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых капиталистических странах. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1990.-51с.
  78. А. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. -М., 1992.
  79. А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации, М.: Наука, 1991. — 456с.
  80. А.А., Боев В. Р., Серков А. Ф. и др. Многоукладная экономика России. М.: Колос, 1998.- 51 с.
  81. А. А. Лысенко Е.Г. Кузнецов Е. В. и др. Аграрная реформа на Северном Кавказе: Опыт, проблемы, перспективы. Ростов- на Дону: Полиграф, 1994, — 136с.
  82. Экономический механизм рыночных отношений в АПК Сибири /РАФН. Стб. Отделение Сиб. НИИ ЭСХ- Новосибирск, 1996, 216с.
  83. Экономические проблемы АПК. /ВНИИЭСХ. М., 1995, с. 54.
  84. Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку (теория и методы). В двух частях. С.-Петербург., 1993, ч. 1 275с.4.Статьи
  85. Т.З. Три килограмма молока с каждой коровы подворья //Сельские узоры. -1999, № 1, — с. 14I
  86. А.А., Сабирьянова Р. Г., Асадуллин Т. З. Эффективность производства молока, пути ее повышения //Проблемы стабилизации АПК// БГАУ. Уфа, 1997.-с.33−34.
  87. A.M., Бурханов Р. А., Сосновский В. А. Агросервисное обслуживание в системе АПК //Проблемы стабилизации АПК. БГАУ. Уфа, 1997. — с. 99−102
  88. A.M. Вопросы организации маркетинговой службы //Проблемы стабилизации АПК. БГАУ. Уфа. 1997. — с. 150−153.
  89. В.Р. Совершенствование ценообразования на продукцию сельского хозяйства // Вопросы экономики, 1987.- с. 35−44.
  90. Г. В. Продовольственный рынок и продовольственная безопасность Российской Федерации. В кн.: Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М.- Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с.18−24.
  91. Гамилова А. М Как ослабить монополизм переработчиков молока, усилить заинтересованность на фермах. //Проблемы стабилизации АПК. Уфа, 1997. с.33−34.
  92. З.К. Механизм поэтапного восстановления ценового паритета в сельском хозяйстве. В кн. Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М.- Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с. 103 107.
  93. Н.В. Государственное ценовое регулирование продовольственного рынка. В кн.: Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М.- Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с. 108−111.
  94. И.У. Поддержать значит помочь. //Проблемы стабилизации АПК. Уфа, 1997.-c.112.
  95. Г. Ф. Ценовая паритетность в закупках продовольствия (на примере молочных продуктов) В кн.: Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М.- Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с.120−126.
  96. М.М. Правовое обеспечение аграрной реформы. /Актуальные проблемы АПК/ Республики Башкортостан, Уфа, 1997
  97. В.А. Производственно-экономические связи сельского хозяйства со сферой заготовок, переработки и реализации в системе АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998, № 1, с. 41−46.
  98. Л.Ф. Инвестиции в АПК: направления. Приоритеты, оценка эффективности. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
  99. Н.А. Механизмы преодоления приоритета цен в АПК. //Восстановление производственного потенциала аграрного сектора. М., 1998, -с. 33.
  100. Ю.Р. Рынок молока и молочной продукции. //Проблемы стабилизации АПК. Уфа, 1997. с. 46−47.
  101. В.В., Фролов В. И. Формы агропромышленной интеграции (опыт Орлрвской области) // Экономист. 1998. — № 4, с. 87−91.
  102. Молочная ассоциация //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 2. — с.2−3.
  103. А. А. Горяминский В.И. и др. Мы за бестужевку. //Сельские узоры, 1999, № 3. С. 45.
  104. JI.B. Разрушение производственного потенциала аграрного сектора и возможности его восстановления и реструктуризации //Восстановление производственного потенциала аграрного сектора, М.: 1998, -С. 3.
  105. Обзор конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия. //Продовольственный рынок России. № 10,1998. С. 27 и 53.
  106. Е.С. Экономическая сущность и факторы развития интеграционного процесса в сельском хозяйстве. //Экономика сельского хозяйства, 1983, № 6, с. 35−44.
  107. А.Е. Отношения собственности и управление в АПК России. В кн.: Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М.- Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с.67−73.
  108. Р.Г., Хасанова А. Ф. Производство и потребление молока и молочных продуктов. //Проблемы стабилизации АПК. Уфа, 1997. С.46−47.
  109. А.Ф. Аграрный рынок и макроэкономические факторы. В кн.: Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М, — Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с.53−61.
  110. JI.B. Состояние ценового паритета между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. В кн.: Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М, — Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с.67−73.
  111. А.В. Агропромышленный комплекс стран СНГ в годы реформ. // АПК: экономика, управление, 1997, № 6, с. 3−10.
  112. А.В. Структурные связи в экономике сельского хозяйства стран Со-тружества Независимых Государств в переходный период. // Достижения науки и техники АПК, 1997, № 5, с.2−4.
  113. А.В. Продовольственный рынок СНГ: Опят проблемы. // Аграрная науки, 1999, № 4, с. 2−3.
  114. А.В. Кооперация науки и производства. // АПК: экономика, управление, 1999, № 9, с. 14−19.
  115. А.В. Аграрная реформа в России. // Достижения науки и техники АПК, 1998, № 5, с.2−6.
  116. А.В. Проблемы формирования аграрного рынка СНГ. // АПК: экономика, управление, 1998, № 4, с. 28−33.
  117. И.Г. Современное состояние и перспективы развитая рыночных отношений в аграрном секторе России. В кн.: Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. -М, — Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с. 12−21.
  118. А.Г., Кирдянов Н. И., Дидык А. С. Обеспечение страны мясной и молочной продукцией. В кн.: Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб.ст. М.- Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент,», 1997, с.37−42.
  119. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы. //Российская газета, 1996,17−18 июля.
  120. А.Р. Экономические условия аграрного рынка. //Проблемы стабилизации АПК. БГАУ. Уфа, 1997. С.-126−128.
  121. И.Ф. Основные условия организации рынка в сельском хозяйстве региона. //Экономика сельского хозяйства. 1994, — № 10, — с.8−10.
  122. A.M., Трофимов А. П. Переход на новые внутрихозяйственные экономические отношения: Опыт сельскохозяйственного предприятия «Гигант» Свердловской области. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993, № 9, с. 15−20.
  123. Г. Минимолзаводы в Башкортостане. //Журнал Сельские узоры, № 1, 1999, с. 15.5. Авторефераты
  124. Т.З. Экономическая эффективность регионального молочно-продуктового подкомплекса (на примере Республики Башкортостан). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Уфа, 1998. с.9
  125. Р.С. Эволюция аграрного рынка: закономерности, особенности, формы государственного регулирования, Автореф. дисдоктора экон. Наук / М., 1998
  126. И. Р. Экономические связи и пропорции территориального АПК(на примере Республики Башкортостан). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Уфа, 1997. с. 13
  127. Ф.А. Экономические проблемы системного ведения агропромышленного производства (на примере Республики Башкортостан). Автореф. Дисс. На соиск. Уч.ст. канд. Экон. Наук. Уфа 1998.
  128. И. Рендель Я., Граверт О. Генетика и разведение сельскохозяйственных животных (перевод с немецкого под рук. Никифорова, М.: Колос, 1970, с. 47.
  129. К.Р.Какконел, С. Л. Брю. Экономика: Принципы, проблемы и политика, в 2 т.: пер. С англ. Баку: Азербайджан.
  130. Ф. Основы маркетинга. Пер. С англ. М.: Прогресс, 1920, — 733 с.
  131. Ф. Управление маркетингом. Пер. С анг. М.: Экономика, 1980, -224с.
  132. П. Экономика. В 2-х томах. Пер. С англ. М.: НПО «Алгон», ВНИИСИ, Машиностроение, 1993.
  133. Дж. Берман Б. Маркетинг. Сокр. Перевод. С англ. //М.: Экономика. 1993. — 335с.
  134. Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линсдей. Рынок: микроэкономическая модель. Перевод с англ. В. Лукашевича и др. С. Петербург, 1992, — 496 с.
Заполнить форму текущей работой