Вопросы фармацевтической экономики для улучшения фармацевтического обеспечения лечебного учреждения
Подготовка врачей по клинической фармакологии проводится на кафедрах ФУВ высших учебных заведений или на кафедрах клинической фармакологии и фармакотерапии учреждений последипломного образования. Практический и теоретический уровень врач-клинический фармаколог повышает каждые 5 лет на соответствующих кафедрах. Назначение и увольнение врача-клинического фармаколога проводится руководителем… Читать ещё >
Вопросы фармацевтической экономики для улучшения фармацевтического обеспечения лечебного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Западно-казахстанский государственный медицинский университет имени М. Оспанова»
Реферат Дисциплина: Фармакотеряпия Тема: Вопросы фармацевтической экономики для улучшения фармацевтического обеспечения лечебного учреждения Выполнил (а):
Байтлевова А
Введение
Фармакоэкономика — новая самостоятельная наука, которая изучает в сравнительном плане соотношение между затратами и эффективностью, безопасностью, качеством жизни при альтернативных схемах лечения (профилактики) заболевания.
Комплексный подход к оценке целесообразности применения медицинских технологий предполагает взаимосвязанную оценку последствий (результатов) и стоимости медицинских вмешательств. Наиболее принципиальным в данном определении является именно взаимосвязанная оценка, то есть речь идёт не просто о сравнении затрат, а об оценке соотношения между затратами и полученными результатами.
С точки зрения практического врача это означает, что фармакоэкономика — это не поиск наиболее дешёвых лекарственных средств и оправдание их использования, а расчёт затрат, необходимых для достижения желаемой эффективности, и соотнесение этих затрат с возможностями.
1. Фармакоэкономика Фармакоэкономика — это раздел клинической фармакологии, выявляющий соотношение между стоимостью лечения и эго эффектом, т. е. занимающийся вопросами экономического анализа применения лекарственных средств в реальной клинической практике.
Однако, обычно все фармакоэкономические расчеты в медицине у нас в стране сводятся лишь к учету стоимости лекарства и не принимают в расчет эффект проводимой терапии, уменьшение осложнений, числа госпитализаций и т. п. В сознании укоренилось, что лечение в больнице — это бесплатно, а вот за лекарства приходится платить. Но в мире нет ничего бесплатного. Каждое ухудшение состояния больного, визит к врачу, дополнительные анализы, снятая ЭКГ, вызов скорой помощи на дом, не говоря уже о госпитализации, обходятся государству гораздо дороже, чем собственно стоимость лекарства (а раз это дороже государству, то, в конечном счете, дороже это обходится налогоплательщику, т. е. каждому из нас).
Целью фармакоэкономики, как фармацевтической науки, является экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения, направленных на фармакотерапию, другие медицинские и фармацевтические услуги.
Фармакоэкономика начала своё бурное развитие, в странах Западной Европы начиная с 60−70-х годов 20 века. Она изучает результаты фармакотерапии, фармакоэпидемиологическую статистику, документацию рандомизированных клинических испытаний. Её предмет частично пересекается с организацией и экономикой фармации.
Объектом изучения фармакоэкономики является эффективность фармакотерапии, выраженная в биологических параметрах здоровья человека. Кроме того, определяются наиболее эффективные схемы лечения, но, главное, определяются затраты (в стоимостных показателях).
Критериями оценки проводимого лечения являются эффективность, безопасность, стоимость (затраты).
Выделяют следующие затраты:
1. Прямые медицинские затраты: диагностика заболевания, стоимость лекарственных средств на курс лечения, стоимость тестов, анализа эффективности и безопасности препаратов, затраты на ликвидацию нежелательного (побочного) действия лекарств, стоимость койко/дня в стационаре, зарплата медработников.
(Прямые медицинские затраты компенсируются из государственного фонда страхования).
2. Прямы немедицинские затраты (накладные расходы, связанные с лечением больного): стоимость безрецептурных лекарств, затраты на доставку лекарственных средств, питание (диета) больного, транспортировка, спецодежда, материалы, затраты из фондов социального страхования, связанные с нетрудоспособностью.
(Эти затраты возмещаются самим больным или его спонсором).
3. Непрямые затраты — это затраты, связанные с невозможностью гражданина в период болезни быть полезным обществу, участвовать в производственном процессе (потеря в заработке), материальные издержки, связанные со снижением или утратой трудоспособности пациентом (что так же сопровождается потерей заработка).
4. Нематериальные затраты: физические, психические, когнитивные и сексуальные способности пациента, т. е. эмоциональные и социальные стороны его самочувствия (определяются с помощью опросников) или качество жизни пациента.
Надежность опросника — это сочетание двух аспектов различных линий опроса. Валидность опросника — т. е. вопросы должны соответствовать результатам, которые нужно получить (SF 36 — общий опросник, оценивает общее качество жизни).
2. Основные методы фармакоэкономического анализа Обозначения в расчетах:
DC (direct cost) — прямые медицинские и немедицинские затраты;
IC (indirect cost) — непрямые затраты;
Ef (Effectiveness of treatment) — эффективность лечения;
B — выгода; Ut — полезность.
Анализ эффективности расходования ресурсов при применении лекарственных средств и нелекарственных методик лечения производится с помощью следующих методов.
Ш Анализ стоимости болезни (COI — cost of illness)
Ш Оценка альтернативных медицинских технологий:
— анализ минимизации затрат (CMA — cost minimization)
— анализ «затраты — эффективность» (CEAcost — effectiveness)
Ш Определение эффективности медицинской помощи: анализ «затраты — полезность» (CUA — cost — utility)
Ш Анализ «затраты — польза» (CBA — cost — benefit).
1 метод «Анализ стоимости болезни» (COI)
Расчеты стоимости болезни производятся обычно в рамках работ по обязательному медицинскому страхованию. Данный анализ основывается на учете затрат, понесенных медицинским учреждением, при проведении диагностики и лечения определенного заболевания. При этом не принимаются во внимание результаты оказываемой медицинской помощи. Для расчетов используется формула:
COI= DC + IC
Выполнение таких расчетов, в первую очередь, оправдано в рамках отдельных медицинских учреждений для определения тарифов на медицинскую помощь. При необходимости определения полной стоимости болезни при её лечении на различных этапах (амбулаторный -1; стационарный -2; этап реабилитации -3) суммируются издержки по каждому этапу. В этом случае формула примет следующий вид:
COI = (DC1 + IC1) + (DC2 + IC2) + (DC3 + IC3).
Суммирование стоимостей болезней в отдельных учреждений с учетом статистических и эпидемиологических данных в регионе позволяет определить необходимые ресурсы региональной системы здравоохранения.
Врач клинический фармаколог — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия», имеющий специальность «терапия» и прошедший дополнительную последипломную подготовку (клиническую ординатуру или общее усовершенствование) по клинической фармакологии, имеющий теоретические знания и практические навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Обучение в клинической ординатуре и общее усовершенствование по клинической фармакологии имеют право проходить врачи, имеющие базовую специальность «терапия». Обучаться на аттестационном (сертификационном) цикле имеют право врачи — клинические фармакологи, имеющие стаж работы по специальности не менее 1 года. Тематическое усовершенствование проводится для врачей — клинических фармакологов и терапевтов.
Подготовка врачей по клинической фармакологии проводится на кафедрах ФУВ высших учебных заведений или на кафедрах клинической фармакологии и фармакотерапии учреждений последипломного образования. Практический и теоретический уровень врач-клинический фармаколог повышает каждые 5 лет на соответствующих кафедрах. Назначение и увольнение врача-клинического фармаколога проводится руководителем учреждения в установленном порядке. В своей врачебной работе врач-клинический фармаколог руководствуется положением о лечебнопрофилактическом учреждении, кабинете или отделении по клинической фармакологии, должностными инструкциями, приказами, настоящим Положением и другими действующими нормативными документами. Врач-клинический фармаколог при отсутствии самостоятельного отделения клинической фармакологии подчиняется заместителю главного врача по медицинской части.
Обязанности врача-клинического фармаколога:
— контролировать проведение фармакотерапии в отделениях лечебно-профилактического учреждения;
— обеспечивать своевременный сбор информации по выявлению побочных действий лекарственных препаратов;
— участвовать в курации больных, у которых диагностированы побочные проявления лекарственных препаратов или отмечается резистентность к проводимой фармакотерапии; -контролировать соблюдение правил парентерального введения лекарственных средств, своевременный учет и хранение, особенно препаратов списка, А и Б;
— организовывать разборы сложных случаев и ошибок по применению лекарственных препаратов, режима дозирования, взаимодействия и их побочного действия;
— участвовать в разработке лекарственного формуляра лечебно-профилактического учреждения, контролировать его соблюдение;
— участвовать в реализации программ (в соответствии с требованиями GCP) клинической' апробации лекарственных препаратов, осуществлять контроль за проведением и проводить оценку полученных результатов; консультировать врачей, проводящих клинические исследования;
— осуществлять информационное обеспечение по зарегистрированным в России лекарственным средствам; -организовывать практические конференции по вопросам применения, побочного действия и взаимодействия лекарственных средств.
Права врача-клинического фармаколога: Врач-клинический фармаколог имеет право:
— вносить предложения администрации по вопросам улучшения деятельности подразделения, организации и условий труда;
— участвовать в совещаниях, конференциях по вопросам, связанным с фармакотерапией и лекарственным обеспечением.
Ответственность врача-клинического фармаколога: Врач-клинический фармаколог несет в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами юридическую и дисциплинарную ответственность за организационную, клиническую деятельность и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
Врач, окончивший обучение по специальности «Клиническая фармакология», должен уметь владеть:
— методологией выбора групп и конкретных лекарственных средств с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочных эффектов в зависимости от состояния функциональных систем больного и сопутствующих заболеваний;
— проводить выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств;
— определять оптимальный режим дозирования, выбирать правильный способ введения с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров лекарственных средств, а также возраста, пола и клинического состояния больного;
— назначать эффективную и безопасную комбинацию лекарственных средств;
— выявлять побочные действия лекарственных препаратов, проводить их коррекцию и анализировать причины их развития;
— устанавливать клинические и параклинические параметры для контроля эффективности и безопасности применяемых лекарственных средств;
— учитывать факторы риска и клинические проявления основных побочных действий лекарственных средств в процессе монотерапии и при их комбинации с препаратами иного механизма действия;
— организовывать апробацию лекарственных средств, проводить анализ полученных результатов, оформлять отчеты по их результатам;
— составлять фармацевтический формуляр лечебного учреждения;
— организовывать и проводить поиск информации по всем вопросам клинической фармакологии лекарственных средств, работать с ПК, пользоваться системой Медлайна и Интернета;
— организовывать и проводить научно-практические конференции, семинары, разборы и другие формы работы, позволяющие совершенствовать знания врачей по клинической фармакологии.
фармакология врач лекарственный обучение
3. Квалификационная характеристика врача клинического фармаколога
В соответствии с требованиями специальности врач-клинический фармаколог должен знать и уметь: Общие знания:
— основы законодательства здравоохранения и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
— общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе и больных, в соответствии с нозологическими формами заболеваний;
— основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии и фармации, физические и параклинические методы диагностики с учетом их возрастных аспектов;
— условия проведения лабораторных, биохимических, электро-физиологических, рентгенологических, эндоскопических и других параклинических методов исследования в медицинской практике с учетом возрастных аспектов и состояния пациента;
— принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое); принципы регистрации новых отечественных и зарубежных лекарственных препаратов в России, в том числе и подзаконные акты, регламентирующие проведение клинических испытаний в соответствии с требованиями хорошей медицинской практики (GMP), принципы работы контрольноразрешительной системы по регистрации лекарственных средств и медицинской техники;
— этические нормы применения лекарственных средств, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие беременность, и т. д.; основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечивание ими стационаров, роддомов и других медучреждений;
— основные принципы проведения кинетических и фармакодинамических исследований, применяемых лекарственных препаратов в клинике с целью определения их эффективности и безопасности;
— формы и методы работы с врачами по повышению их знаний по рациональному применению лекарственных средств, формы информации о новых лекарственных средствах и учетом эффективности, режима дозирования, взаимодействия и побочного действия;
— формы и методы работы с населением по повышению знаний о рациональном применении лекарственных средств, назначаемых врачом и применяемых самостоятельно пациентами. Общие умения: Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного. Уметь оценивать результаты лабораторных морфологических, биохимических, иммунологических, микробиологических и других методов исследования.
Уметь оценивать результаты современных основных методов функциональной диагностики, применяемых в клинике внутренних болезней: ЭКГ-мониторирование, АД-мониторирование, реовазографию сосудов головы и конечностей, велоэргометрию (ВЭМ), исследование функции внешнего дыхания (ФВД) спирография, бодиплетизмография, ПИК-флоуметрия, телерадио-рН-метрию, ультразвуковые методы исследования внутренних органов — щитовидная железа, почки, сердце, органы малого таза, сосуды. Уметь оценивать результаты эндоскопических методов исследования — бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректоскопия, лапараскопия.
Уметь оценивать результаты рентгенологических методов исследования: рентгенография легких, сердца, позвоночника, суставов, черепа, рентгенография сердца, рентгенография легких. Уметь оценивать результаты радиоизотопных методов исследования легких, почек, костей. Уметь проводить самостоятельно: венепункцию, катетеризацию подключичных вен и внутривенное введение лекарственных средств, плевральную пункцию, парацентез, определение центрального венозного давления, кровоспускание, переливание крови и кровезаменителей, снятие ЭКГ и ее оценку, определение времени свертывания, гематокрита. Уметь собирать жалобы больного, его анамнез, применять объективные методы исследования, назначать и расшифровывать данные параклинических методов диагностики, проводить дифференциально-диагностический поиск, формулировать диагноз, определять направленность лечебных мероприятий и их последовательность и выявлять поражение ЦНС, нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, глаз, ЛОР-органов.
Уметь оказать необходимую экстренную помощь и проводить реанимационные мероприятия, определять показания для госпитализации больного. Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по купированию их при: инфаркте миокарда, нарушении мозгового кровообращения, бронхиальной астме, острой почечной колике, отеке легких, тромбоэмболии, «остром животе», внутреннем кровотечении, диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой комах. Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных заболеваний.
Участвовать в: формировании номенклатуры лекарственных средств лечебного учреждения; оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению; уметь организовать в лечебном учреждении систему информации по выбору лекарственных средств, режиму их дозирования, взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам; оказывать помощь в составлении заявки по потребности лекарственными средствами, возможности их замены с учетом возраста и характера профиля заболеваний. Проводить контроль использования лекарственных средств в медицинском учреждении, сроках их годности, соблюдением совместимости, правильности проведения внутривенных и внутримышечных инъекций лекарственных средств, соблюдение правил хранения.
Специальные знания по общим вопросам клинической фармакологии: фармакодинамика лекарственных средств, принципы механизма действия, их специфичность и избирательность, фармакокинетика лекарственных средств: адсорбция, связь с белком, биотрансформация, распределение, выведение, понятие о периоде полувыведения, равновесной кривой, кумуляции, взаимодействие лекарственных средств: фармакокинетическое, фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое, фармакогенетика и биоритм, побочные действия лекарственных средств, прогнозируемые и непрогнозируемые, пути предупреждения и коррекции побочных действий лекарственных средств, возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных, плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста, общие принципы фармакотерапии, выбора лекарственных средств, дозы, режим их дозирования, знать клиническую фармакологию основных лекарственных средств, применяемых в широкой медицинской практике (фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания, режим дозирования, взаимодействие, побочное действие): психотропных, антимикробных, противовоспалительных лекарственных средств, лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов и на основные физиологические функции сердца, лекарственных средств, регулирующих секреторную и моторную функции желудочно-кишечного тракта, лекарственных средств, воздействующих на слизистую и кожные покровы, лекарственных средств, регулирующих функцию бронхолегочной системы, лекарственных средств, влияющих на функцию эндокринных желез, метаболических лекарственных средств, знать лекарственные средства, требующие лекарственного мониторинга; особенности клинической фармакологии лекарственных средств при заболевании сердечно-сосудистой и респираторной системы, органов пищеварения, почек, центральной нервной системы, нейроэндокринной системы; знать вопросы организации контроля проведения современной, рациональной фармакотерапии с принципами выявления и регистрации побочных эффектов и мероприятия по их купированию; знать показания к проведению острого лекарственного теста.
Специальные умения: уметь организовать исследования основных показателей по фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств или определить и оценить равновесную концентрацию; уметь проводить лекарственный тест; уметь проводить поиск по вопросам клинической фармакологии с использованием информационных систем; уметь организовать апробацию лекарственных средств Crossus ower двойным «слепым» методом или по «пилотной» системе, или путем чередования; определить контрольную группу и методы оценки полученных данных; уметь разработать протокол исследования; определить характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбрать методы контроля за их эффективностью и безопасностью; прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь их предупреждать, а при развитии их купировать; прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома отмены, обкрадывания; уметь оказать помощь при выборе комбинированной терапии с целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления ПД, снижение эффективности базового лекарственного средства; уметь оказать помощь в случае развития тахифилаксии к применяемому лекарственному средству; контролировать правильность, своевременность введения лекарственного средства больному, их регистрацию, особенно лекарственных средств списка А; контролировать правильность внутривенного введения лекарственных средств, оказывающих выраженный, быстрый фармакологический эффект; помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием функциональных систем, биоритма, генетического фона, особенностей фармакокинетики во всех возрастных группах.
1. Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных средств: руководство/ А. В. Амелин, В. А. Волчков, В. А. Дмитриев [и др.]; под ред. Ю. Д. Игнатова, В. Г. Кукеса, В. И. Мазурова. — М.: Гэотар Медиа, 2010. — 250 с. 12.
2. Клинические рекомендации. Гастроэнтерология: учебное пособие, [рек. УМО для системы послевуз. проф. образования врачей]/ Российская гастроэнтерологическая ассоциация, Ассоциация медицинских обществ по качеству; под ред. В. Т. Ивашкина. — М.: Гэотар Медиа, 2008. — 182 с. 13.
3. Лекции по нефрологии. Диабетическая болезнь почек. Гипертензивная нефропатия. Хроническая почечная недостаточность: курс лекций/ Д. Д. Иванов. — Донецк: ИД Заславский, 2010. — 193 с.
4. Клиническая фармакология/под ред. В. Г. Кукеса 4-е издание, перераб. допол.-М., 2008
5. Клиническая фармакология и фармакотерапия: руководство / Ю. Б. Белоусов, 2010, МИА. — 872 с.