Размещение торговой организации: принципы и методы оптимизации на примере ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор»
Торговые центры включают в себя одно или несколько зданий, в которых размещены специализированные и универсальные магазины по продаже промышленных и продовольственных товаров. На территории торговых центров находятся всевозможные торговые предприятия и не только: медицинские учреждения, парикмахерские, почта, предприятия сферы услуг, выставочные залы, кинотеатры и предприятия общественного… Читать ещё >
Размещение торговой организации: принципы и методы оптимизации на примере ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Плеханова) Кафедра торговой политики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Менеджмент розничной торговли»
на тему: «Размещение торговой организации: принципы и методы оптимизации»
Выполнил: студент группы ДМД-123Б Удалов Б.К.
Москва, 2015
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы организации размещения торговой организации
- 1.1. Принципы размещения торговых организаций
- 1.2 Факторы, определяющие выбор месторасположения организаций и их размещение
- 1.3 Показатели и методы оценки размещения торговой организации
- Глава 2. Анализ размещения розничной торговой сети ООО «Сеть Салонов Мебели «Эльсинор»
- 2.1. Общая характеристика торговой сети
- 2.2 Оценка рациональности размещения предприятия и методы совершенствования размещения торговой сети
- Заключение
- Список использованной литературы
Одним из наиболее быстро и динамично развивающихся областей экономики России является торговля. От состояния и развития экономики зависят развитие благосостояния страны и экономики в целом. В России торговля представляет собой одну из самых значимых отраслей, как по масштабам деятельности, так и по численности занятых работников. Торговля в частности имеет огромное значение для экономического развития, особенно в условиях рыночной экономики и тем более в условиях кризиса. Поэтому в России торговля во многом поддерживается государством. Такая поддержка осуществляется через всяческую помощь малому предпринимательству.
В настоящее время в сфере торговли активно развиваются розничные торговые сети — множество предприятий, находящихся под одним управлением.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в нашей стране каждый день открываются новые торговые организации, и каждая из них должна быть правильно размещена и занимать нужное место в городах или на междугородних трассахс максимальной удобностью и доступностью для целевого покупателя.
Цель курсовой работы — рассмотрение и разработка путей улучшения размещения розничной торговой сети.
Объект исследования — предприятие ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор».
Предмет исследования — оценка и оптимизация размещения розничной торговой организации Задачи:
— изучить теоретические основы и принципы размещения организаций
— провести анализ размещения розничной торговой сети ООО «Сеть Салонов Мебели «Эльсинор»;
— разработать мероприятия по совершенствованию размещения розничной торговой сети;
Методологическая основа исследования — диалектический подход к рассмотрению проблемы, принцип историзма, использование методов анализа и синтеза.
Информационной базой исследования выступают труды авторов в сфере торговли рассматриваются в трудах Э. А. Уткина, В. Е. Хрупкого, В. Г. Панкратова, Ю. К. Баженова, Б. В. Прыкина, Ф. Котлера, А. А. Бревнова, Р. Мачадо, Ю. П. Морозова, Е. В. Ромата, М. Портера. Вопросам конкурентоспособности, внедрения новых торговых технологий и методов продаж посвящен ряд работ, среди которых можно отметить М. Г. Лапусту и Ю. Л. Старостина, М. И. Кныша, И. В. Рыкову, С. И. Кирюкова, В. В. Салия и В. В. Бакаеву и других.
Глава 1. Теоретические основы организации размещения торговой организации
1.1 Принципы размещения торговых организаций
Одним из условий наиболее полного удовлетворения запросов населения является правильное размещение организаций. Оно должно обеспечить: 1) максимальное приближение ее к потребителям; 2) наиболее широкий выбор нужных покупателю товаров; 3) рентабельность работы торговых предприятий.
Самым главным принципом размещения организацииэто ее равномерное рассредоточение в зависимости от плотности населения. Магазины, торгующие товарами массового и повседневного спроса, должны быть максимально приближены к покупателю, дабы люди не тратили много времени на дорогу до таких магазинов. Многие промышленные товары имеют общность спроса, как, например, парфюмерия, галантерея, трикотаж, ткани, обувь, швейные изделия. Магазины, торгующие этими товарами, должны размещаться одной группой. Магазины, торгующие товарами редкого и индивидуального спроса, как мебель, электробытовые и радиотовары, мотоциклы, велосипеды и др., имеют широкий радиус действия и могут размещаться в центральной части города и на основных магистралях.
Для обслуживания населения микрорайонов и жилых массивов желательно, что бы был комплекс магазинов в сочетании с размещением предприятий культурно-бытового обслуживания и общественного питания.
Часто встречаются организации, расположенные на основной магистрали, на первых этажах жилых домов.
Все большую популярность в нашей стране, как и на Западе приобретают торговые центры, которые строятся на окраинах больших промышленных городов, в городах с крупными градообразующими предприятиями, рядом с крупными автомагистралями и региональными центрами.
Торговые центры включают в себя одно или несколько зданий, в которых размещены специализированные и универсальные магазины по продаже промышленных и продовольственных товаров. На территории торговых центров находятся всевозможные торговые предприятия и не только: медицинские учреждения, парикмахерские, почта, предприятия сферы услуг, выставочные залы, кинотеатры и предприятия общественного питания (буфеты, рестораны); а также стоянки для автомашин. В магазинах торговых центров, как правило, внедряются самые передовые формы торгового обслуживания с максимальными удобствами для покупателей и продавцов. Это рассчитано на большой спрос таких магазинов у покупателей, особенно в выходные и праздничные дни.
Для определения типа сети важными показателями являются географическое распределение торговых точек сети и ее оборот. С этой точки зрения аналитики выделяют три основных типа торговых сетей, осуществляющих свою деятельность в России: глобальные, федеральные (национальные или общероссийские), локальные (региональные или местные.
В 2008 году Россия по-прежнему входила в пятерку наиболее привлекательных стран для развития глобальных розничных сетей (хотя, по данным аналитиков, в последние годы темпы роста глобальных ритейлеров, работающих на российском рынке, замедлились). Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, которые остаются наиболее привлекательными для глобальных компаний городами, продолжается экспансия западного ритейла в города «второго уровня» (с численностью населения 500−1000 тысяч человек) и в промышленные регионы. При этом аналитики «РБК» подчеркивают, что в последнее время большую активность проявляли операторы непродовольственных сетей.
1.2 Факторы, определяющие выбор месторасположения организаций и их размещение Значимость фактора размещения для рыночных услуг неоспорима. Удачное расположение торгового объекта обеспечивает ему устойчивое фундаментальное конкурентное преимущество для развития. Как следствие, оптимизацией размещения и оценкой местоположения объектов рыночных услуг, в первую очередь торговых, занимаются многие научные и коммерческие организации. За последние годы в России опубликовано значительное количество работ по данной тематике, прежде всего экономистами, математиками и специалистами в сфере маркетинга.
В более ранних работах технологии и методики во многом опирались на математико-экономический анализ данных, позднее стал учитываться пространственный фактор. Экономисты подходят к решению данной задачи со стороны маркетинга, используют в основном экономические модели решения, в то время как другие ученые используют в основном математические модели, например, теорию графов, метод клеточных автоматов. Эти работы носят абстрагированный характер и развиваются в направлении усложнения и увеличения количество факторов, используемых в моделях.
Новое направление — обоснование и оценка размещения не единичного коммерческого объекта, а комплексный анализ сети. В настоящее время идет консолидация рынка торговли и других рыночных услуг, что требует новых подходов в оценке размещения. Старые методы уже не актуальны, поскольку при «хорошем» размещении одних объектов сети ухудшается качество размещения других элементов той же розничной сети. Авторы подчеркивают, что такие методы как теория игр, системный анализ, картографические методы не дают высоких результатов при анализе сети в целом. Предлагается внедрять естественные модели, которые лучше описывают природу: закон обратного квадрата, описывающий взаимодействие гравитационных полей (закон Ньютона), закон Био-Савара-Лапласа — магнитный аналог закона Кулона. Необходимо отметить, что цитируемая работа носит теоретический характер, в ней авторы моделируют ситуацию с использованием большого числа факторов, но, как и в других схожих по данному типу работ в российских реалиях, не учитывается исторический фактор, а пространственный фактор выражается только в дорожно-уличной сети в виде планарного графа. Не выявлены численные показатели связи между факторами и операционной деятельности коммерческих объектов из-за отсутствия данных.
При оптимизации размещения торговой сети приходится решать следующие задачи:
1. Размещение или перераспределение определённого количества элементов в системе, число которых ограничено, а их количество оценивается на макро — и мезоуровне;
2. Размещение необходимого числа объектов на основе их зоны влияния, вне зависимости от их количества.
Обычно решение задач первого типа сводится к анализу объема потенциального рынка, вычислению постоянных и переменных издержек, далее приводится расчет достижимых объемов торговых площадей (или обслуживающего персонала). Если у сети есть существующий стандарт размеров объекта, то вычисляется необходимое количество размещаемых розничных точек, которые размещаются в «лучших», наиболее доходных местах. Этот тип размещения увеличивает географическую дифференциацию в обеспеченности населения рыночными услугами и территориальной доступности. Во втором варианте задач, который социально ориентирован, оценивается пространственное распределение потенциальных клиентов, строятся зоны влияния существующих объектов, выявляются неохваченные области. Следующим шагом является локальный анализ неохваченного рынка, далее оценивается размер (мощность) объекта в определенной области для достижения необходимого уровня рентабельности.
1.3 Показатели и методы оценки размещения торговой организации Ввиду важности местоположения для розничного предприятия и наличия методологических сложностей с прогнозированием оборота, возникает необходимость применения специальных методов для решения этой задачи. Всего известно три основных подхода к прогнозированию оборота торговой точки.
Первый метод можно назвать рейтинговой методикой или методом контрольного списка. Он предполагает оценку каждого варианта размещения магазина по фиксированному набору параметров. Значение параметров для всех вариантов оценивается экспертом. Целесообразно выделить несколько возможных вариантов размещения магазина и провести объективное их сравнение между собой. В таблице 1 приведен пример такого анализа. Обычный путь состоит в нормировании значений оценок. Но нормирование может искажать результат, так как при выставлении весов сложно ориентироваться на равную вариацию оценок. Естественный путь избежать этого эффекта — использовать некоторую количественную шкалу, которая затем может нормироваться.
Таблица 1.
Оценочные варианты расположений предприятий торговли
№ | Признак | Оценка | |||||
Норма | Вес признака | Вариант | |||||
А | В | С | |||||
Относительная покупательная сила на одного жителя | 200 ДМ на жителя | ||||||
Количество покупателей в зоне влияния | |||||||
Поток прохожих в час | |||||||
Торговые площади | min 800 кв. м | ||||||
Площадь витрин | min 40 кв. м | ||||||
Наличие стоянок | min 10 мест | ||||||
Возможности поставки | ; | ||||||
Общественный транспорт | в 3-х минутах ходьбы | ||||||
Сумма для сравнения | |||||||
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности розничной торговой сети ООО «Сеть Салонов Мебели «Эльсинор»
2.1 Общая характеристика торговой сети
ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» — это современное производство с новейшим оборудованием, технологиями и широким выбором продукции.
ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» организовано в 1998 году в городе Москве группой учредителей с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей населения качественной мебели. Сфера деятельности представлена производством мебели для различных слоев населения.
Общая характеристика предприятия за 2015 год отражена в таблице 2.
Таблица 2
Общая характеристика ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» [Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц]
Характеристика | Описание | |
Наименование предприятия | ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» | |
Форма собственности | Частная | |
Год основания | ||
Юридический адрес | г.Санкт-Петербург, Новолитовская ул, д.14а, 3 этаж, офис «Эльсинор». Метро «Лесная» . | |
Реорганизация предприятия | Не было | |
Род деятельности | Продажа мебели | |
Режим работы | Понедельник — воскресенье 10:00−19:00 Без перерывов и выходных Звонки принимаются с 09:00 до 21:00 | |
Общество является собственником имущества, переданного ему учредителями в качестве вкладов в уставной капитал, а также имущества, приобретенного по другим основаниям, допускаемым действующим законодательством, имеет свой банковский счет, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке.
Основной целью деятельности общества является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли на вложенный капитал, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
Деятельность общества регулируется Уставом. В соответствии с Уставом, ООО «Меридиан», имеет право осуществлять операции на рынке туристских услуг, реализовывать эти услуги физическим и юридическим лицам на основании заключенных договоров.
Для предприятия ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» характерна линейно-функциональная организационная структура управления.
Организационная структура рассматриваемого предприятия представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Организационная структура управления предприятия
Распространенный опыт применения линейно-функциональных структур управления показал, что это более эффективно там, где аппарату управления приходится исполнять большое количество рутинных, нередко циклических операций и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций грубой системы взаимосвязей, поддерживается точная работа любой подсистемы и организации в целом.
Во главе ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» стоит президент компании, а после него генеральный директор, которому подчиняются весь персонал организации. Президент компании осуществляет общее руководство внутренними и внешними связями организации. Ген директор занимается обеспечением трудоспособности компании как хозяйствующего субъекта, представляет предприятие на значительных переговорах с контрагентами, воспринимает свои и признает решения, управляющих по ключевым направлениям финансовохозяйственной работы.
Ген. директору напрямую подчиняются финансовый директор, управляющий отдела продаж и закупок, главный бухгалтер и бухгалтерия.
Финансовый директор возглавляет финансово-экономическое управление предприятия, исполняет коммерческо-договорную и сбытовую работу фирмы, принимает руководящие решения по основным вопросам сбытовой политики. Ему подчиняется начальник отдела продаж и закупок.
Главный бухгалтер — глава бухгалтерии, ответственная за учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является представителем организации в фискальных муниципальных органах, отвечает наряду с начальником за правдивость представляемых сведений в государственные системы контроля. Заменяет ген. директора во время его отсутствия.
Мебель торгового зала представляет собой прилавки и прилавкивитрины, которые образуют секцию замкнутой зоны, неразборные; горки универсальные — пристенные, сборно-разборные, стеллажи. Мебель в торговом помещении удобная в эксплуатации, обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она имеет стандартные размеры, длина, высота и ширина отвечают параметрам помещения, и соответствует различным свойствам товаров и cстандартизированным размерам упаковки, она прочная и устойчивая.
Мебель, изготовлена из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Полки торговой мебели расположены удобно, что обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобств. Мебель для торговых залов магазина недорогая и экономичная в эксплуатации. Она изготовлена из простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием со временной технологии производства. Она занимает мало площади торгового зала и подсобных помещений, но достаточно емкая, обеспечивает выкладку и хранение необходимого количества товаров.
На мебельном рынке можно отметить влияние демпинга, когда компании предлагают более низкие цены на свои услуги, что сильно влияет на выбор потребителя. Достаточно сложно удержать покупателя в силу того, что услуги во многих компаний идентичные и покупатели легко переключаются от одной компании к другой.
Основными потребителями являются физические лица, когда необходимо купить мебель в квартиру или частный дом. Данный сегмент занимает 51% рынка компании. На второй месте корпоративные клиенты, которые занимают 24%. Далее бюджетные учреждения — 12%. Таким образом, видим, что на рынке много потребителей и их рост постоянно растет.
Рисунок 2 — Основные потребители, %
Для сравнения возьмем данные о товарообороте и прибыли различных категорий продукции за 2013 и 2014 года (таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Товарооборот и прибыль предприятия за 2013 г.
Категория товара | Занимаемая площадь | Товарооборот | Прибыль | Эффективность использования | |||||
площади | |||||||||
м2 | тыс. | тыс. | |||||||
доля | руб. | доля | руб. | доля | КэО | КэП | |||
Диваны | 11,1 | 0,4 | 2178,7 | 0,4 | 1000,6 | 0,3 | 0,96 | 0,8 | |
Кресла | 5,4 | 0,19 | 456,9 | 0,05 | 209,8 | 0,07 | 0,49 | 0,4 | |
Кровати | 0,06 | 2089,9 | 0,5 | 1012,9 | 0,5 | 4,7 | |||
Шкафы; | |||||||||
купе | 4,8 | 0,3 | 209,9 | 0,04 | 0,05 | 0,26 | 0,28 | ||
Кухни | 0,05 | 0,01 | 70,8 | 0,08 | 0,38 | 0,38 | |||
Итого | 25,3 | 5420,1 | 2424,1 | ; | ; | ||||
По данным табл. 3 и 4 видно, что по группе «Кресла» доля в товарообороте составляет около 19% и 21% за 2013;2014 гг. соответственно, в то время как доля по прибыли — 42%, доля по площади составляет всего 9%.?
Таблица 4
Товарооборот и прибыль предприятия за 2014 г.
Категория товара | Занимаемая площадь | Товарооборот | Прибыль | Эффективность использования площади | |||||
м2 | доля | тыс. руб. | доля | тыс. руб. | доля | КэО | КэП | ||
Диваны | 11,1 | 0,44 | 2329,91 | 0,43 | 1005,6 | 0,4 | 0,97 | 0,9 | |
Кресла | 5,4 | 0,21 | 537,81 | 0,1 | 210,93 | 0,08 | 0,48 | 0,38 | |
Кровати | 2,2 | 0,09 | 2131,87 | 0,39 | 1035,1 | 0,42 | 4,3 | 4,66 | |
Шкафы-купе | 4,5 | 0,18 | 254,3 | 0,05 | 134,21 | 0,05 | 0,27 | 0,27 | |
Кухни | 2,1 | 0,08 | 166,21 | 0,03 | 74,21 | 0,03 | 0,37 | 0,37 | |
Итого | 25,3 | 5420,1 | 2460,05 | ; | ; | ||||
Следовательно, торговую площадь для группы «Кресла» необходимо расширять примерно на 30% за счет «сужения» площади группы «Кровати».
На рис. 3 представлен ассортимент товарной продукции, реализуемой в ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор».
Рисунок 3 — Ассортимент сети ООО «Сеть Салонов Мебели За 2014 г. годовая выручка равнялась 30 328 тыс. руб. Годовая выручка в течение анализируемого периода существенно выросла (на 6 228 тыс. руб.).
За 2014 г. значение прибыли от продаж составило 594 тыс. руб. За весь анализируемый период имело место существенное уменьшение финансового результата от продаж — на 158 тыс. руб., или на 21%.
Обратив внимание на строку 2220 формы № 2 можно отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Поэтому показатель «Управленческие расходы» за отчетный период в форме № 2 отсутствует.
Организация не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», что нормально для субъектов малого предпринимательства.
На рис. 4 наглядно представлено изменение выручки и прибыли ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» в течение всего анализируемого периода.
Рисунок 4. Динамика выручки и чистой прибыли В табл. 2.2.1 представлены данные для анализа рентабельности деятельности рассматриваемой торговой сети за анализируемый период.
Таблица 5
Анализ рентабельности торговой сети
Показатели рентабельности | Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) | Изменение показателя | |||
2013 г. | 2014 г. | коп., (гр.3 — гр.2) | ± % ((3−2): 2) | ||
1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). | 3,1 | — 1,1 | — 37,2 | ||
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). | 2,6 | 1,5 | — 1,1 | — 42,6 | |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). | 1,4 | 0,4 | — 1 | — 71,1 | |
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. | ; | ; | ; | ; | |
На рис. 5 представлена динамика показателей рентабельности продаж в рассматриваемой организации за 2013 и 2014 гг.
Рисунок 5 — Динамика показателей рентабельности продаж [СБиС++ Электронная отчетность.]
Представленные в табл. 5 показатели рентабельности за 2014 г. имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности торговой сети ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор».
За 2014 г. организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 2 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Тем не менее, имеет место отрицательная динамика рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с данным показателем за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 (-1.1 коп.).
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) к выручке организации, за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составил 42,6%. То есть в каждом рубле выручки организации содержалось 2 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств представлен в табл. 6
Таблица 6
Оценка финансовой устойчивости по величине излишка
Показатель собственных оборотных средств (СОС) | Значение показателя | Излишек (недостаток)* | ||||
на начало анализируемо го периода (31.12.2012) | на конец анализируемо го периода (31.12.2014) | на 31.12. 2012 | на 31.12. 2013 | на 31.12. 2014 | ||
СОС1 (рассчитанные без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов) | — 607 | — 997 | — 2 945 | |||
СОС2 (рассчитанные с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, NetWorkingCapital) | — 437 | — 997 | — 2 945 | |||
СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам) | — 131 | — 676 | — 2787 | |||
На рис. 6 наглядно представлена динамика основных показателей финансовой устойчивости торговой сети ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор»:
Рисунок 6. Динамика основных показателей финансовой устойчивости обязательств по сроку погашения Поскольку по состоянию на 31.12.2014 наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по трем вариантам, финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное. Более того, все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов в течение анализируемого периода снизили свои значения.
Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения представлен в табл. 7
Из табл. 7 следует, что из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются все, кроме одного. Организация неспособна погасить наиболее срочные обязательства за счет высоколиквидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений), которые составляют только 5% от достаточной величины.
Таблица 7
Соотношение активов по степени ликвидности
Активы по степени ликвидности | На конец отчетного периода, тыс. руб. | Прирост за анализ. период, % | Норм. соотношение | Пассивы по сроку погашения | На конец отчетного периода, тыс. руб. | Прирост за анализ. период, % | Излишек/ недостаток платежных средств тыс. руб., (гр.2 — гр.6) | |
А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) | +26,6 | > | П1. Наиболее Срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) | 3 349 | +4,3 раза | — 3 168 | ||
А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) | +14,4 | > | П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит.задолж.) | ; | +223 | |||
А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы) | 2 972 | +157,8 | > | П3. Долгосрочные обязательства | — 100 | +2 972 | ||
А4. Труднореализуе мые активы (внеоборотные активы) | +4,3 раза | < | П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) | +8 | — 27 | |||
В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (П2). В данном случае среднесрочные обязательства отсутствуют.
В табл. 8 приведены данные для выполнения анализа выполнения плана по ассортименту с помощью метода наименьшего и среднего процента, который рассчитывается как отношение суммы выпущенных изделий, но не более планового выпуска, к плановому выпуску.
Таблица 8
Выполнение плана по ассортименту ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» за 2014 г.
Номенклатурная | Объем реализации, шт. | Выполнение | Засчитывается | |||
Уд.вес | плана по | в выполнение | ||||
группа | план | факт | продукции, % | ассортименту, % | плана по ассортименту | |
Диваны | 18,06 | 89,53 | ||||
Кресла | 14,44 | 94,88 | ||||
Кровати | 9,44 | 100,00 | ||||
Шкафыкупе | 12,02 | 78,03 | ||||
Кухни | 10,48 | 96,18 | ||||
Комоды | 9,26 | 94,68 | ||||
Детские | 8,15 | 100,00 | ||||
Столы | 11,86 | 100,00 | ||||
Сопутствующие товары | 6,29 | 85,93 | ||||
Сопутствующие товары | 6,29 | 85,93 | ||||
Из табл. 8 следует, что в целом предприятие выполнило план по реализации на 93,51%, по ассортименту реализуемой продукции на 92,29%, а наименьший процент выполнения плана отмечен у шкафов-купе (78,03%).
Сотрудники салона ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» также занимаются не только продажей элитной мебели из Италии, призванной украсить интерьер и сделать помещение более удобным и функциональным, но и обеспечивают доставку, сборку, а также, в случае необходимости, гарантийное и послегарантийное обслуживание.
Далеко не все производители учитывают при изготовлении своей продукции ее дизайнерские свойства. Поэтому ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» рекомендует клиенту воспользоваться услугами профессиональных дизайнеров, которые помогут разработать дизайн комнаты или другого помещения с учетом фактуры приобретаемой итальянской мебели, ее цветовой гаммы, а также стиля и размеров. В результате заказанные предметы итальянской мебели обретут еще более достойный вид и станут более красочно сочетаться с элементами дизайна помещения.
В компании работает собственное проектное и дизайнерское бюро. На счету дизайнеров и конструкторов компании «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» внушительное количество разработанных и реализованных проектов для администрации города, «Сбербанка России», Банка «ВТБ» и др.
Генеральный директор, являющийся исполнительным органом, он осуществляет руководство текущей деятельностью. В его прямом подчинении находятся два сотрудника: заместитель генерального директора и главный бухгалтер. Последние в свою очередь руководят подчиненными им подразделениями.
Социальная структура коллектива выглядит следующим образом:
— средний возраст сотрудников: 31 год;
— пол: мужской- 86% (21 человек), женский- 14% (3 человека);
— имеют высшее образование 21% (5 сотрудников), средне-специальное образование- 79% (19 сотрудников).
Опишем кратко особенности управления персоналом в анализируемой организации.
Трудовые отношения в ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» строятся на контрактных началах.
Все работники ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» подлежат обязательному социальному страхованию.
Систему подбора (привлечения персонала с кадрового рынка) и оценки персонала в анализируемой организации, а также его адаптации можно считать оптимальной. В настоящее время данная система работает успешно.
Опишем особенности оперативной работы с персоналом, которые удалось выявить в процессе первичного наблюдения.
В целом можно говорить о рациональной организации труда во всех подразделениях фирмы с физиологической точки зрения. Оснащение рабочих мест сотрудников, работающих в офисе, а также водителей соответствует всем нормам и требованиям. Используемая ими техника и оборудование, находятся в исправном состоянии, а необходимые запасные части и расходные материалы работники получают вовремя.
Офисное пространство спланировано правильно. В целом можно говорить о нормальной эргономике рабочих мест.
Условия труда менеджеров тоже можно считать нормальными. Имеющиеся в офисе системы отопления и вентиляции помогают создать необходимый микроклимат: 18−20 С и относительную влажность 60−80%. Выполняются и другие санитарные требования по гигиене труда сотрудников.
Работникам всех подразделений предоставляется перерыв для отдыха и питания, соответствующий нормам, предусмотренным Трудовым Кодексом РФ. В целом работники фирмы довольны распределением рабочего времени.
Оперативная оценка персонала производится не реже 1 раза в пол года.
Как правило, руководители подразделений производят письменное тестирование, устные беседы с целью изучения степени подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается.
Численность сотрудников предприятия 25 человек.
Чтобы детально рассмотреть движение кадров проведем расчет коэффициентов движения персонала, таблица 9
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на предприятии большая текучесть кадров. К концу 2014 года численность сотрудников сократилась на 5 человек, из них 5 были уволены по собственному желанию на конец 2014 года, 1 человек уволен по инициативе администрации.
Таблица 9
Расчет коэффициентов движения персонала за 2012;2014 г. г.
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение показателя 2014/2012 | ||
ед. | Темп роста, % | |||||
Численность персонала на конец года, в том числе: | — 5 | 89,77 | ||||
Приняты на работу, (чел.) | 88,24 | |||||
Выбыли, (чел.) | 121,74 | |||||
В том числе: | ||||||
по собственному желанию, (чел.) | 137,10 | |||||
уволены за нарушения трудовой дисциплины, (чел.) | 90,00 | |||||
Коэффициент оборота по приему работников | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 98,29 | |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 0,06 | 0,08 | 0,08 | — 0,13 | 135,62 | |
Коэффициент текучести кадров | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,02 | 152,73 | |
Коэффициент замещения | — 0,05 | — 0,06 | — 0,07 | — 0,02 | 144,08 | |
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на предприятии большая текучесть кадров. К концу 2014 года численность сотрудников сократилась на 5 человек, из них 5 были уволены по собственному желанию на конец 2014 года, 1 человек уволен по инициативе администрации.
Причины увольнения сотрудников различны: слабая мотивационная политика, низкая заработанная плата, отсутствие эффективных систем управления персоналом.
В компании имеется проблема текучести кадров, которая наблюдается на протяжении всего исследуемого периода, максимальное количество уволенных в 2014 г., что требует рассмотрения причин увольнений.
Кадровая политика руководства ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» нацелена на формирование профессионального коллектива, каждый работник которого заинтересован в высоком результате своей производственной деятельности и всего трудового коллектива в целом. В компании работают люди, увлеченные своим делом, желающие расти профессионально, сделать хорошую карьеру, развиваться вместе со своей компанией.
ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» дорожит своей репутацией, и всегда неукоснительно соблюдает обязательства, взятые перед сотрудниками компании. Для сотрудников это интересная работа, конкурентная заработная плата, возможности и перспективы профессионального роста, социальный пакет и соблюдение Трудового кодекса (ТК).
Позитивный психологический климат в коллективе является результатом целенаправленной кадровой политики руководства компании. Отличительной чертой этого предприятия являются отношения в коллективе, построенные на взаимном уважении друг к другу.
2.2 Оценка рациональности размещения предприятия и методы совершенствования размещения торговой сети Розничная сеть ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» крупнейшая на СевероЗападе России. Организация имеет 30 салонов мебели и более 3500 кв.м. торговых площадей во всех известных мебельных центрах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Так же продукцию Эльсинор можно приобрести в более чем в 20 городах России, в салонах дилеров.
Как показывает время размещение розничной торговой организации оказалось очень удобным для всех видов покупателей. Самые крупные магазины в г. Санкт-Петербург находятся именно в тех местах, где основным потребителям, то есть физическим лицам (51%) и корпоративным клиентам (24%) будет удобно посетить магазины, ознакомиться с ассортиментом и приобрести соответствующую продукцию. Магазины расположены в разных районах Санкт-Петербурга и области. В этом районе есть 24 магазина, где можно приобрести мебель «Эльсинор», в том числе в трех гипермаркетах, 18 мебельных центрах.
Все магазины расположены в разных частях города так, что до них было удобно добраться из практически любого района северной столице, как показано на рисунке 7. Магазины в пределах КАДА расположены рядом с основными проспектами (Энгельса, Маршала Блюхера, Витебский, Московский), или рядом с набережными или КАДом.
Так же есть 1 магазин в Кронштадте, 1 в Всеволжском, 2 в Копино, и 1 на Пулковском шоссе.
Оценивая эффективность размещения организации, необходимо упомянуть, что в своих магазинах организация должна предоставлять наиболее широкий выбор нужных покупателю товаров. По этому параметру ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» показывает высокую оценку имея огромный ассортимент различной мебели: десятки видов диванов (прямых, угловых), кресел, модульных систем и т. д. Т.к. организация ориентируется на широкий сегмент потребителя, в магазинах можно найти мебель для дома, офисную мебель, а также мебель в государственные учреждения.
Так же еще одним показателем эффективного размещения организации является рентабельность работы этого торгового предприятия.
Сетевая торговая сеть ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» — это торговое предприятие, управляющее группой предприятий розничной торговли, в котором принятие решений, закупка мебели происходит централизованно.
Сетевая торговля не только позволяет ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» эффективно удовлетворять потребности покупателей, но и обеспечивать лучшие возможности для развития торгового бизнеса, благодаря использованию собственных средств и привлечению внешних инвестиций, обеспечивая при этом качественное обслуживание. В социальном плане важно, что сетевой ритейл всегда платит налоги и сохраняет значительный потенциал для удержания цены в пределах возможностей потребительского сегмента.
Рисунок 7. Расположение салонов мебели Эльсинор в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Сеть ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» продемонстрировала заметный рост в Петербурге, существенно укрепила свой бренд, улучшила имидж в восприятии потребителей и стала лидером продаж в категории «Самые низкие цены» в 2014 году. Самыми выгодными по цене магазины этой сети посчитали 42% петербуржцев.
Яркой особенностью размещения (месту расположения) предприятия, отличающая ее от конкурентов, является то, что «Эльсинор» располагает свои салоны в гипермаркетах и мебельных центрах разных масштабов: регионального значения, общегородского значения, а также районного значения.
Другой особенностью является то, что организация не имеет ни одного салона в Москве и Московской области. Вместо этого они ориентируются в основном на покупателей из Санкт-Петербурга, Архангельска, Республики Карелия, Вологды, Новгорода, а также некоторых других крупных городов России.
Оценивая эффективность размещения торговых предприятий по различным показателям, приведенным раннее можно сделать вывод, что руководство предприятия движется в правильную сторону, привлекая все новых покупателей из разных уголков России.
Рекомендациям по улучшению размещения предприятий может быть идея открыть новые мебельные салоны в других региональных центрах, таких, как Курск, Волгоград, Ростов-На-Дону, Екатеринбург, Казань и т. д. Решение не выходить на столичный рынок я считаю верным, т.к. в Москве есть более крупные производители мебели, такие как «IKEA», «Три Кита», «Mr.Doors» которые имея уже очень давно огромную аудиторию покупателей не дадут развиваться «Эльсинору» на этом рынке. Однако открыть салон на международных трассах M11, M9, M3 и M4 будет хорошим решением, около таких городов, как Тула, Брянск, Ржев, Тверь.
Заключение
Основной целью системы управления эффективностью торговой сети предприятия является обеспечение её роста и развития, а также перспектива открытия новых точек продаж на долгосрочную перспективу.
А это является невозможным анализа правильного размещения организации. При этом необходимо учитывать множество факторов, связанных с этим. Каждый предприниматель сам должен решить, где будет более выгодным открыть новую точку продаж: в региональном центре, или на междугородном шоссе, вблизи жилых домов или в промышленной зоне города, в центре или на окраине города и т. д.
Принципов размещения мебельного магазина так же очень много. Он может располагаться в центре города на набережной и рядом с КАДом, в региональных центрах и на областных трассах, но самое главноеэто необходимость всегда учитывать удобство для покупателя:
1) Удобный проезд к магазину.
2) Наличие большой парковки
3) Обеспечение максимального комфорта для покупателя во время нахождения в торговом зале.
ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» — это современное производство с новейшим оборудованием, технологиями и широким выбором продукции.
Кадровая политика руководства ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» нацелена на формирование профессионального коллектива, каждый работник которого заинтересован в высоком результате своей производственной деятельности и всего трудового коллектива в целом. В компании работают люди, увлеченные своим делом, желающие расти профессионально, сделать хорошую карьеру, развиваться вместе со своей компанией.
В целом предприятие выполнило план по реализации на 93,51%, по ассортименту реализуемой продукции на 92,29%, а наименьший процент выполнения плана отмечен у шкафов-купе (78,03%).
Считаем, что наиболее популярными и прибыльными были две акции магазина — это «Лидер продаж» и «Скидка+», т.к. они принесли наибольшую прибыль магазина и небольшими издержками, а также позволили покупателю запомнить ряд товаров магазина. Также необходимо сказать, что недостатков у данных рекламных акций не было замечено, что говорит о том, что в будущем и необходимо чаще проводить среди клиентов магазина.
Для ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» сильным сторонами являются: высокое качество продукции, наличие собственных технологий высокого качества, способность к инновациям, наличие квалифицированного персонала, хорошая репутация компании на рынке, наличие современного оборудования. Слабыми сторонами являются: недостаточно развита сбытовая сеть, отсутствие стратегического направления, узкий ассортимент продукции, небольшая доля рынка, высокая зависимость от внешних поставщиков, небольшой опыт.
Высокой вероятностью реализации возможности при высоком влиянии возможности для ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор» является возможность расширение производства и расширение ассортимента изготовляемой продукции.
Предложен ряд мер по совершенствованию размещения предприятия ООО «Сеть Салонов Мебели Эльсинор».
Они сводятся к следующему:
— увеличения количества магазинов вблизи круппных трасс или шоссе
— постепенное увеличение объема продажи мебели, находящих хороший спрос на рынке за счет перехода к многосменной работе с одновременный расширением ассортимента продажи мебели.
— переход к консигнационным отношениям с поставщиками, что позволит избежать замораживания средств и освободит их для вложения в ценные бумаги.
— Найти возможность выйти на региональные рынки не в качестве поставщика, но и открыть собственные магазины Можно ожидать, что в течение трех лет работы розничных торговых точек объем розничной продажи увеличится до 6 — 7 млн. рублей в год в ценах конца 2015 года, а годовая прибыль возрастет примерно до 700 — 800 тыс. рублей в год.
товарооборот рентабельность прибыль кадровый
1.Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
2.Конституция Российской Федерации. — М., — 1996.
3.Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения.
4.Гражданский кодекс РФ «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
5.Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие / М. С. Абрютина. — Москва: Дело и сервис, 2014. — 462 с.
6.Арзуманова Т. И., Мачабели М. Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. — Москва: Дашков и К°, 2014. — 272 с.
7.Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики. — М.: КНО РУС, 2014. — 672 с.
8.Берг Т. И. Планирование основных показателей деятельности предприятия розничной торговли: Учебное пособие. — Красноярск, 2014. — 138 с.
9.Берман Барри, Джоэл Р. Эванс. Розничная торговля: стратегический подход. — 8-е изд. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — 1184 с.
10.Беспалов Р. С. Транспортная логистика: новейшие технологии построения эффективной системы доставки. — М.: «Вершина», 2014. — 382 с.
11.Брагин Л. А. Экономика торгового предприятия: торговое дело: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [Л.А. Брагин и др.]. — Москва: Инфра-М, 2014. — 313 с.
12.Бузукова Е. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы. — Спб.: Питер, 2014. — 176 с.
13.Владимирова, Л. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля): учебник / Л. П. Владимирова. — Москва: Дашков и К°, 2012. — 346, с.
14.Воробьев С. Н., Уткин В. Б., Балдин К. В. Управленческие решения. — М.: ЮНИТИ. 2012.-С.45.
15.Горфинкель В. Я., Поляк Г. Б., Швандор В. А. Предпринимательство. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 735 с.
16.Горшкова Е. Г., Бухаркова О. В. Управление продажами. — Спб.: Речь, 2014. — 333 с.
17.Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли. — 3-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 1012 с.
18.Деревицкий А. Школа продаж. — Спб.: Питер, 2014. — 272 с.
19.Джоббер Дэвид, Ланкастер Джефф. Продажи и управление продажами. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2013. — 622 с.
20.Егерева Н. В. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / [Н. В. Егарева и др.]. — Москва: КноРус, 2014. — 416 с.
21.Ерохина Е. В. Экономика предприятия: в сфере товарного обращения / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, Т. И. Марченко. — Москва: КноРус, 2014. — 298 с.
22.Иванов, Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. — Москва: Академия, 2014. — 317 с.
23.Исаенко Е. В., Белокопытова О. А. Теоретические и практические аспекты обеспечения экономического роста розничной торговли потребительской кооперации. — Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 2013. — 286 с.
24.Каплина С. А. Технология торговли. — М.: Феникс, 2014. — 441 с. 167
25.Климин А. Н. Стимулирование продаж. — М.: Вершина, 2014. — 272 с. 27. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л. И. Кравченко. — Минск: Новое знание, 2014. — 511 с.
26.Кондрашов В. М. Управление продажами. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 319 с.
27.Кузнецов Н. Н. Управление продажами. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 491 с.
28.Мазилкина Е. И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 300 с.
29.Немченко Г. и др. Диверсификация производства: цели и направления деятельности// Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 1. 2012/
30.Панкрухин А. Маркетинг: большой толковый словарь / Сост. А. Панкрухин. — М.: Омега-Л, 2012. — 261 с.
31.Панов А. И., Коробейников И. О. Стратегический менеджмент. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 303 с.
32.Парамонова Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. — Спб.: КноРус, 2012. — 120 с.
33.Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность. — М.: Инфра-М, 2014. — 248 с.
34.Потапов Д. Техника продаж. — М.: Эксмо, 2014. — 64 с.
35.Розмари Варли. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. — М.: Проспект, 2013. — 272 с
36.Семененко Г. А., Исаенко А. В. Совершенствование розничной торговли непродовольственными товарами в потребительской кооперации. — Белгород: Кооперативное образование, 2014. — 244 с.
37.Снегирева В. В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. — Спб.: Питер, 2014. — 416 с.
38.Соловьев Б. А. Маркетинг. — М.: ИНФРА, 2014. — 289 с. 39. Тиницкая О. В. Реализация товаров в магазинах потребительской кооперации и направление на ее совершенствование. — Белгород: Кооперативное образование, 2014. — 251 с.
39.Сорокина, М. В. Менеджмент в торговле: учебник / М. В. Сорокина. — Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2012. — 472 с.
40. Сысоева С. В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкции и регламентов. — Спб.: Питер, 2014. — 176 с.