Теоретические основы стратегического управления
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т. п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают… Читать ещё >
Теоретические основы стратегического управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие стратегического управления и планирования. Этапы формирования стратегии
Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
" Стратегическое управление — это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь — ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
Сущность стратегического управления заключается в ответе на три важнейших вопроса:
- 1. В каком положении организация находится в настоящее время?
- 2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
- 3. Каким способом достигнуть желаемого положения?
В основе стратегического управления лежат стратегические решения. Стратегические решения — это управленческие решения, которые:
- 1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
- 2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают внешние факторы, воздействующие на организацию;
- 3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные, долгосрочные последствия для организации.
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Процесс планирования проходит четыре этапа:
- · разработка общих целей;
- · определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
- · определение путей и средств их достижения;
- · контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т. п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.
Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:
- 1. Выбор миссии;
- 2. Формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
- 3. Разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).