Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Пути совершенствования информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ мнений врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, направляющих пациентов в санаторно-курортные организации, по вопросам их информированности о лечении и оздоровлении пациентов с заболеваниями различного профиля на курортах Российской Федерации показал недостаточную их информированность. Лишь 34% врачей указали, что владеют информацией о лечении пациентов с заболеваниями различного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. История становления курортного дела в России
    • 1. 2. Проблемы финансового и правового обеспечения санаторно-курортной отрасли
    • 1. 3. Специфика менеджмента и маркетинга санаторно-курортной отрасли
    • 1. 4. Интернет-ресурсы санаторно-курортной отрасли
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Программа исследования. Материалы и методы исследования
    • 2. 2. Основные понятия, используемые в работе
  • ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВНЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ — ОСНОВА КАЧЕСТВА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Лицензирование санаторно-курортных организаций
    • 3. 2. Сертификация санаторно-курортных организаций
    • 3. 3. Стандарты систем менеджмента качества (СМК)
    • 3. 4. Аккредитация органов по сертификации
    • 3. 5. Профессиональные объединения, контролирующие деятельность санаторно-курортных организаций
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМИ УСЛУГАМИ И ИНФОРМИРОВАННОСТИ О НИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
    • 4. 1. Анализ удовлетворенности санаторно-курортными услугами и информированности о них пациентов
    • 4. 2. Информированность врачей о санаторно-курортном лечении пациентов с заболеваниями различного профиля
  • ГЛАВА 5. ИНФОМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ WWW.SANATORIA.RU КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
    • 5. 1. Разработка и реализация методики формирования автоматизированной базы данных санаторнокурортных организаций
    • 5. 2. Анализ лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций по результатам анкетирования их руководителей
    • 5. 3. Этапы создания портала SANATORIA.RU, анализ эффективности работы информационного ресурса
    • 5. 4. Оценка качества предоставляемой порталом SANATORIA.RU информации путем проведения интернет-опросов различных целевых групп

Пути совершенствования информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Санаторно-курортное лечение направлено на:

1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;

2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации (статья 40 «Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЭ).

Санаторно-курортное лечение вносит существенный вклад в решение основных задач здравоохранения по снижению заболеваемости и преждевременной смертности, по профилактике болезней, сохранению и укреплению здоровья, по медико-социальной реабилитации больных и инвалидов (Разумов А.Н., Яшина Е. Р., Бобровницкий И. П. 1999, Стародубов В. И. 2004).

Эффективность санаторно-курортного лечения при правильном выборе курорта и соблюдении показаний к направлению в конкретные СКО очень высокая. Больные после долечивания в санатории в 3−4 раза чаще и в 1,5 раза быстрее возвращаются к труду. После курса санаторно-курортного лечения и оздоровления в 2−4 раза снижается уровень трудопотерь. (Разумов А.Н., 2002; Лимонов В. И., 2006).

На потенциале российских санаторно-курортных организаций в значительной степени базируется внутренний туризм, что также вносит значительный вклад в оздоровление нации.

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики в сфере здравоохранения. Правительством Российской Федерации проведение государственной политики в области курортного дела поручено Министерству здравоохранения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации»). Однако в настоящее время санаторно-курортная отрасль в России не имеет единого центра управления, единой структуры. Санаторно-курортные организации (СКО) рассредоточены между разными министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие этих организаций с учетом интересов и возможностей собственника, порой не учитывая интересов государства в целом. Вместе с тем, практика показала, что независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости, санаторно-курортные и оздоровительные организации в решении общих задач восстановления и укрепления здоровья населения должны составлять единый комплекс, организационно-методическое обеспечение которого осуществлялось бы из одного центра (Разумов А.Н., 2006). Поэтому пунктом 5 статьи 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЭ определено, что порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время Министерством здравоохранения РФ). Но высокая эффективность медицинской реабилитации не может быть достигнута усилиями только одного или двух ведомств. Для этого необходимы, как минимум, координация и синхронизация всех «социальных» министерств и ведомств, а также структур, обеспечивающих финансирование (Карелова Н.Г., 2003).

К сожалению, ретроспективный анализ развития санаторно-курортной отрасли в РФ свидетельствует о том, что методы управления санаторно-курортным делом, основанные в большей степени на централизованных решениях и при отсутствии инициативы снизу, не позволяют добиться существенных успехов не только в решении проблем управления, но и в повышении медицинской эффективности санаторно-курортного лечения (A.M. Ветитнев, 2005, 2009).

Адаптация санаторно-курортной отрасли к рыночным механизмам и структурные преобразования в отрасли столкнулись с комплексом проблем экономического, правового, организационного характера.

Одной из серьезных проблем развития санаторно-курортной отрасли является отсутствие единой информационной сети, доступной широкому кругу потребителей, как в России, так и за рубежом, и в результате этого — отсутствие спроса на санаторно-курортные услуги в объеме, соответствующем возможностям отрасли. В настоящее время заполняемость многих санаториев России составляет менее 67%. (Ветитнев A.M., 2005; Шинкаренко B.C., 2006; Лимонов В. И., 2008).

Необходимость информированности о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации обусловлена, прежде всего, многообразием и богатством природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны. Среди них нарзаны Кисловодска, горячие пары и газы курорта Янган-Тау, сероводородные источники Сочи и Красноусольска, солнечное Черноморское побережье и многие, многие другие (Малахаткина Н.Д., Адилов В. Б., Давыдова О. Б., 2003).

Первым и необходимым этапом на пути создания полноценной информационной базы должно быть составление реестра санаторно-курортных организаций. О государственном значении указанного реестра свидетельствует то, что Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 № 26-ФЗ ведение государственного учета курортного фонда и государственного реестра лечебнооздоровительных местностей и курортов страны поручено Правительству Российской Федерации.

В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.02.04 № 2110/944−04−32 руководителям санаторно-курортных организаций указывается, что Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, в том числе вести государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.

В приказе Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда РФ» прописана структура информации о деятельности санаторно-курортных организаций. В сведениях о СКО в Реестре заложена только информация о лицензировании медицинской деятельности и о сертификации персонала с высшим и средним медицинским образованием, что явно недостаточно для потребителей санаторно-курортных услуг. К тому же в вышеуказанном приказе МЗ СР РФ нет сведений о том, как воспользоваться данной информацией, до настоящего времени такой реестр в доступной литературе не опубликован, и для широкого круга специалистов не доступен.

Создание и ведение Реестра санаторно-курортных организаций должно существенно облегчить решение таких управленческих задач, как адресное финансирование курортов.

Особое значение приобрело создание интегрированного информационного ресурса в санаторно-курортной области в связи с принятием законодательства, определяющего права различных категорий граждан на медико-социальную помощь. Законодательство предусматривает оказание государственной помощи так называемым «федеральным льготникам» за счет средств федерального бюджета, в виде набора социальных услуг в рамках «социального пакета», в который входит, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Развитие санаторно-курортной отрасли сопровождается рядом как позитивных, так и негативных результатов. Однако, на сегодняшний день пациенту не доступна информация о деятельности СКО, также как и отсутствует информационный ресурс, позволяющий врачам на основании информации о лечебных факторах санаторно-курортной области адекватно рекомендовать пациентам тот или иной курорт. Отсутствует и обратная связь — руководству СКО невозможно получить информацию от пациентов, прошедших санаторно-курортное лечение, и врачей, направивших пациентов, о результатах санаторно-курортного лечения в конкретной СКО.

A.B. Решетников (2000, 2001) считает, что необходимо регулярное изучение медицинских, экономических и социальных проблем здравоохранения путем создания постоянной системы сбора и оценки информации — медико-социологического мониторинга здравоохранения, как инструмента для исследования социально-экономических процессов в отрасли и анализа динамики происходящих перемен.

Эффективность мониторинга в здравоохранении повышается за счет создания постоянной системы сбора социологической информации и образования банка данных по отдельным лечебно-профилактическим учреждениям, районам, городам и регионам. Развитие современных информационных технологий позволяет проводить более подробный анализ медико-социологической информации в различных разрезах с использованием более сложного математического аппарата и обеспечивать ее длительное хранение для последующего использования с быстрым поиском необходимых данных (2003, 2010). Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р 53 092−2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения» в медицинской организации необходимо разработать и внедрить документированный процесс объективного измерения удовлетворенности потребителей. Таким образом, изучение мнения пациентов о медицинском обслуживании, а также врачей о результатах санаторно-курортного лечения целесообразно использовать при решении задач повышения качества санаторно-курортных услуг.

Предоставление достоверной и структурированной информации населению и медицинскому персоналу о курортах, лечебных факторах, использовании новых технологий лечения и оздоровления, условиях проживания и лечения будет способствовать сохранению и развитию лучшего лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций.

Принятие эффективных управленческих решений в санаторно-курортной отрасли затруднено из-за отсутствия полных, систематизированных и актуальных сведений о состоянии санаторно-курортного фонда России. Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость научного обобщения имеющейся информации о санаторно-курортном фонде и совершенствования путей информирования населения и медицинского персонала о возможностях и качестве лечения и оздоровления на курортах РФ, т. е. необходимость создания интегрированного информационного ресурса в санаторно-курортной области. Это определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования:

Научное обоснование путей совершенствования информированности медицинского персонала и населения о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации.

Задачи:

1. Изучить проблемы и перспективы развития санаторно-курортной отрасли в Российской Федерации.

2. Провести анализ форм государственного и внегосударственного контроля качества оказания санаторно-курортных услуг.

3. Изучить мнение пациентов санаторно-курортных организаций об источнике получения информации, критериях выбора санаторно-курортной организации, и степени удовлетворенности оказанными услугами.

4. Изучить мнение врачей по вопросам их информированности о лечении и оздоровлении пациентов с заболеваниями различного профиля на курортах Российской Федерации.

5. Провести анализ лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций по результатам анкетирования их руководителей.

6. Разработать предложения по совершенствованию информированности населения и медицинского персонала о лечебно-оздоровительном потенциале санаторно-курортных организаций Российской Федерации.

Научная новизна исследования.

В проведенном исследовании впервые:

— научно обоснована, разработана и реализована методика формирования автоматизированной базы данных о санаторно-курортных организациях;

— на основе разработанной методики создана автоматизированная база данных, как основа информационно-справочного Интернет-ресурса санаторно-курортного Фонда с оценкой его лечебно-оздоровительного потенциала потребителями санаторно-курортных услуг;

— проведен анализ эффективности работы информационного ресурса путем проведения интернет опросов целевых групп.

В отличие от других поисковых сайтов и порталов, где, в основном, поиск можно задавать или по названию, или по географическому принципу, информационный портал SANATORIA.RU позволяет задавать более 200 параметров поиска, а также выполнять многофакторный запрос.

Теоретическое и практическое значение работы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в работе на основе проведенного анализа лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций РФ научно обоснована и разработана методика формирования автоматизированной базы данных о санаторно-курортных организациях.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанная методика реализована — на основе разработанной методики создана автоматизированная база данных санаторно-курортных организаций. Автоматизированная база данных позволит осуществлять контроль за изменениями, происходящими в СКО, вести общий мониторинг санаторно-курортной отрасли.

На основе автоматизированной базы данных создан интернет-ресурсИнформационный портал SANATORIA.RU. Информационный портал SANATORIA.RU — это эффективный интернет-инструмент, предоставляющий возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, дополненной оценкой и мнением посетителей о качестве полученных ими санаторно-курортных услуг.

Разработанный информационно-справочный Интернет-ресурс санаторно-курортного Фонда с оценкой его лечебно-оздоровительного потенциала может быть использован для получения актуальной информации как потребителями санаторно-курортных услуг (пациенты, медицинские работники) в целях обоснованного выбора курорта, так и руководством СКО в целях управления качеством оказываемых санаторно-курортных услуг.

Апробация результатов исследования.

Представленные в диссертационной работе материалы докладывались и обсуждались на конференции кафедры основ законодательства в здравоохранении Факультета управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, на межкафедральной конференции Факультета управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Материалы исследования были представлены на:

— Международных конгрессах «Здравница — 2004» (5−8 октября 2004 г., Санкт-Петербург), «Здравница — 2006» (30 мая- 2 июня 2006 г., Сочи), «Здравница — 2007» (15−18 мая 2007 г., Уфа) — «Здравница — 2008» (21- 24 мая 2008 г., Москва);

— Всероссийской научно-практической конференции «Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения» (Москва, 7−8 июня 2011 г.);

— III Общероссийском конгрессе «Управление качеством медицинской помощи и системой непрерывного образования медицинских работников» (Москва, 19 мая 2011 г.). научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением» (Москва, 14−16 декабря 2011 г.);

Всероссийская научно-практическая конференция «Современная стратегия кадровой политики и управления санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями в рамках модернизации системы здравоохранения России» (Москва, 26−27 марта 2012 г.).

Результаты выполненного исследования нашли отражение в опубликованных по теме диссертации 19 научных работах, в том числе 5 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходим общественный контроль качества санаторно-курортных услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, поскольку, учитывая масштаб и специфику отечественной санаторно-курортной отрасли, возможности контроля качества санаторно-курортных услуг исключительно средствами государства и малочисленных профессиональных курортных ассоциаций/объединений представляются недостаточными. Оценка качества санаторно-курортных услуг в независимых отзывах пациентов является основой общественного контроля за деятельностью санаторно-курортных организаций.

2. Повышение информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях достигается созданием информационных ресурсов с помощью эффективных интернет-инструментов, подобных информационному порталу SANATORIA.RU, предоставляющему возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, дополненной оценкой и мнением посетителей о качестве полученных ими санаторно-курортных услуг.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Основное содержание работы изложено на 190 страницах машинописного текста, диссертация иллюстрирована 30 таблицами, 4 схемами, 41 рисунком. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, состоящего из 186 отечественных и 22 зарубежных авторов, 11 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Проблемами развития санаторно-курортной отрасли в РФ являются: отсутствие единой государственной политики в области финансового и нормативно-правового обеспечения санаторно-курортной отрасли, отсутствие единой структуры и единого центра управления, а также отсутствие информированности потребителей санаторно-курортных услуг (пациентов, медицинских работников и др.) о санаторно-курортных организациях, что приводит к снижению доступности санаторно-курортного лечения и оздоровления для населения.

2. Основной формой государственного контроля медицинской деятельности по оказанию качественных санаторно-курортных услуг является лицензирование. Однако, в отсутствие детализированных требований к осуществлению санаторно-курортной деятельности, процедура лицензионного контроля играет не достаточную роль в управлении качеством медицинской помощи. Основными формами внегосударственного контроля медицинской деятельности по оказанию качественных санаторно-курортных услуг являются добровольная сертификация санаторно-курортных организаций, проводимая органами по сертификации, и контроль со стороны профессиональных медицинских ассоциаций.

3. Учитывая масштаб и специфику отечественной санаторно-курортной отрасли, возможности контроля качества санаторно-курортных услуг исключительно средствами государства и малочисленных общероссийских профессиональных курортных ассоциаций/объединений представляются недостаточными. Необходим общественный контроль качества санаторно-курортных услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями. Оценка качества санаторно-курортных услуг в независимых отзывах пациентов является основой общественного контроля за деятельностью санаторно-курортных организаций.

4. Анализ мнений пациентов санаторно-курортных организаций (санаториев Красноусольск, Янган-Тау и Чемитоквадже) о критериях выбора санаторно-курортной организации показал, что основным критерием являлся факт наличия природных лечебных факторов, а факт наличия сертификатов и наград оказался на последних местах (по ранжированным 14 критериям) у всех респондентов. 57% пациентов руководствовались при выборе санаторно-курортной организации позитивным мнением родственников, друзей и знакомых. Имеет значение факт наличия предшествующего положительного опыта: выбрали повторно тот же санаторий Красноусольск (35%), Янган-Тау (25%) и Чемитоквадже (18%) пациентов.

Пациенты, купившие путевку за полную стоимость (N=138), оказались менее удовлетворены, они оценили культуру обслуживания в среднем на 4,1±1,0- лечение 4,3±0,9- питание 4,0±1,0- проживание 4,1±0,7- сервисные услуги 3,8±1,1- а пациенты «льготники» (N=162) оценили культуру обслуживания в среднем на 4,6±0,4- лечение 4,5±0,5- питание 4,6±0,6- проживание 4,4±0,7- сервисные услуги 4,3±0,4 соответственно.

5. Анализ мнений пациентов санаторно-курортных организаций об источнике получения информации, критериях выбора санаторно-курортной организации, и степени удовлетворенности оказанными услугами путем проведения интернет-опросов показал, что при выборе санаторно-курортной организации для лечения и, тем более, оздоровления только (43%) обращаются за консультацией к врачу. Наиболее ценной, по мнению респондентов, информацией являются отзывы посетителей санаторно-курортных организаций с оценкой санаториев самими пациентами.

6. Анализ мнений врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, направляющих пациентов в санаторно-курортные организации, по вопросам их информированности о лечении и оздоровлении пациентов с заболеваниями различного профиля на курортах Российской Федерации показал недостаточную их информированность. Лишь 34% врачей указали, что владеют информацией о лечении пациентов с заболеваниями различного профиля на курортах РФ. 82,0% врачей подтвердили готовность в ходе своей повседневной профессиональной деятельности применять информационно-справочный интернет ресурс, содержащий систему поиска и подбора санаторно-курортной организации по многофакторным параметрам.

7. Анализ лечебно-оздоровительного потенциала 673 санаторно-курортных организаций РФ по результатам анкетирования их руководителей показал, что СКО в РФ имеют современную лечебно-диагностическую базу.

Распределение санаторно-курортных организаций по основному лечебному профилю на 100 СКО: общетерапевтический профиль 57,8 на 100, болезни костно-мышечной системы 55,9 на 100, болезни органов пищеварения 46,9 на 100, болезни системы кровообращения 46 на 100, болезни органов дыхания 41,7 на 100, болезни нервной системы 33,2 на 100.

Ведущим лечебным природным фактором в исследуемых СКО является (на 100 СКО): климат (в 92,4), местные питьевые минеральные воды (в 62,1), местные лечебные грязи (в 52,1), местные минеральные воды для наружного применения (в 52,6). Основным методом лечения является аппаратная физиотерапия (применяют в 99,5).

8. Повышение информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях достигается созданием информационных ресурсов с помощью эффективных интернет-инструментов, подобных информационному порталу SANATORIA.RU. Информационный портал SANATORIA.RU предоставляет возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, дополненной оценкой и мнением посетителей о качестве полученных ими санаторно-курортных услуг.

9.Перспективами и путями развития информационного ресурса являются:

— дальнейшее расширение числа участников портала вплоть до полного охвата всех имеющихся в стране санаторно-курортных и оздоровительных организаций;

— поиск дополнительных механизмов мотивации субъектов санаторно-курортной сферы к активному участию в создании информационного портала SANATORIA.RU, что в свою очередь будет способствовать увеличению доступа широкого круга специалистов отрасли и потенциальных потребителей санаторно-курортных услуг к информации, содержащейся на портале SANATORIA.RU.;

— проведение различных тематических Интернет — опросов, касающихся качества предоставляемых санаторно-курортных услуг;

— расширение содержания информационного портала и включение в него рейтинговой системы оценки лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций. Целью составления такого рейтинга является, с одной стороны, стимулирование СКО и их руководителей к достижению наилучших результатов деятельности по основным направлениям санаторно-курортного дела, с другой стороны, расширение возможностей выбора потребителем санаторных услуг с учетом места СКО в рейтинге (оптимально подходящих по соотношению «цена-качество»).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Разработанный информационно-справочный Интернет-ресурс санаторно-курортного Фонда с оценкой его лечебно-оздоровительного потенциала может быть использован для получения актуальной информации потребителями санаторно-курортных услуг (пациенты, медицинские работники) в целях обоснованного выбора курорта.

2. Разработанный информационно-справочный Интернет-ресурс санаторно-курортного Фонда может быть использован руководством санаторно-курортных организаций в целях управления качеством оказываемых санаторно-курортных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Удовлетворенность пациента как показатель качества медицинской помощи / H.H. Абашин // Проблемы социальной медицины, здравоохранения и истории медицины. 1998. — № 5. — С. 32−33.
  2. В.А. Сертификация продукции и услуг. М.: Изд-во Ось-89, 2000. -224 С.
  3. М.В. Комплексная оценка медицинских технологий и принятие управленческих решений в здравоохранении / М. В. Авксентьева, П. А. Воробьев // Ремедиум. 2004. — № 10. — С. 36−40.
  4. В.Б. Перспективы развития курортного дела //Здравница 2002. Материалы международного конгресса. — М, 2002 — с.21
  5. Е.Ю. К вопросу о состоянии нормативно-правового обеспечения курортной сферы // Здравоохранение Российской Федерации -М.: Медицина 2003 № 3 с. 49 50
  6. Э.С. К вопросу о методологии медико-социального опроса врачей и населения в системе здравоохранения. //Методологические и социальные проблемы медицины и биологии: Сб. научн. тр. — М., 1989.-С. 88−91.
  7. Г. В. Медицинская валеология / Г. В. Апанасенко, Л. А. Попова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.
  8. Р.В. Основные направления развития санаторно-курортного дела в Республике Башкортостан / Р. В. Ахмадуллин // Курортные ведомости. 2003. — № 1.-С. 11−12.
  9. С., Афанасьев Д. Шагни в INTERNET самостоятельно. М.: Кудиц-образ, 2001.-221 С.
  10. Т.В. К вопросу совершенствования управления лечебным процессом в санаторно- курортном учреждении // Агрокурорт М., 2001 № 4 с. 10−13.
  11. Т.В. Научно-методическое обоснование оптимизации лечебно-оздоровительного процесса в санатории. — Автореф. дисс.: канд. мед. наук. М, 2002. 24с.
  12. В.М. Комбинирование и сочетание лечебных физических факторов / В. М. Боголюбов, B.C. Улащик // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация. 2004. — № 5. — С. 39−46.
  13. В.М. Комбинирование и сочетание лечебных физических факторов / В. М. Боголюбов, B.C. Улащик // Курортология и физиотерапия: в 2-х т. / под ред.
  14. B.М. Боголюбова-М.: Медицина, 1985. Т. 1. — С. 535−551.
  15. В.М. Пути оптимизации параметров физиотерапевтических воздействий / В. М. Боголюбов, С. М. Зубкова // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1998. — № 2. — С. 3−6.
  16. А.Н. Стандартизация диагностики и курортного лечения в санаториях / А. Н. Бойков, Г. Н. Пономаренко // Курортные ведомости. 2004. — № 4−5.1. C. 15−16.
  17. A.A. К проблеме направления работающих и членов их семей на санаторно-курортное лечение в новых экономических условиях // Здравоохранение Российской Федерации -М.: Медицина 2003 № 3 с.45- 48
  18. В.П. Особенности маркетинга услуг / В. П. Булгаков // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -№ 2.
  19. В.А. Стратегия повышения конкурентоспособности курортно-туристских услуг города Сочи: автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата экономических наук: 12.05.07 / Быков Виталий Анатольевич. Санкт-Петербург, 2007. — 19 С.
  20. JI.E. Маркетинг в медицине, назревшая необходимость // Знание ваш капитал, 2004 № 5 с.4
  21. А.Д. Профилактика как интегративная программа оздоровления в условиях санатория. //Проблемы территориального здравоохранения: Сб. науч. тр. Вып. 3. Москва: ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, 2002. — с. 172−173.
  22. A.M. Процессное управление санаторно-курортными организациями /A.M. Ветитнев, И. Ю. Поташова, Е. В. Селищева //Проблемы управления здравоохранением. 2007. № 1. — С. 50−55.
  23. А. М., Юрченко В. Н., Колайко И .В. Добровольная сертификация санаторно-курортных услуг: региональный подход. // Курортные ведомости 2005.-№ 1.-С. 53−55
  24. А. М./ Маркетинг санаторно-курортных услуг —М.: Медицина, 2001.-224 с.
  25. A.M. Концепция маркетинга в управлении санаторно-курортными организациями // Агрокурорт М., 2001 № 4 с. 13−18.
  26. A.M. /Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. -СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1999. -240 С.
  27. A.M. Курортное дело: учебное пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлёва. — 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2007. — 528 с.
  28. A.M. О некоторых ближайших и отдаленных перспективах развития санаторно-курортного комплекса// АгрокурортМ., 2001 № 3 с. 5−9
  29. А. М., Ашкинадзе Я. А. Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг. М.: Финансы и статистика, 2007- 160с.
  30. А. М., Кран Д. И, Ашкинадзе Я. А. Интернет-технологии в деятельности санаторно-курортных организаций // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. 2007. — № 2. — с. 41−45.
  31. А. М Селищева Е. В., Ветитнева Н. JI Стандарты санаторно-курортной помощи. Уровень организации .// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры: Научно-практический журнал. 2008. — № 1. — С. 37−39
  32. A.M. Внутренний маркетинг в обеспечении качества санаторно-курортных услуг / A.M. Ветитнев, A.B. Гузева // Экономика здравоохранения. 2004. — № 9. — С. 26−30- № 10. — С. 13−18.
  33. A.M. Некоторые подходы к оценке санаторно-курортных услуг / A.M. Ветитнев // Практический маркетинг. 2002. — № 11.
  34. A.M. Организация маркетинговых исследований в условиях санатория / A.M. Ветитнев, С. А. Лаптева // Курортные ведомости. 2003. — № 1.-С. 4−9.
  35. A.M. Теоретические основы применения концепции маркетинга в курортной практике / A.M. Ветитнев // Курортные ведомости. 2002. — № 6.
  36. A.M. Целевая комплексная программа развития восстановительной медицины и ее маркетинговое обеспечение / A.M. Ветитнев, Н. В. Калмыкова // Здравоохранение. 2004. — № 9.. с. 29−40.
  37. Н.И., Стожаров В. В., Муратова Е. Ю. Функции участников системы контроля качества медицинской помощи // Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Матер. 4-й Рос. науч.-практ. конф.- М., 1997.
  38. Е. А. Корпоративный имидж в управлении качеством санаторно-курортных услуг: дис. канд. экон. наук: Санкт-Петербург, 2007 159 С.
  39. П.А., Горбунов С. Н. Исторический анализ законодательных и нормативно-правовых актов РФ последнего десятилетия, связанных с лицензированием медицинской деятельности//Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2003.-N 1.-С.8−14
  40. П.А., Юрьев A.C., Бальчевский В. В., Горбунов С. Н., Енилеева С. К. Проект построения отраслевой системы аккредитации в здравоохранении Российской Федерации // Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2004.-N 1.-С.45−52
  41. П.А., Аксюк З. Н. Стандартизация и оценка качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 1999. № 1. — с.31−32.
  42. А. И. Проблемы и перспективы развития системы стандартизации в здравоохранении РФ. // Проблемы стандартизации в здравоохранении -2000 № 2- с. 5−10
  43. А.И. Мониторинг здоровья населения как основа развития здравоохранения. М. -1998 -10 стр.
  44. А.И. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций / Учебно-методическое пособие М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 112 с.
  45. А.и., Разумов А.Н, В. И. Лимонов Проблемы становления и регулирования санаторно-курортного рынка в России //Здравница 2002. Материалы международного конгресса. — М, 2002 — с. 18−19
  46. А.И., Таранов А. М., Воробьев П. А., Новолодский В. М. Система стандартизации в здравоохранении: прошлое, настоящее, будущее // Вестник ОМС.-2001.-№ 1.-С. 7−12.
  47. А.И., Управление качеством в здравоохранении //Проблемы управления здравоохранением, 2003.-N 1.-С.5−12
  48. Г. М., Татарников М. А., Глухова Г. А. Оценка удовлетворенности потребителей медицинских услуг в системе управления здравоохранением //Экономика здравоохранения, 201 l.-N 3.-С.29−35.
  49. В.Я. Компьютерные коммуникации в медицине. СПб.: МАПО, 2000. — 59 С.
  50. Гельман В.Я.,. Шульга O.A., Бузанов Д. В. Интернет в медицине. 2-е изд., испр. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005. 288 с.
  51. A.B., Васильева Т. В., Ерофеев Ю. Б. О системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. // Вестник государственного социального страхования. М.: Социальный мир, 2006 № 5(65) май 2006. -с. 45−49
  52. А. В. Механизм функционирования и развития санаторно-курортного комплекса в регионе: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2006 С. 187 с.
  53. A.B., Ерофеев Ю. Б., О сертификации в системе контроля качества услуг по санаторно-курортному лечению //"ГлавВрач", 2008, N 5, режим доступа: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-dw/med-emzey.htm
  54. В.А. Компьютер для врача. — СПб.: БХВ, 2002. — 640 С.
  55. Н. Ф., Кадыров Актуальные вопросы правового регулирования экономических аспектов деятельности учреждений здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации -М.: Медицина 2004 № 1 с. 24 28
  56. Н.Ф. О состоянии и перспективах формирования кодекса законов об охране здоровья граждан // Здравоохранение Российской Федерации -М.: Медицина 2002 № 1 с. 9−12
  57. Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации// Здравоохранение Российской Федерации -М.: Медицина 2003 № 2 с. 3−8
  58. Н.Ф., Александрова О. Ю., Григорьев И. Ю., Муравьева М. Р. / Права граждан в области охраны здоровья Учебное пособие М., 2003 158 с.
  59. JI.T. Организация санаторно-курортного лечения всанатории: монография / J1.T. Гильмутдинова, Ю. Ю. Султанов, Н. С. Гизатуллина. Уфа: Башкирский гос. мед. ун-т, 2004. — 84 С.
  60. П.П. Курортная система как основа создания службыIобщественного здоровья //Сб. мат-лов международного конгрессаорганизаторов курортного дела. М., 1998. С. 85−87.
  61. Т.Д. Возможности повышения эффективности и внедрения новых медицинских технологий в санаторно-курортную практику // Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры 2001 № 6 с. 41 43
  62. А.Я., Тришин В. М. Изучение мнения пациентов об организации стационарной помощи в крупной агропромышленной области //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — № 3. —С. 51—52.
  63. У.Э. Выход из кризиса/У.Э.Деминг.- Тверь: Альба, 1994. 498 С.
  64. Дж.М. Трилогия качества / Дж.М. Джурен // Качество медицинской помощи. 1996. — № 2. — С. 33−37.
  65. А. Качество медицинской помощи и его оценка / А. Донабедиан // Качество медицинской помощи.-1997, № 1. с.41−42.
  66. A.C. О работе с информацией в процессе выработки руководителями учреждений управленческих решений по восстановлению здоровья граждан нашей страны в современных условиях / A.C. Дорофеев // Курортные ведомости. 2004. — № 4−5. — С. 32−33.
  67. А. Российские курорты в условиях становления рыночных отношений / А. Дудов // Российский экономический журнал. 1994. — № 8. — С. 105−108.
  68. .А. Научное обоснование модели организации и финансового обеспечения муниципального здравоохранения курортных регионов/ Автреферат на соискание ученой степени д. м. н. М., 2002 46 с.
  69. В. Менеджер в здравоохранении веление времени / В. Ермаков // Врач. — 1995. — № 8. — С. 37−38.
  70. Е.С. Мнение пациентов как важное направление улучшения системы обеспечения качества медицинской помощи в крупной многопрофильной больнице /Е.С.Железняк и др. // Здравоохранение Российской Федерации. — 1998. — № 5. — С. 39—41.
  71. С. А. Правовое регулирование использования информационных ресурсов интернета и защита авторских прав в РФ Выпускная квалификационная (дипломная) работа, Москва. 2007- 70 С.
  72. И.Г. Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием как важный критерий повышения качества медицинской помощи // Вопросы организации и информатизации здравоохранения / И. Г. Заборовская — 2003. — № 4. — С. 39—43.
  73. С.А. Маркетинг в здравоохранении// Здравоохранение Российской Федерации -М.: Медицина 2000 № 6 с.26−30
  74. С.А. Маркетинг в здравоохранении// Здравоохранение Российской Федерации-М.: Медицина 2001 № 1 с. 17−22
  75. А. Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта / А. Г. Замятин // Курортные ведомости. 2002. — № 5. -С. 6−7.
  76. Н.В., Макаренко М. В., Сельская О. В. Сертификация: теория и практика: Учебно-практическое пособие для вузов. М.: Изд-во ПРИОР, 2002.- 192 С.
  77. А.Н. Проблема преемственности в организации этапной медицинской реабилитации больных терапевтического профиля / А. Н. Ильницкий // Здравоохранение Российской Федерации. 2002. — № 6. — С. 2527.
  78. А.Н. Этапная медицинская реабилитация / А. Н. Ильницкий // Проблемы социальной медицины, здравоохранения и истории медицины.2003.-№ 4.-С. 45−46.
  79. Е.Н., Кричагин В. И., Мыльникова И. С. Словарь терминов по медицинскому страхованию. 1-е изд. М.: Присцельс, 1992.
  80. Н.Г. Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод. М., 2001 г.-152 с.
  81. Н.Г. Актуальные проблемы курортологии на Кавказских Минеральных Водах/Под общей редакцией проф. Н. Г Истошина. Научное издание. Пятигорск: ФГУ «Пятигорский ГНИИК Росздрава», 2007. с. 236
  82. В.Д. Санаторно-курортное лечение в специальных и домашних условиях / В. Д. Казьмин. М.: Феникс, 2006. — 464 С.
  83. Е. П. Состояние и тенденции информатизации здравоохранения // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2006 г.№: 5. — С. 9−13
  84. .Г. Бюджет и курорты в 2003 году// Курортные ведомости 2003 № 1 с.2−3
  85. Ю. М. Лицензирование и аккредитация как основа обеспечения качества медицинской помощи // Главврач. 2011. — N 2. — С. 64−69.
  86. Л.А. Опыт применения санаторно-курортного лечения различной продолжительности в условиях рыночной экономики / Л. А. Комарова, Л. Н. Никифорова, О. М. Ратушная // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация.2004.-№ 3.-С. 34−36.
  87. Л.А. Сочетанные методы аппаратной физиотерапии и бальнеотеплолечения / Л. А. Комарова, Г. И. Егорова. СПб: Изд-во СПбМАПО, 1994.-223 с.
  88. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж./ Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с анг. Под ред. Ноздревой Р. М.: ЮНИТИ, 1998. -787 с.
  89. Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 1063с.
  90. КотлерФ. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 752 с.
  91. Г. Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи /Г.Н.Котова, Е. Н. Нечаева, П. А. Гучек, Л. Н. Карасева // Здравоохранение Российской Федерации. — 2001. — № 4. — С. 22—27.
  92. B.C. Мониторинг медицинской деятельности в системе ее комплексной оценки / B.C. Кудрин // Проблемы социальной медицины, здравоохранения и истории медицины. — 2001. № 2. — С. 26−28.
  93. А.С. Курортология и оздоровительный туризм / А. С. Кусков, Лысикова О. В. Ростов Н/Д: Феникс, 2004. — 317 С.
  94. В.З. Маркетинговый анализ качества медицинской помощи в добровольном медицинском страховании / В. З. Кучеренко, В. М. Алексеева, Т. В. Скоморохова // Экономика здравоохранения. 2003. — № 10. — С. 11−16.
  95. , В.З. Методологические основы изучения качества жизни, связанные со здоровьем населения / В. З. Кучеренко // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2004. — № 4. — С. 3−9.
  96. Е.Ф., Абдулкина Н. Г., Хазанов В.А и др. Интенсивные курсы: достижения и перспективы / // Курортные ведомости. 2003. — № 6. — С. 20−21.
  97. В.Г. Управление деятельностью санаторно-курортного учреждения в новых экономических условиях: автореф. дис.. канд. мед. наук. Оренбург, 2000. — 24 с.
  98. В.И. О механизме регулирования рынка санаторно -оздоровительных услуг// Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры 2002 № 3 с. 44 -46
  99. В.И. О регулирования рынка санаторно -курортного рынка// Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры 2000 № 4 с. 42 -46
  100. В.И. Об использовании автоматизированных информационных систем санаторно- оздоровительными организациями //Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры 2003 № 4 с.35−37
  101. В.И. Актуальные проблемы совершенствования управления здравницей / В. И. Лимонов // Курортные ведомости. 2004. — № 6. — С. 17−19.
  102. А.Л. Методические основы и организационные технологии оценки качества и эффективности медицинской помощи. Дисс. докт. мед. наук. -М., 1994.-205 с.
  103. А.Л., Серегина И. Ф., Гришина Н. К. Информированность населения о правах в области охраны здоровья //Здравоохранение, 2009.-N 11.-С.15−21
  104. Ш. Лобанов A.A., Романов Д. В., Особенности внедрения комплексной медицинской информационной системы «с нуля». //Врач и информационные технологии, № 5, 2009, С. 45 48
  105. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 2000.-704с.
  106. Н.Д., Адилов В. Б., Давыдова О.Б.Зачем нужны России курорты и Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» //Здравница 2003. Материалы международного конгресса. — М, 2003 — с. 13−16
  107. Г. И., Гулиев Я. И., Ермаков Д. Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. / Под. ред. Г. И. Назаренко, Г. С. Осипова. М., Физматлит, 2005, 320 с.
  108. М.В. Аналитическая оценка роли здравниц семейного отдыха и лечения в оптимизации показателей здоровья населения / М. В. Никитин. -Сочи: Изд-во Соч. госуниверситета, 2005. 237 с.
  109. М.В. К оптимизации управленческих решений в санаторно-курортном комплексе на современном этапе. / М. В. Никитин // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2006. — № 4. — С.79−80
  110. С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ под редакцией чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 1998. 750 с.
  111. В.Т. Водотеплолечение. -М.: Медицина, 1986. 288 с.
  112. В.Г., Олифер H.A. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 864 е.: ил.
  113. Д.Г. Организация работы санатория. М., 1956.-53 с.
  114. . Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999 г. — 354с.
  115. Н.Г., Железняк Б. С., Блохина С. А. Мнения пациентов, обращавшихся в государственные и негосударственные лечебно-профилактические учреждения, о платных услугах в здравоохранении /
  116. Н.Г.Петрова, Б. С. Железняк, С.А.Блохина// Здравоохранение Российской Федерации. — 2003. — № 3. — С. 20—23.
  117. A.B. Добровольная сертификация услуг предприятий санаторно-курортной отрасли России // Курортные ведомости, 2004. № 3(24).
  118. И.В. Основные направления развития маркетинга медицинских услуг в коммерческих организациях / И. В. Поляков, А. Е. Чернов, Т. М. Зеленская // Проблемы социальной медицины, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 3. — С. 32−36.
  119. Г. Н., Лещев А.Л.,. Морозов С. Л и др. Качество жизни как предмет научных исследований в физиотерапии / // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2004. — № 4. — С. 38−43.
  120. Г. Н. Научные принципы назначения физиопроцедур. 4.1. / Г. Н. Пономаренко // Знания ваш капитал. — 2003. — № 4(47). — С. 4−5.
  121. Г. Н. Научные принципы назначения физиопроцедур. 4.2. / Г. Н. Пономаренко // Знания ваш капитал. — 2003. — № 5. (48). — С. 5−6.
  122. Г. Н. Современные подходы к использованию лечебных физических факторов в программах восстановительного лечения / Г. Н. Пономаренко // Вестник восстановительной медицины. 2002. — № 1. — С. 32−34.
  123. , Г. Н. Физические методы лечения: справочник. СПб.: ВМедА, 2002. — 299 с.
  124. И. Ю. Разработка и внедрение процессного управления санаторно-курортными организациями: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Санкт-Петербург, 2007 218 С.
  125. Ю. Стандарты качества обслуживания клиентов / Ю. Пустынникова // Ремедиум. 2004. — № 1−2. — С. 60−62.
  126. А. Н О проекте концепции Развития санаторно-курортной помощи В Российской Федерации//3дравница 2001. Материалы международного конгресса. — М, 2002. — с.5−8
  127. А. Н., Е. Р. Яшина, Е. С. Бережнов, И. Б. Петрунь, Д. Мердок, И. JI. Бобровницкий Лечебный туризм как современное направление курортной медицины в России // Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры 1999 № 3 с. 46 49
  128. А. Н., Иванова Л. В./ Сборник нормативно правовых и методических материалов М.: МЦФЭР, 2004. — 720 с.
  129. А. Н., В.И. Лимонов Организация санаторно-курортной сферы: системный анализ. — М.: Квадрига, 2008. 80 С.
  130. А.Н. Проблемы совершенствования механизма управления функционированием санаторно-курортного комплекса Российской Федерации /А.Н. Разумов, В. И. Лимонов //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2006. № 5. — С. 3−5.
  131. А. В. // Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга (часть I). // Социология медицины — 2010. — № 1. — С. 3—12.
  132. А. В. Медико-социологический мониторинг: руководство. / A.B. Решетников. М.: Медицина, 2003. — 1048 с.
  133. Решетников А. В Методология исследования в социальной медицине М, 2000−238 с.
  134. A.B. Процессное управление в социальной сфере: Руководство. -М.: Медицина, 2001. 504 с.
  135. Л.А. Интернет технологии в туризме: учебник / Л.А.Родигин- Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2006.- 388с.
  136. A.A. О системе сертификации санаторно-курортных учреждений//Курортные ведомости, 2001. -№ 6. с.8−9.
  137. М.Е. Управление устойчивым развитием организаций оздоровительного туризма в России: автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата экономических наук: 28.05.07 / Романова Марина Евгеньевна. Москва, 2007. — 27 С.
  138. С. В. Создание системы стандартов организации восстановительного лечения в санаторных условиях/ Авт. Дисс. к.м.н., 2004. -205 С.
  139. . Г. О некоторых спорных тенденциях в курортном деле // Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры 1999 № 3 с. 49 52
  140. В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами, подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию // Курортные ведомости 2005 г., № 4 (31)-с. 9−12
  141. И.Ф. Государственная политика в области санаторно-курортного дела, организации оздоровления и отдыха населения в Российской Федерации //Здравоохранение. 2002. № 1. — С. 14−19.
  142. И.Ф., Гришина Н. К. Вопросы организации мониторинговых социологических исследований //Здравоохранение Российской Федерации, 2010.-N 6.-С.23−25.
  143. A.B. Научно-методическое обоснование эффективных укороченных курсов санаторно-курортного лечения / A.B. Соколов // Курортные ведомости. 2004. — № 3. — С. 18−22.
  144. A.B. Применение восстановительной программы «Антистресс» в условиях многопрофильного стационара / A.B. Соколов, H.A. Рондалева // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. -2000.-№ 6.-С. 51−54.
  145. A.B. Роль и место профилактического направления в санаторно-курортной деятельности / A.B. Соколов // Курортные ведомости. 2003. — № 6. — С. 2−5.
  146. О.Э., Васильева Т. П. Удовлетворенность пациентов как критерий качества медицинской помощи // Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Матер. 4-й Рос. науч.-практ. конф.- М., 1997.
  147. В.И. Социальный маркетинг и курортная валеология как основа совершенствования санаторно-курортной помощи в современных условиях: автореф. дис. канд. мед. наук. Уфа, 2000. — 27 с.
  148. В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ / Авт.дисс. д.м. н., 1997 60 с.
  149. В.И. Основные направления развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации / В. И. Стародубов, В. А. Прохоров, А. Н. Разумов // Курортные ведомости. 2004. — № 4−5. — С. 2.
  150. С.Г. Систематизация нормативно-правовой базы здравоохранения России: проблемы и перспективы // Здравоохранение 2004 № 1 с. 139−146
  151. В. «В России расходы на рекламу равны нулю»// Российская туристическая газета. 2001. — № 20. — с. 2
  152. И.А. Проблемы удовлетворения спроса на медицинские услуги / И. А. Тогунов // Проблемы социальной медицины, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 4. — С. 18−20.
  153. И.А. Врач и пациент на рынке медицинских услуг. М., 2002. — 143 с.
  154. И. А. Проблема связей субъектов маркетинговых отношений в системах здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации -М.: Медицина 2003 № 5 с. 29 31
  155. Т.Х., Ваврикова Е.А/ Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. Иерусалим: Amutah for edication and Health. 1999.-1049 с.
  156. Е.А. Обоснование коротких курсов санаторно-курортного лечения ожирения / Е. А. Турова // Курортные ведомости. 2003. — № 6. — С. 26−27.
  157. B.C. О влиянии физических факторов на действие других лечебных средств (к проблеме терапевтической интерференции) / B.C. Улащик // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 1998.-№ 3.-С. 46−48.
  158. B.C. Физиотерапия в современной медицине, ее достижения и перспективы развития / B.C. Улащик // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2003. — № 1. — С. 67
  159. Е. Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. М.: «Начала-Пресс», 1995. — 160 с.
  160. Хабриев Р. У, Юрьев A.C., Авксентьева М. В. Методические подходы к формированию актуальных индикаторов качества медицинской помощи// Проблемы стандартизации в здравоохранении: Научно-практический рецензируемый журнал. 2005. — N8. — С. 9−15
  161. Р.У., Никольская JI.A., Кудрявцева Л. В., Корсунский A.A., Носивец Г. В., Бойченко Ю. Я., Енилеева С. К. Организация лицензированиямедицинской деятельности // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития, 2006.-N 1.-С.77−95.
  162. Р.У., Юрьев A.C., Никонов Е. Л., Яшина Е. Р., Ерофеев Ю. Б., Генералов A.B. О сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. // Журнал Здравоохранение М.: ЗАО «МЦФЭР», 2006.
  163. Р. А., Лицензирование медицинской деятельности / P.A. Хальфин// Пробл. стандартизации в здравоохранении. 2004. — №: 1.-е. 3−7
  164. P.A. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации / P.A. Хальфин, Л. В. Иванов // Курортные ведомости. -2002. -№ 5. -С. 2−4.
  165. С.В. Современные подходы и принципы организации центра восстановительной медицины и реабилитации на региональном уровне, Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н., Москва 2005 — С. 57
  166. B.C. Санаторно-курортный комплекс: социально-экономические аспекты функционирования и развития / B.C. Хряков. М.: Человек и Труд. -2007.-№ 1. — С.7−9.
  167. Т.В. Рекомендации по организации лечебного процесса и оценке эффективности санаторно-курортного лечения больных Сочи, 1996. — 45 с.
  168. А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. — 288с.
  169. О. В., Серегина И. Ф. О государственной политике в области санаторно-курортного дела и организации оздоровления Российской Федерации //Здравница 2001. Материалы международного конгресса. — М, 2001. — с.10 -13
  170. О. В. Рынок рекреационного продукта В России // Агрокурорт М., 2001 № 4 с. 5−10.
  171. М.Н., Казначеев Д. И. Тенденции соотношения медицинских и немедицинских услуг в курортном регионе // Социология медицины. 2006. -№ 1. — С.12.
  172. П.И. Методики восстановительной медицины с использованием воды, тепла и холода: пособие для врачей-физиотерапевтов / П. И. Щеколдин, В. Ю. Кочергин, В. Ю. Гуляев. Екатеринбург, 2003. — 183 с.
  173. О.П., Овчаров В. К. Основные направления научного сотрудничества НИИ. им. Семашко и его Южного филиала по реформе здравоохранения и медико-экономическому развитию курортных регионов// Бюлл. НИИ им. Семашко. М.1998. (Тематич. вып.) с. 13−17
  174. Aaronson, N.K. Quality of life assessment in clinical trials: metodologic issues / N.K. Aaronson // Control Clin. Trials. 1989. — Vol. 10. — P. 195−208.
  175. Anderson, E. A. et al. Strategic service quality menagement for health care //Am. J. Med. Qual.- 1996.-Vol. 11.-P. 3−10.
  176. Baker, T.L. Patient satisfaction and service quality in the formation of customers future purchase intentions in competitive health service settings / T.L. Baker, S.A. Taylor // Health Marketing Quarterly. 1997. -Vol. 15, № 1. — p. 1−15.
  177. Burns, A.C. Marketing Research / A.C. Burns, R.F. Bush. New Jersey, Prentice Hall, 1995.
  178. Cleary, P.D. Patient satisfaction as an indicator of quality care / P.D. Cleary, B.J. McNeil // Inquiry. 1988. — Vol. 25. — P. 25−36.
  179. Cleverley, W. Essentials of health care finance. Aspen Publ., 1992. — 492 p.
  180. DeCherney GS. Web-based medicine.//Del Med J. 72:289−91, 2000
  181. Deming WE. Out of the Crisis. Cambridge, MA: Center for Advanced Engineering Study. Massachusetts Institute of Technology- 1986
  182. A. // Arch. Pathology and Laboratory Medicine. 1990. — Vol. 114. -P. 1115−1118.
  183. Donabedian A. The criteria and standards of quality/Health administration Press II-Ann. Abor., 1982.
  184. Fukuda Y. Novellas de la normalization internationale. ISO bulletin. 2001. № 2. p.76−82.
  185. Garnick D.W., Hendicks A.M., Comstock C.B. Measuring Quality of Care: Fundamental Information from Administrative Data sets // International Journal for Quality in Health Care. 1994.-vol.6, 2. — p. 163−177.
  186. Garvin D.A. Managing Quality: The Strategyc and Competitive Edge. New York: Free Press- 1988.
  187. Hubbs PR, Rindfleisch TC, Godin P, Melmon KL. Medical information on the Internet// JAMA.-280:1363,1998.
  188. Hunter D. L. et al. Team Works: a model for continuous quality improvement in the health care industry.// Am. J. Med. Qual. 1995. — Vol. 10. — P. 199−205.
  189. McGreevey C. et al. The Joint Commissoin on Accreditation of Healthcare Organizations' Indicator Measurement System. Health Care outcomes database.// Comput. Nur. 1997. — Vol. 15. — P. 87−94.
  190. Moore G.A. Crossing the chasm. Marketing and selling technology products to mainstream customers. -N. Y.: Harper Business, 1991. 223 p.
  191. T. W. «Quality as an Organizational Strategy» Paper presented at Philadelphia Annual Quality Conference: Philadelphia Area Council for Excellence, May 1990.
  192. Roger P. Smith. The Internet for physicians. Springer, 2002. — 288 C.
  193. Tompson, A. Jr. Strategic Management: concepts and cases / A. Tompson Jr., F.S. Strickland. 3rd ed. — Piano, Texas: Business Publications, 1984.
  194. Willians G.H. Assessing patients wellness: new perspectives on quality of life and compliance//AJH. 1998. -Vol. ll, ll-2.-P. 186−191.
  195. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) статья 49
  196. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) статья 169, 171
  197. Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ. (ред. от 27.12.2009 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»
  198. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «Об особо охраняемых природных территориях»
  199. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07. 2005 г. № 116-ФЗ (в ред. 23.07.2008) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  200. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  201. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 30.07.2010) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
  202. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 09.01.1996 г.
  203. Федеральный закон. «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ
  204. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  205. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  206. Постановления и распоряжения правительства:
  207. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации»
  208. Указ Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 «О единой национальной системе аккредитации»
  209. Постановление правительства от 17 октября 2011 г. N 845 «О федеральной службе по аккредитации»
  210. Постановление Правительства РФ от 2.02.1996 г. № 101. (с изм. от 30.12.2000) «О Федеральной целевой программе „Развитие курортов федерального значения“»
  211. Постановление Правительства РФ от 7.12.1996 г. № 1425 (в ред. от 19.07.2006) «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»
  212. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1426 (с изм. от 20.12.2002 г.) «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения»
  213. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утратил силу)
  214. Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (в ред. от 07.04.2008, 21 апреля, 24 сентября 2010 г.) «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности (утратил силу).
  215. Постановление Президиума Верховного Совета РФ № 4766−1 и Совета Министров Правительства РФ № 337 от 12.04.93 „О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи“
  216. Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14 „О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах“.1. Приказы:
  217. Приказ Мииздравсоцразвития РФ от 06.08. 2007 г. № 522 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 49н) „О ведении государственного реестра курортного Фонда Российской Федерации“
  218. Приказ Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. N 94н г. Москва „О внесении изменений в номенклатуру специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации“
  219. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.9. 2003 г. № 445 „Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий“
  220. Приказ ФСС РФ N 190, Минздрава РФ N 355 от 14.09.2001 О долечивании больных в условиях санатория
  221. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 г. № 445 Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий»
  222. Приказ Росздравнадзора № 1607-Пр/05 от 26.07.2005 «О введении в работу Системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению»
  223. Письмо Росздравнадзора от 06.03.2006 № 01 И-169/06 «О паспортизации санаторно-курортных учреждений»
  224. Приказ Минздравсоцразвития России от 9.03.2007 г. № 156 г. «О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине» (утратил силу)
  225. Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения»
  226. Методические указания от 22.12.99 № 99/229 «Перечень необходимых медицинских услуг и процедур, отпускаемых в специализированных санаториях больному по профилю его заболевания»
  227. Методические указания от 22.12.99 г. № 99/228 «Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным климатическим факторам»
  228. Международная статическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр (МКБ- X). Всемирная организация здравоохранения. Женева. 1995 г.
  229. Приказ Минздрава РФ от 27 мая 1997 г. N 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения РФ на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра» (в ред. Приказа Минздрава России от 1201 98 № 3)
  230. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 г. № 2Юн «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»
  231. Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 705н.
  232. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. № 256 (в ред. от 23.07.2010) «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»
  233. Приказы, регламентирующие стандарты санаторно-курортного лечения:
  234. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 208 от 22.11.2004 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии)»
  235. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 209 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей»
  236. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 210 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным мочекаменной болезнью и другими болезнями мочевой системы»
  237. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 211 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями вен»
  238. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 212 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями органов дыхания»
  239. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 213 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным детским церебральным параличом»
  240. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 214 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с поражением отдельных нервов, нервных корешков и сплетений, полиневропатиями и другими поражениями периферической нервной системы»
  241. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 215 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями глаза и его придаточного аппарата»
  242. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 216 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями мужских половых органов»
  243. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 217 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с воспалительными болезнями центральной нервной системы»
  244. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 218 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями женских тазовых органов, невоспалительными болезнями женских половых органов»
  245. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 219 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями крови, кроветворных органов и отдельными нарушениями, вовлекающими иммунный механизм»
  246. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 220 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным сахарным диабетом»
  247. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 221 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с ишемической болезнью сердца: стенокардией, хронической ИБС»
  248. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 222 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением»
  249. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 223 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с ожирением и другими видами избыточности питания, нарушением обмена липопротеинов и другими липидемиями»
  250. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 224 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями щитовидной железы»
  251. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 225 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным дерматитом и экземой, папулосквамозными нарушениями, крапивницей, эритемой, другими болезнями кожи и подкожной клетчатки»
  252. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 226 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным гломерулярными болезнями, тубулоинтерстициальными болезнями почек»
  253. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 227 от 22.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (артропатии., артрозы, другие поражения суставов)»
  254. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 273 от 23.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с расстройствами вегетативной нервной системы и невротическими расстройствами, связанными со стрессом, соматоформными расстройствами».
  255. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 274 от 23.11.2004 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга»
  256. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 275 от 23.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями уха и сосцевидного отростка, верхних дыхательных путей»
  257. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 276 от 23.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с цереброваскулярными болезнями»
  258. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 277 от 23.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей и поджелудочной железы»
  259. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 278 от 23.11.2004 г. «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечника"1. Стандарты:
  260. ГОСТ 13 273–88 „Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые. Технические условия. Межгосударственный стандарт“
  261. ГОСТ Р 40.001−95 „Правила проведения сертификации систем качества в России“.
  262. ГОСТ Р 40.002−2000 „Система сертификации ГОСТ Р. РЕГИСТР СИСТЕМ качества. Основные положения“. Взамен ГОСТ Р 40.002−96 с 1 октября 2000 г. постановлением Госстандарта РФ от 13 апреля 2000 г. N 107-ст введен в действие ГОСТ Р 40.002−2000
  263. Сборник нормативных документов по основным положениям системы аккредитации в Российской Федерации. М.: ВНИИС, 1996.
  264. Проекты нормативных документов:
  265. Проект приказа Минздравсоцразвития России от 6 апреля 2012 г. О порядке организации медицинской помощи по медицинской реабилитации
  266. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1. Муимрзлсоиргшпня России)1. ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
  267. Руководителям санаторно-курортных организаций, центров восстановительной медицины, реабилитационных и о1доро внтсльн ых учреждений
  268. Рахидют м<�и №р, 5″ I М-зскм, 1ХЧМ, итчч1. '^'<�•41.»), фвКС- «„() —<�“
  269. От имени Минздравсоцразингня России благодарю Вас за содействие в создании Реестра санаторно-курортных, реабилитационных н оздоровительных организаций Российской Федерации.
  270. В настоящее время Российским научным центром восстановительной медицины Росвдрава (РНЦ ВМиК) проводится расширение» уточнение и актуализация базы данных Реестра.
  271. С целью адекватного отражения сведений о Вашей организации в Реестре, прошу Вас заполнить прилагаемую анкету и направить ее, но указанному в ней адресу.
  272. Включение указанной информации в Реестр и публикация ее в Справочнике проводится бесплатно.
Заполнить форму текущей работой