Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формы реализации права

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой — прямой или косвенный. Неосторожность тоже бывает двух видов самонадеянность… Читать ещё >

Формы реализации права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации Кафедра теории и истории государства и права Межсессионная контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права»

Формы реализации права Выполнила: студентка 1 курса Группы 14 332

Монгуш Б.В.

Проверил: Заведующий кафедрой — Николай Иванович Красняков, канд. юрид. наук, доцент Новосибирск 2015

Понятие реализация права

Формы реализации права

Применение права как особая форма реализации права

Стадии правоприменительного процесса

Понятие правоприменительного акта

Особенности правоприменительных актов

Заключение

В правовом государстве права и свободы человека как таковые приобретают непосредственное юридическое действие, так как они имеют «высшую ценность» Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета — 25.12.2013 — № 237 по отношению к другим общественным ценностям и включены в систему конституционного регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются базой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как стадия в общем механизме осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

Как широко известно, в теории права под правоприменением понимают властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях претворение юридических норм в жизнь. В последние годы актуализируется внимание отечественных ученых-юристов по отношению к этой проблеме. Всё больше публикаций проявляется на эту тему. Проводятся научные конференции, «круглые столы», «симпозиумы» и др.

В учебных программах по теории государства и права соответствующие вопросы занимают почетное место. Им выделена целая тема: реализация права, применение права, стадии его применения, акты применения и проч.

Знакомясь с научными и учебными изданиями по этой проблеме, можно прийти к выводу, что применение права, его реализация в этой форме — самодовлеющая проблема.

Таким образом, в данном реферате мы рассмотрим теоретические основы реализации и применения норм права.

Понятие реализация права

Переходя от понятия действие права к понятию реализация права, начнем с определений.

Реализация правовых норм — воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение Зеленина, А. Ю. Применение как основная форма реализации норм права социального обеспечения / А. Ю. Зеленина. // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 1 (7). Это конечный результат правового регулирования. Нормы права, обладая социальной ценностью, являются важным инструментом воздействия на общественные отношения при условии их претворения в жизнь в результате сознательного поведения людей, поэтому реализация права — необходимая сторона его жизни.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2007. С. 334.

Реализация права — способ осуществления им своего первоначального назначения: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных государственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Формы реализации права

Право в любой его интерпретации — сложное, многогранное явление. Поэтому и механизм его реализации сложный и разнообразный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависит от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, отраслевой принадлежности и др.

Основные авторы работ, касающихся реализации права выделяют четыре формы реализации права:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая все без исключения индивидуальных и коллективных субъектов — от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она:

а) распространяется в основном на обязывающие нормы;

б) предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов;

в) отличается известной властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;

г) в большинстве случаев правоисполнительные действия, в отличие от первой формы, так или иначе, фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан свой воинский долг — отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т. д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанность.

Использование — это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают и покупают, устраиваются и увольняются с работы, вступают в брак и разводятся и т. д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов — достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие упомянутых органов или должностных лиц. Например, гражданин не может сам себе назначить пенсию, предоставить жилье, выдать заработную плату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз и т. д. Требуется вмешательство надлежащих официальных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение права как особая форма реализации права

В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализация права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Применение — это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц Коженевский, В.Б. К вопросу о понятии «применение норм права» (в порядке обсуждения) / В. Б. Коженевский. // Вестник Омского университета. — 2009. — № 4. Эти лица выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия.

Применять нормы права — это значит применять власть, а нередко — принуждение, санкции, наказание. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; таким прерогативами они не наделены. Хотя вопрос этот не бесспорный.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель — упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более — вымогательство и взяточничество. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют «вознаграждения». Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.

Однако, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т. д.), которые объективно создают здоровую компетенцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это — властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т. е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся конкретных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условия договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, т. к она самовольно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения, спор о детях, наследование и т. д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже, недвижимости, регистрации нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т. д.);

6) когда определение права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства);

Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).

Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) — это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение и использование и другие формы — видовые. Их надо соотносить с общей категорией — «правореализация» .

Стадии правоприменительного процесса

Применение норм права не является простым, однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.

Рисунок 1 — Стадии правоприменительного процесса

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это необходимо, экспертизы, фотосъемка и т. д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Еще римские юристы рекомендовали руководствоваться здесь следующей формулой: что — где — когда — кто — как и почему. Ответив на все эти вопросы, следователь может получить более или менее ясную картину случившегося, т. е. установить фактическую основу дела.

Поиск истины — труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере, к этому надо стремиться.

Под абсолютной объективной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому что произошло в действительности.

На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой — прямой или косвенный. Неосторожность тоже бывает двух видов самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибка здесь крайне нежелательна, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т. д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.

Понятие правоприменительного акта

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник / Т. Н. Радько. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2011. — С. 344. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые — это не их функция.

Особенности правоприменительных актов

Наиболее характерные признаки правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических актов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, т. к речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т. д.), т. к они не подходят под указанные выше признаки. Подобные бумаги выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми вешними атрибутами (реквизитами), т. е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т. д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. — М.: Юрайт, 2013.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям — на правообразующие, правопрекращающиеся и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т. д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

правоприменительный акт реализация

Заключение

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения:

1. Правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел.

2. Правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения.

3. Исполнение правоприменительных актов носит обязательный характер.

4. В необходимых случаях правоприменительные акты обеспечиваются государственным принуждением.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан.

1. Деев, С. В. Теоретические аспекты правоприменения / С. В. Деев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 55.

2. Зеленина, А. Ю. Применение как основная форма реализации норм права социального обеспечения / А. Ю. Зеленина. // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 1 (7).

3. Коженевский, В.Б. К вопросу о понятии «применение норм права» (в порядке обсуждения) / В. Б. Коженевский. // Вестник Омского университета. — 2009. — № 4.

4. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — М.: Юрайт, 2013.

5. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2013.

6. Общая теория государства и права: академический курс: в 3 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. — 3-е изд., перараб. и доп. — М.: Норма, 2010. — Т. 2. — 802 с.

7. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник / Т. Н. Радько. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2011. — 744 с.

8. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. — М.: Юрайт, 2013.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой