Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Культура Древней Индии

ЛекцияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы… Читать ещё >

Культура Древней Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура Древней Индии

1.

Литература

Древней Индии

махабхарата веды архитектура рамаяна

Веды

Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани. Существует четыре Веды:

1. Ригведа — «Веда гимнов»

2. Яджурведа — «Веда жертвенных формул»

3. Самаведа — «Веда песнопений»

4. Атхарваведа — «Веда заклинаний»

Философские системы и религиозные традиции, развивавшиеся на Индийском субконтиненте, занимали разные позиции по отношению к Ведам. Философские школы, принимающие авторитет и богооткровенность Вед, называют астика. Другие традиции, такие как буддизм и джайнизм, — отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика. Помимо буддизма и джайнизма, авторитет Вед не принимает также сикхизм.

«Махабхарата»

«Махабхарата») — древнеиндийский эпос.

Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.

«Рамаяна»

Рамамяна — древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать легендарного мудреца Вальмики, имя которого упоминается еще в ведийской литературе как одного из учителей Тайттирии-Пратишакхьи. Является одним из важнейших священных текстах индуизма канона смрити.

Г) «Панчатантра»

«Панчатантра» — памятник санскритской повествовательной прозы. Сложился к III—IV вв.екам н.э., имеет более давние фольклорные истоки; при этом самые ранние сохранившиеся санскритские рукописи «Панчатантры» относятся к XI столетию. Авторство, история создания книги, степень её «фольклорности» и «литературной обработки» представляет собой до сих пор не разрешённую научную проблему. Традиция называет автором некоего брахмана Вишнушармана, будто бы жившего в V—VI вв.еках, который по просьбе одного раджи научить его мудрому управлению государством и составил этот сборник аллегорических поучительных рассказов.

Д) и драматург Камедаса

В древнеиндийской Поэт литературе особого внимания заслуживает творчество поэта и драматурга Калидасы (IV-V вв.). Его перу принадлежит высшее достижение древнеиндийской драмы — «Шакунтала». В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, переживания. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухотворенные пейзажи, описания сказочных царств, мудрость добродетельных и справедливых правителей.

2. Изобразительное искусство

Архитектура Древней Индии, храмовое строительство

Архитектура и искусство древней Индии достигли подъёма к середине I тысячелетия до нашей эры, когда в нижнем течении Ганга образовалось мощное рабовладельческое государство Магадха. Под покровительством правителей этой державы процветают земледелие, ремесло и торговля, наука и искусство.

Особое развитие получило строительство при выдающимся правителе этой династии — Ашоке, внуке Чандрагупты (III век до нашей эры). Источники рассказывают, что его дворец стоял на высоком стилобате и имел три зала, расположенные один над другим. Главный из них был украшен каменными колоннами. Обвитыми золотыми виноградными лозами и фигурками птичек из серебра.

В эпоху правления Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве и для создания больших скульптур. Так, например, в Кумрахане (когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение — зал со ста колоннами — напоминает зал дворца царя Дария из династии Ахеменидов в Персеполе. Создается впечатление, что властители династии Маурьев сознательно перенимали у Ахеменидов определенную символику величия царской власти, нашедшую своё отражение в искусстве.

Начиная с V—VIII вв. в Индии начали возводить каменные храмы. Основным фактом истории архитектуры Индии при переходе от буддийского к новобрахманскому периоду является постепенное превращение сравнительно небольшого пещерного храма в колоссальный надземный башнеобразный храм. В X—XI вв. индийское храмовое строительство достигло расцвета.

К переходным формам между пещерой и башней относится знаменитый храм Кайласа в Эллуре (VII в.). Все здание вытесано из скалы; однако, кроме внутреннего зала, как у чайтьи, он имеет и наружный объем. В горе сделано углубление, в середине которого оставлена часть скалы, превращенная в храм. Архитектор подражает деревянным конструкциям. С архитектурно-художественной точки зрения Кайласа в Эллуре замечательна своей композицией уменьшающихся вверх горизонтальных платформ, несущих множество отдельных домиков и фигурных изображений. В целом масса в этих платформах, уплотняясь, нарастает вверх.

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище — ступа или храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами — второстепенные постройки. Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира — земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружавших храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира.

Своими размерами и разнообразием хозяйственной жизни храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты. Толпы паломников посещали храмы. При наиболее посещаемых храмах работало до 20 тысяч людей различных профессий.

В архитектуре средневековой Индии, в частности, при постройке брахманских и джайнских храмов и их комплексов, преимущественно использовался камень, причем главную роль в ее художественной выразительности играла пластика форм. Отсюда скульптурный принцип построения композиции сооружения и огромная роль тематической и декоративной скульптуры, которая настолько неотделима от архитектуры, иногда трудно провести между ними границу.

Храмы традиционно ориентировали с востока на запад, и в этом направлении размещали храмовые помещения: колонный зал — мантапам и святилище — виман. Перед колонным залом, в основном, строились портики, а вокруг святилища — обходные галереи. Над святилищем сооружали высокую, конусообразную башню шикхара, с множеством небольших куполов. Над залом и входным помещением сооружали башни меньшей высоты.

Новобрахманские храмовые ансамбли, построенные ок. XI в. (например, в Бхубанешваре и Кхаджурахо) поражают своей массивностью. Они построены в виде громадной главной башни, и примыкающей к ней более низкой. Внутреннее пространство таких храмов незначительно по сравнению с общим объемом строения. На внешней поверхности храма практически нет световых отверстий, а также каких-либо геометрических форм, вся она состоит будто из округлых лепных элементов. Для новобрахманских индийских построек в целом характерно повторение одних и тех же форм и элементов в разных масштабах, которое создает впечатление единства ансамбля — горизонтальных и вертикальных складок, форм башен и башенок.

Традиционная скульптура Древней Индии

На протяжении всего своего развития скульптурное искусство Древней Индии напрямую зависело от традиций буддизма. С формированием буддийской веры, на территории Индии возводилось множество храмов, посвященных Будде. В ранних буддийских храмах образы Будды представлялись посредством ряда символов. Главными буддийскими строениями являлись ступы — памятники, возводившиеся для почтения деяний Будды, хранившие святые реликвии.

Стены буддийских храмов украшались скульптурными композициями, повествующими о жизни Будды. Древняя скульптура Индии по-своему представляла мифы, известные в стране с давних времен. Во многих индийских скульптурах с большой подробностью рассказывалось о жизни Будды. Существовавшие в скульптуре живые образы служили не только символами религиозного характера, но и воплощением богатой и многогранной индийской фантазии.

Некоторые древние рельефные скульптуры, украшавшие индийские храмы, представляют собой жанровые сцены, рассказывающие о народной жизни. В индийской скульптуре не менее распространенными были изображения древних божеств.

Скульптурными композициями было принято украшать культовые индийские сооружения под названием «стамбха». Их монолитные столбы, изготовленные из камня, традиционно завершались капителью, увенчанной скульптурой. На вершине подобных сооружений появлялись скульптуры, отображавшие символических животных, входивших в список священных. В Древней Индии столбы украшались буддийскими символами. Их возводили для пропаганды идей буддизма и прославления государственной власти.

В эпоху правления Ашоки было положено начало возведения буддийских пещерных храмов. Они высекались в скалах и нередко представляли собой целые храмовые комплексы. Помещения таких древних храмов украшались резьбой по камню, круглой скульптурой и живописными элементами.

В культуре Древней Индии скульптуры и скульптурные рельефы, посвященные буддийской религии, были широко распространены во всех типах храмов.

Музыкальная культура Древней Индии

Индийская музыкальная культура — одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к III тыс. до н.э. Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками Индии — Ведами (кон. II — 1-я пол. I тыс. до н.э.) — и представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и мелодическими образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы народного и светского искусства.

Древнеиндийская музыка, как и музыка других древневосточных народов, синтетична. Индийский термин «сангит» («музыка») — выражает единство пения, инструментальной музыки и танца. В одном древнеиндийском трактате различалось 24 поворота головы, соответственно выражавшие сострадание, удивление, страх, равнодушие, страсть и т. д., а также 57 вариантов движения рук.

В музыкальной культуре Индии танцевальная музыка занимает господствующее положение. Она всегда связана с определённым сюжетом (чаще из древних индийских легенд — особенно из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», а также темы природы и трудовой деятельности — образы посева, жатвы, рыбной ловли).

Ритм танцевальной древнеиндийской музыки подчёркивается ударными инструментами. В старинных трактатах описано 120 ритмических типов. Одновременно звучат двудольные, трёхдольные и смешанные ритмы (полиметрия, полиритмия), характерны многочисленные акценты и синкопы. Многокрасочность создаётся богатым набором инструментов — различные барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги и т. д.

Характерными особенностями вокально-танцевального искусства Древней Индии являются:

Вокально-инструментальный аккомпанемент к танцу. Вокалисты сами играли на ударных инструментах и сами танцевали. Текст пения как бы объяснял содержание танца. Вокальное искусство Древней Индии имело много разновидностей пения: плавные мелодии, скороговорки, сложные колоратуры, украшения, трели (при помощи горла или языка).

Импровизационный характер исполнительства, предполагающий возникновение множества вариантов при каждом новом исполнении уже известного произведения.

Значительного развития достигло в древности индийское театральное искусство. Актёр в индийском театре одновременно должен был быть певцом, поэтом и музыкантом.

Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:

принцип ладово-мелодического и метроритмического развёртывания (тала);

специфическая ладовая организация;

психоэмоциональный строй мелодии.

Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства — раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т. д.).

Содержание той или иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой — ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада — шадджа-то возбуждается раса изумления, героики и отваги.

Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т. д.) и года, подчинялось движению светил и т. д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.

Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.

Музыкальный инструментарий:

струнно-щипковые — вина, ситар, тампура;

струнно-смычковые — саранги, рабаб;

духовые — разновидности флейты, гобоя;

ударные — табла, гонги, тарелки (особая техника игры: удар не кистью, а пальцами — извлекаются тоны определённой высоты).

махабхарата веды архитектура рамаяна

1. Древние цивилизации — М., 2012

2.

Введение

в культурологию — М., 2009

3. Культурологи я, 2012

4. Бонгард — Левин Т. М. «Древнеиндийская цивилизация», — М., 2010

5. Культурология. История мировой культуры, М., 1998

6. Информационный портал «ВикипедиЯ» (ru.wikipedia.org)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой