Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономическая эффективность и целесообразность строительства и эксплуатации кирпичного завода при различных видах ценообразования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уменьшится также конкурентоспособность предприятия на рынке, снизится стратегическая активность, становятся сомнительными его перспективы, и может оказаться под большим вопросом возможность выживания. Кроме того, у предприятия уменьшаются возможности выплат дивидендов держателям акций, сокращаются вложения на социальное развитие трудового коллектива. Далее, в связи с увеличением производственной… Читать ещё >

Экономическая эффективность и целесообразность строительства и эксплуатации кирпичного завода при различных видах ценообразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Томский межвузовский центр дистанционного образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика предприятия»

на ТЕМУ: Экономическая эффективность и целесообразность строительства и эксплуатации кирпичного завода при различных видах ценообразования.

Задание на курсовую работу

Разработан технический проект строительства и эксплуатации кирпичного завода производственной мощностью М=13 500 (тыс. шт. /год). Период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (D Т) равен 0,8 года. Признано целесообразным 10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва.

В соответствии с проектом ежегодные постоянные расходы завода составляют С=2900 (тыс. руб. /год), а переменные — V=0,24 (руб. /шт.). Рыночная цена кирпича на момент проектирования завода определяется как Z=0,86 (руб. /шт.). Прогнозные исследования показывают, что к началу эксплуатации завода цена кирпича изменится: от? min =1,14 до? miax=l.2. Капиталовложения в создание завода определяются как К =4100 (тыс. руб.). Норма эффективности капитальных вложений ЕН, установленная фирмой, равна 0, 20. Ожидаемый спрос на кирпич составляет 1,25 М. Величиной инфляционных ожиданий можно пренебречь. Все необходимые расчеты провести в двух вариантах: а) при затратном ценообразовании; б) при рыночном ценообразовании.

При расчетах примем, что планируемый выпуск кирпича составляет 85% производственной мощности предприятия, а налоги определяются как: l = 0,215 величины постоянных затрат (условно-постоянные годовые налоги) и b = 0, 28 балансовой прибыли предприятия (переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия). Необходимо определить величину следующих показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса:

1. годовую производственную программу;

2. ожидаемую цену реализации кирпича за единицу продукции;

3. годовую выручку от продажи кирпича;

4. годовые переменные текущие затраты;

5. условно-постоянные текущие затраты на единицу продукции;

6. себестоимость производства единицы продукции;

7. себестоимость производства годовой товарной продукции;

8. величину годовой балансовой прибыли предприятия;

9. рентабельность производства кирпича;

10. годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия;

11. характеристику и степень надежности будущего бизнеса;

12. величину годового совокупного налога (при отсутствии льгот по налогообложению);

13. годовую производственную программу самоокупаемости предприятия с учетом его налогообложения;

14. долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов;

15. долю балансовой прибыли, изымаемую в бюджет в качестве налогов (совокупный налог в процентах от балансовой прибыли);

16. коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений (с учетом риска предпринимательства).

После всех проведенных расчетов необходимо сделать вывод о целесообразности бизнеса (основные показатели производства даны в таблице).

Результаты выполненных расчетов оформить в сводной таблице. Построить график издержек и результатов производства в зависимости от производственной программы предприятия. Сравнить полученные результаты расчетов для различных видов ценообразования и сделать выводы, объясняющие расхождение этих результатов.

Дополнительные данные:

КЭД — коэффициент эластичности товара по доходу потребителей, доли единицы (КЭД=0,34);

КЭЦ — коэффициент ценовой эластичности спроса товара, доли единицы (КЭЦ=0,45);

а - изменение товарной массы, поставляемой конкурентами на рынок, доли единицы (а=0,92);

а ф - рыночная доля новой фирмы по отношению к объему товарной массы базового периода, доли единицы (а ф =0,23);

Д - коэффициент изменения дохода потребителей товара, доли единицы (Д =1,04).

производственная мощность ценообразование резерв

  • Задание на курсовую работу
  • Введение
  • 1. Анализ показателей финансовых результатов деятельности предприятия при затратном ценообразовании
  • 2. Анализ показателей финансовых результатов деятельности предприятия при рыночном ценообразовании
  • 3. Эффективность производства при различных методах расчета цен (формах ценообразования)
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Создание нового предпринимательского дела. выполнение работ требует инвестиций, а будущие доходы теснейшим образом связанные с ценой, должны окупить эти вложения и прежде, чем оценить эффективность инвестиционного проекта, необходимо провести его экономическую экспертизу. Она заключается в определении следующих позиций:

§ что и в каком объеме будет производить предприятие после начала его эксплуатации;

§ какие ресурсы (материальные, технические, топливно-энергетические, рабочей силы, финансовые) ему для этого нужны;

§ что необходимо предпринять, чтобы выполнить намеченную программу; как обезопасить себя от возможных неудач и разорения.

Ответы на эти вопросы предполагают предварительное планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование финансовых результатов деятельности промышленного предприятии является неотъемлемым элементом успешного ведения бизнеса. При этом определяются его основные технико-экономические показатели, среди которых необходимо выделить один из важнейших в условиях рынка — прибыль. В этом показателе аккумулируются практически все результаты деятельности предприятия.

Весь процесс планирования прибыли включает шесть этапов:

§ первый — формирование исходной информации;

§ второй — определение самой прибыли и важнейших экономических и финансовых показателей деятельности предприятия;

§ третий — анализ полученной информации относительно приемлемости принятого варианта;

§ четвертый — анализ рентабельности производства по видам продукции для выявления резервов в деле повышения прибыли;

§ пятый — внесение изменений в технику и технологию, организацию производства и управления по видам продукции с целью повышения прибыли;

§ шестой — принятие решения и расчет всей информации по видам продукции и обобщенной информации по предприятию в целом.

Процесс планирования прибыли начинается с разработки ценовой стратегии предприятия и обоснования основных показателей отчета о прибылях и убытках.

При разработке ценовой политики и стратегии перед предприятием стоят такие задачи:

§ определить оптимальную величину затрат на производство и сбыт продукции, которые позволят обеспечить получение прибыли при сложившемся уровне цен на рынке;

§ установить полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей (потребительские свойства);

§ определить меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен на продукцию их потребительским свойствам;

§ найти величину объема продаж продукции или долю рынка для предприятия, при которых его производство наиболее прибыльно.

Ценовая политика предприятия должна быть направлена на достижение следующих целей:

§ максимизация рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;

§ максимизация рентабельности чистого собственного капитала предприятия (отношение прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);

§ максимизация рентабельности всех активов предприятия (отношение прибыли к средней сумме активов по балансу);

§ стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (особое значение эта цель имеет для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объема продаж);

§ достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

Анализ опыта российский промышленных предприятий свидетельствует, что при определении цен на продукцию, производимую на предприятиях, можно выделить две принципиальные методологические схемы: затратное ценообразование, в основу которого заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции; рыночное ценообразование, при котором цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке.

1. Традиционный и ранее широко используемый в нашей стране метод расчета цен — затратный. Цены формируются без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и нормы прибыли (в процентном отношении к себестоимости или на вложенный капитал). Формула этого расчета может быть представлена в следующем виде: цена = себестоимость + прибыль.

2. Другой подход называется рыночным (так как в этом случае прибыль формируется рынком) и он может быть выражен следующей формулой: прибыль = рыночная цена — себестоимость. В этом случае имеет место ориентация на покупательский спрос продукции, выпускаемой предприятием (чем выше спрос, тем выше цена продукции, и наоборот, в результате чего при неизменной себестоимости продукция продается по разным ценам в зависимости от места и времени продаж). Этот подход называется рыночным, так как цена определяется рынком, а затраты предприятия должны окупаться не за счет прибавления к ним определенной нормы прибыли, а за счет улучшения качества продукции, увеличения объема продаж, снижения издержек, то есть за счет интенсификации деятельности предприятия.

Таким образом, целью данной работы является методика расчета и анализ хозяйственно — экономических показателей деятельности предприятия при затратном и рыночном механизмах ценообразования.

Рассмотрим экономическую эффективность и целесообразность строительства и эксплуатации кирпичного завода при различных методах расчета цен.

1. Анализ показателей финансовых результатов деятельности предприятия при затратном ценообразовании

Происхождение теории затратного ценообразования связывают с основоположниками экономической теории Адамом Смитом, Дэвидом Риккардо и др. по данной теории стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд товаропроизводителей, а сама стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Рыночная цена в этом случае формируется из средних затрат производителей выпускающих указанный товар. То есть этот метод предполагает учет фактических затрат фирмы на производство и сбыт продукции.

Недостатком затратного подхода является невозможность во многих случаях установить величины удельных затрат на единицу продукции, которая и должна послужить основой цены до того как цена будет установлена.

Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии сколько-нибудь ощутимой конкуренции со стороны других предприятий, производящих товар аналогичного назначения. Перечислим те ниши рынка, в которых может успешно применяться затратное ценообразование:

§ производство и продажа товаров монополиями (монопольный рынок);

§ частичное производство и продажа товаров в условиях олигополистического рынка (особенно при сговоре действующих фирм между собой о проведении единой совместной ценовой политики);

§ производство товаров с учетом заказов потребителей (формирование портфеля заказов на основе договорных цен);

§ значительный дефицит продукции и неудовлетворенность спроса на нее;

§ локально изолированная ниша рынка (например, при отсутствии транспортных связей, в связи с неблагоприятными условиями погоды и т. п.).

Расчет основных финансовых показателей при затратном ценообразовании.

1. Определяем годовую производственную программу завода.

Производственная программа представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей. Выпуск планируемого объема продукции предполагает наличие соответствующих производственных мощностей.

Производственная мощность предприятия характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

Плановая (фактическая) производственной мощность предприятия рассчитывается исходя из применяемых технологически процессов, наличного парка оборудования, имеющихся производственных площадей с помощью коэффициента использования производственной мощности по формуле:

где КМ — коэффициент использования производственной мощности; М — годовая производственная мощность предприятия.

(штук)

Плановая производственная мощность предприятия (производственная программа) составляет 11 475 000 штук кирпичей в год.

2. Определяем ожидаемую цену одного кирпича.

В связи с неравномерным изменением цен на различные виды ресурсов, товаров, работ и учитывая временной фактор определяем ожидаемую цену одного кирпича по следующей формуле:

где ZP — рыночная цена кирпича на момент проектирования завода (ZP=0,86 руб. /шт.); - минимальная прогнозируемая цена кирпича; - максимальная прогнозируемая цена кирпича.

(руб. /шт.)

Таким образом, ожидаемая цена одного кирпича составила 1,0062 рубля.

3. Определяем годовую выручку от продажи кирпича.

Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму — форму выручки.

Годовая выручка от продажи кирпича представляет собой доход от реализации годового объема продукции по ожидаемой цене и может определяться двумя методами — кассовым (по оплате) и методом начислений (по отгрузке). При кассовом методе объем реализации определяется по поступлению денег на счета или в кассу предприятия. При методе начислений стоимость отгруженной продукции показывается как выручка от реализации независимо от поступления оплаты за проданную продукцию.

где q — годовая производственная программа завода; Z — цена одного кирпича.

(руб. /год)

Таким образом, выручка от продажи составит 11 546 145 рублей в год.

4. Определяем годовые переменные затраты предприятия.

Переменными называются такие затраты (издержки), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. Они состоят из затрат на сырье, материала, энергию, заработную плату работникам, транспорт и определяются по формуле:

где q — годовая производственная программа завода; V — переменные издержки за единицу продукции.

(тыс. рублей)

Переменные затраты предприятия составят 2 754 000 тыс. рублей в год.

5. Определяем условно — постоянные затраты на единицу продукции.

Постоянными называются такие затраты (издержки), величина которых не меняется в зависимости от изменений объема производства. Они связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относятся: оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т. п. Условно — постоянные затраты на единицу продукции определяются как частное от деления постоянных ежегодных расходов завода в соответствии с проектом на годовую производственную программу завода.

где С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; q — годовая производственная программа завода.

(руб. /шт.)

Условно — постоянные затраты составят 0,2527 рублей за один кирпич.

6. Определяем себестоимость производства единицы продукции.

Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства и отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, не капитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость представляет собой совокупность переменных и условно — постоянных издержек на единицу продукции.

где V — переменные издержки за единицу продукции; с — условно — постоянные затраты на единицу продукции.

(руб. /шт.)

Себестоимость производства единицы продукции составит 0,4927 рублей.

7. Определяем себестоимость годовой товарной продукции.

Определение себестоимости годовой товарной продукции необходимо для выявления финансового результата, чтобы сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые и принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость годовой товарной продукции определяется по формуле:

где s — себестоимость производства единицы продукции; q — годовая производственная программа завода.

(руб. /год)

Себестоимость годовой товарной продукции составит 5 653 732,5 рублей в год.

8. Определяем величину годовой балансовой прибыли предприятия.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.

Базой всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно — хозяйственной деятельности предприятия. Определяется величина годовой балансовой прибыли предприятия по формуле:

где q — годовая производственная программа завода; s — себестоимость производства единицы продукции; Z — цена одного кирпича.

(руб. /год)

Годовая балансовая прибыль предприятия составит 5 892 413 рублей в год.

9. Определяем рентабельность изготовления кирпича.

Показатели рентабельности используют для оценки финансово — хозяйственной деятельности, анализа результативности и эффективности производства отдельных видов и всей продукции в целом. Основным принципом расчета этих показателей эффективности является сопоставление определенных видов прибыли с объемами продаж и производства, используемыми ресурсами и затратами (себестоимостью).

Рентабельность продукции — это показатель эффективности производства, определяемый отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости (в процентах).

где Z — цена одного кирпича; s — себестоимость производства единицы продукции.

или 104,2%.

Таким образом, рентабельность изготовления кирпича составит 104,2%.

10. Определяем годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия по формуле:

где С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; Z — цена одного кирпича; V — переменные издержки за единицу продукции.

Годовая производственная программа самоокупаемости позволяет определить критический объем производства или продаж, то есть нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой продукции и при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами.

Некоторые зарубежные авторы называют критический объем производства порогом рентабельности и используют этот показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия. Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше финансовая устойчивость.

(шт. /год)

Таким образом, согласно расчету предельный безубыточный размер выпуска продукции составляет 3 784 913 штук в год. Ниже этого уровня предприятие опускаться не может, чтобы избежать банкротства. Но для получения прибыли предприятию необходимо увеличить объемы выпуска, поскольку при данном объеме производства прибыль равна нулю.

11. Определяем характеристику и степень надежности будущего бизнеса.

Таким образом, исходя из пункта 10. производственная программа самоокупаемости может опосредованно учитывать неопределенность рыночной ситуации в будущем и служить своеобразным индикатором предстоящего риска производства.

Для дополнительного подтверждения этого программу самоокупаемости необходимо/ соизмерить с производственной мощностью предприятия, а полученное соотношение между второй и первой из указанных величин сравнить с заранее установленной шкалой надежности и риска бизнеса. Тогда можно будет охарактеризовать степень риска будущего производства и наметить пути его устранения или существенного смягчения.

Опосредованная оценка риска будущего производства осуществляется по формуле:

где ХР — опосредованная оценка риска нового предпринимательского дела; М — годовая производственная мощность предприятия; qC — годовая производственная программа самоокупаемости деятельности предприятия.

В разработанной под эту формулу шкале риска и надежности бизнеса приводятся рекомендуемые рисковые нормы эффективности капитальных вложений. Вся указанная информация представлена в табл.1.

Таблица 1.

Надежность и риск бизнеса и капитальных вложений в новое предпринимательское дело.

Отношение производственной мощности к программе самоокупаемости (Хр)

Характеристика надежности бизнеса

Характеристика уровня риска

Рекомендуемая поправочная норма эффективности капитальных вложений с учетом риска (Еp)

? 8, 0

Сверхнадежный

Практически отсутствует

0,03

<8,0? 6,0

Высоконадежный

Незначительный

0,05

<6,0? 4,2

Надежный

Малый

0,1

<4,2? 3,0

Достаточно надежный

Ниже среднего

0,17

<3,0>2,5

Малонадежный

Существенный

0,25

<2,5 >2,0

Низконадежный

Значительный

0,33

<2,0>1,7

Ненадежный

Высокий

0,4

<1,7

Безнадежный

Сверхвысокий

0,5

Полученная цифра свидетельствует, что бизнес опосредованно учитывает неопределенность будущей рыночной ситуации и будет достаточно надежным, так как его уровень риска ниже среднего, а поправочная норма эффективности капитальных затрат ЕР, учитывающая риск вложений, составляет 0,17.

12. Определяем величину годового совокупного налога предприятия (при отсутствии льгот по налогообложению).

Система налогообложения производства и его результатов играет огромную роль при оценке эффективности предпринимательского проекта и создаваемого бизнеса. Поэтому для окончательного вынесения суждения о будущем бизнесе, о его эффективности, надежности и риске необходимо учесть величину взимаемого с предприятия налога и оценить прибыль или доход, остающиеся в его распоряжении, т. е. определить чистую прибыль (или чистый доход).

Все налоги, которые выплачивает предприятие — производитель продукции, можно разделить на две составляющие (сюда не причисляют налоги, оплачиваемые потребителем продукции, к которым, например, относятся налог на продажу, различные акцизы и т. д.).

Первая составляющая - это налоги, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, с ее результатами. Они взимаются:

§ с выручки предприятия;

§ с валового дохода предприятия;

§ с балансовой прибыли предприятия.

Как правило, предприятие выплачивает только один или два из перечисленных налогов, которые для него установлены налоговой инспекцией. Причем величина каждого определяется в процентах от достигнутого предприятием результата его производственной деятельности. Например, 35% балансовой прибыли предприятия взимается в качестве налога в бюджет. Размер процентов устанавливается законом, и на его величину предприятие оказать влияние не может.

По своей экономической сущности данный вид налога носит переменный характер, ибо величина обложения будет тем больше, чем больше окажется результат производства, а с уменьшением балансовой прибыли, выручки или валового дохода она будет снижаться.

Вторая составляющая - это налоги, которые обусловлены имущественным состоянием предприятия или условно — постоянные налоги:

§ на имущество;

§ на землю, которая закреплена за предприятием;

§ с собственного дела (покупка патента, налог с вмененного дохода и т. п.);

§ прочие (например, с автотранспорта, дорожный и т. д.).

Указанные налоги могут действовать одновременно по каждой составляющей, и, как правило, это несколько видов налогов из представленных в данном перечне. Причем величина налога устанавливается в абсолютном выражении на данный период времени (в основном на плановый год), хотя рассчитывается он в процентах от имущественного положения предприятия.

Так как имущественное положение предприятия на момент определения налога — величина фиксированная, то налог оказывается постоянной величиной, не зависящей от результатов деятельности предприятия в данном плановом году. Отсюда ясно, что на каждую единицу выпускаемой продукции доля этого налога будет тем меньше, чем больше предприятие произведет продукции. И этот фактор надо рассматривать как элемент стимулирования увеличения выпуска продукции и интенсификации производства на современном предприятии.

где НПОС — условно — постоянные годовые налоги; НПЕР — переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия.

где — коэффициент величины постоянных затрат; С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом.

(руб. /год) где — коэффициент, исчисляемый от балансовой прибыли предприятия; ПБ — балансовая прибыль предприятия.

(руб. /год)

(руб. /год) Таким образом, совокупный налог предприятия составит 2 273 375,5 рублей в год.

13. Определяем годовую производственную программу самоокупаемости с деятельности предприятия с учетом налогообложения по формуле:

где — коэффициент величины постоянных затрат; С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; - коэффициент, исчисляемый от балансовой прибыли предприятия; Z — цена одного кирпича; V — переменные издержки за единицу продукции.

(шт. /год) С учетом налогообложения объем выпуска необходимый для покрытия всех издержек (годовая производственная программа самоокупаемости предприятия qC) значительно возросла (с 3 784 913 до 4 914 809 штук в год), то есть увеличилась в 1,3 раза.

Это означает, что в связи с увеличением производственной программы самоокупаемости значительно ухудшается надежность бизнеса, он становится более зависимым от складывающейся конъюнктуры рынка, и может легко попасть в убыточную зону, поэтому при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться банкротом.

Происходит значительное уменьшение чистой прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении, а следовательно, сокращается дальнейшие возможности из собственных источников инвестировать расширение производства, увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества, освоение новых, более совершенных ее моделей и т. д.

14. Определяем долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов.

Помимо производственной программы самоокупаемости, для оценки бизнеса огромное значение имеет показатель, характеризующий часть прибыли с каждого рубля выручки, остающуюся в распоряжении предприятия. Такой показатель можно рассчитать по формуле:

где q — годовая производственная программа завода; - коэффициент величины постоянных затрат; С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; - коэффициент, исчисляемый от балансовой прибыли предприятия;; Z — цена одного кирпича; V — переменные издержки за единицу продукции.

или 31,3%.

Полученный результат говорит о том, что у предприятия с одного рубля выручки остается 31,34 коп. прибыли. А это значит, что не смотря на высокие налоги заниматься этим бизнесом тем не менее целесообразно. Поскольку, в распоряжении предприятия после выплаты налогов останется почти 31,3% всей выручки, что составляет рубля в год.

15. Определяем совокупный налог в процентах от балансовой прибыли.

Кроме рассмотренных показателей по оценке бизнеса, можно предложить дополнительно еще один показатель, который будет характеризовать долю балансовой прибыли, изымаемой в виде налогов в бюджет. Он рассчитывается по формуле:

где Н — величина годового совокупного налога предприятия; ПБ — балансовая прибыль предприятия.

или 38,6%

Таким образом, 38,6% из произведенной балансовой прибыли предприятие отчисляет в качестве налога в бюджет. Это достаточно высокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что около 61,4% балансовой прибыли остается предприятию для социального и производственного развития.

16. Определяем коэффициент эффективности капитальных вложений с учетом риска предпринимательства.

При создании нового дела, как правило, требуется значительный первоначальный капитал. Он используется как капитальные вложения, направляемые на формирование следующих элементов производства:

§ покупка земельного участка (в случае, если законодательством будет предусмотрена возможность продажи земли);

§ оплата стоимости незавершенных объектов на земельном участке;

§ оплата стоимости завершенных объектов на участке;

§ строительно-монтажные работы по созданию необходимых производственных площадей;

§ покупка технологического, силового и транспортного оборудования;

§ создание или пополнение необходимых для производства оборотных средств;

§ проведение проектно-изыскательских и проектных работ;

§ наладка оборудования и освоение проектной мощности предприятия;

§ приобретение лицензий, оплата научно-технической документации и ноу-хау.

При создании нового дела не все из перечисленных направлений капитальных вложений имеют место. Все зависит от характера будущего производства, от его масштабов, степени завершенности товара, специализации производства и т. п.

Используя рассчитанные выше данные, можно определить коэффициент эффективности капитальных вложений с учетом риска предпринимательства по следующей формуле:

где ПБ — балансовая прибыль предприятия; н — величина совокупного налога предприятия от балансовой прибыли предприятия; К — капиталовложения в создание завода; Т — период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (0,8 года); ЕН — норма эффективности капитальных вложений установленная фирмой (0, 20); ЕР — поправочная норма эффективности капитальных затрат, учитывающая риск вложений (составляет 0,17).

Следовательно, с учетом риска эффективность капитальных вложений полностью удовлетворяет требованиям теории и установленному предпринимателем ограничению нормы эффективности капитальных вложений.

17. Срок окупаемости капитальных вложений с учетом риска предпринимательства.

Обычно между первыми вложениями в новое дело и моментом, когда наступает его эксплуатация после полного освоения производственной мощности, проходит определенное время. Оно затрачивается на выполнение следующих работ и операций:

§ изыскательские работы, проектирование и разработка сметной документации для оценки будущих затрат на реализацию проекта;

§ предварительная экономическая экспертиза нового дела;

§ заказы, и заключение договоров на поставку необходимых материально-сырьевых ресурсов и оборудования, а также подготовка работников будущего производства;

§ строительство зданий, сооружений, передаточных устройств, оформление договора на аренду производственных площадей и оборудования;

§ монтаж полученного оборудования, его отладка и освоение;

§ выход на проектную производственную мощность предприятия.

На выполнение всех этих работ и операций, приобретение необходимых средств производства, формирование производственных запасов и потребных оборотных средств нужны деньги, и порой очень значительные. Чтобы их окупить, потребуется какое-то время, причем его количество будет зависеть от прибыльности нового предпринимательского дела. Чем она выше, тем скорее окупятся вложенные финансовые ресурсы, т. е. к предпринимателю быстрее вернутся затраченные на освоение и организацию дела денежные средства Другими словами срок окупаемости или период возврата капитальных вложений — это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения. И чем меньше этот срок, тем выгоднее новое предпринимательское дело.

Срок окупаемости капитальных вложений определяется по формуле:

где ПБ — балансовая прибыль предприятия; н — величина совокупного налога от балансовой прибыли предприятия; К — капиталовложения в создание завода; Т — период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (0,8 года).

(года).

Вывод: проект будущего бизнеса обеспечивает предпринимателю достаточно высокий доход и может быть рекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации и риска вложений.

По расчетным данным строим график зависимости затрат и результатов производства от объемов выпуска продукции, который представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Изменение результатов как функция объема производства при затратном ценообразовании.

1 — условно-постоянные затраты; 2 — переменные затраты; 3 — чистая прибыль; 4 — постоянная часть налога; 5 — переменная часть налога; 3+4+5 — балансовая прибыль.

На рисунке можно увидеть, что объем условно-постоянных затрат (1) неизменен на любом уровне производственной мощности и параллелен оси абсцисс, в то время как уровень переменных затрат возрастает с увеличением производства (2). Вместе они составляют совокупные издержки (затраты) производства.

Количественная связь между суммарными затратами на производство продукции (постоянные и переменные затраты) и выручкой предприятия, с одной стороны, и производственной программой самоокупаемости — с другой, составляет величину qc и определяется координатой точки А на пересечении линии ОВ (выручка) с линией FC (совокупные затраты на производство).

Точка, А является точкой (нормой) безубыточности — это минимальный объем выпуска производства выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», то есть равенство доходов от продаж и полных издержек производства, что соответствует критическому объему производства. А критический объем производства определяется годовой производственной программой самоокупаемости деятельности предприятия и равен (=28%). При переходе этой точка наступает окупаемость всех издержек, и предприятие становится прибыльным, что соответствует точке N.

Треугольник АВС характеризует величину балансовой прибыли, при определенном объеме производства и продаж товаров сверх программы самоокупаемости, т. е. правее точки А. Эта прибыль получается как разность между линией выручки (ОВ) и линией совокупных затрат (FC).

Балансовая прибыль состоит из двух частей чистой прибыли и налогов.

При добавлении налогов, включающих в себя постоянную и переменную составляющие к совокупным затратам точка производственной программы самоокупаемости перемещается из А в D и составляет величину qcн. Это происходит в следствии того, что значительно сократилась площадь треугольника АВС, которая перешла в треугольник DBE, и существенно сдвинулась вправо точка, характеризующая производственную программу самоокупаемости производства (из точки А в точку D).

В результате чего с увеличением налогов значительно уменьшилась чистая прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении, а следовательно, сократились дальнейшие возможности из собственных источников инвестировать расширение производства, увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества, освоение новых, более совершенных ее моделей и т. д.

Уменьшится также конкурентоспособность предприятия на рынке, снизится стратегическая активность, становятся сомнительными его перспективы, и может оказаться под большим вопросом возможность выживания. Кроме того, у предприятия уменьшаются возможности выплат дивидендов держателям акций, сокращаются вложения на социальное развитие трудового коллектива. Далее, в связи с увеличением производственной программы самоокупаемости значительно ухудшается надежность бизнеса, он становится более зависимым от складывающейся конъюнктуры рынка, может легко попасть в убыточную зону, поэтому при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться банкротом. А также с ростом налогообложения значительно сокращаются возможности развития предпринимательской деятельности, ограничивается расширение бизнеса и существенно растет его теневая составляющая.

Таким образом, налоги не только снижают чистую прибыль предприятия и тем самым значительно сокращают возможности его дальнейшего социального и производственного развития, но и существенно повышают риск бизнеса, связанный с неопределенностью будущей рыночной ситуации. Поэтому в целях расширения предпринимательства и повышения его выживаемости следует устанавливать льготы по налогообложению нового дела, а также существенно снижать величину налогов, особенно постоянной их доли.

2. Анализ показателей финансовых результатов деятельности предприятия при рыночном ценообразовании

При рыночном ценообразовании затраты фирмы в качестве основы цены товара никакого участия не принимают. Они определяются фирмой, принимаются ею лишь как ориентир для сопоставления с действующей на рынке ценой и используются для расчета эффективности бизнеса в новом предпринимательском деле.

Главное в рыночном ценообразовании — соотношение спроса и предложения товаров. Поэтому на рынке вполне возможны ситуации, когда цена товара окажется меньше понесенных при его производстве затрат, и фирму ждут серьезные убытки или могут быть выше затрат фирмы, и она получит в этом случае определенную прибыль. Следовательно, при создании нового предпринимательского дела необходимо правильно оценить рыночную ситуацию, спрогнозировать будущую цену товара и сопоставить ее с затратами на его производство. Другими словами, оценка показателей деятельности фирмы при рыночном ценообразовании заключается в том, чтобы определить выгодность и прибыльность создания нового предпринимательского дела и установить те границы, при выдерживании которых бизнес будет рентабельным.

Рыночное ценообразование имеет место в следующих случаях:

§ при совершенной конкуренции;

§ при монополистической конкуренции; частично в условиях олигопольного рынка (особенно когда действующие фирмы конкурируют между собой и не вступают в сговор с целью контроля цен и проведения единой ценовой политики);

§ во всех остальных случаях, когда признаки затратного ценообразования отсутствуют.

При создании нового предпринимательского дела одной из важнейших задач, которую предстоит решить, прежде всего, является определение производственной мощности будущего предприятия. От этого будут зависеть необходимые для создания нового дела капитальные вложения, а также переменные и постоянные затраты на производство продукции. Кроме того, определение оптимальной производственной мощности предприятия позволит установить диапазон возможного объема выпуска товаров, чтобы спрогнозировать совокупное предложение товаров на рынке и определить его влияние на цену.

При определении производственной мощности будущего предпринимательского дела нужно учитывать некоторые ограничения, прежде всего ресурсного характера:

§ наличие и объем капитальных вложений в новое дело: чем крупнее бизнес, тем больше денежных средств придется вложить в создание необходимых производственных площадей, покупку оборудования и транспортных средств, в формирование потребных оборотных средств;

§ обеспеченность будущего производства сырьевыми, материальными и топливно-энергетическими ресурсами, ресурсами оборудования, соответствующей рабочей силой;

§ возможность разместить предприятие на определенной территории с учетом санитарно-гигиенических, пожаро — и взрывобезопасных условий, экологической обстановки.

Кроме ресурсных, действуют еще и рыночные ограничения включающие в себя:

§ емкость рынка по данному товару;

§ сезонность производства и потребления товара;

§ доходы потребителей;

§ темпы инфляции национальной валюты;

§ скорость реализации товаров с учетом совокупного их предложения;

§ модель рынка, куда будут поступать товары.

С учетом всех этих требований и ограничений можно установить достаточно узкий диапазон, внутри которого и будет находится рекомендуемая величина производственной мощности будущего предпринимательского дела.

Расчет основных финансовых показателей при рыночном ценообразовании.

1. Определяем годовую производственную программу завода по формуле:

где КМ — коэффициент использования производственной мощности (КМ=85%); М — годовая производственная мощность предприятия (М=13 500 000 шт. /год).

(штук)

Таким образом, годовая производственная программа завода составила 11 475 000 штук кирпича в год.

2. Определяем индекс цены одного кирпича.

На основе рыночной информации рассчитаем изменение цены товара (индекс цены) под влиянием складывающегося на рынке спроса и предложения данного товара. Предварительно определяем влияние на цену товара величины неценовых факторов. По условию действует только один неценовой фактор — изменение дохода потребителей. С учетом одного этого фактора будем иметь:

где КЭД — коэффициент эластичности товара по доходу потребителей, доли единицы (КЭД=0,34); Д — коэффициент изменения дохода потребителей товара, доли единицы (Д=1,04).

Тогда индекс цены одного кирпича определяем по формуле:

где

КЭЦ — коэффициент ценовой эластичности спроса товара, доли единицы (КЭЦ=0,45); КЭД — коэффициент эластичности товара по доходу потребителей, доли единицы (КЭД=0,34); Д — коэффициент изменения дохода потребителей товара, доли единицы (Д=1,04); - изменение товарной массы, поставляемой конкурентами на рынок, доли единицы (); - рыночная доля новой фирмы по отношению к объему товарной массы базового периода, доли единицы (); N — производственная мощность предприятия (N = М = 13 500 000 руб.); NM - принятая производственная программа предприятия (NM = q = 11 475 000 руб.).

Таким образом, индекс цены составит 0,7736.

3. Определяем ожидаемую цену одного кирпича.

3.1 Определяем цену одного кирпича с учетом прогнозируемых изменений стоимости в связи с повышением цен.

где ZP — рыночная цена кирпича на момент проектирования завода (ZP=0,86 руб. /шт.); - минимальная прогнозируемая цена кирпича (=1,14); - максимальная прогнозируемая цена кирпича.

(руб. /шт.)

Определяем окончательную цену кирпича по формуле:

где Z — цена одного кирпича с учетом прогнозируемых изменений стоимости в связи с повышением цен; d — индекс цены одного кирпича.

(руб. /шт.)

Окончательная цена кирпича составила 0,7784 рубля за единицу продукции. Таким образом, под влиянием действия ценовых и неценовых факторов цена товара ощутимо упала — примерно на 22,64%.

4. Определяем годовую выручку от продажи кирпича по формуле:

где q — годовая производственная программа завода; Z — цена одного кирпича.

(руб. /год).

Таким образом, годовая выручка от продажи кирпича составит 8 932 140 рублей в год.

5. Определяем годовые переменные затраты предприятия по формуле:

где q — годовая производственная программа завода; V — переменные издержки за единицу продукции.

(тыс. рублей)

Переменные затраты предприятия составят 2 754 000 тыс. рублей в год.

6. Определяем условно — постоянные затраты на единицу продукции по формуле:

где С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; q — годовая производственная программа завода.

(руб. /шт.)

Условно-постоянные затраты составят 0,2527 рублей за один кирпич.

7. Определяем себестоимость производства единицы продукции по формуле:

где V — переменные издержки за единицу продукции; с — условно — постоянные затраты на единицу продукции.

(руб. /шт.)

Себестоимость производства единицы продукции составит 0,4927 рублей.

8. Определяем себестоимость годовой товарной продукции по формуле:

где s — себестоимость производства единицы продукции; q — годовая производственная программа завода.

(руб. /год)

Себестоимость годовой товарной продукции составит 5 653 732,5 рублей в год.

9. Определяем величину годовой балансовой прибыли предприятия по формуле:

где q — годовая производственная программа завода; s — себестоимость производства единицы продукции; Z — цена одного кирпича.

Годовая балансовая прибыль предприятия составит 3 278 407,5 рублей в год.

10. Определяем рентабельность изготовления кирпича по формуле:

где Z — цена одного кирпича; s — себестоимость производства единицы продукции.

или 58%.

Таким образом, рентабельность изготовления кирпича составит 58%.

11. Определяем годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия по формуле:

где С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; Z — цена одного кирпича; V — переменные издержки за единицу продукции.

(штук)

Таким образом, согласно расчету предельный безубыточный размер выпуска продукции составляет 5 386 330 штук кирпича в год, что на 42,3% выше, чем при затратном способе ценообразования. Ниже этого уровня предприятие опускаться не может, чтобы избежать банкротства. Таким образом, под влиянием действия ценовых и неценовых факторов, в рыночных условиях предприятию значительно сложнее преодолеть порог безубыточности и получить прибыль.

12. Определяем характеристику и степень надежности будущего бизнеса, что представляет собой отношение производственной мощности предприятия к производственной программе самоокупаемости и составляет:

где ХР — опосредованная оценка риска нового предпринимательского дела; М — годовая производственная мощность предприятия; qC — годовая производственная программа самоокупаемости деятельности предприятия.

На основании таблицы 1., полученная цифра свидетельствует, что уже на данном этапе расчета видно, что бизнес учитывая неопределенность будущей рыночной ситуации будет малонадежным, так как его уровень риска существенный, а поправочная норма эффективности капитальных затрат ЕР, учитывающая риск вложений, составляет 0,25.

13. Определяем величину годового совокупного налога предприятия (при отсутствии льгот по налогообложению) по формуле:

где НПОС — условно — постоянные годовые налоги; НПЕР — переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия.

где — коэффициент величины постоянных затрат; С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом.

(руб. /год)

где

— коэффициент, исчисляемый от балансовой прибыли предприятия; ПБ — балансовая прибыль предприятия.

(руб. /год)

(руб. /год)

Таким образом, совокупный налог предприятия составит 1 541 454,1 рублей в год.

14. Определяем годовую производственную программу самоокупаемости с деятельности предприятия с учетом налогообложения по формуле:

где — коэффициент величины постоянных затрат; С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; - коэффициент, исчисляемый от балансовой прибыли предприятия; Z — цена одного кирпича; V — переменные издержки за единицу продукции.

(шт. /год)

С учетом налогообложения объем выпуска необходимый для покрытия всех издержек (годовая производственная программа самоокупаемости предприятия qC) значительно возросла (с 5 386 330 до 6 995 614 штук в год), то есть увеличилась в 1,3 раза.

15. Определяем долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов по формуле:

где q — годовая производственная программа завода; - коэффициент величины постоянных затрат; С — постоянные ежегодные расходы завода в соответствии с проектом; - коэффициент, исчисляемый от балансовой прибыли предприятия;; Z — цена одного кирпича; V — переменные издержки за единицу продукции.

или 19,4%

Полученный результат говорит о том, что у предприятия с одного рубля выручки остается всего 19,4 коп. прибыли. А это значит, что такой бизнес будет малоэффективным и заниматься им из-за очень высоких налогов, рискованно. Поскольку, в распоряжении предприятия после выплаты налогов останется всего 19,4% всей выручки, что составляет

рубля в год.

16. Определяем совокупный налог в процентах поступающий в бюджет от балансовой прибыли по формуле:

где Н — величина годового совокупного налога предприятия; ПБ — балансовая прибыль предприятия.

или 47%

Это достаточно высокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что около 53% балансовой прибыли остается предприятию для социального и производственного развития.

17. Определяем коэффициент эффективности капитальных вложений с учетом риска предпринимательства по формуле:

где

ПБ — балансовая прибыль предприятия; н — величина совокупного налога предприятия от балансовой прибыли предприятия; К — капиталовложения в создание завода; Т — период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (0,8 года); ЕН — норма эффективности капитальных вложений установленная фирмой (0, 20); ЕР — поправочная норма эффективности капитальных затрат, учитывающая риск вложений (составляет 0,25).

Таким образом, с учетом риска эффективность капитальных вложений не удовлетворяет требованиям теории и установленному предпринимателем ограничению нормы эффективности капитальных вложений.

Если бы коэффициент Хр, был больше 3, а не 2,51, как в нашем случае, тогда условие формулы определения коэффициента эффективности капитальных вложений строго выдерживалось.

В нашем случае от такого неэффективного и низконадежного, нового дела следует решительно отказаться или пересмотреть основные технико-экономические и финансовые показатели данного бизнеса в сторону существенного улучшения и прогресса.

18. Определяем срок окупаемости капитальных вложений по формуле:

где ПБ — балансовая прибыль предприятия; н — величина совокупного налога от балансовой прибыли предприятия; К — капиталовложения в создание завода; Т — период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (0,8 года).

(года).

Вывод: проект будущего бизнеса не может быть рекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации и риска вложений, как не обеспечивающий предпринимателю достаточно высокий доход для покрытия всех рисков.

3. Эффективность производства при различных методах расчета цен (формах ценообразования)

Любое производство продукции, требующее инвестиций, предполагает в своем конечном результате, что будущие доходы теснейшим образом связанные с ценой, должны окупить эти вложения. Полученные в результате сравнительного расчета данные свидетельствует о том, что в условиях рыночного ценообразования показатели эффективности производства при фиксированных исходных данных несколько хуже, чем в условиях затратного ценообразования.

Это объясняется тем, что цена товара при увеличении совокупной товарной массы на рынке снижается, следовательно, все показатели, формируемые на основе цены товара, ухудшаются (таблица 2.).

Таблица 2.

Наименование показателя

Значение показателя при затратном ценообразовании

Значение показателя при рыночном ценообразовании

1. Годовая произвол, программа (тыс. шт.)

2. Цена за единицу продукции (руб. /шт.)

1,0062

0,7784

3. Годовая выручка предприятия (руб. /год)

4. Годовые переменные затраты (руб. /год)

5. Условно-постоянные затраты (руб. /шт.)

0,2527

0,2527

6. Себестоимость единицы продукции (руб. /шт.)

0,4927

0,4927

7. Себестоимость товарной продукции (руб. /год)

5 653 732,5

5 653 732,5

8. Годовая балансовая прибыль (руб. /год)

3 278 407,5

9. Рентабельность производства кирпича (%)

104,2

10. Произвол, программа самоокупаемости (шт. /год)

11. Поправочная норма эффективности на риск вложений

0,17

0,25

12. Годовой совокупный налог (руб. /год)

2 273 375,5

1 541 454,1

13. Произвол, программа самоокупаемости с учетом налогообложения (шт. /год)

14. Доля выручки, остающаяся в распоряжении предприятия (%)

31,3

19,4

15. Совокупный налог по отношению к балансовой прибыли (%)

38,6

16. Коэффициент эффективности капитальных затрат с учетом риска:

при Ен + Ер = 0,37

0,5

;

при Ен + Ер = 0,45

;

0,32

17. Срок окупаемости капитальных вложений, годы

1,93

3,16

Так при единой годовой производственной программе самоокупаемости qC =11 475 000 штук кирпича в год и одинаковых условно — постоянных и переменных издержках выручка в первом случае (при затратном методе расчета цен) равна 11 546 145 рублей, а во втором (при рыночном ценообразовании) составила только 8 932 140 рублей, что в 1,3 раза меньше.

Поскольку годовая себестоимость производства товарной продукции одинакова в обоих случаях и равна 5 653 732,5 рублей, то существенная разнится, в 30% возникла только благодаря разнице в цене. То есть, при затратном механизме цена сформированная под влиянием фактических затрат составила 1,0062 рубля, а цена сформированная под влиянием конъюнктуры рынка при рыночном механизме расчета цен всего 0,7784 рубля, что существенным образом отразилось на всех последующих результатах деятельности предприятия. Так при рыночном механизме ценообразования на 44,4% меньше оказалась балансовая прибыль (что составило 5 892 413 руб. против 3 278 407,5 рубля), на 44,3% ниже рентабельность и как следствие на 42,3% возросла годовая производственная программа самоокупаемости.

Таким образом видно, что положение предприятия при затратном методе расчета цен на рынке благоприятнее, у него значительно меньше вероятность, а следовательно, и риск оказаться банкротом в процессе своего функционирования в будущем. Действительно, при рыночном ценообразовании предприятию, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, надо производить не менее 5 386 330 единиц продукции, и если конъюнктура рынка позволит продать столько товара, то все обстоит более или менее благополучно. А если в силу каких-то причин, спрос на продукцию упадет ниже например 5 000 000 штук, то производство будет убыточным, в то время как при определении цены затратным методом расчета предприятие будет работать с прибылью, так как у него граница безубыточного производства существенно ниже — 3 784 913 штук кирпича.

Следовательно, наряду с важностью значения величины цены при решении вопроса об открытии нового предпринимательского дела большое значение приобретает определение производственной мощности будущего предприятия. От этого будет впоследствии зависеть объем выпуска продукции, издержки производства, цена товара на рынке, прибыль и рентабельность работы фирмы, а в конечном счете ее конкурентоспособность, надежность функционирования и величина риска в бизнесе. Поэтому, чтобы не попасть в будущем в тяжелое экономическое положение, при формировании нового дела необходимо, по возможности, заранее обезопасить свое производство, предусмотрев определенные резервы производства. Так в условии технического проекта строительства и эксплуатации кирпичного завода признано было целесообразным сохранить 10% производственной мощности в качестве резерва, таким образом максимальная производственная мощность предприятия составит 90% или:

qМ

где qМ - максимальная производственная мощность;

М — производственная мощность предприятия;

МР — резерв производственной мощности (МР = 0,1).

qМ (штук кирпича в год).

Это не противоречит емкости рынка поскольку ожидаемый спрос на кирпич составит 1,25 производственной мощности или 16 875 000 штук кирпича в год.

Представим зависимость суммарных переменных и постоянных затрат предприятия от объема производства продукции, представленных в таблице 2. в виде графика (рис. 2.).

По оси абсцисс откладываются производственная программа предприятия и ее предельная величина — максимальная производственная мощность (qМ), по оси ординат — затраты (переменные и постоянные) и результаты производства в виде выручки предприятия от реализации изготовленной продукции, при этом черным цветом обозначены результаты расчетов затратным методом ценообразования, а зеленым — рыночном методом расчета цен.

Рис. 2. Производственная программа самоокупаемости.

На рисунке 2. видно, что более низкая цена товара (при прочих постоянных факторах) при рыночном механизме расчета цен существенно сдвигает производственную программу самоокупаемости вправо (из точки АЗ в точку АР), приближая ее к максимальной производственной мощности (qМ), то есть qcс. В результате чего происходит снижение надежности данного бизнеса и условий его стабильности.

Годовая производственная программа самоокупаемости позволяет определить критический объем производства или продаж, то есть нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Таким образом, переход критического объема из точки АЗ в точку АР увеличивает зону убыточного производства и сокращает зону рентабельности. Увеличение же максимального объема выпуска позволяет повысить размер рентабельной зоны за счет резерва мощности. Так прирост производственной мощности на 5%, вызовет повышение выручки на 5,9% в обоих методах ценообразования и увеличение балансовой прибыли на 8,8 при затратном ценообразовании и на 11,1 при рыночном (таблица 3.).

Таблица 3.

Показатели

Производственная мощность 85% или 11 475 000 шт. /год.

Производственная мощность 90% или 12 150 000 шт. /год.

Изменение экономических показателей за счет вовлечения произ-водственного резерва, %.

при затратном ценообразовании

Годовая выручка предприятия (руб. /год)

5,9

Годовая балансовая прибыль (руб. /год)

8,8

Рентабельность производства кирпича (%)

104,2

4,2

при рыночном ценообразовании

Годовая выручка предприятия (руб. /год)

5,9

Годовая балансовая прибыль (руб. /год)

3 278 407,5

11,1

Рентабельность производства кирпича (%)

62,6

4,6

Произошедшие изменения возникли благодаря сокращению условно — постоянных затрат на единицу продукции, в результате чего рентабельность производства также увеличилась соответственно на 4,2 и 4,6%.

Таким образом, вовлечения в производство резервов производственной мощности, хоть и дало улучшение экономических показателей, но тем не менее не изменило общей картины рискованности бизнеса при цене 0,7784 рубля за кирпич (рыночный механизм ценообразования). Поскольку другой способ определения надежности и стабильности бизнеса это соизмерение годовой программы самоокупаемости с производственной мощностью предприятия, и сравнение полученного соотношения (ХР) между второй и первой из указанных величин с заранее установленной шкалой (таблица 1), показывает, что при цене равной 0,7784 рубля ХР=2,51 бизнес малонадежный с высокой степенью риска и высокой поправочной нормой эффективности капитальных вложений ЕР=0,25.

Полученный результат свидетельствует о том, что в условиях рыночного ценообразования показатели эффективности производства при фиксированных исходных данных значительно хуже, чем в условиях затратного ценообразования. Это объясняется тем, что цена товара при увеличении совокупной товарной массы на рынке снижается, следовательно, все показатели, формируемые на основе цены товара, ухудшаются (выручки, балансовой прибыли, рентабельности производства и пр.).

Можно также констатировать, что при рыночном ценообразовании после уплаты налогов в распоряжении предприятия остается меньше денежных средств для дальнейшего развития.

Тем не менее, если учесть нестабильность рыночных цен и то, что ожидаемый спрос на кирпич превышает ресурсы предприятия, можно предположить, что в случае устранения или существенного смягчения степени риска данный технический проект можно было бы рекомендовать для рассмотрения.

Можно также добавить, что несмотря на высокую степень риска в условиях рыночного ценообразования предпринимательский проект все же признан (согласно таблице 1.) не безнадежным, а следовательно, при применении ряда мер по снижению степени риска будущего производства проект можно было бы рекомендовать для внедрения.

Заключение

Из представленного выше анализа можно заключить, что если опираться на результаты, полученные затратным методом ценообразования, то бизнес являющейся достаточно надежным, с уровнем риска ниже среднего (таблица 1.), казалось, можно было бы рекомендовать для инвестирования. Но, приведенный анализ показателей, полученных рыночным методом ценообразования из-за колебания цен на рынке товаров, ставит под сомнение правильность этого решения, поскольку характеризует бизнес как малонадежный с существенной степенью риска.

Тем не менее, безнадежным данный бизнес все же не является, и даже более низкая во втором случае рентабельность производства, составляющая 58%, представляется достаточно хорошей характеристикой эффективности.

Следовательно, анализируя совокупность всех данных, рекомендовать данный бизнес можно лишь с некоторыми оговорками. То есть, предприниматель должен или уменьшить ЕН, где ЕН - норматив эффективности капитальных вложений, который каждая фирма устанавливает для себя самостоятельно (в качестве ориентира величину норматива принимают на уровне годовой учетной ставки процента по депозитам высоконадежного банка, и в этом смысле данный норматив будет означать эффективность вложений в альтернативный вариант использования средств путем помещения их в банк под определенный процент), или пересмотреть основные технико-экономические и финансовые показатели данного бизнеса в сторону существенного улучшения и прогресса, что представляет собой ряд, следующих мер:

1. увеличить объем производства продукции до предельного значения;

Естественно, когда объем производства продукции незначителен (т.е. ниже годовой программы самоокупаемости), затраты производства превышают его результаты в форме выручки и предприятие несет убытки. И наоборот, по мере увеличения объема производства, приближающемуся к производственной мощности предприятия, у последнего выручка окажется больше понесенных затрат. В этом случае производство будет обеспечивать предприятию некоторую прибыль.

Увеличением объемов производства существенно снижаются возможные неблагоприятные последствия неопределенности рыночной ситуации, которая как бы находится под постоянным косвенным контролем данного предприятия. И в случае падения спроса на продукцию предприятие может легко и безболезненно пережить трудные времена. У него будет некоторый запас прочности в плане стабильности его положения, повысится надежность бизнеса и опосредованно уменьшится неопределенность будущей рыночной ситуации.

2. повысить цену товара;

В рыночных условиях по желанию предпринимателя, цену повысить весьма проблематично. Она в огромной степени определяется конъюнктурой рынка, которая очень часто не зависит от предпринимателя и не управляется им, хотя в некоторых случаях такое воздействие не только возможно, но и имеет место на практике (например, при монопольном рынке). В основном же повышение цены товара напрямую связано с повышением качества производимой продукции, чтобы он мог выгодно отличаться от аналогичной продукции, выпускаемой конкурентами.

Это единственный путь повышения цены товара, который зависит исключительно от самой фирмы. Все другие пути, которые могут иметь место в реальной действительности, носят рыночный и конъюнктурный характер, а следовательно, отражают неопределенность будущей рыночной ситуации.

3. снизить переменные и постоянные затраты на производство продукции;

Снижение условно — постоянных затрат достигается в большинстве случаев тщательным анализом кадрового состава, его оптимальным использованием по времени, рационализацией приемов работы, совмещением профессий и прочими улучшениями, что и позволят существенно снизить расходы на постоянную часть заработной платы.

Снижение переменных затрат напрямую связано с использованием новейших достижений в области научно — технического прогресса, связанного с производством продукции: прогрессивной технологией изготовления продукции, использованием высокопроизводительного оборудования и высоконадежного инструмента, автоматизацией и механизацией производства и пр. Все это позволяет снизить расход материальных ресурсов на каждую изготовленную единицу продукции, обеспечить рост производительности труда, экономию топлива и энергии, идущих на технологические нужды.

Использование каждого из рассмотренных резервов при создании нового предпринимательского дела является очень важным направлением повышения надежности будущего бизнеса. Однако значительно важнее обеспечить реализацию комплексных мер, когда одновременно используются два или, еще лучше три резерва сразу. Выбор направления совершенствования деятельности полностью зависит от самой фирмы. И важно при этом, чтобы она использовала в новом для себя предпринимательском деле все предоставленные законом возможности.

Вывод: проект будущего бизнеса обеспечивает предпринимателю относительно высокий доход и может быть рекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации и риска вложений, лишь с учетом изменения ряда основных технико-экономических и финансовых показателей в сторону существенного их улучшения.

1. Афонасова М. А. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999.

2. Богатин Ю. В., Швандар В. Д. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

3. Волков О. И., Девяткина О. В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2004.

4. Раицкий К. А. Экономика предприятия: учебник для вузов. — М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

5. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. Н. А. Сафронова. — М.: «Юристъ», 1999.

6. Экономика отрасли: Учеб. пособие/Под ред. проф.А. С. Пелиха. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой