Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Ознакомление с гжельской росписью как средство развития художественно-творческих способностей у учащихся начальных классов

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами — края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые… Читать ещё >

Ознакомление с гжельской росписью как средство развития художественно-творческих способностей у учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖНИЕ Пояснительная записка Введение

1.История развития промысла гжельской росписи

2. Техника выполнения гжельской росписи

3. Задачи обучения декоративно — прикладному искусству младших школьников

4. Методика работы по ознакомлению с гжельской росписью младших школьников

5. Этапы работы над проектом

5.1 Обоснование идеи проекта

5.2 Программа проекта

5.3 Результативность проекта Заключение Список использованной литературы Приложение творческий способность урок гжельский творческий способность урок прикладной ВВЕДЕНИЕ

«Русское народное искусство,

как и искусство любого народа — это прежде всего

мир особого отношения к своему труду,

к своей деятельности вообще и жизни в целом.

…От отношения всех к народному искусству зависит его судьба.

Забота о народном искусстве всех народов

нашей страны — это долг,

счастливая и радостная обязанность

каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины".

Академик Д. Лихачев (1, с.103).

Наша страна — страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня, наконец-то, о проблеме духовно-нравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание — одно из важнейших направлений работы современной школы. И здесь немаловажную роль играет уроки изобразительного искусства с применением краеведческого материала с их разнообразными ресурсами и творческим потенциалом.

Активное освоение, обучающимися этих традиций народного искусства в их главных видах даёт возможность восстановить в России национальную основу процесса развития личности. Поэтому ознакомление с гжельской росписью на уроках изобразительного искусства является актуальной.

Проблема исследования — какова роль ознакомления младших школьников с гжельской росписью как средство развития их художественно творческих способностей?

Тема исследования: «Ознакомление с гжельской росписью как средство развития художественно — творческих способностей у учащихся начальных классов».

Цель исследования — выявление роли ознакомления младших школьников с гжельской росписью как средство развития их художественно творческих способностей.

Объектом — нашего исследования является процесс развития художественно творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования — педагогические условия ознакомления гжельской росписи на уроках изобразительного искусства. Роспись вазы в технике гжельской росписи.

Гипотеза исследования: мы, предполагаем, что ознакомление с гжельской росписью на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию их художественно творческих способностей.

Задачи:

систематизация и анализ литературы по рассматриваемой проблеме;

раскрыть понятия развития художественно творческих способностей учащихся;

разработать педагогические условия развития художественно творческих способностей на уроках изобразительного искусства;

определить уровень знаний развития народным художественным промыслам;

разработать комплекс дидактических заданий нацеленных на развитие художественно творческих способностей.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, беседа, анкетирование, модифицированная диагностическая методика Н. А. Лепской, тестирование.

Методологической основой является теоретические положения Шпикаловой Т. Я., Сокольниковой Н. М., Погодиной С. В., Дорожина Ю. Г., Лепской Н.А.

Этапы исследования:

I этап. Определение и уточнение темы дипломной работы, выбор

проблемы исследования;

II этап. Сбор и изучение научной и специальной литературы;

III этап. Отбор диагностических методик исследования и проведения констатирующего эксперимента;

IV этап. Обобщение результатов исследования и формулировка выводов;

V этап. Письменное оформление и подготовка к защите;

Научной новизной является:

систематизация научной литературы по данной проблеме;

экспериментальная проверка и обоснование поэтапного изучения гжельской росписи;

технология росписи вазы;

Теоретическая значимость — анализирована и систематизирована научно исследовательская литература по исследуемой теме.

Практическая значимость — выявленные обоснованные условия развития художественно творческих способностей учащихся младших классов будет способствовать улучшению работы на уроках ИЗО. Разработаны методические рекомендации «Гжельская роспись» для учителей и учащихся по технологии гжельской росписи. Расписанные вазы в технике гжельской росписи могут являться экспонатом на выставках.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пояснительной записки, включающая в себя 5 параграфов, заключения, приложения и практической части — вазы расписанные гжельской росписью.

1. История развития промысла гжельской росписи Гжель — древнейший гончарный район, возникший в 50 километрах от Москвы. Край этот необычайно богат гончарными глинами. Поэтому чуть ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел, издавна занималось изготовлением глиняной посуды. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь». Гончарные промыслы возникали и развивались только там, где были глины. Гжельский промысел возник на Гжельско-Кудиновском геологическом месторождении глин, пригодных как для кирпича, так и для производства фаянса и фарфора, для гончарных и майоликовых изделий. Охватывал он около 30-ти деревень Бронницкого и Богородского уездов, ныне это Раменский и Ногинский районы Подмосковья (2, с.111). Высококачественные гжельские глины явились основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 веке до н. э. Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный отметил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. Гжель выступает как центр керамического производства в России, поставщик Царева Двора, богатый высококачественным сырьем — глинами и профессиональными мастерами.

Гжельские мастера находились в непрерывном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила практически всю гончарную посуду. В 17 веке крестьяне гжельских деревень и сел начали производить поливную посуду и игрушки. Изготовляли в Гжели и кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с светлым однотонным черепком, а в конце того же 17 века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». (3, с.15).

Конец XIX — начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

Таким образом, сегодня объединение «Гжель» — современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель — это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. Гжель — это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа.

2. Техника выполнения гжельской росписи Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Современные художественно — стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине — белого фарфора — живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре — яркое, крупное пятно — изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами — края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы — розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Разнообразный технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой «светотеневой мазок» (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т. д. Кистевой «мазок с тенями», ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше — кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. «Мазок с тенями» образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись (4, с.39).

При «росписи одной кистью» каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску — мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора «ситчик», когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище — бутон с волнистыми краями шея, грудь — каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер (5, с.207).

Таким образом, важной особенностью в гжельской росписи сине — белого фарфора — живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого.

3. Задачи обучения декоративно-прикладному искусству младших школьников Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Доктор психологических наук О. М. Дьяченко считает, что «развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов» (6, с.15).

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно — прикладного искусства (7, с.75).

При обучении младших школьников декоративно — прикладному искусству выполняется следующие задачи:

овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративноприкладной работы;

ознакомление с особенностями работы в области декоративноприкладного искусства;

развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

Таким образом, постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Мы считаем, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что «самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

4. Методика работы по ознакомлению с гжельской росписью младших школьников Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники осваивают выразительные средства и образно — сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.

Учебные задания включают работы по проектированию художественной среды с использованием элементов дизайна, с опорой на стилистические особенности в произведениях художников декоративно — прикладного искусства.

Ознакомление с творчеством народных мастеров и творчеством художников в сфере художественной промышленности открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества.

Начиная с I класса, учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный — полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный — изображение зверей и птиц, антропоморфный — изображение человека) (8, с.259). Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).

Обучение народному и декоративно — прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся I—IV классов, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов (9, с. 324).

Разные цели, стоящие перед учебными предметами «изобразительное искусство» и «художественный труд» обуславливают и разные подходы в эстетическом осмыслении материалов народного искусства (10, с.76).

Знакомство с декоративно — прикладным искусством в начальной школе, нацелено на овладение детьми основ художественного ремесла. В практике знакомства в начальной школе такого типа есть прекрасные примеры решения обозначенных целей. Коллектив учителей в своей работе опирается на комплекс методических материалов: апробированную программу занятий художественным трудом, альбомы, книги, таблицы, посвященные истории искусства. Воспитательная работа не ограничивается рамками занятий. Ценить и уважать труд народного мастера учат здесь в повседневной жизни.

Мы проводили беседу с учителями начальных классов на тему «Как они обучают методики работ с гжельской росписью». Цель беседы: выявление типов уроков учителей. Вопросы беседы вы можете увидеть в приложении 1. Результаты беседы отражены на рис. 1.

Рис. 1. Выявление используемой типов уроков на уроке ИЗО На рис. 1. Отражены следующие результаты. Отсюда мы узнаем, что 50% учителей используют традиционный комбинированный урок, 30% учителей используют интересный детям урок путешествия, оставшиеся 20% используют урок исследование.

Таким образом, урок декоративно — прикладного искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно — содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно — прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

5. Этапы работы над проектом

5.1 Обоснование идеи проекта В общем ряду пластических искусств декоративно — прикладное искусство наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь… Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире. Именно поэтому приобщение школьников к декоративно — прикладному искусству представляется очень важным. На первом этапе обучения 1 — 4-х классах учащиеся входят в увлекательный мир искусства во всем многообразии его проявлений, осваивают его целостно и в взаимосвязи с окружающей жизнью.

Гжельская роспись, как часть декоративно — прикладного искусства способствует развитию художественно творческих способностей младших школьников в еще большей степени. Кроме того, она является мощным средством активизации познавательной деятельности, т. е. вызывает у детей огромный интерес и желание работать.

В связи с этим стоит подчеркнуть ознакомление младших школьников с гжельской росписью на уроках изобразительного искусства как средство развития художественно творческих способностей.

Мы обратились к проблеме ознакомления младших школьников с гжельской росписью как средство развития их художественно творческих способностей, что будет способствовать облегчению работы учителей на уроках ИЗО.

Мы предполагаем, что расписанная нами ваза в технике гжельской росписи будет наглядностью на уроках ИЗО при ознакомлении младших школьников с гжельской росписью и средством развития художественно творческих способностей.

Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа.

Наше исследование проходило на базе школы Абзелиловского района в селе Аскарово гимназии им. Т. Кусимова в 3 А классе.

Цель: выявить, насколько развит у детей художественно творческие способности, знакомы ли с декоративно — прикладным искусством, а особенно с гжельской росписью на уроках изобразительного искусства на исходном этапе эксперимента.

Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментальной работы с данным классом; провести исследовательские методы и выявить результат по данным исследованиям.

Первое исследование мы проводили методом анкетирования. Цель метода: выявить отношение учащихся к урокам изобразительного искусства, насколько дети знакомы с декоративно — прикладным искусством, и как у них развит художественно творческие способности. Учащимся была предложена

анкета. Вопросы для анкеты даны в приложении 2. Результаты отражены на рис. 2.

Основное внимание при анализе анкет учащихся уделялось на 2, 4, 5, 6 вопросы.

Варианты ответа учеников:

— ФИО

— да, нет

— начало урока; когда показывают картинки рисунк;, когда начинаем рисовать сами и.т.д.

— да, я знаком (а) со словом ДПИ мы часто слышим его на уроках ИЗО; нет, не слышала.

— я, после урока очень много нового, интересного, красивого, узнаю и вижу;

— после урока ИЗО, я всегда с настроением ухожу домой; я узнаю столько много и вижу, и я сама хочу научиться так рисовать.

— не пропускаю ни один урок; нет, мама так не скажет; это мой самый любимый урок, и я не буду его пропускать.

Рис. 2. Насколько дети знакомы с декоративно — прикладным искусством, и развивается ли у них художественно творческие способности на уроках ИЗО? (%)

Примечание.

1 — любят ли урок ИЗО; 2 — этап урока ИЗО, который больше всего нравится детям; 3 — знакомы ли дети со словом ДПИ; 4 — много ли узнают и запоминают дети после урока ИЗО; 5 — как бы ты отреагировал на слова мамы.

Таким образом, получили такие результаты: 98% учеников любят урок ИЗО, 95% ответили, что нравится этап рисования уроков ИЗО, 93% детей знакомы со словом ДПИ, 77% очень много узнают и запоминают после уроков ИЗО, 96% учащихся пришли бы на урок, не смотря на слова мамы.

Чтобы узнать, интересует ли учеников гжельская роспись мы проводили следующий эксперимент методом беседы. Цель эксперимента: выявить интерес учащихся к гжельской росписи. Учащимся были заданы вопросы.

Вопросы беседы вы можете увидеть в приложении 3. Результаты отражены на рис. 3.

Рис. 3. Насколько детей интересует гжельская роспись.

Таким образом, получили такие результаты 15% ученикам интересно и они знакомы с гжельской росписью, оставшиеся 65% интересно и они хотят познакомиться с гжельской росписью хотят научиться выполнять эту роспись и 20% ответили что им не интересно.

Для выявления у детей младших школьников уровень развития художественно творческих способностей нами была использована модифицированная диагностическая методика Н. А. Лепской. Детям мы раздали распечатанные на бумаге цветок, нужно было их раскрасить в технике гжельской росписи. Рисунки учеников даны в приложении 4. После того как дети завершили раскрашивать, работы были собраны и проверено соответствие рисунков по следующему критерию: -правильно подобранный цвет (от темно-синего до небесно-голубого цвета).

Выявленные процентные соотношения художественно творческих способностей детей позволяют определить уровень развития творческих способностей. Для характеристики уровней воспользуемся следующей шкалой.

Шкала оценки:

0- 30% - низкий уровень;

31 -74% - средний уровень;

75−100% - высокий уровень;

Расшифруем каждый уровень:

низкий уровень — дети не знают технику выполнения гжельской росписи, и раскрашивают как попало.

средний уровень — дети знают технику выполнения гжельской росписи, ленятся и получается у них не красиво, не аккурато.

высокий уровень — дети с легкостью раскрашивают цветок, знают технику выполнения гжельской росписи.

Результаты отражены в таблице 1

Таблица 1

Выявление уровня художественно творческих способностей.

Всего учеников

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Ученики

Таким образом, мы пришли к таким выводам, что из всех учеников (22) 15 выполнили на низком уровне. 5 учащихся выполнили на среднем уровне и остальные 2 ученика выполнили свою работу на высоком уровне, так как они занимаются в художественной школе.

Таким образом на основании анкетирования, беседы и использование модифицированной диагностической методики Н. А. Лепской, мы можем сделать вывод, что ученики любят урок ИЗО, они любят рисовать, знакомы со словом ДПИ, очень много нового и интересного узнают на уроках ИЗО, ученики не пропустили бы урок ИЗО, большинство учеников хотят познакомиться с гжельской росписью им очень интересно, выявили насколько развита у детей художественно творческие способности и можем сказать не очень высок.

Для того, чтобы выявить уровень знаний по народным художественным промыслам у данного класса им был предложен тест. Данный тест дан в приложении 5.

Результаты данного тестирования мы зафиксировали в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты тестирования по народным художественным промыслам.

Оценки

Результаты (%)

Таким образом, в результате полученных данных тестирования, мы выявили, что оценку «2» получили 23% учеников, «3» получили 67%, а остальные 10% получили оценку «4», оценку «5» никто не получил т. е. 0%.

Вывод: мы пришли к таким выводам, получив результаты тестирования стало ясно, что ученики данного класса имеют плохое представление о гжельской росписи.

На этой основе мы сделали следующий вывод, что необходимо дать представление о гжельской росписи, познакомить с историей, с видами орнаментов, научить учеников технике выполнения гжельской росписи, и развивать художественно творческие способности учеников.

5.2 Программа проекта Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Программа рассчитана на 10 уроков и разработана для учащихся начальных классов. Планируется реализовывать программу на уроках изобразительного искусства в начальных классах: 3 часа в неделю, от всего рабочего времени 40% теории и 60% практики. По окончании данной программы учащиеся делают и защищают проект, из лучших работ организовывается выставка.

Основная цель программы — развитие у детей художественно творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно — прикладного искусства.

Цель программы — занятия направлены на развитие художественно творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями художника — дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев нашей республики.

Задачи программы:

Обучающие:

1)ознакомить учащихся с основами знаний по истории, видами, технологиями декоративно-прикладного искусства,

2) продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

3)приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

1) осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

2) воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

3) добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

1) развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;

2) развитие мелкой моторики рук и глазомера;

3) пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

4) формирование художественно — творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Продолжительность занятия — 45 минут. Программа составлена на основе общепедагогических принципов: систематичности, научности, доступности, сознательности и активности учащихся в обучении.

Мы предполагаем, что в ходе реализации данной программы, представление о гжельской росписи у учащихся значительно повысится.

Основное содержание нашей программы представлено в приложении 5.

5.3 Результативность проекта Итак, в начале констатирующего эксперимента мы провели анкетирование и определили, 98% учеников любят урок ИЗО, 95% ответили, что нравится этап рисования уроков ИЗО, 93% детей знакомы со словом ДПИ, 77% очень много узнают и запоминают после уроков ИЗО, 100% учащихся пришли бы на урок, не смотря на слова мамы. После проведения нескольких уроков ИЗО с использованием созданной нами программы, мы повторно провели исследование методом анкетирования, с целью выявления отношения учащихся к урокам изобразительного искусства, насколько дети знакомы с декоративно — прикладным искусством, и как у них развит художественно творческие способности. Результаты отражены на рис. 4.

Рис. 4. Насколько дети знакомы с декоративно — прикладным искусством, и развивается ли у них художественно творческие способности на уроках ИЗО? (%)

Примечание.

1 — любят ли урок ИЗО; 2 — этап урока ИЗО, который больше всего нравится детям; 3 — знакомы ли дети со словом ДПИ; 4 — много ли узнают и запоминают дети после урока ИЗО; 5 — как бы ты отреагировал на слова мамы.

Итак, из рисунка можно увидеть, что отношение к урокам ИЗО и к самому предмету повысился, так как уроки мы проводили в интересной форме и детям давалось больше времени на практическую часть. Если только 98% учащимся нравился урок ИЗО, то сейчас 100% детей предпочитают урок ИЗО, если в начале 93% учеников были знакомы со словом ДПИ, то сейчас этот коэффициент составляет 98% и.т.д.

Следующим методом исследования являлось метод беседы, при проведении которого мы выявили интерес учащихся к гжельской росписи, что составило 15% ученикам интересно и они знакомы с гжельской росписью, оставшимся 65% интересно, и они хотят познакомиться с гжельской росписью хотят научиться выполнять эту роспись и 20% ответили, что им не интересно.

В ходе проведения уроков с использованием созданной нами программы нами был повторно проведен метод беседы с учащимися этого же класса, целью которого являлось выявление насколько дети заинтересованы и знакомы с гжельской росписью. Результаты отражены на рис. 5.

Рис. 5. Выявление насколько дети заинтересованы и знакомы с гжельской росписью.

Итак, из рисунка можно увидеть, что заинтересованность повысилось, если в констатирующем эксперименте 20% учеников не были заинтересованы гжельской росписью, то сейчас коэффициент показывает 0%.

Чтобы выявить у учеников уровень развития художественно творческие способности, мы в констатирующем эксперименте использовали модифицированную диагностическую методику Н. А. Лепской, и определили что из всех учеников (22) 15 выполнили на низком уровне. 5 учащихся выполнили на среднем уровне и остальные 2 ученика выполнили свою работу на высоком уровне, так как они занимаются в художественной школе.

После проведения нескольких уроков ИЗО с использованием созданной нами программы, мы повторно провели модифицированную диагностическую методику Н. А. Лепской, с целью выявления уровня развития художественно творческих способностей. Результаты методики отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Выявление уровня художественно творческих способностей.

Всего Учеников

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Ученики

Таким образом, мы из таблицы 3 видим, что уровень развития художественно творческих способностей у учащихся повысился. В констатирующем эксперименте работу выполнили на низком уровне 15 учеников, то в контрольном эксперименте на низком уровне выполнил толь ко 1 ученик.

В качестве контрольного эксперимента мы повторно использовали метод тестирования, которые проводили в констатирующем эксперименте.

Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении уровня знаний по народным художественным промыслам у данного класса, им был предложен тест. Результаты. Полученные при проведении контрольного наблюдения и поверочной работы, мы зафиксировали в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты тестирования по народным художественным промыслам.

Оценки

Результаты (%)

Таким образом, ученики 3 г класса после проведенного эксперимента повысилось представление о гжельской росписи. В результате полученных данных тестирования, мы выявили, что оценку «2» получили 0% учеников, «3» получили 30%, а 68% получили оценку «4», оценку «5» получили 2% учеников. Ученики стали более заинтересованными.

Вывод: мы пришли к таким выводам, получив результаты тестирования, стало ясно, что ученики данного класса имеют представление о гжельской росписи.

Следовательно, проведенные нами уроки по созданной программе доказали свою эффективность — дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках ИЗО. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики на последнем занятии устроили выставку своих работ и оценивали работы своих одноклассников, соревновались друг с другом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной нами работы нами были выполнены следующие задачи:

— систематизирована и анализирована литература по рассматриваемой проблеме;

— раскрыты понятия развития художественно творческих способностей учащихся;

— определены педагогические условия развития художественно творческих способностей на уроках изобразительного искусства. При обучении младших школьников декоративно — прикладному искусству выполняется следующие задачи:

овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;

развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Мы считаем, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что «самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

— определены уровни знаний развития народным художественным промыслам. Необходимо дать представление о гжельской росписи, познакомить с историей, с видами орнаментов, научить учеников технике выполнения гжельской росписи, и развивать художественно-творческие способности учеников.

— разработаны комплекс дидактических заданий нацеленных на развитие художественно творческих способностей.

— Знакомство с историей гжельской росписи.

— Особенности гжельской росписи. Виды орнаментов росписи.

— Точки и прямые линии в орнаменте.

— Оформление «Праздничное блюдо». Бордюры В орнаменте. Оформление «Масленка».

— Капелька в орнаменте. Оформление «Блюдце».

— Мазок с тенью в орнаменте. Оформление «Терем».

— Мазковая роспись в орнаменте. Последовательность росписи «Цветочек. Чайник».

— Последовательность росписи птицы. Синяя птица.

— Последовательность росписи «Кумган».

— Выставка работ учеников.

Из результата экспериментальной работы можно сделать вывод, что проведенные нами уроки по созданной программе доказали свою эффективность — дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках ИЗО. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики на последнем занятии устроили выставку своих работ и оценивали работы своих одноклассников, соревновались друг с другом.

Таким образом, гипотеза нашей дипломной работы подтвердилась. Тема исследования — «Ознакомление с гжельской росписью как средство развития художественно — творческих способностей у учащихся начальных классов» выполнена.

1. Алексахин Н. Н., Голубая сказка г. М., Народное образование -1996 год.

2. Барадулин В. А., Основы художественного ремесла г. М., Просвещение -1987.

3. Васильева Н. Г., Энциклопедия российских деревень, Гжель российская жемчужина г. М., Мозаика-Синтез — 2003 год.

4. Грошенко И. А., Уроки рисования г. М., Просвещение — 1985 год.

5. Григорьева Н. С., Дулькина Т. И. Гжель. Керамика 18−19 веков, керамика 20века. г. М., Планета — 1982 год.

6. Дорожин Ю. Г., Журнал Русский антиквариат г. М., — 2001 год.

7. Истомина Э. Г., Золотые руки мастеров Подмосковья г. М., — 1998 год.

8. Клиентов А. Р., Народные промыслы г. М., Белый город — 2002 год.

9. Костерин Н. П., Учебное рисование г. М., Просвещение — 1980 год.

10. Кузин В. С., Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах г. М., Просвещение — 1984 год.

11. Коган М. С., Эстетическое и художественное воспитание Л., — 1984 год.

12. Позднякова Г. С., Петрова О. Ф. Молодежь и изобразительное искусство Ленинград, — 1986 год.

13. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии г. М., Уч. педгиз ;

1946 год.

14. Сокольникова Н. М. Основы композиции 1- 4 класс «Титул» г. Обинск., 2001 год.

15. Салтыков А. Б., Художественная керамика Гжели. Майолика XVIII века г. М., — 1946 год.

16. Сурьянинова Н. Г., Синие цветы Гжели г. М., Малыш — 1987 год.

17. Сокольникова Н. М., Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе г. М., Академия — 2002 год.

18. Шпикалова Т. Я., Народное искусство на уроках декоративного рисования г. М., Просвещение — 1979 год.

19. Шпикалова Т. Я., Народное искусство на уроках декоративного рисования г. М., Просвещение — 1979 год.

20. Шевцов Е. В., Основные средства и формы эстетического воспитания. — М., — 1985 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа с учителями Цель беседы: выявление типов уроков учителей.

Учителям были заданы следующие вопросы:

— Какой тип урока вы предпочитаете при обучении младших школьников декоративно — прикладному искусству в технике работы с гжельской росписью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкетирование Цель: выявить отношение учащихся к урокам изобразительного искусства, насколько дети знакомы с декоративно — прикладным искусством, и как у них развит художественно творческие способности.

Учащимся была предложена следующая анкета:

— Фамилия, имя.

— Ты любишь урок ИЗО?

— Какой этап урока ИЗО тебе больше всего нравится?

— Ты знаком со словом декоративноприкладное искусство?

— Ты после каждого урока ИЗО узнаешь больше, и все запоминаешь?

— Если тебе мама сказала: «Не иди сегодня на урок ИЗО этот предмет не понадобится в будущем». Как бы ты на это отреагировал?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа учащихся Цель беседы: выявить интерес учащихся к гжельской росписи.

Учащимся был задан следующий вопрос.

— Ты знаком (а) с гжельской росписью, тебе она интересна?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тестирование Вопрос № 1

Родина Гжели

подмосковный регион

вологодский регион

Архангельск

Вопрос № 2

Первые гжельские изделия

из мела

из глины

из гипса

Вопрос № 3

Слово «Гжель» — родственник слова

«Жечь»

«Желание»

«Железо»

Вопрос № 4

Роспись Гжели выполняется

синей акварельной краской

чернилами

кобальтом Вопрос № 5

Современное объединение

«Гжель»

«Керамика»

«Жечь»

Вопрос № 6

Современные гжельские изделия — из

гипса и шликера

глины

мела Вопрос № 7

Гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой.

кувшин

скопкарь

кумган Вопрос № 8

.Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине

кувшин

кумган

квасник Вопрос № 9

Назовите город где зародилось фаянсовое и фарфоровое производство.

Хотьково

Гжель

Павлов Посад ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 5

Программа по ознакомлению с гжельской росписью.

№ уроков

Наименование разделов и тем.

Всего часов

1.

Знакомство с историей гжельской росписи.

2.

Особенности гжельской росписи. Виды орнаментов росписи.

3.

Точки и прямые линии в орнаменте.

Оформление «Праздничное блюдо».

4.

Бордюры В орнаменте. Оформление «Масленка».

5.

Капелька в орнаменте. Оформление «Блюдце».

6.

Мазок с тенью в орнаменте. Оформление «Терем».

7.

Мазковая роспись в орнаменте. Последовательность росписи «Цветочек. Чайник».

8.

Последовательность росписи птицы. Синяя птица.

9.

Последовательность росписи «Кумган».

10.

Выставка работ учеников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

УРОК № 1: «Знакомство с историей гжельской росписи»

Цель — помочь учителю пробудить творческое начало в ребенке, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки по ознакомлению детей с истоками отечественной культуры (гжельской росписью).

Задачи:

Познакомить детей с истоками, этапами производства и элементами гжельской росписи.

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения гжельских мастеров, формировать основы эстетического восприятия.

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении задач.

Ход урока Учитель: Сегодня наш разговор пойдет о народных, художественных промыслах.

Мы познакомимся с Гжельской керамикой.

Вопрос: Что называется народными промыслами?

Ответ: Предметы ремесленного производства в старину, все то, что создавалось руками человека.

Вопрос: Почему народные промыслы называют художественными? Ответ: Предметы народного промысла имеют не только утилитарное значение, но и эстетическое: они украшались сами, тем самым украшая жилище (ставни, двери, ворота, мебель, посуда, игрушки, ткацкие изделия и др.). А также роспись предметов быта осуществляло очень важную функцию оберега, т. е. защиты от нечистой силы.

Вопрос: Каким образом можно украшать предмет? Ответ: Путем создания определенной формы и росписи. Учитель: Учитель: Гжельская роспись наносится на посуду, игрушки и другую утварь, выполненную из керамики.

Вопрос: Что такое керамика?

Ответ: Это гончарное ремесло. Материал, который используется для создания изделия — глина. Она очень легко поддается обработке и из нее легко можно вылепить, что угодно. А с открытием обжига, такие изделия стали самыми необходимыми в быту.

А теперь послушайте историю развития гжельской керамики (показ презентации):

Слово «гжель» пришло к нам из далекой старины. Тогда целый район с многочисленными деревушками близ города Москвы называли Огжель, Акжель, Жгель, Гжель, вкладывая в название определенный смысл — «жечь», «обжигать».

Там в пламени сосновых, еловых поленьев из знаменитой гжельской глины получалась крепкая, звонкая посуда — знаменитая гжельская керамика. По названию места, где зародился этот промысел, посуду стали называть гжелью.

Первоначально мастера изготавливали простую гончарную посуду и детские игрушки, но портом гончарное ремесло приняло иной, новый характер.

Изделия стали покрывать глазурью, из-за чего они преобразились, приобрели яркость и нарядность (демонстрирую изображение, слайд). Начали изготавливать различные виды посуды: Квасник — декоративный кувшин с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках.

Кумган — высокий кувшин с хоботовидным носиком. Сосуд, наподобие квасника, но без сквозного отверстия в корпусе.

А так же: кувшин, рукомой, кружки, блюда, тарелки и прочее (демонстрирую изображения).

Уже тогда роспись всех изделий имела орнаментальные и сюжетные мотивы, и расписывались они зеленой, желтой и синей, фиолетово — коричневой красками по белому фону. В те времена умели делать посуду только из красной глины, а чтобы она была белой, ее покрывали эмалью и окрашивали. Такой вид керамических изделий называется майоликой. Гжельская майолика существует и сейчас.

Мелкая декоративная пластика выполнялась как в связи с изготовлением посуды, так и отдельно. Эта техника ведет свое начало с древнейших времен, когда еще не было гончарного круга, когда все работы делались вручную. Помимо посуды изготавливались лепные фигурки животных, птиц, людей.

С давних времен существовало поверье, если предмет украсить резьбой, росписью, другими способами, значит вдохнуть в него жизнь, оживить его, чтобы он мог приносить благо человеку.

Коль посуда хороша, Будет рада ей душа!

Раз красива чаша, То в ней вкусней и каша!

Если квасник всем пригож, Будет в нем квасок хорош!

Коль масленочка красива, Масло в ней хранить так мило!

Ну, а чудо — самовар В себе хранит целебный дар!

Основателем первой в России майоликовской фабрики в Москве во второй половине 18 века был купец Афанасий Кириллович Гребеншиков, у которого было три сына — Петр, Андрей, Иван.

Давайте посмотрим, как в ту пору развивались события в этой семье?

(Инсценировка рассказа Паолы Утевской «В гостях у семьи Гребенщиковых»)

СЦЕНАРИЙ:

(Звучат русские народные песни, появляется Афанасий с сыновьями) Афанасий: Глина — товар дешевый, а хорошая посуда из глины, на пример фаянцевая, ее больше из чужих стран привозят, -дорогой товар! А о порцелине (фарфоре) и говорить нечего, чуть не на вес золота продается. Выгодное, сыновья, это дело!

Петр: Где же нам, батюшка, взять такую глину, чтобы из нее хорошая посуда получилась?

Андрей: Аль такое место знаете?

Афанасий: Не знал бы, не говорил. Недалеко от Москвы, в Гжельском уезде, есть знаменитые белые глины. Одна, что суше называется «песчанкой», другая — «мыловкой». Сказывали мне люди, что из этих глин особенный кирпич делают, даже для печей в царском дворце. И посуда из нее получается очень даже не плохая. Простая, конечно.

Иван: А мы, батюшка, попробуем лучше сделать!

Ведущий: Прошло немного времени и построили Гребенщиковы в Москве небольшой заводик. Стали выпускать сначала майолику, а затем и на фаянс перешли, т. е. бело-голубую гжель.

Петр: Хороша посуда из белой глины! Обожжешь ее в печи, а затем по белой обожженной глине распишешь кобальтовой краской черного цвета, а сверху поливой польешь. Андрей: При обжиге кобальт становится пронзительно-синим, а прозрачная полива приобретает блеск. Эта посуда просто завораживает сочетанием белого и синего.

Афанасий: Молодцы, сыновья! Хорошую посуду научились делать! Смотрю, новые образцы узора придумали!

Иван: Эх! Всем хороша посуда! Один недостаток — тяжеловата!

Стенки толстые.

Афанасий: Ну что поделаешь — фаянс. Однако люди покупают эту посуду охотно и не малые деньги за нее платят.

Иван: Так-то оно так! А вот только мечтаю я, батюшка, научиться делать порцелин. Хочется мне разгадать тайну китайского и саксонского фарфора.

Афанасий: Да брось ты, Ванюша, блажить. Сам видишь, порцелин не нашего ума дело!

Ведущий: Но не мог Иван отказаться от своей мечты. Как сказочную жар-птицу искал он разгадку китайского и саксонского секретов. И вот в 1747 году из богатейших гжельских глин ему удалось создать образец посуды, которая была признанна фарфоровой.

Учитель: Итак, в конце 18 — начале 19 в.в. Гжель перешла на производство фаянса и полуфарфора, а потом и фарфора. В Гжели появились заводы и фабрики, изготавливающие посуду, там было сосредоточено почти половина всех фарфорово-фоянсовых предприятий России. Поэтому Гжель считается центром народной керамики. А отличить изделия гжельских мастеров не сложно: в них по-прежнему разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.

С чем сравнить тебя, роспись гжельская? Может с синью прозрачных небес, С соловьиною песней сердечною, Иль со сказкой, где много чудес.

С глубиною бездонного озера, С тихим, нежным журчаньем ручья, С колокольными перезвонами, Иль со свистом стального меча.

Ну, а может зима-красавица Одарила тебя белизной, По которой мороз размашисто Расписался вдруг синевой.

С чем сравнить тебя, роспись нежная? Ты как песнь, что поет нам Лель, Как Россия, такая ж безбрежная Белоснежно-синяя Гжель!

Учитель: Оказывается у народных промыслов. Как и у людей бывают суровые времена. В конце 19 века тяжелый экономический кризис постиг Гжель и традиции старых мастеров были утрачены. И лишь к середине 20 века искусство Гжели было возрождено. И сейчас этот прекрасный старинный промысел не забыт. Он продолжает жить, развиваться и радовать всех своей красотой.

Есть в России чудо-посуда!

Коль не веришь, возьми и проверь!

Покорит тебя красотою Белоснежно-синяя гжелъ!

Учитель: Ну, а коль речь идет о красивой посуде, то мы обязательно должны обратить внимание на форму, пропорции и роспись. Давайте вместе подумаем: какие задачи стояли перед мастерами до того, как они приступали к работе над изделием. Посуда должна быть удобной в обращении? Должна.

Поэтому в первую очередь мастер учитывал практическое значение посуды. Разные части каждого изделия имеют свое функциональное значение. Давайте в качестве примера рассмотрим кувшин.

1 — тулово: самая большая и объёмная часть сосуда (размер его должен быть таким, чтобы кувшин можно было поднять одной рукой).

2 — ручка (должна выдерживать тяжесть наполненного сосуда и, одновременно, быть лёгкой и удобной в обращении).

3 — шея. (выполнялась достаточно высокой, иначе было бы не удобно пользоваться ручкой). 4-носик (должен быть ясно очерченным по форме). 5- поддон (должен быть устойчивым) Учитель:

Вопрос: Скажите, что напоминают вам эти названия?

Ответ: Названия частей человеческого тела.

Учитель: Действительно, сосуды косвенно отождествлялись гончарами с живой природой и с человеком. Художник стремился найти такую форму и пропорции, которые бы наилучшим способом выражали назначения сосуда, и затем он украшал изделие кистевой росписью.

Мы тоже будем с вами расписывать посуду, но позже. Сначала каждый из вас попробует нарисовать свой сосуд: кувшин, молочник, квасник, кумган, чашку, чайник, бокал, супницу и т. п. Будет очень здорово, если вы украсите изделия лепными украшениями так, как это сделала я (демонстрирую наглядное пособие сосуда с лепными украшеньями), это могут быть фигурки птиц, животных или людей.

Работу необходимо выполнять красиво и аккуратно: сначала тонкими карандашными линиями рисуете сосуд, потом прорисовываете лепные украшения и затем, обведя изображение четкой линией, начинайте вырезать его ножницами. Закончив работу, не забудьте ее подписать и сдать.

(работы вывешиваются на доске) Посмотрите, какое разнообразие посудных форм получилось! Все это необходимо украсить росписью. Для этого нужно разучить некоторые приемы работы акварельными красками. Этим мы с вами займемся на следующем уроке. Для этого вам понадобятся акварельные краски, альбомы, кисти № 1,3,5.

(Выставляю оценки за урок) Спасибо за работу. Урок окончен.

До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

УРОК № 2: «ОСОБЕННОСТИ ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ»

Цель: познакомить учащихся с особенностями гжельской росписи и видами орнаментов.

Задачи урока

— совершенствовать знания детей о характерных особенностях гжельской росписи;

— научить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие;

— формировать практические умения и навыки рисования с образца;

— воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;

— развивать детскую фантазию и индивидуальность.

Ход урока На прошлом уроке мы с вами познакомились народным, художественным промыслом — Гжель. Я рассказала вам об истории развития промысла и мы подробно разобрали тему «Форма и пропорции сосуда». Давайте еще раз посмотрим на гжельскую керамику".

(Звучит музыка. Отрывки из 1 и 2 концертов Рахманинова, демонстрируются слайды.)

Учитель Вопрос: Как вы думаете, а что еще кроме формы может придать изделию художественный вид? Ответ: Роспись.

Вопрос: А какова общая функция формы и росписи? Ответ: Они придают изделию художественный вид.

Учитель: Правильно. Кроме того, форма и пропорции подчеркивают назначение изделия, а роспись подчеркивает форму. И сегодня мы более подробно остановимся на теме «Особенности гжельской росписи». Начнем со цвета. Вопрос: Как выглядит палитра гжельской керамики? Ответ: В ней всего три цвета белый, голубой и синий. Учитель: Именно эти цвета изображены на таблице: белый цвет, различные оттенки голубого и синего. А в нижней части таблицы вы видите растяжку цветов (плавный переход от белого к синему цвету). Поэтому нам для работы понадобятся две краски: голубая и синяя, или можно обойтись только синей краской (разводя синюю краску водой, можно получить различные оттенки голубого и синего).

Обратите внимание на элементы росписи. Они имеют природную форму — это цветы, листья, птицы и т. д. Кроме того, в росписи имеются орнаментальные полосы, сетки, линии, завитки и т. п.

Тонкие линии вы будите выполнять кистью № 1, средние кистью № 3, а толстые — кистью № 5. Точки делают при помощи тычков. Приступим к упражнениям.

ЗАДАНИЕ № 1: На отдельном листе бумаги получить различные оттенки голубого и синего цветов.

ЗАДАНИЕ № 2: Упражнение с элементом «капелька». Мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Внешне он похож на дождевую капельку. С помощью него изображают листочки, веточки, лепестки многих цветов. Попробуйте при помощи «капельки» нарисовать цветок, веточку.

ЗАДАНИЕ № 3: Упражнение «мазок с тенью». Это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.

Очень важным для такого мазка является правильное распределение краски по кисти — с краю ее должно быть больше, а к середине меньше Для такого мазка необходимо набирать краску на одну сторону кисти. С помощью такого мазка рисуют цветы, листья, деревья, птиц и т. д.

ЗАДАНИЕ № 4: Рисование линий и орнаментальных полос.

ЗАДАНИЕ № 5: Составление композиции.

ЗАДАНИЕ № 6: Рисование птицы.

Учитель: Сегодня вы выполнили ряд упражнений, которые помогут вам на следующем уроке правильно и красиво расписать гжельскую посуду.

(Выставляю оценки) Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

3-е занятие.

Тема: Точки и прямые линии в орнаменте. Оформление «Праздничное блюдо».

Цель: Знакомство с традиционными русскими художественным

промыслом — «Гжельская керамика» и освоением простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).

Организация занятия. Это вводное занятие на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию. Следует рассказать детям о промысле, показать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, воспользоваться материалами из альбомов, слайдов, плакатов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.

Выполнение задания. Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради — учатся проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20−4).

Праздничное блюдо.

Цель: Освоение простого гжельского орнамента-сеточки.

Организация занятия. Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пытаются уловить закономерность расположения орнамента.

Выполнение задания. Дети должны, уловив закономерность расположения орнамента. Закончить оформление блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Лист (альбом) можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

4-ое занятие.

Бордюры в орнаменте.

Цель: Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров.

Организация занятия. Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в народном искусстве.

Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Занятие масленка.

Цель: Освоение традиционных форм гжельской росписи в полосе.

Организация занятия. Практическое занятие предваряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульпторы заключается прелесть гжельской художественной майолики. Гжельские мастера всегда искали какую — нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки людей. Животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения. И тогда получались такие изделия, как орнаменты, какими часто украшали посуду.

Выполнение задания. Это упражнение на импровизацию — детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя полученные навыки и приведенные примеры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

5-ое занятие.

Капелька в орнаменте.

Цель: Знакомство с традиционным элементом гжельской росписи — «капелькой».

Организация занятия. Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.

Выполнение задания. Дети рисуют в тетради по образцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведения мазка необходим определенный навык, который появится в процессе работы над альбомом.

Занятие. Блюдце.

Цель: Освоение простейших видов растительных орнаментов.

Организация занятия. Дети знакомятся с вариантами построения простых орнаментов в розетке с использованием мазок «капелька».

Выполнение задания. Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех примеров для подражания, или придумывают свой узор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

6-ое занятие.

Мазок с тенью в орнаменте Цель: Знакомство с традиционной техникой гжельского мазка — мазок с тенью.

Организация занятия. Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями — это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти — к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.

Выполнение задания. Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№ 8, № 10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.

Занятие. Терем Цель: Освоение техники гжельского письма — мазок с тенями.

Организация занятия. Очень часто гжельские мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. He составляет большого труда наити на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы.

Выполнение задания. В данном случае художник нарисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

7-ое занятие.

Мазковая роспись в орнаменте. Цветочек Цель: Освоение мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.

Организация занятия. Синяя роза — один из главных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рассматривают изображения различных типов цветов в изделиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому — «агашка».

Выполнение задания. Для мазковой росписи используется кисть среднего размера (№ 6—№ 8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать альбом так, чтобы удобно было наносить мазки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

8-ое занятие.

Последовательность выполнения «Чайник».

Цель: Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи — цветка.

Выполнение задания. Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с использованием традиционной техники, изученной на предыдущем занятии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

9-ое занятие.

Последовательность росписи птицы Цель: Знакомство с традиционной техникой декоративного изображения

гжельских птиц.

Организация занятия. Птица — один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

Выполнение задания. Дети берут чистый лист бумаги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.

Занятие. «Синяя птица»

Цель. Освоение главного мотива гжельского народного промысла — птицы.

Организация занятия. «Синяя птица» — птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

Выполнение задания. Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или бабушке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

10-ое занятие .

Последовательность росписи «Кумган».

Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.

Организация занятия. На этом занятии применяются все ранее полученные навыки и знания. Детям предлагается самостоятельно расписать кумган. Кумган — это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.

Выполнение задания. Порекомендуйте детям сосредоточиться на композиционном решении узора и всего оформления сосуда.

Выставка работ учеников.

Цель: Определить самые лучшие работы учеников. Определить научились они выполнить гжельскую роспись. Развивалась у них художественно творческие способности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой